Гериберт нашел возможность еще раз утвердиться в Милане 3315 , примирился с преемником Конрада, Генрихом III и занимал эту кафедру, хотя и не без значительного беспокойства, вследствие распрей между вельможами и народной партией, до своей смерти в 1045 году. Что партия, стремившаяся к преобразованию церкви, с пламенной надеждой взирала на Григория, это видно из письма, написанного по случаю его возвышения Петром Дамиани, личностью сделавшейся весьма видной в позднейшей истории этого времени 3317 . Но настоятельная нужда заставила его заняться экспедициями против сарацин и разбойнических вождей, которые разорили римскую казну, грабя пилигримов и отнимая у них предназначавшиеся для нее дары; и по этой причине римляне дали ему помощника для отправления духовных обязанностей его служения. Бедственное состояние вещей громко вопияло о каком-либо исцелении, и Петр, архидиакон римский, отправился в Германию просить вмешательства Генриха III, сына и преемника Конрада. Король решил устранить всех претендентов на апостольскую кафедру, и прежде чем отправиться в Италию, он дал понять то направление, в котором он намерен был действовать, потребовав к себе и низложив Видгерса, который, пользуясь беспорядками в Риме, самозванно захватил архиепископию равеннскую. В Парме он созвал собор, но так как на нем не присутствовало ни одного папы, то и расследование притязаний соперников было отложено. Григорий встретился с королем в Пиаценце, и по его желанию созвал второй собор в Сутри (20 дек. 1046 г.). Другие претенденты на папство были вызваны, но не явились; о Бенедикте, удалившемся в монастырь, даже не было упомянуто в делопроизводстве, а Сильвестр был объявлен самозванцем, лишен епископского сана и священства, и осужден на заключение в монастырь. Григорию, который председательствовал на соборе и, быть может, участвовал в приглашении Генриха вмешаться в это дело, затем, к его удивлеию, было предложено рассказать об обстоятельствах своего особого возвышения. С простотой, свойственной его характеру, он сознался в употреблении подкупа (о котором, быть может, было слишком известно, чтобы можно было отрицать его); но это он объяснял тем, что так как в виду его славы, ему приносились большие суммы денег, которые он предназначал израсходовать на благочестивые цели, он нашел нужным употребить их на это именно дело, руководствуясь желанием избавить святой престол от тирании знати, от его бедствий и позора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понтификат Григория VII и борьба за инвеституру (1073-1122) После смерти кардинала Гумберта фактическая власть принадлежала Гильдебранду, ставшему в 1059 году из субдиакона архидиаконом. Гильдебранд, будучи молодым священником, поступил на службу к Григорию VI. В качестве секретаря папы находился вместе с ним в изгнании в Кельне. После смерти Григория, последовавшей в 1054 году, удалился в клюнийский монастырь, откуда его вызвал в Рим папа Лев IX. Несмотря на то что Гильдебранд не принадлежал к кардинальскому корпусу пресвитеров, он, как руководитель кардиналов-диаконов, уже при папе Александре II обладал решающим словом в курии. Прошедший клюнийскую школу, возвысившийся из монахов и достигший высшего церковного сана, Гильдебранд был умным и расчетливым политиком, но одновременно твердым как сталь и фанатичным человеком. Он не был разборчив в средствах. Многие из кардиналов-епископов таили злобу на него, видя в нем злого духа пап. Никто в курии не сомневался, что Гильдебранд обладает наибольшими шансами стать кандидатом реформистской партии, возглавлявшейся Гумбертом и Петром Дамиани. Когда в 1073 году кардинал Гильдебранд, будучи кардиналом-иеродиаконом, доставил в Латеранский собор мертвое тело Александра II, присутствовавший в соборе народ начал стихийно восклицать: «Гильдебранда в папы» - тем самым избрав его папой. Не ожидая окончания обязательного трехдневного поста, Гильдебранд буквально потребовал избрать себя папой, чтобы избежать сопротивления со стороны кардиналов. В этом смысле его избрание не было каноническим, ведь с 1059 года это было исключительным правом кардиналов. Гильдебранду удалось, поставив кардиналов перед свершившимся фактом, затем заставить их канонически подтвердить его избрание. Второй целью такого захвата власти было стремление поставить и германского короля перед свершившимся фактом. Гильдебранд даже не отправил ему донесения о происшедшем избрании, что каждый его предшественник считал своей обязанностью. Однако король Генрих IV не сразу поднял брошенную ему из Рима перчатку: он был занят борьбой со своими внутренними врагами, с восставшими саксонцами, стремясь их усмирить, и поэтому вскоре объявил, что принимает и утверждает избрание Гильдебранда.

