Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VII (ок. 1020, Тоскана - 25.05.1085, Салерно; до избрания папой - Гильдебранд), папа Римский (с 22 апр. 1073). По свидетельствам хронистов, род. в бедной семье плотника или крестьянина; позднее появилась легенда о происхождении Гильдебранда из знатного ломбардского рода Альдобрандини. Совсем юным был отдан в качестве облата в рим. клюнийский мон-рь св. Марии на Авентине, аббатом к-рого был Лаврентий, брат его матери. Там Гильдебранд получил образование и впервые познакомился с идеями клюнийского движения (см. ст. Клюнийская реформа ), представители к-рого осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, добивались освобождения мон-рей от власти сеньоров и епископов. После вступления на престол духовного наставника Гильдебранда папы Григория VI (1045) был папским секретарем и сопровождал его во время ссылки в Германию. После смерти папы (в нояб. 1047 или в 1048) удалился в аббатство Клюни , где прожил ок. года. В янв. 1049 г. встретил в Безансоне направлявшегося в Рим еп. Бруно, назначенного имп. Генрихом III на Папский престол (папа Лев IX ), к-рый пригласил Гильдебранда в Рим, что явилось началом его церковной и политической карьеры. Ок. 1050 г. стал препозитом рим. мон-ря при соборе св. Павла. Будучи одним из советников папы Льва IX, ок. 1055 г. был рукоположен в субдиакона и назначен проканцлером Римской Церкви. В это же время Гильдебранд вошел в группу объединенных папой Львом IX сторонников реформ Зап. Церкви, среди к-рых были еп. Сильва-Кандидский кард. Гумберт , льежский архидиак. Фридрих (впосл. папа Римский Стефан IX ), Петр Дамиани , Лионский архиеп. Галинард, Безансонский архиеп. Гуго, канцлер Удо и Гуго Ремирмонский. Весной 1054 г. в качестве легата Гильдебранд был направлен во Францию, где на Соборе в Туре участвовал в споре относительно учения о Евхаристии между Ланфранком , приором мон-ря Бек (впосл. архиепископ Кентерберийский), и Беренгаром Турским , пытаясь убедить последнего отказаться от заблуждений.

http://pravenc.ru/text/166757.html

монах Павел Эвергетинос О том что праведникам даже насильственная смерть на пользу А. Из Григория Двоеслова Римлянин по имени Валентий был настоятелем моего монастыря и моим духовным отцом, а перед этим он возглавлял святую обитель в области Валерии. Однажды свирепые лонгобарды ворвались в его монастырь и, как он мне сам рассказывал, повесили на дереве двоих монахов, которых братья в тот же день предали земле. С наступлением вечера над этим местом души повешенных начали петь громко и ясно, так что убийцы, услышав голоса мучеников, страшно удивились и испугались. Их голоса также слышали находившиеся там пленные, ставшие свидетелями псалмопения убиенных. Всемогущий Бог устроил так, чтобы все пребывающие во плоти своими ушами услышали пение душ и узнали о их спасении. Я узнал об этом из рассказов благочестивых мужей, которые раньше находились в том монастыре. Они рассказали, что во времена лонгобардов в области, называемой Сура, настоятель монастыря по имени Суран раздал все монастырское достояние пленным и беженцам, пострадавшим от ломбардских грабежей. Он раздал обездоленным и свою и монастырскую одежду, запасы продовольствия, словом, все монастырское имущество. Вскоре после этого пришли лонгобарды. Они схватили настоятеля и потребовали от него золото. Он сказал, что у него больше ничего не осталось. Тогда они отвели его на ближайшую гору в густой лес без конца и края. В это время там как раз в дупле дерева прятался человек, бежаший из плена. Возле этого дерева лонгобард заколол мечом славного мученика. От падения его тела содрогнулась гора и лес. Земля как бы вскрикнула – не в силах вынести величия его святости. В Марсийской области был диакон весьма достопочтенной жизни. Ломбарды схватили его, и один из них отсек ему голову мечом. Когда тело его упало на землю, в убийцу вселился злой дух и поверг его на землю. Тем самым всем было показано: кто убивает Божьего человека, тот предает себя во власть Божьего врага. Петр: Скажи, пожалуйста, почему всемогущий Бог попускает убийство святых и потом Сам прославляет их после смерти?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

