Я хочу, чтобы христианская католическая, римская религия сохранялась во всей ее неприкосновенности и чтобы она отправлялась открыто, и чтобы далее она пользовалась столь же полным, столь же широким, столь же безграничным общественным исповеданием, как и в то время, когда в первый раз я посетил эту счастливую страну. У Франции, наученной всеми своими страданиями, наконец, открылись глаза; она признала, что католическая религия есть единственный якорь, который во время треволнений может опять дать ей устойчивость и твердость и спасти ее от бурь: поэтому она опять восстановила у себя эту религию. Я не буду отрицать того, что в этом прекрасном деле я принимал большое участие. Могу только сообщить вам достоверное известие, что теперь во Франции церкви опять открыты: католическая религия там опять получила свой прежний блеск, и народ с благоговением взирает на своих благочестивых священников, которые, исполненные ревности, возвращаются к своим покинутым паствам. Постигшая покойного папу судьба отнюдь не должна внушать вам опасения. Пий VI обязан был теми страданиями, которые постигли его, отчасти интригам своих собственных советников, отчасти жестокой политике Директории. Если я найду случай переговорить с новым папой, то надеюсь, что в состоянии буду устранить все препятствия, которые еще могут стоять на пути к полному примирению Франции с главою церкви». Эта речь отнюдь не предназначалась для одного только духовенства. Она была напечатана, «чтобы не только Италия и Франция, но и вся Европа могла узнать о намерениях первого консула». Чрез восемь дней после победы при Маренго и перемирия с австрийским генералом Меласом, Бонапарт с большою торжественностью приказал миланскому духовенству освятить победоносные знамена в соборе, «не заботясь о том, что могут подумать атеисты в Париже». В то же время он сделал сообщение Пию VII, что он, как главный начальник французской армии, начнет переговоры касательно устройства церковных дел во Франции. Это сообщение пришло к папе, когда он был еще на пути к Риму, в Терни; но ответ он дал лишь после того, как прибыл в свою резиденцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Пример кардинала заразительно подействовал и на других римских вельмож. Слух об этом несчастье пробудил у папы настойчивое желание возвратиться в Рим. Но прежде чем отправиться в обратное путешествие, он предъявил (в феврале или марте 1805 года) императору свои требования. Он потребовал устранения различных злоупотреблений и некоторых, противоречащих церковному учению, законов, как содержавшиеся в Наполеоновом кодексе постановления о разводе, а также некоторые органические члены, именно о галликанских положениях. Для епископов он требовал их старого права наблюдать за нравственностью и жизнью священников, а также восстановления прежних законов о святости воскресных и праздничных дней, запрещения женатым священникам преподавать в школах, допущения монашеских орденов. Наконец, он требовал, чтобы римско-католическая религия была объявлена господствующей во Франции. Свое письменное заявление папа сопроводил второй запиской, в которой коснулся понесенной им потери нескольких областей церковного государства. Следуя велениям своей совести, как и уповая на благосклонность императора, папа доказывал, что в виду связанных с папством расходов он никак не может обойтись без провинций, отнятых у него французами. «И вообще было бы полезно для равновесия Италии возвратить земли государю, который не обладает никаким другим оружием, кроме политической слабости и духовного достоинства». Император должен подражать Карлу Великому, который возвратил папе то, что отнято было у него лонгобардами; и если когда-либо состоится мирный конгресс, то папский престол должен послать на него своего уполномоченного, не для того, чтобы мешаться в политические дела государей, но для того, чтобы заявить о нуждах папства. Папское представление заключалось пожеланием, чтобы Пий VII и Наполеон I приобрели себе такую же славу, как Стефан IV и – Людовик Благочестивый. Этот документ папа лично передал Наполеону. Наполеон принял его дружелюбно, но предоставил себе позже ответить на отдельные пункты; и как пишет кардинал Антонелли к Консальви, по всему было видно, что совсем нельзя было питать надежды на возвращение потерянных провинций.