Примеч. 2. Царь Иоанн (гл. 4. Стогл.) говорит, что в 1547 г. положено было праздновать новым чудотворцам, а в 1549 г. рассмотрены службы. В Румянцевом Сборнике служб и житий 16 в. 397), помещены службы: 1) Иоанну Новгор.; 2) Знамению иконы Мирожской (в печат. нет); 3) Савве Вишерскому, соч. Пахомия; 4) Иоанну Рыльскому (из Болгарии); 5) Арсению епископу Сербскому; 6) Аврамию Ростов.; 7) Ионе Новгород.; 8) Никону Радонеж., соч. Пахомия; 9) Кн. Александру Невскому, соч. Михаила, инока владим.; 10) Знамению иконы Новгор. и Кн. Всеволоду первому, соч. Пахомия, второму, соч. Филофея (последнему нет в печ. Служб.); 11) Савве Сторожевскому; 12) Павлу Комельскому; 13) Михаилу Клопскому два канона, один – Илии (в мире боярина Михаила, Соф. Вр. 2, 396); 14) Михаилу юродивому (в печ. мин. нет); 15) Кн. Всеволоду, соч. Никодима (не помещ. в печ. мин.); 16) Арсению еп. Тверскому, соч. инока Феодосия в 1483 г.; 17) Евфимию Новг., соч. Пахомия; 18) Макарию Коляз.; 19) м. Ионе, соч. Пахомия; 20) Антонию, Иоанну и Евстафию литовск. мучен. (в печ. нет); 21) Пр. Зосиме и Савватию Солов.; 22) Стефану Пермскому, соч. Пахомия; 23) Пафнутию Боровск., соч. Иннокентия; 24) Исидору юродивому; 25) Исаии Ростов.; 26) Ефросину Псковскому, соч. Василия (панегириста аллилуии; празднование Евфросину и пр. Аврамию Смоленскому, по словам Стоглава гл. 43., определено Собором 1551 г.); 27) Георгию м. Болгарскому, соч. Василия; 28) Макарию Колязин. (в печ. нет); 29) Дионисию Глушницк.; 30) Кн. Петру и Февронии Муром. – один канон – Пахомия, другой – инока Михаила; 31) Прокопию Устюжскому; 32) Кн. Ольге; 33) Знамению иконы Чирской, соч. Филофея (в печ. нет); 34) Савве Крыпецк. – Василия (в печ. нет); 35) Александру Свирскому . Затем следуют жития тех же святых (Востокова Опис. муз. 592–604). Если смотреть на внутреннее достоинство житий и служб сих, то, по искреннему убеждению, надобно сказать, что в 17 в. судили ещё слишком снисходительно к немощам человеческим; многие службы и жития бедны и мыслями, и чувствами. Кроме того игум. Маркелл написал два канона свят. Никите Новг., одобренные м. Макарием (Слов. писат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

17) В Службе и житии того же св. Николы, печ. в Москве 7151 (1643) г. августа в 6 день, при патр. Иосифе, в четвертку, ц.б. В послесловии, в конце книги. 18) В Псалтыри (учебной), печ. в Москве 7154 (1645) г. декабря в 6 день, при патр. Иосифе, в четвертку, ц.б. В послесловии, в конце книги. 19) В Псалтыри с возследованием, печ. в Москве 7158 (1649) г. октября в 18 день, при патр. Иосифе, в лист, ц.б. В послесловии, в конце книги. 20) В Минеи Общей, печ. в Москве 7158 (1650) г. июня в 29 день, при патр. Иосифе, в лист, ц.б. В послесловии, в конце книги. 21) В Шестодневе, печ. в Москве 7159 (1650) г. декабря в 12 день, при патр. Иосифе, в лист, ц.б. В послесловии, в конце книги. 22) В Евангелии Учительном, печ. в Москве 7160 (1652) г. июня в 12 день, при патр. Иосифе, в лист, ц.б. В послесловии, в конце книги. 23) Минея Служебная месяц Сентябрь, печ. в Москве 7115–7116 (1607) г. в послесловии, в конце книги: И по своему предивному рассуждению он государь (Василий Иоаннович), премудрый возвещает таковое всемирное Божие просвещение иже в законех Божественных от юности воспитенному, всегда пекущуся о святых Божиих церквах, и исправляющу слово истины, первопастырю тогда сущу великия соборныя апостольския церкви, Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Присно Девы Мария Пречестнаго и всеславнаго Ея Успения краннему святителю отцу отцем кир Ермогену патриарху Московскому и всея России, дабы ему иже по Духу с сынми своими. Соборне из свидетельствовати вселетное обхождение книг два надесять месяц минеи. От многих болет сия книги егда от