соседствует с блж. Феодором. На иконе 75 новгородских чудотворцев 1728 г. (ГТГ), исполненной свящ. Георгием Алексеевым, к-рый в качестве образца использовал изображение древа Киево-Печерских святых и икону Симона Ушакова «Древо государства Московского» 1663 г., Н. вместе с блж. Феодором представлен слева, во 2-м ряду сверху, на одном уровне с новгородскими князьями и яренгскими святыми, а праведные отроки изображены в др. рядах ( Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. 9(39). С. 91-95; Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. Кат. 160. С. 189). На близкой по композиции иконе работы того же мастера из собрания П. И. Щукина с 28 святыми (1726, ГИМ) новгородские юродивые уже не представлены; нет их и на иконе кон. XVIII в. с изображением 28 новгородских святых в молении образу Софии Премудрости Божией (из собрания Н. Н. Померанцева, НГОМЗ), где тема юродивых и праведных мирян представлена образами святых Иакова Боровичского, Артемия Веркольского, а также Михаила Клопского (в монашеских одеждах). Тем не менее и в XIX в. Н. и блж. Феодор включались в состав новгородских святых, и такие изображения имели довольно широкое распространение (ср. также композицию с древом новгородской святости под названием «Описание новгородских чудотворцев» (рубеж XVIII и XIX вв., НГОМЗ), на к-ром не показаны сами образы святых, но приводятся их имена в кругах: Геров Г. П. Рисунок древа новгородской святости кон. XVIII - нач. XIX в.//Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. СПб., 2015. Вып. 6. С. 214, 216). На иконе 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) они показаны слева вверху, рядом с прав. девой Гликерией и прп. Харитиной Новгородской (длинная седая борода блж. Феодора и короткая русая борода Н. позволяют предположить, что иконописец перепутал внешность этих святых, изображавшихся в одинаковых одеяниях). На хромолитографии «Собор всех святых Новгородских угодников» 1902 г., изданной Е. И. Фесенко в Одессе, оба юродивых представлены в верхней части композиции, в центре, рядом со св.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

На Печерской иконе Божией Матери с Киево-Печерскими святыми 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова), происходящей из Ризоположенского мон-ря в Суздале, И. показан в молении образу Коронования Божией Матери в облачном сегменте (ГВСМЗ). Его погрудное изображение как средовека помещено в левой части композиции вполоборота к центру, в 4-м ряду, между преподобными Варлаамом Киево-Печерским и Иоанном Многострадальным. Единоличный поясной образ И. 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры находится над мощами святого в Ближних пещерах. И. изображен в монашеском одеянии; он молод, без бороды, у него длинные темные волосы, руки с переплетенными пальцами сложены у груди в молении, на левом запястье висят четки. На небольшой иконе 2-й пол. XIX в., написанной в манере академической живописи (возможно, в Школе АХ в С.-Петербурге), И. изображен средовеком в схимническом облачении, с прижатой к груди десницей (ГИМ). Подчеркнуты аскетические черты лица - впалые щеки, заострившийся нос; небольшая светлая борода с проседью раздваивается на конце. Аналойная икона И. была написана М. И. Дикарёвым в 1888 г. в составе 235 минейных и праздничных икон для домовой церкви Мраморного (Константиновского) дворца в С.-Петербурге (местонахождение неизв.; Басова М. В. Минейные и праздничные иконы М. И. Дикарёва и И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в Петербурге: Создание, бытование, судьба//Тр. ГМИР. СПб., 2001. Вып. 1. С. 60). Прп. Исаакий Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 147 об. (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 147 об. (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерского мон-ря (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерского мон-ря (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) На иконах и гравюрах Соборов Киево-Печерских святых И.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Киево-Печерская икона Успения Божией Матери Киево-Печерская икона «Успение Пресвятой Богородицы» (с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием Киево-Печерскими). 1-я пол. XIX в. Список с чудотворной иконы. Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры Икона написана была древним греческим письмом на кипарисной доске в 9 вершков ширины и 6 - высоты. Божия Матерь изображена на иконе почивающей на одре, перед которым стоит Евангелие . Евангелие покрывало отверстие вглубь доски, где находились частицы мощей семи святых мучеников, положенные храмоздателями в основание церкви. У главы Божией Матери стоят шесть апостолов, из них св. ап. Петр изображен с кадилом ; у ног Ее – пять апостолов, а св. ап. Павел изображен припадающим с левой стороны к ногам Богоматери. Посредине, с левой стороны, изображен Спаситель , держащий в пеленах душу Богородицы, а вверху, около головы Его, изображены два ангела с белыми убрусами. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские поместили икону над Царскими вратами построенного храма в золотом круглом киоте, щедро украшенном бриллиантами. Весь этот круг с чудотворной иконой спускался ежедневно, по окончании утрени и литургии, на прочных шелковых шнурах для благоговейного прикладывания к образу богомольцев. След Киево-Печерской иконы Успения Божией Матери теряется после взрыва Успенского собора в 1941 году. Одна из копий древней иконы сейчас находится в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры над царскими вратами. Она имеет такой же круглый киот и оформлена подобно оригинальной иконе. Опускается после каждой литургии для поклонения по прежнему обычаю монастыря. Молитвословия Тропарь, глас 4 Днесь светло торжествует Печерская обитель,/и радуется явлением образа Богоматере/безмерный лик Печерских отцев,/с нимиже и мы непрестанно вопием://радуйся, Благодатная, Печерская похвало. Кондак, глас 3 Дева днесь невидимо предстоит в церкви/и с лики Печерских отцев молится о нас,/благоговейно величающих Ея безмерную милость к роду нашему,/явльшуюся в чудном образе Ея,//обитель Печерскую украшающем. Литература Использованные материалы Редакция текста от: 16.09.2019 21:32:29 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10583.html

