Ко времени преподавательской и научной деятельности И. Д. С. «Сентенции» Петра Ломбардского стали обязательным текстом в системе высшего теологического образования, главным источником богословских знаний. Подобное их положение связано с весьма удобным способом представления материала: авторитетные высказывания («сентенции») отцов Церкви и церковных писателей были упорядочены Петром Ломбардским по тематическим блокам. Наиболее крупным элементом смыслового членения труда Петра Ломбардского являются «книги». Все «Сентенции» разделены автором на 4 книги: 1-я кн. содержит учение о Боге, Его свойствах, Св. Троице и свойствах Трех Лиц; во 2-й кн. излагается учение о творении и об ангельском мире; 3-я кн. посвящена вопросам христологии и сотериологии; в 4-й кн. представлено учение о Церкви, церковных таинствах и обрядах. В каждой книге имеется более мелкое деление на «разделы» (dictinctiones) и «главы» (capites). В соответствии с таким делением сочинения последующих авторов, работавших с текстом «Сентенций» (т. е. «комментарии» или «вопросы»), также обычно подразделялись ими на 4 книги, разделы к-рых тематически соответствуют разделам «Сентенций». Употреблявшееся нек-рыми средневек. авторами и встречающееся иногда в совр. исследовательской литературе обозначение «вопросов» И. Д. С. как «комментариев» к «Сентенциям» неточно и может вводить в заблуждение. «Сентенции» важны для И. Д. С. как источник, задающий тематическую организацию «вопросов» и формулирующий основные богословские постулаты. Однако текст «Сентенций» не играет исключительной роли при рассмотрении И. Д. С. их тематики; И. Д. С. скорее использовал темы «Сентенций» в качестве отправного пункта для построения собственных теологических концепций. И. Д. С. читал лекции по «Сентенциям» в разные годы и в различных ун-тах, поэтому в общий корпус «вопросов» к «Сентенциям» входят тексты, различающиеся по происхождению (см.: Vos. 2006. P. 41-44, 46-48, 63-64, 133-134, 136-140, 143-145). Весь корпус «вопросов» подразделяется на 3 группы сочинений: «Lectura» (Лекции), «Ordinatio» (Упорядочение, т.

http://pravenc.ru/text/471161.html

Отличительной чертой богословия схоластов было стремление к концептуализации догматов и их детальному анализу с помощью категорий рационального мышления. Извлеченный из богооткровенных источников, догмат сначала утверждался как исходный тезис, затем подвергался критической оценке, чтобы в конце концов посредством разумной интерпретации было сделано его новое богословское " открытие " . Между различными догматами устанавливалась логическая связь, объединявшая их в формально непротиворечивую систему. Такой подход предполагал выявление имплицитных истин веры, которые, будучи раскрыты посредством интеллекта, получали наименование богословских заключений. Т. о., богословие стало восприниматься уже не как опытное богопознание, плод духовного созерцания, а как одна из научных дисциплин, хотя и первая в ряду других , - в этом значении слово " богословие " стало употребляться, начиная с Абеляра. В формировании католического догматического богословия первым важным итогом схоластического метода стало соч. " Quatuor libri sententiarum " (Четыре книги сентенций) Петра Ломбардского (XII в.), представляющее собой четко упорядоченное изложение основных тем христианской доктрины от учения о Боге до учения о конце мира. Первоначально целый ряд богословских заключений Петра Ломбардского подвергался острой критике, но на IV Латеранском Соборе (1215) они были полностью освобождены от подозрений в ереси, его " Сентенции " стали основным учебником по богословию в католических университетах вплоть до Реформации. Высшего расцвета схоластика достигла в XIII - нач. XIV века. Этому способствовали два фактора - появление университетов и возрождение в Зап. Европе интереса к философии Аристотеля . В сер. XIII века возникла новая форма научно-богословской систематизации - summa theologiae. Главным центром схоластического богословия стал Парижский университет. Самыми значительными богословами этого периода были представители двух крупнейших монашеских орденов, францисканского и доминиканского . Богословы-францисканцы ( Бонавентура и др.) тяготели гл. обр. к традиционным для раннесредневекового западного богословия платоническо-августиновским концепциям. Доминиканцы ( Альберт Великий , Фома Аквинский ) - к новооткрытому аристотелизму. С именем Фомы Аквинского связано новое направление в западном богословии - " томизм " ; целый ряд томистских богословских разработок получил в католической Церкви догматический статус. Своеобразный синтез августинизма и аристотелизма был создан францисканцем Иоанном Дунсом Скотом .

http://drevo-info.ru/articles/13678048.h...