греческаго языка на словенский преложены. И мнози дреынии преводницы и преписующеи, или изрониша или смесиша или в чем погрешиша. И того ради убо таковое дело советом и повелением от Бога помазанных великих первопрестольник и строителей духовом и телесем, скипетроноснаго великаго государя царя и великаго князя Василия Ивановича всея росии, и духоноснаго великаго архиерея, свидетельство книг сих в начало происходят, и полагаются в дело, на хвалу и честь Пресвятому имени всех Владыце и Богу, и во общую пользу благочестивому его царствию. И всем христоименитому законному исполнению.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

Старец сказал ему: хорош образ жизни и не очень труден» (Изр. св. ст. Агаф. 20). Прп. Мегефий синайский, ученик прп. Сисоя и Пимена египетских, ел в два дня по одному хлебу (Изр св. ст Мег., 2). Хлеб большей частью употреблялся ячменный — сухой (галеты — πξαμος), который может сохраняться по полугоду и обычно употребляется бедным населением Египта (Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 12); его ели размоченным в воде (Др. Пат. IV, 68 (56)). Свежеиспеченный хлеб, который мог быть только у отшельников, живших вблизи деревень или монастырей, считался роскошью, у на него, как на угощение, звали соседей (Др. Пат. IV, 76 (64)). Вареную пищу, большей частью в виде чечевичной кашицы, готовили только для гостей (Др. Пат. IV, 68 (56), 69 (57)). Один старец отказался съесть кашицы, сваренной из древесной почки (μυξρια) даже при сильном кровоизлиянии (Др. Пат. IV, 77 (59)). Другого «старца во время болезни навестил один брат, устроил ему варево из своего приношения и давал поесть. Старец говорил ему: поистине, брат, я забыл, что люди имеют такое утешение» (Др. Пат. IV, 78 (66)). О прп. Исааке рассказывали, что он ел хлеб свой с пеплом из богослужебного кадила (Изр. св. ст., Ис. 6). Прп. Макарий Алек. († 394) «услышал, что один инок вкушал по одной литре (12 унций) хлеба, решился подражать ему: покрошил все свои сухари и опустил их в кувшин, положив правилом съедать не больше того, сколько достанет рука. Весело рассказывал нам он об этом (говорит автор Лавсаика) вот что: захвачу бывало побольше кусков, а узкое горло не дает мне их вынуть; мой кувшин совсем не давал мне есть. Целых 3 года подвизался он в таком воздержании, вкушая хлеба унции по 4 или по 5 и выпивая соответственное тому количества воды» (Лавс. 19). 338. О прп. Евагрии, Понтийском диаконе († 399), рассказывается в Лавсаике: «Сей блаженный муж говорил: с тех пор, как пришел я в пустыню (египетскую), я не ел ни салата, ни зелени, ни каких свежих растений, ни плодов древесных, ни винограда; не омывал тела, не ел мяса, ни хлеба, ни вина, и вообще ничего, что приготовляется на огне, кроме некоторых сырых овощей и небольшого количества воды.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

219 Кроме исаврянина Евмафия, занявшего келию Св. Саввы вблизи Скифополя и основавшего здесь киновию (Cotelerii. t. III, р. 268; Пал. пат. в. 1, стр. 47) и Севериана, первого игумена Никопольского монастыря, укажем еще следующих учеников Св. Саввы, устроивших в Палестине монашеские обители: Фирмина, настоятеля монастыря в стране Махмаса (ibid. р. 240; стр. 20), – нынешнего др Диван в двух милях от Махмаса (Nachtrag. Furrer. S. 236); Юлиана Кирта, основавшего на берегах Иордана лавру Несклерову, о более точном мстоположении которой нет никаких сведений, – блаж. Иакова н его лавру «с башнями» в Иерихонской долине (ibid. ср. Стар. Иерус. и его окр. Д. Чт. 1872 г. Август, стр. 399), – Северянка, построившего обитель Перикарпарвариха (ibid.) в трех милях от Хеврона, теперь Кафр-Берёк (Бени Наым) (Furrer... S. 236; проф. Помяловский, Пал. пат. в. 1, стр. 52 прим.) и диакона Иеремию, которого Св. Савва назначил настоятелем монастыря, расположенная в пяти стадиях к северу от пещерной киновии (Кетгар) (Cotelerii. t III, р. 349; Пал. пат. в. 1, стр. 118). 