Николай – Епископ Уральский, 45 . Николай – Архиепископ Семипалатинский (Минин), 46 . Николай – Епископ Саратовский (Позднев), 47 . Николай – Епископ Павлоградский (Гиляровский), 48 . Николай – Епископ, управляющий Пермской епархией (Ашихмин), 49 . Николай – Епископ Зиминский, от Омской епархии (Наганов), 50 . Никон – Епископ Курский [Пурлевский], 51 . Никанор – Епископ от Екатеринославской епархии, 52 . Пётр – Архиепископ Таврический и Симферопольский (Рождественский), 53 . Петр – Архиепископ Омский (Сысуев), 54 . Пимен – Архиепископ Каменец-Подольский (Пегов), 55 . Петр – Архиепископ Воронежский (Сергеев), 56 . Сергий – Архиепископ Томский (Дмитриевский), 57 . Севастиан – Епископ Костромской (Вести), 58 . Сергий – Епископ Гомельский (Иванцов), 59 . Филимон – Епископ Рыбинский 546 , 60 . Феофилакт – Епископ Ростовский и Таганрогский (Клементьев). В дальнейшем прибыло ещё 7 иерархов 547 . О составе участников Собора красноречиво говорит помещаемая сравнительная таблица-схема: В партийном отношении было: 250 человек от группы «Живая Церковь », 110 человек от группы «Церковное Возрождение» и 45 человек беспартийных (староцерковников). Представители «Свободной Трудовой Церкви» и других левых групп не были допущены в число членов Собора, они присутствовали на Соборе лишь в качестве гостей, без права голоса (газета «Извести ВЦИК» за 117 от 30 мая 1923 г.). В сообщении газеты «Известия ВЦИК» не упомянуты ещё так называемый СОДАЦ и незадолго до Собора организованная церковная группировка, лидером которой был прот. А. Введенский . Она была представлена на Соборе 25 депутатами. Характерно, что некоторые члены Собора умудрялись одновременно состоять в «Живой Церкви» и СОДАЦ. Лидеры СОДАЦ (Союза Общин Древне-Апостольской Церкви) терпели это ради пополнения мест на Соборе. Мы воспользовались этими статистическими данными для того, чтобы показать, что собор был групповым и чисто партийным и что самый состав его не позволял питать надежд на объективность его «деяний». Обновленцы утверждали, что «Собор» 1923 года отражал мнение всей Русской Церкви и что выборы на него были «свободными», но это тоже ложь, легко опровергающаяся цифровыми данными самого же обновленческого синода.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Он, как изучивший Якутский и Чукотский край в течении 43-летнего там священства, был деятельным и полезным членом Императорского Русского Географического Общества. В его время в Чукотской миссии прославился просветительными успехами священник Петр Смирнов. Между тем, в епархиях, соседних с Иркутскою и Камчатскою, в период архипастырства архиепископа Нила Исаковича , Дионисия Хитрова и Иннокентия Вениаминова произошли перемены. На Тобольской кафедре после архиепископа Афанасия святительствовали: сперва Владимир Алаудин с 14 ноября 1842 г., при котором скончался 28 марта 1843 г. известный исследователь Сибири Петр Андреевич Словцов; а вслед за Владимиром – Георгий Ящуржинский, с 30 июня 1845 г. no 1 апреля 1852 г. Оба названные владыки всецело отдавались борьбе против раскола и особенно против беглопоповщинского толка, облюбовавшего для себя пермско-уральские окраины Тобольской губернии. Такую же противораскольническую борьбу, только еще в больших размерах, вследствие обилия рационалистических и изуверских сект, вел Томский владыка Афанасий Соколов, заступивший с 14 июня 1841 г. место Агапита Вознесенского, а чрез 12 лет сделавшийся преемником Иркутского архиепископа Нила Исаковича . На Иркутской кафедре владыка Афанасий прослужил недолго, всего около 3-х лет, и его место заступил с 3 ноября 1856 г. Евсевий Орлинский , оставивший кафедру 13 сентября 1860 г. своему знаменитому преемнику Парфению Попову. Преосвященный Парфений из магистров Киевской духовной академии начал свое архипастырское служение с 14 марта 1854 г. на Томской кафедре и чрез 6 ½ лет был перемещен на Иркутскую кафедру, на которой и оставался в сане архиепископа до дня своей кончины, последовавшей 21 января 1873 г. Он совершил миссионерское путешествие в Тункинский край, описанное в «Ирк. Епар. Вед.» за 1871 г. и написал очень обстоятельное сочинение под заглавием «Иркутская духовная миссия». В его время и по его ходатайству, направленному чрез генерал-губернатора графа Муравьева, образована с 25 мая 1861 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Панина Александра