Завершение схизмы в католической Церкви и возвращение Папского престола в Рим мало способствовало разрешению одного из крупнейших международных конфликтов средневек. Европы - Столетней войны (1337-1453). Триумфальные кампании англ. кор. Генриха V (1413-1422) в Нормандии, подкрепленные его дипломатическим успехом, привели к подписанию мира в Труа (1420), по к-рому англ. монарх признавался законным наследником франц. короны и регентом при больном франц. кор. Карле VI Безумном (1380-1422). Отказ М. признать условия этого договора позволил впосл. его преемнику папе Римскому Евгению IV (1431-1447) на Базельском Соборе провозгласить Карла VII законным королем Франции (1434). После смерти антипапы Бенедикта XIII в мае 1423 г. при поддержке Альфонса V, кор. Арагона, был избран др. испанец, антипапа Климент VIII (1423-1429). Ввиду того что М. отверг условия Альфонса V, предусматривавшие расширение королевских полномочий по распоряжению бенефициями и церковными доходами в его владениях, король отказался принять при дворе папского легата и запретил подданным обращаться в Рим. В результате переговоров (с 1427) папскому легату кард. Пьеру де Фуа удалось склонить Альфонса V к соглашению; значительную помощь в переговорах ему оказал королевский секретарь каноник Альфонсо (Алонсо) де Борха (папа Римский Каллист III в 1455-1458). После этого Альфонс V принудил Климента VIII отказаться от претензий на папскую тиару; поддерживавшие его кардиналы и гр. Жан IV д " Арманьяк также признали главенство М. Одной из важнейших задач М. была реформа папской курии, прежде всего объединение 3 курий, действовавших во время схизмы,- римской, авиньонской и пизанской. В целом папа стремился выполнять требования, выдвинутые Констанцским Собором: уменьшить число куриальных чиновников, исправить нравы в курии, отказаться от продажи должностей, исключить из курии мирян и т. д. Так, если в кон. 10-х гг. XV в. среди персонала 3 курий насчитывалось 18 секретарей, то к кон. 30-х гг. их осталось 4. Количество референдариев, ограниченное Констанцским Собором, при М., напротив, заметно выросло; утвердилось распределение референдариев между канцелярией милости (cancellaria gratiae) и канцелярией правосудия (cancellaria iusticiae), отвечавшими соответственно за разбор просьб и жалоб. В 1418-1420 гг. М. учредил в качестве самостоятельного органа датарию апостольскую , занимавшуюся распределением бенефициев и выдачей папских диспенсаций, а также реформировал апостольскую пенитенциарию и установил требование для адвокатов консистории не менее 3 лет преподавать право в ун-те. Буллой «In apostolicae dignitatis specula» от 1 сент. 1418 г. папа начал преобразования служб курии (писцов, аббревиаторов и т. д.) и трибунала Римской Роты (см. Rota Romana ); др. меры по упорядочению деятельности Римской курии, прежде всего в сфере судебных дел, были зафиксированы в буллах «Statuimus» (от 7 апр. 1421) и «Romani Pontificis providentia» (от 1424).

