Все эти книги заносятся библиотекарями в каталоги с указанием, что они в такие-то годы вышли в свет в Киеве, но без означения в какой именно типографии печаталась та или иная книга. Теперь предположим, что спустя много лет кто-либо малознакомый с библиографией занялся бы восполнением списка книг, вышедших из типографии Киево-Печерской Лавры, и на основании упомянутых библиотечных каталогов все книги, значащиеся в них вышедшими в Киеве, отнес к числу Киево-Печерских изданий! Что люди, знакомые с библиографией, сказали бы? – Они сказали бы: Милостивый Государь! Что это такое вы натворили? Зачем это вы Петра Могилу Голубева, Диадоха Попова и т. д. занесли в список книг, вышедших из Лаврской типографии? – Малоопытный библиограф заявил бы: да ведь вот в каталогах они значатся вышедшими в Киеве, а выражение в Киеве «я понимаю» в смысле Киево-Печерской типографии. Знакомые с делом разъяснили бы малоопытному библиографу, что в данное время в Киеве была не одна типография, а несколько их, и что его понимание неправильное, а для вящего вразумления показали бы и самые книги: смотрите-де, вот Петр Могила Голубева, изданный типографией Корчак-Новицкого, вот Диадох Попова, изданный типографией Горбунова, и т. д. Если бы малоопытный библиограф был человек рассудительный, он принял бы эти разъяснения к сведению и книги, по неведению занесенные им в список Лаврских изданий, из него вычеркнул. Но если бы малоопытный библиограф был вместе и малорассудительным и притом детиной упорства непобедимого, то он, несмотря на очевидность, стал бы изворачиваться, а пожалуй, и ругаться. Стал бы, например, говорить, почему-де книга о Петре Могиле Голубева не могла быть одновременно напечатана и у Корчак-Новицкого, и в Лаврской типографии, разве типографии не могли конкурировать между собою, и т. д. и т. д., – словом, чем дольше стал бы изворачиваться, тем более погрязал бы в луже. Все изложенное в приведенном примере с точностью фотографической и случилось с проф. Титовым, причем почтенный профессор принял на себя роль библиографа малорассудительного и, несмотря на очевидность, непобедимо упорствующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Другой московский печатник, сотрудник Ивана Федорова, Петр Мстиславец бежавший с ним в Литву, обосновался в Вильно и там организовал известную впоследствии виленскую типографию Мамоничей. Пребывание типографии в Стрятине ознаменовалось, помимо других изданий, выпуском церковной книги нового образца: это был большой полный Служебник 1604 г., исправленный по венецианскому греческому изданию. Отсюда, от этого служебника, начинается история «исправления» русских богослужебных книг; здесь дано направление делу исправления книг. Издатели стрятинского Служебника сопроводили книгу предисловием. Они объясняли, в каком затруднении они были, избирая оригинал для печатного издания. Рукописные книги оказались несогласованными между собою и трудно было выбрать среди них такую, которая по праву могла бы быть названа наилучшею. Пришлось обратиться к греческим изданиям и сделать новый перевод. Исправление было сделано по венецианскому греческому изданию. Возможно, что венецианский текст Служебника сохранял ту форму чина Литургии, какую дал ей в 14 веке известный литургист и церковный деятель константинопольский патриарх Филофей. Действительно, стрятинское издание оказалось вполне на высоте. Здесь впервые даны обстоятельные руководящия указания для действий священнослужителей, остающияся почти без изменения до настоящего времени. Итак, принцип был установлен: вместо местных несогласованных рукописей давать при печатании богослужебных книг текст греческих венецианских изданий. Когда богослужебно-издательская деятельность развилась в Киеве, при митрополитах Иове Борецком и Петре Могиле , в первой половине XIV столетия, колебаний в выборе текста для печати не было: были организованы переводческия комиссии, и книги – часословы, октоих, следованная псалтирь, постная и цветная триоди и другия – воспроизводились по греческим печатным изданиям. В этой работе проявлено было много инициативы и самостоятельности, вложено много труда. И нужно сказать, что издания Киева, а потом и Львова были образцовыми по общему исполнению и по внешнему виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Написано оно было гениально простым языком Синявского, в котором нет ни единого лишнего слова и всё, что называется, на своих местах… А тем временем к середине декабря пришёл ответ Издательского Совета по книге о Панталыке с отрицательной рецензией: «Сказка слишком политизированная. Заморские гости-враги изображены в виде гадких пауков. И сам Панталык как образ русского человека, оболваненного чуждой силой, не очень привлекателен, хоть и исправляется в конце…». С такой оценкой рецензента мы в издательстве, конечно же, были не согласны. Я решил не расстраивать Петра Алексеевича и не стал ему звонить, но понял, что нужно просто издавать книгу, несмотря ни на что. И 15 декабря оригинал-макет «Панталыка» был сдан в типографию для печати. Очень сожалею, что Пётр Алексеевич не дожил до выхода книжки двух дней. Он умер 21 декабря. Мне позвонил Анатолий Степанов и сообщил об этом. А 23 декабря я забирал из типографии тираж «на диво правдивой сказки для взрослых и для детей» «Как Панталык с панталыку сбился» - книжки, которая стала последним изданием, подготовленным при жизни Петра Синявского. Вспоминая о Петре Алексеевиче, благодарю Бога, что в моей жизни состоялось знакомство с этим удивительным, очень талантливым человеком, настоящим классиком русской детской поэзии, и при этом глубоко верующим православным христианином, который так искренне написал: Чувствую сердцем всем, Чувствую даже кожей – Там, где царит Христос, Свет побеждает тьму. Радуюсь, что я раб – Раб не людской, а Божий. Верую и служу Господу моему. Сергей Игоревич Астахов , директор издательства «Царское Дело» Фото: П.А. Синявский с отцом Илием (Ноздриным)   П.А. Синявский на могиле В.И. Лемешевской. Никольское кладбище Александро-Невской Лавры. Июнь 2021 г.   В магазине музыкальных инструментов. Июнь 2021 г.   П.А.Синявский и С.И. Астахов. 12 июня 2021 г. Обложка сказки о Панталыке Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/29/ra...