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

священников и ордалии . Подобно др. крупным сводам церковного права, «Декрет» Б. содержит особый раздел, посвященный вопросам исповеди и покаяния. Первая часть 19-й кн. «Декрета» «Исправитель и врачеватель» (Corrector et medicus) получила у знатоков канонического права название «Пенитенциалий церквей Германии» (Poenitentiale ecclesiarum Germaniae) и оказала большое влияние на последующую покаянную лит-ру XI-XII вв. Кн. 20 «Созерцатель» (Speculator) посвящена вопросам догматического богословия. Сочинение Б. из-за широты представленного в нем материала, тематической структуры, облегчающей его использование, так же как и восходящие к нему коллекции церковных канонов, получило широкое распространение в XI в. в Галлии, Германии и Италии. До наст. времени сохранилось более 80 его рукописей (не считая отдельных рукописей трактата о покаянии из 19-й кн. «Декрета»). Материал «Декрета» был отражен в сводах церковного права Петром Дамиани , Аттоном , еп. Верчелльским, а также св. Иво , еп. Шартрским, и Грацианом . Текст «Декрета» использовался правоведами и в XII в., уже после появления «Декрета Грациана», цитаты из него присутствовали в сочинениях средневек. юристов Руфина, Стефана Турнейского, Симона из Бизиньяно, Иоанна Фавентина, Сикарда и др. Бернард Павийский пользовался текстом «Декрета» как одним из источников для т. н. первой древней компиляции. Лишь в XIII в. «Декрет» Б. потерял свое значение. Оригинал и первоначальное название сборника «Закон людей Вормсской Церкви» (ок. 1023-1025) до настоящего времени не сохранились. 32 епископских постановления, входивших в состав сборника, были посвящены вопросам владения имуществом, наследования, заключения браков, применения уголовного права в сферах, находившихся под юрисдикцией вормсского кафедрального собора св. Петра и касавшихся как зависимых людей, так и свободных членов епископского окружения (familia). В сборник были включены также неск. положений земельного права Гессена. Соч.: Decretum//PL. 140. Col. 537-1058; Decretorum libri XX/Pref.

http://pravenc.ru/text/153683.html

Низложив на Соборе в Сутри Григория VI , ставшего папой после уплаты денежного вознаграждения своему предшественнику Бенедикту IX , и добившись подтверждения низложения 2 его предшественников (Бенедикта IX и Сильвестра III ), Г. настоял на избрании новым папой еп. Бамбергского Суитгера ( Климент II ), к-рый и короновал Г. имп. короной. С этого момента и до смерти Г. Римский престол занимали папы, назначавшиеся императором. После смерти Климента II рим. знать просила императора определить имя нового папы, к-рым стал Поппо, еп. Бриксенский, принявший имя Дамас II . После его смерти (1048) следующим папой по указанию Г. был избран еп. Туля Бруно под именем Лев IX . Впосл. Г. активно поддерживал деятельность папы Льва IX, поборника клюнийской реформы , сторонником к-рой в это время был и Г. Император поддерживал тесные связи со святыми Гуго , аббатом Клюни, и Петром Дамиани , к-рых он назначил духовниками наследника Генриха. Г. активно отстаивал свое право назначать епископов, решительно искоренял симонию. В 1052 г. он предпринял поход в Италию, к-рый сопровождался преследованием обвиненных в симонии и др. злоупотреблениях. Поскольку на протяжении почти всего правления Г. Папский престол занимали угодные ему люди, произошло объединение интересов Римской курии и имперской Церкви. Содействуя возвышению папской власти, Г. заложил предпосылки к ее освобождению от влияния императоров. Новыми культовыми центрами при Г. стали Шпайер и Гослар. Шпайер был выбран еще Конрадом II в качестве новой королевской столицы, в 1030 г. там начали строить собор во имя Пресв. Девы Марии, считавшейся покровительницей династии (впосл. был усыпальницей королевской династии). Гослар стал резиденцией императора, в к-рой он часто останавливался. Вокруг Гослара Г. начал формировать комплекс имперских владений, что было вызвано необходимостью укрепиться в Саксонии, где правил сильнейший в то время герцогский род Биллунгов. В лит. источниках создавался образ Г. как «доброго государя», благочестивого правителя, желающего на деле и в понятных подданным формах являть собой пример следования заповедям Христа.

