Соф. 1095 . Требник. Конволют середины XIIb.: 1) л. 1–119; 2) л. 120–161. 8°. 161 + II л. Филиграни: первая часть: 1) Колонны, близкий: Дианова. Костюхина, 1207 (1638 г); 2) Кувшин с одной ручкой, литерами, полумесяцем, вид: Тромонин, ИЗО (1638 г.); вторая часть: Голова шута, тип: Дианова, Костюхина, 421 (1645–1661 гг.). Записи: л. 119 (простой литореей) «аминь»; л. 119 об. (простой литореей) – «Боголипново Преображения священнику Максиму Петровичю. Бористоо Афанасьевичъ. благословления, прошоу и много челомъ бию» 1321 Содержание: л. 1–66 об. – чин исповеди; л. 11–12 – поновление краткое; л. 13 об.–15 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр); л. 15–25 – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 21–22 об. – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 25 об.–32 – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 32 об.–40 – поновление; л. 43–47 об. – поучение духовника; л. 51 об.–54 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 54 об.–55 – поновление мужчинам; л. 55–59 – поновление священникам; л. 76–79 об. – вопросник инокам (Основная редакция). Соф. 1101 . Служебник. Первая четверть XII в. 8°. 340 л. Филиграни: 1) Цветок, не отожд.; 2) Кувшин с одной ручкой, полумесяцем, литерами, вид: Дианова, Костюхина, 142 и 146 (1610 и 1606 гг.); 3) Кувшин с одной ручкой (вставная тетрадь), не отожд.; 4) Рука с цветком (вставные листы), не отожд.; 5) Кувшин с цветком, вид: Дианова, Костюхина, 28 (1604 г.); 6) Кувшин с одной ручкой, литерами GL, тип: Гераклитов. 390 (1620–1621 гг.); также не отожд. филиграни Записи: л. 70 об.– «190 году (нрзб.) Ефимка (?) Дмитрова генваря вътории на десять день»; л. 112 116 – «Сия книга глаголемая Потребннк попа Феодота Иванова»; л. 339 об. – «192-го году марта в 7 день сии Требник мегорского погоста Куштозерскои Ивана Федотова» (запись обрывается); л. 340 – «Иван Федотов по милости Божией и великих московских чудотворцев»; л. 340 об. – «По милости Божии великих московских чудотворцев киевских Петра...» (нрзб.). Содержание: л. 162 об.–200 об. – чин исповеди: л. 168 об.–171 – поновление; л. 172–172 об. – поновление больному; л. 172 об.–173 об. о делах, избывающих грехи; л. 174 об.–178 – поновление мужчинам; л. 178–181 – поновление женщинам; л. 181–182 – вопросник мужчинам (Кр- Соф. 1061 ); л. 182–185 об. – вопросник мужчинам (М-Соф. 1101); л. 185 об.–188 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 1101 ); л. 188–192 – поновление; л. 195 об.–200 об. – поновление священникам. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 227 (поновление больному).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

2057 Насколько нам известно, в смысле восприемника, принимающего на свою совесть грехи ученика и его душу на свою, старец трактуется первый раз у Иоанна Лествичника . Migne, P. G. LXXXVIII, 1189; р. пер. изд. 4-е, 274–275, Архим. Иннокентий („Пострижение в монашество“ стр. 45, 48. 50, 59:64) полагает, что передача принимаемого инока старцу была составной частью обряда пострижения с самого начала монашества. Но приводимые им данные этого не доказывают. 2060 Migne, P. G. XXXIV, 1138; р. п. 155. Однако, инок не должен был возноситься этим своим правом. „Брат сказал великому старцу: желал бы я, авва, найти старца по желанию моему и умереть с ним“. Старцу не понравилось настроение инока, и он ему заметил: „Ты ли должен следовать воле старца, или он последовать твоей воле, – и тогда ты успокоишься?