РАЗДЕЛ III. ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВАХ КАК СРЕДСТВАХ ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Глава 1. Православное учение о таинствах (сакраментология) 1.1. Понятие о таинствах Отличие таинств от прочих священнодействий «Пространный катехизис» предлагает следующее определение понятия «таинство»: «Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать , или, что то же, спасительная сила Божия» 1229 . В «Православном исповедании» говорится, что «Таинство есть священное действие, которое под видимым каким-либо образом душе верующего сообщает невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать» 1230 . Однако такие определения таинства (греч. μυστ ριον, лат. sacramentum) слишком общи – они охватывают все церковные священнодействия (в Церкви, которая живится Духом Святым, нет и не может быть «безблагодатных» священнодействий). В православном догматическом учении понятие «таинство» относится не ко всем священнодействиям, но только к основным, которые Церковь выделяет из числа всех прочих и усваивает им особый статус. Таких священнодействий семь: крещение, миропомазание, Евхаристия, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Учение о седмиричном числе таинств было четко сформулировано на латинском Западе в XII в. (Гуго Сен-Викторский, Петр Ломбардский, хотя следы этого учения просматриваются в значительно более раннее время) 1231 . В XIII столетии оно распространилось на православном Востоке 1232 . Со временем это учение было усвоено также и преданием древних Восточных (нехалкидонских) Церквей (Коптская, Эфиопская и др.) 1233 . Следует указать на два основных критерия, по которым эти семь священнодействий выделены из числа прочих. Во-первых, таинства являются богоустановленными («будучи установлено Господом нашим»), т. е. их появление в жизни Церкви относится непосредственно ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа и Его апостолов. Все остальные священнодействия появились позже, или о них нет определенного учения в Божественном Откровении.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Фома Аквинский (католический святой) Трактат о последних вещах. Вопрос 87-й. О знании, которое люди будут иметь после воскресения на Суде, о достоинствах и недостатках (В трех пунктах). Теперь, идя по порядку, мы должны говорить о том, что будет после воскресения. Первое, что следует обсудить, это то знание, которое люди будут иметь после воскресения, на Суде, относительно достоинств и недостатков, т.е. относительно положительных и отрицательных качеств. Во-вторых, необходимо рассмотреть вопрос о самом всеобщем Суде, как относительно его времени, так и относительно места, где он будет (В. 87). В-третьих, мы обсудим вопрос о том, кто будет судить, и кто будет судим (В. 89). В-четвертых, мы будем говорить о форме, в которой Судья придет для совершения Суда (В. 90). В-пятых, мы рассмотрим вопрос о том, что будет после Суда, состояние мира и тех, которые воскреснут (В. 91). В первом вопросе мы имеем следующие три пункта для выяснения: 1) Будет ли на Суде каждый человек знать свои грехи? 2) Будет ли на Суде каждый человек способен читать то, что находится в чужой совести? 3) Будет ли способен каждый видеть одним взглядом все достоинства и недостатки, как свои, так и чужие? Раздел 1. Будет ли после воскресения каждый знать все те грехи, которые он совершил? То, что после воскресения каждый не будет способен знать все те грехи, которые он совершил, представляется из следующего: Возражение 1. Все то, что мы узнаем, мы или получаем вновь через свои чувства, или же вынимаем это из кладовой своей памяти. Но после воскресения люди будут неспособны воспринимать свои грехи посредством чувства, потому что эти грехи будут делами прошлого, в то время как чувство воспринимает только настоящее. Кроме того, многие грехи избегнут сохранения