15. Вопрос культурной ориентации Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Начатая боголюбцами и Печатным двором работа настойчиво требовала от них разрешения двух насущных вопросов: первым был вопрос наиболее полного и быстрого предоставления русскому читателю всей сокровищницы традиционной православной богословской мысли; вторым была проблема нахождения нового источника религиозной мысли, способного дать ответ на те вопросы, которые никогда не ставились перед раннехристианскими или византийскими богословами и теперь, в связи с ростом секуляризационных настроений протестантской пропаганды и необходимости лучшей подготовки духовенства, требовали скорейшего решения. Богословская мысль раннего христианства и византийского православия была, хотя бы частично, всегда известна русской церкви, но теперь, когда московские умы пытались разрешать много других новых вопросов, наличной богословской литературы далеко не хватало. Печатание таких книг, как “Поучения Ефрема Сирина”, “Лествица Иоанна “Сборник из семидесяти одного “Книга о вере”, “Кириллова книга”, “Собрание краткое об артикуле Веры”, “Евангелие с толкованием” Феофилакта Болгарского, именно и имело целью помочь разрешению этих вопросов; все же этой литературы охваченной религиозным подъемом Московской Руси далеко не хватало. Само печатание книг, подготовка рукописей к изданию, перевод еще не известных Руси трудов отцов церкви, составление полемических и апологетических книг — все это очень осложнялось отсутствием ученых богословов, хорошо знающих греческий и другие языки. Как это ни странно, но, несмотря на семивековую связь русской церкви с Византией, знание греческого языка было сравнительно мало распространено среди русского духовенства и светских образованных людей. Вообще в течение четырех с половиной веков подчинения русской церкви Константинополю (989—1439) греческие митрополиты и епископы за это продолжительное время не сделали ни малейшего усилия, чтобы создать богословское образование на Руси; по крайней мере об этом не сохранилось никаких сведений. Так как греков никак нельзя упрекнуть в пренебрежении их собственной школой и культурой, то остается только предположить, что византийская церковь, в противоположность католическим миссионерам Запада, которые всегда сочетали проповедь своей веры с подготовкой кадров церкви, вовсе не старалась поднять духовный и образовательный уровень русского духовенства.

http://sedmitza.ru/lib/text/439505/

В грамоте Патриарха Никона Крестному монастырю, изданной в 1656 году Печатным двором в виде небольшой брошюры, говорится о создании обители: «О упование и надежду всю имуще мы на Господа нашего Иисуса Христа, изволихом во славу святаго Имене Его создати от основания монастырь во имя Честнаго и Животворящего Его Креста на Кии острове, иже есть на мори пред Онежским устием, и церковь создати и братию совокупити и именовати той святый монастырь, гречески Ставрос, еже есть славенски Крест». О созданном для монастыря кресте там же говорится: «И аще кто с верою восхошет к тому Животворящему Кресту на поклонение прийти да не менее тому силою святаго того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дается, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в них же святое свое смотрение Христос Бог наш исполни». В надписи, сделанной на самом кресте, можно прочитать: «Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, их же мощи водружены в кресте сем». На примере строительства этих двух монастырей уже можно говорить о стремлении Патриарха Никона воссоздать на Руси православные святыни, которые в то время на Востоке были попираемы турками. С еще большей силой это стремление выразилось при создании главного детища Святейшего Патриарха – Ново-Иерусалимского монастыря. В одном из летописцев XVII века говорится: «Святейшему Никону, Патриарху Московскому и всеа Росии, прииде в мысль о строении монастыря и сниде на память, чтоб поставить церковь Воскресени(е) Христово такова, якова ж во святем граде Иерусалиме наречена бысть святая святым. По некоему же случаю изволившу ему ехати из Звенигорода путем и в сторону отъехав на дорогу Волоку Ламскому в деревеньку что стоит над Истрою рекою, и подальше того с поприще по той же Истрои реки прииде на некое место пустое И полюбися место тое ко строению монастыря, и о сем испрош(а) у благоверного и боголюбивого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца. Ипоследи того той святитель приказа тое место очистити, бысть же лесно добре».