1982. S. 603-605). Напр., в таинстве Покаяния наряду со знаком (внешним исповеданием грехов) и вещью (отпущением грехов) выделяется промежуточная категория «знак и вещь» (внутреннее покаяние). В таинстве Евхаристии наличествует «двойная вещь» (gemina res): 1) «вещь обозначенная и содержащаяся», т. е. Тело Христово, в которое прелагается евхаристический Хлеб; 2) «вещь обозначенная и не содержащаяся», т. е. единая Церковь как мистическое Тело Христово. Излагая учение о Евхаристии, П. Л. рассматривает различные средневек. способы объяснения евхаристического присутствия Тела и Крови Христа. По его мнению, наиболее точным является мнение, что после освящения Св. Даров на алтаре уже нет сущностей Хлеба и Вина, а есть лишь сущности Тела и Крови, однако знаком для них служат сохраняющиеся «виды» (species) Хлеба и Вина (см.: Petr. Lomb. IV 11. 2. 1-10; подробнее о сакраментологии П. Л. см.: Colish. 1994. Vol. 2. P. 516-698; Rosemann. 2004. P. 144-178; также см. в ст. Таинство и в статьях об отдельных таинствах). Рецепция и влияние Петр Ломбардский. Гравюра. 1594 г. (Муниципальная б-ка Лиона, Франция) Первоначальная рецепция «Сентенций» П. Л. в Европе проходила на фоне острой дискуссии теологов об ортодоксальности нек-рых высказанных им богословских мнений. Первый этап этой дискуссии был связан с христологическими суждениями П. Л. Еще при его жизни теолог Герхох Райхерсбергский ( 1169) выступил с критикой учения о том, что человечество Иисуса Христа было соединено с Его божеством по способу «качества», или «обладания» (habitus). П. Л. никогда не признавал это учение собственным и излагал его лишь как мнение для обсуждения, однако в 60-х - 70-х гг. XII в. оппоненты стали считать его единомышленником Петра Абеляра, высказывавшего похожие мысли. В этот период помимо Герхоха против предполагаемой христологии П. Л. выступал его ученик Иоанн Корнуоллский, к-рый в адресованном папе Римскому Александру III (1159-1181) соч. «Похвальное слово» (Eulogium ad papam Alexandram tertium; текст см.: H ä ring.

http://pravenc.ru/text/2580406.html

Новый импульс развитию библейских глосс приходится на 2-ю пол. XI в., когда появляется идея создания свода глосс для полной Библии. Ключевая роль в начале этого процесса, по мнению комментаторов XIII в., принадлежала Ансельму Ланскому (ок. 1100), к-рый составил глоссы к Псалтири, Евангелию от Иоанна, Павловым посланиям и, вероятно, на Песнь Песней. Его брат Радульф ( 1131 или 1133) составил глоссы к Евангелию от Матфея; кто-то из них или оба вместе - к Евангелию от Луки. Глоссы к Евангелию от Марка более позднего происхождения. Среди учеников Ансельма в качестве глоссатора прославился магистр Гильберт Универсал (ок. 1110-1120 диакон в Осере, а в 1128-1134 епископ Лондона), к-рому принадлежат глоссы на Пятикнижие, книги Пророков и Плач Иеремии, а также на книги от Иисуса Навина до 2-й Царств. Его имени приписываются также глоссы на 12 малых пророков. В Лане появились глоссы к Соборным посланиям и на Апокалипсис. К нач. XIII в. глоссы, составленные в школе Лана и пользовавшиеся большим авторитетом, тем не менее подверглись переработке. В XII в. в Сен-Викторском аббатстве в Париже возникает центр создания библейских глосс. В Париже впосл. преподавал один из учеников Ансельма и Радульфа - Гильберт Порретанский ( 1154). Глоссы Ансельма значительно расширил Петр Ломбардский († 1160). Его труд был назван «Magna glosatura» (Великие глоссы), комментарий Гильберта - «Media glosatura» (Средние глоссы), Ансельма - «Parva glosatura» (Малые глоссы). На основании изучения этих комментариев велось преподавание в Парижском ун-те. Стандартный текст глосс оформился к XIII в., определение ordinaria появляется не ранее XIV в. В рукописях библейский текст помещался посередине, а по краям (marginalis) и между строк (interlinearis) находились глоссы (в эпоху позднего средневековья считалось, что первые принадлежат Валафриду, а вторые - Ансельму). Комментарии заимствовались преимущественно из лат. переводов сочинений Оригена, свт. Амвросия Медиоланского и Амброзиастера, блж. Иеронима, блж. Августина, свт. Григория Великого, Кассиодора, Беды Достопочтенного, Алкуина, Рабана Мавра, Валафрида Страбона, Иоанна Скота Эриугены, Пасхазия Радберта, Ремигия и Гаймона Осерских, Беренгара Турского, Ланфранка Бекского и Гильберта Универсала. Петр Ломбардский включил в состав «Magna glosatura» комментарии жанра quaestiones (вопросы).

