Один в поле не воин. Надо соединиться вместе многим – и тогда вести войну с врагами. Мы – духовные воины. Церковь есть как бы военный стан; сюда мы собираемся для совместного и, значит, сильнейшего противодействия духовным врагам нашим – демонам. Кто не ходит сюда, в этот духовный стан, того удобно погубляют демоны, как знаем тому многие примеры. Как же говорят многие, что нет нужды ходить в церковь – дома можно молиться? Это значит то же, что говорить: солдату не нужно быть в строю во время войны, а воевать отдельно. Будь в строю, в котором Вождь Сам Господь Бог твой Иисус Христос и Всеблагая Царица Богородица, – и будешь непобедим. Предаваясь удовольствиям и сластям различным, мы чрез то забываем совсем о вечных муках в геенне огненной, уготованных грешникам нераскаянным, об этой вечной казни за грехи; а это еще более [вревает] нас в грех , и не можем сочувствовать страждущим своим собратьям по причине загрубения и притупления чувства сластолюбивою жизнию. Потому необходимы скорби и мучения, чтобы напомнить нам делом о геенских муках и чтобы мы по опыту знали, как тяжки бывают скорби людские и как нужно соскорбеть ближним, плача с плачущими. Пред обедом обыкновенно миряне не молятся: это я знаю – видал. Молиться о Марии Моргасовой. 8 августа 1870. Грехи опущения. Ученикам: сперва нужно быть христианином, чтобы быть хорошим гражданином. Не может быть хорошим гражданином тот, кто не хочет быть добрым христианином. Кратко: нужно знать и исполнять закон Божий, чтобы исполнить обязанности гражданина. Камилавка моя – шлем спасения. Пинежский протоиерей отец Михаил Первушин. Чтобы быть сильным против диавола, столько против тебя коварствующего, ты должен непременно всегда и непрестанно поститься и молиться. Сей же род изгоняется только молитвою и постом [ Мф. 17, 21 ]. А у тебя именно воздержания-то и недоставало всегда. Рыба да не будет у тебя в устах весь Успенский пост, кроме Преображения, и весь Великий пост . Помяни, Господи, раба Твоего иеросхимонаха Амвросия, и рабу Твою монахиню (ангельски кроткую и любящую Тебя) Рахиль. 13 мая 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2525 34 дел Правления М. Д. А. за 1870 г. Помета сделана на другой половине листа, на котором написано представление правления. 2526 Иконостас сделан был в виде полукружия и украшен превосходно написанными иконами и изящною резьбою и ярко вызолочен. 2527 Из духовных лиц, служивших тогда при академии, кроме ректора (протоиерея А.В. Горского) и инспектора (архимандрита Михаила), были еще: помянутый раньше профессор протоиерей Ф.А. Сергиевский и бакалавр архимандрит Иоанн, ныне епископ Аксайский. Намеревался, по воспоминаниям профессора Д. Ф. Голубинского , тогда же принять священство еще помянутый профессор А.Ф. Лавров, но за вызовом в Петербург для участия в Комитете по делу судебной реформы, не исполнил своего намерения. 2529 34 дел Правления М. Д. А. за 1870 г. Черновик донесения, писанный рукою А.В. Горского. На денежные пожертвования наставников академии приобретены для церкви трисвещник, употребляемый в праздник Пасхи при каждении и другие принадлежности богослужения. 2534 Там черновик ответа, правленный рукой А.В. Горского. Ответа на вызов о. протоирея сделать личное пожертвование на храм академический в деле не видно. 2535 Преосвященный Алексий, в сане архимандрита, был ректором академии в 1847–1853 годах. Скончался архиепископом Тверским в 1877 г. 2536 Преобразование академии совершилось с началом 1870–1871 учебного года, т. е. с августа 1870 года. 2537 Из неизданного доселе письма, хранящегося в архиве А.В. Горского, в библиотеке Московской духовной академии. 2539 Действительно, икона св. Иоанна Богослова долго находилась на стене, над правым клиросом в академической церкви. Теперь она помещается за правым клиросом. 2540 Это черновое, карандашом писанное, письмо занимает всю первую страницу второго пол-листа последне приведенного письма преосвящ. Алексия. Хранится в том же архиве. 2541 Чтения в Общ. люб. дух. просвещения за 1884 г., ч. III, стран. 19 «Материалов для истории русской церкви». 2542 Преосвященный Алексий в то время был присутствующим в Святейшем Синоде и из Петербурга же писал вышеприведенные письма к А.