Не будет ли у Вас самих времени сделать это извлечение? Прав. Обозрение перепечатало наскоро её из «Дня» (написанный мной и П.И. Горским). Пётр Спиридонович по трудам своим и по нравственным качествам заслуживает обширной известности и доброй памяти у читателей дух. журналов, и читатели «Духа Хр.» и «Странника», конечно не сетовать, а благодарить будут редакцию за эти сведения. И в Академии, и в Москве и в Казани почти одновременно явилась мысль об устроении общими пожертвованиями памятника на могиле Петра Спиридоновича, и ещё об учреждении в Академии нашей стипендии в честь Петра Спиридоновича и Феодора Александровича 1764 . Мысль, особенно о стипендии, весьма добрая и кажется, будет встречена общим сочувствием. Когда доложили Владыке о памятнике П. С-чу, он вполне одобрил это дело, сказавши: «это дело доброе, только нужно, чтобы памятник быль приличный». Только как распространить эту мысль и сделать её известной публике? Не возьмётесь ли Вы, любезнейший Александр Алексеевич , в конце биографических сведений о Петре Спиридоновиче поместить известие об этом как о факте существующем, хоть бы, например, в таком виде: «Не только у братства МДА, но и в Москве, и в Казани у людей, знавших покойных Петра Спир-ча и Феодора Александровича, есть мысль – сделать пожертвование на памятник Петру С-чу (Феод. А-ча памятник есть в Костроме на его могиле) и на стипендию в честь имени П. С-ча и Ф. А-ча». Особенно полезно было бы это, если бы в Страннике явилось, у которого много читателей. Эти люди – люди единственные в России всю, довольно продолжительную жизнь свою трудившиеся в пользу духовных училищ, и с такой пользой. Кроме этого, сами Βы лично, не примите ли на себя труда сообщить об этой мысли знавшим Петра Спиридоновича и Феодора Александровича. Пожертвования поступают уже в достаточном количестве: они присылаются через Редакционный Комитет Тв. Св. Отцов. «Дух Хр.» прекратил мне присылку своих книжек, —406— с Сентября я не имею его и не знаю – окончено печатание сведений о Греч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чем бы кончилось все дело, неизвестно, но (C. 40) помогли узнать о смерти владыки не москвичи, а старые его друзья — белевцы. Мы написали в Белев одной нашей знакомой художнице (владыкиной почитательнице), а та в свою очередь запросила телеграммой дочь еще одной почитательницы, которая жила тогда в Кеми (близ Соловецких островов) и видела иногда вл[адыку] и через нее даже кое-что пересылали из Белева. Скоро мы получили телеграмму: «Владыка скончался 26 января (ст. ст.)» Это был день памяти Ксенофонта и Марии (48). Мы с матерью в этот же день вечером поехали к Зверевым и отвезли им печальную телеграмму. На другой день родственники и много почитателей служили большую панихиду в церкви Георгия на Дмитровке, где настоятелем был о. Александр, двоюродный брат владыки. (C. 41) (Впоследствии он был епископом, где — не знаю. Он, по-видимому, был в дружеских отношениях с о. Владимиром (85)). Официально какого-нибудь поминовения со стороны Синода, по-моему, не было никакого. То было (86) время полного развала (86). Мы лично служили панихиды и на Солянке, где я пела (49), и в Шереметевской церкви, где священником был о. Владимир К (50). Подробности о смерти вл[адыки] дошли до нас такие. В Соловках, как и в Воронеже? и всюду, вл[адыка] стал необыкновенно популярен. И там к нему все время ходил народ. Его отправили «на тиф» на Анзерские острова, где он вскоре заболел и умер. Похоронили его без всяких почестей в общей могиле. Заведующий местным лагерем — татарин был в эти дни в отсутствии. Когда он через два дня приехал, то пришел в страшное возмущение: «Как, самого (С. 42) главного попа да вдруг так просто похоронили?» Он приказал вырыть вл[адыку] из могилы, одеть в архиерейское облачение (м[ожет] б[ыть], даже отпевали, это неизвестно) и вновь похоронить в отдельной могиле. Прошло несколько времени и на могилу владыки стал ходить народ и тогда (наверное, новое начальство) приказало сравнять могилу с землей. Как будто все закончено было с вл[адыкой] Петром, но тем не менее, хотя изредка, выплывает какая-то связь с ним.

