Об этой иконе Богоматери известно только то, что явление ее последовало в 991 году. Икона «Споручница грешных» Сведения о ней смотри под 7 числом марта. Цезарская, или Боровская икона. Сведения об этой иконе Богоматери смотри под 9 апреля. Иконы, празднование которым совершается в дни преходящие по Пасхе В понедельник Фоминой недели празднуется иконе «Хрисафитисса Монемвасийская» (в Элладе). На Преполовение чтится Иверская-Моздокская, сведения о коей помещены под 31 марта. В шестую неделю по Пасхе — Моденская (20 июня), Страстная (см. 13 августа) и «Неопалимая Купина» (читай под 4 сентября). В день отдания Пасхи чтится Сретенская икона Богоматери; празднование ей совершается в Элладе, в г. Каламата Миссинийской епархии. В 1841 году этот город, благодаря заступничеству Богоматери, был спасен от моровой язвы. Тогда же было установлено празднование сей иконе. В день Вознесения в селе Хвастовцах Черниговской губернии, Борзенского уезда, празднуется Беловежской иконе Богоматери. В 7 неделю по Пасхе празднуется иконе «Умиление» — Псково-Печерской (см. под 7 октября). На Пятидесятницу совершается празднование иконам Богоматери: в местечке Радогоще (сведения см. под 8 сентября); Онышковской (см. под 14 сентября); Леснянской (см. там же); Красностокской (см. под 7 октября) и Браиловской (1 октября). На день Пятидесятницы чтится Зимненская икона Богоматери, находящаяся в Святогорском Зимненском Успенском женском монастыре Волынской губернии. На сей иконе Богоматерь изображена в пояс с Предвечным Младенцем; изображение сделано на кипарисной доске с золотым фоном. Икона находится на левой стороне монастырской церкви и обложена сребропозлащенной ризой. Предание рассказывает, что этой иконой Цареградский патриарх благословил царевну Анну на брак с князем Владимиром. В Зимненской женской обители находится еще другая замечательная икона Божией Матери, присланная сюда по повелению Богоматери игуменом Иркутского монастыря Аверкием. Аверкий не знал о существовании Зимненской обители, но повеление Богоматери он все-таки исполнил.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Э. П. Р. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике И. говорится: «Надсед, брада кругла, доле Николиной, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод вохра» (БАН. Строг. 66. Л. 313, «правая страна», 37-й). На иконах «Собор Киево-Печерских святых» И. изображается, как правило, в левой группе предстоящих, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, покоящихся в Ближних (Антониевых) пещерах, 3-м слева в предпоследнем ряду; облачен в монашеские одежды, голова покрыта куколем. Средовеком со склоненной вправо головой он показан на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ). У него темные усы и широкая борода без проседи; надпись на нимбе («  ()      ») ошибочно содержит букву «к». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) он изображен оглавно, надпись: «      ». В образе старца с короткой седой бородой, сосредоточенного на молитве, И. представлен на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание - Святые образы. 2006. С. 387). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И.- молодой подвижник в правой части композиции, за прп. Феодосием Киево-Печерским, изображен ближним к центру в 7-м ряду, погрудно, левая рука простерта в молении («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Композиция «Собор Киево-Печерских святых» была также распространена в тиражной графике: напр., Д. А. Ровинскому было известно о существовании не менее 15 гравюр этой иконографии. Образ И. встречается на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ). В виде средовека с непокрытой головой И. изображен на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ), помещен в 7-м ряду, 2-м слева. На хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра) И.- старец, убеленный сединами. Вместе с нек-рыми киево-печерскими иноками святой мог быть изображен в иконографии «Собор русских святых», напр. на иконе письма мастера-старообрядца П. Тимофеева 1814 г. (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453). Поясной образ И. помещен 4-м слева во 2-м ряду в левой части композиции, между преподобными Феодором и Прохором Киево-Печерскими. Здесь И.- средовек в монашеском облачении, схима на плечах, правая рука у груди в молении, левая простерта вниз. У него короткие волосы, высокий лоб и борода средней длины.