http://pravenc.ru/text/162130.html

в 3 лат. переложениях, выполненных в XI в. аббатом Эккехардом IV). Понижение уровня лат. словесности в Санкт-Галлене после разорения венграми (926) отражено в простом по стилю и композиции Житии св. Виборады, убитой венграми затворницы, к-рое было составлено поэтом Эккехардом I. Эккехард IV († 1060) продолжил «Casus S. Galli» Ратберта до 972 г., отредактировал Житие св. Галла Ноткера Заики и, возможно, Житие Виборады, которая с учетом этой редакции была причислена к лику святых (1047). Мон. Гериманн составил 2-е Житие Виборады (1072-1076), в текст к-рого введены обширные богословские рассуждения и цитаты из произведений античных авторов. Упадок книжности в мон-ре совпал с одним из следствий григорианской реформы - борьбой за инвеституру на нем. землях. Григорианская реформа 2-й пол. XI - 1-й четв. XII в., борьба с церковными злоупотреблениями и вмешательством светской власти в церковные дела привели к возникновению нового для Запада образа в Ж. л.- монаха-затворника, полностью отрешенного от мирских дел (см., напр., Жития св. Ромуальда и св. Доминика Лориката, составленные Петром Дамиани ). Тогда же получил распространение образ святого - борца против злоупотреблений в духовной и светской сфере (Житие св. Аттона Пистойского), что нашло отражение у Бернарда Клервоского (Житие св. Малахии) и в трудах его ученика Вильгельма из Сен-Тьерри. В серии Житий Фомы Бекета святой представлен как защитник Церкви от посягательств светской власти. C XIII в. в практику Римско-католической Церкви вошли канонизационные процессы, в актах к-рых содержались сведения о жизни святых и совершенных ими чудесах (католич. святые Елизавета Тюрингская , Франциск и Клара Ассизские, Доминик де Гусман). С XV в. материалы процессов нередко заменяют собственно жития, в корпус материалов были включены более ранние агиографические произведения (в актах процесса канонизации св. Эммы Гуркской († 1045), проведенного при папе Евгении IV (1431-1447), сохр. Жития XI-XII вв.). Иногда жития составлялись уже после канонизации на основе материалов канонизационного процесса, зачастую как дань литературной традиции (Жития св.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Гвитмунд, выступая против учения сторонников Беренгария о соединении Христа или Слова с хлебом, доказывал, что природа хлеба и вина исчезает после освящения, превращаясь в Тело и Кровь Христовы ( Guitmund Aversanus. De corp. et sang. Christi. II, III//PL. 149. Col. 1450, 1481). При этом не происходит нового рождения или нового творения, т. к. Тело Христово не увеличивается после освящения и не уменьшается после причащения (Ibid. II//PL. 149. Col. 1462). Он также учил, что Христос пребывает в каждой частице Св. Даров (Ibid. I//PL. 149. Col. 1435-1436). В рассуждениях Гвитмунда о Е. встречается термин «акциденция» (accidentia - Ibid. II//PL. 149. Col. 1450), однако ни он, ни Ланфранк, ни др. богословы XI в. еще не опирались прямо на Аристотеля, но лишь заимствовали терминологию из творений древних отцов Церкви, приспосабливая ее к новой ситуации. С XII в. аристотелевские категории (большое значение для их рецепции имели труды Боэция) стали более последовательно использоваться лат. богословами в рассуждениях о Е. Так, Альгер Льежский утверждал, что «в хлебе и вине, когда они превращаются (mutantur) в Тело Христово, акциденции не перестают быть, но все остаются» ( Alger Leodiensis. De sacramentis Corporis et Sanguinis Dominici. I 7//PL. 180. Col. 756-757). Тогда же обычным термином для обозначения