Спасаясь от неаполитанцев, Пий VII бежал в Геную. Мюрат же потерпел поражение в битве с австрийцами, попал к ним в плен и был казнен. В июле 1815 года папа окончательно вернулся в Рим. Возвращение папству светской власти произошло на Венском конгрессе 1814-1815 годов. На этом великом европейском конгрессе папу представлял Консальви, который вновь встретился там со своими давними противниками - Талейраном, являвшимся министром иностранных дел Франции, и австрийским канцлером Меттернихом. Вначале державы занимали неоднозначную позицию относительно судьбы Папского государства. Консальви выступил с претензией на восстановление Церковного государства в его донаполеоновских границах. Австрия же цеплялась за свои новые захваты в Италии и хотела сохранить за собой захваченные в 1814 году папские провинции (Болонью, Феррару и Равенну). Талейран оставался нейтральным в этом споре, в то время как в лице некатолических держав (Англии, Пруссии и России) глава католической церкви получил эффективную поддержку - ведь они не были заинтересованы в дальнейшем усилении австрийского влияния в Италии. Своим решением от 9 июня 1815 года Венский конгресс восстановил в прежних границах - лишь с минимальными отклонениями - Церковное государство, и ему была гарантирована защищенность по международному праву. (Южнофранцузские владения Авиньон и Венессен отошли к Франции; северная пограничная территория папской провинции Феррары - Комаччио стала австрийской.) Правда, претензии папы на Парму и Пьяченцу удовлетворены не были; их получила вторая жена Наполеона - Мария Луиза. Однако Консальви не смог добиться на Венском конгрессе, чтобы все секуляризированные церковные владения - главным образом, на территории бывшей Германской империи - были возвращены их первоначальным владельцам. Это требование, ставившее целью повернуть вспять колесо истории, было единодушно отвергнуто великими державами, поскольку оно затрагивало и их внутренние интересы. Вопросы религии, конфессий, даже взаимоотношений государства и церкви на Венском конгрессе не были отнесены к вопросам международной политики; было решено, что их урегулирование входит во внутреннюю компетенцию отдельных государств. Консальви в знак протеста покинул конгресс. А папа Пий VII на проведенном им в сентябре 1815 года тайном заседании Консистории выразил даже свой торжественный протест против оскорбительных, по его мнению, решений Венского конгресса. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/441671/

Конклав в Квиринале и избрание Пия VIII. – Кратковременное папствование. – Новый конклав и избрание Григория XVI. – Из прежней жизни новоизбранного папы. – Революция в Риме. – Трудное положение папства. В феврале 1829 года в Квиринале опять состоялся конклав, на котором с обычными церемониями избран был папой кардинал Кастильони. Франческо Ксаверио Кастильони, принявший имя Пия VIII, родился 20 ноября 1761 года в Чинголе; сначала он обучался в школах иезуитов, где особенно пользовался преподаванием знаменитого ученого библиотекаря патера Заккарии. затем отправился в Болонью, чтобы заняться изучением канонического права, но оттуда вскоре перешел в Рим. Там Кастильони вступил в близкие сношения с одним из первых канонистов того времени, адвокатом Девоти, которому помогал в его изданиях. Пий VII уже в 1800 году назначил его епископом монтальтским в римских марках, и позже епископом чезенским. Там он оказался поборником партии санфедистов и открытым противником карбонариев. Так как он не хотел подчиниться Наполеону, когда французы завоевали Италию, то был заключен в тюрьму, из которой был освобожден лишь после низвержения Наполеона и, в вознаграждение за понесенные бедствия, возведен был в сан кардинала. В качестве кардинала он несколько лет жил в Риме в крайнем отчуждении; но Пий VII за год до своей смерти сделал его епископом фраскатским и великим пенитенциарием (духовником). Это был весьма ученый человек, который, кроме канонического права, особенно изучал нумизматику (как и его учитель Заккария) и библейскую литературу. В личном обращении он был чрезвычайно любезен, но страдал хроническою болезнью в затылке, которая принуждала его склонять голову на сторону и вниз, так что нельзя было хорошенько видеть всего его лица. Сделавшись папой, он издал приказ своим родственникам немедленно оставить места, где они находились, чтобы не подвергнуться упреку в непотизме. Мало этого, он пошел дальше и долго колебался сделать св. Бернарда «учителем церкви», – просто потому, что тот происходил из французской фамилии Шатильон, ветви самых Кастильони. Позже эти колебания он преодолел, и Бернард клервосский получил в его папствование почетный титул «учителя церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В самой Италии из уст в уста ходил следующий сочиненный по этому поводу стих: Чтобы спасти свою веру, один Пий (VI) лишился престола; чтобы спасти свои престол, другой Пий (VII) покончил с верой 9 ). Национальный собор в Париже был до крайности раздражен; но он получил, чрез несколько недель по отъезде Консальви, приказание разойтись. И он разошелся при запальчивых выкликах против «вероломного и коварного Рима, который из всего извлекает свои выгоды». Но что и вольнодумцы также были недовольны это понятно само собою. Лучшие среди них надеялись на такую свободу веры, как она существовала в Северной Америке, и с этого момента потеряли доверие к республиканскому настроению Бонапарта. Что же думал сам Бонапарт? – Он был политик. В виду Консальви и папы он играл на струнах церковности; но профессору Кабанису (раньше другу Мирабо) он сказал: «Знаете ли вы, что означает недавно мною подписанный конкордат? Это религиозное оспопрививание: через пятьдесят лет во Франции не будет больше религии " … Хотя и в самом Риме отдельные кардиналы высказывали сомнения касательно конкордата, однако не прошло еще и сорока дней, как папский посланник явился в Париж с великолепно изготовленным, самим папой подписанным документом. Бонапарт в то время занимался изучением пространной Церковной Истории Клода Флери (ум. 1723), из которой ему стало ясно, что при настоящих обстоятельствах для него было бы полезно, если бы во Францию прибыл папский Legatus а latere. Из сочинения Флери он убедился, какую силу в средние века имели легаты, как они в различных государствах играли роль маленьких пап. Если бы в Париж прибыл такой снабженный надлежащими полномочиями легат, то первый консул, забрав его в свои руки, мог бы достигнуть всего. Поэтому он потребовал от папы прислать в Париж легата, и в то же время предложил на этот пост кардинала Капрару. Последний был нунцием в Кельне, Люцерне и Вене, и о нем говорили, что он не чужд фебронианских симпатий. Папа согласился с предложением первого консула, и 4 октября вечером кардинал незаметно, как он и сам желал того, отправился в столицу Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