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стефана Уроша III (Стефана Дечанского) и деспота Стефана Лазаревича. Начальная часть 1-го Жития в основном посвящена драматическим взаимоотношениям его героя с отцом, а во 2-м М. упоминается в родословце сербской династии Неманичей с определением «Баньский краль». Оба памятника получили распространение в рукописной традиции Московской Руси XVI в. Сведения из них были включены в сокращенном виде в Русский Хронограф, составленный между 1516 и 1522 гг. в Иосифовом Волоколамском мон-ре (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 395, 403-404), и перешли во все позднейшие редакции памятника XVI - 1-й четв. XVII в. (Там же. Ч. 2. С. 182, 186-188), в Никоновскую летопись, созданную в 1526-1530 гг. в окружении митр. Даниила (ПСРЛ. Т. 10. С. 48, 196-198), и в Лицевой летописный свод посл. четв. XVI в. Не позднее 2-й четв. XVI в. большие извлечения из Жития Стефана Дечанского (в т. ч. повествующие о М.) были включены в состав посмертных чудес свт. Николая Чудотворца, причем и на декабрьскую и на майскую памяти (ВМЧ. Декабрь, дни 6-17. СПб., 1904. Стб. 645-660; Иосиф. Оглавление ВМЧ. Ч. 2. Стб. 155-156). В 70-х гг. XVI в. тексты этих чудес были проиллюстрированы (в т. ч. с изображением М.) в составе лицевого жития свт. Николая (РГБ. Больш. 15), созданного в мастерских Московского Кремля. Начиная с 1640 г. тексты неоднократно издавались Московским Печатным двором в сборнике с Житием, со службами и с чудесами свт. Николая. С посл. четв. XVIII в. (старшее известное издание - Гродно, 1781) книга неск. раз издавалась старообрядцами. В Ярославле в 1644 г. сцены из Жития Стефана Дечанского с изображением М. были включены во фресковый цикл ц. Николы Надеина, а в 1673 г.- ц. Николы Мокрого ( 2007. С. 95-98). От хиландарских посольств сер. XVI в. в Москве было известно, что М. является (наряду со святыми Саввой и Симеоном Сербскими) одним из главных ктиторов этого святогорского монастыря. В 1550 г. хиландарские монахи преподнесли царю Иоанну IV Васильевичу Грозному икону М. и список службы ему ( 1965. С. 93), совр.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 1833-1905), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня мон-ря АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства

http://pravenc.ru/rubrics/121670_4.html

В силу отказа от патриаршего престола Никона и удаления его в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, Русская церковь оставалась без вождя, а поэтому и печатание таких важнейших книг, как, например, Служебник, было на время приостановлено. К новому изданию Служебника было приступлено лишь в 1667 году по повелению государя царя Алексея Михайловича: «175 года августа в 5 день указал великий Государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея великия и малыя и белыя России самодержец, напечатать книги Служебники среднею азбукою, а каким переводом напечатать и о том приговор святейших вселенских патриархов Паисия Александрийскаго и Макария Антиохийскаго, святейшаго Иосифа, патриарха Московскаго и всея Руссии и всего освященнаго собора за их руками отдан справщикам, архимандриту Дионисию Греку с товарищи». «И того числа, по указу великаго государя и по благословению святейших патриархов и всего освященнаго собора преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подонский (заведующий печатным двором с 26 июня 1667 года), да печатник Алмаз Иванович, да дьяк Дмитрий Алмазов приказали те книги Служебники печатать в четыре стола» 104 . Служебник, напечатанный в Москве в 1667 году 105 , по составу сходен со Служебником 1658 года до статьи «Разрешение поста святые четыредесятницы в кия дни разрешати на вино и елей» включительно, а дальше следуют новые статьи: 1) От свитка освященнейшаго собора и о исправлении книги сея Служебника. 