Похоронила протоиерея Петра на семейном участке монастырского Тихвинского кладбища. В семье Скипетровых было 13 детей. Четверо из них умерло в младенчестве, а четверо - в юные годы и среди них Николай, предупреждавший отца об опасности. Остальные дети стали врачами. Матушка Антонина Николаевна скончалась в блокаду в 1942 году. После разрушения Лавры и ее кладбищ в 30-е годы, могила о. Петра исчезла. Только в сентябре 1994 года она была восстановлена энтузиастами. На могиле установили крест, который тогда же был освящен. В 2001 году по представлению СПб Комиссии по канонизации протоиерей Петр был канонизирован РПЦ. Теперь все, кто войдет в здание управления Митрополии, не может не увидеть светлый лик на иконе нашего первого мученика на его мемориальной доске, поклониться его образу, вспомнить о том, как защищали Лавру в первые годы Советской власти и обратиться к священномученику с молитвой. Лидия Ивановна Соколова, хранитель музея Александро-Невской Лавры Тропарь, глас 5: Пастырю добрый града нашего,/апостолу верховному тезоименитый,/Господеви ревностно и благоговейно служивый,/свыше от Бога бесстрашие духа приим,/кровию своею Лавру Невскую освятивый,/священномучениче Петре,/моли Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас 8: Яко избранника Владычицы нашея Богородицы/и прилежнаго служителя чудотворнаго Ея образа, просиявшагово граде на Неве,/яко дерзновеннаго предстателя о людех православных,/живот свой за ближних положившаго,/почитаем тя, священномучениче Петре,/ты бо еси Церкве нашея преславное украшение. Величание: Величаем тя, святий священномучениче Петре,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа претерпел еси. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Чебоксарах бабушка жестока убила своего внука: из-за поведения Семья пропавших в Уфе мальчиков: «мы узнали сапог» Как празднует дни рождения отшельница Лыкова и что делает?

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/04/sv...