Сергеевна (27.03.1800 – 15.02.1873), графиня, урожденная Толстая. Супруга действительного тайного советника графа А. Н. Панина. – 58,59,64,69,178. Парфений (Агеев) (14.11.1806 – 17.05.1878), архимандрит, духовный писатель, миссионер, активный борец со старообрядческим расколом. С 1856 по 1860 настоятель Николаевской Берлюковой пустыни. В 1858 специально для обращения старообрядцев основал Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь. В 1857 выпустил книгу «О промысле Божием, как он через Православие ведет ко спасению, а неправославных обличает собственными их делами». – 68. Пафнутий (Осмоловский) (1807 – 23.06.1891), архимандрит, в Оптиной Пустыне в сане иеромонаха исполнял послушания скитоначальника и братского духовника. С 1862 игумен, а затем архимандрит Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря. – 95, 102, 135, 143, 149, 157, 162, 178, 179, 187, 198. Перель, знакомый К. К. Зедергольма. – 102. Петр (Мичурин) Томский, праведный, ученик прп. Василиска (Сибирского). Под руководством старца достиг духовных высот. Скончался в возрасте 20 лет. В 1884 канонизирован Русской Православной Церковью в Соборе Сибирских святых. – 189, 197. Петр (Могила) (31.12.1596 – 01.01.1647), святитель, богослов, митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Константинопольский, основатель Киево-Могилянской Академии. – 126, 184. Пий 9 (Джованни Мария) (13.05.1792 – 07.02.1878), римский первосвященник с 16.06.1846 по 07.02.1878. Провозгласил догматы о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии и о непогрешимости Римского Папы. – 169, 174. Погодин Михаил Петрович (11.11.1800 – 08.12.1875), русский историк, писатель, журналист, беллетрист, публицист, издатель, профессор всеобщей истории Московского университета, академик Петербургской АН. Один из восприемников К. К. Зедергольма при крещении. – 48, 52, 53. Позняк Яков Аникеевич (09.10.1805 – 04.06.1871), тайный советник. С 1836 по 1858 служил чиновником на разных должностях в Св. Синоде, последняя должность – директор канцелярии Св. Синода. С 17.10.1858 сенатор, присутствовал в Правительствующем Сенате по Межевому департаменту. – 107, 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Парфений Попов 1854–1860 Епископы Томские и Семипалатинские: Порфирий Соколовский 1860–1864 Виталий Вертоградов 1865–1866 Алексий Новоселов 1867–1868 Платон Троепольский 1868–1876 Петр Екатериновский 1876–1883 Владимир Петров 1883–1886 Исаакий Положенский 1886–1891 Макарий Невский 1891   с 1894 года еп. Томский и Барнаульский Бийское викариатство Учреждено в 1879 году. Кафедра в Бийске. Епископы: Владимир Петров 1880–1883 Макарий Невский 1884–1891 Владимир Синьковский 1891–1893 Мефодий Герасимов 1894 Тульская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Туле. Епископы Тульские и Белевские: Мефодий Смирнов 1799–1803 Амвросий Протасов 1804–1816 Симеон Крылов-Платонов 1816–1818 Авраамий Шумилин 1818–1821 Дамаскин Россов 1821–1850 Димитрий Муретов 1851–1857 Алексий Ржаницын 1857–1860 Никандр Покровский 1860–1893 с 1873 года архиепископ Ириней Орда 1893 Каширское викариатство Учреждено в 1893 году. Епископы (в Туле): Арсений Иващенко 1893 Туркестанская Учреждена в 1871 году. Кафедра в Верном. Епископы Туркестанские и Ташкентские: СофронийСокольский 1871–1877 с 1877 года архиепископ Александр Кульчицкий 1877–1883 Неофит Наводчиков 1883–1892 Григорий Полетаев 1892 Уфимская Учреждена в 1859 году. 77 Кафедра в Уфе. Епископы Уфимские и Мензелинские: Порфирий Соколовский 1859–1860 Филарет Малышевский 1860–1869 Петр Екатериновский 1869–1876 Никанор Бровкович 1876–1883 Дионисий Хитров 1883 Финляндская Учреждена в 1892 году. Кафедра в Выборге. Архиепископы Финляндские и Выборгские: Антоний Вадковский 1892 Харьковская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Харькове. Епископы Слободско-Украинские и Харьковские: Христофор Сулима 1799–1813 Аполлос Терешкович 1813–1817 Павел Саббатовский 1817–1826 Виталий Борисов-Жегачев 1826–1832 Иннокентий Александров 1832–1835 Епископы и архиепископы Харьковские и Ахтырские: 78 Мелетий Леонтович, архиеп. 1835–1840 Смарагд Крыжановский, архиеп. 