Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  3.7 из  5) Комментарии Церковь ( 1 ) Литературно-художественный альманах современных писателей «Поток». М.: Типолитографическое товарищество Вл. Чичерина, 1913. Печ. по этому изд. Люди Божии ( 2 ) Рассказы этого цикла впервые опубликованы: «Домашний лар» – в альм. «Стремнины». М., 1916. Кн. 1; «Республиканец Кимка» – в сб.: Зайцев Б. Путники. Рассказы 1916–1918 гг. Кн. 7. М.: Тво «Книгоиздательство писателей в Москве», 1919; «Сережа» – в журнале литературы и искусства «Москва». М.: Творчество, Печ. по сб.: Зайцев Б. Река времен. Нью-Йорк: Русская книга, 1968. Алексей Божий человек ( 3 ) Ежемесячный общественно-политический и литературный журнал «Современные записки». Париж, 1925. Кн. 26. Печ. по изд.: Зайцев Б. Странное путешествие. Париж: Возрождение, 1927. «Один из лучших зарубежных рассказов Зайцева, – сказал об „Алексее Божием человеке“ Глеб Струве и далее пояснил: –…Своим „приходом“ к религии и к Церкви он (Зайцев. – Ред.) из всех крупных русских писателей своего времени всех ближе разделил общую пореволюционную судьбу когда-то религиозно-равнодушной интеллигенции, явился выразителем характерных для нес новых настроений… И показательно, что, в отличие от Бунина, эмигрантских вещей Зайцева в СССР не издавали. Сам Зайцев оказался стоек в своем антибольшевизме и не поддался никаким соблазнам советского псевдопатриотизма, перед которым не устояли многие другие» (Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж: YMCA-Press; М.: Русский путь, 1996. С. 80). А вот мнение о рассказе протоиерея В. В. Зсньковского: «Поистине тайна церковности не окончательно утратилась для искусства слова, если возможны такие вещи» ( Зеньковский В. В. Религиозные темы в творчестве Б. К. Зайцева. К пятидесятилетию литературной деятельности//Вестник РСХД. Париж, 1952. С. 23). Алексей (Алексий) Божий человек – святой, сын знатного римлянина, прославившийся добродетелями и самоуничижительным смирением (ум. 411). Его память церковь отмечает 17 (30) марта. История жизни Алексия послужила сюжетом для многих духовных стихов и поэм. Древнейшее описание его жития с греческого списка вошло в славянскую редакцию – в Макарьсвские Четьи-Минеи.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Первое прошение в древнейш. греч. ркп. XIII b. (Моск. Рум. муз. Сев. собр. содержит из святых только Пресв. Богородицу, Крест, Предтечу, апостолов, святого N (дня или храма?) «и всех святых»; так и печ. греч. изд. Типикона, но с опущением Креста и добавлением безплотных сил; греч. ркп. XIV b. прибавляют после апостолов: «преподобных и богоносных отец наших, св. и праведных Богоотец Иоакима и Анны»; так и древнейшие слав. ркп. XIV b. (Моск. Синод, б. но без Креста; слав. ркп. XV b., восстановляя упоминание Креста, прибавляют св. Архангелов; слав. ркп. XVI b. еще прибавляют: «святых добропобедных мучеников»; впервые позднейшие греч. ркп. и первые печ. изд. Евхологиев присоединяют после апостолов: «иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей (Ιεραρχν) Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, иже во святых отца нашего Николая Мирликийскаго Чудотворца» [ 497 ]. В слав печ. стали еще более пополнять святыми эту молитву. Петр Могила внес после св. Николая: «св. трех святителей Киевских Петра, Алексия и Ионы Российских чудотворцев»; после Иоакима и Анны: «преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия Печерских»; а после упоминания Пресвятой Богородицы прибавил: «аще есть храм Богородичен, рци сие: честнаго и славнаго Ея ради имярек» [ 498 ]. В Моск. Служебн. 