http://pravoslavie.ru/36921.html

1137. Рябинин или Рябинский – Троицкий – Пошехонский, иначе Новая пустынь на Ухре, мужской, ныне погост Рябинина Пустынь, Ярославской губ., Романово-Борисоглебского у., в 40 вер. к сев.-сев.-вост. от Романова, на границе Даниловского у., на лев. берегу р. Ухры. Основан в 1620 г. при церкви св. Троицы, в паперти которой погребли тело убитого во второй полов. XVI ст. преп. Адриана, основателя существующего ныне Адрианова-Успенского м-ря. Выросшая на могиле рябина и чудеса, получаемые от могилы преподобного, привлекали в Ильинскую пятницу массу богомольцев, которые прикладывались к чтимой иконе св. Параскевы и считали долгом пролезать сквозь рябину. Здесь то и образовалась пустынь, первым игуменом которой был в 1620 г. игум. Леонтий, записавший со слов скончавшегося и признавшегося на духу схимника Ионы о погребении Адриана. В 1627 г., по приказанию патриарха Филарета, мощи преподобного перенесены в основанный им монастырь. Пустынь до упразднения своего в 1764 г. состояла приписною к Адрианову м-рю. “Акты истор.», III, 141 (Память 1626 г. игум. Леонтия об убиении и погреб. преп. Адриана); Крылов, “Ист. стат. обозр. Ростов. Яросл. епар.», 46, 572; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 195 душ. крест.); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, 142, 15 (память 1626 г. Пошехон. новой пустыни, что на р Ухре, близ Шигоразской волости, игум. Лаврентию, об убиении и по- греб. преп. Адриана); Строев, “Спис. иер. и наст.», 374, 38 (Рябинина Ильин. пуст. на р. Ухре), 375 (Троицкая Новая пустынь). 1138. Рябов – Троицкий, мужской, ныне село Рябово, Тверской губ., Калязинского у., в 15 вер. к югу от Калязина по дороге в Москву. Основан в XV ст. учеником преп. Паисия Угличского Вассианом, скончавшимся в 1497 г. В существующей церкви во имя св. Троицы сохранились древние иконы; на иконе св. Эммануила есть надпись, из которой видно, что она поставлена в Рябове м-ре старицею княгинею Марфой Ивановной «кн. Василия по Петре Федоров. Волхонском по дочери своей, по жене окольничевой Ив. Афан. Гавренева, по Евфимие Васильевне, по дочери кн. Вас. Фед. Волконского». М-рь упразднен в 1764 г. и церковь обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 734; Ратшин, 517, 558; Покровский, “Ист. стат. опис. Твер. губ.», I, 114; “Твер. губ. в.», 1848 г., 13 (Калязин. у.); 1859 г., 20 (упраздн.); Строев, “Спис. иер. и настоят», 484; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 194, 367; Ключевский, “Древне-русск. жития свят.», 318; “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVI, 109 (Иное сказ. о Самозв.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 445 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 112 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, 600 (в 1722 г. м-рю принадлежали дер. Займище и Михаилово Кашин. у.); VII, прилож., LXII, VII (ведом. 1727 г. о вотчинах м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

143 Чин молебна находится в Типиконе и Постной Триоди, в последовании пятка 1-й седмицы, а также в Богослужебных указаниях на 1951 г. Молитва на благословение колива находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники, а также в книге: «Служба на каждый день первыя седмицы святыя Четыредесятницы». Примечания: 1. Если в понедельник 1-й седмицы случится праздник Сретения Господня, то служба ему совершается в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье). 2. Если Обретение главы Иоанна Крестителя или храмовой праздник случится в период от вторника до пятницы (включительно) 1-й седмицы, то служба Предтече совершается или в Прощеное воскресенье, или в субботу 1-й седмицы поста, а служба храмового праздника совершается в субботу 1-й седмицы. 3. В Великом посту во многих приходах центральных и юго-западных областей нашей страны совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый Пассией («Страданием»), Этот обряд был введен при Киевском митрополите Петре Могиле (XVII в.). Он совершается на повечерии (в пятницу) или на вечерни (в воскресенье, как, например, в Москве и в Троице-Сергиевой Лавре) в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю седмицы или Недели Великого поста и состоит из чтения Евангелия и пения некоторых песнопений Страстной седмицы («Тебе одеющагося...», «Приидите, ублажим...»), касающихся воспоминания страстей (страданий) Христовых, откуда произошло и само название обряда. О Пассиях Церковный Устав ничего не говорит. Сам чин и обряд Пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. при Киево-Печерском архимандрите Иоасафе Кроновском; в конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются». 144 «Чин молебна в Неделю Православия» в сокращенном виде, как он совершается в настоящее время, напечатан в Богослужебных указаниях на 1949 г. (Изд. Московской Патриархии, с. 45–47). Примечание: Во все пятницы (вечером) св. Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботы и воскресенья на утреннем и вечернем богослужении великих поклонов не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