1840–1841 Иннокентий Борисов 1842–1848 с 1845 года архиепископ Елпидифор Бенедиктов, еп. 1848 Филарет Гумилевский 1848–1859 с 1857 года архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр Екатериновский написал ряд работ: «О монашестве»; «Указание пути ко спасению. Опыт аскетики»; «Объяснение книги св. пророка Исайи»; «Наставление и утешение в болезни и в предсмертное время»; «Наставление и утешение в скорби»; «Поучение о причащении Св. Таин» 219 и др. После Томска (в июле 1883 г. он был «уволен на покой» в Оптину пустынь) епископ Петр (Екатериновский) еще управлял Московским Заиконоспасским и Ново-Спасским ставропигиальными монастырями и состоял членом Московской синодальной конторы 220 . Таковы основные факты жизни, деятельности и степени осведомленности о старце Феодоре Кузьмиче автора одного из первых жизнеописаний святого, опубликованного в 1891 г. Остается только удивляться, как писавшие много позже авторы умудрялись сомневаться даже и в самом православии Феодора Кузьмича. Жизнеописания, составленные епископом и М.Ф. Мельницким, не противоречат друг другу. Напротив, они содержат немало фактов, перекликающихся и взаимно подтверждаемых. Текст М.Ф. Мельницкого – это написанная светским человеком биография лица, живущего духовной жизнью. Краткое житие, составленное епископом, восполняет этот недостаток. Оценки Феодора Кузьмича владыкою и принятие им сведений архимандрита Виктора, С.Ф. Хромова и других лиц особенно весомы. «В пределах Томской губернии, – пишет преосвященный, – с 1837 по 1864 год подвизался старец под именем Феодора Кузьмича – личность очень замечательная». «Замечательно, что, когда вели его с прочими арестантами по этапам, арестанты, конвойные солдаты и этапные офицеры оказывали ему особенное уважение, охраняли от неприятностей, от негодных людей, на ночлег отводили ему особую комнату, и старец во всю дорогу ни в чем не нуждался». И далее: «Благообразная наружность старца, свидетельствовавшая о его строгой подвижнической жизни, с первого раза внушала крестьянам особенное уважение к нему и готовность принять к себе» 221 . На основании информации, полученной от многих лиц, епископ высоко оценил наставления, которые давал Феодор Кузьмич посетителям, и сожалел о том, что они не были записаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

получил орден святого Владимира 4 степени за отличие» 31 . Жизнь и пастырское служение архиепископа Кирилла стали примером для подражания в наставнической, преподавательской и пастырской деятельности молодого выпускника академии Иеронима, поскольку преосвященный Кирилл как архипастырь был замечательным проповедником, «привлекавшим своими проповедями на богослужения в храмах Каменца-Подольского массы слушателей, в числе которых бывали католики, представители польского общества и евреи» 32 . Он был также известен и как усердный миссионер, радетель о распространении православия в среде иноверческого населения, как основатель школ для иноверцев (например, для вотяков в Пермской губернии) и как организатор переводов Евангелия на языки народов Урала и Сибири. Архиепископ Кирилл, устраняя возникавшие нестроения в епархиальной жизни, заботился об улучшении православного богослужения, строительстве церквей, благоустройстве бедных монастырей и духовных учебных заведений, стремился улучшить материальное положение духовенства и низших клириков. О нем сохранились даже особые поговорки: «Кирилл всех мирил», «Кирилл милости творил» 33 . Именно этому примеру своего наставника и благодетеля будет всю жизнь следовать отец Иаков. Огромную роль в становлении будущего иерарха РПЦ сыграли и другие его учителя: ректор Иркутской духовной семинарии иеромонах Петр (Екатеринославский), беседовавший с молодым преподавателем о монашестве, старчестве и аскетизме 34 ; архиепископ Томский Парфений (Петр Тихонович Попов, будущий архиепископ Иркутский и Нерчинский), ректор Томской духовной семинарии архимандрит Вениамин (Василий Антонович Благонравов, будущий архиепископ Иркутский и Нерчинский); епископ Пермский и Верхотурский Вассиан (Василий Иванович Чудновский), видевший в Иакове своего преемника. «Учебная служба» будущего епископа Якутского и Вилюйского, организатора духовного образования на окраинных российских землях, началась с его назначения в ноябре 1849 г. в Сибирь в Иркутскую духовную семинарию 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Следует иметь в виду, что это заключение об аскетических подвигах Александра Благословенного в Сибири дал, идя по свежим следам его – свидетельствам само видцев, автор