С тем вместе фактически заканчивалась деятельность Российского Библейского Общества. За 10 слишком лет своего существования оно открыло в России 57 отделений и 232 сотоварищества, получило и израсходовало сумм 3 миллиона 400 тысяч руб., напечатало 455486 экз. на 26 языках и получило в дар переводы на 15 языках, а всего издано на 41 языке, в том числе впервые изданы им переводы на языках инородцев русских: на калмыцком, корельском, монголо-бурятском, мордовском, самогидском, турецком, татарском, черемисском, чувашском, вотяцком, самоедском, вогульском, остяцком, зырянском и новоболгарском — для болгар, подданных турецких. — Перечислив эту массу наименований разных переводов, невольно проникнешься уважением к деятелям его и их крайне напряженной энергии, после уже и на этом поприще и доселе не нашедшей себе никакого подражания в русском обществе...    В мае 1824 года уволен был Голицын от должности министра и председателя Библейского Общества, а в 1826 году последнее и совсем было закрыто, дело перевода Библии на русский язык совсем прекратилось до воцарения императора Александра II. Исторический повод ко всем этим переменам представляется в следующем виде.    Совершаемое деятельно распространение Библии в народе Библейским Обществом издавна еще имело себе много разнообразных противников в западно-европейском обществе. Так, общий западный либерализм, порожденный XVIII веком, не мог спокойно относиться к деятельности Библейского Общества и видел в нем опасного себе врага и представителя страшного «обскурантизма,» против коего считал своим долгом бороться всеми мерами правды и неправды и оспаривать его влияние в западном, а потом и в русском образованном обществе, также имевшем многих поклонников Вольтера. Затем, на Западе также был другой непримиримый враг деятельности Библейского Общества, это — католичество, всегда запрещавшее мирянам читать Библию из опасения, что они найдут в ней много несогласного с католическим учением. Поэтому папа Пий VII еще в 1820 году издал буллу, в коей назвал Библейское Общество «ненавистнейшим изобретением, которое нужно всячески истреблять.» Составлявшиеся и издававшиеся Библейским Обществом переводы для католиков папами осуждались и запрещались, например польская Библия еще в 1816 году запрещена была папой Пием VII и в 1824 году Львом XII-м.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

" После коронации в Париже в 1804 году, - отмечает современный исследователь А. Рачинскийххх, - Наполеон провозглашает себя " Императором Республики " , объявив тем самым свою политическую программу. " Республика " не имеет национальных границ и может охватить весь мip. Через два года, в 1806 году, Наполеон уничтожит тысячелетнюю Священную Римскую Империю (основана Карлом Великим в 800 году) и станет уже настоящим Императором Запада12. Бывшие владыки Священной Римской Империи - Император Франц II и папа (владыка духовный) становятся заложниками Наполеона. Пий VII будет находиться в заключении во Франции до 1814 года, когда его освободят союзные армии. Пародийная коронация Наполеона в 1804 году, кроме очевидных амбиций самого " Императора Республики " , носила и ярко выраженный пропагандистский характер. Мир узнал, что глава ордена розенкрейцеров (Imperator по масонской терминологии) вышел из подполья и коронован золотым венком в присутствии масонского ареопага. Во время коронации в соборе Нотр-Дам оттуда были убраны все христианские символы (распятия, скульптуры). (Во время коронации Наполеон и его супруга Жозефина отказались от причастия, о чем есть запись папы Пия VII.) Сам собор незадолго до этого еще именовался храмом разума и храмом высшего существа. В алтаре были устроены подмостки, на которых плясала танцорка, изображавшая богиню разума. Незадолго до коронации Наполеон подписал конкордат с папой, призванный закамуфлировать антихристианский характер нового режима. Окружавшие Наполеона цареубийцы и " пламенные революционеры " сами становились королями, князьями и герцогами. Так, старший брат Наполеона, Жозеф Бонапарт, вскоре объявляется королем Неаполитанским, а потом Испанским. Но главное - он официально становится главой европейского масонства. Ему пожалован титул великого магистра Великого Востока Европы. Между самозваным Императором Запада и его братом - масонским " папой " , установлена пародийная " симфония " " xxxi. Другие три брата Наполеона, как и его отец, также были вольными каменщиками высокого посвящения. В частности, Людовик Бонапарт был не только " королем Голландии " , но и гроссмейстером Великой ложи шотландского устава, а затем Великого Bocmokaxxxii. Масонами, - отмечают исследователи, - были также все его приближенные и маршалы. Именно Наполеон впервые превратил масонство из тайного общества, каким оно было раньше, в новую официальную государственную религию, объединив все ложи вокруг " Великого Востока " " xxxiii.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