2) Предел освященнаго собора, собравшагося в богохранимом царствующем велицем граде Москве в лето 7174 месяца ианнуария, индикта 4, сиречь свиток и определение вещей за кия вины собрася освященный собор и каково разсуждение положиша и како утвердиша; 3) Изречение общее; 4) От правил и повелений яже предложиша на освященном соборе блаженнейший и всесвятейший кир Паисий папа и патриарх великаго града Александрии и судия вселенней и блаженнейший и всесвятейший кир Макарий, патриарх Божия града великия Антиохии и всего востока о исправлении некоторых церковных нужных вещей и 5) Отпусты дневнии во всю седмицу по обычаю святыя восточныя церкви якоже сказаша святейшии вселенстии патриарси кир Паисий папа и патриарх Александрийский и кир Макарий патриарх Антиохийский и повелеша напечатати.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Синода, данного в марте месяце 1721 года в Приказ книг печатного дела на имя президента Штатс-Контор-коллегии графа И. А. Мусина-Пушкина с товарищи и митрополита Сарского и Подонского Игнатия ‹(Смола)›, Крутицкого митрополита, заведующего Печатным двором. «По его Царского величества указу и по приговору Святейшаго Правительствующаго Синода, – говорится в указе, – велено взять в Синод из Москвы из патриаршей ризницы ис печати Служебники, по которым служили Никон патриарх и до него протчия, прежде бывшия, патриархи до печатнаго Архиерейского служебника, и оные служебники в патриаршей книгохранительнице или в Типографии отыскав, повелено убрать в деревянное, тому потребное судно и прислать в Правительствующий Синод немедленно ... а каковы Служебники и которых годов и патриархов, описав подлинно, прислать за судейскою рукою в реэстр». Ответ на это из Москвы последовал 27 марта: «По справке с реэстром книг печатного двора книгохранительные палаты таких служебников патриарших (кроме печатных до святейшего патриарха Никона и при нем и по нем печатных), никаких иных рукописных не обретается» (Указы 1721 г., рукопись Типографской библиотеки 73, л. 38, 40 об.–41; см. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода. Т. 1. СПб., 1868, стб. 141). Но вскоре в патриаршей ризнице разыскали четыре Служебника: «первый Иова патриарха, в десть, 7112 (1604) года со златыми словами; второй в малую полдесть, харатейный, 6821 (1313) года, третий в полдесть, в бархате, четвертый в полдесть, оболочен дорогами полосатыми» – и, «уклав в ящик и запечатав своею печатью», отправили с дьяком в Св. Синод» (Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода. Т. 1, стб. 141). Три из этих служебников возвращены в 1728 году в ризницу на хранение (стб. 141), а четвертый, и несомненно, Служебник патриарха Иова 1604 года, как гласит золотыми буквами написанная собственноручная подпись по листам рукописи: «лета 7112 (1604) майя в 1 день Божиею милостию смиренный Иов, патриарх Московский и всея Руссии, сию книгу, глаголемую Служебник, написав и украсив, положил в дом пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения и великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, в свою патриаршую ризницу, в нем же три службы – Иоанна Златоустаг о и Василия Великаго и преждеосвященная, по своей души и по своих родителех») исчез из Синодального архива и попал, конечно, не безмездно в «частныя руки», в которых он выручен был лишь «покупкою», по «представлению» и уже усиленному ходатайству К.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

21 Николаевский греческий, мужской II класса, монастырь находится в Москве, в Китай-городе. Царь Иоанн IV по просьбе приезжавших в Россию Афонских монахов Хиландарского монастыря, пожаловал им в 1550 году этот монастырь в подворье, для приезда и временного пребывания. В 1653 г., Алексей Михайлович позволил отправлять богослужение на Греческом языке. Из дела Святейшего Синода 481, 1781 г., с. 101, на обороте) мы узнаем о последнем обстоятельстве следующее: «В 1651 г. заезжал в здешнюю Империю Афонской горы, Иверского монастыря архимандрит Пахомий, царствующему тогда Царю Алексею Михайловичу, по повелению которого и послан реченный архимандрит в помянутый Иверский монастырь для привоза точной копии с образа Иверской Богоматери; и по принесении оной, Государь, Царь Алексей Михайловичи, уважая услугу вышеупомянутого архимандрита Пахомия, пожаловал монастырь Св. Николая, а в то время назывался Никола-большая глава, в вечное владение Иверскому монастырю, как гласит грамота Царя Алексея Михайловича. В царствование же Государя Петра Великого, имеющаяся на том месте, где ныне монастырь, маленькая церковь за ветхостью разобрана и на месте ее построена нынешняя, зимняя церковь , помощью и подаянием Греков, а потом и настоящая, большая, верхняя церковь состроена, которая окончена и освящена в 1736 г.; а в 1737 г. построены кельи смежно с Печатным Двором, иждивением Сербского купца Саввы Петровича, прозываемого Гаур области Сербской». 