Владимир (Петров Иван Петрович), архп. Казанский и Свияжский Родился 29 мая 1828 года в Донской обл. Федосеевской станице. Сын простого казака, впоследствии бывшего священником на Алтае. В 1849 году окончил Воронежскую духовную семинарию и в 1853 году Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. 19 марта 1853 года принял монашество, будучи на последнем курсе академии. 22 окт.1853 года рукоположен во иеромонаха и определен преподавателем философии и психологии в Орловской духовной семинарии. Здесь он вместе с тем исполнял обязанности помощника инспектора семинарии и библиотекаря. Был главным редактором, издателем и даже корректором по составлению «Историко-статистического описания Орловской епархии». При последних работах он несколько раз был командирован в уездные церковные и монастырские архивы: Карачевский, Брянский, Дмитровский, Крымский, Севский и др. С 30 апр.1857 года – инспектор Иркутской духовной семинарии. С 13 июля 1858 года – инспектор Томской духовной семинарии. И в Иркутске и в Томске он трудился по историко-статистическому описанию епархий. С 13 сент.1861 г. – инспектор и экстраординарный профессор СПБ духовной академии в сане архимандрита. Будучи инспектором, читал лекции по Догматическому богословию. В то время он принимал живое участие в учреждении в Петербурге Миссионерского Общества для содействия миссии Алтайской и Забайкальской, и 24 ноября 1865 года накануне открытия этого Общества, он был назначен начальником Алтайской миссии. 16 марта 1880 г. хиротонисан во епископа Бийского, вик. Томской епархии ( в составе Свят.Прав.Веер.Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 год, стр.29 ошибочно указана дата хиротонии 1879 год. См. " Прав. Собес.» 1897 г., ноябрь, стр.539.) Хиротонию совершали два архиерея: епископ Томский, Петр и епископ Курский, Ефрем, ехавшие из Тобольска. В г. Вписке он открыл епархиальное женское училище. В 1881 г. избран почетным членом Казанской духовной академии. С 6 авг.1883 г. – епископ Томский и Семипалатинский. В Томске учредил Братство св. Димитрия Ростовского и достроил кафедральный собор, организовал выделку свечей и ввел воскресные чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Еще года не прошло с тех пор, как Московская Духовная Академия проводила в могилу тело усопшего почетного члена и заслуженного профессора своего Амфитеатрова Е.В., и вот у нее не стало другого почетного же члена, бывшего ее ректора и заслуженного профессора, протоиерея Сергия Константиновича Смирнова, скончавшегося 16 Февраля сего 1889 года. Личные качества почившего о. протоиерея, его известность в учено-литературном мире и его заслуги для Академии, для Церкви и Отечества, вполне заслуживают того, чтобы сказать о них несколько слов, и, особенно, на страницах издания, которое многим обязано почившему. Сын священника церкви Св. Николая, в Ковыльском, в Москве, С. К. Смирнов родился 3 сентября 1818 года. Получив предварительное образование в Москве в духовных училище и семинарии, он из последней, в 1840 году, поступил, для высшего богословского образования, в Московскую Духовную Академию, где и окончил полный курс наук в 1844 году в числе лучших воспитанников ее 14 курса, между которыми почетной известностью пользуются, доселе здравствующие, преосвященнейшие: Сергий Ляпидевский , Архиепископ Кишиневский, Амвросий Ключарев , Архиепископ Харьковский, член Московской Синодальной конторы Петр Екатериновский, бывший Епископ Томский. Серафим Протопопов, Епископ Самарский. Амфилохий Казанский, Епископ Угличский; – протоиереи: Д. И. Кастальский. В. И. Романовский, Ф. И. Кротков (в Москве). Ан. Ал. Никольский (в Симбирске); – смотритель Московского Заиконоспасского духовного училища А. А. Невский и др.; а, из почивших, пользовались особенной известностью преосвященнейшие: Андрей Поспелов, Епископ Муромский (ум. 1868 г.) и Платон Троепольский, Епископ Томский (ум. 1876): – протоиереи: Ипп. Мих. Богословский-Платонов, Ст. Ив. Зернов, Вл. Гр. Назаревский и некоторые другие. По окончании курса наук в Академии, С. К. Смирнов, как один из самых лучших питомцев ее, оставлен был при самой Академии в звании бакалавра по классу русской гражданской истории и греческого языка (по последнему предмету – в низшем отделении).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

