1 Филарет (Дроздов, 1783-1867) митр. Московский и Коломенский (прим. ред.). 2 Никанор (Бровкович, 1827-1890) архиеп. Херсонский и Одесский (прим. ред.).   женные в святоотеческих сочинениях, занимающихся преимущественно практическим его применением. Где только течение речи дозволяло, мы старались выражать свои мысли подлинными словами св. отцов, дабы не затемнить ясности изложения, опустив малейшую частность в деле духовного отношения между учеником и старцем, до тонкости разобранного в аскетических творениях. Все источники первой части нашего исследования могут быть разделены на три отдела. К одному принадлежат деятельные и созерцательные творения отцов, к другому сказания о их жизни и подвигах, к третьему, наконец, сочинения наших богословов. Первыми двумя отделами, сохранившимися на древних языках, мы пользовались в русском переводе Оптиной пустыни, одобренном митрополитом Филаретом, как лучше других удержавшем дух святоотеческих писаний, преосвященного Феофана, епископа Петра и, наконец, наших духовных академий. К первому отделу принадлежат [книги] перевода Оптиной пустыни: 1) Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. изд. М., 1892]; 2) Лествица,   преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. изд. М., 1892]; 3) Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. изд. М., 1888]; 4) Преподобного и богоносного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова. [М., 1858]; 5) Преподобного отца нашего аввы Исаии, отшельника Египетского духовно-нравственные слова. [М., I 860]; 6) Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина: В 2-х кн. М., 1874] и изданное здесь же 7) Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском. (М., 1849). Перевода еп. Феофана: 1) Добротолюбие: В 5-ти т, М., 1883-1889]; 2) Древние иноческие уставы. М., 1892]; 3) Слова преп. Симеона Нового Богослова: В 2-х вып. изд. М., 1890-1892]. Перевода еп. Петра 1 : Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. изд. М.; 1892]. Перевода Московской Духовной академии: 1) Преп. Макария Египетского духовные беседы, послание и слова. изд. М., 1 Петр (Екатериновский), епископ Уфимский, затем Томский, духовный писатель и переводчик. Его труды многократно издавались Оптиной пустынью (прим. ред.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

24 Владимир (Петров) (1828–1897), миссионер и просветитель малых народов Алтая, Ставропольского края и Казани. Руководил Алтайской православной миссией с 1866г. по 1884г. В 1880г., к 50-летнему юбилею Миссии, он был рукоположен в епископа – викария Томской епархии; с 06.08.1883г. он епископ Томский, с 08.03.1886 г. – Ставропольский и Екатеринодарский, с 25.11.1889г. – Нижегородский и Арзамасский, с 07.05.1892г. – архиепископ Казанский и Свияжский. 25 Ландышев Стефан Васильевич, протоиерей (†1883), миссионер, начальник Алтайской православной Миссии с 1844 г. по 1866гг. 27 Старейший сотрудник Алтайской православной миссии (больше 40 лет), член Совета Православного Миссионерского Общества, настоятель Спиридоновской церкви в Москве. 28 Тихон (Троицкий-Донебин), рукоположен 18.07.1882г., с 28 03 1892г. – архиепископ Иркутский и Нерчинский, (†29.06.1911) 29 Сергий (Тихомиров) , рукоположен 06.11.1905г. в епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии; с 21 03 1908г. – викарий Киотоский, помощник начальника Духовной Миссии в Японии; с 29.05.1912 – епископ Японский, начальник Духовной Миссии, с 1921г. – архиепископ, с 1931г.– митрополит; с 04.09.1940г. – на покое († 11.08.1945). 30 Петр И. Булгаков (?), протоирей, кандидат богословия, вначале был законоучителем и настоятелем церкви при Восточном институте во Владивостоке. Позже переведен в храм при посольстве в Токио. Входил в корпорацию преподавателей семинарии. 