сущностного изменения Даров становится слово «пресуществление» (transsubstantiatio), являющееся специфически христ. термином, не происходящим из корпуса сочинений Аристотеля. Самый ранний пример использования термина «пресуществление» содержится в проповеди Хильдеберта Лаварденского, архиеп. Турского († 1134) ( Hildebertus Cenomanensis. Serm. 93//PL. 171. Col. 776), однако его авторство оспаривается (некоторые исследователи считают, что проповедь принадлежит Петру Коместору († 1179)). Достоверно установлено применение термина Петром Дамиани († 1072) в «Толковании канона мессы» ( Petr. Damiani. Expositio canonis missae. 7//PL. 145. Col. 883). В числе др. наиболее ранних свидетельств - творения Стефана Отёнского ( 1139/40) ( Stephanus de Balgiaco. Ep. V 6//PL. 189. Col. 390), который писал в трактате о таинствах: «Мы молимся, чтобы пищей человеков стала пища ангелов, а именно, чтобы приношение хлеба и вина пресуществилось (transsubstantietur) в Тело и Кровь Иисуса Христа» ( Idem. Tractatus de sacramento altaris. 13//PL. 172. Col. 1291). Глагол transsubstantiare для описания евхаристического чуда использовал Роландо Бандинелли (впосл. папа Александр III ( 1181)) в «Сентенциях», написанных ок. 1140-1142 (или после 1145) гг. ( Ghellinck J. de. A propos du premier emploi du mot transsubstantiation//RechSR. 1911. Vol. 2. P. 466-469). С сер. XII в. термин начал употребляться на Западе повсеместно (у Стефана из Турне, Хильдегарды Бингенской, Петра Коместора, Петра из Пуатье, Алана Лилльского, Сикарда Кремонского, Петра Кантора, папы Иннокентия III и др.), официально был принят IV Латеранским Собором 1215 г. ( Denzinger. Enchiridion. N 802) (см.: Macy. 1994).

http://pravenc.ru/text/351651.html

Кафедральный собор в Бамберге. 1215 - 1237 гг. Фотография. 90-е гг. XX в. Кафедральный собор в Бамберге. 1215 - 1237 гг. Фотография. 90-е гг. XX в. Генрих III активно использовал право инвеституры епископов. Для укрепления имперской Церкви основал мон-рь во имя св. апостолов Симона и Иуды в имп. резиденции в Госларе, где обучали буд. герм. епископов, впосл. ставших опорой имп. власти во внутренних делах гос-ва, и придал адм. функции королевской капелле. В XI в. в Г. стало распространяться движение по реформированию монастырской жизни, к-рое зародилось в мон-рях Горце и трирском Санкт-Максимине и пропагандировало возврат к идеалам раннего монашества, не ставя под сомнение роль сакральной власти императора как одного из глав Церкви. Основной акцент в развернувшемся в герм. Церкви движении делался на искоренении злоупотреблений симонии при церковных выборах и на исправлении нравов духовенства, соблюдении целибата. Реформаторские начинания были поддержаны Генрихом III, к-рого современники называли «правителем монахов». В 1046 г. на Соборах в Сутри и в Риме император провел низложение 3 соперничавших между собой пап: Бенедикта IX, Григория VI и Сильвестра III - и способствовал избранию папой под именем Климент II нем. еп. Суитгера Бамбергского, к-рый на Рождество 1046 г. короновал имп. короной Генриха III и его супругу Агнессу. Титул рим. патриция, полученный Генрихом III при коронации, узаконил его вмешательство в выборы 3 последующих пап, их правление характеризуется в историографии как «эпоха немецких пап» (1046-1058), а также способствовал активному взаимодействию папства и имперской Церкви в деле церковной реформы. После краткого понтификата Дамаса II на Папский престол под именем Лев IX в 1048 г. был возведен лотарингский реформатор еп. Бруно Тульский из рода графов Дагсбургов, пользовавшийся в своих начинаниях поддержкой императора. В 1049 г. император совместно с папой председательствовал на Соборе в Майнце. Активным было взаимодействие Генриха III с папой Виктором II , к-рым стал имперский канцлер еп. Гебхард Айхштеттский. Генрих III поддерживал дружеские отношения с реформаторами Петром Дамиани и клюнийскими аббатами Одилоном и Гуго , крестившими в 1050 г. его сына Генриха.