на Венском конгрессе был восстановлен в своих духовных и светских правах. Папа Пий VII, вернувшись в Рим и восстановив орден иезуитов, — этих, по выражению папской буллы, " сильных и опытных кормчих " папского престола, сосредоточил свое внимание на восстановлении своей власти. С открытым появлением иезуитов усилились заявления о папских правах на всемирное преобладание в духовных и светских делах. Но эти идеи мало где встречали сочувствие. В ряде европейских стран тогда господствовали стремления к национальному объединению и политической независимости. В Испании, Италии и Франции обострялось враждебное отношение к иезуитам. Движение в Италии приняло особенно опасный для папской власти характер. Здесь разнообразные политические стремления к середине 19 столетия приняли определенную форму, — объединение Италии под властью одного государя со столицей в Риме стало жизненным вопросом для всего итальянского народа. Вместе с тем по всей стране стали раздаваться голоса против светской власти пап. Сардинский король, Виктор Эммануил, наконец, осуществил народные стремления. В 1861 г. он успел объединить под своей властью мелкие итальянские государства и присвоил себе титул Итальянского короля, в 1870 г. присоединил к объединенной Италии папскую церковную область и сделал Рим столицей своего королевства. Папой тогда был знаменитый Пий IX (1846-78). Будучи не силах отстоять свою светскую власть оружием, он отдал Рим без сопротивления, но в то же время издал энциклику ко всем католическим епископам, в которой, протестуя против захвата Рима, проклинал и отлучал от церкви Виктора Эммануила и его сподвижников. Проклятие и отлучение, однако, не изменили хода событий, — с занятием Рима войсками объединенной Италии, папское церковное государство окончило свое существование. Упразднив светскую власть папы, Виктор Эммануил I позаботился устроить самым почетным образом его положение, как духовного главы всего католического мира. В распоряжение Пия IX и его преемников был предоставлен так называемый город Льва, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2168...