Ист.: Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 7-8, 43-44. Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 112; СИСПРЦ. С. 122; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 224; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22-23; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 475. Е. В. Лопухина Иконография Преподобные Ипатий и Иосиф Киево-Печерские. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». Посл. треть XVIII в. (1771?) (ИркОХМ) Преподобные Ипатий и Иосиф Киево-Печерские. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». Посл. треть XVIII в. (1771?) (ИркОХМ) В иконописном подлиннике кон. XVIII в. о внешности И. сказано: «Надсед, плешив аки Никола, на плечах схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен» (БАН. Строг. 66. Л. 317; «левыя страны» 31-й). С 1703 г. имя И. встречается на картах Дальних пещер Киево-Печерской лавры. Поясное изображение И. как средовека в монашеском облачении представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, икона находится у раки преподобного в Дальних пещерах. Голова И. не покрыта, русые волосы разделены на прямой пробор и волнистыми прядями падают на плечи, у него средней величины раздвоенная борода с проседью и усы. Левой рукой он придерживает книгу в окладе, правая простерта в молении. Вверху полукругом надпись: «        ». Вероятно, этот извод с небольшими изменениями повторен на хромолитографии 1905 г., изданной типографией Киево-Печерской лавры, где И. обеими руками держит книгу с изображением равноконечного креста, на его правой руке четки. На иконах «Собор Киево-Печерских святых» И., как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Помещен в 5-м ряду 1-м от центра вполоборота вправо. Изображается средовеком, реже человеком в преклонных летах, в монашеском облачении, с непокрытой головой. Может быть назван «целителем» или «целебником». Т. о. И. представлен на иконах 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ), кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия), 1-й пол. XIX в. (Палех; частное собрание - Святые образы. С. 387). На иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ) И. написан портретно и точно соответствует описанию иконописного подлинника - у него высокий выпуклый лоб с залысинами, короткие седые волосы и седая борода до груди. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И.- средовек с короткими русыми волосами и небольшой бородкой; на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) он изображен в преклонных летах, с седыми волосами и бородой. Так же И. представлен на 2 иконах посл. четв. XIX в.- из ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария, и частного собрания (см.: Все остается людям: Рус. иконопись XVII-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221).