1647 г. сохранена последняя прибавка, все именуемые святые поставлены после Богоотец Иоакима и Анны, между 3 святителями и Николаем вставлены Афанасий Великий и Кирилл Александрийский; к 3 святителям Киевским прибавлены Иоанн, архиеп. Новгородский, и Леонтий, еп. Ростовский; затем именуются прп. Антоний, Феодосий, Евфимий, Савва, Иоанн Лествичник, Сергий, Варлаам, Никон, Пафнутий, Никита Переяславский, Димитрий Прилуцкий, Зосима и Савватий, Александр Свирский, юродивые Максим и Василий Московские, а Печерские прп. не упоминаются. Служебник Моск. 1658 г. возвращается к краткости и порядку греч. печатного, прибавляя только после св. Николая 4 Московских святителей (с Филиппом).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

- Как вы оцениваете вклад России в дело восстановления сербских православных святынь в Косове? - В прошлом году я лично контролировал процесс реставрации церкви Святой Богородицы (в монастыре Печ), восстановление фресок, икон и трона. Роль России очень важна, потому что, с одной стороны, сохраняются святыни, с другой стороны – ощущается прямое присутствие вашей страны в крае. То, что сделала ваша страна, - это благословение не только для нас, но и для самой России, которая продемонстрировала братскую любовь . А как обстоят дела с безопасностью храмов и монастырей? - К сожалению, силы НАТО через некоторое время перестанут охранять Печ. Мы стараемся объяснить людям из Альянса, что это не может закончиться хорошо, что Печ, как древняя резиденция патриархов Сербской православной церкви, всегда " под прицелом " . Некоторые понимают нас, некоторые нет, но имеет место серьезнейшее политическое давление, которое оказывает руководство НАТО. Мы не понимаем, откуда такая безответственность. Планируется, что охраной монастыря будет заниматься местная полиция (КПС) под наблюдением сил KFOR. - Доверия к КПС нет? - Нет, доверия нет, потому что они до сих пор он не демонстрировали профессионализм. - То есть лучше бы сохранить присутствие сил НАТО? - Из двух зол выбирают меньшее. - На сербской политической сцене есть те, кто недовольны " вмешательством " Церкви в политические процессы, связанные с Косово. Что вы думаете об этом? - Существуют вопросы, которые гораздо серьезнее политических процессов. Это вопросы национального выживания и существования. И тут политики не могут себе присваивать исключительное право заниматься Косово. Этот вопрос даже выходит за рамки Сербской православной церкви и сербского народа, это всеправославная святыня, и все имеют право высказать свое мнение. В конце концов, в Печке Патриаршей ( монастырь в Косово ) ведь нахожусь я, а не сербские политики. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/62207.html

С. 7-16; АрхПр. 1983. 5. С. 75-77; Труды рус., укр. и белорус. эмиграции, изд. в Чехословакии в 1918-1945 гг. Прага, 1996. Т. 1. Ч. 2. С. 493-494; Поп-Атанасов В. А. Мошин: Животен пат и научно дело. Ckonje, 2009. С. 285-309. Соч.: Избрани дела/Приред.: Поп-Атанасов. Ckonje, 2002-2012. Кн. 1-10; Под теретом: Aymoбuorpaфuja/Превод, коммент.: Н. Београд, 2008; Воспоминания/Ред.: Ж. Л. Левшина, Е. А. Пережогина. Осташков, 2012. Лит.: Д. Метод описа рукописа у Археографском Народне б-ке СРС у Београду//Библиотекар. Београд, 1968. Бр. 5. С. 363; Š tefani V. V. Mošin: O 75 godini ivota//Slovo. Zagreb, 1969. Br. 18/19. S. 141-154; В. Кон 90-годишниот jyбuлej на акад. В. Мошин//Современост. Ckonje, 1984. Бр. 10. С. 68-71; она же. В. Мошин - научник, профессор, човек - за пример (1894-1994)//Русь и юж. славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рожд. В. А. Мошина (1894-1987)/Сост.: В. М. Загребин. СПб., 1998. С. 122-125; Конески Б. Проф. В. Мошин во Makeдohuja//Прилози/МАНУ; Од. за лингвистика и лит. наука. Ckonje, 1984. 