Святейший Патриарх Кирилл посетил храм пророка Божия Илии в Черкизове 24 апреля 2009 г. 15:21 Днем 24 апреля, в пятницу Светлой седмицы, в день праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник» , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм пророка Божия Илии в Черкизове. Его Святейшество сопровождал архиепископ Истринский Арсений . Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали настоятель храма епископ Дмитровский Александр , клирики и прихожане. В храме присутствовали префект Восточного административного округа Н.Н. Евтихиев и его заместитель О.Е. Пильщиков, глава управы «Преображенское» С.Ю. Губин, руководитель муниципального образования «Преображенское» Г.В. Петушков, советник префекта ВАО Т.А. Шелестова и другие представители местных органов власти. Епископ Дмитровский Александр рассказал Святейшему Патриарху Кириллу об истории храма и современной жизни прихода. Первое упоминание о деревне Черкизове на реке Сосенки относится к концу XIV века. Это документ от 12 ноября 1378 года — духовная грамота святителя Алексия, митрополита Московского. В Черкизове на протяжении шести веков жили и трудились многие иерархи Русской Православной Церкви — святитель Алексий; митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербатский); митрополиты Московские Платон (Левшин), Серафим (Глаголевский), святители Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов); митрополит Макарий (Булгаков); священномученик Владимир (Богоявленский). Ильинский храм в годы советской власти не пострадал. В нем продолжали совершаться богослужения. Служили в нем все Предстоятели Русской Православной Церкви: святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, Патриархи Сергий (Старогородский) , Алексий I (Симанский), Пимен (Извеков), Алексий II (Ридигер) . Приветствуя священнослужителей и прихожан, Святейший Патриарх, в частности, сказал: «Для меня большая радость посетить Свято-Ильинский храм в Черкизово — храм, прославленный своей историей, связанный с жизнью и деятельностью митрополитов Московских. И сегодня этот древний храм является одним из самых активных в городе Москве — по приходской деятельности, по посещаемости».

http://patriarchia.ru/db/text/626149.htm...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Фото: patriarchia.ru/www.globallookpress.com      «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя...» Евангелие от Иоанна, 15:13 22 июня 1941 года. Один из самых страшных дней в русской истории. И в то же время – большой церковный праздник: Собор всех святых, в Земле Российской просиявших. Тогда, без малого восемь десятилетий назад, об этой дате православного календаря не задумывались ни коммунистические вожди, впервые столкнувшиеся с по-настоящему сильным противником, ни германские нацисты, уверенные в своем победоносном блицкриге и скорой победе. И только русские православные люди, в большинстве своем не отрекшиеся от веры, несмотря на два десятилетия жесточайших гонений, осознавали: Господь не оставит Русскую землю и дарует ей победу. По молитвам многотысячного сонма русских святых. Именно об этом были первые слова Предстоятеля Русской Церкви того времени – Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), который обратился к верующим именно в тот самый день – 22 июня 1941-го: Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу...» Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). Фото: patriarchia.ru      Исторические сравнения очень точны. Не хватает разве что наших польско-литовских «западных партнеров», в начале XVII века также попытавшихся не только захватить столь вожделенную территорию Государства Российского, но и лишить русских людей не только их политического суверенитета, обретенного относительно недавно, но основы самой русскости – православной веры. Те, кто хотя бы немного знаком с историей Смутного времени, знает: одним из ключевых его эпизодов была героическая оборона одной из главных русских святынь – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, главного монастыря Московской Руси, обители духовного отца преподобного Сергия Радонежского.

http://pravoslavie.ru/113911.html

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 1397 г. Описание: История Основан в 1397 г. на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм построен заново в 1677 г. и освящен во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи. Хорошо сохранились фрески — последний шедевр древнерусского искусства в Москве (1707 г.). В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы. Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась именно в Сретенском монастыре. После октябрьского переворота 1917 г. Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был сподвижник Святейшего Патриарха Тихона сщмч. архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 г. Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами», но усилиями священномученика Илариона в 1923 г. монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор — переосвящен великим чином. 4 декабря 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись  рассстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием II.

http://patriarchia.ru/db/text/250117.htm...

