Мы, понятно, остановимся исключительно на цикле икон Б. М., сюжеты которых не могут не интересовать нас, как образцы или подобие тех греческих прототипов, которые легли в основание нашей иконописи. В данном случае, самый перечень сюжетов характерен и может обрисовать нам наступившие в этом цикле перемены, хотя, конечно, большинство сохранившихся икон будет относиться к обычным типам Одигитрии, Печерской Б. М. и проч. Местный обзор итало-критских икон, или, точнее, греко-итальянской живописи, мы начнем с Пизы, которой, вообще говоря, принадлежит в начале XIII столетия руководящая культурная роль в северной Италии и при том не только в сфере скульптуры, где она признана, но и живописи, которая остается пока едва затронутой. Условия художественной жизни отвечают таким образом политическому и экономическому преобладанию Пизы в раннюю пору средне-вековой Италии. Как известно, впоследствии Пиза уступила и первенство, а затем и свою самостоятельность Флоренции, быстро потеряв широко завязанные торговые сношения и связанное с восточною торговлей богатство. Чтобы не ходить далеко за доказательствами этой характеристики, укажем на величавый собор Пизы, начатый в 1063 году: великолепием своих гранитных колонн, колоссальностью пропорций, декоративностью он оставляет далеко позади флорентинские церкви ближайшего времени. Рис. 80. «Мадонна» в Пинакотеке Туринской, работы Варнавы из Модены 1370 г. Но для нас самая любопытная черта в ранних памятниках Пизы их близость к Византии и Востоку вообще. Так, в соборе Пизы еще доселе уцелело во многих чертах восточное устройство алтаря, солеи, а церковь апостола Петра в Градо на берегу моря украшена декоративно внутри по восточному и снаружи убрана поливными блюдами, привезенными с Востока. Художник Бонанн, исполнивший в 1180 году известные бронзовые двери пизанского собора, был настоящим мастером и все одежды святых и знатных лиц представил златотканными, покрыв их орнаментальной насечкой. Стиль его работ является смягчением византийской манеры и носит своеобразный пошиб, далекий от варварства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Собор (1064 — ок. 1180), баптистерий (1152–1365), колокольня (1173–1372) и Кампосанто (1277–1464) в Пизе 2. Основными и конкурирующими творческими центрами Тосканы были Пиза и Флоренция. Шедевром пизанской архитектуры является соборный ансамбль - собор Санта-Мария-Ассунта (1064-1120, ок. 1150 - ок. 1180), кампанила (1173 - ок. 1185) и баптистерий (1152-1284). Ансамбль был начат закладкой в 1064 г. грандиозного собора. Имея план в виде лат. креста, эта огромная 5-нефная базилика с трансептом и куполом над средокрестием представляла величие Пизы, одной из могущественных морских республик Средиземноморья. Интерьер расчленен высокими аркадами на круглых колоннах. Центральный неф имеет плоский плафон на основе стропильного перекрытия, боковые нефы перекрыты вереницами каменных крестовых сводов, созданных на единой высоте и служащих основой для галерей 2-го яруса. Наряду с применением крестовых сводов др. преобразованием традиц. интерьера 5-нефной базилики, известной с эпохи имп. Константина Великого, является огромный купол с системой перехода на тромпах - древнейший образец эпохи романики, перекликающийся с куполом ц. Санта-Джустина в Падуе (500-507). В отличие от флорентийских, где мрамор выступает в роли облицовки, пизанские церковные сооружения целиком сложены из мрамора. Полихромия активно применяется, но сочетание тонов более сдержанно. В соборе наряду с основным, белым мрамором использован светло-серый и в небольшом количестве красно-охристый. Внутри и снаружи стены сложены полосатой кладкой: широкие беломраморные ряды перемежаются лентами серого мрамора. Фасады структурированы аркатурой, а западный, выше основной аркатуры, содержит еще 4 ряда легких аркад. Аналогичными аркатурами и аркадами украшены кампанила и баптистерий, что придает ансамблю органичное единство. Аркатура апсид и стен основной части собора (1064-1120; с зап. стороны во 2-й пол. XII в. он был удлинен и приобрел новый, богато украшенный фасад) - 1-й известный пример аркатуры в Европе, проявляющий безусловную связь с тектоническими особенностями древнерим. ордера, а также позволяющий выдвигать версии о связи этого мотива с аркатурой арм. храмов VII-XI вв. ( Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1-2. Р. 442-449).