Покровская церковь была построена на средства Казачьего Войскового Хозяйственного управления, а также прихожан-казаков Алтайской станицы и Катон-Карагайского поселка в 1882 году. Новопостроенный храм вошел в состав Благочиния церквей Бухтарминского края, где должность благочинного отправлял священник Николаевской церкви Зыряновского рудника Александр Троицкий (в 1918 году переведен клириком к Покровскому собору г. Усть-Каменогорска). Причт церкви в начале XX века состоял из священника-настоятеля и псаломщика: иерея Леонтия Протопопова и Памфила Кошаловского. В первые два десятилетия советского периода в храме более или менее регулярно продолжали совершаться богослужения. В 1923 году большое количество православных приходов перешло к обновленцам («Живоцерковникам», «Красным попам»). По некоторым данным, Покровская церковь также стала обновленческой, но, к сожалению, история храма 20-х – 30-х годов XX века пока остается мало раскрытой. У местных старожилов сохранились незначительные отрывочные сведения о некоторых священнослужителях. В частности, упоминается священник Руднев, похороненный возле церкви. После Руднева указывают на Бояркина, хотя остается неопределенной его должность при храме – священник или староста. Хорошо запомнился жителям станицы священник Вишневский, имевший дочерей Августу, Екатерину и Марию. Сохранилась семейная фотография Вишневских, но имя главы семьи остается невыясненным. Во второй половине 30-х годов XX века в Катон-Карагае проживала монахиня одного из закрытых монастырей Евсевия (в миру Королёва Евгения), впоследствии уехавшая в монастырь в Бендерах (Молдавия). В 1937 году настоятель Покровской церкви Петр Кирьянов был выслан в село Язовая. Видимо, в это же время храм был закрыт. Петр Кирьянов впоследствии вернулся в Катон-Карагай, но жил незаметно у дочери, время от времени тайно совершая различные требы (венчания, крестины и т.д.) по просьбам нуждающихся. После закрытия Покровский храм был обращен в клуб, а затем в школу, позднее названную именем Рыкова. Значительно изменился облик церкви: были снесены шатровая колокольня и купола, разобрана алтарная апсида, проведена перепланировка внутренней части здания, разделенного на два этажа. С восточной стороны к храму было пристроено Г-образное сооружение, были растесаны новые оконные проемы на южной стороне основного объема. Уже в наше время, после переноса школы в другое здание, бывшая церковь подверглась разграблению, в результате чего фактически сохранились лишь стены и фрагменты кровли. 