http://pravenc.ru/text/674808.html

На иконах «Собор Киево-Печерских чудотворцев» в облике Н. сохраняются те же черты, к-рые присущи гравированным работам, однако рука у груди святого - жест-характеристика, призванный отображать молитвенное делание, в иконописи даже в хорошо детализированных памятниках (при погрудном изображении) встречается редко (напр., на иконе 1-й пол. XIX в., ЦМиАР - Н. в схиме, с куколем на голове). К иконам «Собор Киево-Печерских чудотворцев», отображающим раннюю традицию, примыкают иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова - в схиме, с куколем на голове) и др. На миниатюрных эмалевых иконах «Собора Киево-Печерских святых» (изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков), где могут отсутствовать надписи с именами, образ Н. определяется по месту расположения при строгом сохранении схемы изображения (напр., на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия). В переработанных вариантах композиции «Собора Киево-Печерских святых», когда отсутствует деление на группы святых Ближних и Дальних пещер, образ Н., как и мн. др. Печерских преподобных, идентифицировать сложно. Напр., на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. изображение Н., возможно, находится в левой группе и опознается благодаря размещению рядом фигур святых из близких «пятериц», в частности, прп. Анатолия. В монументальной живописи образ Н. показан в группе рус. святых XIV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) - вместе с преподобными Паисием и Павлом Послушливым (поскольку изображен крайним, видна лишь часть головы в куколе).

http://pravenc.ru/text/2565116.html

С. 116-117). На иконе посл. трети XVIII в. (1771? ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) Л. изображен в коричневой мантии, голова не покрыта, наметка клобука лежит на плечах, образуя подобие длинного воротника. Такой же вид имеют одежды Л. на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87). С большей достоверностью изображены одежды на иконах 1-й трети XIX в. (КБМЗ) и сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове). Так, на иконе из Успенского мон-ря наметка клобука скреплена пуговицей по центру, а сам клобук лежит на левом плече, а не за спиной. На миниатюрных эмалевых иконах, к-рые изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков, Л. изображался в хитоне малинового цвета (напр., на иконе 2-й пол. XIX в., ЦМиАР); в таком же хитоне с отложным воротничком Л. (руки крестообразно сложены на груди) представлен на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия). Подобный воротничок, но на монашеской ризе и с сохранением наметки на плечах встречается, напр., на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария). Местоположение Л. в композиции «Собор Киево-Печерских святых» остается неизменным в большинстве случаев, вне зависимости от того, сколько фигур представлено в верхнем ряду,- 3 (икона 1-й пол. XIX в., частное собрание, см.: Там же) или 4 (с встречающимся на мн. иконах добавлением в ряд святых младенца, «за Христа от Ирода убиенного», или прп. Силуана Киево-Печерского, как на иконе 1-й пол. XIX в., предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР)). Исключением является икона из ризницы Данилова мон-ря (посл. четв. XIX в.), где привычный порядок нарушен изображением перед Л. 2 преподобных - Анатолия и Силуана (?, надпись на нимбе не читается) Киево-Печерских.