222 Cotelerii. t. III, р. 262, 266, 382; Пал. пат. в. 1, стр. 40, 41, 44, 103; Der heilige Theodosios топ Н. Usener. S. 110. Преемником Елпидия были архимандриты Лазарь и Анастасий, отступившие от строгой монашеской жизни и занимавшиеся земными заботами и мирскими выгодами, и Маркиан, настоятель вифлеемской киновии (Cotelerii. t. III, р. 261; Пал. пат. в. 1, стр. 40), назначение которого архимандритом монахов сделано было в видах прекращения беспорядков в палестинской монашеской общине. Если же Савва называется непосредственным преемником Елпидия, то потому, очевидно, что деятельность указанных архимандритов продолжалась недолго. В изданной проф. Помяловским древне-русской рукописи жития Саввы (XIII в.) обязанности Св Саввы, как архимандрита монахов, очень удачно выражены в следующих словах: Сава старейшина от всех отходящих (от мира) и уставник живущих розно в клетех. Житие Саввы Освященного. стр. 145). 227 Под γκανια нужно разуметь установленный в иерусалимской церкви при Константине Великом праздник освящения церкви Голгофской (Церк. ист. Созомена т. 2, гл. 26, стр. 142–143) и Св. Воскресения (Gamurrini. Peregrinatio ad loca sancta p. 108). К этому дню приурочивалось также и обретение честнаго Креста. Торжественное ежегодное воспоминание этих событий привлекало, по словам Сильвии Аквитанской и Созомена, в Иерусалим поклонников не только из Сирии, Египта, но и со всей подсолнечной. Не было никого, кто бы не стремился в Иерусалим к этому празднику, который продолжался в течение восьми дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. евангелий 7, из них лучшие: 1. Св. Евангелие 14 верш. С серебряными, золочеными досками с изображениями на верхней доске Воскресения Христова и 4 евангелистов, а на нижней - храмовых праздников; серебра в досках 9 ф. 25 з. Об этом евангелии в приходской летописи сказано, что оно приобретено в 1874 году за 525 рублей - сумму, собранную по приходу пожилой крестьянской девицей Марией Стеф. Бырковой, и выписано из магазина Сытова. 2. Св. евангелие печ. В Москве в 1742 с медными просекными и посеребренными дсками, с финифтяными изображениями: в средине - Воскресения Христова и евангелистов. 3. Св. евангелие, печ. В Москве при царе Алексие Михайловиче в 1652 году, обложено малиновым бархатом; на нем серебряные, золоченые изображения Воскресения Христова и евангелистов. В церковной библиотеке книг более 250 названий. Из них достойны внимания: 1. Библия величиною в лист в 2 книгах, изданная повелением импер. Елизаветы Петровны в 1751 году. В расходной книге за 1854 году о ней сказано, что куплена у вдовой дьячихи приходской церкви Марии Упадышевой за 6 руб. 2. Минеи месячные в колич. 12, печати 1768 года. 3. Триод цветная печ. 1742 года. Книга эта по листам подписана местным священником Иовом Терентиевым Поповым: " 1744 года марта 10 дня сия книга цветная во граде Вологде на церковные деньги куплена и сию книгу.... церковный староста Стефан Ермолаев Тороканов.......положил в казну вечно " . 4. Библия в 8-ю долю листа на славянском языке печати 1816 г., издание Российского Библейского общества, цена 6 руб. 5. Евангелие толковое на воскресные и празд. дни, печ. 1761 года. 6. Симфония на св. евангелие и Деяния апостолов, печ. 1761 года. 7. Четыре книги пролога, печ. 1747 года. В церковной ризнице тщательно хранятся шесть грамот, данных епископами Великоустюжскими и Тотемского на построение и освящение церквей: 1. Гавриила, архиепископа Великоустюжского и Тотемского, от 18 мая 1739 года на построение двух деревянных церквей во имя Рождества Богородицы и св. великомученика Георгия.