“ Брат понял и раскаялся в своём превозношении. Пат. по гл. X, § 160, стр. 245, ср. Migne., Р. L. LXXIII. 932. 2068 Vita s. Johanni Dam. Acta sanct. Mai II, XXIV; Vita s. Stephani, ibid. Juli III, p. 550; p. п. Пал. Пат. вып. 11, стр. 90–91. Интересно отметить, что этот инок скоро оставил назначенного отца духовного, боримый помыслами, и перешёл к другому – св. Стефану, рр. 551 и 553; р. п. 93 и 99. 2073 Migne, P. G. LXX1X, 229 (1. II, ep. 67), p. п. III, 34. В наставлении новоначальным инокам Нил Син. не советует домогаться „учительского достоинства“, но продолжает: „если (инок) сделается способным приносить пользу и другим, то пусть делает сие ради награды, отложенной у Бога, как Дело, которое обязан исполнить пред Богом и которое от Бога вознаграждается вечными дарами“. Migne, P. G. LXXIX, 532–533 (ер. 263, 1. III) р. п. III, 380–381. 2075 Migne, P. G. XXXI, 632; р. п. V, 45 Тракт. о подвижничестве; col. 1400–1, р. п. V, 403–404. Подвиж. уставы гл. 21. „Сделаться сожителем“ какого-ниб. старца значит – выбрать его в руководители себе (Житие преп. Феодосия Киновиарха, гл. 7. Пал. Пат., в. 8, стр. 9; ср. гл. 9, стр. 16). 2077 Бл. Феодорита История боголюбцев Migne, P. Gr. LXXXII, 1308. Р. п. 28. В другом месте (col. 1325; р. п. 48–48) бл. Феодорит называет сожителями при подвижнике Маркиане двух учеников, живущих в отдельной хижине вследствие тесноты подвижнической кельи; передаёт о другом подвижнике Публии (с. 1353; р. п. 78) который „не позволял жить никому с собой, а учеников своих расселил по отдельным кельям.“

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Coteleríi Eccl. gr. mon. t.II, p. 233; Пал. пат. в. 2, стр. 28; cp. Das Enthymins-Kloster von Dr. Riess (ZDPV. В. XV, H. IV, S. 223. Anmerk.). 120 Cotelerii t. II, р. 201; Пал. пат. в. 2, стр. 7. Год рождения Св. Евфимия, на основании указаний его биографа, что он родился в августе месяце четвертого консульства Грациана и что в год смерти Валента (378 г.) ему не было и года, относят к 377 году. 122 Еп. Отрей присутствовал на втором всел. соборе, и подпись его находится под символом этого собора. Деяние всел. собор, (изд. 2), т. I, стр. 113. 123 Cotelerii t. II, р. 206; Пал. пат. в. 2, стр. 11. Изучая по преимуществу Св. Писание и произведения аскетической письменности, Св. Евфимий не чуждался, однако, и тех предметов, относящихся к области внешнего просвещения, какие преподавали его наставники. На успехи его в деалектике и философии указывает то, что, будучи в Мелитине, он вел с философами-язычниками диспуты по разным религиозным вопросам, о чем свидетельствует найденная Попадопуло-Керамевсом в одной из палестинских библиотек рукопись, заключающая в себе разговор Евфимия с сарацинскими философами о вере. εροσολυμιτικ βιβλιοθκη. Παπαδοπολου-Κεραμως Α. σ. 304. рукописи 231: διλεξις Εθυμου κα Σκρακηνο φιλοσφου περ πστεως ν τ Μελιτιν πλει. Начало рукописи таково: ρτησις Σαραακηνο πρς Εθμιον πς μολογετε πολοθεαν. 125 Созомен. Церк. истор. кн. 3, гл. 14, стр. 199–200: у армян начало монашеской жизни положил Евстафий Совастийский; ему приписывают некоторые аскетическую книгу, принадлежащую Василию Каппадокийскому. Сторонники крайних мнений еп. Евстафия получили название Евстафиан. (Neander. Geschichte der Christ. Religion und Kirche. 1864 г., в. S. 345); мнения эти осуждены на Гангрском соборе. 