«Чтобы свет любви и радости в нашем сердце не угас…» Памяти Святейших Патриархов Алексия II и Пимена Светлана Сидорова Святейших Патриарха Алексия II, чей день памяти сегодня отмечаем, и его предшественника Патриарха Пимена вспоминает вдова патролога, церковного историка, переводчика Алексея Ивановича Сидорова – Светлана Викторовна. «Вы даже не представляете, как трудно быть главой Русской Православной Церкви!» Ушедших ко Господу последних патриархов мне хочется вспомнить не потому, что они были моими близкими знакомыми, а потому, что они были нашими Патриархами и мы любили их. Святейшему Патриарху Пимену досталось возглавлять Русскую Православную Церковь в непростой период нашей истории (хотя какой период простой?), и я была свидетелем признания Святейшего, которым он завершил однажды свою проповедь: «Вы даже не представляете, как трудно быть главой Русской Православной Церкви!» Я тогда пришла на раннюю обедню в московский храм Ильи Обыденного, где находится чтимая патриархом с детства икона Божией Матери «Нечаянная Радость», перед образом которой Святейший каждую пятницу (с того времени, как стал Российским Патриархом), в течение 20 лет читал акафист. В тот день отмечали память этого чудотворного образа. И узнав, что на поздней будет служить патриарх, я осталась в храме, оказавшись у самого алтаря, рядом со Святейшим. Всю дорогу от храма до дома я проплакала от жалости к нашей Церкви, от жалости к нам, беззащитным в своей греховности, переживая свою неблагодарность, черствость, леность, бесчувственность. И понятно, почему так остро переживала: я, можно сказать, совсем недавно стала православной христианкой – вот и омывалась слезами моя бедная душа, горькими и радостными одновременно. Святейший Патриарх Пимен (Извеков) Какое же счастливое это было время! Будто сама радуга Ноя расцветила серенькие дни, и, умытые благодатными слезами, они переливались теперь множеством красок. (Подумать только! А ведь моя жизнь казалась мне когда-то яркой и значительной!) К тому же все мои друзья одновременно стали верующими, и мне было с кем разделить свой восторг.

http://pravoslavie.ru/135830.html

«Я выучила Иерусалим времен Ирода так, что могла мысленно ходить по нему» (+ИЛЛЮСТРАЦИИ) Художница Алия Нуракишева о пяти годах работы над иллюстрированием Библии Наталья Михалёва Издательство «Вольный странник» выпустило Библию в рассказах для детей , иллюстрации к которой нарисовала Алия Нуракишева , знакомая читателям портала Православие.Ru по своим замечательным акварельным иллюстрациям к сборнику избранных стихов иеромонаха Романа (Матюшина) . Для новой Детской Библии художница подготовила более 80 уникальных иллюстраций, словно искрящихся солнечным светом Палестины. Мы побеседовали с Алией, во Святом Крещении Александрой, о её работе и тех открытиях, которые неизбежно сопровождают обращение к Священному Писанию и Священной истории. Чудесный улов рыбы. Художница: Алия Нуракишева/Православие.Ru — Александра, расскажите немного о себе. — Я родилась в многонациональной семье советских инженеров. Папа — казах, мама — русская. В семье не было оголтелого атеистического воспитания, но и к религии было равнодушие. Моя русская бабушка ходила в церковь. И я слышала о том, что есть люди, которые верят в Бога. Маленькой девочкой, в 7 или 8 лет, по телевизору я увидела Святейшего Патриарха Пимена. Я посмотрела на его лицо и спросила: «Мама, он верит в Бога?» Мама ответила: «Ну, не знаю, может быть». Мне его лицо показалось прекрасным! Патриарх Пимен (Извеков). Художник: Алия Нуракишева/Православие.Ru После школы я поступила в Театральное художественно-техническое училище, получила профессию «художник по гриму». С 17 лет, со второго курса училища, я уже работала в театре «Современник», а потом — в московских театрах «Геликон-Опера», «Новая Опера», на телевидении. Именно в «Геликоне», в богемной среде, я впервые увидела настоящих христиан. Они разительно отличались от всех. Мне было очень интересно, как они живут, почему они такие, хотелось стать такой же, как они. Со многими христианами, которых я там встретила, мы общаемся до сих пор, и они играют в моей жизни большую роль, являясь по-настоящему близкими людьми.