http://sobory.ru/article/?object=41441

—271— 125 взьмь) и Тому, блаженче (99 преблажене, 25 блажене), сраспялся ecu (99 сраспятся, 125 спропяся, др. спротивяся? 98 распялся): благословите (в тип. этим словом кончается стих), поя, дела Господня (98. 211. 213 не чит.) Господа, – 88. 211. 213 приб: и превозносите Его во веки. Устранившись всякого смертоносного удовольствия, блаженный, ты соделал всего себя безукоризненным зеркалом божественным: благословите, (воспевая), Господа (все) дела и превозносите Его во (все) веки. Акр. ξ – ενθες. Ркп. и печ. чит. μλπων, кроме Вен авг. – Вм. κηλδωτα СМ. в прочих κηλδωτον. Вм. θεον 292 πρς? Прочее ср. к предш. стиху. Слав: Устранився (99 вустранися, переставляя этот стих на место первого, а первый – сюда, – 125 странен быс) всякие (125 всея) сласти (99 страсти), блаженне, смертоносные (99 смртьные), тебе (98. 211. 213 себе, 99 сам ся, 125 оп. 126 самого) соделал ecu (99 седея, 125 др. седела) всего (тип. все) нескверно 99 нескверяньно, 125 нескврьняно, др. нескврьнено 98 несквернено) зерцало (99 зрчало 125 зрьчало) божественное (98. 211. 213 нет 99 бжие), поя: благословите вся дела. (Тип. только: блгте...) Господня Господа (98. 211. 213 этих слов не имеют, но прибавляют и превозносите Его во веки). Необузданного тирана нечестивой жестокости не устрашился ты, но как непоколебимая крепость православия устоял непреклонно: благословите, (воспевая), Господа (все) дела и превозносите Его во (все) веки. Акр. – πηνος. Вм. δυσσεβος т. е. τυρννου СМ. печ. авг. и ркп. греч. и слав. чит. δυσσεβ т. е. μτητα Аф. и Кон. янв., что лучше. Вм. κλνητος, СМ и печ. авг. чит. κρδαντος ркп, и печ. янв. Вм. μτητα ркп. 291 μτητι. Вм. μλ πων печ. авг. и ркп. чит. κρζων печ. янв. и др. вар. см. прим. к предш. стихам. В тепер. слав, и 98. 211. 213 этот стих пропущен, но в типогр. читается так: 99 Соурова мчтля (125 безоумью томителевоу) злочьстивая (125 и др. нечьстивого в обеих соотв. δυσσεβ) соуровьства не оустрашися (125 не оужасеся). н (125 но) яко стлб (125 —272— стлеп) став (125 ста) непреклоньн незыблем (125 и непоколебьемый, др. непоколеблен правоверья. блгте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Л. 231 об. Του ατου Μνα πισχπω. Его же к Мине епископу, см. Гервета стр. 1075, Беверегия т. II, стр. 175 (Беверегия т. II, Supplem. р. 12), в печ. Кормчей л. 282 об. под 14 правилом. [Το ν γοις Κυρλλου ρχιεπισκπου λεξνδρεις]. Κριλλος Δμνω. Послание к Домну, состоящее из 3-х глав, см. Гервета стр. 1076, Беверегия т. II, стр. 175; в печ. Кормчей из сего послания напечатаны 3 правила на обор. 282 листа, глава XXXIV (Беверегия т. II, Supplem. р. 12). Л. 232. Του ατου τος κατ Λιβην κα Πεντπολιν πισκποις. Его же послание к ливийским и пентапольским епископам, содержащее 4 главы, см. Гервета стр. 1076, Беверегия т. II, стр. 178, в печатной Кормчей из сего послания напеч. 