http://sobory.ru/article/?object=15373

12(25)09.1929 21.09(04.10)1933 Петр Руднев 16(29)10.1933 14(27)04.1934 Сергий Воскресенский II Коломенская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Коломна (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1942 г. 25.05(07.06)1924 14(27)07.1924 Сергий Озерецковский 14(27)07.1924 18(31)12.1924 Серапион Сперанцев 7.12.1935(09.01.1936) 08(21)04.1937 26.09(09.10)1941 25.04(08.05)1942 2101 В предварительных статьях Никоновской лет. представлен следующий список Коломенских архиереев: Афанасий, Филимон, Герасим, Павел, Григорий, Иларион, Амвросий, Варлаам, Геронтий, Никита, Герасим, Авраамий, Никон. Епископ Афанасий упоминается в Воскресенской и Никоновской лет. под 1353 г. как участник похорон митрополита Св. Феогноста (ПСРЛ. Т. 7. С. 217; Т. 10. С. 226). 2102 Упоминается в Воскресенской лет. под 1377 г. в списке епископов, поставленных митрополитом Св. Алексием (ПСРЛ. Т. 8. С. 27). 2103 Этот епископ также упоминается в списке архиереев, поставленных митрополитом Алексием, после епископа Филимона (см. прим. 2). В 1380 г. епископ Герасим благословил Дмитрия Донского в Коломне перед походом на Куликово поле, о чем сообщают, в частности, Воскресенская и Никоновская лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 36; Т. 11. С. 54). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 52). 2104 По свидетельству Воскресенской и Никоновской лет., был поставлен митрополитом Пименом в шестую седмицу Великого поста (в «неделю Ваий») в 1389 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 52; Т. 11. С. 94). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 62). 2105 Был поставлен митрополитом Св. Киприаном в 1392 г. после кончины епископа Павла (ПСРЛ. Т. 8. С. 62). Дата преставления по Второй Софийской и Воскресенской лет. – 13.02.1404 (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 13; Т. 8. С. 77), но верной датой должно считать 13.02.1405. 2106 Бывший архимандрит Симонова монастыря. Ставленник митрополита Св. Киприана. Даты – По Воскресенской лет.,, (ПСРЛ. Т. 8. С. 78,81). 2109 Упоминается в Софийской Первой лет. под 1438 г. в числе членов Собора, осудившего униата митрополита Исидора (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 91). Дата в летописи ошибочная, митрополит Исидор прибыл в Москву в 1441 г., и Собор произошел тогда же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 мая 1847 г. Л. окончил академический курс (5-м по списку) со степенью магистра богословия (тема работы - «О подлинности книги пророка Даниила») и 9 нояб. того же года был назначен помощником ректора СПбДС «по профессорской должности», преподавателем нравственного и сравнительного богословия, гомилетики, с 1849 г. работал помощником инспектора. По результатам ревизии 1849 г. удостоился сана соборного иеромонаха. По рекомендации ректора КДС архим. Антония (Амфитеатрова) Л. был переведен в Киев, 20 марта 1851 г. назначен инспектором КДС, преподавателем богословия, в сер. 1851 г. покинул С.-Петербург, встречался в Москве со свт. Филаретом (Дроздовым) , 5 мая прибыл в Киев. С 28 янв. 1852 г. инспектор КДА, экстраординарный профессор (до 1 июля 1856). 15 февр. 1853 г. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) возведен в сан архимандрита. Проживал в семинарском ученическом корпусе вместе с профессорами иером. Платоном (Троепольским) и свящ. П. А. Троицким (впосл. Аккерманский еп. Петр). Среди помощников Л. были иером. Филарет (Филаретов) и архим. Иоанникий (Руднев) . В воспоминаниях Л. пишет о дружбе с иером. Филаретом, о конфликтах с ректором архим. Антонием (Амфитеатровым), сочетавшим, по его мнению, аскетизм с чрезмерным «ученым самолюбием», и особенно с архим. Иоанникием, «ехидным и хитрым». Митр. Филарета, напротив, он называл «великим старцем». В 1854 г. Л. осуществлял ревизию Воронежских ДС и ДУ, Полтавского и Курского духовных уч-щ, посетил родную слободу. Он считался одним из самых снисходительных семинарских ревизоров. 30 мая 1856 г. по инициативе митр. Новгородского и С.-Петербургского Никанора (Клементьевского) Л. был назначен ректором Владимирской ДС, настоятелем переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы мужского монастыря . В июле того же года Л. выехал из Киева, в Москве на Троицком подворье общался со свт. Филаретом (Дроздовым), к-рый предрек ему «много хлопот» во Владимирской семинарии. Однако впосл. Л. благожелательно отзывался о недолгом периоде ректорства во Владимире, студентов называл способными и восприимчивыми; лишь «либеральные убеждения» Владимирского еп. Иустина (Михайлова) , к-рый иногда посещал экзамены, по мнению Л., оказывали негативное влияние на учеников.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Викариями митрополита Крутицкого и Коломенского назначены епископ Зарайский Константин и епископ Луховицкий Петр. Синод принял ещё одно важное решение. Епископ Клинский Стефан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, освобождён от должности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, с выражением благодарности за понесенные труды. Председателем Отдела назначен епископ Тарский и Тюкалинский Савватий, с освобождением его от управления Тарской епархией. Владыка назначен епископом Бронницким, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Временное управление Тарской епархией поручено митрополиту Омскому и Таврическому Владимиру. Заместителем председателя Отдела назначен священник Олег Овчаров, клирик Ярославской епархии. Епископ Наро-Фоминский Парамон, викарий Патриарха Московского и всея Руси, освобождён от занимаемой должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Председателем Управления назначен архимандрит Илия (Руднев), освобождённый от должности заместителя наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Иерархи имели суждение о положении дел в Челябинской епархии. В итоге епископ Копейский Пармен, викарий Челябинской епархии, назначен викарием Курганской епархии с титулом «Варгашинский». Синод рассмотрел положение дел в Чистопольской епархии. В результате епископ Чистопольский и Нижнекамский Игнатий был освобождён от управления Чистопольской епархией и назначен викарием Кемеровской епархии с титулом «Гурьевский». Временное управление Чистопольской епархией поручено митрополиту Казанскому и Татарстанскому Кириллу, главе Татарстанской митрополии. Епископ Кудымкарский и Верещагинский Никон почислен на покой по состоянию здоровья. Временное управление Кудымкарской епархией поручено митрополиту Пермскому и Кунгурскому Мефодию, главе Пермской митрополии. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/13/ra...