http://pravenc.ru/text/2463469.html

В шестое после Пасхи воскресенье празднество чудотворному образу Пресвятой Богородицы, именуемой Страстною; в Москве оно совершается в Страстном девичьем монастыре в память достохвальных чудес, от сей св. иконы в сей день бывших. Название Страстной она получила оттого, что около лика Богородицы изображаются два ангела с оружиями страстей Господних. Вторично празднуется 13 августа. Умиление В седьмую неделю по Пасхе совершается празднество чудотворной иконе Богородицы, именуемой Умиление. Праздник сей установлен в 1601 г. в воспоминание избавления города Пскова от осады польского короля Стефана Батория. Икона сия находится в Псково-Печерском мужском монастыре, в 56 верстах от Пскова. В этот же день празднуется и Псково-Печерской иконе Богородицы. Вторично празднуется сей иконе 7 октября. Кипрская 139 Кипрская Празднество чудотворной Кипрской иконе Пресвятой Богородицы совершается в день сошествия Святого Духа, а также 20 апреля и 9 июля в Москве, в церкви святителя и чудотворца Николая, что в Голутвине, где хранится и самая икона Кипрская. Тупичевская 140 В Тупичевском Свято-Духове монастыре в городе Мстиславле Могилёвской губернии есть чудотворная икона Богоматери, именуемая Тупичевскою. Празднество ей установлено в день Тупичевская сошествия Святого Духа и 15 августа. В 1847 году восстановлены три крестных хода с чудотворною Тупичевскою иконою. Празднество совершается и 15 августа. Дехтяровская В 15 верстах от г. Новгород-Северска, на берегу р. Десны, находится чудотворная икона Богоматери в каменной церкви, построенной в 1710 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На сей иконе Матерь Божия изображена обеими руками обнимающею шею Предвечного Младенца, Который наклонился с левой стороны к Её шее. Вышина иконы 7 вершков, ширина 51/2 вершков. Икона написана на доске и прославилась ещё в 1702 г. В десятую пятницу после Пасхи народ многочисленными толпами стекается в с. Дехтяровку на поклонение чудотворной иконе. Когда Мазепа в Дехтяровке писал в Стародубский полк воззвание отказаться от царя Петра I и присоединиться к шведскому королю Карлу XII, в народе пронеслась молва, что Мазепа вместе со шведами надругался над чудотворною Дехтяровскою иконою, и это оттолкнуло от Мазепы даже преданных ему людей, готовых уже следовать за ним. Борщаговская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Николая», по композиции восходящее к изводу «Рождество Пресв. Богородицы». В этой редакции житийного цикла отсутствует сцена «Служба свт. Николая» и состав клейм слева и справа от средника неустойчив. На иконе из Псково-Печерской лавры, слева от средника, представлено «Спасение Димитрия», а справа - «Явление святителя 3 мужам в темнице»; на иконе из ЦАК МДА слева - «Явление святителя 3 мужам в темнице», справа - «Исцеление бесноватого» ( Нечаева Т. Н. Свт. Николай Великорецкий//«Угодно в очах Божиих дело сие»: Сокровища ЦАК МДА/Авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2004. 78); на соловецкой иконе по обеим сторонам средника представлены морские чудеса свт. Николая: «Спасение Димитрия» и «Спасение корабля от потопления». Монастырская тема в почитании Великорецкой иконы раскрыта через включение в композиции фигуры инока, в чем следует видеть желание точно воспроизвести текст, очевидно в варианте «Иного Жития» или «Сказания о житии и хождении». В сцене «Приведения для научения грамоте» родители подводят юного Николу к монаху - старцу, сидящему на престоле, в образе которого угадывается дядя святителя, архим. Николай (в Метафрастовом Житии дядя святителя назван «Мирьскаго града первопрестольник, бе же сему стому отроку стрый, нарицаемы же и сей Николае» - см.: Крутова М. С. Свт. Николай Чудотворец в древнерус. письменности. М., 1997. С. 12). Такие фигуры монахов особенно часто встречаются на иконах-списках «вологодской» редакции. Так, на иконе сер. XVI в. из кафедрального собора Вологды (ВГИАХМЗ) в сцене «Погребение св. Николая» присутствует инок в черном клобуке, иногда - двое (на иконе из собрания Галереи Палаццо-Леони-Монтанари в Виченце, Италия); на иконе из Вологды - двое монахов разного возраста, еще неск. голов в черных клобуках - за ними ( Петрова Т. Г. Свт. Николай Великорецкий//Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 83. С. 516-521). Сцена предстает как иллюстрация из монастырской жизни. О прямой связи житийного цикла Великорецкой иконы с текстами «Иного Жития» и образом Николая Сионского свидетельствует композиция «Служба свт.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Кроме единоличных изображений бытовали иконы, на которых Н. предстоял в паре с др. святым. В Описи 1808 г. на левой стороне главного иконостаса Благовещенского собора отмечен несохранившийся «образ преподобнаго Никандра и Гehhaдiя патриарха цареградскаго писанны на дске красками» (Опись 1808 г.//ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. 1. Л. 5 об.; икона не сохр.). Т. к. в 1794-1805 гг. строителем, а затем архимандритом Никандровой пуст. был Геннадий, при к-ром на архимандричьем дворе мон-ря построена ц. свт. Геннадия, патриарха К-польского, то, вероятнее всего, упоминаемая парная икона была написана в период настоятельства архим. Геннадия. Из сохранившихся икон кроме упомянутой самой древней иконы образ Н. в паре с прмч. Корнилием Псково-Печерским (2-й пол. XVII в.(?)); до наст. времени дошли неск. икон 2-й пол. XIX в. с парным изображением Н.: со свт. Митрофаном Воронежским (ПИАМ), 2 иконы с прп. Евфросином Псковским из ц. свт. Николая Чудотворца, на родине этих святых. На одной из икон из дер. Виделебье двое преподобных на фоне темно-синего неба в верхней части и розового ближе к горизонту предстоят образу Спаса Нерукотворного, слева - Н. с молитвенно сложенными руками. На другой иконе, в окладе, преподобные предстоят Спасителю в центральном облачном сегменте. Н. держит возле левого плеча раскрытую книгу с молитвой. На иконе 1-й четв. ХХ в. из ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл. Н. изображен в паре с прп. Иоакимом Опочским (см. в ст. Иоаким Опочский ). Изображение Н. присутствует на упоминавшейся выше гравюре «План, или изображение Свято-Никандровския Благовещенския пустыни» (1799). Фигура преподобного изображена в облаках крайней слева, как и на аналогичной по композиции этой гравюре иконе кон. XVIII - нач. XIX в. в окладе 1804 г. (частное собрание; см.: Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина). М., 2009. С. 135-136, 152-153, 318. Кат. 85). Образ Н. входит в состав композиции «Собор Псковских святых». На иконе с избранными псковскими чудотворцами посл. трети XIX в. из коллекции Ф. Р. Комарова Н. изображается крайним справа, рядом с прп. Елеазаром. Н. изображен также на иконе «Прп. Никандр Псковский, блгв. кн. Гавриил Псковский и прп. Савва Крыпецкий» кон. XIX - нач. ХХ вв. (ПИАМ), на иконе «Собор Псковских чудотворцев» кон. XIX в. из ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