127 История Армении Моисея Хоренского перев. Н. Эмина (1858 г.) стр. 362–363. История упадка и разрушения Римской империи Э. Гиббона (перев. Неведомского) ч.III, стр. 529–531. 129 ibid. р. 209–210; стр. 14. Восточная часть горной пустыни, которая возвышается на западном берегу Мертвого моря, разделяется долиной вади ен-Нар на две части: северную – Руву и южную – Кутилу. Вследствие недостатка воды и крутизны эти части горного хребта не имели поселений; они назывались πανρημος в отличие от западного склона – ερημος. Ежегодно, к празднику Пасхи, в эту пустыню отовсюду стекались строгие отшельники; они избирали обыкновенно Руву для своих усдиненных подвигов. Евфимий и Феоктист уходили в Кутилу (Der helige Theodosios. Usener. S. 140–141).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2079 Пал. Пат. IX, 2–3 Житие Георгия Кипрского. Пат. по гл. IV, § 68, стр. 73; Migne, P. L. LXXIII, 871. 2081 Ερωτ. 247, р. 134; р. п. стр. 184. Cp. Apophth. Migne, P. G. LXV, 405; р. п. 365. По известию жития св. Антония (как оно читается в некоторых рукописях) будущий архиеп. Александрийский Афанасий был учеником великого подвижника „и возливал воду на руки его“ (р. п. ч. III. 179). Известие это исторически неверно. По другому чтению, св. Афанасий слышал о подвижнике рассказы от его многолетнего последователя, „возливавшего воду на его руки“ (Твор. св. Афанасия, р. п. I ч., стр. 24–25, прим. Жизнь св. Афанасия, А. В. Горского). Для наших целей свидетельство имеет значение в обоих чтениях. Возливающим воду на руки описательно назван здесь ученик, сожитель старца. 2084 Epist. Ammonis episc. ad Theophilum, papam Alexandriae, cap. IV и VIII, Acta Sanct. Maii III pp. и p. пер. Христ. Чт. ч. 26, стр. 14 и 24. 2085 Το σον πατς ημν Ισαα τα εεϑντα σητι. Лейпциг, 1770, р. 49–50; р. пер., изд. 2-ое, стр. 54. Параллельное наставление читаем у Иоанна Лествичника ; „исповедаемся доброму нашему судье, и притом ему одному (μν), Migne, Р. Gr. LXXXVIII, 681, ρ. п. 41, и у позднего писателя подвижника Григория Синаита († 1328); „не всех вопрошать надо, но одного того, кому и других управление вверено и кто, будучи беден, богатит многих по Писанию“ Добротолюбия т. V, 243. 2086 Относя слова Писания „спасение во мнозе совете“ к тем инокам, которые открывают свои помыслы и поступки и делают всё с советом, преп. Дорофей (кон. VII, нач VIII в.) продолжает: „не говорит (Писание) „в совете многих“, т.-е. с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всём конечно с тем, к кому имеем доверие“, т. е. с своим старцем. Поуч. 5. Migne, Р. G. LXXXVIII. 1676. 2103 Житие преп. Саввы, Пал. Пат. вып. I, стр. 70. И. Помяловский, изд. Общ. Люб. Др. II. 250, 252, 254 – греч. текст. 2106 Это было при Микадо Го Нара, который в следующем 1557 году умер, и на его место воцарился Микадо Ооги Маци. Впрочем, оба не имели никакого значения. Сьёгуном состоял которого власть была также непрочна. Упомянутый выше Цё-Кэй продолжал сохранять свою внезаконную власть. В 1557 году Сьёгун вступил в формальную войну с Цё-Кэем, причём оба имели на своей стороне различных феодалов, и после нескольких сражений – решили заключить мир. Твёрдой центральной власти вообще не было, и отдельные аристократические дома продолжали властвовать, насколько у кого хватало сил и войск. – Л. Т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Да будет воля ГОСПОДНЯ! Во имя ОТЦА и СЫНА и СВЯТОГО ДУХА! Аминь! Аминь! Аминь! молитва матери рабы Божьей Елены за сына раба Божьего Константина 2016/01/13, 11:32:18 Преподобный Сергий Радонежский! Моли Бога о р.