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Над алтарем в XVIII веке был водружен огромный, нарушающий пропорции и заслоняющий апсиду бронзовый балдахин. Роскошный резной потолок восходит к XVI веку; поначалу, вероятно, тут и вообще не было потолка, а были открытые стропила крыши: пространство неопределенно замыкалось вверху; четко замыкалось оно только впереди — апсидой. Но несмотря на все это, и как бы мы к этим переменам ни относились, как бы ни восхищались, например, наружным оформлением апсидной стороны — одним из великолепнейших созданий Райнальди, да и всего римского барокко, — тем не менее Санта Мариа Маджоре остается — в том главном, о чем она говорит и что мы немедленно, входя в храм, воспринимаем, — свидетельством времен, когда только еще создавалась христианская церковная архитектура и когда закладывалась основа всего ее дальнейшего развития. На сходные чувства и мысли наводит и еще одна из тех семи церквей — базилика апостола Павла «фуориле мура», то есть вне стен города. Построенная лет на сорок раньше, она простояла без крупных перестроек больше тысячи четырехсот лет, когда в ночь с 15 на 16 июля 1823 года ее посетил пожар, столь разрушительный, что от тогдашнего папы, тяжело больного, его скрыли, и Пий VII умер через месяц, 20 августа, так о нем ничего и не узнав. Его преемники отстроили храм заново, сохранив его план, но не очень заботясь о точном соответствии прежнему его облику даже исказив опрометчивым обновлением те его части (трансепт и апсиду), которые от пожара почти не пострадали. Еще грандиозней это здание, чем то, о котором что шла речь. В нем пять кораблей. Его четырежды двадцать колонн, некогда с каннелюрами, а теперь гладкие, отполированные, цвета восковой свечи, вместе с такими же полированными, зеркально-сияющими плитами пола и золотой на белом резьбой потолка, впечатление производят ошеломляющее, какое-то прохладно-одурманивающее и вместе с тем — хоть и не сразу это замечаешь — противоречивое. В нем как бы два слоя. Сперва воспринимаешь светлую, праздничную, но слишком вылощенную, академически-ложноклассическую нарядность, а затем, когда начнешь от главного входа двигаться к алтарю, весь этот поздний неоклассицизм окажется всего лишь оболочкой, шелухой, и сразу же проявится сила исконного, необычайно простого, но и необычайно действенного замысла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

По форме Б. делятся на закрытые и открытые. Закрытые писались на небольших пергаменных листках. Их формуляр окончательно сформировался к сер. XV в. В центре листа, над текстом, стояло имя папы, написанное заглавными буквами (напр., PIUS PAPA II). Текст начинался с обращения в звательном падеже без упоминания имени собственного (Dilecte fili, Venerabilis frater), далее шла приветственная формула «Salutem et apostolicam benedictionem» (Приветствие и апостольское благословение). В преамбуле излагалось существо дела, и затем следовали инструкции и распоряжения без обычных для булл клаузул и формул. Заканчивались Б. указанием даты и места их издания, при этом обязательно упоминалось, что они запечатываются печатью рыбака (напр., Datum Romae apud Sanctum Petrum sub anulo piscatoris die XII Maii MCCCCLX pontificatus nostri anno secundo). Справа, под текстом, ставилась подпись выдавшего Б. секретаря; с нач. XVI в. в нек-рых указывается также имя составителя текста (scriptor brevium). На оборотной стороне листа помещалось имя адресата в дательном падеже (напр., Venerabili fratri Iohanni episcopo Herbipolensi). Закрытые Б. складывались неск. раз, в них делались 2 прорези, через к-рые протягивалась пергаменная лента. Ее концы крепились на Б. восковой красной печатью. С 1842 г. оттиск кольца рыбака на воске сменяет печать с красными чернилами. Открытые Б. (brevia aperta) появились в кон. XV в., они не складывались, как закрытые, а печать помещалась на оборотной стороне листа. Этот тип употреблялся для папских посланий, касавшихся евреев (с особой приветственной формулой), индульгенций (вместо адресата в звательном падеже была написана формула «Universis Christi fidelibus praesentes litteras inspecturis» (Всех верных настоящим письмом во Христе уведомляем) и документов «на вечное памятование» (Ad perpetuam rei memoriam). Обычно в Б. затрагивались менее важные вопросы, чем, напр., в торжественных папских посланиях, но этот обычай часто нарушался. Так, папа Юлий II , давая англ. кор. Генриху VIII диспенсацию на брак с вдовой своего брата Екатериной Арагонской, направил ему сначала Б., а затем буллу. Папа Римский Пий IX в 1850 г. выбрал форму Б. для декрета о восстановлении епископальной системы в католич. Церкви Англии, а папа Лев XIII издал буллу, восстанавливая католич. епископат в Шотландии (1878). Орден иезуитов был запрещен Б. папы Климента XIV в 1773 г., а восстановлен буллой Пия VII в 1814 г.