http://pravenc.ru/text/2562420.html

Нимбы Богоматери и Младенца украшены перлами. Позади трона прямоугольное с двускатной кровлей здание и Иосиф в белой тунике и темно-красном иматии. Ясно, что миниатюрист хотел представить поклонение волхвов не в пещере, но в доме; однако представил его вне дома, как это принято было в миниатюре византийской. Три волхва в длинных богатых туниках и плащах, застегнутых на правом плече; на головах их короны вроде тех лучистых корон, которые в памятниках византийских усвояются олицетворению солнца (венск. код. К. Индикопл. и др.) 1036 . Передний волхв с сосудом в руках кланяется, задние падают ниц; над ними надпись: «Pudizar (?) u Melchias». Вверху те же три волхва, с копьями (?) 1037 в руках, шествуют по указанию звезды. Во фресках Урбана – шествие волхвов, а затем и поклонение их 1038 : волхвы во фригийских шапках; один из них (без шапки) с надписью: «Melchior», стоит на коленях перед сидящей на возвышенном троне Богоматерью; на руках ее обнаженный Младенец, которому Мельхиор подает сосуд; за Богоматерью – Иосиф; вверху в облаках – ангел, руководитель волхвов. В мозаиках Марии за Тибром 1039 : палаты; Богоматерь в голубой пенуле и красных сапожках сидит на троне с Младенцем на руках, одетым в темно-розовую с золотом тунику. Передний волхв, с длинными волосами, в зеленой тунике и мантии розоватого цвета; он снял свою корону, преклонил одно колено и подносит Спасителю сосуд с золотыми круглыми пластинками – деньгами. Второй и третий волхвы также с длинными волосами, с сосудами в руках, в золотых коронах, в туниках и плащах, в серых анаксиридах с крапинами и подвязками, в раззолоченных сапогах. Вверху на горе – палаты, означающие Вифлеем, и небо с блистающей на нем звездочкой. Позади Богоматери – Иосиф в тунике и иматии. Подпись: «Gentibus ignotus stella duce nascitur infans In praesepe jacens coeli terraeque profundi Conditor. Atque magi myrram, thus accipit aurum». Западные памятники XI-XII вв. – портал церкви в мюнхенском музее 1040 , бамбергский Евангелиарий 1041 ; Exultet пизанский 1042 , таблетка в соборе Citta di Castello 1043 , фасад церкви Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Тот канул, всплыл с измазанным лицом, Но бесы закричали из-под моста: «Святого Лика мы не признаем! И тут не Серкьо, плавают не просто! Когда не хочешь нашего крюка, Ныряй назад в смолу». И зубьев до ста Вонзились тут же грешнику в бока. «Пляши, но не показывай макушки; А можешь, так плутуй исподтишка» («Ад», XXI, 46–54, перевод М. Лозинского). В оригинале у Данте сказано Qui non ha loco il Santo Volto! «Святому Лику здесь нет места!» Упомянута также река Серкьо, текущая через Лукку. Комментаторы полагают, что бесы издевательски сравнивают почерневшее от смолы лицо грешника с черным деревом Святого Лика. По другой версии, подразумевается, что вынырнувший лукканец взмолился: «Святой Лик, помоги мне», а бесы указывают ему на бесполезность молитвы в аду. Нельзя исключать и иронию Данте по отношению к уроженцам Лукки, привыкшим постоянно вспоминать свою городскую реликвию. Кстати, один из ранних комментаторов «Ада» Гвидо Пизанский определил имя несчастного грешника. Известно, что Данте путешествовал в загробный мир 9 апреля 1300 года, когда умер Мартино Боттарио, один из членов совета десяти в Лукке (а путешествие Данте происходит на страстной неделе 1300 года). Фраза Qui non ha loco il Santo Volto! стала в Италии крылатой. В XX веке ее процитирует Примо Леви в описании Освенцима. С течением времени появлялись новые легенды о Святом Лике. Согласно одной из них, 11 сентября 1334 года некий Джованни ди Лоренцо из Пикардии, направляющийся на поклонение Святому Лику, проходил город Пьетралунга, где был несправедливо обвинен в убийстве и приговорен к смерти. Палач уже опускал топор на его шею, когда Джованни взмолился Святому Лику, и лезвие топора отвернулось от него. Топор этот потом хранился в соборе святого Мартина. Другая легенда рассказывает о бродячем артисте, искренне молившемся перед Святым Ликом и решившем преподнести в знак почитания единственное, что он имел, — свое искусство. Он сыграл на виоле (по другим версиям — станцевал или даже исполнил акробатический номер). В знак признательности за его чистосердечный поступок и в качестве награды одетая в золотое облачение скульптура уронила одну золотую сандалию. Актера схватили и обвинили в краже. Его рассказу никто не верил, и несчастного бросили в тюрьму. Но, когда священники попытались вернуть сандалию на место, они не надевалась на ступню Иисуса, пока актера не выпустили и не выплатили ему полную стоимость сандалии. Даже после этого сандалия не держалась на ноге, поэтому ее пришлось подпереть чашей. С тех пор на многих изображениях Святого Лика нога Иисуса стоит на чаше.