Б.Анастасии, помоги ей завтра в сдаче зачетов по пат. физиологии и фармакологии. Прости нас грешных и немощных. Слава Богу за все и за святых молитвенников, которые нам помогают.Во имя отца и сына и Святого Духа.Аминь. р.Б.Ксения Анастасия 2016/01/13, 11:17:29 О, Преподобный Сергий Радонежский! Укрепи веру мою и прими молитву мою о милости и защите твоей к моей дочери р.б.Анастасии, к зачетам завтра по пат. физиологии и фармакологии. Помоги ей уверенностью, знанием, удачей и милостию преподавателей сдать зачеты. Чувство своей немощи, недостоинства, понимание, что где-то не знаешь предмет и вера Богу, уверенность в том, что он поможет, приходит через тебя, Отче Сергий, а с этим и уверенность в собственных силах! Анастасия трудится, учится чувствовать свой духовный настрой и молится за здоровье и будущее нашей семьи, за прощение грехов своих. Вся наша семья молится за её успехи, здоровье и достижения. Благодарим, Отче, за милость твою к нам, помощь всем искренне просящим и нашему студенту- рабу Божию Анастасию. Аминь. Христовою любовию уязвився, Преподобие, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему возсиял еси, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие богомудре. р.б.Анастасия Анастасия 2016/01/13, 11:00:51 Отче Сергие! Благодарю Тебя за то,что ответил Ты на материнскую молитву и даровал рабу Божьему Вадиму отличную оценку на экзамене! Отче Сергие, прошу Тебя, не оставь р.Б. Вадима и в дальнейшем, помоги ему сдать успешно все экзамены!Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь! р.Б. Иулия 2016/01/13, 10:50:59 Преподобный Сергий Радонежский! Я всегда обращалась к тебе за помощью в трудную минуту и ты никогда не оставлял мою просьбу без внимания. Спасибо тебе. И снова я молю тебя о помощи моей дочери Анастасии. Помоги пересдать зачеты по пат. физиологии и фармакологии. У неё осталась последняя попытка. Пусть задания будут легкие, и на них он будет знать ответы.Будь Ты рядом с ним в этот важный день для неё. Очень прошу тебя не ставь мою дочь без своей заботы.. Во имя отца и сына и святого Духа! Аминь!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

а) При св. Феодосии обитель Киево-Печерская была еще бедна: случалось, что келарь не мог ничего дать братии на трапезе. Между тем пр. Феодосий построил даже особый двор, на котором и кормил бедных. Для них отделял он десятую часть монастырских доходов и каждую субботу посылал воз с хлебом в темницу (Киев.-печ. пат.). б) Пр. Корнилий Комельский также во время голода раздавал хлеб голодающим. Донесли ему, что некоторые приходили за помощью по нескольку раз; преподобный не обратил на это внимания, а велел продолжать раздачу хлеба всем без различия. в) Препод. Димитрий Прилуцикий († 11 февр. 1389 г.) иногда раздавал бедным милостыню тайно от братий, чтобы не вызвать беспокойства среди их, ввиду случаев нужды, постигавших самую обитель. Он был учителем истинной благотворительности и для мирян: когда некто из них, безучастный к беднякам, но хотевший быть благотворителем обители, принес Димитрию подаяние на обитель, преподобный сказал ему: «Отнеси назад то, что принес ты нам, и накорми сперва своих слуг и сирот (рабочих), живущих у тебя, чтобы не страдали они от голода и