в памяти грешника, и он будет неспособен вызвать их из кладовой своей памяти. Поэтому, после воскресения человек не будет иметь знания всех тех грехов, которые он совершил. Возражение 2. Петр Ломбардский говорит, что «существуют книги совести, в которых вписаны заслуги каждого». Никто не может читать что-либо в книге, если оно не обозначено в ней, а грех составляет свою отметку на совести, согласно церковному толкованию на слова Рим. 2:15 «свидетельствует совесть их» (ПЛ 191, 1346; Ориген «На Рим.» ПГ 14, 894), каковая отметка, по-видимому, есть не что иное, как вина или пятно позора. Но так как во многих людях это пятно позора многих грехов изглажено благодатью, то представляется, что человек не может читать в своей совести все те грехи, которые он совершил, т.е., иначе говоря, мы пришли к тому же выводу, что и прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Часть XII. Сакраментология в нехалкидонских традициях Брайан Спинкс. Богословие таинств в восточносирийской традиции Введение Темой четвертой и пятой неофициальных сирийских конференций «Pro Oriente» в 2000 и 2002 годах были таинства в сирийской традиции. На этих конференциях восточносирийская традиция была представлена Ассирийской Церковью Востока, Халдейской Церковью и Сиро-Малабарской Церковью. В некоторых докладах и в опубликованных позже тезисах много внимания было уделено сирийскому термину rz/rozo. Отмечалось, что в литургическом контексте множественное число rze первоначально означало Святые Дары, но впоследствии стало использоваться более широко и обозначало Крещение и другие обряды и церемонии восточносирийской традиции 930 . Слово rz, означающее «тайна», рассматривалось как более близкое греческому μυστριον, нежели латинскому sacramentum. Оно примерно соответствует понятиям «тип» или «символ» в том смысле, в котором они фигурируют в святоотеческой традиции, когда речь идет об онтологической связи между символом и означаемым им явлением действительности. Это видимые знаки, наделенные скрытой силой. Согласно Мар Бавай Соро, в восточносирийской традиции это слово используется в отношении деяний Церкви, превосходящих момент реального существования: Это и воспроизведение свершенной в прошлом искупительной Крестной Жертвы Иисуса Христа, и указание на будущее эсхатологическое ожидание Его Второго Пришествия. В Таинствах Церкви верующему дается участие в Смерти и Воскресении Христа и в жизни грядущего Царствия Небесного 931 . Иными словами, rz, видимо, означает церковное символическое действие в настоящем, воспоминающее спасительные деяния в прошлом и предвозвещающее будущий конец света. Хотя рассуждения по поводу значений корней слов иногда бывают полезны, этот подход чреват явной опасностью создать богословие из словарных определений, не столько проясняющее, сколько затемняющее смысл явлений. Слово rz действительно очень важно, но так же как на латинском Западе Гуго Сен-Викторский и Петр Ломбардский весьма по-разному понимали применение слова sacramentum, так и в восточносирийской традиции мы видим ту же гибкость. Так, Абдишо бар Бриха в сочинении «Жемчужина» перечисляет как таинства священство, крещение, елей помазания, жертву (qurbn), святую закваску (malk), отпущение грехов, крестное знамение, а затем переходит к рассуждениям о браке и девстве. Тимофей II перечисляет священство, крещение, жертву, брак, монашеский постриг, освящение алтаря и погребение 932 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LVI — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 56-й том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «П». Том открывает статья об известном католическом богослове Петре Дамиани, одном из самых плодовитых писателей своего времени, и завершает статья о повечерии, службе в начале ночи. По традиции новый том содержит большое число статей, посвящённых различным персоналиям. Новый том «Православной энциклопедии» продолжает рассказывать о Петрах, заметное место занимают блоки статей «Пий», «Питирим», «Платон», посвящённые историческим