В. Горскому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воскресенский Иван, родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Иван Воскресенский († до 1874 г.), дьячок; Москва, Замоскворецкий сорок, Троицкая на Шаболовке церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 200). Воскресенский Николай, родился 3 ноября 1854 г.; Московская духовная семина­рия (1870–1876 гг.). Отец: Матвей Петров, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Вертлинское, Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 287 об., 288; д. 1785, л. 6). Воскресенский Сергей,родился 1 сентября 1857 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Алексей Федоров († до 1876 г.), пономарь; Москва, Замоскворецкий сорок, Вознесенская за Серпуховскими воротами церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 287 об., 288). Востоков Александр, родился 15 апреля 1859 г.; Московская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец: Игнатий Матвеев Востоков, священник; Московская губерния, Коломенский уезд, село Голочелово, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 322 об., 323; д. 1832, л. 199). Востоков Александр,родился 29 августа 1855 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Василий Матвеев, священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Баршево, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 287 об., 288; д. 1785, л. 7). Востоков Петр,родился 15 ноября 1856 г.; Московская духовная семинария (1870–1877 гг.). Отец: Иоанн Матвеев, священник; Московская губерния, Коломенский уезд, село Сандыри, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 299 об., 300; д. 1812, л. 64). Гедеонов Александр, родился 21 августа 1857 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1879 гг.). Отец: Михаил Гедеонов († до 1879 г.), диакон; Москва, Сретенский сорок, Спасо-Преображенскаяв Спасской церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 312 об., 313). Георгиевский Николай,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Александр Иванов, пономарь; Москва, Никитский сорок, Вознесенская, что на Царицыной улице, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 18).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

С 28.03(10.04)1970 – автокефальная Православная Церковь в Америке. Одновременно создано управление Патриаршими приходами в Америке. В 1970–1987 гг. приходы в США «временно» входили в единое Управление Патриарших приходов в Канаде и в США. Местопребывание – в Свято-Николаевском соборе в г. Нью-Йорк. Именовалась: Кадьякская; с 01.12.1840 – Камчатская и Алеутская; с 11.01.1858 – Новоархангельская и Алеутская; с 12.01.1870 (по др., 10.06.1870) – Алеутская и Аляскинская; с 1900 г. – Алеутская и Североамериканская; с 1907 г. – «Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской» (по решению Первого собора Алеутской и Северо-Американской епархии в Нью-Йорке в 1907 г. под председательством Патриарха Св. Тихона; также именуется в докладе архиепископа Евдокима (Мещерского) от 06(19)09.1918 [РГИА ф. 831, оп. 1, д. 62, л. 66]); с 17(30)11.1918 – Северо-Американская и Нью-Йоркская (Определение Св. Синода и Патриарха Св. Тихона – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 62, л. 71); с 09(22)09.1933 – Экзархат Московского Патриархата в Америке; с 18(31)10.1947 – Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке. Викарные кафедры: Аляскинская, Бруклинская, Ситхинская, Канадская, Питтсбургская. Та же последовательность иерархов, что и в списке, составленном M. Е. Губониным (в 1970 г.), наблюдается и в списке иерархов Православной Америки на официальном веб-сайте Патриарших приходов в США (www. russianchurchusa.org; 2005 г.). Это безусловное свидетельство единства представлений об эволюции американской епархии и преемства ее иерархов у выдающегося историка Русской Православной Церкви сер. XX в. и официальных историков Русской Православной Церкви нач. XXI в. 10.04.1799 05.1799 15.12.1840 29.03.1859 09.11.1866 Петр Екатериновский 09.11.1866 10.06.1870 Павел Попов 05.07.1870 12.04.1877 17.12.1878 30.06.1882 20.12.1887 08.06.1891 Владимир Соколовский-Автономов 08.06.1891 07.09.1891 29.09.1891 14.09.1898 Николай II Зиоров 14.09.1898