наготы; и когда останется что-нибудь от того, принеси нашей нищете». г) Прохор Лебедник, сам всегда питаясь хлебом из лебеды и, по силе дарованной ему благодати, умея приготовлять из нее вкусные хлебы, в обилии раздавал их нуждающимся во время голода, а во времена дороговизны соли, цена на которую, вследствие прекращения подвоза ее, поднята была корыстолюбивыми торгашами, раздавал бедным вместо соли золу, которая, быв взята из его рук, заменяла соль. – Сам тогдашний великий князь Святополк, сперва поблажавший торгашам, хотевшим корыстоваться от народной нужды, впоследствии раскаялся, вразумленный человеколюбивым подвигом Прохора, оправданным знамениями дарованной ему благодати (Послан. Поликарпа черноризца к Поликарпу арх. печ. мон.). д) Преп. Сергий Радонежский († 25 сентября 1392 г.) был так милостив к бедным, что жизнеописатель его Епифаний выражается, что «рука его простерта была к требующим, как река многоводная, тихая струями, – что в его обители находили приют и пропитание странные, нищие и болящие».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Л. 23 об. (@Мца тогже въ кг. иже во сты ца ншего лентиа еппа ростовьскаго чюдотворца@). Служба сходна с печ., но малой вечерни нет. Перед кн., л. 30 об., как и в печ. замечено: о т еппа@). Л. 34 об. (@Мца того. въ. кн. иже во сты. ца ншего. игна т еппа. ростовьскаго@). Служба та же в печ. Минее, только на Госп. возз. и на стиховне опущены славы; но в обоих случаях, равно и по 3-й песни, прибавлены крестобогородичны; по 9-й песни светилен иной. Л. 40 об. (@Мца ктбр. в к днь прпбнаго ца ншего бговленьскаго. рстовьскаго чюдотворца@). Сказание о жизни преп. Авраамия нач. (@Прп о бныи ць ншь авраамеи б ротелю блгочтв снъ@). То же, что и в Макарьевской Минее за Октябрь 175, л. 1486 об. 653 . Л. 47. об. (@Мца. маи. въ. днь. части. чюдесъ. стго сидора иже ха ра родиваго нарицаемаго твердислова рстовьскаго чюдотворца@). Нач. (@Иже блжны и прнопаметны сты мжеи блгогодное во сы равноангломъ жи т е@). Это начало предисловия 654 . За ним житие нач. л. 49. (@Сей блжныи коже поведають нции. западны странъ бо. латыньскаго зыка@). То же в Макарьевской Минее за Май 180, л. 764. Л. 57. (@Мца маи днь жи т е иже во сты оца ншего (@еппа ростовьскаго чюдотворца@). Нач. (@Внець бо многоцнныи вскымъ крашеньемь цветовнымъ крашенъ@). То же см. в Макарьевской Минее 180. л. 819. Л. 63 об. (@Мца. маи. в. кг. иже во сты. ца. нше. ленти. еппа. ростовьскаго. чюдотвоц@) Житие его нач. (@Иже во сты ць ншь великии рожес в костньтин грлде@). Сказание это, в сравнении с помещённым в Макарьевской Четь-Минее за Май 180, л. 995, кратким сказанием, есть сказание полное, но не достоверное. В Макарьевскую Минею не вошли следующие здесь находящиеся известия: св. Владимир, крещённый якобы патриархом Фотием, привёл с собою митрополита Леона, который был первым Русским митрополитом, и с ним 4-х епископов, из коих одного Иоакима посадил архиепископом в Белгороде, другого Феодора послал с сыном своим св. Борисом в Ростов. Сей также был первым Ростовским епископом, крестил Ростовскую землю и поставил церковь во имя Пресвятыя Богородицы, но неверными был изгнан; патриарх вместо его послал из своего клира Илариона, но и он вскоре должен был бежать из Ростова по той же причине. За сим, по особенному откровению, Фотием поставлен был из Константинопольских иноков Леонтий. И Леонтий был изгнан из Ростова; но, укрепившись