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Понтификат Григория VII и борьба за инвеституру (1073–1122) После смерти кардинала Гумберта фактическая власть принадлежала Гильдебранду, ставшему в 1059 году из субдиакона архидиаконом. Гильдебранд, будучи молодым священником, поступил на службу к Григорию VI. В качестве секретаря папы находился вместе с ним в изгнании в Кельне. После смерти Григория, последовавшей в 1054 году, удалился в клюнийский монастырь, откуда его вызвал в Рим папа Лев IX. Несмотря на то, что Гильдебранд не принадлежал к кардинальскому корпусу пресвитеров, он, как руководитель кардиналов-диаконов, уже при папе Александре II обладал решающим словом в курии. Прошедший клюнийскую школу, возвысившийся из монахов и достигший высшего церковного сана, Гильдебранд был умным и расчётливым политиком, но одновременно твёрдым как сталь и фанатичным человеком. Он не был разборчив в средствах. Многие из кардиналов-епископов таили злобу на него, видя в нем злого духа пап. Никто в курии не сомневался, что Гильдебранд обладает наибольшими шансами стать кандидатом реформистской партии, возглавлявшейся Гумбертом и Петром Дамиани. Когда в 1073 году кардинал Гильдебранд, будучи кардиналом-иеродиаконом, доставил в Латеранский собор мёртвое тело Александра II, присутствовавший в соборе народ начал стихийно восклицать: «Гильдебранда в папы» – тем самым избрав его папой. Не ожидая окончания обязательного трёхдневного поста, Гильдебранд буквально потребовал избрать себя папой, чтобы избежать сопротивления со стороны кардиналов. В этом смысле его избрание не было каноническим, ведь с 1059 года это было исключительным правом кардиналов. Гильдебранду удалось, поставив кардиналов перед свершившимся фактом, затем заставить их канонически подтвердить его избрание. Второй целью такого захвата власти было стремление поставить и германского короля перед свершившимся фактом. Гильдебранд даже не отправил ему донесения о происшедшем избрании, что каждый его предшественник считал своей обязанностью. Однако король Генрих IV не сразу поднял брошенную ему из Рима перчатку: он был занят борьбой со своими внутренними врагами, с восставшими саксонцами, стремясь их усмирить, и поэтому вскоре объявил, что принимает и утверждает избрание Гильдебранда.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

По. Главные портовые города И.- Анкона, Пиза, Генуя и Венеция торговали с Византией и Левантом, основывали там фактории. Через южноитал. порты - Амальфи и Бари - велась посредническая торговля: в Византию экспортировались зерно, оливковое масло, оружие, в И. ввозились вост. товары. С XI в. в И. городские общины начали борьбу за право на самоуправление, адм., судебную и финансовую независимость (т. н. коммунальное движение; его расцвет приходится на XII в.). На этом этапе коммунальное движение часто сочеталось с борьбой за реформу Церкви против ее обмирщения, роста богатств, отхода от раннехрист. идеалов. В Милане в 30-70-х гг. XI в. произошло неск. восстаний против власти архиепископа, под управлением к-рого находился город. Объединение сторонников церковной реформы получило