http://pravenc.ru/text/673739.html

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике З. сказано: «Сед, брада Николина, на главе схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен, руки у сердца накрест» (БАН. Строг. 66. Л. 317, «левыя страны» 27-й). На надгробной иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки З. в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры он изображен вполоборота вправо, читающим при свете свечи, в монашеском одеянии с куколем на голове, левая рука положена на раскрытую книгу, правая возле груди. Святой показан старцем с седоватой бородой средней величины, щеки впалые, взор опущен к страницам книги, в надписи назван постником. З. представлен в нек-рых произведениях в сюжете «Собор Киево-Печерских святых» в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (см., напр., лист 1505 - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 622). Его изображение с надписью: «п Зинон схимник» - помещено в 4-м ряду 2-м слева, за прп. Иосифом многоболезненным: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) - в куколе, надпись на нимбе: «п. зинон[ъ] схимник»; на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) - с русой бородой; на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г., напечатанных в Киево-Печерской лавре (РГБ),- с окладистой бородой. На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альб.-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. средовек с именем Зинон помещен в левой группе святых (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 5-м ряду 2-м справа вполоборота к центру, голова покрыта куколем. На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской, находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры, З. изображен во 2-м ряду в небольшом повороте вправо как средовек с округлой бородой средней величины с небольшой проседью, в куколе, десница возле груди (пальцы сложены для крестного знамения?); на нимбе надпись: «Прп[д]: Зинонъ постник». Образ З. включен в группу подвижников Дальних (Феодосиевых) пещер XIV в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В ряду чудотворцев Дальних пещер З. изображен также в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной по благословению свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) , в частности на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на повторениях этой иконографии кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/199845.html

В Киево-Печерском патерике принесенный из К-поля образ называется «Богородичной иконой» без к.-л. указаний на иконографию, в т. ч. связанную с Успением Пресв. Богородицы. При этом неоднократно упоминаемая в тексте древняя икона устойчиво именуется «наместной»: «(Богородица мастерам) Своего Пречестнаго образа икону дароваши, и ту наместницу постави, от нея же чудеса многа сотворяются и доныне» (Там же. С. 8); «...видехом сию церковь и чудную икону наместную, глаголюще нам: «Человецы, что всуе мятетеся, не покоряющеся воли Сына Моего и Моей»» (Там же). Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы». 2-я пол. XVII в. (НКПИКЗ) Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы». 2-я пол. XVII в. (НКПИКЗ) В Патерике мы также встречаем одно из самых ранних упоминаний икон типа «наместная». В тексте содержится указание на особый характер почитания принесенной из Влахерн иконы - как образа храмового. К такому пониманию «наместной» иконы - «главной иконы храма», в частности, склонялся Е. Е. Голубинский ( Голубинский. 1904. С. 213). Однако вопрос о том, где именно в Успенском соборе могла находиться эта (и вообще «наместная») икона, остается дискуссионным. Так, в Патерике единственное упоминание о размещении «наместной» иконы в храме содержится в Слове 34, повествующем о чуде во время украшения собора: голубь «...леташе по всеи церкви... слетев же долу, седе за иконою чудною Богородичною наместною. Долу же стоящии хотеша яти голуб, и приставиша лестницу, се не обретеся за иконою, ни за завесою». И. А. Карабинов, анализируя этот и др. тексты Патерика, полагал, что речь идет о «наместной» иконе, «которая помещалась в средней части храма на некотором возвышении от пола и, по-видимому, имела не малые размеры» ( Карабинов. 1927. С. 102-103), и высказал сомнение о связи иконы «Успение Пресв. Богородицы» с образом, врученным Богородицей к-польским мастерам. Исследователь предположил, что «наместной» иконой являлась не маленькая К.-П. и. (ее размеры, по акту 1942 г., составляли 27,7×39,2 см), а несохранившийся образ Богоматери с Младенцем на троне, ранние воспроизведения к-рого можно увидеть на миниатюре т. н. Кодекса Гертруды (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули, нач. XII в.) и на иконе «Богоматерь Свенская-Печерская» (ок. 1288, ГТГ) (об этом подробно см. в ст. Печерская икона Божией Матери ). Голубинский в связи с «наместной» К.-П. и. считал, что речь в Слове 34 Патерика может идти об алтарной преграде, и располагал икону не в местном ряду, а выше - под темплоном или Деисусом, но совершенно определенно - над царскими вратами (в данном предположении он мог руководствоваться и поздней традицией размещения иконы) ( Голубинский. 1904. С. 213-214).