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV Ватиканские постановления состоят из двух частей: constitutio dogmatica de fide catholica” (sessio III, 24 Aprilis 1870 (догматические установление о католической вере (сессия III, 24 апреля 1870 (лат.) – Прим. ред.)), состоящая из трех глав: de Deo rerum omnium creatore, de revelatione и de fide (о Боге, создателе всего, об откровении и вере (лат.) – Прим. ред.), – это страница из Катехизиса, свидетельствующая об общей склонности католичества множить догматические определения, вызываются ли или не вызываются они неустранимыми потребностями церковной жизни, но вместе с тем имеющая значение маскировки местности, прикрытие главной батареи, – именно, второго постановления Ватиканского Собора: constitutio dogmatica I de ecclesia Christi, sessio IV, 18 Julii 1870 (догматические установление I о Церкви Христовой (сессия IV, 18 июля 1870 (лат.) – Прим. ред.). Она, собственно, и представляет собой знаменитый Ватиканский догмат, составляющий эпоху в истории католичества. Она состоит из общего введения и четырех глав, которые, в свою очередь, состоят из мотивировки и постановления, «канона», скрепленного анафематствованиями его неприемлющих (к слову сказать, по смыслу этих анафем им подлежат все некатолики, не признающие Ватиканского догмата, а, стало быть, и все «схизматические» fratres separati (разделенные братья (лат.) – Прим. ред.), то есть и все мы, православные). Мотивировка эта содержит в себе то, что сохранилось для верующих от самой сессии Собора, ее обязательная сила не столь бесспорна, как канонов. Первый канон гласит: «Итак, если кто скажет, что блаженный апостол Петр не поставлен Господом Христом главою всех апостолов и главою всей воинствующей Церкви, или же что он получил прямо и непосредственно от того же Господа нашего Иисуса Христа первенство только чести, а не истинной и подлинной юрисдикции, да будет анафема». Второй канон: «Итак, если кто скажет, будто не является на основании установления Самого Господа Христа или по божественному праву, что блаженный Петр имеет в своем первенстве над всей Церковью непрерывных преемников или что римский понтифекс 104 не есть преемник блаженного Петра в этом первенстве, да будет анафема».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Увеличение числа правосл. священников позволило правильно устроить духовные миссии, с 1840 г. англ. миссионерам было запрещено действовать в Вост. Сибири. За Байкалом были открыты «многолюдные приходы, основанные на правах единоверия»: Архангельский (1838), Тарбагатайский (1840), Донинский (1841), Нижненарынский (1842). С 1840 г. возросло число крещеных аларских, идинских, тункинских, окинских и балаганских бурят, в 1842 г. христ. веру принял тайша хоринских бурят Ринчин-Доржи Дымбилов (в крещении Николай). 28 июля 1848 г. в г. Балаганске Н. совершил крещение на берегу Ангары; в самих водах был водружен крест с купелью. «Совершив дело сие в Балаганске, отправился я в Балаганские степи,- писал Н.- И там в течение нескольких дней Церковь еще стяжала до четырех сот душ» (О крещении. 1849). 3 авг. 1848 г. в иркутском кафедральном соборе были крещены 7 членов семейства тайши 27 балаганских родов (Андреева) и 6 балаганских старшин. При Н. в епархии обращены в Православие до 25 тыс. язычников ( Родосский. 1907. С. 315) С 1848 г. при содействии обращенного в Православие прот. Николая Нилова-Доржеева Н. занимался переводами на монголо-бурятский язык Свящ. Писания и богослужебных текстов (Прот. Николай Нилов-Доржеев//Ярославские ЕВ. 1860. Ч. неофиц. 24. С. 220-223). Работы начались в 1848 г. За 12 лет были переведены почти все богослужебные книги, к 1860 г. подготовлены к печати Октоих, общая и праздничная Минеи, Триодь Цветная, Постная с Евангелиями и Апостолами на весь год. После отъезда в 1860 г. прот. Н. Нилова-Доржеева с разрешения Синода Н. помогал профессор С.-Петербургского ун-та К. Ф. Голстунский. Переводы печатались в Синодальной типографии: «Четвероевангелие и Апостол» (1852), «Чин Божественной литургии и последования: вечерни, утрени, св. крещения, исповеди, причащения больных, обручения, венчания и освящения воды» (1852), «Требник» (1858), «Начатки христианского учения» (1858), «Ирмологий» (1863), «Молитвослов» (1863), «Русско-бурятский букварь» (1865), «Октоих» (1866), «Краткий молитвослов» (1867), «Постная триодь» (1869), «Служебник» (1870), «Требник» (1870), «Цветная триодь» (1870), «Краткий катехизис» (1870), «Общая минея» (1871), «Часослов» (1874) (Правосл. духовные писатели. 2016. С. 24). С 60-х гг. XIX в. по просьбе Н. переложением монгольских текстов на ноты занимался директор Певческой капеллы А. Ф. Львов ( Трефолев Л. Н., публ. К биографии композитора А. Ф. Львова: [Письма А. Ф. Львова к Ярославскому архиеп. Нилу]//РА. 1899. 11. С. 366-370).