М.М. Громыко Глава V. Томск: ноябрь 1858 г. – 20 января 1864 г 1. Образ жизни последних лет Короткий томский период жития святого наиболее обеспечен источниками, что позволяет через призму последних лет увидеть и многие черты, общие для всей сибирской жизни подвижника. Семен Феофанович Хромов, настоятельно приглашавший старца переехать к нему в Томск на постоянное жительство и получивший наконец в 1858 г. его согласие, родился в мае 1813 г. в селе Мугрееве Вязниковского уезда Владимирской губернии. Его отец, Феофан Васильевич, был крепостным крестьянином графини Борг (Борхъ), но все семейство Хромовых откупилось от крепостной зависимости. Семен с юности знал город Томск, так как был вызван туда для помощи в торговле своим дядей по линии матери Е.Д. Бобковым. Вскоре он стал главным доверенным Бобкова, а по смерти дяди начал свое дело в Мариинске и занялся золотопромышленностью. В 1846 г., как мы уже отмечали, молодой купец приобрел дом в Томске 906 . «Выдающейся чертой Семена Феофановича, – писали томичи, опросившие широкий круг лиц, – была его непоколебимая честность» 907 . Мы можем с уверенностью прибавить к этому другую черту – благочестие, которое и привело его к контактам с Феодором Кузьмичом, ставшим духовным отцом Хромова, и к желанию устроить жизнь старца наиболее благоприятным для него образом. Старец же, разумеется, не искал удобств, а руководствовался в своем согласии волей Божией, которая была ему открыта. Как уже упоминалось выше, еще в 1837 г., по приезде в Сибирь, ему было предсказано, что будет потом жить в Томске у купца Хромова 908 . Мера заботы Семена Феофановича о своем духовнике ограничивалась самим подвижником, поэтому и образ жизни последнего в городе мало отличался от предшествующего сельского периода, хотя старцу было при переезде уже за 80 лет. Та же суровая скудость в обстановке кельи, пище, одежде. «Пищу старец употреблял очень умеренно, – пишет епископ Екатериновский Петр в контексте томского периода, – и всегда постную: ржаной хлеб (пшеничного не кушал), щи с грибами, иногда горох, а в великие праздники разрешал на рыбу и яйца. Перед обедом он долго молился, и каждый раз делал четыре земных поклона, по мнению Хромова, три – Пресвятой Троице, а 4-й – Пресвятой Богородице. Постели у него не было, спал на лежанке у печки, без всякой подстилки, без оде яла, под головою вместо подушки лежал чурбан» 909 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новосибирская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Новосибирской области [ править править код ] До революции 1917 года церковная жизнь в Новониколаевске (с 1926 г. - Новосибирск) в значительной степени была связана с православными миссионерскими традициями: в Александро-Невском храме в начале XX в. во время своих миссионерских путешествий по Сибири совершал Богослужения святитель Макарий (Невский), архиепископ Томский и Алтайский. В храмах Новониколаевска служили священники из миссионерской династии Россовых. Близость Алтайской духовной миссии оказывала благотворное влияние на развитие просветительной и благотворительной церковной деятельности в Новониколаевске. До 1924 года на территории современной Новосибирской области было 310 православных храмов и молитвенных домов. Эти приходы (кроме части Чистоозерного, Купинского, Татарского и Усть-Таркского районов) входили в Томскую епархию. В феврале 1922 года учреждено Новониколаевское викариатство Томской епархии. Епископом Новониколаевским назначен Преосвященный Софроний (Арефьев), который в конце 1922 года был арестован. Это позволило утвердиться в Новониколаевске обновленцам. Новониколаевск становится центром Сибирской обновленческой митрополии. Практически