http://pravenc.ru/text/1684340.html

Зинон (Теодор) , подвизавшийся в Псково-Печерском мон-ре. На созданной им иконе Псково-Печерских преподобных (1996, придел прмч. Корнилия Псково-Печерского ц. свт. Николая Чудотворца в обители) И. представлен прямолично в рост, крайним слева (в ряду с преподобными Вассой, Марком, Дорофеем и прмч. Вассианом), с благословляющей десницей, в левой руке держит свиток. Святой облачен в темно-коричневую мантию и охристо-золотистую рясу, куколь на плечах; лик с тонкими чертами и высоким лбом обрамляют седые волосы; борода сравнительно длинная, сужающаяся книзу. Этот образ отличается от облика И. на сохранившихся иконах кон. XVIII - нач. XX в. На круглой иконе из иконостаса ц. Псково-Печерских святых на Горке (90-е гг. XX в., мастерская обители) И. показан прямолично по пояс, правой рукой благословляет, в левой держит свиток; аскетический лик обрамлен короткими волосами, голова не покрыта, борода длинная, слегка раздвоенная и узкая на конце; на красном фоне надпись: «    ». С такой внешностью И. представлен на совр. иконе 3 избранных Псково-Печерских святых (помимо И. изображены прп. Марк и прмч. Корнилий) с образом благословляющего Иисуса Христа в облачном сегменте. И. написан в центре, в островерхом куколе, с раскрытой у груди правой рукой и с четками в левой. Среди Псково-Печерских подвижников И. написан на иконе нач. XXI в. из Псково-Печерского мон-ря; в основе иконографии - образ кон. XIX в. из пещерной галереи. Преподобные предстоят образу Успения Пресв. Богородицы на фоне пейзажа с Успенским собором и крепостными башнями мон-ря в их совр. виде. И.- 1-й от центра в левой части, вполоборота вправо, в коричневой мантии, голубом островерхом куколе, охристой рясе; правая рука воздета к груди, левая, с четками на раскрытой ладони, опущена; у святого окладистая, суженная книзу борода с проседью. Образ И. на иконе «Собор Псково-Печерских святых» (нач. XXI в., Успенский собор) восходит к типу изображения преподобного, где он представлен с непокрытой головой. Вместе с др. Псково-Печерскими подвижниками (крайний справа в нижнем ряду) преподобный предстоит образу Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/578260.html

На уникальной киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ - Гончарук В. П., Кабанець П. Дереворит сер. 17 ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськоï kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання. К., 2000. С. 56-63) и на восходящей к ней иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) погрудное изображение Г. вместе с др. чудотворцами Патерика помещено в цветке «древа» в правой части композиции ( Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314). Поясной фронтальный образ святого со сложенными на груди руками и надписью: «П Григорий Чудотвор» - имеется на 8-м клейме на книжной гравюре с изображением прп. Феодосия Киево-Печерского в лаврском издании «Акафистов» (К., 1693. Л. 224б.). На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими святыми, 1724 г., письма игум. Корнилия (Уланова), из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) Г. изображен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском» справа в 4-м ряду 2-м справа, надпись на нимбе: «Прпд Григорий». Он представлен вполоборота влево, старцем со впалыми щеками и коричневой с проседью бородой, на конце сужающейся, в клобуке и парамане с красным Голгофским крестом, персты десницы сложены для крестного знамения (Искусство земли Владимирской: Кат. выст./ГВСМЗ. М., 2002. С. 83. Кат. 41). В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» образ Г. находился, как правило, в левой группе святых (за прп. Антонием Печерским), почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах (образцы см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-625. 1505-1518; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). На гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) его фронтальное изображение 2-м слева в 4-м ряду имеет индивидуальные особенности. Это старец с непокрытой головой, впалыми щеками и небольшой бородой, волосы до плеч разделены на пробор, надпись: «П Григорий чудотворец». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) Г.- крайний слева в 3-м ряду, в небольшом повороте к центру, с маленькой округлой бородкой, голова покрыта схимой. Неясно, какой именно святой с именем Григорий (согласно надписи на нимбе) запечатлен на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание В. А. Бондаренко) в левой части Ближних пещер, 4-м слева в 5-м ряду, с непокрытой головой (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 497-504. Кат. Невозможно из-за отсутствия дополнительных надписей идентифицировать 2 близких по иконографии оглавных образа с именем Григорий на раскрашенной литографии из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) (крайний справа в 4-м и в 6-м рядах). На хромолитографии 1898 г., изданной Киево-Печерской лаврой (РГБ), Г. изображен в 4-м ряду 3-й справа, надпись на нимбе: «Григорий чуд», погрудно, со склоненной головой, в куколе, у него седая борода, на конце раздвоенная.