166. Как Служебники, изданные до патриаршества Никона, указывают, что великий вход со святыми Дарами совершается против солнца? «Иерей и диакон творят поклоны пред святым престолом, отходят к жертвеннику и, входящим им в церковь, глаголют: «всех вас да помянет Господь Бог во царствии своем», став против западных дверей, также обращшеся к полуденней стране, и входящим им в царския двери« (Служебник, изд. при патриархе Иоасафе в 1635 г. лист 113 на обор. 116). 167. Как Служебники, изданные до патриаршества Никона, указывают, что вход с Евангелием совершается против солнца? «Иерей, взем святое Евангелие, и даст диакону, диакон же приим обращается на правую страну. И исходят к малым дверем, приидут прямо жертвенника, изшедше малыми дверми, творят вход и тако входят во святый алтарь» (Служебн., изд. при патр. Иоасафе. Лист 96 на обор. 98). 168. Как Служебники, изданные до патриаршества Никона, указывают, что великим постом, в неделю крестопоклонную, изнесение Креста совершается против солнца? «Взимает иерей крест на главу свою, и изходит северными дверми, предъидущим ему двема светильникома со свещами и диакону с кадилом. И приходят прямо царским вратом ко уготованному налою» (Служебн., изд. при патр. Иоасафе. Лист 321 на обор.). 169. На Киевском соборе, бывшем за двенадцать лет до патриаршества Никона, какое сделано указание на хождение в Константинопольской церкви против солнца? «Священницы, ведлуг звычаю святой великое церкве Константинопольской литию, альбо процессию, около церкве так мают отправовати, – противо солнцу, а не по солнцу» (Канон 26 собору Киевского, бывшего року 1640). 170. Где говорится о Киевском соборе, указывавшем на хождение против солнца? О Киевском соборе, указывавшем на хождение против солнца, говорится в требнике Киевского митрополита Петра Могилы , напечатанном за шесть лет до патриаршества Никона (Требник 1646 года. Киев. Част. перв., стран. 546). 171. Где в Книге о вере говорится о Петре Могиле , как ревнителе по православию? Указанный в Книге о вере (лист 227 на обор.) ревнитель православия, у короля Владислава испросивший защиту православным Киевской митрополии от притеснения униатов, был Петр Могила , а не другой кто.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

180. Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах «иерусалимского батюшки» – преподобного Феодосия Кавказского. – М., Паломник, 1997, с. 97. 181. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. – М., 1998, сс. 22-23. Я знаю, что эти слова Патриарха вызвали недоумение у некоторых священников, которые по привычке начали шептаться о “модернизме” и “никодимовщине”. Однако позиция Патриарха Алексия вполне традиционна. Еще в 1729 г. Синод имел суждение по этому вопросу: “Святейший Правительствующий Синод, слушав присланной с Царицынской заставы копии с доношения обретающегося при калмыцком владельце Петре Тайшине иеромонаха Никодима Линкевича о приемлющих Святое Крещение калмыках, которых-де с 727 и в прошлом 728 году кибиток сорок, все с женами и детьми, а по реестру именами мужска и женска пола 176 человек, в Святом Крещении совершилися. То надлежит ли-де венчать после крещения тех, которые супружество имели до крещения, чтобы резолюцию учинить. Приказали: которые калмыки супружество имели до восприятия Святого Крещения и ныне, как мужи, так и жены их, крещение приняли, тем бракосочетаваемого венчания не чинить, но велеть им жить в том супружестве невозбранно” (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. Т. 6, 2214, с. 315). 182. Ильинская А. Старец-утешитель последнего времени (Псково-Печерский схиигумен Савва)//Литературная учеба. – М., 1997, кн. 5-6, с. 127. Вообще о. Савве не повезло с духовными чадами. Еще при его жизни они составили ему акафист. После же его кончины, когда тело батюшки было погребено в пещерах, куда не было свободного доступа, его почитательницы устроили фальсифицированную могилу о. Саввы на городском кладбище, поставили крест, поместили фотографию и соответствующую надпись. К этой могиле они ходят исповедоваться. Бумажки с записанными на них грехами они зарывают в “могилку”, а о том, отпущен им грех или нет, узнают через вытягивание жребия. Так что от “одних духовных чад” о. Саввы можно было услышать вещи и более занимательные, чем те, что опубликовала А. Ильинская…..

http://predanie.ru/book/71850-vtoroe-pri...