http://pravenc.ru/text/2577625.html

647 См. Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. М., 1999, с. 407; Свящ. Г. Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июнь, с. 519; июль, сс. 19–20. 648 См. Свящ. Г. Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 21. 649 Nautin P. Origene. p. 112. 650 Цит. по: Дюкофф П. Космическая молитва по Оригену. СПб., 1994, с. 165. 651 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с. 84. 652 Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Спб. 1996, с. 515 и 528. 653 Свящ. Г. Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 47. 654 Сидоров А. И. Евагрий Понтийский … с. 41. 655 Сидоров А. И. Евагрий Понтийский… с. 42. 656 H. de Lubac. Histoire et Esprit. L’intelligence de l’Ecriture d’apres Origene. – Paris, 1950, p. 39. 657 Цит. по: Сидоров А. И. Евагрий Понтийский… с. 43. 658 Дмитриева Л. Карма в свете «Тайной Доктрины»… Беседа 25. с.327. 659 Собрание пятое. Речь Феодора Кесарийского, Иоанна Нисского, Василия Юстинианопольского//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3, с. 379. 660 Собрание восьмое. Анафематизм 11й.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3, с. 472. 661 см., например, Послание папы Вигилия об утверждении V Вселенского Собора.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3, сс. 486–489. 662 Послание папы Пелагия II к Илие аквилейскому и другим отщепенцам, епископам Истрии, которые не счоглашаись с осуждением трех глав//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3, сс. 510. 663 Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Спб. 1996, с. 515. 664 Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Спб. 1996, сс. 532–537. 665 Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Спб. 1996, Сс. 536–537.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

I Ватиканский собор (1869-1870) и его последствия (1870-1878) Е. Гергей. История папства Папа Пий IX после своего бегства в Гаэту занялся разработкой идеи о созыве I Ватиканского собора с целью отрегулировать положение церкви и папства в новых обстоятельствах. 6 декабря 1864 года папа в связи с представлением «Силлабуса» для ознакомления коллегии кардиналов неожиданно сообщил им о своем намерении созвать в ближайшее время собор. 26 июня 1867 года на открытой консистории Пий IX официально объявил о созыве 20-го вселенского собора, что получило благословение 500 епископов, собравшихся в Риме на праздник Святых апостолов Петра и Павла, на 1800-летний юбилей их мученичества. Те круги курии, которые одобряли решение о созыве собора, все более открыто указывали, что функцией собора должно быть окончательное установление контуров и пределов верховной власти папы. Согласно органу иезуитов «Чивильта Каттолика» и централистски настроенным кардиналам курии, из полной и непосредственной верховной власти папы, которая распространяется на каждого католика, вытекает и его непогрешимость. Тезис о непогрешимости папы был отклонен в средние века Базельским и Констанцским соборами, а Тридентский собор по этому вопросу не занял однозначной позиции. Такие современные течения, как галликанизм, фебронианство, янсенизм и иозефизм, также оспаривали этот тезис. Принятия догмата впервые потребовали в XIX веке традиционалисты (главным образом, де Местр), а затем иезуиты, В номере «Чивильта Каттолика» от 6 февраля 1869 года было заявлено, что задачей собора станет принятие принципов, изложенных в «Силлабусе». Воинствующее ультрамонтанское направление взаимоувязывало «Силлабус» с непогрешимостью папы. Отрицательное отношение к доходящему до крайности культу папы проявлялось не только вне церкви, но и в католических кругах. В Германии, располагавшей гибеллинскими традициями, против непогрешимости папы выступили главным образом иерархи, историки церкви и теологи. Наибольшее впечатление произвело произведение известного историка церкви Игнация Дёллингера «Папа и собор» (1869), опубликованное под псевдонимом Янус (Janus), в котором автор резко выступал против непогрешимости папы, приводя не только теологические аргументы, но и примеры из истории церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441686/