все приходы Новониколаевской губернии переходят в юрисдикцию обновленческих архиереев-раскольников. На рубеже 20-х — 30-х началось массовое закрытие и разрушение храмов. Были арестованы, расстреляны или приговорены к длительным срокам заключения несколько сот священнослужителей и мирян Новосибирской епархии: протоиерей Николай Ермолов и священник Иннокентий Кикин (канонизированы Русской Православной Церковью в 2002 г.), архиепископ Сергий (Васильков), архимандрит Сергий (Скрипальщиков), протоиереи: Василий Курков, Иоанн Боголюбов, Александр Аристов, Исидор Максимов, священники: Василий Выхованец, Петр Матузков, Николай Чемерзов, Иоанн Богатов, Владимир Тихомиров, протодиакон Григорий Солодилов и многие другие. В конце 30-х годов были закрыты все церкви на территории области, кроме единственной — Успенской кладбищенской церкви в Новосибирске. Этот маленький храм стал на короткое время кафедральным для прибывшего в Новосибирск в августе 1943 года архиепископа (впоследствии митрополита) Варфоломея. Трудами и молитвами владыки открыты многие храмы на огромной территории от Урала до Тихого океана. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирская_...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святые южных славян. Описание жизни их «Святые южных славян. Описание жизни их» свт. Филарета (Гумилевского) — кажется, до сих пор уникальная работа. Свт. Филарет — не только канонизированный духовный писатель, но и прекрасный историк. Иными словами это не только собрание житий, составленное Святым Отцом, но и исторически проработанные тексты. Свт. Филарет предпосылает Житиям южнославянских святых следующие слова: «святые южных славян рождены и воспитаны одною и тою же благодатию Христовою, которая воспитала святых христиан греческих. Потому естественно, что некоторые из них также велики и дивны, как и великие греческой церкви. Как величие характеров, итак величие благодати Божией, явившаяся в святых славянских вполне достойны изучения. Для славян изучение жизни святых славян особенно нужно: в жизни святых славян евангельское благочестие приложено к условиям славянской жизни, к тем условиям, которые редко встречаются для грека и неизбежны для славянина; святые славянские – преимущественные руководители в жизни для христиан славянских. И как много этих небесных руководителей по земному пути! Далеко более, чем думают иные при неблизком знакомстве с предметом.» Хронологический указатель святых, жития которых вошли в эту книгу: II в. М. Енен, Нирин и Пень, янв. 20. III в. Евсевий, еписк. паннонский, мар. 26. Евангелл, еписк. томский, Эпиктет и Астион, июл. 8. Ириней, еписк. сремский и Пуллий, мар. 26, 304 г. IV в. Димитрий дабудский, нояб. 15, 307 г. Ермил и Стратоник белградские, 13 янв., 315 г. Филей, Зотик, Лукиян и Илия томские, 13 сент., 321 г. Емелиан силистрийский, июл. 18, 362 г. Ветран и Феотим томские, апр. 20. V в. Никита еписк. июн. 24, 423 г. VI в. Управда – Юстиниан царь, нояб. 14, 562 г. IX в. К. Боян, иереи Парод и Петр, мар. 28, 827 г. Михаил воин, окт. 22, 866 г. Кирилл и Мефодий, апр. 6, 885 г. Ангеляр, Горазд и Савва, июл. 27, 887 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание субъект Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа. Территория - 95 732 кв. км. Центр - г. Кемерово (до 1918 с. Щеглово, до 1932 г. Щегловск). Область расположена на юго-востоке Зап. Сибири, занимает отроги Алтая, граничит на севере с Томской обл. , на северо-востоке - с Красноярским краем , на востоке - с Хакасией , на юге - с Республикой Алтай , на западе - с Алтайским краем , на северо-западе - с Новосибирской обл. В недрах обнаружены разнообразные полезные ископаемые: каменные и бурые угли, железные и полиметаллические руды, золото, фосфориты и др. На территории области расположены заповедник Кузнецкий Алатау и Шорский национальный парк. Население - 2 750 829 чел. (2012). Национальный состав: русские - ок. 92%, татары - ок. 1,7%, украинцы - ок. 1,3%, немцы - ок. 1%, представители