д. Известная маккиавелевская политическая система находить себе самое широкое приложение преимущественно в папском государстве. У многих из пап (каковы например были в начале XVI-ro столетия Александр VI, Юлий II, Лев Х и др.) заботы государственные совершенно закрывают деятельность первосвященническую. Гениальнейшие умы и сильнейшие характеры наиболее замечательных пап XVI и XVII столетия, каковы например были Юлий II, Григорий XIII, Сикст V, Григорий XV, которые в наиболее благоприятное время готовы были бы, подобно Григорию VII или Иннокентию III, распространять свое влияние на весь мир, теперь полагают свою деятельность на то, чтобы получше устроить и украсит город Рим, водворить порядок в римской области, поставить свое государство в благоприятные отношения к другим государствам, обезопасить свою власть от внутренних и внешних врагов, и т. д. Государство римское входит в свои определенные границы; высшие духовные сановники папского двора получают в свое заведывание различные отрасли государственного управления, и это клерикально-монархическое управление церкевною область продолжает твердо держаться в ней до конца XVIII столетия. Замечательно то, что хотя светская власть уже несколько веков фактически существовала в римской области, католическим богословам не приходило на мысль предавать ей особенное религиозное значение и делать из нее особенный догмат для католической церкви до тех пор, пока в обстоятельствах времени не открылись для светской власти пап некоторые опасные признаки. Это начало обнаруживаться преимущественно с конца XVIII-ro века. Французская революция, поставившая себе целию ниспровержение монархического принципа не только во Франции, но по возможности и в других странах, не остановилась пред авторитетом папской власти. Республиканские войска заняли Рим, и об явили в нем республику (1798 г.). Папа Пий VI умер пленником во Франции. Его преемника Пия VII Наполеон возвратил в Рим, но он предоставил ему управление римскою областию на тех началах, на каких предоставляли правительственную власть древним папам сильные императоры: Карл великий и Оттон великий, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Только после низложения Наполеона папство получило свободу. «Наполеон лишил папу светской власти. Он поселил Пия VII в Париже, а католических священников подчинил префектам полиции... После падения Наполеона папство становится глашатаем контрреволюции в Европе. Венский конгресс восстановил Папское государство. В 1814 году папа Пий VII вернулся из Франции в Рим» 19–20]. 398 Однако поражение и низвержение Наполеона Бонапарта явилось и поражением масонства в целом, так как с Бонапартом они связывали новые надежды на построение масонской империи. В целом масонство достигло определенных успехов, но закрепить свою власть не сумело. Поход Наполеона на Россию провалился, вместе с падением империи ушло в подполье и масонство, которое почти уже достигло своей заветной цели: была уничтожена монархия и запрещено открытое исповедание христианства, король казнен, а папа заточен в тюрьму. После неудачной попытки установить всемирное господство в Европе центр деятельности масонства перемещается в Америку. Масонство в Америке Согласно оккультному преданию, некогда существовал материк Атлантида, упоминаемый еще Платоном. Народ, живший на этом материке, исповедывал оккультную религию: занимался магией и чародейством и вел развратный образ жизни. Вследствие злоупотребления чернокнижием и развратного образа жизни материк погрузился в воды океана. Когда открытие Америки стало непреложным фактом, на материк обратили внимание некоторые оккультисты и начали сопоставлять его с Атлантидой. Как считает один из известных оккультистов, «не может быть никаких сомнений в том, что секретные общества в Европе планировали тайное установление на Американском континенте новой нации, воспитанной в свободе и преданной идее, что все люди созданы равными» 776]. 399 Эту идею впервые высказал Френсис Бэкон. «Отец современной науки... патрон современной демократии и один из основателей современного масонства, сер Френсис Бэкон был человек многих способностей и целей. Он принадлежал ордену Розенкрейцеров; некоторые даже думают, что он-то и был самим Розенкрейцером» 644]. 400