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В конце 14 века был с этой целью предпринят поход западноевропейских рыцарей на Балканы. Поход, однако, окончился полной неудачей (поражение при Никополе 1396 г.) С другой стороны, именно папский раскол, для окончания которого очевидно необходимо было какое-то соборное решение, позволял укрепиться и идее совместного с греками собора, где был бы решен и вопрос о «греческой схизме». Раз уж всё равно собор для решения неурядицы церкви и суд над папами, то уж кстати пусть сюда же, на этот собор ставят и греческий вопрос, и самих греков. Такие приблизительно мысли одушевляли отцов Пизанского собора 1409 г., выбравших «третьего папу». Расчет их видимо был построен на единении с греческим востоком для усиления своей партийной позиции в междоусобных распрях латинской церкви. «Третьим папою» был избран грек по рождению, Петр Филаргис, под именем Александра 5. Александр, действительно, сейчас же начал предварительную подготовку к устройству совместного с восточною церковью собора. Смерть Александра прервала эту подготовку в самом начале (3 мая 1410 г.). Вопрос, однако, был поставлен, и разговоры о соборе не прекращались в течение всех ближайших тридцати лет до Феррарско-Флорентийского Собора. Теперь шли пререкания собственно не о созыве собора по существу, а лишь о месте созыва. Греки настаивали на Константинополе, папы указывали один из городов Западной Европы. Споры о месте будущего собора, конечно, не было пустою формальностью. Согласие на определенное место почти предрешало исход собора. Какой-либо отдаленный город Западной Европы уже в силу топографических условий исключал возможность приезда если не малоазийских, то уже во всяком случае сирийских и египетских епископов и следовательно делал несомненным перевес латинян над греками. Константинополь, наоборот, уравнивал шансы – ибо в сущности латинская церковь ведь глубоко уже внедрилась в пределы бывшей византийской империи, и самый Константинополь не был городом столь чуждым для латинян, как для греков какой-нибудь Базель.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

Целью собора было проведение реформ «в голове и в членах», то есть во всей церкви. Постановления собора было решено принимать по нациям: от каждой нации - один голос. На время собора различали пять наций: Италия, Франция, Германия и Польша, Англия, Испания. Нации должны были решать вопрос внутри себя, а затем отдавать голос от всей нации. Первой задачей собора была ликвидация раскола. Иоанн XXIII и его итальянские сторонники настаивали на исполнении приговора Пизанского собора над двумя антипапами. Но большинство членов собора считало необходимым отречение всех трех пап. Со всеми ими велись переговоры через посредников. Наконец, Григорий XII согласился сложить полномочия при условии признания незаконным Иоанна XXIII. Была составлена анонимка о биографии Иоанна XXIII и распространена на соборе. Тогда 2 марта 1415 г. Иоанн согласился сложить полномочия при условии отречения его двух соперников. Но 20 марта он, переодевшись конюхом, бежал из Констанца. 6 апреля в отсутствии Иоанна XXIII и его сторонников собор постановил: — Констанцкий собор является Вселенским, имеющим полномочия непосредственно от Бога, и всякий, будь то сам папа, должен повиноваться собору в вопросах веры, искоренения раскола и реформы церкви во главе и членах; — всякий, будь то сам папа, за непослушание собору в вышеуказанном, подлежит наказанию; — все антисоборные прещения Иоанна XXIII после его бегства из Констанца не имеют силы. Через 1,5 месяца Иоанна XXIII поймали и привели в Констанц. Был выдвинут ряд обвинений против него, в том числе и скандальных. 14 мая Иоанн XXIII был отстранен от выполнения папских обязанностей, а 29 мая низложен как вызвавший соблазн во всем христианском мире своим поведением. Таким образом, собор низложил законного папу, а не антипап. Судьба Иоанна XXIII сложилась дальше так. Под арестом он был уведомлен о его низложении, затем был назначен кардиналом при Мартине V, был старшиной кардинальской коллегии. Умер в 1417 г. в возрасте 90 лет. Григорий XII был уже низложен Пизанским собором, решения которого признавал Констанцкий собор. Осталось только фактически устранить Григория XII из области церковного управления. Григорий не отказывался сложить полномочия, но не признавал Констанцкий собор законным, так как он созван Иоанном XXIII, и перед собором не мог сложить полномочий как перед антипапским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Отстаивая легитимность Пизанского Собора (1409), Ж. адресовал его участникам трактат «De Unitate ecclesiatica», где провозгласил принцип верховенства Собора над папой. Поддерживал избрание Собором папы Александра V , что, однако, привело не к разрешению конфликта, а к увеличению