Очень рано при помощи опытных наставников овладев секретами регентского и певческого искусства, мальчик пел на клиросе в богородском Богоявленском кафедральном соборе, сам пробовал руководить хором. Был иподиаконом при Богородском епископе викарии Московской епархии Никаноре (Кудрявцеве). 23 сентября 1923 г., по данным ОГПУ, Патриарх Тихон «за резкий отзыв о себе» отстранил епископа Никанора от управления викариатством . Уже после последовавшей вскоре смерти епископа Никанора, в октябре 1923 г., на Богородское викариатство был хиротонисан епископ Платон (Руднев), иподьяконом которого также был Сергей Извеков. В Богородске Сергей Извеков одним из лучших учеников заканчивает школу второй ступени имени В.Г. Короленко, о чем в октябре 1925 г. ему было выдано свидетельство . В этой школе, преобразованной из гимназии, еще работали старые преподаватели. В годы учебы проявился интерес Сергея к изобразительному искусству и поэзии. В августе 1925 г. Сергей приехал в Саровскую пустынь, выразив желание принять здесь монашеский постриг . В это время здесь подвизалось около 150 монахов. Празднование дня памяти преподобного 1 августа собирало огромное число паломников со всей страны. Один из старцев пустыни благословил будущему Патриарху ехать в Москву: «Тебя ждут там». Осень 1925 г. была уникальным временем в истории православной Москвы, после смерти Патриарха, как бы успокоившись, антицерковные органы советского государства ослабили контроль за Церковью, руководитель которой святитель Петр, опираясь на епископов из Даниловского монастыря, действовал все более решительно и смело. Приехав в Москву к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Сергей Извеков оказывается в Сретенской обители, где его друг М.Е. Губонин знакомит его с настоятелем монастыря епископом Борисом (Рукиным). Епископ Можайский Борис, человек высокоодаренный, но честолюбивый, в то время уже лидер оппозиционной группы епископов, которые готовили отстранение от местоблюстительства митрополита Петра (Полянского). Уже в декабре 1925 г. эти епископы образовали т.н. григорианский раскол. Епископ Борис летом-осенью 1925 г. совершал достаточно много монашеских постригов, намереваясь пополнить состав братии молодыми монахами. Так, 22 августа 1925 г. здесь им был пострижен будущий архиепископ Иероним (Захаров) , в миру Владимир Захаров, тогда же рукоположенный епископом Борисом во иеромонаха . Сергей Извеков произвел хорошее впечатление на епископа Бориса своим регентским мастерством и остался в Сретенской обители. Здесь, 4 декабря 1925 г., от руки епископа Бориса он принимает иноческий постриг с именем Платон . Ранний постриг, как уже говорилось, — во многом заслуга матери, с детства готовившей сына к монашеству, так как еще до рождения обещала Богу посвятить сына Ему.