33 В числе японских богов был и наш доблестный Иван Семенович Уньковский. Перед его портретом ставились чашечки с рисом, производились возлияния и пр. – П.Б. 34 А ультракатолические писатели, напр., Шарльвуа, не стесняются объяснять перемену расположения Хидеёси к христианам следующим образом. «Хидеёси был до крайности развратен. Во время походов, когда неудобно было возить с собою гарем, он назначал особых чиновников, обязанностью коих было собирать каждый вечер по окрестностям молодых и красивых девиц. Когда он был на Киусиу, в походе против Симацу, чиновники, по обычаю, отправились на ловлю, но были с бесчестием выгнаны из деревень, населенных христианами. Вечером они доложили об этом Хидеёси, который, по обычаю (sic!), был пьян, и взбешенный деспот сейчас же велел изготовить к подписи эдикт об изгнании христианства из страны». Бессовестная ложь! Во всей жизни Хидеёси, изученной нами по лучшим японским историям, мы встретили всего один факт, когда он недобросовестно завладел дочерью своего разливателя чая; но и этот разливатель чая не был христианин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

261 Обзор высказываний такого рода в эмигрантской литературе см.: Фомин С.В. Указ. соч. С. 63–68. 262 ГАРФ. Ф. 601, Император Николай II. Оп. 1. Д. 1310. Л. 52. Письма Николая Михайловича к императору Николаю II опубликованы: Российский архив. Т. IX. М., 1999. С. 356. 263 Великий князь Николай Михайлович. Император Александр I: Опыт исторического исследования: В 2 т. СПб., 1912. 264 Свидетельства о разговорах с Николаем Михайловичем на эту тему обстоятельно изложены в работе: Фомин С.В. Указ. соч. С. 70–74. Историк Петр Евграфович Ковалевский, профессор Сорбонны, в 1973 г. специально сообщил в письме к Е.В. Ланге, собиравшей материалы по данной проблеме: великий князь Николай Михайлович в разговоре с его отцом Евграфом Петровичем после революции утверждал, что «переменил свое мнение и признал легенду о Феодоре Кузьмиче действительной». См.: Ланге Е. Александр I и Федор Кузьмич. Обзор мнений//Записки русской академической группы в США. Т. XIII. Нью-Йорк, 1980. С. 291. 265 Материалы эти сохранились (по-видимому, не полностью) в петербургской части архива великого князя Николая Михайловича. Российский государственный исторический архив. Ф. 549. Оп. 1. Д. 275, 277. В наши дни внимание исследователей к ним привлекла Т.В. Андреева. См.: Андреева Т.В. Смерть Александра I. (Некоторые новые аспекты)//Мартовские чтения памяти С.Б. Окуня. Материалы научных конференций. СПб., 1996. С. 39–40. Отрывки из петербургской редакции записок С.Ф. Хромова опубликованы: Фетписепко О. Указ. соч. 2. С. 16–19. 269 Таинственный старец Феодор Козьмич в Сибири и император Александр Благословенный. Саратов, 1908 (далее – Таинственный старец… 1908). С. 4. 274 Там же. С. 71–72. М.Н. Галкин-Врасский рассказал: «Из Восточной Сибири я намеревался ехать морем и уже отправил все свои вещи на пароход, но потом передумал и захотел побывать еще в Томске и поклониться на могиле старцу Феодору, поэтому и возвращаюсь в Петербург сухим путем… И что же случилось?.. Пароход, на котором я должен был ехать, утонул, утонули и все мои вещи, на нем находившиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