е. первой (τς πρτης εραρχας τν γγλων) . Также отметим, что факт знакомства Кавасилы с западной богословской традицией (напр., блж. Августином и Фомой Аквинским , с «Сентенциями» Петра Ломбардского) позволяет усомниться в его зависимости исключительно от Ареопагита в толковании Supplices Te rogamus. Однако мы не имеем никаких объективных оснований, чтобы утверждать зависимость Кавасилы от латинской традиции в толковании Supplices Te rogamus. Более того, в «Сумме против язычников» Фомы Аквинского и «Сентенциях» Петра Ломбардского, которые читал Кавасила, мы не находим каких-либо попыток объяснить понятие «Пренебесный Жертвенник» в контексте богословского смысла молитвы Supplices Te rogamus . Если бы Кавасиле были доступны западные толкования Supplices Te rogamus, то он, вероятнее всего, использовал бы их, чтобы указать современным ему латинянам на их противоречие со своей же традицией. Заключение Таким образом, очень рано, уже в IV в., на христианском Западе прошение об освящении даров на Евхаристии начинает выражаться на языке метафор, приобретая иносказательную форму: Церковь молится о возложении Ангелом даров на Пренебесный Жертвенник. Так появляются молитвы Et petimus et praecamur (медиоланская анафора) и Supplices Te rogamus (канон римской мессы). Западные христианские писатели патристического периода и начала Высокого Средневековья понимали слова молитвы Supplices Te rogamus о возложении Ангелом даров на Пренебесный Жертвенник как молитву об их освящении. Однако со временем, к концу XIII в., очевидный для всех смысл этой молитвы приходит в забвение. Возможно, именно образная, поэтическая форма выражения идеи освящения даров была тому главной причиной. Кавасила в дискуссии с латинянами сосредотачивает все свое внимание именно на толковании молитвы Supplices Te rogamus. Так он стал первым византийским богословом, попытавшимся обратить взор современных ему латинских богословов на необходимость понимания Supplices Te rogamus как молитвы об освящении даров. Именно такое понимание в целом и было свойственно многим христианским писателями патристического периода и начала Высокого Средневековья.

http://bogoslov.ru/article/6195731

Понятое т. о. учение о Св. Троице Петра Ломбардского И. Ф. сравнивал с древними ересями Ария и Савеллия . Так, в соч. «Трактат, объясняющий жизнь и учение блаженного Бенедикта» он писал, что надлежит отвергнуть «во-первых, нечестие Савеллия, который отрицал [существование] Лиц; во-вторых, превратность Ария, который разрывал единство [Троицы]; в-третьих, богохульство Петра, который, отделяя единство от Троицы, ввел четверицу» ( Ioachim Florensis. De vita sancti Benedicti...// Baraut. 1951. P. 76-77). Сходная схема рассуждения встречается и в «Десятиструнной псалтири», однако уже без упоминания имени Петра Ломбардского. Для пояснения своей мысли И. Ф. использовал здесь символизирующий совершенство образ числа десять (denarium); изложив еретическое учение Ария и Саввелия, И. Ф. продолжает: «О, сколь превратно во всех смыслах исправил их обоих тот, кто сказал, что единая сущность есть как бы некая высшая вещь, общая для трех Лиц, и притом каждое Лицо по отдельности (singula persona) есть эта Сущность! Ведь это как если бы кто-то обозначил Сущность числом сто, а Лица обозначил тремя числами десять, или, если он не хочет говорить, что Сущность больше каждого Лица, обозначил бы три Лица тремя десятками, а Сущность - четвертой десяткой, как если бы Бог был не Троицей, а четверицей» ( Ioachim Florensis. Psalt. S. 341). Свое учение в рамках этого образного ряда И. Ф. выражал так: «Одна десятка относится к Отцу, одна десятка - к Сыну, одна десятка - к Святому Духу, а тридцать - разом (simul) к Троице» (Ibid. S. 342). По-видимому, И. Ф. имел здесь в виду не сложение в нумерическом смысле, но «соотвествие»: хотя число 30 есть «собрание» (collectio) трех десяток, оно вместе с тем есть единое и реальное число, поэтому «Троица есть совершенный Бог и каждое из Лиц есть совершенный Бог» (Ibid. S. 343). Истинное и ложное учение о Троице. Миниатюра из «Книги фигур» Иоахима Флорского. XIV в. (Б-ка земли Саксония, Дрезден. Ms. lat. A 121. Fol. 89r) Истинное и ложное учение о Троице. Миниатюра из «Книги фигур» Иоахима Флорского.