http://bogoslov.ru/article/748140

При имп. Елизавете отношение правительства к суевериям стало терпимее. Екатерина II указом 1774 года вновь повелела гражданскому и военному начальству следить за исполнением их подчиненными долга исповеди. Законодательство этого времени высказывалось против преследования суеверия суровыми мерами. Все виды суеверий, даже хулений против веры, были изъяты из ведомства духовного суда и отнесены к ведомству полиции и светского суда. С духовенства, вместе с тем, не была снята обязанность противодействовать суевериям. Инструкция благочинным, составленная митр. Платоном, во многом повторяла суждения о суевериях Духовного Регламента. Особенно усердными обличителями суеверий были: Святитель Тихон Воронежский, еп. Амвросий (Подобедов), еп. Дамаскин (Семенов-Руднев), митроп. Платон (Левшин) . Просветительная проповедь , здоровая литература, народные школы признавались лучшими средствами борьбы против возможного ослабления народной религиозности. Духовенство, в начале синодального периода не имевшее достаточного образования, стараниями церковного руководства становилось примером благочестия для народа. Пока не были заведены по всем епархиям духовные училища, кандидатов во священство обучали вере и благочестию в домах епископов, требуя притом свидетельства прихожан об их непорочной жизни. Епископ Смоленский Парфений (Сопковский) написал прекрасное наставление “О должностях приходских священников”, одобренное Синодом для всех церквей. Вообще жизнь белого духовенства была под строгим наблюдением архипастырей. Надо сказать, что и правители Российские, заботясь о духовном и материальном благе своих подданных, сами тоже во многом являли собой пример для них. Петр I, не чуждый влиянию протестантства и разгульности жизни, тем не менее строго осуждал безверие. Несмотря на влияние окружавших ее немцев-лютеран, в личной жизни имп. Анна Иоанновна была представительницей исконного русского благочестия. Особенно благочестива была имп. Елизавета. Даже во время господства в русском обществе вольнодумства, имп. Екатерина II выполняла основные обязанности Православной Церкви, хранила посты, заставляла вести себя так же и свой двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соблазнительная возможность, – отвергнув каноны при помощи «широких реформ», – по-новому устроить свою личную жизнь, победила и эту боязнь,и эту верность. Нельзя не обратить внимание на сделанную Сергием Лавровым характеристику своего внутреннего состояния в этот период.В том же письме «По поводу моего перехода в обновленчество», он пишет: «К сожалению, мне пришлось на себе убедиться, что церковная борьба, как и всякая другая (война), создает определенную психологию: «Война родит героев, т.е. безумно смелых людей; и психология церковной борьбы, так же, оказывается, порабощает даже тех, кто был далек от нее. Просто сказать, в такие периоды ни за кого нельзя ручаться и никто за себя не может ручаться, что он не сделает какого-либо шага неожиданного, неосновательного и т. п., но героического в своем роде». Редкий случай: автор письма удивляется и раздумывает, – как это так получилось, что он, в течение почти четырех лет, не только был верным канонам Православной Церкви, но даже в защите их проявлял героизм. И не только удивляется, а и сожалеет об этом. Прав был епископ Петр (Руднев), заметивший по этому