верою, в окресности его, близ потока Брутовщицы, где теперь находился, поставил церковь во имя архистратига Михаила, куда потом и привлёк к себе многих и крестил их. Неверные и здесь хотели убить его, но поражённые ангельским его видом и священным облачением, в которое со всем клиром облёкся св. Леонтий, крестились от него; за тем говорится о мирной (а не о мученической) его кончине) 655 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Яростный облик тех же иудеев, что Пилату кричали: «Распни его!» – Понтий Пилат – римский прокуратор (наместник), управлявший Иудеей в 26–36 гг. и приговоривший Иисуса Христа к распятию на кресте. «Из глубины воззвах к Тебе»…  – См. в Библии: Псалтирь. Псалом 129. Песнь восхождения – начальная ее фраза. Не напрасно изобразил его Микель-Анджело юношей. – Имеется в виду скульптурный шедевр итальянского скульптора, архитектора, живописца и поэта Микеланджело Буонарроти (1475–1564) «Давид». Вандейский эпилог ( 9 ) Сб.: Зайцев Б. В пути. Париж: Возрождение, 1951. Печ. по этому изд. Это Вандея… Некогда здесь бушевала борьба.  – Вандея – западный департамент Франции, который был центром антиреволюционных (роялистских) восстаний в годы Великой французской революции 1789–1794 гг. В этих разорительных междоусобных войнах погибло около 150 тыс. вандейцев. …день св. Владимира.  – Владимир Святославович (?–1015) – великий князь Новгородский и Киевский, введший в 988–989 гг. христианство как государственную религию. Память святого равноапостольного Владимира отмечается в годовщину его смерти 15 (28) июля. Разговор с Зинаидой ( 10 ) Новый журнал. 1958. Печ. по изд.: Зайцев Б. Река времен. …бегство Карла Смелого после битвы при Нанси.  – Карл Смелый (1433–1477) – герцог Бургундии; возглавив «Лигу общественного блага», поднял мятеж знати против французского короля и погиб в битве при Нанси. Святым Георгием отмечена за это твоя грудь.  – Имеется в виду Георгиевский крест, военный орден святого Георгия, учрежденный в России в 1769 г. для награждения за боевые подвиги; имел четыре степени отличия. По словам Апостола: «Поглощена смерть победою».  – Из Первого послания Апостола Павла к Коринфянам (гл. 15, ст. 54). Река времен ( 11 ) Новый журнал. 1965, Печ. по изд.: Зайцев Б. Река времен. «Эта повесть, – писал Юрий Терапиано, выразивший общее мнение критиков, – является ие только высокохудожественным произведением, но в ней Борис Зайцев достигает высшей точки своей внутренней прозорливости в области христианской любви» (Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924–1974). Воспоминания, статьи. Париж; Нью-Йорк, 1987. С. 288). А Павел Грибановский обратил внимание на то, что «зайцевскому творчеству присущ аристотелевский катарсис» (это же утверждал еще в 1926 г. Ю. Айхенвальд). «Не всякому доступная, – пишет литературовед, – эта атмосфера вызывает у писателя известную душевно-духовную настроенность, которая сказывается в особой тональности его стиля, языка. После „Валаама“ она проступает особенно явственно, – все в той же тональности, – в тетралогии „Путешествие Глеба“ (1937–1953), в новелле „Царь Давид“ (1945), в книге о Чехове (1954). Особенно сильно ее проявление в очерках „Звезда над Булонью“ (1958), и уже, действительно, светит она каким-то невидимо-немеркнущим светом в последнем рассказе „Река времен“» (Грибановский П. Борис Зайцев о монастырях. См. в этом томе: Приложения).