313 Эти благожелания преосв. Антония сбылись, как бы пророчественные. О. кафедральный Протоиерей П.И. Жданов принял монашество ещё в Смоленске с именем Иоанна; был затем Викарием в Казани при преосв. же Антонии, наконец, Викарием же в Киеве – где и скончался. О. ключарь, Протоиерей И.Е. Юшепов тоже поступил в Настоятели Смоленского-Троицкого монастыря с именем Иллариона и с возведением в сан Архимандрита; затем назначен Наместником Киево-Печерской Лавры. Теперь же (с Апреля 1884 г.) возведён в сан епископа со званием Викария Полтавской губернии, с титулом Прилукского. 314 Название кареты митрополитскою здесь имеет и буквальный смысл. Она действительно досталась преосв. Антонию после высокопр. Филарета; в ней он приехал из Киева в Смоленск, и затем в ней же отправился и в Казань. Она была старинная Венской конструкции. 315 Этот термин был, между прочим, излюбленным у старца-Архимандрита; он употреблял его, бывало и перед Владыкою Антонием, который хотя я морщился при этом неприглядном словечке, но не делал замечания. 316 В извлечении из путевого журнала значится шесть пунктов замечаний; в циркуляре же одиннадцать. (См. Смоленские епарх. Ведомости 1866 г.). 317 Настоящее письмо приводилось нам читать в подлиннике; списано же было оно только в главных мыслях с удержанием и некоторых слововыражений. Письмо это, сколько нам известно, было кажется уничтожено в числе разных других самим покойным влад. Антонием. 318 По прибытии в Казань через год мне приводилось выслушивать немало от преосв. Антония переиначенных сведений и не без труда можно было восстановлять истину и действительность. 319 Такие свидания имели с преосв. Антонием следующие Преосвященные: Герасим бывший Самарский, Аполлос Вятский, Григорий Пензенский, Антоний Пермский, Филарет Уфимский, Антоний Красноярский, Ефрем бывший Тобольский, Платон Томский, Петр Уфимский, Феоктист Симбирский и Никанор Уфимский. 320 В 1866 г. преосв. Антоний нарочно ездил в Москву, воспользовавшись только что разрешённым тогда правом отлучки на 8 дней, а в 1867 г. по случаю проезда своего в Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

393 Таинственный старец Феодор Козьмич в Сибири и император Александр I/Составлено Томским кружком почитателей старца Феодора Козьмича. Изд. Д.Г. Романова. Харьков, 1912. С. 15. 397 Федоров В. Святой старец Александр Благословенный//Наука и религия. 1990. 12. С. 21–22; Кн. Барятинский В.В. Царственный мистик. (Император Александр I – Федор Козьмич.) СПб., 1912. С. 128. 398 По свидетельству жительницы дер. Зерцалы Марии Петровны Меньшиковой, хорошо знавшей старца и служившей ему, Феодор Кузьмич каждую субботу «выходил за околицу, встречал там партию пересыльных арестантов и щедро наделял их милостыней» (Таинственный старец… С. 23). 400 Мельницкий М.Ф. Старец Феодор Кузьмич в 1836–1864 г.//Русская старина. 1892. Январь. С. 98–99. 402 Преосвященный Никодим (Казанцев), епископ Красноярский и Енисейский (1861–1870), отслужив литию на могиле старца Феодора Кузьмича и посетив его келью, сделал записи о нем в своей Путевой книге. Гам, в частности, сказано: «Удивительно, есть мнение, якобы этот Феодор Козмич никто иной, а Император Александр Павлович, скрывшийся под именем бродяги из политических и религиозных целей. Лета и время подходят» (подчеркнуто в источнике). – РГАЛИ. Ф. 487. Он. 1. Д. 137. Л. 1()об. Публикацию путевых записок епископа Никодима см.: Русский архив. 1903. Кн. 1, вып.2. С. 250. В официальном документе Боготольской волости примерный возраст Феодора Кузьмича в 1836–1837 гг. определен в 65 лет (РГАЛИ. Ф. 2167, ПругавинА.С. Он. 1.Д. 168. Л. 1об.). 403 Рост Феодора Кузьмича по тому же документу – 2 аршина 6 3 / 4 вершка (РГАЛИ.Ф. 2167. Оп. 1. Д. 168. Л. 1об.). 404 Наросты на коленях от стояния на молитвах у Александра I отмечены: Шильдер Н.К. Император Александр первый. Его жизнь и царствование. Т. IV. СПб., 1905. С. 480. Примечание 361; Смирнова С. Неразгаданный сфинкс//Новое время. 1898. 8198; Фомин С. В. Святой праведный старец Феодор Козьмич. Из истории почитания его Царским Домом и русским народом. М., 2003. С. 9. По поводу мозолей от стояния на молитве у Феодора Кузьмича священник Иоанн Верховский записал: «Во время болезни Старца на заимке Хромов видел у него на коленях большие наросты» (РО РГБ. Ф. 23, Белокуров С.А. К. 8. Д. 1. Л. 24об.). См. также: Мельницкий М.Ф. Указ. соч. С. 89; Епископ Петр. Сибирский старец Феодор Кузьмич//Русская старина. 1891. Октябрь. С. 235.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