http://pravenc.ru/text/153397.html

Политическое состояние на отдельных территориях реставрированного Церковного государства было различным. Оккупированные продолжительное время Наполеоном части государства вступили в новую фазу развития буржуазного общества. Правительство Консальви учитывало эти различия и не всюду восстановило положение, существовавшее в 1789 году. Была признана секуляризация церковных владений, происшедшая при Наполеоне, на условиях компенсации. Однако папское правительство стало еще более реакционным, чем до революции, поскольку полицейское насилие, реакция в культурной и духовной жизни стали повсеместным явлением. В административном отношении Церковное государство начиная с 1816 года было разделено на 20 провинций (включая и Рим). Помимо столицы существовало 6 легаций - Болонья, Феррара, Форли, Равенна, Урбино-Пезаро и Веллетри. (Легация представляла собой провинцию, во главе которой находился в качестве папского легата кардинал.) Кроме того, было 13 так называемых делегаций: Витербо, Чивиттавеккия, Орвиенто, Анкона, Мацерата, Фермо, Асколи, Камерино, Перуджа, Сполето, Риети, Фрозиноне и Беневенто. (Делегация представляла собой провинцию, во главе которой находился назначенный папой делегат, обычно прелат, но мог быть и неженатый светский чиновник.) Однако наряду с Консальви, занятым внешними делами, большое влияние на внутреннее устройство Церковного государства оказывали кардиналы Риварола и Пакка. Они настойчиво требовали полного восстановления положения, существовавшего до Французской революции. В результате этого наряду с Османской империей государство папы стало вторым больным организмом Европы. Против этого анахроничного государства уже с 1820-х годов вели подрывную работу добивавшиеся национального и гражданского переустройства Италии тайные общества и движения, главным образом организация карбонариев. До тех пор пока осуществление единства Италии противоречило интересам великих держав, существованию Папского государства ничего не угрожало. Так, вспыхнувшее в 1817 году в Риме восстание было подавлено папой с помощью иностранных войск. В 1821 году Пий VII запретил движение карбонариев, однако затормозить его этим путем он не смог.

http://sedmitza.ru/lib/text/441674/

2 декабря 1804 года папа Пий VII короновал Наполеона в Париже, от принятия причастия Наполеон отказался, во время коронования вырвал из рук папы корону и сам на себя ее возложил. Папа лишь совершил миропомазание. Такого коронования не было со времени Пипина Короткого. Кроме того, 26 мая 1805 года Наполеон короновался в Милане железной короной. Папа вынужден был идти на уступки, принимая во внимание, что конкордат 1801 года был первым после конкордата 1516 года. Затем начались осложнения. Под предлогом, что папская область может быть занята враждебными войсками, Наполеон 13 февраля 1806 года писал папе: «Вы – владыка Рима, я же Император: мои враги должны быть Вашими». В результате генерал Миолли вступил в Рим 1 февраля 1808 года. Рим оказался оккупированным. После 14 месяцев оккупации, в течение какового времени папа жил пленником, не имея возможности сноситься с кардиналами, из которых 24 были сосланы, декретом из Вены, от 17 мая 1809 года, Наполеон объявил папские владения присоединенными к Французской Империи, а Рим свободным имперским городом. Таким образом, светская власть папы упразднилась; Наполеон взял назад у св. престола дар Карла Великого, «своего славного предшественника». Наполеон мечтал о водворении папы в Париже. 10 июня папа издал буллу об отлучении Наполеона. Наполеон напечатал в Мониторе, что, согласно принципам Галликанской церкви, папа не вправе отлучать французского государя. В ночь с 5 на 6 июля жандармский генерал Рода окружил Квиринал и потребовал отречения папы от светской власти, грозя увезти его из Рима. Папа не подчинился и был увезен, вместе со статс-секретарем Пакка. «Больше никакой пощады», – пишет Наполеон Мюрату. Через Флоренцию, Турин, Гренобль папу отвозят в Саванну (20 августа 1809 г.), разлучив со статс-секретарем. Папа отклонил предложение поселиться в Париже с содержанием в 2 миллиона франков. Император велит отправить всех кардиналов и папскую канцелярию в Париж, туда же думает переселить и папу, чтобы иметь его под рукою в полной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Изгнание иезуитов из Испании. Гравюра. 