изображен также на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК») 1643-1676 гг. (ДМКДУ), на иконах 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК) - поясной образ И. в монашеском облачении помещен в одном из цветков «древа» в правой части композиции. Др. ранний пример - на Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ). Согласно надписи, И. представлен «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» в левой части иконы, за прп. Антонием Киево-Печерским, в 4-м ряду крайним слева, он без бороды, с залысинами, без одежды. На иконах и гравюрах Собора Киево-Печерских чудотворцев XVIII-XIX вв. традиц. извода И. писали в левой группе чудотворцев Ближних пещер, за прп. Антонием Киево-Печерским (в центре - киево-печерский извод Успения Пресв. Богородицы и Великая Успенская ц. лавры), начиная с произведений Иосифа Гошемского (кон. XVII - нач. XVIII в.), В. Белецкого (1751), М. Нехорошевского (XVIII в.), И. Кончаковского (1771, 1774), Г. Проценко (1821) и др. (РНБ, ГМИИ и др.; известно более 15 гравюр и много литографий). Образ И. находится в левой группе святых, как правило в 3-м ряду, 3-й или 4-й слева (обычно между прп. Моисеем и прмч. Евстратием), представлен старцем или средовеком в монашеском клобуке или куколе: на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание), на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии), на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) и др. И.- один из святых с именем «Ioahhъ» на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат.