числа конкурирующих понтификов. На Констанцском Соборе Ж. был одним из самых влиятельных людей, выступал по всем обсуждаемым вопросам (его называли «душой» Собора). После бегства 20 марта 1415 г. антипапы Иоанна XXIII , по инициативе к-рого и был созван Собор, Ж. в речи 23 марта 1415 г. отстаивал каноническое право Собора на самостоятельное проведение заседаний без необходимости их одобрения Папским престолом. Ж. внес вклад в реорганизацию университетского преподавания. Он составил план кардинального изменения системы образования на богословском факультете - «Epistola de reformatione theologiae» (Записка о реформе теологического образования, 1 апр. 1400). В этом и др. произведениях (напр., «Epistola ad studentes collegii Navarrae», 1402; «Lectiones duae contra vanam curiositatem in negotio fidei», 1402) Ж. не только резко критикует упадочное состояние нравов преподавателей и студентов Парижского ун-та, но выступает против деградации схоластической науки, что ведет, по мнению Ж., к ее вырождению в бесплодные, оторванные от реальности споры о метафизических абстракциях. Констатируя иссушение душ и выхолащивание умов преподавателей и студентов, когда они уже не отличают главного от второстепенного, источник от комментария, а превыше всего ценят свои метафизические построения, Ж. предлагал отменить ненужные предметы, возбуждающие пустое любопытство, сделав образование более осмысленным и религиозным. Победить «интеллектуальную болезнь», охватившую университетскую схоластику и сделавшую ее предметом насмешек, Ж. намеревался обращением к мистике. Успех мистических сочинений у молодежи дал ему повод говорить об отсутствии творческого начала в совр. ему образовании. Провозгласив принцип «лучше любить, чем знать», Ж.

http://pravenc.ru/text/182229.html

епископальное направление, как противоположность папско-монархической системы. Это направление не только отстаивалось в теории, но и выразилось в деятельности трех реформационных соборов XV в.: пизанского, констанцского и базельского274. Принципиальная точка зрения епископальной системы состоит в том, что как личное должно подчиняться общему, так и лицо папы должно быть подчинено церковной всеобщности, представляемой епископами. Поэтому вселенские соборы, составляющиеся из епископов, суть высшая власть в церкви, которая и папу может вразумлять, наказывать и низлагать, хотя папа все-таки остается исполнительным главой церкви (caput ministeriale), как центр церковного единства и орган, наблюдающий за исполнением установленных вселенскими соборами канонов. Следовательно, хотя папа в сравнении с каждыми епископом, в отдельности взятым, есть высшая власть, в отношении к вселенскому собору, как совокупности епископов, он есть служебный орган, суждения которого не непогрешимы, и от распоряжений которого можно апеллировать к вселенскому собору275. Епископальное направление на пизанском соборе (1409 г.) выразилось в низложении двух пап – соперников в избрании нового папы, что, однако, имело своим последствием присоединение третьего претендента на папский престол к двум прежним и прибавление третьей партии к двум раньше существовавшим. Через пять лет состоявшийся констанцский собор (1414–1418) восстановил внешнее единство церкви и, выходя из епископального принципа, что во всем, что касается учения веры и реформации церкви во главе и в членах, вселенский собор есть высшая над папой власть, задался целью устранить те беспорядки и злоупотребления, которыми страдала средневековая церковная жизнь. Однако реформационная деятельность собора не выработалась в какой-либо определенный план более или менее общего характера и ограничилась лишь тем, что избранный собором Мартин V вступил в соглашение с отдельными национальными группами членов собора276 касательно ограничения, и притом незначительного, некоторых, практиковавшихся в средние века, папских прав, особенно по замещению церковных должностей и по взиманию юннатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Вероятно, с получением святыни связана перестройка собора, о к-рой свидетельствуют обнаруженные в последнее время артефакты нач. IX в., близкие к изделиям мастерских Аквилейского Патриархата, особенно Чивидале-дель-Фриули. Совр. облик собора сформировался в кон. XIII в. Собор был освящен в 1285 г., но зап. фасад был завершен в 1324 г. Ныне строение представляет собой 3-нефную 3-апсидную базилику, боковые апсиды к-рой встроены в толщу стены. Под алтарем находится 3-нефная крипта (XI в.), перекрытая крестовыми сводами. Нефы разделяют чередующиеся каменные пилоны и античные коринфские