Итальянский поход 1796-1797 гг. франц. войск под командованием Наполеона Бонапарта завершился Кампоформийским мирным договором (1797) между Францией и Свящ. Римской империей, обозначившим новый территориальный передел И.- Венецианская республика и ее владения в Истрии и Далмации отошли Свящ. Римской империи, на Пьемонт распространился французский суверенитет. В большинстве итал. гос-в признавалось создание под протекторатом Франции республик - Цизальпинской (Ломбардия, Парма, Модена, Феррара), Лигурийской (Генуя), Партенопейской (бывш. Неаполитанское королевство, по античному названию Неаполя). 15 февр. 1798 г., после вторжения франц. войск в Рим, была ликвидирована Папская область и провозглашена Римская республика, папа Пий VI сослан в Валанс (совр. департамент Дром, Франция), где 29 авг. 1799 г. скончался в заточении. В итал. республиках были приняты конституции, созданы новые органы власти, отменены личная зависимость крестьянства и ряд феодальных повинностей. В широких масштабах осуществлялись конфискация и распродажа церковных и общинных земель, за счет которых складывалась буржуазная форма землевладения помещиков-латифундистов. В то же время из И. во Францию вывозились уникальные музейные и культурные ценности. Контрибуции и военные реквизиции франц. войск стали тяжелым бременем для населения И. Недовольство республиканскими режимами со стороны католич. духовенства и аристократии вскоре распространилось на социальные низы, не получившие решения аграрного вопроса. В 1799 г. совместными действиями австр. и рус. войск при поддержке англ. и рус. флотов франц. войска были изгнаны с большей части Апеннинского п-ова. В июне того же года части рус. армии и «армии святой веры» (т. н. санфедисты, от итал. santa fede - святая вера) под командованием кард. Фабрицио Руффо заняли Неаполь, прекратив существование Партенопейской республики и восстановив Неаполитанское королевство. Отряды санфедистов, состоявшие из представителей дворянства, крестьян, солдат, люмпенизированных слоев городского населения, духовенства и монашества, приняли активное участие в массовом терроре против республиканцев. В течение года были свергнуты республиканские режимы в др. итал. государствах, тысячи республиканцев («якобинцев» и «умеренных») подверглись репрессиям или покинули пределы И. В сент. 1799 г. войска неаполитанской королевской армии захватили Рим, ликвидировав Римскую республику и восстановив Папское государство. 14 марта 1800 г. на конклаве в Венеции, проходившем под охраной союзных войск, был избран папа Римский Пий VII , вступивший в Рим 3 июля того же года.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Следующим папой был избран родственник семьи Мастаи-Ферретти Пий VII (1800–1823). Учитывая нравы и обычаи того времени, блестящая церковная карьера молодому графу была обеспечена. Именно этот папа предоставит юному Джованни особое разрешение на принятие священства вопреки припадкам эпилепсии, которые начались у Пия IX еще с пятилетнего возраста. Этот индульт, как покажет развитие событий, будет иметь для Церкви самые роковые последствия. Итак, имея склонность к религии, будущий глава католиков по окончании Римской семинарии принимает священный сан (10 апреля 1819 года). Так началась его служба в Римской курии. В это время он также является духовником детей-сирот в одном из многочисленных приютов «Вечного города», где получил прозвище «няня Джованни». При новом понтифике Льве XII (1823–1829), близко знакомом с семейством Мастаи-Ферретти, молодой прелат стал главой архиепархии Сполето. Примечательно, что его епископскую хиротонию совершил кардинал Кастильони, ставший преемником Льва XII с именем Пий VIII (1829–1830). В Сполето будущий папа проявил себя достойным образом: во время восстания карбонариев 1831 года епископ Мастаи-Ферретти предпринял значительные усилия с целью предотвращения кровопролития. Весьма важно отметить, что одним из участников восстания с враждебной стороны был будущий император Франции Наполеон III, арестованный папскими войсками. Его мать, Гортензия Богарне, при активном содействии епископа Сполето добилась освобождения своего сына из заключения. Став императором, Наполеон III не забыл этого шага. Спасая свой диоцез от ненужного кровопролития, епископ убедил папского генерала быть великодушным и предоставить повстанцам, пожелавшим сдаться, деньги и паспорта . Этот поступок возбудил уважение к личности молодого прелата в либеральных кругах Италии и сделал его известным далеко за пределами епархии Сполето, что во многом способствовало тому чувству доверия, которое испытывали либералы к личности Пия IX в первые годы его понтификата. На более престижном месте. в качестве архиепископа Имолы (1832–1846), Мастаи-Ферретти сразу зарекомендовал себя энергичным администратором. Он проявлял попечение о малообеспеченных слоях населения, в епархии при его участии было создано 2 благотворительных общества. Помимо этого для ухода за больными было учреждено братство св. Терентия. Для городской больницы и детского приюта новый архиепископ пригласил из Неаполя сестер милосердия, а для борьбы с безнравственностью из Франции по его приглашению приехали сестры конгрегации Доброго Пастыря . Однако при всей многочисленности благотворительных обществ, учрежденных в Имоле, достаточно трудно судить об эффективности их работы за неимением необходимых сведений об этом. Все же в ходе беатификационного процесса данные моменты биографии Пия IX были подробно учтены. Здесь стоит отметить, что наряду с положительными характеристиками этого периода биограф Пия IX И. Хэйлс сообщает и прямо обратные факты, касающиеся личной жизни архиепископа Имолы .