25 В том же 1823 году, 18 июня Московский архиепископ Филарет писал к князю А.Н. Голицыну: «Княгине А.Н.Мещерской положено дозволить вступить в монашество, но не разрешено, должна ли она, по обыкновенно, подвергнуться трехлетнему искусу». «Мне известно, что она, сделав уже распоряжение об имении своем, желает, сколь можно в непродолжительном времени, исполнить давнее намерение свое, быть постриженной в монашество. Известно также мне, что во время управления моего Московской епархией, к течении двух лет, вела она жизнь приготовительную к монашеству, так, что, по временам, особенно в посты, оставляла и дом свой, и проводила время с сестрами общежития единственно в духовных упражнениях и, ревнуя о духовном наставлении для себя, весьма много способствовала к духовно-нравственному образованию сестер общежития. Подобное расположение, еще прежде меня, усмотрел к ней предшественник мой, высокопреосвященнейший (Серафим), митрополит нынешний Новгородский, который также может о том свидетельствовать. А потому и нет сомнений постричь ее в монашество ныне же».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

650 По преданию, Варлаам «заклял беса», обитавшего на Абрам-мысе (южное колено Кольского залива) и требовавшего от выходящих в море рыбаков Колы языческих жертвоприношений. Под воздействием заклинательных молитв Варлаама бес покинул эти места, но пообещал отомстить ему. «В Кольском заливе указывают на отвесную скалу, называемую Абрамовой пахтой. На ней будто бы обитал черт, запиравший выход из губы в океан...» (далее излагается упомянутое предание) (Морозов А. Родина Ломоносова. Архангельск, 1975. С. 442). «Ещё в XVII веке мыс назывался Аврамова пахта. Устное предание изменило имя Варлаама в Авраамия или Абрама» (Географический словарь Мурманской области. М., 1996. С. 12). 661 Обе минеи были изданы Московским печатным двором в 1620 гг. См.: Минея: Март. М., 1624; Минея: Июнь. М., 1627. Искренне благодарю за консультацию по этому вопросу А.Е. Косицкую. 666 Белов М.И. Северно-русские жития святых, как источник по истории древнего поморского мореплавания//ТОДРЛ. М., Л., 1958. Т. 14. С. 239. 671 Документальных данных о мирском имени преп. Варлаама не сохранилось, но в преданиях жителей Керети упоминается имя Василий, о чём нам рассказывал проф. И.С. Меркурьев, руководитель диалектологической экспедиции 1970 г. в село Кереть. Косвенным подтверждением тому служит очевидная традиция этих мест при постриге имя Василии изменять на Варлаам: «Варлаам, в миру Василий...» (Юхшенко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. М., 2002. С. 462 и др.). 672 См. об этом подробнее: Митрофан (Баданин), игум. Преподобный Трифон Печенгский: Ист. материалы к написанию жития. Мурманск; СПб. 2009. (Правосл. подвижники Кольского Севера; Кн. 4). 674 «Тоня – место рыбного промысла, участок, на котором стояла жилая изба с амбаром и иными необходимыми постройками для длительного проживания промышленников при сезонном лове рыбы» (Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время: Ист. краевед. словарь. Мурманск, 2001. С 269). 676 Канон, л. 416 об. Святитель Григорий Богослов , архиеп. Константинопольский († 389), один из «Трёх Святителей» Православной церкви и яркий представитель богословия Александрийской школы. Величайшей заслугой святых отцов этой школы явилось переложение библейско-церковной догмы на ясный язык современных им философских понятий. Это позволило отстоять строгую точность формулировок православного вероисповедания в борьбе с многочисленными еретическими уклонениями того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как мы считаем, написана икона в Москве в первой трети XV века. В истории ее бытования много неизвестного. К нам она попала из музея «Александрова слобода», а туда поступила из соседнего Стефано-Махрищского монастыря , где располагалась в Троицком соборе. Не исключено, происходит она из Троице-Сергиевой обители». Самая древняя житийная икона Преподобного из представленных на выставке написана в конце XV столетия