9. С. 7-10; Nazor A. V. Mošin: (9.X.1894-3.II. 1987)//Slovo. 1988. Br. 38. S. 109-115; Загребин В. М. В. А. Мошин (1894-1987): Некр.//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 452-455; Пашуто В. Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1992. С. 301; Христова Б. Мошин В. А.//КМЕ. Т. 2. С. 740-743; Булатова Р. В. Основатель югославской палеографической науки - В. А. Мошин//Рус. эмиграция в Югославии. М., 1996. С. 183-199; Живоинович М. В. А. Мошин как историк Афона//Там же. С. 174-182; Б. Обнова српске apxeorpaфuje: Поводом 10 година од смрти В. А. Мошина//АрхПр. 1997. 19. С. 289-290; Мошин В.//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 523-524; 15 години од смртта на акад. В. Мошин: Зб. од научен собир, Струга, 20-22 септ. 2002 г. Прилеп, 2002; Бондарева Е. А. В. А. Мошин (1894-1987)//История и историки: Историогр. вестн., 2003. М., 2003. С. 293-310; Поп-Атанасов В. А. Мошин: Животен пат и научно дело. Ckonje, 2009. Е. А. Кузьминова, Г. Поп-Атанасов Рубрики: Ключевые слова: НЕВОСТРУЕВ Капитон Иванович (1815-1872), археограф, палеограф, филолог и археолог, чл.-кор. Российской Имп. АН, проф. богословия МДА АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон ДУРНОВО Николай Николаевич (1876 - 1937), филолог-славист, историк церковнослав., рус. языков, палеограф, диалектолог ЕРНШТЕДТ Петр Викторович (1890 - 1966), российский коптолог, занимавшийся в основном изучением грамматики и лексики копт. языка, папирологией, изданием копт. текстов

http://pravenc.ru/text/2564256.html

Это первая степень покаяния, соответствующая степени плачущих. Вторая степень проходилась уже в храме и совпадала с последней степенью публичного покаяния – купностоящих. Виновный принимался в хор или на другую службу в храме. Но участвовать в пении и чтении или в другом служении он мог только с особого разрешения аввы. Сверх того, в конце всякого богослужения должен он, падая ниц на том месте, где стоит, испрашивать прощения и молитв, пока авва признает вину совершенно очищенной. Такое „удовлетворение (satisfacere) требуется и от тех, которые за малые вины отлучаются только от трапезы с братиями. Его исполняют они пока разрешит их авва и благословив не скажет: довольно“. Устава гл. 43–44 Migne P. L. LXVI, 675–676; 683–686; р. п. Феофана, Древние иноч. уставы, 630–631. 615 Патер., изл. по гл., V, § 37, стр. 104; Migne, Ibid. 882–883. Преп. Пафнутий обратил на путь добра блудницу Таисию. Приведя в женский монастырь, он заключил её в затвор, повелел давать ей один хлеб на день и воду, молиться только словами: „Создавый мя, помилуй мя“. Блудница пробыла в покаянии три года и Господь простил её. Житие преп. Таисии. Вел. Ч.-Минеи, 13 ноября, стб. 1986. 617 Apophthegmata, Migne, P. G. LXV, 416; p. n. 376. Патер., излож. по глав., XVII, § 33, стр. 383–384. Ср. Вел. Четь-Минеи, ноябр. 