2 правила на обор. 283 листа (Беверегия т. II, Supplem. р. 12). Л. 232 об. «Εγκκλιος πιστολ Γενναδου του γιωττου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως κα τς σν ατ γιας συνδου πρς απαντας τος σιωττους μητροπολτας. Окружное послание Геннадия, патр. константинопольского, см. Гервета стр. 1087, Беверегия т. II, стр. 181, Кормчей л. 194, гл. XXXVI (Беверегия т. II, Supplem. р. 13), в печ. Корм. 287 л. Л. 234 об. »Επιστολ γραφεσα π Κωνσταντινουπλεως Μαρτυρω πισκοπ «Αντιχειας περ του πως χρ δχεσϑαι τος αιρετικος προσερχομνους τη αγα και καϑολικη κκλησα. Послание Констант. собора к Мартирию, епископу антиохийскому, о том, как принимать еретиков, приходящих к соборной церкви, печ. Кормчей л. 193 об., у Беверегия т. II, стр. 183. Тоυ αγου ϑανασου ρχιεπισκπου »Αλεξανδρεις πιστολ προς ’Ρουφινιανν επσκοπον. Послание св. Афанасия Александрийского к Руфиниану, в нашей Кормчей печ. стр. 334, по Беверегию т. II, стр. 44. Л. 235 об. Διταξις οζ» δι τος φσιν σελγανοντας κα τος μνοντας κατ τριγς τε κα κεφαλς κα τν τοιουτων, κελευταις σχταις ποβλλεσϑαι τιμωραις. Л. 236. «Εκ τν μετ τον κδικα ϑεων νεαρν διατξεων του της ϑεας λξεως »Ιουστινιανου διφοροι διατξεις συνδουσαι, ξαιρτως τος ϑεοις κα ερος κανσι κα κ περιουσας τν οκεαν σχν νεμουσαι, ας τξιν τιν κα ριϑμν πεφκαμεν πρς σντομον ερεσιν του πιζητουμνου κεφαλαου δι τ ως ερηται κ διαφρων διατξεων εναι τα συναχϑντα ως ποττακτα της γκειμνης μετ τους καννας των συνδων διατξεως τ κεφλαια. Это оглавление извлечения из новелл Иоанна Схоластика, патриарха константинопольского, без вступления, а за ним на листе 238 следуют самые правила, числом 87, см. их Assem. Bibl. jur. lib. III, с. XIII, p. 450 sqq., Biener, Gesch. Der Nov., p. 584 seqq., печ. Кормчей л. 1, ч. II. В нашей рукописи 48 правило стоит прежде 47. Некоторые статьи находятся у Веллия, л. 763, в главе Alia Ecclesiastica.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

дисс. к-та филологии. Л., 1985; Вомперский В.П. Риторики в России XVII–XVIII вв. М., 1988; Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV–XVII веков. СПб., 1903; Стратий Я.М., Литвинов В.Д., Андрушко В.А. Описание курсов риторики и философии профессоров Киево-Могилянской академии. Киев, 1982. 12. См., например: Грамматика (ГИМ. ОР. Барс. 2283; Вахр. 983; Дубл. 909; Муз. 2417; Увар. 226; Хлуд. печ. 141д; Черт. 337); Грамматика Лаврентия Зизания (ГИМ. ОР. Хлуд. печ. 51д; Черт. печ. 732; Щап. 123); Грамматика Константина Ласкаря (ГИМ. ОР. Син. греч. 497, 498, 499); Лудольф Генрих Вильгельм. Грамматика российская. Oxf., 1696 (ГИМ. ОР. Щап. 246); Илья Копиевич. Грамматика. Амстердам, 1700 (ГИМ. ОР. Мнш. 566, 567); Грамматика Мелетия Смотрицкого (ГИМ. ОР. Барс. 2282; Дубл. 490, 844; Менш. 560, 561, 693, 1873, 1910; Син. печ. 334, 734; Хлуд. печ. 67; Цар. А58; Черт. печ. 44, 192, 593, 637; Щап. 126); Грамматика Мануила Москопула (ГИМ. ОР. Син. греч. 322, 323, 500); Грамматика словенская (ГИМ. ОР. Увар. 364); Грамматика Патриарха Иосифа (ГИМ. ОР. Дубл. 806); Алфавит (грамматика) с доп. статьями (ГИМ. Муз. 1681). См. также: Востоков А.