http://bogoslov.ru/event/6165821

1935. S. 38-59), более 300 архиепископов, епископов и их полномочных представителей, более 500 представителей монашеских орденов (аббатов, приоров и т. д.), ок. 400 чиновников папской курии и церковных юристов, ок. 30 докторов теологии и ок. 300 сопровождавших их членов фак-тов и студентов европ. ун-тов, ок. 30 князей и герцогов, более 100 графов, неск. тысяч представителей дворянства ( Riegel. 1916. S. 68-75; подготовленная Ригелем полная версия списка участников К. С. сохр. в рукописном приложении к диссертации, хранящейся во Фрайбургском ун-те (Die Teilnehmerlisten des Konstanzer Konzils//Universitätsbibliothek Freiburg. GESCH. Jb 342); описание см.: Buck. 1998). В соответствии с принципом, закрепившимся на Пизанском Соборе 1409 г., все участники К. С. разделялись на нации (nationes). В действительности каждая из соборных наций являлась сложным конгломератом представителей гос. образований и наций в совр. смысле этого слова, объединяемых в силу церковно-политической традиции, на формирование к-рой оказали влияние как объективные факторы (географическая близость, языковая общность и т. п.), так и конкретные обстоятельства средневек. истории Европы. Первоначально на К. С. были представлены 4 нации: 1) итальянская (italica), в ее состав входили представители всех гос-в и княжеств Италии, в т. ч. Папской области, а также итал. кардиналы и др. члены папской курии; 2) французская (gallicana), помимо представителей Французского королевства она включала также делегации из связанных с Францией владений (Бургундии, Бретани, Савойи и др. областей); 3) германская (germanica), к к-рой были отнесены представители герм. земель Свящ. Римской империи, а также входивших в состав империи или обладавших политической самостоятельностью гос-в и княжеств Центр., Сев. и Вост. Европы (Австрия, Дания, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия, Польша и др.); 4) английская (anglicana) объединяла представителей Англии, Шотландии (после отказа шотланд. духовенства от поддержки антипапы Бенедикта XIII), Ирландии и находившихся под властью англ.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

1911. P. 200; Marega. 1934. P. XXXIV-XXXV). Поступавшие в Рим сведения о деятельности покровителей и предполагаемых участников Пизанского Собора подвигли папу Юлия II принять срочные ответные меры: еще до начала заседаний Пизанского Собора он в подписанной 18 июля и обнародованной 25 июля 1511 г. булле «Sacrosanctae Romanae Ecclesiae» объявил о созыве Латеранского Собора, к-рый должен был начать работу 19 апр. 1512 г. (текст см.: Bullarium magnum romanum. 1860. T. 5. P. 499-509; Mansi. T. 32. Col. 681-690). Кроме того, в булле содержались угрозы применить церковное отлучение ко всем духовным и светским лицам, а также к городам, которые поддержат выступление Пизанского Собора против папской власти. Угрозы и обещания папы достигли своей цели: все европ. правители, за исключением кор. Людовика XII, одобрительно восприняли инициативу папы и дали обещание содействовать успешному созыву Собора и его работе. При подготовке Латеранского Собора папа Юлий II приложил значительные усилия для того, чтобы сделать его максимально представительным. В заседаниях Собора, открывшегося 3 мая 1512 г., приняли участие более 400 епископов и представителей высшего католич. духовенства, съехавшихся из всех католич. гос-в (список участников см.: Minnich. 1974. P. 181-197), что выгодно отличало его от малочисленного и «французского» по составу участников Пизанского Собора (это ставил ему в упрек и К., см.: Morerod. 2005. P. 624), к-рый к кон. 1512 г. прекратил работу. Как генеральный магистр ордена доминиканцев, К. по должности входил в состав участников Латеранского Собора. Неск. первых сессий были посвящены рассмотрению деятельности Пизанского Собора. На заседаниях 2, 3 и 4-й сессий Собор одобрил папские буллы, в которых осуждались все деяния Пизанского Собора, отлучались от католич. Церкви как схизматики и еретики все участвовавшие в Пизанском Соборе кардиналы; на нежелающих покоряться папе Римскому католиков Франции налагался интердикт . Во время 2-й сессии, 17 мая 1512 г., К. выступил перед участниками Собора с речью, в к-рой, опираясь на содержание ранее созданного трактата, восхвалял папскую власть как единственную законную власть в Церкви, представляющую на земле небесную власть Иисуса Христа, и заявлял о нелегитимности любого церковного Собора, созванного без воли папы (текст опубл.: Morerod.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