поводу: «На шабашах обычно приносили сатане раскаяние в совершении разных добродетелей. Так и гр-н Лавров кается в прежней принадлежности своей к Церкви Христовой». Вступив на новый путь, бывший епископ старается доказать как раз противоположное тому, что доказывал ранее, – доказать правоту обновленчества и устарелость, даже вредность православия. Он доходит до того, что уверяет, будто «в нашей Церкви (в ее быте, обряде, уставе и пр.), находится немало таких явлений и сторон, которые стали преградой на пути спасения человека». «Каноны могут быть принесены и даже должны быть принесены в жертву требованиям жизни. Жизнь церковная должна быть поставлена выше канонов», – утверждает он в другом месте. «Человек не должен быть принесен в жертву букве закона: закон – понимая это словов широком смысле (канон, устав, обряд, даже учение) – должен приспосабливаться к человеку, а не наоборот”. “Это тот человек, для пользы которого, для служения которому и был дан когда-то закон».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  Шляпин Аифал Петрович , питомец нашей семинарии. По окончании IV кл[асса] семинарии Шляпин отправился в Америку, где был простым чернорабочим. Возвратившись в Россию, он поступил в Университет. В семинарию назначен был в 1899 г[оду]. Пробыл в нашей семинарии не более двух лет и затем перешел в Архангельскую гимназию. Умер летом 1922 года в г[ороде] Вологде.   Л. 392 об.   Руднев Александр Квинтилианович служил в нашей семинарии с 1907-1909 г., а затем был переведен в Нолинское дух[овное] училище. Это был один из неудачников-преподавателей. Невзрачный по фигуре, Руднев небрежен был в исполнении своих, как преподавателя, обязанностей, выразившихся в частом опущении уроков. Отсутствие на его уроках дисциплины было поразительное. Басов Петр Алексеевич , родом из Тверской губ[ернии]. В семинарию поступил в 1909 г[оду]. В настоящее время состоит преподавателем в     Макарьин Александр Никанорович – из питомцев нашей семинарии и Петерб[ургской] академии. Служил по окончании академии в Иркутской семинарии, а затем в 1883 г[оду]   Умер 3 марта 1930 года в г. Бежецке Тверск[ой] губ[ернии], где с осени 1929 г[ода] он состоял преподавателем в ш[коле] 2 ст[упени].   Л. 393   перешел в нашу семинарию, в которой пробыл до 1892 года, когда административ[ным] порядком переведен был в Пермское дух[овное] училище. Последним местом его службы было Устьсысольск[ое] дух[овное] училище. А[лександр] Н[иканорови]ч был добряк по душе и хороший товарищ-сослуживец. К несчастью, излишняя склонность и неумеренность в употреблении хмельного сгубила его. Оставив службу в Устьсысольске, А[лександр] Н[иканорови]ч возвратился в Пермь, где опустился окончательно и, как рассказывают, влачил свое жалкое существование в компании «босяков» и в одно время был найден мертвым под баржей. Заболотский Константин Петрович, питомец нашей семинарии (вып[уска] 1879 г[ода]) и Московской академии. Поступил на службу в семинарию в 1883 г[оду] и служил в ней до 1910 г[ода], когда был назначен инспектором народных училищ Волог[одского] у[езда]. Первые годы службы К[онстантин]а П[етрови]ча не прошли для него гладко. Ученики, вследствие строгих требований, предъявлявшихся им со стороны К[онстантина] П[етрови]ча и небывалого до него множества неудовлетворительных баллов по греческому яз[ыку], устраивали против него