3 августа 1661 года Киевский митрополит Дионисий (Балабан, † 1663), пользуясь своим правом, рукоположил на ту же самую епархию своего епископа Иосифа (Нелюбовича-Тукальского, † 1676). И это должно было служить постоянным свидетельством для всех и для самого Мефодия, что он рукоположен и называется Мстиславским незаконно. В начале 1662 года патриарх Никон предал анафеме Крутицкого митрополита Питирима между прочим и за то, что он поставил Мефодия епископом в чужую церковную область, подведомую Константинопольскому патриарху. И эта анафема на рукополагавшего митрополита падала, по канонам, и на рукоположенного им, подвергая обоих низложению. В 1662 году митрополит Киевский Дионисий (Балабан) просил у Константинопольского патриарха проклятия на епископа Мефодия как незаконно занявшего Киевский престол. По просьбе Дионисия Константинопольский патриарх прислал копию с проклятия в Киев. Киевское духовенство по получении патриаршей грамоты о проклятии Мефодия чуждалось его и даже враждовало против него. В 1663 году царь Алексей Михайлович дважды ходатайствовал перед Константинопольским патриархом о снятии проклятия с Мефодия, и через некоторое время проклятие было снято, а духовенство снова признало Мефодия епископом. Имя Мефодия как блюстителя митрополии вновь стали поминать в киевских церквах и монастырях. В 1663 году по распоряжению царя Алексея Михайловича в Нежине собралась генеральная рада для избрания гетмана. Гетманом был избран И. М. Брюховецкий, которому покровительствовал Мефодий и которого привел потом к присяге на верность государю. Соперники Брюховецкого на гетманство Самко и В. Золотаренко были выданы на войсковой суд и казнены как изменники. Мефодий после избрания гетмана Брюховецкого возвратился в Киев и занялся церковными делами. В частности, продолжил ремонт Софийского собора, начатый еще при митрополите Петре (Могиле , † 1646). Гетман Брюховецкий, обязанный своим избранием Мефодию, скоро оказался неприязненным как к Мефодию, так и к подведомому ему духовенству. Гетман дозволял казакам грабить и разорять церковные имения и на все жалобы церковных властей не обращал никакого внимания, так что духовенство стало считать гетмана врагом Церкви и в монастырях прекратило о нем молитвы. В сентябре 1665 года гетман Брюховецкий прибыл в Москву и просил, чтобы впредь митрополит Киевский назначался из Москвы. Московское правительство отказалось от этого предложения, не считая себя вправе распоряжаться Киевской митрополией без благословения Константинопольского патриарха. Такими действиями гетмана были возмущены все слои малороссийского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Богослужебные песнопения исполнил хор Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга под управлением Л.А. Дунаева. На богослужении присутствовали: губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский, депутат Государственной Думы ФС РФ В.С. Макаров, директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга В.В. Кириллов. Среди молившихся были настоятельницы женских монастырей Санкт-Петербургской митрополии, православные добровольцы, жители и гости Северной столицы. На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Часть верующих молилась за Литургией,наблюдая за трансляцией на большом экране, установленном перед собором.  Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление первоверховным апостолам Петру и Павлу. Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий от лица архиереев, духовенства и верующих Санкт-Петербургской митрополии приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству икону равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, а также две панагии и крест. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал покровцы, митрополиту Варсонофию были вручены памятные крест и панагия. Затем Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву у могилы Петра I в Петропавловском соборе. «В связи с 350-летием государя-императора Петра, тело которого покоится в этом святом храме, давайте вспомним его словами, которыми мы сопровождаем погребение всех наших родных и близких. Тем более речь идет о государственном деятеле, основавшем город, в котором мы сейчас находимся, и определившем это место, кстати, как место исторического кафедрального собора города Петербурга. Помолимся об усопшем государе-императоре Петре Великом», — сказал Предстоятель Русской Церкви. Была возглашена «Вечная память» и исполнен тропарь «Общее воскресение». Святейший Патриарх Кирилл возложил к могиле императора букет белых роз.

http://patriarchia.ru/db/text/5943681.ht...

В 1898 году вышел второй том исследования «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники», в котором рассматривалась деятельность святителя Петра после его вступлении на Киевскую митрополичью кафедру (1632-1647) и положение православной паствы в Речи Посполитой в этот период. В приложении были опубликованы 85 архивных документов по истории Западнорусской Церкви с подробными научными комментариями. 17 марта 1899 года по ходатайству Совета Казанской Духовной Академии Голубев был удостоен степени доктора церковной истории. За второй том исследования о митрополите Петре Могиле он также получил полные Макариевскую (академическую) и Уваровскую премии. Это исследование Голубев считал главным трудом своей жизни, готовил к изданию третий его том, а также исправленные и дополненные первый и второй тома, но это намерение осталось неосуществленным. Голубев также опубликовал ряд исследований по истории Киевской Академии XVII- XVIII веков, среди которых особо выделяется монография «История Киевской духовной академии (Период домогилянский)» (К., 1886), отмеченная Уваровской и Макариевской (половинной) премиями. В этом сочинении Голубев утверждал, что Могилянская академия явилась продолжением Киевской братской школы, с чем не согласился рецензент А. И. Соболевский (см.: Журнал Министерства народного просвещения. 1887. 3. Отд. 2. С. 38-50) . Одним из важнейших источников по истории Западнорусской Церкви Голубев считал старопечатные книги, изучал вопрос о начале книгопечатания в Киеве, относя его к 1616 г. Выявлял и публиковал документы по истории КДА и Западнорусской Церкви, преимущественно XVII- XVIII вв. (в т. ч. крупное полемическое соч. «Лифос», 1644), в «Киевских епархиальных ведомостях», «Трудах Киевской Духовной Академии» (ТКДА), «Чтениях в Историческом обществе Нестора-летописца», «Архиве Юго-Западной России». В 1876-1877 гг. печатал в ТКДА известия церковно-археологического общества при КДА, составлял «Объяснительные параграфы на историю Западнорусской Церкви» (Киевские епархиальные ведомости. 1893. 3-5, 12, 24; ТКДА. 1904. 11; 1906. 12; 1910. 7-8). Осенью 1901 г. вошел в Комиссию для собирания и издания относящихся к истории КДА актов и для последующего написания на их основе полной истории КДА за 300 лет (работа не была завершена). Труды Г. расширяли источниковедческую базу и оказали значительное влияние на дальнейшую разработку истории Западнорусской Церкви и духовного образования.