http://pravenc.ru/text/578138.html

Скончался Бонавентура в 1274 году – в самые первые дни 2-го Лионского собора, на котором планировалось установить унию между Православной Церковью и Католической. Вспомним, что по дороге на Лионский собор скончался Фома Аквинский, другой крупнейший богослов этого времени, и напрашивается мысль: наверное, не случайно два величайших католических богослова – Фома Аквинский и Бонавентура – не смогли принять участие в этом соборе. Августин + Аристотель Бонавентура оставил после себя много трудов, среди которых есть, конечно же, и комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского: «Сентенции» Петра Ломбардского – это первый и наиболее авторитетный учебник по догматическому богословию, и выпускник теологического факультета Парижского университета, желавший заниматься наукой, должен был написать комментарий к «Сентенциям»; при успешной защите этой работы он получал степень, которая так и называлась: бакалавр-сентенциарий. Среди многочисленных небольших сочинений Бонавентуры, его проповедей и комментариев на отцов Церкви выделяется «Путеводитель души к Богу» – малая по объему, но очень емкая работа, в которой Бонавентура предлагает некоторый свод всех знаний, своего рода систему философско-религиозного учения. Причиной написания этой работы были те события, которые потрясли Католическую церковь в XIII веке. Тогда, напомню, получили распространение труды Аристотеля, возник так называемый латинский аверроизм, следствием которого было распространение противомыслия Католической церкви, когда многие стали считать, что Аристотель очень логично и убедительно доказывает ошибочность христианских положений. С аверроизмом начал непримиримую борьбу Фома Аквинский. Но для Бонавентуры, как для монаха францисканского ордена, позиция Фомы Аквинского была тоже не совсем приемлема. Несмотря на то, что Бонавентуру и Фому Аквинского связывали дружеские отношения, в философских и богословских взглядах они все-таки во многом расходились. В «Путеводителе души к Богу» Бонавентура предлагает синтез философского, научного и мистического

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/ts...