др. национальностей (шорцы, чуваши, белорусы, армяне, азербайджанцы и др.) - ок. 2%. История Освоение природных богатств Кузнецкой земли началось в XVII в., в начале столетия были основаны Томск (1604) и Кузнецкий острог (1617-1618). В 1698 г. царь Петр I Алексеевич , узнав о найденных у р. Золотой Китат серебряных рудах, дал предписание томскому воеводе «содействовать... рудоискательскому и рудоплавному делу на притоках реки Кии». Вскоре были открыты серебряные руды Салаира, железные руды в Горной Шории, золото в Кузнецком Алатау. В 1721 г. рудознатец М. Волков обнаружил на берегу р. Томь «горелую гору» и стал первооткрывателем кузнецких углей. Первым интерес к разработке кузнецкого угля проявил уральский промышленник А. Н. Демидов. В 1747 г. Колыванско-Воскресенские заводы Демидова с прилегающими к ним недрами перешли в собственность имп. семьи, с этого времени большая часть Кузбасса, вошедшая в Алтайский горный округ, находилась в ведении Кабинета Ее (Его) Имп. Величества. Промышленное освоение Кузнецкой земли началось в кон. XVIII в., появились предприятия: Томский железоделательный, Гавриловский и Гурьевский сереброплавильные заводы, Сухаринский и Салаирский горные рудники. В 1891-1916 гг. была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, что способствовало дальнейшему развитию в Кузбассе добычи и промышленному использованию железных руд, цветных металлов, каменного угля и древесины.

http://pravenc.ru/text/1684171.html

Петр, епископ Томский и Семипалатинский (Екатериновский Федор) Родился в Саратовской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Саратовской духовной семинарии, потом поступил в Московскую духовную академию. 12 октября 1841 года пострижен в монашество; 19 октября рукоположен во иеродиакона. С 30 июля 1844 года – иеромонах. 12 декабря 1844 года по окончании духовной академии определен учителем Иркутской духовной семинарии. 15 ноября 1845 года удостоен ученой степени кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской духовной семинарии. 6 октября 1852 года возведен в сан архимандрита. 16 октября 1855 года назначен ректором Иркутской духовной семинарии. С 15 января 1857 года – ректор Новоархангельской духовной семинарии на острове Ситхе. 29 марта 1859 года хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. 9 ноября 1866 года перемещен епископом Якутским, викарием той же епархии. 3 июля 1867 года уволен на покой по болезни. С 13 октября 1867 года – член Московской Синодальной конторы и управляющий Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. 4 апреля 1869 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. С 19 ноября 1876 года – епископ Томский и Семипалатинский. 9 июля 1883 года вторично уволен на покой в Оптину пустынь Калужской епархии. С 11 февраля 1885 года управлял Московским Заиконоспасским монастырем. 10 июля того же года назначен членом Московской Синодальной конторы, а 9 августа – управляющим Московским Новоспасским монастырем. Скончался 27 мая 1889 года. Преосвященный Петр отличался глубоким смирением. Когда один священник инородческого прихода докладывал епископу о различных печальных явлениях, то владыка, молча выслушав его, с сокрушенным сердцем промолвил: «Их может исправить и на путь наставить только Сам Христос». Епископ Петр – духовный писатель. Из его печатных трудов наиболее известны сочинения о монашестве, а затем поучения и миссионерские известия. Свои сочинения он пожертвовал в пользу Оптиной пустыни. Епископ Петр был постоянным членом Комитета по распространению духовно-нравственных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Также были найдены предметы быта святых, по преданию изготовленные их руками. 