http://pravenc.ru/text/165159.html

Однако германские герцоги не стали ждать папу, их не заботило происшедшее в Каноссе. В марте 1077 года они избрали нового короля в лице швабского герцога Рудольфа. Рудольф обещал сохранить выборный характер королевской власти и не делать ее наследственной. Сепаратистские силы Германии сплотились вокруг идеи выборной королевской власти против Генриха, отстаивавшего абсолютизм. Возвращенный в лоно церкви Генрих, не слишком заботясь о клятве в Каноссе, сразу же привлек на свою сторону ломбардских епископов, быстро преодолев Альпы, возвратился домой и начал борьбу с Рудольфом. Генрих в Каноссе вновь получил свободу рук, чтобы расправиться с внутренней оппозицией. Общество в Германии и Италии раскололось на две партии: на партию папы и партию императора. Население городов в Германии поддерживало Генриха, ожидая, что он сможет обуздать феодалов. В Италии же поддерживали Григория против немцев. Высшее германское духовенство разделилось в зависимости от того, кого больше боялись: короля или папы. А герцоги, графы меняли свои позиции в зависимости от того, где они могли получить больше владений. Борьба между двумя лагерями проходила с переменным успехом. Вначале папа Григорий не определял своей позиции и не поддерживал ни одну из сторон, ибо он был заинтересован в ослаблении королевской власти. Но когда в 1080 году стало ясно, что победа за Генрихом, папа вновь вмешался. На соборе, собравшемся в пост, была окончательно запрещена светская инвеститура. После того как Генрих не утвердил этого решения, он вновь был отлучен от церкви. Папа, извлекший урок из Каноссы, признал Рудольфа законным королем и направил ему корону с надписью «Petra dedit Petro, Petrus diadema Rudolfo» («Скала дала Петру, Петр - корону Рудольфу»). Генрих с приближенными к нему епископами созвал в Бриксене собор, на котором Григорий VII был вновь низложен и отлучен от церкви. Новым папой Климентом III (1080-1110) был избран равеннский архиепископ Вибер, руководитель ломбардских епископов, выступавших против Григория.