http://pravenc.ru/text/166587.html

извода. Образ М. сохраняет расположение в пределах своей группы святых, но его фигура оказывается смещенной к центру (хромолитография 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина, ц. вмц. Варвары в Казани) или к краю, как, напр., на иконе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина. 2006. С. 33. Кат. 61), на иконе в среднике 3-створчатого складня (XVIII-XIX вв., ЦМиАР; см.: Там же. С. 53. Кат. 88), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ). На мстёрской иконе посл. четв. XIX в. он представлен в 5-м ряду, с острой на конце бородой, в левой руке - свиток (частное собрание, см.: «Все остается людям»: Русская иконопись XVII-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221. Кат. 98), а на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова (1883, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) его оглавный образ перемещен в верхнюю часть правой группы. В ряде случаев, когда нарушена не только компоновка «пятериц», но и черты облика, образ М. возможно определить только по надписи. К таким изображениям относится раскрашенный офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ, см.: Там же. С. 63. Кат. 121) - М. в клобуке, борода средней длины, сужается книзу, в подписи при имени эпитет «Чудотворец» отсутствует. Вопреки логике соответствия изображений святых пещерам, где они были погребены (при сохранении на своих местах фигур преподобных Антония и Феодосия), была переработана схема композиции «Собор Киево-Печерских святых» на иконе 2-й пол. XIX в. (ныне в Собрании русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Ил. на с. 498, 500). Образ М. на этой иконе, как и образы др. святых, не имеет эпитета при имени. Однако опознать М. можно благодаря традиции изображать его с не покрытой куколем головой (темный куколь с красными и охристыми крестами лежит на плечах). М. открывает ряд преподобных в левой группе, в 4-м ряду снизу (изображение еще одного Киево-Печерского святого с именем Моисей - прп.

http://pravenc.ru/text/2563960.html

В составе святых на иконах «Собор Киево-Печерских святых» М. изображен в правой группе преподобных Дальних пещер замыкающим 5-й ряд, за преподобными Ипатием Целебником, Павлом Послушливым, Кассианом и Руфом Затворниками. Как правило, это оплечный образ святого, вполоборота влево, в монашеском клобуке, с окладистой бородой с проседью. Наиболее ранняя композиция «Собора Киево-Печерских святых» представлена на киевской гравюре В. Белецкого (1751; 1756 - РГБ): М. изображен оплечно, в 3/4-ном повороте, обращенным влево, к центру; старец с окладистой бородой, вьющимися седыми волосами чуть ниже ушей, со спадающей на высокий лоб прядью (куколь лежит на плечах). Данный тип изображения, а также месторасположение М. в композиции повторяются на ранних иконах «Собор Киево-Печерских святых», напр. на иконах: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116. Ил. на с. 117); посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Крючкова Т. А. Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ. М., 1991. С. 62. Кат. 28), автор которой несколько усилил (в нек-рых случаях утрированно) заданную первоначальной иконографией характеристику каждого образа: так, М. представлен в профиль, с устремленным вверх взором; сер.- 2-й пол. XVIII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в г. Саранске (Мордовский республиканский объединенный краевед. музей; Фролов Д. В. Шедевры неизв. мастеров: Иконы XVII-XVIII вв. из собр. МРОКМ им. И. Д. Воронина. Саранск, 2012. Кат. 13. Ил. на с. 65). К раннему варианту иконографии восходят и изображения «Собора Киево-Печерских святых» в XIX в., напр.: на палехской иконе (1-я пол. XIX в., частное собрание; в подписях имен в нимбах опущены эпитеты, данные по характеру подвига преподобных; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); на иконе из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); на ростовской эмалевой иконе (3-я четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия); на тонолитографии (1893, ГЛМ).

http://pravenc.ru/text/2561970.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010