2, стб. 48–49. Другой пример прощения без епитимии тяжкого греха был указан выше (Февр. 386–387). Интересно отметить, что западные подвижники, придававшие епитимии значение удовлетворения правде Божией, считали её в то же время обязательной. В собеседовании о покаянии Иоанн Кассиан говорит: „прощение грехов достигается ради удовлетворения (satisfactionis gratiam) ежедневными постами и умерщвлением плоти и страстей, ибо по словам Писания ( Евр.9:22 ) без пролития крови не бывает оставления“. Собес. XX, гл. 8, Migne. P. L. XLIX, 1164; р. п. 540 – не точен. 620 Καυτρ στιν ρоς α πιτμιον ες μετνοιαν πρς χρνον διδμενον φιλανϑρπως. Migne, P. G. LXXXVIII, 1169; p. п. 266. Слово к пастырю, гл. 2. Сравнение покаяния с врачеством обычно и в церковных канонах (Вас. Вел. пр. 3, Григор. Нис. 1, Трул. 102 и др.). 624 Житие преп. Саввы, гр. текст в изд. Помяловск., О. Л. Др. П, стр. 222; р. п. Пал. Пат. 1 вып., 62–63. Монаху, отрёкшемуся от веры и от обетов звания, старец предписал: „сядь со мной в пещере, постись три седмицы непрерывно”. Пат., изл. по гл., V, § 41, стр. 108–109; Migne, P. L. LXXIII, 884–885. „Возвратившись в келью свою, монах принёс покаяние”. Ibid. XI, § 102, стр. 275. Migne, ibid. 940. Другие примеры отлучения см. Февр. 382–384 стр. 626 См. Толк. на 27 Апост. Прав., также 9 прав. Двукр. соб. и толкования на него. Книга Прав., изд. Общ. Л. Д. Пр. 48–49. 1730–1734. 628 Феофана Др. иноч. уставы, 147, ср. 152. Migne, P. L. XXIII, 81–82. За воровство полагалось 39 ударов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1586 Житие преп. Саввы Освящ. гл. 75, изд. Общ. Люб. Др. П. под ред. Помяловского, стр. 434–437; ср. Пал. Пат. вып. 1, 119. 1588 Гр. Галин, Св. Софроний, патр. Иерусалимский, Киев, 1853, 4–8. К. Попович, Патр. иер. Софроний, как богослов, проповедник и песнописец. Киев 1890. 6–9. П. Сладкопевцев. Др. палестинские обители, вып. 2. 155–162. 1589 πσκοποι α πρεσβτεροι, πρς δε α τν μοναστν o θεοδιδστεροι, – вариант: ερες α μονζοντες. 1591 В житии Иоаннна Дамаскина , как оно читается в Минеях-Четьих Димитрия Ростовского , рассказывается, что когда Мансор, отец Дамаскина передавал своих детей – родного Иоанна и приёмного Косму выкупленному из арабского плена иноку Косме для обучения наукам, благочестию и добрым нравам, он сказал: „сотвори их тебе сыны духовны“ (Дек. 4 день). Но это чтение не оправдывается ни греческими текстами житий Иоанна Дамаскина (AA. SS. Maji II, App. рр. 2 сн. 14–15. Пападопуло-Керамевс, ναλκτα Ιεροσολυμιτικς σταχολογας т. IV. 312 сн. 273), ни известными нам древнеславянскими переводами их по рукописям библиотеки Московской дух. Академии. 1593 См. И. Соколова, Состояние монашества в византийской церкви с полов. IX до нач. XIII в., 472 сл. Е. Голубинского, История, I, 2, 2-е изд., 658 след. 1594 Житие преп. Илариона, напис. бл. Иеронимом, Migne P. L. XXIII, 43–44; р. п. IV, 33; также Пал. Пат. вып. 4, 25. 1596 Сладкопевцев, Палест. Обит. II, стр. 32. Житие св. Феогния по-греч. с рук. пер. Прав. Палест. Сборн. вып. 32, стр. 9 и 36. 1598 В письме к игумену Драконтию, отказавшемуся от епископства, св. Афанасий пишет между прочим: „знаем и епископов постящихся и монахов ядущих; знаем и епископов не пиющих вина и монахов пиющих; знаем и епископов, творящих знамения и монахов не творящих“. Творения св. Афанасия; р. п. II. 10. Очевидно пост, воздержание от вина и дар чудес считались атрибутами монашеского звания. 1599 „Пишешь мне, говорит преп. Нил Синайский в одном письме, что иноки приближающиеся и прилепляющиеся к Богу, суть левиты; и, уразумев это, сделал ты великое приобретение“. Migne P. G. LXXIX, 124: р. п. II, 306.