http://bogoslov.ru/article/6177625

В 1919-1920 гг. преемник архиеп. Иоасафа на Коломенской кафедре Сильвестр (Братановский) , «епископ Верейский и Коломенский», жил в Коломне; 3 мая 1920 г. его перевели на Пермскую кафедру (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 26. Л. 69; в указе патриарха назван «бывшим епископом Коломенским»). 18 мая того же года К. в. возглавил священноисп. Феодосий (Ганицкий) , имевший титул «епископ Коломенский и Бронницкий»; он обладал архиерейской властью в пределах Коломенского и Бронницкого уездов. В июне 1921 г. против духовенства Коломны было открыто дело по обвинению в антисоветской агитации. По нему проходили еп. Феодосий, диакон коломенского Успенского собора Иосиф Сенкевич и диакон Петропавловской ц. в Коломне Андрей Самарин. 4 окт. 1921 г. клирики были освобождены (ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-57345). В 1922-1924 гг. еп. Феодосий находился под арестом в Москве, обязанности по управлению приходами и мон-рями Коломенского окр. выполнял Подольский еп. сщмч. Петр (Полянский ; с 1923 архиепископ Подонский и Подольский); в дек. 1923 г. он подписал распоряжение о преобразовании собора Старо-Голутвина мон-ря в приходскую церковь, как того требовали местные власти, стремившиеся изгнать из Коломны монашествующих (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 215). Хиротонисанный 24 дек. 1923 г. Иоанн (Василевский) имел титул «епископ Бронницкий и Коломенский», рукополагал в 1923-1924 гг. клириков на приходы Коломенского у. (Там же. Д. 234). В 1924 г. на Коломенскую кафедру вернулся еп. Феодосий (Ганицкий). В связи с отказом поминать за богослужением советскую власть 25 сент. 1929 г. он был уволен на покой Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), 25 нояб. арестован и заключен в коломенскую тюрьму. Вместе с епископом были арестованы 18 чел.- большей частью монахи Старо-Голутвина монастыря, а также близкие к архиерею священники и миряне. В 1929-1933 гг. К. в. возглавлял еп. Петр (Руднев) , в 1933-1934 гг.- еп. Сергий (Воскресенский) . В 1937 г. еп. Дмитровский Сергий, викарий Московской епархии, был обвинен в «контрреволюционной деятельности» в бытность епископом Коломенским, в частности в контактах с «Коломенской церковно-монархической организацией». По делу об этой «организации» в 1937 г. проходили 14 представителей духовенства Коломны во главе с районным благочинным прот. Александром Флериным, приговоренным к смертной казни. В авг. 1937 г. еп. Сергий (Воскресенский) оказался под угрозой ареста, но вскоре был оправдан (ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-50945).

http://pravenc.ru/text/1841790.html

26 сент. 1897 г. назначен настоятелем Смоленской Зосимовой муж. пуст., по благословению прп. Варнавы (Меркулова) и наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Павла (Глебова) удалился из Гефсиманского скита с 12 послушниками. При Г. в Зосимовой пуст. было закончено строительство соборного 3-престольного храма Смоленской иконы Божией Матери и надвратной ц. Всех святых, воздвигнуты каменные кельи, стена с башнями, гостиница. Г. создал в обители образцовое хозяйство, в т. ч. мастерские. Он ввел старческое окормление и строгое уставное богослужение, порядок и дисциплину в церкви, на клиросе, в трапезе, на послушаниях и в домашнем быту. В числе написанных им икон - образ прп. Зосимы на фоне Троице-Сергиевой лавры (по преданию, тот явился во сне духовной дочери Г., а затем и ему). В 1898 г. Г. принял в обитель прп. Алексия (Соловьёва), вскоре тот стал его духовным сыном. Трудами Г. и прп. Алексия Зосимова пуст. прославилась по всей России, стала центром духовничества и старчества - «Оптиной в миниатюре». Здесь окормлялись прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна (по монастырскому преданию, она была тайно пострижена Г. в схиму с именем Алексия), священномученики Серафим (Звездинский), Серафим (Чичагов), Игнатий (Садковский) и Петр (Руднев), а также Антоний (Храповицкий; впосл. митрополит Киевский и Галицкий), Арсений (Жадановский; впосл. епископ Серпуховской), Сергиевский архиеп. Варфоломей (Ремов), С. Н. Булгаков, М. А. Новосёлов и др., а также преподаватели и студенты МДА. 3 июня 1902 г. Г. возведен в сан игумена. В 1908 г. он принял решение обустроить храм для уединенной молитвы; монахи сообщили об этом начальству Троице-Сергиевой лавры, игумену был вынесен выговор. Летом 1909 г. с правом совещательного голоса Г. участвовал в 1-м Всероссийском съезде монашествующих. 23 февр. 1914 г. Святейший Синод в лице Высшего церковного управления запросил у старца суждение об афонских спорах об имени Иисусовом. Г. ответил: «Молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть любовью». Совет был принят Московским и Коломенским митр. Макарием (Невским), суд духовной консистории вынес имяславцам оправдательный приговор.

http://pravicon.com/info-2072

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010