http://pravoslavie.ru/141907.html

Календарь Материалы 9 сентября 2008 г. [Гость сайта] Конечно, цель жизни православного человека – спасение души, а не производство и продажа материальных ценностей. Но если обратиться к трудам святых отцов, то мы увидим, что эта проблема в них не обойдена. Там можно найти принципы этического бизнеса. И это, во-первых, общее отношение к экономике как к творчеству: но я творю не просто потому, что мне так хочется, а я со-творю, то есть творю совместно с Богом. Вот это – основание нравственной экономики. И на нем строится отношение к собственности. [Интернет-журнал/Культура] Артемий Ермаков Задуманная для «вычищения и обогащения российского языка» и «установления употребления слов оного» Российская академия в начале XIX столетия стала своего рода идеологическим центром, во многом определившим направление государственной культурной политики. Сформулированные А.С. Шишковым, ее президентом, задачи отечественного воспитания позднее выльются в знаменитую формулу: «Православие, самодержавие, народность». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Современники [Патриарх Пимен (Извеков)] : В первую годовщину смерти патриарха Пимена о. Иоанн сказал: «Посмотрите, дорогие мои, родные, чада Божии и Церкви, на кончину жизни наших первосвятителей. Неужели праведная их в Боге жизнь не откроет пред нашим взором чуда промыслительного действия руки Божией, покоящейся на наших первосвятителях, а через них на нашей Церкви и на нас». Смиреннейший был человек. Я его за день до смерти посещал в больнице. «Я, – сказал он, – ничего не искал, ничего не просил. Всё принимаю, как из руки Божией». Перед смертью он подготовил книжку в одном томе – сокращённую версию его работы о христианстве в литературе. В течении месяца она выйдет; эту книгу выпустит Академия в память о нём. Валерий Бондарь Одна из веточек стала роптать. «Зачем мне дерево? – говорила она. – У меня такая красивая, гладкая кора, я такая тонкая и изящная! А поглядите на этот ствол. Какой же он старый, толстый, весь в дуплах и трещинах! Зачем он мне? Что между нами общего? Мне тяжело с ним общаться. Мои листики работают, производят хлорофилл, а потом отдают десятую часть стволу. А что я получаю взамен? И куда расходуется часть, которую я отдаю?»