колонны, над боковыми нефами устроены галереи. Вост. часть храма выдержана в формах ломбардской романики. Его западная часть, увеличенная при перестройке на 2 травеи, выполнена под влиянием пизанского варианта романского стиля. Фасад оформлен многоярусными слепыми аркадами, в к-рых позже было сделано 2 готических окна-розы. Центральный портал украшен рельефом «Богоматерь с Младенцем между св. Анастасией и св. Иоанном Крестителем» (1324), боковые - скульптурой, находившейся ранее на центральном фасаде (XII в.). В боковых апсидах сохранились фрески (кон. XIII в.), выполненные, вероятно, греч. мастерами из Венеции; в них «византийские художественные формулы трансформированы под влиянием готического стиля» ( Джурич В. Византийские фрески. М., 2000. С. 67). Фрески на зап. стене (ок. 1324) близки к творчеству Паоло и Лоренцо Венециано (Там же. С. 69). Среди хранящихся в соборе памятников средневек. искусства выделяются мраморный сакрофаг с мощами св. Анастасии Узорешительницы (нач. IX в.), раннеготический киворий (1322) и резные позднеготические скамьи хора (Матей Морозан, 1418). В IV в. в результате перестройки сев. стороны форума близ юж. стены собора был сооружен христ. аудиториум, к-рый в V - нач. VI в. перестроили в катехуменион: квадратное в плане здание с апсидой, снаружи полуциркульной и многогранной внутри (сохр. напольная мозаика с изображением оленя и лани у источника и фрески в апсиде); в кон.

http://pravenc.ru/text/182465.html

б) Постановления вселенских соборов (западных) уже в средние века рассматривались, как одна из торжественных форм папского же законодательства, так что и в канонических сборниках помещались под именами тех пап, при которых состоялись соборы (четыре лютеранских, два лионских и один венский). Епископальное направление, господствовавшее на реформационных соборах пизанском, констанцском и базельском, стремившееся подчинить папу авторитету собора, не увенчалось успехом. Постановления констанцского собора признаются в Риме лишь настолько, насколько они получили апробацию со стороны избранного им папы Мартина V; постановления же базельского собора до перенесения его в Феррару не признаются. По важности предметов, которых касались соборы, первое место занимают тридентский и ватиканский. Тридентский собор установил принципиальные догматические основы церковного устройства ясным формулированием католического учения о церкви и разные дисциплинарные нормы церковного порядка. Постановление о вере собор тридентский назвал canones, поскольку в них заключается краткое формулирование церковного догмата, с угрозой отлучения за ересь, самое же изложение церковного учения назвал doctrina. На основании этой доктрины составлен был потом катихизис, как символическая книга католической церкви (в 1566 г.). Постановления касательно порядка церковной жизни названы decreta de reformatione (так как тридентский собор все-таки не терял из вида реформации церкви во главе и в членах). Для аутентического истолкования декретов тридентского собора была установлена особая конгрегация cardinalium concilli Tridentini interpretum. Ватиканский собор возвел на степень догмата веры юридический принцип верховенства папы над вселенским собором. Состоявшеюся на этом соборе конституцией «Pastor aeternus» определены универсальная епископская власть папы и его непогрешимость в учении, которое есть вместе с тем законодательство по вопросам веры и нравственности христианской. в) Постановления соборов национальных и провинциальных, с развитием церковной централизации и с отнесением всех важнейших дел, особенно дел, касающихся епископов, к ведомству римского центрального правительства, могли двигаться лишь в весьма ограниченном круге предметов, и самое название таких соборов (по кр. мере в Европе) стало редким явлением. За постановлениями таковых соборов признается обязательная сила в пределах провинции или страны, насколько они проверены и одобрены центральным церковным правительством: для этой цели учреждена даже особая congregatio particularis super revisione synodorum provincialium.