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

831 . В барельефах саркофагов Рима, Италии, Галлии, Испании и Северной Африки нередко изображены Петр и Павел, то отдельно, то с другими Апостолами, то в различных эпизодах их жизни. На этого рода памятниках, Петр представлен, также, получающим от Спасителя распущенный свиток пергамента, – символ, вверяемого ему, учения. Он принимает свиток на руки, покрывая их одеждой 832 , и, обыкновенно, низко, при этом, нагибаясь. Эта же сцена изображена и в средневековых мозаиках. Вручение ключей апостолу Петру встречается, также, в христианском искусстве, но только после торжества церкви. Петр, низко нагибаясь, принимает на руки, покрытые концом его паллиума, ключи от Спасителя. Это мы видим, например, в барельефе саркофага хорошего стиля, открытого в ватиканском кладбище, и на другом, подобном же, памятнике, найденном в крипте Максимина; но тут Петр принимает, не нагибаясь, от Спасителя один ключ. Сцена получения ключей представлена и в барельефах саркофагов из южной Франции и Италии; только надо заметить, что все эти памятники принадлежат к концу IV и последующим столетиям. В мусивной живописи часто повторен этот же сюжет; он, как кажется, был очень любим христианскими художниками первых веков торжества церкви. Мы встречаем его в церкви св. Констанции в Риме, в мозаике триумфальной арки базилики св. Павла вне городских стен, в церкви S. Maria in Cosmedin в Равенне (553 г.). В некоторых из этих примеров, Петр представлен, уже получившим ключи. В мозаике S. Agata in Suburra (472 г.) в Риме (она уже более не существует), Петр держит на плаще ключ, врученный ему Спасителем, Который сидит на сфере, изображающей земной шар. Прочие апостолы представлены тут же, но только на голове одного Петра видна тиара, чем, вероятно, хотели передать идею его первенства над другими учениками Христа. Та же мысль проявляется и в изображении, единственном в своем роде, только Петра с лучистым венцом на голове, на одной из металлических фляжек, присланных королеве Ломбардской Теоделинде папой Григорием Великим . Всего чаще, св. Петр держит два ключа, реже – один или три. Последними, хотели выразить власть его на земле, на небе и в аду. Также, очень обыкновенный атрибут Петра, может быть, намекающий на род его мученической смерти, это крест латинской формы, в некоторых примерах, украшенный фигурами драгоценных камней, который он держит, опирая его на правое плечо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пальмерстон Генри Джон (1784–1865) – премьер-министр Великобритании в 1855–58 и с 1859г. Панини (V–IV вв. до н. э.) – др.-инд. лингвист, создавший первую в Индии нормативную грамматику санскрита и частично ведийского языка Пантен (? – 203) – философ-стоик, затем – христианин, в 170–190 г. возглавлял Александрийское огласительное училище, учитель Климента Александрийского Папий (II в.) – епископ Иерапольский, составивший около 130г. «Толкования Господних словес»; по сообщению св. Иринея был другом св. Поликарпа Смирнского и слушал апостола Иоанна; евангельский материал представлен в его книгах отчасти еще в устной традиции Паскаль Блез (1623–1662) – фр. рел. философ, писатель, математик и физик Патен Генри Жозеф Гильом (1793–1876) – фр. писатель, профессор латинской словесности Пелагий (ок. 360 – после 418) – христ. монах-философ, основатель пелагианства, осужденного как ересь на III Вселенском соборе (431) Пелег – см. Фалек Персиянин-колдун (Лже Смердис, Гаумата) (VI в. до н. э.) – маг, захвативший власть в Персии, поднявший восстание против Кира II, выдававший себя за брата последнего Петр (? – ок. 57 или 64) – первоверховный апостол, первый римский епископ Петр – сын болгарского царя Симеона (с 919г.) Петр св. (? – 1326) – митрополит Ростовский, рус. митрополит с 1308, перевел митрополичью кафедру из Владимира в Москву Петр I Великий (1672–1725) – рус. царь с 1682 Петр Ломбардский (? – 1164) – знаменит. схоластик, с 1159 – еп. Парижский Пий IX (1792–1878) – рим. папа с 1846 Пиндар (ок. 518–442 или 438 до н. э.) – др.-гр. поэт-лирик и гимнограф Пипины – представители Каролингской династии во Франкском гос-ве, основанном Пипином Коротким в 751 Пиррон из Элиды (ок. 360 – ок. 270 до н. э.) – гр. философ-скептик; его сочинения утрачены Писарро Франсиско (1470/75–1541) – исп. конкистадор Питеас (Пифей; IV в. до н. э.) – др.-гр. мореплаватель, совершивший в 350 и 320 плавание вдоль западных берегов Европы и сообщивший о природе и занятиях населения Британских островов Пифагор Самосский (VI в. до н. э.) – др.-гр. мыслитель, рел. и полит. деятель, основатель пифагореизма, математик