http://pravoslavie.ru/archive/080909

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОРИН Викторин (Беляев), архиеп. Виленский. Фотография. Сер. 80-х гг. XX в. Викторин (Беляев), архиеп. Виленский. Фотография. Сер. 80-х гг. XX в. (Беляев Владимир Васильевич; 4.06.1903, с. Блошники Витебской губ.- 16.03.1990, Вильнюс), архиеп. бывш. Виленский и Литовский. В 1924 г. окончил Виленскую ДС. В 1924-1928 гг. нес послушание псаломщика в храмах городов Лида, Сморгонь и в Пречистенском кафедральном соборе Вильны. После вступления в брак, 27 апр. 1928 г. Виленским и Лидским архиеп. Феодосием (Феодосиевым) был рукоположен во диакона, 29 апр.- во иерея к Пречистенскому собору. В 1931 г. окончил богословский фак-т Варшавского ун-та. В 1940-1945 гг. служил в виленской ц. во имя мц. Параскевы Пятницы, затем являлся настоятелем Покровской ц. в с. Олекшицы Гродненской обл. В 1946-1953 гг. служил в Покровском кафедральном соборе в Гродно, в 1953 г. назначен в клир Всехсвятского кафедрального собора Тулы. В 1955-1960 гг. служил в г. Алексине Тульской обл., в 1960-1966 гг.- в Преображенском кафедральном соборе в Иванове. В 1962 г. окончил экстерном МДА со степенью канд. богословия за соч. «Раскрытие догмата о Св. Троице в творениях святителей Василия Великого и Григория Богослова». В 1966 г. назначен ключарем, затем настоятелем Всехсвятского собора в Туле, исполнял послушания секретаря Тульского ЕУ, члена епархиального совета, заведующего пенсионными делами Тульской епархии, с 3 февр. 1970 г. благочинный храмов 1-го округа Тульской епархии. 31 мая 1973 г. по пострижении в монашество определен быть епископом Пермским и Соликамским. 1 июня 1973 г. он принял монашеский постриг с именем Викторин и возведен в сан архимандрита. Хиротония, к-рую возглавил Патриарх Пимен (Извеков) , состоялась 3 июня 1973 г. в Богоявленском соборе Москвы. 3 сент. 1974 г. В. был назначен на Венскую и Австрийскую кафедру, однако из-за состояния здоровья епископа назначение было отменено. С 13 марта 1975 г. епископ Алексинский, викарий Тульской епархии. С 11 июня 1977 г. епископ Тульский и Белёвский. 19 апр. 1978 г. переведен на Виленскую и Литовскую кафедру, 9 сент. 1982 г. возведен в сан архиепископа. В сент. 1980 г. в составе делегации РПЦ В. принимал участие в Конференции лютеранских церквей Европы, проходившей в Таллине. Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1983), равноап. кн. Владимира 1-й степени (1988).

http://pravenc.ru/text/158582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2004 г. Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2004 г. (Сабодан Виктор Маркианович; род. 23.11.1935, с. Марковцы ныне Хмельницкой обл., Украина - 05. 07. 2014, Киев), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ). Из крестьянской семьи. С 9 лет исполнял различные послушания при храме во имя арх. Михаила в родном селе. По окончании средней школы в пос. Меджибож учился в Одесской ДС (1954-1958). В 1958 г. поступил в ЛДА, к-рую окончил в 1962 г. со степенью канд. богословия за соч. «Христос Спаситель - Начальник мира». Преподавал в Одесской ДС, исполнял обязанности старшего помощника инспектора, одновременно занимал должность секретаря Одесского епархиального управления. 14 июня 1962 г. Херсонским и Одесским митр. Борисом (Виком) В. был рукоположен в состоянии целибата во диакона, 15 июня - во иерея, 26 авг. пострижен в монашество с наречением имени в честь равноап. кн. Владимира. В 1965 г. окончил аспирантуру при МДА, определен ректором Одесской ДС с возведением в сан архимандрита. В 1966 г. назначен зам. начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме . 23 июня 1966 г. В. определено быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии с поручением исполнения обязанностей представителя РПЦ при Всемирном Совете Церквей . Хиротонию В., совершенную 9 июля 1966 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры , возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Пимен (Извеков , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 28 нояб. 1968 г. В. был перемещен на Переяслав-Хмельницкое вик-ство Киевской епархии. С 20 марта 1969 г. епископ Черниговский и Нежинский, временно управлял Сумской епархией. В 1970-1973 гг. являлся ответственным редактором ж. «Православний bichuk» . 18 апр. 1973 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором МДАиС, 9 сент. возведен в сан архиепископа. С 18 апр. 1978 г. профессор МДА. 5 июня 1979 г. В. защитил в МДА магист. дис. «Экклезиология в отечественном богословии». 3 марта 1976 г. введен в состав Комиссии по вопросам христ. единства, в 1978 г. состоял членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества в РПЦ, в 1981-1988 гг. входил в комиссию по подготовке и проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси .

http://pravenc.ru/text/159072.html

Год со старцами Псково-Печерского монастыря. 9 сентября Псково-Печерский патерик Патриарх Пимен (Извеков С. М., 1910-1990) Была восстановлена Лазаревская церковь, отремонтированы жилые помещения, устроена баня и прачечная, упорядочены сельскохозяйственные работы, приобретена необходимая техника. Храмы обители предстали в первозданной красе. Наместник восстановил традицию совершения литургий в Никольском надвратном храме и пение молебна святителю Николаю по четвергам. При нем было установлено служение ранних литургий в Покровском храме в летнее время, совершение повторной утрени в праздники Рождества Христова и Богоявления и в праздник Успения, с изнесением в центр Михайловского собора Плащаницы Божией Матери, написанной при новом наместнике. После вечерних богослужений установлено совершение молебна преподобному Корнилию. Наместник составил акафист иконе Божией Матери «Умиление», общий акафист Псково-Печерским святым, акафист и тропарь преподобной Вассе, образ которой настоятель сам и написал. Отец Пимен любил совершать торжественные службы с чтением акафистов, с торжественными молебнами. Особо торжественны были службы в Субботу Акафиста — в 5-ю субботу Великого поста. Обитель испытывала притеснение от властей. Перед большими праздниками специально отключали электричество, и монастырь погружался во мрак. Тогда, к полной неожиданности недоброжелателей, была тайно приобретена дизельная электростанция. На рубеже 1940-1950-х гг. у монастыря отобрали посевные и огородные земли. Новый участок нашли на территории монастыря, но он долго не плодоносил и зазеленел только после молитв старца Симеона, к которому наместник ходил с жалобами на отсутствие всходов. Когда братия вручную жала серпами рожь, он просил послушника Евгения Пелешева научить его этому мастерству. На Пасху просил звонарей научить его трезвону и был упорным учеником; не стеснялся работать и на монастырской лесопилке. 9 сентября 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55880.html

Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Пимену 3 мая 2010 г. 14:38 3 мая 2010 г., в день 20-летия со дня кончины приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру . У гробницы Патриарха Пимена в крипте Успенского собора лавры Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по почившему Первосвятителю. На богослужении также возносились заупокойные молитвы о Святейшем Патриархе Алексии I , 40-летие со дня кончины которого отмечалось в минувшем месяце. Патриарх Алексий I скончался 17 апреля 1970 года; его гробница также находится в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. На панихиде молились Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин , архиепископ Истринский Арсений , ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений , наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел , наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , архиепископ Брянский и Севский Феофилакт , руководитель Административного секретариата Московский Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , епископ Переяслав-Хмельницкий Александр , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков ; настоятели московских храмов, служившие в разные годы иподиаконами у приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена, — ключарь кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя г. Москвы протоиерей Михаил Рязанцев , настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Архангела Михаила в Тропареве протоиерей Георгий Студенов, настоятель храмов Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря протоиерей Владимир Чувикин; а также настоятельницы женских монастырей Московской епархии. По окончании панихиды всем молящимся были розданы иконки преподобного Пимена Великого — небесного покровителя Святейшего Патриарха Пимена. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) был избран на Московский Первосвятительский престол в 1971 году. В годы его Патриаршего служения государственные органы целенаправленно проводили политику жесткого контроля деятельности Церкви, вмешиваясь в любые внутрицерковные вопросы. В этих непростых условиях Святейший Патриарх Пимен достойно, мудро и осмотрительно осуществлял управление Русской Православной Церковью вплоть до своей кончины 3 мая 1990 года. Широкое празднование тысячелетия Крещения Руси, отмечавшееся в 1988 году и ставшее своего рода переломным моментом в отношениях Церкви и государства, — во многом личная заслуга приснопамятного Предстоятеля. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1151946.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010