http://pravenc.ru/text/469003.html

Ранней традиции изображения следует композиция икон «Собор Киево-Печерских чудотворцев»: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), 1-й трети XIX в. (КБМЗ), сер. XIX в., из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского мон-ря в Александрове). Схема извода сохранена и на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), однако на ней М. предстает юным, безбородым, с короткими темными вьющимися волосами. На иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) образ святого помещен между изображениями преподобных Никифора и Герасима. Неясным остается замысел переработки композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. В результате изменений святые из правой и левой групп, традиционно разделяемых по принципу местонахождения мощей в пещерах Дальних и Ближних соответственно, представлены в произвольном порядке. Так, святой с куколем на голове и с надписью в нимбе: «Makapiй» - находится в правой группе святых, традиционно связываемой с изображениями преподобных, почивающих в Дальних пещерах лавры; этот образ можно идентифицировать как образ М. благодаря традиционно изображаемым рядом с ним преподобным Еразму и Варлааму. На эмалевых иконах «Собор Киево-Печерских чудотворцев» образы святых в верхних рядах, как правило, не распознаются из-за отсутствия подписей. Однако благодаря устойчивости иконографии М.- старца с непокрытой головой - и постоянству его расположения в этой композиционной схеме образ святого узнаваем, напр. на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия). В монументальной живописи изображение М. встречается в группе святых XII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010): у святого рыжеватая, разделенная надвое борода средней длины, на голове куколь.

http://pravenc.ru/text/2561298.html

Икона Путивльская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Довольно часто Путивльскую икону Пресвятой Богородицы путают с МОЛЧЕНСКОЙ. Обе иконы связаны с городом Путивлем (ныне Конотопская епархия). Но если Молченская икона была явлена на болоте Молча под Путивлем, а потом была перенесена в город, то Путивльская икона изначально пребывала на городских воротах Путивля, а потом была перенесена в Путивльский Печерский монастырь. Иконография двух образов очень схожа. На Путивльской иконе, так же как и на Молченской, Божия Матерь держит в руках лестницу – символ соединения небесного с земным, примирения Бога с человечеством. В руках у Богомладенца шар – символ Его обладания всем миром. На современных списках иногда шар не изображают. Описание иконы Путивльская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Богоматерь изображена на этой чудотворной иконе с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, символ Его вседержительства и обладания всем миром. У правой руки Богоматери изображена лестница; это символ того, что Она, родив Иисуса Христа, примирившего Бога с человечеством, соединила таким образом земное с небесным. Подобным образом изображается Богоматерь на Молченской иконе, но эти две иконы не следует смешивать (Молченской иконе празднуется 18 сентября). Явление чудотворной Путивльской иконы Богородицы последовало 2 мая 1635 года. Путивльской она именуется, потому что некоторое время пребывала в городе Путивле Курской губернии на городских воротах; впоследствии она была перенесена в путивльский Печерский монастырь. Размер ее: 1 арш. и 2 вершка в ширину и 1 1/2 аршина в высоту. Икона украшена сребропозлащенной ризой. К этому разделу приложены файлы (1). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Изображение явлен. иконы Богоматери, именуемой ПУТАВЛЬСКОЮ " 27. Путивльская: Явление чудотворной Путивльской иконы Богородицы последовало 2 мая 1635 г. Путивльской она именуется, потому что некоторое время пребывала в городе Путивле Курской губернии на городских воротах; впоследствии она была перенесена в путивльский Печерский монастырь. Богоматерь изображена на иконе с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, символ Его вседержительства и обладания всем миром. У правой руки Богоматери и[...]

http://pravicon.com/icon-278

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010