Цельс, согласно Оригену, относил убийство вифлеемских младенцев ко времени тетрарха Ирода Антипы ( Orig. Соптг. Cels. 1. 58); и хотя Ориген подчеркивает, что Цельс не считал это событие исторически достоверным (Ibid. 1. 61), он, однако, не отметил противоречие в аргументации Цельса. Избиение младенцев. Рельеф врат св. Раньери в Пизанском соборе. Мастер Бонанно Пизано. Ок. 1180 г. Избиение младенцев. Рельеф врат св. Раньери в Пизанском соборе. Мастер Бонанно Пизано. Ок. 1180 г. Блж. Иероним писал, что многие толкователи Мф 2. 22 путали И. В. с Иродом Антипой. Так, св. Петр Хрисолог характеризует И. В. так же, как и Антипу ( Petr. Chrysolog. Serm. 86. 3; 127. 3). В «Истории Иосифа плотника» (8. 1) (сохр. в копт. версии; нем. изд.: Die Geschichte von Joseph dem Zimmermann/Übers. S. Morenz. B., 1951. (TU; 56)) И. В. приписывается казнь Иоанна Предтечи, к-рая, как известно, произошла по приказу Антипы; там же (8. 3) о смерти И. В. говорится со ссылкой на Деян 12. 23. В «Евангелии Гамалиила» иудейский царь назван Иродом или И. В. и никак не объясняется, что речь здесь идет о 2 разных лицах. Тема избиения вифлеемских младенцев по повелению И. В. присутствует в толкованиях уже раннехристианских авторов. В Иакова Протоевангелии тяжесть греха И. В. умножается, т. к. не указывается, что убийство младенцев произошло только в Вифлееме (Protev. Jac. 22. 1); мч. Иустин Философ не называет возраст убитых младенцев (2 года и младше) ( Iust. Martyr. Dial. 78. 18; ср.: Orig. Contr. Cels. 1. 61). Согласно «Протоевангелию Иакова» (23), И. В. также приказывает убить первосвященника Захарию, отца Иоанна Предтечи (что, судя по всему, выводится из Мф 23. 35). Аллюзия на этот текст имеется у прп. Ефрема Сирина ( Ephraem Syr. In Diatess. 2. 5, согласно примеч. 3, поздняя глосса). В апокрифическом «Евангелии Псевдо-Матфея» (17. 1) И. В. намеревается даже убить волхвов . Избиение младенцев. Волхвы прощаются с царем Иродом Великим. Витраж в Шартрском соборе. XII в. Избиение младенцев. Волхвы прощаются с царем Иродом Великим. Витраж в Шартрском соборе. XII в.