1 Могилы, или, по народному именованию, Могилешты принадлежали к числу бояр молдавских (Кантемира, Описание Молдавии. М. 1789, стр. 290.). Один из них, Иеремия, около 1600 г., при помощи гетмана Замойского, был поставлен господарем Молдавии, а брат его Симеон – Валахии (Hammer. Hist. de l’Empire Ottoman. Par. 1841. T. II. p. 298. Влахо-Болгарские грамоты, изд. Венелиным. СПб. 1840. стр. 259.). Как видно из грамот, Симеон, отец Петра Могилы , был господарем Валахии в 1601 и 1602 г. Около 1609, по влиянию Оттоманской Порты, он сменил брата своего Иеремию на престоле молдавском (Hammer, р. 338.), но правил им не долго. После него был господарём молдавским сын Иеремии, Константин, но и тот скоро низвержен Портой (1612 г. Hammer, р. 348.). Зятья Иеремии: Стефан Потоцкий (в 1612 г.), Самуил Корецкий и Михаил Вишневецкий (в 1618 г.) неоднократно усиливались возвести на престол молдавский одного из сыновей Иеремии. Но все предприятия их остались без успеха. Потоцкий, Корецкий и Вишневецкий, вмести с супругою Иеремии, взяты были Турками в плен и отосланы в Константинополь (Бандтке, Ист. Гос. Польского. Ч. II. стр. 232. Записки Маскевича, в V томе Сказаний современников о Самозванце. 1834. стр. 125, 163.). Позднее, брат Петра Могилы , Моисей, был призван самою Портой в господари молдавские, но вскоре оставил престол (Hammer. р. 459. Летопись Галиции в III томе Русского Историч. Сборника, Моск. Ист. Общества, стр. 248.). 2 Москвитянин. 1843. Ч. I, стр. 350. В одном из стихотворений, посвящённых Петру Могиле , по случаю вступления его на митрополию, – под изображением руки с воинским знаменем, из которого образована вензеловая литера P., сочинитель говорит: «что ты делаешь, рыцарь? Я вижу в руке твоей Марсово знамя? Здесь не Хотин, Петре, не турецкая брань». Mnemosyne. 4 Сочинения Петра Могилы показывают обширное знакомство с богословскими сочинениями на греческом и латинском языках. Но где он учился, о том известия между собою не согласны. См. Рубана любопытный месяцеслов на 1776 г., стр. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1, стр. 62); пропущено описание великой церкви Киевской Лавры, единственное предшествующее пожару 1718 г. и представляющее храм таким, каким он был при Петре Могиле (вып. II, стр. 46–54 и примеч., стр. 46–47). Равным образом, нет описания московских кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского (вып. III, стр. 97–114). Нет также в английском переводе описания церквей гор. Коломны (вып. II, стр. 148). Бельфур оставил без внимания интересное описание Павлом Алеппским чина водоосвящения накануне праздника Богоявления, который совершали в Москве два патриарха – Никон и Макарий (вып. IV, стр. 117–118). В главе XVII книги II «Путешествия», английский переводчик выпустил описание патриаршего служения в Яссах «в память строителей монастыря», по обычаю молдавской страны (вып. I, стр. 96–97). Арабский подлинник заключает в себе весьма оригинальное описание торжества, называемого по-гречески δεοτρα Пαρουσα, то есть, подобие дня Второго Страшного Пришествия. У Бельфура его нет. Английский перевод Бельфура, помимо отмеченных пропусков, не везде точен и далеко не достаточен. Профессор Муркос все недочеты английского перевода опубликовал в сборнике Χαριατρια. Здесь он поместил статью под заглавием: «Некоторые курьезы английского перевода Путешествия антиохийского патриарха Макария»... Москва. 1896. (Вып. V, стр. 199, см. также предисл. к 1-му выпуску, стр. VI–VII). Приведем несколько примеров из множества отдельных промахов и ошибок перевода Бельфура. Чтения: По арабской рукописи: Английский перевод: 1) ’и δ кунту – бнан maбu’ujan. [по-русски: я.. был родным сыном]. 1) I... was natural son. (Я... был побочным сыном). [вып. I, предисл., стр. VI, ср. вып. 1, стр. I]. 2) wa jamaдahhha фи-λ-куддаси. (поздно начинают обедню) 2) and dine during the mass. (и обедают во время литургии). – [XXII гл., кн. 2; вып. I, стр. 105] 32 Таких курьезов английского перевода, нередко совершенно искажающих смысл места, профессор Муркос насчитывает до сорока в одном первом своем выпуске, помимо тех десяти, которые он привел в предисловии этого выпуска [стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) из молитв утренних исключены две молитвы, которые имели в надписании определение «полунощные»: ко Господу и к Богородице . Уже было отмечено, что первая из них состоит из двух разных молитв, чего, возможно, не заметил Василий Суражский, оставив их под общим надписанием. Как видим, новообразованная традиция келейных молитв в киево-печерском сборнике Акафисты пошла по пути сокращения состава последований. Единственным добавлением стал чин «Поклонение по правиле», который перенесен с незначительной правкой в авторской редакции архим. Леонтия (Карповича) . В чине собран ряд кратких молитвенных прошений с земным поклоном после каждого, обращенных ко Господу, Божией Матери и избранным святым . Существенно отредактирован чин Поклонения при митр. Петре Могиле в третьем издании Акафистов (1636) , где добавлены три новых молитвенных прошения. В таком виде чин сохранялся практически во всех киево-печерских сборниках с келейными молитвами в составе до конца XVII beka. Появление чина «Поклонение по правиле» в уставе келейных молитв Киево-Печерского монастыря можно объяснить, обратив внимание на предисловие к Часослову (Киев, тип. Лавры, 1616). В предисловии архидиакон Захария (Копыстенский) говорит о значении служб суточного круга, добавляя затем пространное рассуждение о поклонах: «Счел я не неуместным предложить здесь и слово о земных поклонах, которые мы, сыны Восточной Церкви, совершаем припадая на колени и преклоняясь челом до земли, тем самым всеми составами плоти нашей сотворяя Богу поклонение» . После многих примеров земного поклонения из Ветхого и Нового Заветов, а также святоотеческих наставлений, он увещевает хранить это Предание Церкви без изменения, не подражая легкомысленно «иным противу ходящим» , «чтобы не лишиться нам надежды спасения, отпав от изначально преданного отцами Церкви образа благочестия, и не унаследовать осуждения вместе с законопреступными» . 2.2 «Полуустав» митр. Петра Могилы (Киев, тип. Лавры, 1643) В 1643 г. напечатан киево-печерский сборник для келейной молитвы по типу Псалтири с восследованием, в предисловии к которому митр. Петр Могила признает большим и значимым, по сравнению с иными многими своими «тщаниями» , избранное им дело издания этой книги «Полуустава», который издается «второй раз к общей пользе христиан, а впервые в типографии нашей Печерской» .