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Почитание И. Ш. в Шартре, чуть позже и в еп-стве Бове, началось вскоре после его смерти, но оно не носило всеобщего характера. Дата канонизации неизвестна. Особо почитался регулярными канониками. В 1570 г. папа Пий V установил день поминовения И. Ш. для регулярных каноников 20 мая. В Шартрском еп-стве поминовение совершается также 23 дек. Сочинения В наст. время известно 25 проповедей И. Ш., многие из к-рых были произнесены на Соборах. В проповедях затрагиваются литургические и догматические вопросы. Сделанные из них выписки (эксцерпты) были широко распространены в средние века и оказали влияние на раннюю схоластику Ланской богословской школы. Сохранилось также ок. 300 посланий и грамот И. Ш., почти все они были написаны в период его пребывания на Шартрской кафедре. Эти документы являются главным источником сведений о жизни и деятельности И. Ш. В сохранившихся рукописях его послания нередко соседствуют с раннесхоластическими сочинениями Ланской школы (прежде всего Ансельма Ланского ). Для развития канонического права важное значение имеют 3 сборника И. Ш.: «Трехчастный свод» (Collectio Tripartita), Декрет (Decretum) и «Панормия» (Pan(n)ormia, или Liber decretorum). «Трехчастный свод» состоит из 2320 глав, распределенных по 3 частям (отсюда его условное название). Первые 2 части объединены в «собрание А», составленное предположительно в 1093-1094 гг., где в хронологическом порядке представлены подлинные и подложные декреталии от правления папы сщмч. Климента I (I в.) до понтификата Урбана II, каноны Соборов (до VII в.). В 3-ю ч., «собрание В», вошли выдержки из сочинений отцов Церкви, монашеских уставов, франк. картуляриев и др. правовых источников. Главными источниками для «собрания А» послужили сборники канонического права: Лжеисидоровы декреталии , «Collectio Britannica» (ок. 1090, Рим), «Четырехчастный свод» (восходящий к собранию Регинона Прюмского , IX в.) и «Collectio Hispana» (VII в.). Вероятно, скомпонованное позднее «собрание B» представляло собой сокращенный вариант Декрета И. Ш. Впосл. «Трехчастный свод» стал одним из основных источников Декрета Грациана (см. ст. Грациан , канонист).

http://pravenc.ru/text/293383.html

Распространение Библии в народе, как на западе, так и у нас, находя, с одной стороны, восторженных почитателей и самоотверженных деятелей, с другой – встречало непримиримых противников и порицателей. Оппозиция шла из двух противоположных лагерей. Одни – поклонники рационализма, – с пренебрежением и насмешкой относились к Библии, как к книге устарелой, не соответствующей более веку «просвещения и философии»; иные из них могли даже смотреть на Библию, как на книгу, питающую обскурантизм; впрочем, с этой стороны оппозиция была лишь пассивная. Другие, – и от них шла главная и деятельная оппозиция – были ревностные приверженцы церкви в той её форме, как она установилась веками, с её обычаями и преданиями. Всякое отступление от установившегося порядка казалось им новшеством, колебавшим всю церковную систему, временем освященную. Так, папа Пий VII, поступая в духе католической церкви, запрещающей мирянам пользоваться Библией не иначе, как лишь с разрешения духовника, издал около 1820 года против библейских обществ буллу, в которой назвал их «ненавистнейшим изобретением, которое надобно всячески истреблять». Между тем, библейское дело находило себе ревностных приверженцев в среде самого католического духовенства; таковы были известные католические священники этого времени: Боос, Линдль, Госнер, фан-Эсс. Последний сделал новый, весьма ценимый перевод Библии с еврейского подлинника на немецкий язык и издал собрание отзывов отцов церкви о Священном Писаний, показывавших, что они не запрещали, а напротив – поощряли чтение Библии 223 . В Российском Библейском Обществе одним из вице-президентов его был митрополит римско-католической церкви в России, известный филантроп Сестренцевич-Богуш и оставался им до конца. Под его главным надзором производилось печатание польского Нового Завета и, с его же разрешения, отдан был в печать рукописный перевод Нового Завета на литовско-жмудский язык, представленный ему, в 1814 году католическим епископом Самогитским кн. Иосифом Гедройцем. В 1821 году, наконец, отпечатана была и полная польская Библия 224 , не смотря на запрещение этого издания папою Пием VII еще в 1816 году, когда стали выходить первый книги её, – запрещение, повторенное папою Львом XII (в 1824 г.) и последующими папами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