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Трофима в Арле XII в. 414 , в рукописи пизанского собора (Exultet) 415 , в стенописях церкви Урбана в Риме XII в., где возле Богоматери, сидящей с веретеном, находится служанка 416 ; на новгородских, так называемых, корсунских вратах 417 , на древней митре, принадлежащей г. Буржуа в Кельне 418 и др. Перевод этот удерживается на Западе не только в памятниках XIV в. (лат. Библия нац. библ. 1378–1394 гг. lat. 18, fol. 348, где благовещение напоминает памятники Византии: Богоматерь в синих одеждах и красных сапожках сидит на троне с веретеном в руке; перед ней стоит архангел с жезлом и жестом), но и в XV в., как, например, в рукописи нац. библ. 1167 (л. 31), где Богоматерь представлена с ткацким станком 419 . Перевод благовещения без рукоделья – явление также нередкое в памятниках западных. В латинском Евангелии нац. библ. IX в. 8850 Богоматерь с распростертыми руками сидит на византийском троне; архангел держит в левой руке жезл с крестом на верхнем конце его 420 . В Евангелии Оттона X в. в Ахенском соборе: Богоматерь, в разноцветном одеянии, простирает руки к архангелу, одетому в белую тунику и сероватую верхнюю одежду; тип архангела старческий 421 ; вся миниатюра напоминает византийские образцы худшего достоинства. Напротив, очень приятное впечатление производит миниатюра латинской рукописи нац. библ. X в. 9448 (graduale, fol. 1); ее простые и изящные формы отражают в себе красоту древнехристианского искусства. Несколько простых изображений в трирском кодексе Эгберта 422 , в рукописной французской Библии Филиппа Смелого XV в. (нац. библ. fr. 167), одно в рукописи XII-XIII вв., изданной Бастаром 423 , где не только Богоматерь без рукоделья, но и архангел без жезла, и одно в эскизах Чимабуэ во флорентийской галерее Питти 1 и 5 424 . В мозаическом изображении алтарной апсиды в храме Марии Великой ранее XIV в. находится уже вверху Бог , от которого исходит по направлению к Богоматери Св. Дух в виде голубя 425 ; в рукописи нац. библ. 9591 (л. 129) есть также Св. Дух, а благовествующий архангел стоит на коленях; на иконе христианского музея в Ватикане 1445 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В 1348-1350 гг., во время эпидемии чумы, умерло мн. К.; в 1348 г. к смерти ок. 200 монахов привело проведение генерального капитула в Меце, оказавшемся в эпицентре эпидемии. Резкое сокращение числа монахов сопровождалось приемом в орден молодых и неподготовленных кандидатов, что сказалось на дисциплине и привело к частым нарушениям устава. К., как и др. монашеские ордены, затронула схизма в католической Церкви (1378-1417): образовалось 2 фракции, каждая из которых имела капитул с генеральным приором во главе. Фракции поддерживали разных претендентов на Папский престол. Противоборствующие папы предоставляли своим сторонникам значительные привилегии, что углубляло кризис и создавало большие возможности для злоупотреблений. Воссоединение К. началось на Пизанском Соборе (1409), на к-ром присутствовали приоры обеих фракций. В 1411 г. на капитуле в Болонье был избран единый генеральный приор Иоанн Гросси. Приток в орден новых членов, особенно в мон-ри при ун-тах, привел к снижению дисциплины и отходу мн. К. от строгого соблюдения устава. К., обучавшиеся в ун-тах, а также доктора, магистры и бакалавры освобождались от совместного чтения бревиария, докторам разрешалась отдельная трапеза, они могли владеть имуществом. Нередко К., имевшие сан пресвитера, занимались пастырской деятельностью в миру, не проживали в своих обителях и фактически не подчинялись духовному начальству ордена. Во мн. мон-рях не соблюдалось правило вечернего безмолвия. Часть К. выступала против ослабления орденского устава, ок. 1413 г. братия кармелитских мон-рей в Ле-Сельве близ Флоренции, в Жироне (Каталония) и обители в Мантуе выразила желание сохранять традиц. аскетический и созерцательный характер ордена. Однако большинство К. настаивали на смягчении устава. По их просьбе буллой «Romani Pontificis» от 15 февр. 1432 г. папа Римский Евгений IV внес изменения в устав ордена, разрешив монахам употреблять мясо (кроме постных дней) и ослабив правила затвора. В 1442 г. папа Евгений IV выделил мон-ри в Ле-Сельве, Жироне, Мантуе и др., пожелавшие сохранять строгие правила, и подчинил их непосредственно генеральному приору, положив начало Мантуанской конгрегации внутри ордена под руководством генерального викария. В Мантуанской конгрегации соблюдались строгие правила безмолвия и уединения. С 1483 г. конгрегацию возглавлял католич. блж. Баптиста Мантуанец , избранный в 1513 г. генеральным приором всего ордена. В конгрегации насчитывалось 53 мужских мон-ря, более 10 женских; она существовала до 1783 г., когда папа Римский Пий VI лишил ее автономии и присоединил к ордену. При участии монахов Мантуанской конгрегации и по инициативе Людовика д " Амбуаза, еп. Альби, в кон. XV в. была организована схожая Альбианская конгрегация К., утвержденная папой Римским Львом Х в 1513 г. (существовала до 1584).

http://pravenc.ru/text/1681105.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010