http://bogoslov.ru/article/5233602

476 При рождении наречено имя ему Даниил, вскоре потом и святым крещением просвещен. – Димитрий Ростовский нигде не назвал точной даты своего рождения и не указал, в честь какого именно св. Даниила он был наречен. Одни исследователи полагают, что он родился 11 декабря и при крешении был назван Даниилом в честь преподобного Даниила Столпника, другие утверждают, что если он и родился 11 декабря, то крещен был 17 декабря, и его небесным покровителем в мирской жизни был пророк Даниил. 478 ...во граде Киеве в училищный Богоявленский монастырь... – Киево-Братский Богоявленский монастырь был основан в XVI в. В 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан учредил в монастыре братство и основал братское училище, которое с 1634 г. при управлении Киевской митрополией Петром Могилой (1632–1647) было преобразовано в коллегиум, впоследствии ставший Киево-Могилянской академией. 479 ...ради обучения иностранным языкам и другим свободным тамо преподаваемым наукам. – Курс обучения в Киево-Могилянской коллегии ученики проходили за шесть лет: три года учились в грамматических классах (при Петре Могиле основными языками были латинский и польский), два в гуманитарных (изучали поэтику и риторику) и одни год отводился на обучение философии. 480 По определении в сие училище отрок Даниил... не многим же летам минуемым, явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учимь бысть. – В 1662 г. Димитрий поступил в Киево-Могилянскую коллегию, ректором которой в то время был Иоанникий Галятовский (1620–02.01.1688). Точных документальных данных, сколько лет святитель Димитрий проучился в коллегии, мы не имеем. С одной стороны, есть свидетельства того, что училище было разорено и обучение в нем прекратилось в 1665 г. во время нашествия на Киев гетмана Дорошенко, с другой – имеются записи, что занятия в нем в 1666 г. возобновились. В любом случае, Димитрий смог закончить три первых класса обучения в полном объеме, а также те классы, которые на тот момент могли существовать в коллегии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010