40 Карпович Е.П. Архимандрит Фотий, настоятель Новгородского Юрьева монастыря//Русская старина. 1875. Июль. С. 304; 307, 329. 43 Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. 2-е изд. СПб., 1885. С. 367–368, 436 и др.; Кудряшов К.В. Александр I и тайна Феодора Кузьмича. Петербург, 1923. С. 20; Кнор-рчнг Н. По поводу Александровской легенды//Голос минувшего на чужой стороне. 1926. 4. С. 241–255. 45 Там же. Монах Евводий, присутствовавший на погребении графини А.А. Орловой-Чесменской, рассказывал, что ее хоронили «в черном монашеском платье» и «на панихиде поминали Агнией и поминали шесть недель монахиней». (Слезкинский А. Архимандрит Фотий и графиня А. Орлова-Чесменская//Русский архив. 1899. 11. С. 324.) Высокую оценку духовной жизни графини см.: Серафим (Роуз) , иеромонах. Тайная монахиня Агния//Русский паломник. 27. 2003. С. 5–19. 48 С.Г.Р. ( С.Г. Рункевич ?). Фотий (Петр Никитич Спасский)//Русский биографический словарь. Ф – Ц. СПб., 1901. С. 209. Это свидетельство тем более заслуживает доверия, что автор статьи в РБС в целом неодобрительно относится к архимандриту и с иронией пишет о бывших Фотию явлениях свыше. 49 См. «Русский архив» за 1868, 1869 и 1873 гг., а также «Русскую старину» 1894 г. (Т. 81, 82), 1895 г. (Т. 83, 84), 1896 г. (Т. 87). 50 Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1208, Юрьев Новгородский монастырь. Оп. 3. Д. 47. 1822 п В этом деле собраны письма Фотия за 1822 г. Но в конце добавлена приведенная выше запись встреч – Л. 373–374. На полях приписка: карандашом (Л. 373): «Нужно ли сие?» – и весь текст (Л. 373–374): зачеркнут карандашом. 51 МорошинЯ.Л. Архимандрит Фотий, настоятель Новгородского Юрьева монастыря. Воспоминания священника//Русская старина. 1876. 10. С. 313. В момент публикации «Воспоминаний» автор их был заштатным священником Тверской епархии и жил в селе Буриги Тверской губернии. 57 Подробно об оппозиции см. современное исследование: Кондаков Ю. Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801–1825). СПб.: «Нестор», 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

429 Леонтий (Лебединский), архиепископ Варшавский (1875–1891), с 1891 г. был Московским митрополитом; † 1893 г. 431 Речь идет об аресте 2 янв. (1882 г.) по политической неблагонадежности нескольких лиц в Томске. 433 Это известные «Труды православных миссий восточной Сибири». 1 том, в 559 страниц, вышел только в июле 1883 г. Последний (четвертый) – в 1886 г. 435 Мальков, о котором здесь говорится, действительно, писал Государыне. Письмо его было обер-прокурором св. синода отослано еп. Владимиру для отзыва. Ему же по указу синода было отправлено прежнее дело с разными бумагами Малькова. 19 февр. 1882 г. пр. Петр Томский торопил еп. Владимира с дачей отзыва и с решением дела так, чтобы навсегда отвязаться от докучливого пройдохи». 437 Т.е. за горным хребтом. На алтайском и телеутском наречиях»Пом.» значит узкое место между горой и рекой, где пролегает дорога (Словарь алтайско-русский, Каз.1869, 240). 443 26 ноября 1882 г. архиеп. Вениамин переправлялся на «Самолете» (плошкауте) чрез Ангару в Вознесенский монастырь. Вдруг «Самолет» оторвался и его при 35° мороза и непроницаемом тумане понесло вниз по Ангаре. Спасательных средств не было никаких. Помощи ждать было неоткуда. Спасло Вениамина и с ним 120 чел. то, что в 8 в. от Иркутска «Самолет» неожиданно сел на мель. Заметка в «Иркут. Епарх. Ведомостях» о «Катастрофе, кончившейся благополучно милостью Божией» (1882, 49), констатирует поразительное равнодушие властей к судьбе людей, которым угрожала явная гибель. 