http://bogoslov.ru/person/29801

В Никольском, Кременецком и Корецком монастырях – Я с детских лет много думала о монашестве. С родителями мы не раз бывали в Почаевской лавре и других монастырях. Возможно, близость Почаева накладывала свой отпечаток на общую религиозность жителей Волыни. Недаром из сёл нашего края вышло столько священников, монахов, и архиереев в том числе! Например, из села Залежцы, что недалеко от Почаева, в конце прошлого века и в начале этого вышло более 200 священнослужителей! А из села Загайцы, где сейчас возрождён мужской монастырь в честь Святителя Иоанна Милостивого, – 120 служителей алтаря. Раньше считалось за честь, когда кто-то из семьи, сын или дочь, принимали монашество и были молитвенниками за весь род. Сподобил и меня Господь в 17 лет поступить послушницей в Никольскую Обычскую обитель. Родители со слезами на глазах благословили. Помню, мама спрашивала: «Что же ты, доня, будешь там делать?» «Да что скажут, то и буду делать», – отвечала я. С тех пор минуло уже 70 лет… Раньше считалось за честь, когда кто-то из семьи, сын или дочь, принимали монашество и были молитвенниками за весь род Пробыла я в Обычской Никольской обители чуть более трёх лет, пока в 1953-м, после смерти Сталина, монастырь не закрыли, и я с другими сестрами, по благословению Священноначалия нашей Церкви, не перешла в Кременецкий Богоявленский монастырь, который стал для нас также родным домом. Здесь прошло еще 6 лет моих монастырских послушаний. Раньше сестры постриг принимали лишь после долгого, часто многолетнего искуса. Так было и у меня. Я приняла монашеский постриг уже в Корецком монастыре, куда переехали сестры Кременецкого в 1959-м году, после его закрытия властями. Скажу несколько слов о нашей Кременецкой обители, основанной еще при Митрополите Петре (Могиле) в 1636-м году. В годы Второй мировой войны здесь размещалась резиденция митрополита Волынского Алексия (Громадского), убитого в 1943-м году бандитами-националистами, надо полагать, за осуждение националистического церковного раскола и верность Матери-Церкви – Русской Православной. Сейчас мощи священномученика хранятся в нашей обители и дожидаются времени прославления в лике святых мучеников.

http://pravoslavie.ru/127571.html

Виленский Троицкий монастырь стал прибежищем гонимого Стефана Зизания, который произнёс здесь смелую проповедь против унии, после чего униатский митрополит Ипатий Поцей распорядился опечатать храм и " вразумить " православных. Впоследствии братство при монастыре продолжало защиту Православия, развив широкую издательскую деятельность. Примечательно сочинение " Антиграфы " составленное знаменитым членом братства Мелетием (Смотрицким) в ответ на клеветническую книгу Поцея " Гармония " . В это время один из православных пытался совершить покушение на жизнь митрополита Ипатия Поцея, но тот остался невредим. Покушение осложнило положение, и в 1609 году Троицкий монастырь и церкви в Вильне были отняты у православных. Виленское братство лишилось многих своих членов, которые перешли в унию. Братство вынуждено было перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Сюда же были перенесены остатки браского имущества и типография, которая продолжала работать на поприще просвещения. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) " Фринос " послужил поводом для закрытия типографии, а ее работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин (в монашестве Леонтий) Карпович, ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря. Свято-Духов монастырь в Речи Посполитой [ править править код ] Православный монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, видимо, возник сразу после этих печальных событий - около 1609 года. Братство при монастыре также стало называться Свято-Духовым. Архимандрит Леонтий (Карпович) ввел в обители общежительный устав и урегулировал жизнь братии. В первой половине XVII века монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. Когда положение Православной Церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрасло.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются». Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое. Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери. Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

http://pravoslavie.ru/20937.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010