Х. Русская грамматика по начертанию его же сокращенной Грамматики полнее изложенная. СПб., 1839; Грамматики Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого/Сост., подг. текста, науч. коммент. и указатели Е. А. Кузьминовой; предисл. Е. А. Кузьминовой и М. Л. Ремневой. М., 2000; Крижанич Ю. Граматично изказание об русском иезику. Брянск, 1848; Смотрицкий Мелетий. Грамматики славенския правильное синтагма. Вильно, 1618; М., 1721 и др. 13. См., например: Иоанн Дамаскин. Грамматика и философия (ГИМ. ОР. Увар. 443); Он же. Грамматика и диалектика (ГИМ. ОР. Барс. 248, 2294); Он же. Богословие (РГБ. ОР. Ф. 304. 121); Он же. Книги философские (РГБ. ОР. Ф. 310. 524); Грамматика И. Дамаскина и риторика Иоанна, экзарха Болгарского (ГИМ. ОР. Син. 918). См., также: Богословие нравоучительное [РГБ. ОР. Барс. 276; Епарх. 968; Син. 108, 122; Увар. 878 (Леонид. 216)]; Гефенгеффер.

http://pravoslavie.ru/36953.html

2-го канона по 7 п. 1-й тропарь. в печ. Минее. (@ко звза красно блжнне и постиглъ@) добродтели и нн инокомь многымь бы прибжище, того ради нашь гра просвтилъ сего ради ти. красно блаженне зарею добродтелей и многимъ бысть тмъ и насъ просвти ти@). Л. 229. цркви стго великомчнка иже в пре враты сты созана бы црквь блговрны великы кнземь. гергиемь вламеровиче всеа рси. и заповда по всей рси творити празникъ стго великомчнка въ. днь. мца паче идже бдеть храмь. стго мчнка@). Служба та же, что в печ. Минее. По 1-й стихологии сказано: (@чтетс слово похвално храма стго мчнка В тропарях кан. говорится о подвигах св. великомученика Георгия, но ничего об освящении храма. А в икосе, по 6-й п. канона, есть указание на глубокую древность: (@созываеши пьрвопртльнаго мтре градово. бгоспсена в всесщенны храмъ холюбива мноство@). Л. 238. (@кз. и бз з прчтою бцею в великомь новград. и стго великого. мчнка. кова перснина@). Малой вечерни нет, прочее, как в печ. Минее. Первый кан. Богородице, как сказано и в печ. Минее, сщенноинока логофета@). Но и против второго, который также помещён в печ., на поле, выставлено в ркп. (@Логофе@). Слич. 317, л. 151 об. Л. 253. (@в. кз. днь стго ца нашего кова еппа ростовьского чюдотворца@). – В службе некоторые стихиры, как на стиховне, ошибкою 564 положены не св. Иакову Ростовскому, но Иакову, великомученику Персидскому. В печ. Минее вся служба иная, кроме кан., который тот же. Л. 259. (@в. кз. днь. чтны моще. блговрнаго великаго кнз всеволода. нареченнаго въ стмь новаго чютворца пквьскаго@). – Служба помещена в Трефологие старопеч. 1637 г., кроме седальнов. В общепринятой Минее нет сей службы. Кан. надписывается: илофиево@). Нач. (@Мракъ грховны жени свтодавче хе@). Слич. 891, л. 88 об. После службы прибавлено л. 266 и (@слово на чтны моще блговрнаго великаго кнз всеволода@). Нач. (@Принесенъ бы блговрны кнзь всеволо. нареченны въ стемь изъ стго вселоньскаго. в стю трц... при кнзе пковьскомь рослав владимеровичи. и при великого новаграда и пскова влк гаврииле. при посаднике пковьскомъ иване матфевичи@). Слич. Описание Рум. музеума, стр. 602. 