в мастерской Дионисия и находилась в Успенском соборе московского Кремля (сейчас – во владении Музеев Московского Кремля ). Ее клейма создавались по житию, составленному во второй четверти XVb. Пахомием Логофетом. Изучив более поздние аналоги, можно проанализировать, каким образом эволюционировало общецерковное и народное почитание Сергия Радонежского. Если в написанной в середине XVI столетия в мастерских московского митрополита Макария иконе в первом житийном клейме изображается рождение Варфоломея, то в следующие века ему предшествуют сюжеты, иллюстрирующие троекратное возглашение младенца в чреве молившейся в храме Марии. По-другому скомпанована происходящая из ярославских земель (конец XVII – начало XVIII века) икона из собрания московского коллекционера Липницкого. На 36 клеймах иконы, расположенных в два пояса, уже богато представлены поздние чудеса по составленному келарем Троице-Сергиева монастыря Симоном Азарьиным (+ 1665) житию Сергия. Причем превалируют тут моменты, связанные с защитой Русской земли, с заступничеством Преподобного за весь русский народ: явления святого в Казани накануне взятия города и в Троицком монастыре во время его осады в Смутное время. Степень почитания Музей-заповедник в Коломенском выставляет около двух сотен редких памятников из собственных фондов. Среди трех десятков библиографических раритетов на стендах представлено, например, первое издание жития Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина. Вышло оно в книге «Службы и жития Сергия и Никона», опубликованной в 1646 году Московским Печатным двором. Автор переработал для публикации древнейшие рукописные Епифаниевскую и Пахомиевскую редакции, а также добавил чудеса Преподобного XV — XVII веков.

http://e-vestnik.ru/culture/yubileynye_s...

Преемник п[атриарха] Филарета не поддержал начатого все же более или менее рационального исправления богослужебных книг, а повел его по стопам своих предшественников, воротился на старую дорогу – сличать с одними старославянскими богослужебными книгами. Всех богослужебных книг напечатано было при патриархе Иоасафе более 23, из которых большинство было таких, которые печатались при его предшественниках. Вообще можно сказать, что при патриархе Иоасафе издано книг, судя по числу названий их, не только не меньше, но даже больше, нежели при патриархе Филарете, и это тем замечательнее, что первый патриаршествовал только 6 лет 465 , а последний четырнадцать. Зависеть это могло частью от того, что некоторые книги при Иоасафе печатались уже с готовых изданий, а не пересматривались, не поверялись предварительно, частью же и от умножения числа книгопечатных стан[к]ов в Московской типографии, которых при Филарете, напр., в 1620 г. было семь, а при Иоасафе в 1640 г. уже двенадцать. Для сличения и исправления книг, приготовлявшихся к печати, требовались старинные рукописи из монастырей, как потребованы, напр., в 1640 г. из Кириллова монастыря харатейные прологи и Четьи-минеи. Для выбора новых справщиков потребованы были в 1641 г. из всех русских монастырей в Москву «старцы добрые и черные попы и дьяконы, житием воздержательны и крепкожительны и грамоте горазды», которые должны были явиться в Приказ большого дворца государеву боярину, князю Ал[ексею] Михайлов[ичу] Львову, заведывавшему и печатным двором. Из числа трудившихся над изданием книг во дни патриарха Иоасафа более других известен Василий Феодорович Бурцов, подьячий патриаршего двора, обыкновенно печатавший свое имя на своих изданиях. Книги печатались теперь, как и помечено в каждой, повелением царя Михаила Феодоровича и благословением патриарха Иоасафа, но ни в одной не сказано, чтобы она была свидетельствована самим патриархом. Справщики этого времени трудились с большим усердием, были лучшие грамотеи и начетчики своего времени, но они не были достаточно подготовлены к своему делу и, при всем усердии исправлять книги, наполнили их при печатании множеством ошибок, в которых и сами сознавались, прося себе прощения. Число неисправностей и погрешностей в книгах теперь гораздо более увеличилось, и, что всего важнее, теперь преимущественно внесены в печатные книги те роковые мнения и погрешности, которые вскоре сделались основами и отличительными верованиями русского раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010