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В житии преподобного Акакия Новаго, память коего бывает апреля 12-го, между прочим пишется следующее: «некогда, читая слова святого Симеона – Новаго Богослова, нашел я место, говорит о себе иеромонах Иона, где он выражается так: ежели христианин не увидит Христа здесь в настоящей жизни, не увидит Его и в будущей (слово 3). Пораженный такими словами, спросил я о них преподобного Акакия, и он отвечал: «да, чадо мое, не сомневайся в этом. Христианин должен еще здесь сердечными очами зреть Христа и вообразить Его в сердце своем ( Гал. 4:19 ), как сказал святой Апостол Павел: иначе невозможно. – А ты видал Христа? спросил я еще старца. – Видал, сказал он. Чтож Он тебе говорил и говорит? Он говорит: гряди по Мне, т. е. исполняй Мои заповеди; и однакож, продолжал старец, я не последовал Ему,» – и заплакал горько и безутешно. – Каким же образом видит человек здесь Христа, чувственно или умственно? Спросил я опять старца. Умственно, отвечал он... Когда читаешь ты о высоких истинах слова Божия, и трогается сердце твое, не уклоняйся мыслью от этих истин, и как можно чаще читай Божественное Писание. Блажен, кто делает так, ибо он удостоится великих даров» (Пат. ч. 2, стр. 139–140). Итак несомненно, что когда человек читает Слово Божие и поступает по оному, тогда Господь посещает сердце такового и это конечно чувствует он и чрез сие, таким образом, духовными очами видит или созерцает Христа. Как это бывает, можно показать следующим примером. Про преподобного Феофила, именуемого мироточивым, говорится: «Иисус был дыханием его; Иисус был жизнью его; Иисус был всегда в сердце его. Феофил, подобно святому Павлу Апостолу, не жил более, но Христос жил в нем; а потому, подобно Павлу, удостоился Божественных даров Св. Духа, предвидел будущее, знал тайны сердечные и помышления человеческие, достиг в мужа совершенна и в меру возраста исполнения Христова, как говорит Апостол (Пат. ч. 2, стр. 63). Поэтому несомненно, что можно видеть Господа и что Сам Он, по слову Своему, любящим Его является. И это, как видели, бывает тогда, когда человек всем сердцем любит Его, исполняет Его заповеди и поучается в законе святом Его. Господь является в сердце таких людей; оживляет, укрепляет и поддерживает их Своим присутствием, и становится, так сказать, душою души их. Поэтому-то Давид и называет Бога Богом сердца своего. Боже сердца моего, и часть моя Боже, во век ( Пс.72:26 ). Поэтому-то и Златоуст говорит, что Бог всегда близ есть: еще глаголющу ти Он речет: се приидох ( Исх. 58:9 ) (Злат. о молитве). В виду всего этого и потщимся приблизить к себе Господа исполнением закона Его и узреть Его чрез пламенную и постоянную любовь к Нему. И если бы когда-нибудь Он, милосердый, дал нам ощутить несомненный залог невидимого пребывания Его с нами, тогда постараемся обнять и удержать в себе этот драгоценный залог и пребыть с Господом навсегда. Аминь. 44. Должно с усердием слушать поучения церковные