название «патария»; к нему примкнули бедные слои городского населения, выступив против симонии и светской власти прелатов, против браков и конкубината в среде католич. духовенства. После смерти Миланского архиеп. Ариберта да Интимьяно (1045) миланцы не приняли назначенного императором архиепископа, противника целибата католич. духовенства. В 1057 г. мон. Гильдебранд (впосл. папа Григорий VII) поддержал миланских патаренов, требовавших «свободных выборов» епископов. Папа Николай II отправил в город делегацию во главе с Петром Дамиани и Ансельмом да Баджо (впосл. папа Александр II (1061-1073)), которые принудили Миланского архиепископа подчиниться решениям Латеранского Собора 1059 г. Позднее папа Александр II оказывал патаренам поддержку. Действия патаренов способствовали ослаблению власти архиепископа над городской общиной и подготовили провозглашение миланской коммуны в 1097 г. С ростом городов связано распространение в И. мн. еретических движений: катаров , арнольдистов - последователей учения Арнольда Брешианского , вальденсов и др. В нач. XI в. катары распространились в Пьемонте, а в XII в. они создали на севере И. собственную религ. организацию с разветвленной структурой во мн. ломбардских городах - Милане, Брешии, Вероне, Виченце и Флоренции.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Свидетельства литургического почитания О. происходят почти исключительно из клюнийских монастырей ( Goullet M. Odilon, saint et hagiographe//Odilon. 2002. P. 80; подробнее см.: Hesbert. 1950). Поминовение святого было установлено 1 янв., но из-за праздника Обрезания Господня его обычно переносили на 2 янв. Так, под этой датой память О. указана в клюнийском бревиарии XIII в. ( Davril A. À propos d " un bréviaire manuscrit de Cluny conservé à Saint-Victor-sur-Rhins//RBen. 1983. T. 93. N 1/2. P. 112, 120-121; см. также: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 429, 433, 435, 437. (MGH. Mem.; 2)). В клюнийских мон-рях совершались также памяти открытия мощей О. (11 авг.), перенесения мощей в новую раку (12 апр.) и перенесения фрагмента черепа святого в Клюни (19 апр.) ( Hesbert. 1950. P. 58-85). Полный оффиций в день памяти О. содержится только в градуале из аббатства Клюни (Paris. lat. 1087. Fol. 112v-115r (XI в.); изд.: Hesbert. 1950. P. 108-115); в др. богослужебных книгах приведен общий оффиций св. аббату. Богослужебные чтения, как правило, заимствовались из Житий святого, составленных мон. Йотсальдом и кард. Петром Дамиани ( Hesbert. 1950. P. 97-102). В Римский Мартиролог память О. внесена под 1 янв. (MartRom. Comment. P. 1-3). В действующей редакции Римского Мартиролога приведено краткое сказание о святом, к-рый представлен как аскет и миротворец, установивший поминовение всех усопших христиан. В 1345 г. гробницу О. в Сувиньи открыли в присутствии Роже ле Фора, архиеп. Буржского, и др. прелатов. Мощи святого поместили в серебряную раку, их частицы были переданы в др. мон-ри (фрагмент черепа - в Клюни) (Bibliotheca. 1915. Col. 345-346). С XV в. глава святого хранилась в серебряном бюсте-реликварии. Мощи О. были утрачены после закрытия и разорения мон-ря в годы Французской революции (1789-1799) (о почитании мощей О. в Сувиньи подробнее см. в ст. Майоль ). В нач. XXI в., во время археологических раскопок в бывш. монастырской церкви, была обнаружена и восстановлена гробница святых Майоля и О. Частицы мощей святого хранятся в Сувиньи и в приходской церкви в Лавут-Шийаке.

http://pravenc.ru/text/2578205.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010