445 См. статью Н. П. Комарова: «Иссык-кульский монастырь с миссионерским институтом» – «Православный Благовестник», 1894, I. II. 447 Преосв. Иоанн, епископ Смоленский (1866†1869), б. ректор Казанской духовной академии (1857–1864). В «Истории Казанской академии» о взаимных отношениях ректора Иоанна и инспектора Вениамина ничего не говорится, хотя и отмечается коренное различие в их воспитательных взглядах и приемах (I, 180–182). 448 Киргизская миссия, учрежденная в 1882 г., фактически начала существовать с февраля 1883 г., когда был крещен первенец ее Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

75. В Петербурге 1867 г. в октябре месяце заболел я, квартировавши в сырых комнатах, только что их отделали, так что от сырости стены заплесневели, и в меня болезнь входила неприметно понемногу: сначала заболела у меня голова, потом повременно то сделается озноб, то жар, наконец, одну ночь всю дрожал и потел по нескольку часов, жар мучил до беспамятства и до изнеможения, образовалась возвращающая лихорадка, в жару не было возможности терпеть, пришло мне на мысль, что по милости Божией у меня есть с собой великого Старца рубашка, я надену ее на ночь и надел, славу Богу, болезнь мог переносить, а на другую ночь надел – мне сделалось лучше, а на третью, по милости Божией, молитвами великого Старца Феодора Козмича избавился такой необыкновенной болезни без медицинского пособия. 76. 1867 г. в С.-Петербурге был у меня в квартире столоначальник 3-го департамента Сената Петр Васильев Успенский, жалуется, что у него часто болят зубы. На это я ему сказал и предложил, если вы веруете в Бога и его угодников Божиих, то по вере вашей великий раб Божий Феодор Козмич молитвами Его и данною Ему благодатью исцелит. Он просил, чтобы я дал ему воды с зубка великого Старца, которую я ему дал; воду с зубка великого Старца, которую я ему дал, он выпил при мне и у меня в квартире, пошел домой, вскоре исцелился и неотступно выпросил у меня портрет великого Старца, и после того прошло много времени, часто я виделся с ним, он совершенно сделался здоров. 77. В Петербурге бывши часто, я бывал у писаря Николаевской железной дороги Тараболкина, потому что он переписывал мне бумаги. Жена его страдала зубами, мне жаль ее стало, видя ее очень больной, я дал ей воды с зубка великого Старца Феодора Козмича, испила этой воды и исцелилась вскоре совершенно от этой болезни. 78. В начале 1868 года бывши в Москве, мне нужно было быть у протодьякона Успенского собора Ивана Васильевича Ефимова, который просил меня, чтобы я дал ему воды с зубка великого Старца Феодора Козмича, говоря, что у него болит горло и очень мешает ему петь по его должности, которую я и послал ему с живописцем Аполлинарием Якимовым. По приезде в другой раз в Москву, увидевшись с ним, Ефимовым, он рассказывал об исцелении горла следующим образом: он выпил присланную воду с зубка великого Старца, то болезнь его от горла спустилась в левую руку и образовался боляшок, или чирей, из которого вышла материя; тем прошла болезнь от горла, сделался совершенно здоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