личностям, носившим и ныне носящим это имя — как канонизированным Церковью подвижникам, так и иным иерархам и церковным деятелям, выдающимся ученым и философам. Том заслуживает название «философского». Основная причина: он содержит подробнейшие статьи о Платоне и платонизме, Плотине, Плифоне, Пифагоре и пифагорейцах. Если предыдущий 55-й том можно назвать «петровским», поскольку биографии подвижников Церкви и государственных деятелей с именем Петр занимают в нем важное место, то и 56-й том содержит многие биографии деятелей с этим именем. Хотелось бы отметить биографии уже упомянутого Петра Дамиани, а также монаха-бенедиктинца Петра Диакона, известного агиографическими сочинениями, посвященными Монте-Кассино, и Петра Достопочтенного, 9-го аббата Клюни. Авторство этих статей принадлежит замечательному современному медиевисту Станиславу Мереминскому. Следует также упомянуть биографии дмитровского князя Петра Дмитриевича, сына Донского, грузинского богослова Петра Ивера, францисканского богослова-спиритуала Петра Иоанна Оливи, иезуита Петра Клавера, епископа Парижского Петра Ломбардского (автор - Дмитрий Смирнов). Подробностью отличается также биография свт. Петра Хрисолога, епископа Равенны, автора «многих томов» (автор Е. В. Ткачев). Особо следует отметить статью о Петре и Февронии. Неоднократно заявлялось, что тома «Православной энциклопедии» являются важным источником информации для студентов и учащихся общеобразовательных школ. Из статьи они могут почерпнуть исчерпывающую информацию об исторических источниках «Повести…» Ермолая, Службе свт. Петру и Февронии, истории канонизации и почитания этих святых.

http://pravenc.ru/shop/2513607/

Считается, что мон-рь А. был основан на вершине холма Махи св. Патриком в 444 г. Однако в результате раскопок, проведенных на церковном дворе, в А. обнаружено укрепленное поселение 1-й пол. IV в. В пользу А. по всей Ирландии собирался специальный налог - «подать св. Патрика», на средства от к-рого в аббатстве велось обширное строительство и содержалась школа. К VIII в. А. стала важнейшей епархией острова, а в 1152 г. Собор в Келсе (ирл. Кянаннас-Мор) признал ее супрематию на территории Ирландии. Во время наместничества в А. св. Келлаха (1105-1129) и св. Малахия (1134-1137; почитается как покровитель А.) богослужение было приведено в соответствие с рим. традицией; впервые в Ирландии в аббатстве А. был введен устав Августина. После англо-норманнского завоевания Ирландии в кон. XII в. А. сохранила ведущие позиции в Ирландской Церкви, но ее влияние в области политики ослабло, т. к. избрание епископов теперь зависело от англ. королей. Архиепископы в XIV-XV вв. посещали аббатство лишь изредка, предпочитая жить во владениях (манорах) А. В период Реформации А. стала местом ожесточенной борьбы англикан, поддержанных англ. короной, и католиков. В результате этого противостояния с 1552 г. в А. существуют как католич., так и протестант. церковные иерархии; первым англикан. архиепископом А. был Хью Гудакр ( 1553). Среди его преемников на кафедре А. были выдающийся ученый Дж. Ашер и Р. Робинсон, благодаря к-рому были построены дворец архиепископа и здание б-ки. В то же время архиепископы-католики подвергались преследованиям. Архиеп. Ричард Крей в 1567 г. был заключен в Тауэр по приказу королевы Елизаветы I и провел в тюрьме 18 лет до своей смерти. В нач. XVII в. архиеп. Петр Ломбардский, приняв посвящение от папы, оставался в изгнании в Риме и так и не смог посетить Ирландию. Католикам-ирландцам удалось восстановить свою Церковь лишь в период Английской революции, в 50-х гг. XVII в. В 1669-1681 гг. престол А. занимал св. католич. Церкви Оливер Планкет , ставший жертвой внутрицерковной борьбы в Ирландии за первенство между архиеп-ствами А. и Дублин. В XIX в. после смягчения преследований католич. духовенства в Ирландии со стороны брит. властей в А. возводится собор в честь св. Патрика (1840-1904; освящен в 1875). Старое здание собора, сооруженное в XIII в. и перестроенное в XVIII в., осталось в ведении англикан. Церкви.