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Вопрос 84. Аще кто о своих гресех покается, яве есть, яко потребляет грехи своя. прочее убо (Пролог Ноября 11 день) и аще кто, сотворив благотворение, раскается. потребляет мзду, юже сотвори ради раскаяния. Ответ. Да не будет, якоже бо о покаянии греховнем, Бог есть иже тому ходатай. тако и о раскаянии еже о милостыни, диявол есть ходатай ему, а не душа человеку. тем ниже погубляется бываемая мзда, обаче не добро есть, еже раскаятися о бываемом благом, иже бо часто раскаяйся, ленивейший на благое бывает. Вопрос 85. Нецыи глаголют, яко (Пат. скит. сл.22, Пат. Иерусал. сл.13) не подобает без истязания даяти милостыню, но вопрошати со опаством. аще воистинну скуден есть иже к нам приходяй. глаголет бо Соломон, яко аще творити благо, блюди кому твориши. Ответ. Сице и прочая писания зле разумевающии развращают. не о человеце убо земном рече Соломон, но блюди, кому твориши сиречь, яко Богу твориши. аще бо о еже истязоватися просящему рече, како Господь глаголет ( Мф.5:42 ) всякому просящему у тебе дай. Вопрос 86. Ежели убо в церковь приносити есть благочестнейши, или еже нищим раздаяти. Ответ. Еже ( Мф.25:35 ) рещи Господу сущим одесную яко взалках, и дасте ми ясти. вжадах, и напоисте мя. показа предпочтено быти, (Шестоднев сл.5) еже по образу и по подобию его созданным человеком милование, обаче множицею, во время гонения, хотящу храму Божию разоритися, потребно, и еже о сем пострадание, и паки иже за Христову веру мучимым неким, честнейше сих всех избавление. Вопрос 87. Аще кто верен от неверных имения вверен быв, сим прикоснется. убо прощен ли есть от Бога о сем. Ответ. Господу глаголющу: отдадите кесарева кесарю ( Мф.22:21 , Мк.12:17 ) яве, яко еллину тогда кесарю сущу, навыкаем, яко непохвално есть еже прикоснутися. обаче аще на нищия таковая истощена будут имения, могут нищих молитвы Бога умолити. рекшаго, ( Лк.16:9 , Пролог 24 сент.) сотворите себе други от мамоны неправеднаго, аще ли на сласти некия житейская иждота будуть, яве, яко двема грехома иже се творящий впадают. глаголю же сласти и татьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

1972 Migne P. G. LXXIX, 363. Epistolarum Lib. II ер. 333; в своём месте оно будет приведено почти целиком. Здесь помещаем одну фразу: „Когда духовный отец ( πν. πατ.) скажет тебе что-нибудь неприятное или жестокое, прими и перенеси это любомудренно и великодушно“. 1973 Βασανουφоυ α Ιωαννου, πo. 366. „Если ты сам прибегаешь к отцу духовному (πν. πατ.), вопрошая его о чём-либо не потому, чтобы желал получить от него заповедь, но для того, чтобы услышать от него лишь ответ по Богу, и он скажет, что следует тебе делать, – ты непременно должен это исполнить“. 1974 Migne P. G. LXXXVIII, 706–708: „Благомыслящий послушник (ποος), хотя и мёртвых станет воскрешать, хотя и дар слёз и освобождение от духовных браней получит, непременно рассуждает, что производит сие молитва духовного отца“ (το πν. π. εχ). 1975 „Великий Маркиан... стал почитать (Феодосия) ещё более и чтил его, как духовного отца“ (Житие, гл. 34. Пал. Пат., 8 вып., стр. 61). 1976 Преп. Макарий Великий (Слово 2, гл. 9) пишет: „В тайне же ума настоятели да почитают себя недостойными рабами всех братий и как пестуны, которым вверены духовные чада (πνευματι τνα), со всяким благодушием и со страхом Божиим да стараются направить каждого ко всему доброму (Migne P. G. XXXIV, 848; р. п. 4-е изд. 366–367). – Правила преп. Антония (неподлинные) озаглавлены: „Sancti patris nostri Antonii Magni Abbatis regulae sive canones ad filios suos spirituales monachos“ P. Gr., t. XL, col. 1065. – Св. Стефан Чудотворец († 794), обращаясь к монахам своего монастыря, называет их „чада духовные“ (τκνα πνευματικτατα, πενματικ τκνα) (Житие, гл. 34, Acta Sanct. III t p. 517 и 545; p. п. Палест. Патерик, 11 вып., 30 и 82 стр.). – Преп. Иларион говорил: „не сотворю лживым Господа моего, не могу видеть разрушенные церкви, попранные алтари Христовы, кровь моих духовных сыновей“ (т.