790 Сказание… С. 224–226. Мы остановимся еще специально на этой поездке в параграфе, посвященном взаимоотношениям старил с духовенством. 791 РО РГБ. Ф. 23, Белокуров С.А. К. 8. Д. 1. Л. 9. С. Дмитриевской Феодор Кузьмич рассказал свой сон: «…будто бы он был в каком-то великолепном дворце, спускаясь с парадного крыльца, его встречала императорская свита в полной парадной форме, что было в каком-то столичном городе». 803 Петр (Екатериновский), еп. Правила и практика православной аскезы. 1856. Переиздано: СПб., 2002. 832 Там же. Л. 25. К этому случаю мы обратимся подробнее в следующей главе, так как он относится к томскому периоду жития подвижника. 850 Кн. Голицын Н. С. Рассказы об императорах Павле I и Александре I//Русская старина. 1880. Сентябрь-декабрь. С. 743. 851 Св. Даниил уехал из этих мест в Енисейск в январе 1843 г. (Жития сибирских святых. Сибирский патерик. Новониколаевск, 1998. С. 199–204). 861 РО РГБ. Ф. 23. К. 8. Д. 1. Л. 6–10об» 14, 24, 26об. – 27; РГАЛИ. Ф. 487. Оп. 1. Д. 137. Л. 4, 6, 7об. – 9; Мельницкий М.Ф. Указ. соч. С. 84–85, 92, 94–103. См. также ссылки при упоминании чад старца по всему тексту книги. 862 Например: ГАКК. Ф. 160, Енисейская губернская казенная палата. 4 описи. См. ревизские сказки соответствующих лет и волостей – Там же. Ф. 674, Енисейская духовная консистория. 2 описи. См. метрические книги и исповедные росписи – Там же. Ф. 874, Николаевская церковь села Белоярского Минусинского уезда Енисейской губернии. Оп. 1. См. метрические книги – Государственный архив Томской области. Ф. 68, Белоярское волостное правление; Там же. Ф. 90, Боготольское волостное правление и другие. 863 Михайлов К.Н. Император Александр I – старец Федор Кузьмич. Историческое исследование. СПб., 1913. С. 211–212. 867 Знаменский П.В. История Казанской Духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870 годы). Т. 1. Казань, 1891. С. 143; См. также: Высокопреосвященный Афанасий, архиепископ Казанский и Свияжский. Казань, 1888. 868 Инок Парфений. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Ч. III. М., 1855. С. 143, 146–147.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

· Равноапостольный император Константин. · Равноапостольная царица Елена. · Св. Пульхерия. · Св. император Юстиниан. · Краткие сведения об остальных византийских императорах. 2 . Английский король-мученик св. Эдмунд. 3 . Св. княгиня Евфросиния Полоцкая. 4 . Св. князь Александр Невский. 5 . Свв. русские князья-воины. 6 . Св. Филарет Милостивый. 7 . Св. Петр Мытарь. 8 . Св. Михаил Воин. 9 . Свв. диакониссы Олимпиада, Поплия, Феозва. 10 . Св. Симеон Верхотурский. 11 . Св. прав. Феодор Томский. 12 . Св. прав. Иулиания Лазаревская. 13 . Св. Клотильда, королева Франции. 14 . Св. Женевьева Парижская. 1 1. Византийские императоры Святая Пульхерия (память 10/23 сентября, 399–453) Святая Пульхерия (398–453) была дочерью императора Аркадия, старшей сестрой, воспитательницей и наставницей имп. Феодосия II (408–450). Получила разностороннее образование, отличалась мудростью и благочестием. Св. Пульхерия носила титул Августы и в течение 42 лет (408–450) соцарствовала брату. Во избежание борьбы за престол между Феодосием II и ее супругом она отказалась от вступления в брак. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. При ее содействии был собран III Вселенский Собор (431 г.) в Эфесе, осудивший ересь Нестория. Заботами св. Пульхерии был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. И сам царский дворец, по отзывам современников, при ней более походил на монастырь. Происками советника императора монофизита Хрисафия св. Пульхерия на некоторое время была удалена из дворца. Но окончательно устранить ее от власти Хрисафию не удалось. Без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти имп. Феодосия св. Пульхерия, исполняя просьбу брата содействовать воцарению благочестивого и мудрого военачальника Маркиана, вступила с ним в брак с условием сохранения девства (450 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010