сочинения, обобщающего православный аскетический опыт, написанного до приезда в Томск 803 . Епископ Петр (Екатериновский) оставил и краткое, но емкое описание одежды старца: «Имущества) него вовсе никакого не было, кроме одежды, которую носил. Летом он ходил в одной белой длинной рубашке, подпоясанной поясом, из деревенского холста, а зимою надевал простой бумажный халат черного цвета или простой тулуп при выходе на холод» 804 . Вставал Феодор Кузьмич очень рано и все свободное время посвящал, как считали, молитве. Никто, однако, не видел, когда он молился, потому что дверь его кельи была постоянно заперта, только после смерти колени его оказались покрытыми толстыми мозолями, что заставило предполагать «продолжительное и усердное стояние на них» 805 . Епископ Петр (Екатериновский) писал по этому поводу: «А труды его и подвиги одному Богу известны, потому что он всегда скрывал их, разве когда тихонько увидят, что он молится Богу » 806 . О сокровенности подвижнической жизни Феодора Кузьмича писал в 1870 г. и другой сибирский архиерей – Никодим (Казанцев), енисейский епископ, посетивший могилу и кельи старца и слышавший рассказы о нем 807 . Дополнительное к обычным показателям аскезы ограничение просматривается в поведении старца при приеме посетителей и пребывании его самого в гостях. «К старцу Феодору Кузьмичу ходили многие за советами, иные при своей болезни, а иные при каких-либо других своих несчастиях, и старец принимал всех приходивших к нему, наделяя каждого с большою охотою своими советами. Советы давал он безвозмездно и разговаривал с приходившими всегда стоя или прохаживаясь взад и вперед по комнате , держа обыкновенно руки на бедрах или придерживая одною из них грудь. С некоторыми, особенно с бродягами и странниками, беседовал иногда подолгу, а иных оставлял ночевать у себя» 808 . (Выделено нами. – М.Г.) В период относительного затвора Феодор Кузьмич «принимал и разговаривал с посетителями на улице» 809 . В гостях старец пил чай с угощеньем, « ходя по комнате, и не присел все время, пока был у нас, ни на минуту »; пирог ел, « не садясь » 810 (выделено нами. – М.Г.). По-видимому, подвижник намеренно исключил для себя сиденье в застолье или во время бесед. Между тем вся его сибирская жизнь протекала после шестидесяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Т Темномеров Никанор Михайлович († 1912), протоиерей Тернов Иван Яковлевич, регент Тимашев Сергей Иванович (1858–1920) Тихомиров Михаил Алексеевич (1889-?), диакон, с 1916 – священник Тихомиров Сергей Алексеевич – см. Сергий (Тихомиров) . Тихон, св. (Беллавин Василий Иванович; 1865–1925), Патриарх Московский и всея России в 1917–1925, исповедник Тихон (Оболенский Иван Иванович; 1856–1926), митрополит Тихон (Степанов Николай Владимирович, род. 1963), епископ Толстой Лев Николаевич (1828–1910), граф Толстопятое Анатолий Михайлович (1879–1945; в монашестве с 1923 – Александр), священник, впоследствии – архиепископ Томский Михаил Павлович (1880 – покончил с собой 1936) Троицкий Иван Егорович (1832–1901), профессор Троицкий Константин, священник Троицкий Михаил Васильевич, протоиерей Троцкий Лев Давидович (1879 – убит 1940) Трошин Алексей Яковлевич Труснов Иван Иванович, благотворитель Туманов Петр Семенович, протоиерей Тураев Борис Александрович (1868–1920), академик-востоковед У Удальцов Николай Дмитриевич (1862-?), протоиерей Урицкий Моисей Соломонович (1873 – убит 1918) Успенский Петр Иннокентьевич (расстрелян 1918), священник Утицын Феодор, священник Ф Фаддей, св. (Успенский Иван Васильевич; 1872–1937), архиепископ-священномученик Фатеев Василий Александрович (1873–1942), регент-композитор Федюшин К. И. Феодорова Дарья – см.: [Казанская] Дарья Феодоровна. Феофан (Быстров Василий Дмитриевич; 1872–1940), архиепископ Феофан, св. (Говоров Георгий Васильевич; 1815–1894) – ректор Олонецкой ДС в 1855–1856 в сане архимандрита; с 1859 – епископ ( Феофан, Затворник Вышенский ) Феофан (Туляков Василий Степанович; 1864 – расстрелян 1937), митрополит Феофания (Рейтельн Ольга Николаевна; 1873-?), игумения Филарет, св. (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – митрополит Московский и Коломенский Филипп, св. (Колычев Федор Стефанович; 1507 – убит 1569), митрополит Московский и всея Руси в 1566–1568 Флавиан (Городецкий Николай Николаевич; 1840–1915), митрополит Киевский и Галицкий в 1903–1915