http://pravenc.ru/text/76090.html

Вышел в свет 56-й том «Православной энциклопедии» Москва, 29 января 2020 г.      В декабре 2019 года Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выпустил в свет очередной, 56-й том «Православной энциклопедии», сообщает Патриархия.ru . В очередном томе продолжается публикация статей на букву «П». Том открывает статья об известном католическом богослове Петре Дамиани, одном из самых плодовитых писателей своего времени, и завершает статья о повечерии — службе в начале ночи. По традиции новый том содержит большое число статей, посвященных различным персоналиям. Новый том «Православной энциклопедии» продолжает рассказывать о Петрах, заметное место занимают блоки статей «Пий», «Питирим», «Платон», посвященные историческим личностям, носившим и ныне носящим это имя, — как канонизированным Церковью подвижникам, так и иным иерархам и церковным деятелям, выдающимся ученым и философам. Том заслуживает название «философского», поскольку содержит подробнейшие статьи о Платоне и платонизме, Плотине, Плифоне, Пифагоре и пифагорейцах. Предыдущий 55-й том можно назвать «петровским», поскольку биографии подвижников Церкви и государственных деятелей с именем Петр занимают в нем важное место. 56-й том также содержит многие биографии деятелей с этим именем. В новый том вошли биографии уже упомянутого Петра Дамиани, а также монаха-бенедиктинца Петра Диакона, известного агиографическими сочинениями, посвященными Монте-Кассино, и Петра Достопочтенного, девятого аббата Клюни. Авторство этих статей принадлежит современному медиевисту Станиславу Мереминскому. Следует также упомянуть биографии сына Дмитрия Донского дмитровского князя Петра Дмитриевича, грузинского богослова Петра Ивера, францисканского богослова-спиритуала Петра Иоанна Оливи, иезуита Петра Клавера, епископа Парижского Петра Ломбардского (автор статей — Дмитрий Смирнов). 56-том также содержит подробную биографию святителя Петра Хрисолога, епископа Равенны (автор — Е.В. Ткачев). Особо следует отметить статью о Петре и Февронии. Тома «Православной энциклопедии» являются важным источником информации для студентов и учащихся общеобразовательных школ. Из статьи они могут почерпнуть информацию об исторических источниках «Повести…» Ермолая, службе святым Петру и Февронии, истории канонизации и почитания этих святых.

http://pravoslavie.ru/127518.html

Царские терема Теремный дворец в Кремле Из многих теремов, издревле существовавших в Москве, остался только один в ее Кремле терем, или теремный, дворец, как единственный в своем роде памятник древнего Русского гражданского зодчества и вместе свидетель и указатель домашнего быта Русских Царей. Он достопамятен и внешностью и внутренностью своей в архитектоническом отношении, так равно и значением историческим и вместе государственным. Стиль сего здания с его вычурными, символическими орнаментами представляет нам пестрое смешение Ломбардского стиля с Русским и даже Индейским в некоторых частях; ибо терем имеет разительное, хотя, может быть, и случайное сходство с чертогами Мадуде в Индостане. 907 Внутреннее расположение и убранство Московских теремов соответствует образу жизни и вкусу прежнего Царского двора, где самая теснота помещения не разделяла, но сближала царственного хозяина с его семьею и двором. Здесь жили дети и внуки Царя Михаила Феодоровича, здесь имел пребывание Царевич Феодор Алексеевич, который в 1674 году шествовал отсюда с родителем своим в Успенский собор, где был объявлен народу, как Наследник престола. В этой верхней комнате своего дяди и отца, вероятно также, и Петр с матерью своей, Царицею Наталией Кирилловною проводил лета своего детства. Из выходных книг видно, что в теремах сбирались заседания Думы, отправлялась полунощница на Пасху и бывали семенные столы. Там в 1667 году, Сентября 2, кушал у Царевича Алексия Алексеевича Царь отец его с матерью, Царицею Марьею Ильиничной и с детьми своими Царевичами Феодором, Симеоном и Иоанном. 