Смирнов Сергей,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Иван Матвеев, пономарь; Московская губерния, Коломенский уезд, село Старково, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 7, 31). Смирнов Христофор, родился 7 апреля 1857 г.; Перервинское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Николай Васильев († до 1878 г.), дьячок; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Семеновское, Отрада тож, Князя Владимирская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 319 об., 320). Смородин Николай,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Николай Смородин, бывой пономарь; Москва, Никитский сорок, Григорие-Богословская на Дмитровке церковь (ныне подольский мещанин) (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 215). Смыслов Владимир,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Симеон Петров, пономарь; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Дарна, Петропавловская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 295 об., 296). Соболев Василий,родился 29 января 1854 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Павел Матвеев, сторож; Москва, Московский Успенский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 295 об., 296). Соболев Сергей,родился 9 сентября 1854 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Николай Николаев, бывший дьячок; Московская губерния, Подольский уезд, село Покровское, Разница тож, Покровская церковь (ныне подольский мещанин) (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 296 об., 297). Соболев Феодор,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Василий Петров († до 1873 г.), дьячок; Московская губерния, Коломенский уезд, село Никульское, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 6). Советов Петр,родился около 1856 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Алексей Советов († до 1876 г.), диакон; Москва, Московский Казанский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 297 об., 298).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

Весьма острый характер приняла дискуссия относительно проекта конституции о Церкви Христовой (одобрена в виде догматической конституции «Pastor aeternus»), предложенного для обсуждения 21 янв. 1870 г. Положения о непогрешимости папы не было в первоначальном проекте, в к-ром речь шла о Церкви в целом (главы 1-10), о примате «юрисдикции св. Петра» над коллегией епископов (главы 11-12) и об отношениях между Церковью и гос-вом (главы 13-15). Однако вопрос о голосовании по положению о непогрешимости папы был поставлен уже в последние дни 1869 г. Формально он был внесен в качестве петиции бельг. епископами. В нач. янв. 1870 г. петицию с пожеланием включения в повестку дня вопроса о непогрешимости папы подписали более 450 епископов. Противниками этого положения было большинство епископов Германии и Австро-Венгрии, ок. 1/3 епископов Франции, а также 7 итал., 2 англ. и 2 ирл., 3 амер. и 1 швейцар. епископы (всего ок. 150 чел.). Озабоченность проектом выразили и ряд европ. правительств. Несмотря на их аргументы, 6 марта положение о непогрешимости папы было включено как дополнительная глава в проект конституции, а в кон. апр. 1870 г. выделено в качестве самостоятельного документа, обсуждение к-рого проходило с 13 мая по 17 июля. В ходе обсуждения отрицательное мнение о проекте и о своевременности его принятия высказали 26 выступавших. Весьма важным оказалось предварительное голосование 13 июля. В нем участвовал 601 чел., из к-рых 451 выразил свое согласие с проектом, 62 чел. обусловили свое согласие определенными оговорками, а 88 - проголосовали против. К 17 июля епископы, выразившие несогласие с догматом, покинули заседания Собора, чтобы не участвовать в окончательном голосовании, к-рое состоялось во время 4-го пленарного заседания 18 июля 1870 г. В окончательном голосовании приняли участие 535 чел., конституция была принята 533 голосами против 2. Состояла из 4 глав, ее главным содержанием стало введение в догму принципа непогрешимости папы в тех случаях, когда он с кафедры официально (ex cathedra) высказывает суждения, касающиеся веры и морали. Этот догмат придавал папским определениям необратимый в юридическом смысле характер, т. е. они, чтобы быть законными, не нуждались в утверждении церковным Собором. Окончание Собора

http://pravenc.ru/text/Ватиканский I ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010