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Церковная революция» в Сибири между тем «углубилась»; количество женатых епископов все увеличивалось. 28 октября 1922 г. был рукоположен во епископа Красноярского женатый протоиерей Александр Васильевич Адвентов (Александр Сидоровский остался в том же городе с титулом архиепископ Енисейский). 15 ноября 1922 года был рукоположен во епископа Змеиногородско-го (томского викария) женатый протоиерей из Преображенской церкви Москвы Макарий Павлович Торопов. За ними последовал Василий Дмитриевич Виноградов, епископ Щегловский, Петр Андреевич Сысоев, епископ Омский и Тюкалинский Сергей Павлович Дмитриевский , епископ Томский, и много, много других. Среди новых архиереев попадались изредка достойные люди (к числу таких принадлежал, например, Макарий Торопов – скромный, искренний, религиозный человек – впоследствии ленинградский викарий); большинство же (карьеристы и авантюристы) были представителями подонков сибирского духовенства. «Вся Сибирь покрылась сетью архиепископов, наскочивших на архиерейские кафедры прямо из пьяных дьячков», – констатировал епископ Антонин Грановский. Народ, пораженный зрелищем морального разложения, разъедавшего духовенство, толпами покидал церковь , а новые епископы упивались своими «победами». Со «смелостью», достойной лучшего применения, Петр Блинов громил беззащитного, уже полгода как арестованного, патриарха Тихона. «Мы определенно рассматриваем действия б.патриарха Тихона, как имеющие исключительно контрреволюционные, монархические задачи, -разливался он соловьем перед корреспондентами. – Гнусность их усугубляется тем, что они прикрываются флагом верности православной церкви. Противодействие Тихона изъятию церковных ценностей является результатом влияния контрреволюционных настроений архиереев и монахов, связанных тесными узами с помещиками, капиталистами и княжескими родами. Тихон сам является источником и вдохновителем контрреволюционных выступлений, и советская власть поступила правильно, посадив его на скамью подсудимых». (Безбожник, 1922, 7 марта,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 . Архиепископ Казанский и Свияжский Афа­насий (в миру Андрей Григорьевич Соколов; 1801–1868) – выпускник Санкт-Петербург­ской духовной академии (1825), ректор Чер­ниговской (1830–1832), Тверской (1832–1838) и Санкт-Петербургской (1828–1842) духовных семинарий. Епископ Томский и Енисейский (1841–1853), архиепископ Иркутский и Нерчинский (1853–1856), Казанский и Свияжский (1856–1866). 19 . Архиепископ Казанский и Свияжский Ан­тоний (в миру Яков Гаврилович Амфитеатров; 1815–1879), почетный член Императорской академии наук. Выпускник Киевской духовной академии, ректор Киево-Софийского духов­ного училища (1840–1845), ректор Киевской духовной семинарии (1845–1851), ректор Киевской духовной академии (1851–1858), епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (1858), епископ Смоленский (1859– 1866), архиепископ Казанский и Свияжский (1866–1879). 20 . Митрополит Палладий (в миру Павел Иванович Раев, 1827–1898) – выпускник Ки­евской духовной академии (1852), инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии (1862–1864), ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии (1864–1866), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1866–1869), епископ Вологодский и Устюжский (1869–1873), епископ Там­бовский и Шацкий (1873–1876), архиепископ Рязанский и Зарайский (1876–1882), архиепи­скоп Казанский и Свияжский (1882–1887), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1887–1892), митрополит Санк­т-Петербургский и Ладожский (1892–1898), первоприсутствущий член Святейшего Синода. 21 Архиепископ Казанский и Свияжский Павел (в миру Петр Васильевич Лебедев; 1827– 1892) – выпускник Санкт-Петербург­ской духовной академии (1853), инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1859–1861), ректор Смоленской духовной семинарии (1861–1866), ректор Санкт-Петер­бургской духовной семинарии (1866–1868), епископ Выборгский, викарий Санкт-Пе­тербургской епархии (1868–1869), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1869–1871), архиепископ Кишинев­ский и Хотинский (1871–1882), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1882–1887), архиепископ Казанский и Свияж­ский (1887–1892).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010