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

3 Здесь и далее (если не указаны иначе) печатается по изданию: Библия : Книги Священного писания Ветхого и Нового завета: Канонические: Современный русский перевод. М.: Российское библейское общество, 2011. 1407 с. 5 Публикуется по: Отрывок из слова св. Софрония, патриарха Иерусалимского о Божественном священнодействии//Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения: В 3 т. СПб.: Тип. Королева и комп., 1855. Т. I. С. 266–273. (Печ. в совр. орфографии.) 6 Отдельная арка, как делалось в прежние времена, или углубление и свод, где помещается жертвенник для совершения проскомидии. Имя κγχη усвояется и другому полукружию, где помещались сосудохранительница, или диаконик. Значение же, усвояемое так названной κγχη св. Отцем, и доселе усвояется жертвеннику. См. Нов. Скриж. Гл. 6, § 3. Изд. 1858. СПб. 9 Эта последняя прибавка наводит на мысль, что здесь нечто привнесено в сочинении св. Отца после и без всякой нужды. Что же касается до острижения волос на голове, то в древние времена этот обычай действительно был. См. Симеон Солунский περ τν ερ. χειροτ. гл. 158; ρμην. περ τυ ναο, 45. Только на востоке и самый образ стрижения, и значение его были не те, что на западе. Ныне там этот обычай прекратился. Πηδλ. С. 134 –135. 12 Публикуется по: Максим Исповедник . Тайноводство//Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения: В 3 т. СПб.: Тип. Королева и комп., 1855. Т. I. С. 304 –318. (Печ. в совр. орфографии.) 13 Публикуется по: Святого отца нашего Германа, патриарха Константинопольского, последовательное изложение церковных служб и обрядов, и таинственное умозрение о значении их//Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения: В 3 т. СПб.: Тип. Королева и комп. 1855. Т. I. С. 357–405. (Печ. в совр. орфографии.) 14 Здесь не разумеются ли собственно железные или деревянные палочки, которыми ударяли по доске, чтобы произвести звук? 15 Под этим названием разумеются, может быть, в особенности так называемые «клепала», или железные доски, в которые ударяли в нарочитые праздники и которым усвояют действительно то значение, какое дает св. отец. (См. Нов. Скриж. Ч. 4, гл. 21, § 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Беломор. 53. Требник старообрядческий. Последняя четверть XIX в. 4°. 185 л. Штемпель: «Фабрики наследников Сумкина 6» в фигурной рамке, вид: Клепиков. Филиграни и штемпели, 202 (1869, 1909 гг.) Запись: оборот верхней крышки переплёта – «Подарок Библиотеке АН СССР от Михайлова Ивана Василеевича дер. Машеозер. 25/1 66». Содержание: л. 103–195 – чин исповеди: л 117 об.–120 об. – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 122 об.–132 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 133–153 – поновление мужчинам; л. 153–156 – поновление детям; л. 156–166 об. вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 167–184 об. – поновление женщинам. Вят. 157. Служебник. 1560-е гг. 4°. 246 л. Филиграни: 1) Цветок, вид: Пиккар XII, 902 (1566 г); 2) Сфера, тип: Брике, 14030 (1564 г.); 3) Кувшин, тип: Лихачёв, 1915 (1568 г ) Записи: оборот верхней крышки переплёта – «Книга Рождества Исуса Христова Сына Давида», «Лета 7000-ого месяца марта 24 дня при благословенном...» (далее нрзб.); нижняя крышка переплёта – «Лета 7072-го месяца марта», «Книга глаголемая Служебник лета 7...» (далее нрзб.), «Книга глаголемая Служебник лета 7091-го месяца марта в день»; л. 227 об. – «Служебник Денисов Иванова сына попова, а купил у попа у Ильи Иванова сына Кашникова», «Кинга глаголемы Служебник Борисоглебскаго попа Ильи Иванова сына Кашникова писана на Болванском»; л. 228 об. – «Взял царь (нрзб.) и великии князь Иван Васильевич всея Роси Казанское царство лета 7000 шестьдесят перваго. На память святых мученик Кипреяна и Устиньи». Содержание: л. 122–123 об. – поновление инокам; л. 123 об.–132 – поновление; л. 163 об.–173 – епитимийные правила; л. 230– 239 об. – чин исповеди; л. 232–234 об. – поновление; л. 236–237 вопросник мужчинам (М- Соф. 848 ); л. 237–238 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ); л. 238–239 об. – поновление священникам. Доброхот. 20 (старый шифр 11.9.1). Служебник. Третья четверть XVI в. 4° 215 л. Филиграни: 1) Перчатка с короной, вид: Лихачёв, 2980 (1559 г.); 2) Герб (?), фрагмент филиграни на переплётном листе, не отожд. В молитвах и на полях рукописи часто упоминаются русские святые. Содержание: л. 63 об.–65 об. – чин причащения больного. Описание : Описание РО БАН. Т. 1. С. 80–84.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010