1767 г. Худож. Ш. Мокур Французская революция 1789-1799 гг. положила начало политическому кризису в И., изменившему направление внешней и внутренней политики монархии. Усиление консервативных настроений в правящих кругах, совпавшее с началом правления кор. Карла IV (1788-1808), привело к завершению либеральных реформ. Вступление И. в коалицию с Англией против революционной Франции и казнь франц. кор. Людовика XVI послужили поводом к т. н. войне против Конвента (1793-1795), которая завершилась поражением испан. армии. В июле 1795 г. испан. правительство под рук. М. Годоя подписало Базельский мирный договор, а в 1796 г. заключило в Сан-Ильдефонсо договор с республиканской Францией о создании военного союза. С 1796 по 1808 г. И. участвовала на стороне республиканской и наполеоновской Франции в войнах с Англией (1796-1802, 1804-1808) и Португалией (1801), во время которых понесла территориальные (о-ва Менорка и Тринидад) и военные потери (разгром в 1805 испан. флота у мыса Трафальгар привел к утрате связи с испан. колониями). Война ослабила экономику страны, дестабилизировала финансовую систему и усугубила общий политический кризис; правительство во главе с Годоем лишилось общественной поддержки. Стремясь восстановить доверие общества и решить финансовые проблемы государства, Годой либерализовал печать, усилил контроль над инквизицией и в поиске финансовых средств предпринял попытку секуляризации имущества католич. Церкви в И. через т. н. дезамортизацию (ликвидацию неотчуждаемости): в собственность короны перешли кастильские владения (энкомьенды) Мальтийского ордена и имущество церковных благотворительных учреждений, распроданное на аукционных торгах (1798). В 1805 и 1807 гг. папа Римский Пий VII санкционировал продажу части церковной собственности, после чего королевским указом были конфискованы сеньориальные владения епископов. Общая прибыль казны от этих операций составила 1,6 млрд реалов (они были направлены на погашение гос. долга).

http://pravenc.ru/text/674995.html

тель встречает жандарма, наблюдающего за порядком и охраняющего ватиканские сокровища. Что касается торжественных церемоний, то в них вместе со швейцарцами принимает деятельное участие гвардия почётная. Она разделяется на два корпуса, которые носят названия гвардии дворянской (guardia nobila) и гвардии дворцовой (palatina). Начало ей положил папа Пий VII, по совету кардинала Консальви, чтобы привлечь к себе высшую римскую аристократию и по возможности утвердить её в приверженности к папскому престолу. И в настоящее время папская дворянская гвардия представляет собой цвет той итальянской знати, которая ещё не покинула ватикан для квиринала и остаётся пока верной притязаниям папства. Небольшой корпус её состоит всего из шестидесяти двух человек, причём в состав его принимаются лишь молодые люди в возрасте до двадцати пяти лет, безукоризненного здоровья, несомненно-аристократического происхождения и обладающие капиталом не менее 20,000 франков. Никакого оклада эти гвардейцы не получают и единственным вознаграждением за службу является для них почётное придворное положение и возможность порисоваться в блестящей форме на торжественных церемониях. Форма их действительно очень изящна и красива. Узкий, доходящий только до талии, тёмно-синий мундир с короткими фалдами назади, белые кожаные рейтузы, высокие лакированные сапоги, густые блестящие эполеты, широкая прорезная металлическая перевязь, идущая, подобно орденской ленте, чрез правое плечо по всей груди и спине, и блестящая металлическая же каска с таким же высоким гребнем придают папскому аристократу-гвардейцу вид, весьма напоминающий нашего кавалергарда. Со времён Пия IX-ro к этой дворянской почётной гвардии присоединилась ещё гвардия дворцовая, состоящая из 400 человек, и набираемая из буржуазии, мещан и ремесленников. Главная обязанность обеих этих гвардий состоит лишь в том, чтобы в случае надобности являться по призыву в ватикан и принимать там участие в торжественных церемониях и папских выходах. В обычное же время только весьма немногие из них дежурят в нескольких приёмных залах. Вся вооружённая сила папы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это квинтэссенция материалов, доставленных “анкетой о будущем церквей” во Франции. В виду того, что в дальнейшем изложении будет часто упоминаться конкордат 1801 года, около которого сосредотачиваются, главным образом, споры, связанные с вопросом о сепарации, мы сначала познакомим читателей с содержанием этого документа. Приводим его в дословной передаче 158 . Конкордат 1801 года Первый консул республики и его святейшество, верховный первосвященник Пий VII назначили своими уполномоченными с той и другой стороны (перечисляются имена уполномоченных) … Они по обмене своими полномочиями