В 1790 г. бывш. иезуит пресв. Пьер Жозеф Пико де Клоривьер с разрешения Парижского архиеп. Антуана де Жюинье создал Об-во священников Сердца Иисуса и принял в него неск. бывших И., но его деятельности помешала Французская революция 1789-1799 гг. В 1794 г. в Эгенховене (Бельгия) бывш. воспитанники иезуитской коллегии Ф. Турнелли и Ш. де Брой организовали Об-во Святейшего Сердца Иисусова, задачей которого было восстановление ордена И. В 1799 г. ок. 50 его членов присоединились к Об-ву веры в Иисуса (или Об-ву отцов веры), к-рое было основано в 1797 г. в Риме группой мирян во главе с Н. Пакканари с разрешения кард. Джулио делла Самалья. Впосл. большинство членов этих Об-в влились в восстановленный орден И. Восстановление ордена Практически сразу после запрета ордена с одобрения пап предпринимались попытки восстановить Об-во Иисуса. В 1792 г. Пармский герц. Фердинанд I, изменивший свое отношение к И., принял решение возобновить работу бывш. коллегий И. в герцогстве Пармском. Благодаря тому что Об-во Иисуса фактически продолжало существовать в Российской империи, в 1793 г. по просьбе герц. Фердинанда была организована вице-провинция ордена, подчинявшаяся генеральному викарию И. в Белоруссии. Однако после присоединения Пармы к Франции деятельность И. была ограничена, в 1806 г. они вновь были изгнаны из герцогства. В 1804 г. по инициативе кор. Фердинанда IV и с разрешения папы Римского Пия VII были восстановлены провинции И. в Королевстве обеих Сицилий (Неаполь, Палермо), подчинявшиеся генералу ордена И. в России, но в 1806 г. их деятельность была также прервана франц. оккупацией. По окончании наполеоновских войн на волне Реставрации 7 авг. 1814 г. папа Пий VII буллой «Sollicitudo omnium ecclesiarum» объявил о повсеместном восстановлении Об-ва Иисуса. XIX - нач. XXI в. К 1841 г. орден насчитывал 3563 чел., а в 80-х гг. XIX в.- более 10 тыс. Орден получил распространение в США, где И. основали 22 ун-та. В других странах, в частности в Испании, Португалии, Франции, дальнейшая история Об-ва Иисуса представляла собой череду периодических запретов и их отмен.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Исследование, произведенное no этому делу министром Помбалем, открыло, что участниками в этом деле были многие из иезуитов. Народ сильно встревожен был этим злодеянием и требовал у короля примерной казни иезуитам. Тогда издан был указ об изгнании иезуитов из Португалии (1759 г.). Папа Климент XIII издал буллу в защиту иезуитов; но Помбаль запретил обнародовать буллу, прервал всякие сношения с римским двором, выслал папского нунция за границу, и затем приказал всех находившихся в Португалии иезуитов посадить на суда и переправить к папе в Италию. Имения иезуитов были конфискованы. Через несколько лет после того иезуиты изгнаны были из Франции, где против них действовал первый министр, герцог Шуазель. Французский король Людовик XV соглашался оставить иезуитов в своем государстве под условием преобразования ордена. Но гордый генерал иезуитов Риччи отвечал на это: „пусть они остаются такими, каковы теперь, или пусть их вовсе не будет». Тогда король перестал защищать иезуитов, и они были изгнаны из Франции (1764 г.). Иезуиты были изгнаны также из Испании, Неаполя и Пармы. Наконец, новый папа Климент XIV, избранный враждебной иезуитам партией, уступая общему раздражению против иезуитов, в 1773 г. издал буллу о совершенном уничтожении иезуитского ордена. Вскоре после этого папа умер; подозревают, что он был отравлен иезуитами. С тех пор иезуиты оффициально перестали существовать во всех католических государствах Европы, хотя тайно продолжали существовать и вести свои интриги. Только во владениях прусского короля Фридриха II и русской императрицы Екатерины II иезуитам позволено было существовать законным обраэом. В настоящем столетии орден иезуитов был опять восстановлен. Иезуиты обязаны были своим восстановлением главным образом французской революции. Видя повсюду колебание престолов от революционного духа, многие из европейских государей по-прежнему поддались внушениям иезуитов, в которых они видели рьяных врагов революции и усердных защитников своей власти. После падения Наполеона I, когда в Европе стали восстановлять старые порядки, существовавшие до 1789 г., – папа Пий VII отменил буллу Климента XIV, которой объявлялся уничтоженньм иезуитский орден, и издал новую буллу (1814 г.), восстановлявшую общество Иисуса со всеми прежними его правилами и в первоначальном его виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вследствие всего этого, произведения художества, как мы уже видели по памятникам скульптуры, стояли в Италии, в века, предшествовавшие эпохе возрождения, на очень низкой степени, и возрастающее значение папства не могло воскресить его. Этот факт может служить нам лучшим доказательством, что папы не участвовали в возрождении искусства в Италии; это движение вышло из народа, и главы западной церкви воспользовались им для возвышения католицизма. Некоторые из пап сделались покровителями искусства, но не они первоначально вызвали его к новой жизни. Художества не поднялись в Италии в благоприятные и, даже, славные, для папского владычества царствования Григория VII-ro (1073–1085) и