603. В вышепоказанной службе стихиры составлены по подражанию стихирам, положенным в службе 24 Августа на перенесение мощей Святителя Петра; см. 317, л. 497 об. В кан. также есть места, буквально заимствованные из показанного слова об обретении мощей кн. Всеволода. Именно л. 263 об. по 6-й п. в икосе читается: (@многи сты цркви. съзавъ. и чтнымн бисеры красивъ. иер чредивъ. и нища алчюща напитавъ. печалны и вдовица и сироты тшивъ@). Это же самое буквально читается в конце слова об обретении мощей, л. 268 об. В 8-й п. в 3-м троп. повторяются слова из того же сказания о неподвижности раки святого, когда хотели её перенести в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Несомненно, что и в житие были внесены поправки из того же источника. Под пером опытного московского книжника текст жития перенес, кроме того, как уже показал разбор, немало чисто формальных изменений и улучшений. Любопытно, что первая редакция данной летописи, представленная списками Карамзина и Оболенского, теснее связана с общим источником, чем вторая 78 (остальные списки). Отличия её от второй редакции состоят в следующем: стояше (во второй ред. стояще), не преступая (не преступати), песнословца (песнописца), в бдении (в бдениих), солнце (солнцу), срете великаго князя (срете и великий князь), копием (мечем), опущено «за ними»: схожаху (схождааше),пакы обратишася (и ниже обративишеся), повоева и пожже (пожже и повоева), победим (погубим), забудете се (забудете), нет «молчи»: от страны приходящим (оть страны и приходящим от страны) и списа к нему рече (и списа к нему), а от Рожества Христова (нет). Судя по этим отличиям, текст I ред. стоит ближе к тексту свода 1448 г. (ср. Комм. и Толст.), чем текст II ред. Кроме того, описание кончины приведено под 1251 г., как и в Комм. и Толст. списках. Наблюдения над чтениями, общими обеим редакдиям Coф. I летописи и II редакции Новг. I лет. младшего извода и, поэтому, восходящими к Новгородскому своду, приводят к такому заключению, что в текст жития в этом последнем вошли не только черты из списков старого типа, но и некоторые места, свойственные позднейшему типу. Наряду с такими выражениями, как: боголюбива и мужелюбца (ср. Печ.); вста един (Печ.); некто (вм. некто силен; ср. Печ.); в силе велице (Печ.); и пленю землю твою (Печ.); оттоле потщася (Лавр.); натече и погуби (Лавр.); у Ерихона (Рум.); противник никогда же (Псков.); именуются ритори (Псков.); а не златолюбец (Рум.); земля твоя велика (Рум.); описание кончины (Печ.), встречаются характерные черты позднейшей версии: песнословца Давида (изд.); не дописанный псалом (ти въспяти быша и падоша...; изд.); опущено: и сиа рек (изд.); на память св. мученику (изд.); видев же се Пелгусий (изд.); якоже виде и слыша (Пог.): бися крепко (изд.); наступиша озеро (изд.); день суботный (изд.); свободити град Пъсков (изд.); Египетьския (изд.); узриши (изд.); поведаша (изд.); учения нашего (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010