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

О. пишет: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить» (In Ep. 1 ad Cor. 14. 19). Задачу экзегета Г. О. видит в том, чтобы говорить то, что полезно для «приготовления и созидания храма Божия в сердце слушающих» (In Ep. 1 ad Tim. 1. 4; ad Rom. 14. 19). Берущийся толковать Свящ. Писание прежде всего должен понять его текст, а затем уже переходить к разрешению возникающих в связи со священным текстом вопросов. Правильное истолкование подразумевает также увещание и утешение (In Ep. 1 ad Cor. 14, 3). Увещание - форма наставления и учения (species praedicacionis et doctrinae), но если оно обращено к страждущей душе, то должно быть и утешение (In Ep. ad Rom. 12. 8). Экзегет должен быть простым, чтобы быть понятным и, следов., полезным для других. Идеал «мудрого мужа» (vir sapiens) заключается в том, чтобы понимать Писание, вникнуть в него и изложить почерпнутое для пользы других. Так поступали древние толкователи Иероним, Августин и особо чтимый Г. О. папа Григорий Великий (Двоеслов) (In Ep. 1 ad Cor. 12. 8). «Мудрый муж» не ищет большого знания для себя, но ищет то, что служит к наставлению более простых людей. Для этого изучение Писания делается со смирением и любовью: «Знание велико и полезно само по себе, если оно смиряется в любви, которая делает его еще более изобильным кладезем» (In Ep. 1 ad Cor. 8. 1). Толкования Г. О. были хорошо известны в средневек. Европе. С его «Толкованием на Послание ап. Павла» были знакомы Эрве де Бурж-Дью († 1150), Ламберт Сент-Омерский († 1125), Гильберт Порретанский († 1154), Петр Ломбардский († 1160) и Петр Абеляр († 1142). Петр Дамиани советовал чтение комментариев Г. О. монахам аббатства Фонте-Авеллана как доставляющее пищу духовному размышлению (Opusculum 14//PL. 145. Col. 334). Фульберт , еп. Шартрский, дважды приводит буквальные цитаты из «Толкования на Послания ап. Павла» (Ep. 112; Sermo 8//PL. 141. Col. 258; 335). Вибальд из Ставло (Стабульский) († 1158) причислял Г. О. к выдающимся экзегетам христ. мира (PL.

http://pravenc.ru/text/161469.html

С XII в. в экзегезе значительную роль стали играть artes liberales (свободные искусства). Ученые-схоласты особое внимание уделяли историческим комментариям. В отличие от монашеских схоластические толкования более четко структурированы и тематически организованы. В качестве авторитетов в них фигурируют не только отцы Церкви, но и совр. экзегеты, а также евр. толкователи. Авторов этого направления принято классифицировать по школам: Ланская школа (Ансельм, Ральф, их ученики - Гуго Руанский, Вильгельм из Шампо ), Сен-викторская школа (Гуго, Андрей, Ришар), Шартрская школа (Тьерри и др.), Парижская школа (Петр Коместор, Петр Кантор, Стефан Лангтон), а также Гильберт Порретанский , Петр Ломбардский, Петр из Пуатье и др. В истории экзегезы этого периода важное место занимают «Historia scholastica» Петра Коместора ( 1178), «Didascalicon» (или De studio legendi) и «De scripturis et scriptoribus sacris» Гуго Сен-Викторского ( 1141), в к-рых основная роль отводится методам буквально-исторического истолкования. С XIII в. в ун-тах проводилось разделение между богословием и экзегетикой. Библейские комментарии приобретают строгую форму: составленные в виде лекций, каждая из к-рых включает divisio (деление текста на смысловые отрезки), expositio (толкование каждого стиха с особым вниманием к текстологическим вопросам), к-рое может содержать ряд экскурсов, и dubia, или quaestiones, где рассматриваются догматические вопросы. Примером может служить традиц. по содержанию, но весьма объемное толкование Библии Гуго Сен-Шерского ( Hugo de Sancmo Cara . Postillae in universa Biblia secundum quadruplicem sensum, XIII в.). Роль аллегорического толкования была резко ограничена Фомой Аквинским . По его мнению, истинным автором Свящ. Писания является Сам Бог, во власти Которого придавать значение не только словам, называющим вещи, но и самим вещам ( Thom. Aquin. Sum. Th. 1. 1. 9). Согласно Фоме, Свящ. Писание по Божественному замыслу имеет 4 смысловых уровня, при этом sensus spiritualis, сформулированный трояко, можно понимать только как углубление и расширение букв.