-е. монахов. Житие, Пал. Патер., вып. 4, стр. 27–28). – В том же смысле употребляется и выражение „духовная дочь“. Mémoires publiés par les membres de la mission archéologique Française au Caire. T. IV par. E. Amélineau, Paris, 1895. Письма преп. Моисея инокиням начинаются так: „ Моисей, архимандрит и отец общины, пишущий своим почтенным духовным дочерям (à... filles spirituelles), приветствие“ (р. 798 cfr. 694). – В смысле более общем „духовным сыном“ называется иногда человек, подчиняющийся нравственному авторитету другого. Напр., жизнеописатель преп. Феодосия Киновиарха, Феодор, епископ Петрский (перв. пол. VI в.), рассказав о том, как преп. Феодосий зашёл к Симеону Столпнику и выслушал от него пророчество, продолжает: „великий Симеон предсказал от Духа Святого духовному сыну Феодосию то, что с ним будет о Боге“... (гл. 5, Пал. Пат. вып. 8, стр. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1628 году упоминается архиеп. Смоленский Исаия Копинский, основатель Киевской академии. Он был избран в Киевские митрополиты, но уступил это место Петру Могиле , который по смерти Исаии (в 1634 г.) заведывал, вероятно, и Смоленской епархией, так как здесь возобладал униатский митрополит Вениамин Руцкий. В 1655 году Смоленский архиепископ Лаврентий, встретив Афонские святыни, с подобающей честью проводил их до царской резиденции (в Оршанской пустоши). В 1658 году Витебский и Полоцкий епископ Каллист, болезненный старец, получил царский указ заведывать Смоленской епископией, для чего и перехать в Смоленск, но скоропостижно скончался, не исполнив указа по болезни. Настоящим преемником Лаврентия должно считать деятельного Филарета, который быв посвящен в 1658 г. во епископа Суздальского, тогда же был переименован архиепископом Смоленским. Филарет правил Смоленской епархией 12 лет. Он обратил католический костел в православный собор, восстановил много пострадавшие от католиков монастыри Аврамиевский и Вознесенский. Ему принадлежит мысль о постройке нового обширного кафедрального собора. В 1671 г. Филарет принял схиму с именем Феодорита и окончил жизнь в Саввином Звенигородском монастыре (1681 г.). В 1671 году арх. Смоленским был назначен архим. Симонова монастыря Варсонофий (II). Он известен присутствием на Моск. соборе 1675 года, откуда был назначен Крутицким митрополитом. Ему можно приписать восстановление Троицкого монастыря. В 1681 году Смоленская архиепископия приговором патриарха и его собор переименована в митрополию. Преемствовал Варсанофию по Смоленской кафедре архимандрит Спасо-Андроникова монастыря Симеон (Милюков), лично известный царю Алексею Михайловичу, но не любимый пат. Иоакимом. Царь дал Симеону IV позволение построить собор по обширному плану и прислал пожертвования. В 1677 г. 2 авг. совершена была закладка нового собора. Царь Феодор Алексеевич возвел в 1679 году Симеона лично в сан митрополита, и ему даны были два викария, из которых один жил в Вязьме, а другой – в принадлежавшем Смоленску Брянске. Не поладив с пат. Иоакимом, Симеон на два года был лишен белого клобука и отправлен в Сергиеву лавру «на смирение» (16821684 г.). В 1684 году Симеон был восстановлен в прежнем сане на Смоленской кафедре, которой правил еще 14 лет до самой кончины, последовавшей в 1689 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010