908 На светлое Воскресенье, пред шествием в собор к заутрени, столники и дворяне Московские входили здесь к Государю видеть его пресветлые очи. Самое название сего здания теремом возобновляет в памяти прежний быт Русского народа, когда терем имел во внутренней его жизни особое назначение. Хотя Рейф в Этимологическом Словаре производит это слово от Арабского harem, женский покой, вышка; но достовернее, оно перешло в Русский мир не из Аравии, но из Греции, где ταμνον, или τεμνον значил покои, горницу, девичью светлицу и комнату для новобрачных. По возвращении своем из Царяграда, Вел. Кн. Ольга поставила в Киеве на теремном двор своем каменный терем. 909 В честь и память сия на Царском дворе в Москве сооружен был в XVII веке Ольгин терем, или Ольгина палата, см. выше. Историческое сказание упоминает о златоверхом набережном тереме Вел. Кн. Евдокии, супруги Донского. 910 В XVII веке, кроме описываемого нами терема, находились еще между ими Патриаршим двором Царицыны и Царевнины хоромы, кои слыли также теремами. В набережных палатах тогда же был иконный терем, расписанный в 1672 году. 911 Впрочем такое название было не официальным, как и теперь, но народным, следственно проистекло из жизни народной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР V Александр V, папа Римский. Гравюра (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573) Александр V, папа Римский. Гравюра (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573) (ок. 1340, о-в Крит - 3.05.1410, Болонья; мирское имя - Петр Филарг, греч. Πτρος Θλαργος или Θιλργης, лат. Petrus de Candia) , антипапа (7. 07.1409-3.05.1410). В 1357 г. вступил в орден францисканцев. Учился в Оксфорде и Париже, где написал принесшие ему известность Комментарий на Книгу Сентенций Петра Ломбардского и трактат о непорочном зачатии Девы Марии. Поскольку Парижский ун-т по призыву франц. кор. Карла VI поддержал авиньонского папу Климента VII , сторонники Римского папы Урбана VI вынуждены были покинуть Францию (см. Схизма великая ). Среди них был и Петр Филарг; вскоре при поддержке герц. Миланского Джан Галеаццо Висконти он стал епископом Пьяченцы (1386), затем Виченцы (1388), Новары (1389), а в 1402 г.- архиепископом Милана. Папа Иннокентий VII , стремившийся приобрести поддержку миланского герцога, сделал Филарга, входившего к тому времени в регентский совет, кардиналом и назначил легатом в Ломбардии (1405). На Пизанском Соборе, собранном по инициативе кардиналов - сторонников объединения католич. Церкви, в работе к-рого кард. Филарг принял активное участие, были осуждены действия враждующих партий Григория XII и антипапы Бенедикта XIII . Кандидатура Филарга, на к-рого возлагали надежды как на реформатора Церкви, получила поддержку на Соборе, он был единогласно избран папой 26 июня и посвящен в сан 7 июля 1409 г. Тем не менее ни Григорий XII, ни Бенедикт XIII не поддержали решения Собора и А. не удалось добиться единодушной поддержки в Церкви. Духовенство выразило недовольство начатыми им реформами, направленными прежде всего на поддержку ордена францисканцев, с к-рым А., видимо, связывал возрождение авторитета духовенства и Церкви в целом. Используя влияние и деньги своих покровителей, кор. Сицилии Людовика II Анжуйского и кард. Бальтазара Косция (см. Иоанн XXIII , антипапа), А. удалось заставить Рим признать себя как понтифика (янв. 1410), но до конца жизни он оставался в Болонье у кард. Косцыя. Похоронен в ц. св. Франциска. Ист.: Petrus de Candia. Tractatus de immaculatae Deiparae conceptione/Ed. A. Emmen. Quaracchi, 1955. Лит.: Ehrle F. Der Sentenzkommentar Peters von Candia, des Pisaner Papstes Alexanders V. Münster, 1925; Lampen W. Prosae seu poemata Petri di Candia OFM (Alexandri, papae Pisani)//Archivium franciscanum historicum. 1930. T. 23. P. 172-182; Binder K. Der Pisaner Papst Alexander V. und seine Lehre von der Erbsünde//Jb. des Stiftes Klosterneuburg. 1973. Bd. 8. S. 7-55. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/64308.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010