http://pravenc.ru/text/164827.html

двух сражениях и Норманны снова завладели несколькими городами Апулии. Тогда-то Аргир, не разрывая связи с Греками и льстя им, обратился между прочим к Папе Льву IX и склонил его к несчастному походу против Норманнов. Сам Аргир, вероятно, не участвовал в этом походе; ему нужно было только отклонить от себя Норманнов и он, как Греческий катапан, оставался и управлял теми городами, которых не могли отнять теперь Норманны, потому что принуждены были бороться с Папою. Вот похождения Аргира. Из них можно видеть, какую он имел совесть и каких держался правил. В письмах Папы к Мономаху он назван bepheйшuм(fidélissimus) Императору; но верности y него не было, a была корысть и расчет. В письме Михаила к Петру Антиохийскому сказано, что Аргир всегда замышлял вред и пагубу империи, – о чем ему, Михаилу, совершено известно от верных людей. Аргир точно искал этой пагубы; но его прежде времени покинули Норманны. В том же письме сказано, что Аргир взял себе деньги, посланные Мономахом к Папе. Это тем вероятнее, что Аргиру теперь деньги были очень нужны по причине раздора его с Норманнами. Не по заслугам также Аргир возведен в сан Дукса и катапана, а скорее по проискам y придворных. Наконец, ненависть к Патриарху, смелость и связь с придворными Мономаха, надежда еще получить деньги от двора Константинопольского чрез мнимое посольство, – сии и подобные сим причины очень удобно могли хитрецу внушить новые хитрые предприятия. 2) Петр Амалфийский. Это – лицо почти вовсе безличное. Папа в письме своем к Мономаху говорит о нем: «οб Амалфитянском епископе не имей никакого подозрения». Уже одно это напоминание Папы заставляет предполагать, что лицо это могло наводить какое-то подозрение. В письме Михаила к Петру Антиохийскому сказано, что сей Петр Амалфитанский лет пять скитается без епископства. Весьма вероятно; ибо город Амалфи точно около этого времени был взят и полонен Норманнами. Следственно, епископ его очень мог остаться без епископства. 3) Фридерик. Он был родной брат знаменитого в то время Ломбардского герцога (dux) Готфрида.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР V Александр V, папа Римский. Гравюра (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573) Александр V, папа Римский. Гравюра (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573) (ок. 1340, о-в Крит - 3.05.1410, Болонья; мирское имя - Петр Филарг, греч. Πτρος Θλαργος или Θιλργης, лат. Petrus de Candia) , антипапа (7. 07.1409-3.05.1410). В 1357 г. вступил в орден францисканцев. Учился в Оксфорде и Париже, где написал принесшие ему известность Комментарий на Книгу Сентенций Петра Ломбардского и трактат о непорочном зачатии Девы Марии. Поскольку Парижский ун-т по призыву франц. кор. Карла VI поддержал авиньонского папу Климента VII , сторонники Римского папы Урбана VI вынуждены были покинуть Францию (см. Схизма великая ). Среди них был и Петр Филарг; вскоре при поддержке герц. Миланского Джан Галеаццо Висконти он стал епископом Пьяченцы (1386), затем Виченцы (1388), Новары (1389), а в 1402 г.- архиепископом Милана. Папа Иннокентий VII , стремившийся приобрести поддержку миланского герцога, сделал Филарга, входившего к тому времени в регентский совет, кардиналом и назначил легатом в Ломбардии (1405). На Пизанском Соборе, собранном по инициативе кардиналов - сторонников объединения католич. Церкви, в работе к-рого кард. Филарг принял активное участие, были осуждены действия враждующих партий Григория XII и антипапы Бенедикта XIII . Кандидатура Филарга, на к-рого возлагали надежды как на реформатора Церкви, получила поддержку на Соборе, он был единогласно избран папой 26 июня и посвящен в сан 7 июля 1409 г. Тем не менее ни Григорий XII, ни Бенедикт XIII не поддержали решения Собора и А. не удалось добиться единодушной поддержки в Церкви. Духовенство выразило недовольство начатыми им реформами, направленными прежде всего на поддержку ордена францисканцев, с к-рым А., видимо, связывал возрождение авторитета духовенства и Церкви в целом. Используя влияние и деньги своих покровителей, кор. Сицилии Людовика II Анжуйского и кард. Бальтазара Косция (см. Иоанн XXIII , антипапа), А. удалось заставить Рим признать себя как понтифика (янв. 1410), но до конца жизни он оставался в Болонье у кард. Косцыя. Похоронен в ц. св. Франциска. Ист.: Petrus de Candia. Tractatus de immaculatae Deiparae conceptione/Ed. A. Emmen. Quaracchi, 1955. Лит.: Ehrle F. Der Sentenzkommentar Peters von Candia, des Pisaner Papstes Alexanders V. Münster, 1925; Lampen W. Prosae seu poemata Petri di Candia OFM (Alexandri, papae Pisani)//Archivium franciscanum historicum. 1930. T. 23. P. 172-182; Binder K. Der Pisaner Papst Alexander V. und seine Lehre von der Erbsünde//Jb. des Stiftes Klosterneuburg. 1973. Bd. 8. S. 7-55. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/64308.html