http://bogoslov.ru/article/4339894

В средние века это было явлением самым обыкновенным. То же видим и в новейшее время. Павел III утвердил статут ордена иезуитов. Его преемники, подтверждая данные иезуитам права и привилегии, отзывались об этом ордене в самом одобрительном смысле, видели в нем твердыню веры и благочестия. Напротив, Климент XIV предписал считать недействительными все конституции своих предшественников, касающиеся иезуитов, и уничтожил самый орден, признав существование его вредным и позорным для церкви. Вскоре, однако восторжествовало в Риме прежнее мнение об иезуитах, и Пий VII восстановил орден со всеми правами и привилегиями. Не менее поучительна в этом отношении история учения о непорочном зачатии пресв. Девы. Пий IX провозгласил это учение догматом. Ранее же папы рассуждали неодинаково. Одни одобряли это учение, другие отвергали его, некоторые же признавали его сомнительным и для спасения безразличным, а потому и допускали свободу мнений, предоставляя мыслить о спорном предмете, кому как внушит совесть. Замечательно также, что и из самых притязательных пап далеко не все разделяли теорию инфаллибилистов. Монтанизм и пелагианство действительно нашли было покровительство себе пап. Но что же отсюда? спрашивают богословы Рима. Непогрешимый авторитет пап от этого будто не страдает. Это доказывает только лукавство еретиков, которые были настолько хитры, что успевали вводить пап в обман. – Против этого объяснения можно не спорить. Еретики, несомненно, были лукавы. Но этим возражение не устраняется. Попадать в сети еретиков и значит впадать в заблуждение. Непогрешимость в вере необходимо предполагает собою и недоступность для обманов. Если же папа поддался обману, то, при чем же тут была его непогрешимость? Немыслимо, чтобы, соглашаясь с доводами еретиков, папа в тоже время чуждался их учения. Настойчивость еретиков в отстаивании и пропаганде своих мнений исключает возможность и другого предположения, что пред папою они изменяли своему образу мыслей и в понимании христианских догматов следовали общему разуму церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

С началом войны Пий XII отказался объявить Германию агрессором и, провозгласив нейтралитет, до самого окончания военных действий не сделал никакого заявления в пользу той или иной стороны. При этом, как пишет исследователь Карло Фалькони, изучивший многочисленные архивные документы Польши и Югославии, Ватикан, представляя собой самое значительное разведывательное агентство в мире, был в курсе малейших деталей, связанных с военными событиями, так что Пий XII был прекрасно информирован о тех методах, которые применяли нацисты в отношении своих жертв как в Центральной и Восточной Европе, так и в Советской Союзе [iv] . Однако католические иерархи не только не выступали в защиту преследуемых, но и запрещали это делать. С экспансией нацистской Германии Св.Престол связывал большие надежды на осуществление окатоличивания восточных славян и восстановление своих позиций на западной территории Советской России. Св. Престол открыто поддерживал профашистские режимы, установленные в Восточной Европе, особое покровительство оказывая усташам и Анте Павеличу, главе Независимого Государства Хорватии, созданного в апреле 1941 г. и находящегося под жёстким контролем немецких и итальянских властей [v] . НГХ рассматривалось Пием XII как «великий авангард христианства на Балканах», а о Павеличе папа отзывался как о «хорошем католике и хорошем человеке». В свою очередь Павелич в отправленном папе письме заявил, что именно понтифику принадлежит честь создания Независимого Государства Хорватии [vi] . Между тем, усташи во главе с Павеличем, прозванным «хорватским Гитлером», установили один из самых жестоких террористических режимов тех лет, который несёт ответственность за массовые уничтожения сербов, евреев и цыган. Истинная информация о геноциде тщательно скрывалась и скрывается до сих пор, однако по данным сербских историков и по признанию бывшего министра внутренних дел НГХ А.Артуковича, сделанного им в ходе Загребского процесса 1986 г., только в концлагере Ясеновац было уничтожено около 700 тысяч человек [vii] . Этот террор осуществлялся по благословению Пия XII и архиепископа Загребского Алоиза Степинца, главы католической церкви в Хорватии, удостоенного высшей награды усташской диктатуры - ордена «Велеред», и поддерживался подавляющей частью католического духовенства, выступавшего в качестве его вдохновителя. Особенно отличались при этом братья-францисканцы, о деятельности которых доверенное лицо Пия XII, эксперт по Балканам кардинал Эжен Тиссеран поведал представителю правительства Павелича в Ватикане: «Мне известно, что францисканцы, например отец Симич из Книна, участвовали в акциях против православного населения, во время которых даже разрушались церкви, как это случилось в Баня-Луке. Мне известно, что действия францисканцев были омерзительны, и это меня огорчает» [viii] .