1 августа. ПРАВМИР. В Новокузнецком районе студенты-археологи исторического факультета Кузбасской государственной педагогической академии обнаружили землянку, в которой жили святой праведный Петр Томский, святой Василиск Сибирский  и преподобный Зосима (Верховский). Об этом сообщает  пресс-служба Кузбасской митрополии . Находка сделана в процессе работы по поиску мощей святого Петра Томского в деревне Увал, где согласно историческим документам он жил и был захоронен. Раскопки производились на месте бывшей деревянной келии, которую святым в свое время пожертвовали местные благотворители. В результате удалось обнаружить фрагменты сруба, а также землянки, где святые проживали до появления келии. Также были найдены предметы быта святых: подсвечник, сковорода, грузило, гвозди и осколки керамики (по преданию, глиняную посуду изготавливал сам святой Василиск). Следующая экспедиция по поиску мощей святого Петра Томского запланирована на лето будущего года. Святой праведный Петр Томский жил в XIX веке недалеко от Кузнецка (нынешний Новокузнецк). Спасаясь от мирской суеты, он примкнул к проживавшим в тех местах старцам Зосиме и Василиску, которые затем перебрались в город Туринск Екатеринбургской епархии и основали там женский монастырь. Петр же, прожив в землянке еще около восьми месяцев, скончался и был погребен неподалеку от места своего жительства. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-sibiri-arxeologi-obn...

В настоящее время продолжаются археологические работы в Новокузнецком районе, где, согласно документам, может быть захоронен святой Петр Томский. 27 июня. ПРАВМИР. В Кемеровской области палнируют активизировать работы по поиску тел местных святых мучеников. Могилы могут находиться в нескольких районах региона, сообщил «Интерфакс-Религия» в среду координатор поисковых работ, протоиерей Максим Мальцев. «В Собор Кузбасских святых включены имена 39 человек, их мощи в настоящее время так и не найдены. Поэтому в текущем году планируется активизировать работы по выявлению мест захоронений святых, подвергшихся репрессиям в тридцатые годы прошлого века», — сказал он. В первую очередь археологи обследуют места лагерных кладбищ, где могут покоиться тела большинства местных святых, расстрелянных в годы репрессий. Проведение работ будет сосредоточено в Мариинском и Чебулинском районах, а также в поселке Темиртау в Таштагольском районе области. В настоящее время продолжаются археологические работы в Новокузнецком районе, где, согласно документам, может быть захоронен святой Петр Томский. По мнению координатора, результаты работы можно ожидать уже к концу лета. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-kuzbasse-prodolzhat-...

Поисковые работы начнутся в следующем году с наступлением тепла 20 октября. ПРАВМИР. Заседание Координационного совета по вопросу поиска места захоронения святого праведного Петра Томского прошло в Кузбасской православной духовной семинарии. Над решением этой задачи духовенство региона и поисковики работают уже не первый год, сообщает сайт Кузбасской митрополии . В заседании приняли участие священнослужители и ученые. Было принято решение начать поисковые работы в следующем году с наступлением тепла. По архивным данным, преподобный Петр Томский, который входит в состав Собора Кемеровских святых, жил в XIX веке вблизи Кузнецка (теперь Новокузнецк). Он был погребен неподалеку от землянки, служившей ему местом жительства. В тех местах также жили старцы Зосима и Василиск, которые затем перебрались в город Туринск Екатеринбургской епархии и основали там женский монастырь. Ранее возле деревни Краснознаменка Новокузнецкого района, где ведутся поиски, было найдено основание памятного знака, вероятнее всего от деревянного поклонного креста, установленного здесь в XIX веке местными жителями в память о подвижниках. Был обнаружен и фундамент жилища старцев Зосимы и Василиска, а рядом с ним – фрагменты кирпичной печи и глиняной керамики, изготовленные самими отшельниками. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 ноября, 2023 29 мая, 2023 22 мая, 2023 19 апреля, 2023 20 февраля, 2023 2 ноября, 2022 15 сентября, 2022 14 сентября, 2022 13 июля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-kuzbasse-budut-iskat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010