В нач. 40-х гг. XIII в. войска монголов разорили Польшу, Венгрию, Чехию, южнослав. гос-ва; монг. разведывательный отряд дошел до Вены. 9 апр. 1241 г. в битве под Легницей были разгромлены объединенные польско-нем. войска; 11 апр. того же года в столкновении на р. Шайо потерпели поражение венг. кор. Бела IV и его брат хорват. герц. Коломан. В самом начале понтификата И. подтвердил провозглашенный Григорием IX крестовый поход против монголов ( Potthast. RPR, N 11096; Les Registres d " Innocent IV. N 30). На I Лионском Соборе ( Mansi. T. 23. Col. 627-628) с докладом о нашествии монголов выступил «Петр, архиепископ Руси» (по одной из версий, это мог быть Петр (Акерович), к-рого черниговский кн. Михаил Всеволодович поставил митрополитом Киевским). Еще перед Собором И. отправил к монголам 3 посольства во главе с францисканцем Дж. дель Плано Карпини (в Каракорум через Русь), доминиканцами Андреем из Лонжюмо и Асцелином (через Сирию в Персию). Плано Карпини удалось встретиться с великим ханом. Вместе с Плано Карпини в Лион прибыли 2 татар. посла с грамотой от хана Гуюка, в которой содержалось требование признать власть монг. правителя (текст грамоты опубл. в: Pelliot. 1922/1923. P. 11-12; Rachewiltz. 1971. P. 213-214). Андрей из Лонжюмо встретился с сир. султаном ас-Салихом Измаилом и эмиром Хомса аль-Мансуром Ибрахимом, а также провел переговоры близ Тебриза с главой несториан Симеоном Раббаном Атой и передал ему папское послание с предложением признать примат Римской Церкви. В ответном послании, сохранившемся в лат. переводе, Симеон сообщал о готовности признать власть Римского папы и призвал его примириться с императором. Посольство доминиканца Асцелина Ломбардского достигло ставки монг. воеводы Байджу в Армении. Пренебрежение правилами монг. этикета настроило Байджу против послов и чуть не привело к их гибели. Послание вел. хана, доставленное Асцелином и 2 монг. эмиссарами, содержало те же требования, что и грамота, переданная через Плано Карпини. Вероятно, схожее содержание имела и грамота Байджу. Т. о., попытки И. установить дипломатические отношения с монг. ханом потерпели поражение.

http://pravenc.ru/text/468779.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010