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/11/...

Он перечисляет те меры короля Карла X, которые послужили поводом для народного волнения; рисует кар тину парижских беспорядков, сопровождавшихся грабежом и кровопролитием, и заключает замечанием, что папское правительство запретило в своей области распространение французских журналов. „Говорят», прибавляет он, „что наш добрый Пий VIII заплакал и теперь еще постоянно плачет о бедствиях Франции». Когда, вскоре после того, этот „добрый Пий VII» скончался, в письмах Иоакима начинается подробный отчет о новом конклаве; о партиях и интригах на нем; о борьбе влияний иностранных правительств, в особенности Австрии и Франции, и о состоявшемся, наконец, избрании Григория XVI. О новом папе Иоаким отзывается восторженно, сравнивая его с „сияющим солнцем», пред которым должны померкнуть и исчезнуть все те, кто выступали ему соперниками. Однако, при всех восхвалениях Григория, Иоакиму пришлось все-таки в последующих письмах сообщать и о народном восстании, разразившемся против папы в Болонье, Ферраре, Равенне, Парме, Модене и других областях; и о вооруженном вмешательстве Австрии, блогодаря которому только папа и мог удержать своих мятежных подданных в повиновении; и о печальных событиях, сопровождавших занятие Анконы войсками Франции, и т. д. Письма Иоакима представляют, таким образом, довольно полную картину тех политических событий, на которых сосредоточивались в то время интересы папского престола. Живо и даже с некоторым увлечением интересуясь политикой, юный доктор богословия задумал и сам из брать себе дипломатическую карьеру; а для возможно большего успеха в осуществлении этой мысли покровительствовавший ему прелат, монсеньер Николаи, советовал ему не ограничиваться римскою коллегией, но посвятить еще несколько лет на специальный курс так называемой академии знатных клириков (Accademia dei nobili ecclesiastici). – Это была высшая школа для приготовления к занятию правительственных и дипломатических должностей в папском государстве и притом школа привилегированная, куда принимались только те клирики, которые могли доказать несомненную знатность своего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

После падения Наполеона решением Венского конгресса (сент. 1814 - июнь 1815) П. о. была восстановлена в прежних границах (за исключением Авиньона), а светская власть папы Римского получила признание в новой системе международных отношений. В Папском государстве Пий VII отменил большинство проведенных французами преобразований (в т. ч. Гражданский кодекс Наполеона), однако, стремясь укрепить изнутри светскую власть пап, он упразднил и многие феодальные привилегии, провел реформы центрального и местного управления. Предпринимавшиеся папой Римским Львом XII (1823-1829) попытки дальнейшей реставрации порядков, существовавших в П. о. до завоевания Наполеоном, успеха не имели. Случившаяся во время короткого понтификата папы Римского Пия VIII (1829-1830) Июльская революция во Франции (27 июля - 14 авг. 1830) привела к волнениям в П. о. и в др. итал. гос-вах. В февр. 1831 г. в Центр. Италии началось восстание, в результате к-рого недавно избранный папа Римский Григорий XVI (1831-1846) был лишен светской власти. Одним из первых актов созданного временного правительства стало провозглашение единого гос-ва - Объединённых итальянских провинций. В марте того же года австр. войска, присланные по просьбе папы имп. Францем I, подавили сопротивление восставших. В кон. 1831 г. в ряде легатств Папского гос-ва вновь начались волнения, что привело к постоянному присутствию австр. войск на территории П. о. и к оккупации Анконы франц. войсками (до 1838). Восстание послужило предлогом для европ. держав (Австрии, Великобритании, Франции, Пруссии и России) предъявить 21 марта 1831 г. папе Григорию XVI меморандум с требованием провести административные, финансовые и судебные реформы, ввести выборность муниципалитетов и т. д. Проведение реформ было декретировано папой 5 июля 1831 г.; они коснулись административной и судебной систем, но почти не затронули хозяйственно-экономическую сферу. П. о. оставалась наиболее отсталой по сравнению с др. итал. государствами. Масштабные реформы в Папском гос-ве провел Пий IX (1846-1878).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010