установили следующую конвенцию. Правительство французской республики признает, что католическая, апостольская и римская религия есть религия огромного большинства французских граждан. Его святейшество признает равным образом, что эта религия получила и еще ожидает в настоящее время великое —96— благо и великую славу от утверждения католического культа во Франции, особенно от исповедания ее консулами республики. Ввиду всего этого, они по взаимной признательности согласились в нижеследующем как для блага религии, так и для поддержания внутреннего спокойствия. Ст. 1. Религия католическая, апостольская и римская будет свободно исповедоваться во Франции: ее культ будет публичным, согласуясь с регламентами полиции, которые правительство сочтет необходимыми для общественного спокойствия. Ст. 2. Св. Престолом будет произведено с согласия правительства новое распределение французских диоцезов. Ст. 3. Его святейшество объявит занимающим епископские кафедры во Франции, что он с твердой уверенностью ожидает от них для блага мира и единства, всякого рода жертв, даже жертв своими кафедрами. Если после этого увещания они откажутся от жертвы, которая требуется благом церкви (какового отказа, однако же, его святейшество не ожидает), управления епархиями новой циркумскрипции будет вверено новым должностным лицам следующим образом: Ст. 4. Первый консул назначит кандидатов в три месяца после публикации буллы его святейшества на архиепископские и епископские кафедры новой циркумскрипции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

186 Мы имеем полное право подозревать, что множество произведений канонической литературы истреблено варварством завоевателей, особенно латинских фанатиков, сопровождавших крестоносцев (Зенкевич, ib II, 178. Вебер, В. И. VII, 84). Ведь до нас не дошел даже полный текст Василик – действовавшего в Византии свода законов. Что же удивительного, если в этом всеобщем разрушении погибли многие литературные памятники. Весьма возможно, что мы до сего времени не имеем надлежащего представления о состоянии науки византийской. Возможно, что уровень ее развития стоял гораздо выше, чем мы теперь представляем. 188 § 8–10. Savigny, Histoire du droit romaine au moyen-age, III, 126. Keuffel, Historia originis ас progressus scholarum, p. 297. Сходство устройства Болонской школы с Беритской замечено еще глоссаторами. 189 Об этом говорится у Иннокентия Цирония, писателя начала 17 века. Cironius, Observationes juris canonici, V, 5. Cp. Bachii, Historia jurisprudentiae romanae, 1754 p. 699. – Heinrici, Historia juris civilis romani ac germanici, Argentorati, 1765 p. 565. Keuffel, p. 271. 191 Вопрос о состоянии изучения римского права (и даже о действии его) в Италии до Ирнерия – вопрос спорный. Одни, как, напр. Савиньи, Бетнан-Гольвег, Шмидт, особенно последний, держатся того мнения, что до Болонской школы римское право и прилагалось, и изучалось в Италии весьма слабо. Шмидт утверждает даже, что римское право до Болонской школы имеет с римским правом Юстиниана едва ли не одно только общее название. Другие же, как например, Меркель, Штинцинг, Фиттинг и особенно Фикер, держатся того мнения, что и прилагалось, и изучалось римское право в это время в гораздо большей мере, чем это допускают названные выше исследователи. Вопрос во всяком случае не решен. См. Моддермана, Рецепция римского права, перев. Каминки. С-П.-Б. 1888, стр. 12–19. Указывают влияние лонгобардских школ, в которых изучалось лонгобардское право, но забывают, что школа Болонская была организована по образцу Беритской. 192 Падение Константинополя было оплакано образованными современниками события. Вот что писал Эней Сальвий Пиколомини, впоследствии папа Пий II: Manserat Constantinopolis, ad nostram usque tempus, vetustae sapientiae monumentum, ac velut ibi domicilium litterarum esset et arx summae philosophiae. Nemo latinorum satis doctus videri poterat, nisi Constantinopoli aliquaudo sduduisset (aliquamdiu in litteris vixisset); quodque, florente Roma, doctrinarum nomen habuerunt Athenae, hoc tempestate nostra Constantinopolis obtinebat. Inde multa veterum sapientiam volumina nobis reddita, multa quoque in futurum reddenda sperabamus. Ep. 162. Keuffel, 237. Подобное говорит и Филельфо, вообще довольно ревниво относившийся к грекам. См. Наске, Disputatio, qua Bessarionis vita, actas, merita, scripta exponuntur. Harlem, 1840 p. 10. Отзыв Платины в панегирике Виссариону; у Миня, Т. 161, col. 105. Указания у Садова, Виссарион Никейский, стр. 3, пр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010