http://pravenc.ru/text/674087.html

Собор открылся 25 марта 1409 г. и отличался исключительным единодушием участников. На первом заседании установили каноническое и вселенское достоинство собора, затем были предприняты попытки урегулировать раскол. Оба папы были обвинены в нежелании содействовать прекращению схизмы, как виновники разделения были объявлены схизматиками и еретиками и были низложены 5 июня. 26 июня был избран новый папа Александр V, который председательствовал на последних заседаниях собора (без утверждения папой католики считали бы решения собора недействительными). Обе кардинальские коллегии слились в одну, и собор закрылся 7 августа 1409 г. Оба низложенных папы проигнорировали Пизанский собор и, фактически, вместо воссоединения установили троепапствие. Но соотношение сил было неравным: Григория XII признавали лишь на юге Италии, Бенедикта XII - в Испании, а большинство стран и епархий было на стороне Александра V. Сейчас Пизанский собор не признается в РКЦ Вселенским, так как собирался без указания папы, шел выше папы, и Александр V поэтому считается антипапой. Линию пап современная РКЦ ведет от Григория XII. Собор в Констанце 1414-1418 гг Избранный папа Александр V дал клятву провести церковную реформу с целью ограничения папского произвола и обязательного регулярного созыва собора как контроля над папами. В 1410 г. Александра V сменил Иоанн XXIII. В молодости он был пиратом, но сумел достичь Римской кафедры. Иоанн был связан обязательством Александра V о созыве собора. Об этом ему напоминал и германский император Сигизмунд. Под давлением Сигизмунда Иоанн XXIII объявил о созыве собора, который открылся 1 ноября 1414 г. в маленьком немецком городке Констанце. На собор съехались: папа Иоанн XXIII, 5 западных патриархов, 29 кардиналов, около 200 епископов, 300 докторов богословия. Общее число духовных лиц было 1800 человек. Также присутствовали на соборе император Сигизмунд, с ним 2400 рыцарей и до 8000 представителей от светского общества. Приехавших на собор насчитывалось около 20 тыс. человек, тогда как жителей г. Констанца было лишь 7 тыс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

20 епископов, почти все из Франции, а также ряд итал. и франц. богословов ( La Brosse. 1965. P. 64). Папа Юлий II наложил интердикт на Пизу и на Флоренцию, в подчинении к-рой находился Пизанский диоцез, низложил враждебных кардиналов и подверг церковному отлучению всех участников Пизанского «сборища» (conciliabulum), которым из-за враждебности местных жителей пришлось переехать сначала в занятый французами Милан (до июня 1512), затем в Асти, потом в Лион. Участники Пизанского Собора поддержали одно из главных требований Соборного движения - реформу «во главе и в членах» (in capite et in membris), связанную с призывом к моральному обновлению как папства, так и коллегии кардиналов, из числа к-рых обычно избирали понтифика; выразили готовность утвердить главенство Собора над папой Римским и в конце концов объявили Юлия II низложенным. Однако эти постановления не имели серьезных последствий, т. к. франц. армия, фактически выиграв битву при Равенне 11 апр. 1512 г., вслед. больших потерь и наступления швейцар. наемников, призванных папой Римским, была вынуждена покинуть Италию; к кон. 1512 г. малочисленный и «французский» по составу участников Пизанский Собор прекратил работу (подробнее о Соборе см.: Le Concile Gallican de Pise-Milan: Documents florentins, 1510-1512/Éd. A. Renaudet. P., 1922; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 8. Pt. 1. P. 323-335). Ход Л. С. и его решения На 1-й сессии под председательством папы Римского Юлия II, к-рая открылась 10 мая 1512 г., обсуждали задачи Л. С.: положить конец расколу в Римской курии, начать преобразования в католич. Церкви, установить мир среди христ. государей и организовать борьбу с турками. Были назначены должностные лица (нотариусы, юристы и др.), обеспечивавшие работу Собора. Неск. первых сессий были посвящены рассмотрению деятельности Пизанского Собора. На 2-й сессии (17 мая) с речью выступил генеральный магистр ордена доминиканцев Каэтан . Он назвал папскую власть единственной законной властью в Церкви, представляющей на земле небесную власть Иисуса Христа, и заявил о нелегитимности любого Собора, созванного без воли папы Римского.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