Иннокентия III-ro (1198–1216), но остались на столь же низкой степени, как прежде, и, напротив, стояли уже очень высоко, когда папы Пий II, Юлий II, Лев Х и другие, сделались их покровителями. В века, предшествовавшие эпохе возрождения, искусство в Италии находилось ниже, чем в других западных странах. Следовало бы ожидать, что художественные способности, которыми так щедро наделены итальянцы, созерцание стольких памятников искусства, уцелевших от крушения классической цивилизации и традиции греко-римской культуры, не вполне заглохшие в образованных классах общества, должны были удержать искусство в Италии от такого глубокого падения. Но вышло противоположное, и в то время, когда во франко-германских странах, прежде в эпоху Карловингов, а потом в период готического полувозрождения, искусство пробудилось, стало представлять живых людей и в нем начали вырабатываться новые формы, в Италии – детски повторяли или совершенно грубые, варварские фигуры, или высохшие образы, обладающие отрицательными сторонами византийского стиля, но не имеющие его достоинств, а только его недостатки. Когда рассматриваешь фигуры римской мусивной живописи, как, например, мозаики церкви святого Марка в Риме, то невольно спрашиваешь себя, каким образом потомки людей, создавших столько прекрасных типов человеческой красоты, могли так далеко отойти от идеала своих предков и до такой степени потерять всякое понятие об изящном, чтобы изображать столь безобразные фигуры. Аскетическое направление, принятое христианством, и идеи греховности плоти, сделавшейся предметом презрения и ненависти, равно как и удаление от изучения натуры, не могут объяснить этого падения, потому что в Византии мы видим преобладание тех же принципов, не вызвавших, однако, такого глубокого упадка формы. Скорее, это происходит, вообще, от значительного понижения культуры и материального благосостояния в средневековой Италии. В произведениях искусства этой страны отражаются нравственные страдания общества того времени. Бедствия, которым оно подвергалось, его непрочное положение, его беспокойное состояние, должны были препятствовать тщательному исполнению художественных работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, в это время душу императора занимал не этот цезаро-папистический план; его всецело занимал поход в Россию. Но даже и на пути в Москву пред его душой опять предносилась мысль – владеть «обоими мечами». Опасаясь, как бы англичане (как носилась молва) не похитили и не освободили папу, Наполеон приказал под строжайшим надзором перевести его в возможной тайне поближе к Парижу – в Фонтенебло. И вот несчастного старика посадили в черную карету и, сняв с него все знаки папского достоинства, повезли в новое место заключения. Вскоре во Францию пришло известие о несчастном исходе русского похода, и этот исход в церковных кружках истолковывался, как суд Божий. Когда Пий VII произнес над императором отлучение, то Наполеон писал Евгению: «Разве папа не знает, что времена изменились? Неужели он думает, что отлучения могут приводить к тому, что у моих солдат будет вываливаться оружие из рук»? – «Господь Бог , – так пишет кардинал Пакка, – в действительности совершил так». Сам Наполеон впоследствии писал, что «солдаты не в состоянии были держать в руках оружие; оно вываливалось даже из рук храбрейших». Как он, так и многие набожные католики, видели в ужасных поражениях Наполеона на снежных равнинах России исполнение пророческого слова псалма: «Огонь и град, снег и туман, бурный ветер исполняют слово Его» ( Пс. 148:8 ). 18 декабря 1812 года Наполеон в полночь возвратился в Тюльерийский дворец, и как раненый лев метался, не зная, что делать. Он понимал, что при этих печальных обстоятельствах действительное или даже кажущееся примирение с папой было бы для него весьма полезно, как в вицу католиков во Франции, так и в Германии; но теперь было трудно опять сойтись с папой. Он не ответил на собственноручное его письмо, и с того времени неоднократно позволял себе открытые выходки против главы церкви. Тем не менее, воспользовавшись случаем поздравить папу с новым годом, он 29 декабря написал к нему письмо. В нем он выражает свою радость дошедшему до него известию, что состояние здоровья папы теперь лучше, и уверяет его в своей дружбе; не смотря на все, что произошло между ними. «Быть может нам удастся достигнуть столь желанной цели – положить конец всем недоразумениям между государством и церковью. Со своей стороны я совершенно готов; все будет зависеть от вашего святейшества». Любезность достигла своего, и на это письмо последовал ответ с выражением желания начать новые переговоры, для чего из кардиналов была составлена особая комиссия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010