В 1088 г. рукоположен во епископа Пизы, а после преобразования кафедры в архиеп-ство (21 апр. 1092) стал 1-м архиепископом Пизанским (1092-1107) и папским легатом на о-ве Сардиния. Присутствовал на Соборе в Клермоне (нояб. 1095), где папа Римский Урбан II провозгласил крестовый поход в Св. землю. После смерти еп. Ле-Пюи Адемара де Монтейя (1 авг. 1098) Урбан II назначил Д. папским легатом в Св. земле и направил в Сирию. Д. возглавил пизанский флот из 200 кораблей, который по пути в Св. землю совершил ряд нападений на о-ва Корфу (Керкира), Кефалония (Кефалиния) и Закинф, занимаясь разбоем среди местного христ. населения. После разграбления о-ва Самос флот крестоносцев был обращен в бегство преследовавшими его визант. кораблями под командованием Татикия. На о-в Кипр крестоносцам высадиться не удалось, в Сев. Сирии пизанский флот соединился с войсками гр. Боэмунда Тарентского , с которым Д. вступил в союз, начав осаду г. Лаодикии (совр. Латакия) на том основании, что христ. греч. население города было объявлено крестоносцами еретиками. Боэмунд осаждал город с суши, а пизанскому флоту под рук. Д. удалось отрезать выход к морю и завладеть укрепленной внешней гаванью. В это время гр. Раймунд Тулузский, прибывший туда, упрекал Боэмунда и Д. в нападении на христ. город. Под давлением Раймунда Д. был вынужден снять осаду с города и отвести флот к владениям Боэмунда. В 1099 г. Д. вместе с Боэмундом и гр. Эдессы Балдуином Бульонским (впосл. кор. Балдуин I ) отправился на завоевание Иерусалима. После захвата города крестоносцами Боэмунд выдвинул Д. кандидатом на Патриарший престол, сместив незаконно избранного Арнульфа Малькорна де Шок (Ро) (авг.-сент. 1099). 22 июля 1099 г. Д. провозгласил Готфрида Бульонского «защитником Гроба Господня». В совместном письме от 1099 г. к папе Римскому Пасхалию II Д., Готфрид Бульонский и Раймунд Тулузский подробно описали перипетии крестового похода, несчастья, постигшие крестоносцев в Палестине, а также конфликты, возникавшие между предводителями, особенно отметив столкновения с Боэмундом Тарентским из-за Лаодикии.

http://pravenc.ru/text/168634.html

Chr.» в публ. библ.). В таких формах изображается поклонение волхвов в западных молитвенниках публ. библ. и рукописях национальной библиотеки в Париже lat. 26; – 1354, л. 35 об.; – 1166, л. 53 об.; – 1167, л. 77; – fr. 2, л. 400; – 5, л. 387; – 167; lat. 1161, л. 79; – 1176, л. 73; fr. 828, л. 161–162; ital. 115, л. 27–29; lat. 1417, л. 44 об., также на окладе в галерее Мазарини (нац. библ.) 276; лиможской эмали XII в. в музее Клюни 4493 1052 . В Библии бедных 1053 : Богоматерь в царской короне, на троне, с Младенцем на руках, принимающим дар от переднего волхва, который стоит на коленях с открытой головой. Два волхва в коронах стоят позади; все они одеты в мантии и туники; сосуды с дарами имеют вид наших кацей, увенчанных четырехконечными крестами. Над Младенцем сияет звезда. Сцену окружают, по принятой схеме, 4 пророка со свитками: Давид («царие фарсийстии и острови дары принесут». Пс. 71:10 ), Исаия («вси от Савы приидут, носяще злато и ливан». Ис. 60:6 ) 1054 , Михей («и потщатся к ней людие, и приидут языцы мнози». Мих. 4:1–2 ) и Валаам («возсияет звезда от Иакова и востанет человек от Израиля». Чис. 24:17 ). Два пророчественных события сопоставлены с поклонением волхвов: на правой стороне царица Савская в короне подносит ларец Соломону, сидящему на троне, со скипетром и в короне ( 3Цар. 3:1  и след.) 1055 ; на левой – Авенир с неким мужем стоят перед Давидом, предлагая привести к нему весь израильский народ ( 2Цар. 3:20–21 ). Вверху надпись: «Christus adoratur, aurum thus mirra labatur». Знаменитые западные художники охотно обращались к этой теме и свободно обрабатывали ее в духе своего времени. В скульптуре Николая Пизанского (XIII в.) волхвы-цари в пышных мантиях и коронах преклоняют колена перед Младенцем, сидящим на руках Богоматери и принимающим дары; около Богоматери ангел и Иосиф, а за волхвами кони (мраморная кафедра пизанского ваптистерия) 1056 . Сцена пышная и величественная; но, повторяя ту же тему в орвиетском соборе 1057 , художник ввел в композицию собачку: подробность неуместная, но согласная с характером художника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010