B. Geyer. Münster, 1909; раздел о К.: Ibid. S. автор которого в области учения о таинствах ориентируется на «Сумму сентенций». Обсуждая вопрос о том, отпускаются ли грехи при К. всем или же только предопределенным к спасению, автор отмечает, что, «по общему мнению Церкви», совершенные до К. грехи отпускаются всем без различия; при этом в случае предопределенных к спасению благодать К. распространяется и на грехи, совершенные после К., которые прощаются при покаянии «вследствие действенности, полученной в Крещении» (см.: Ibid. S. В сочинении встречается вопрос о том, может ли человек крестить сам себя; автор отвечает на него отрицательно, однако не приводит никаких богословских или канонических оснований своего мнения, ссылаясь лишь на слабо связанный с темой вопроса библейский символический образ перехода евреев через Чермное море (см.: Ibid. S. Влияние «Суммы сентенций» и учения Порретанской школы прослеживается также в датируемом кон. 40-х - кон. 50-х гг. XII в. «Трактате о таинствах» (Tractatus de sacramentis; текст см.: Weisweiler. 1937. P. 1-81; раздел о К. см.: Ibid. P. 3-18), автором к-рого в рукописях называется некий «магистр Симон» (анализ содержания см.: Ibid. P. LXXX-XCVI). Синтез идей Порретанской школы и содержания «Сентенций» Петра Ломбардского был осуществлен Симоном Турнейским († ок. 1201), к-рый нередко выступал с критикой тех положений «Сентенций», которые были сформулированы самим Петром Ломбардским, а не заимствованы из предшествующей традиции. В обширном богословском компендиуме «Наставления в Священном Писании» (Institutiones in sacram paginam; сочинение полностью не издавалось; обзор содержания см.: Heinzmann R. Die «Institutiones in sacram paginam» des Simon von Tournai. Münch. etc., 1967) Симон Турнейский подробно излагал учение о К., следуя схеме «Сентенций» Петра Ломбардского и в большинстве случаев соглашаясь с ним в доктринальных вопросах. Последователем Симона Турнейского, намного более эклектичным в богословии, является некий «магистр Мартин», автор суммы «Собрание теологических вопросов» (Compilatio questionum theologie; публикация раздела о таинствах с комментарием: Hall.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Если взрослые приступают к таинству без веры и сердечного покаяния, они получают лишь внешнее «таинство», но не получают «реальности таинства», т. е. оказываются лишены отпущения грехов и др. благодатных плодов К. (Ibidem). В этом случае К. является «притворным», или «фиктивным» (fictus); разные варианты решения вопроса о действительности такого К. были предложены уже в патристике, однако в силу отсутствия единой общепризнанной позиции он подробно обсуждался в схоластических трактатах до XIV в., с течением времени обрастая все более тонкими и сложными нюансами и дистинкциями (подробный анализ истории вопроса см.: Colish. 2014. P. 91-226). Принятие «реальности, но не таинства» происходит при «крещении кровью» и «крещении по намерению»; в обоих случаях внешняя форма таинства К. отсутствует, однако человек получает полную благодать и силу К. по своей вере, при этом для действительности такого К. требуется, чтобы человек «желал, но не мог» принять К. (Summa Sententiarum. 5. 5, 7//PL. 176. Col. 130-133). В учении об объективной действительности К., совершаемого кем угодно во имя Св. Троицы (Ibid. 5. 8//Ibid. Col. 133-135), а также при рассмотрении нек-рых частных церковно-канонических аспектов совершения К. (Ibid. 5. 9-12//Ibid. Col. 135-138) автор «Суммы» следует предшествующей традиции и не привносит чего-либо нового. Учение о К. в «Сентенциях» Петра Ломбардского и в ранних схоластических суммах (2-я пол. XII - 1-я пол. XIII в.) Изложение учения о таинствах в 4-й кн. «Сентенций» (Sententiae) Петра Ломбардского († 1160), работавшего над этим сочинением с 1154 по 1158 г., стало важнейшей вехой в развитии католич. сакраментологии. Хотя Петр Ломбардский не был оригинальным и самостоятельным теологом и в области учения о таинствах верно следовал традиции Сен-Викторской богословской школы, во мн. случаях дополняя ее основные положения подобранными им авторитетными мнениями отцов Церкви, осуществленные в «Сентенциях» схематизация и систематизация сделали возможными выделение 7 церковных таинств в строгом смысле и отделение их от прочих церковных священнодействий и обрядов.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Ответ на возражение 2. Как формы (сакральных слов при совершении) Таинства имеют силу освящать не через слышание, но через произнесение, так и этот звук, каков бы он ни был, будет иметь инструментальную действенность воскресения не через осознание его, но через произнесение, также как звук производимый вибрированием воздуха будит спящего тем, что он развязывает (пробуждает) орган восприятия, а не тем, что он делается познаваемым в отношении смысла, так как суждение о звуке, который достиг уха спящего, является чем-то последующим в отношении пробуждения и не является его причиной. Ответ на возражение 3. Эта аргументация имела бы значимость если бы сила, даваемая звуку, была совершенным бытием в природе, ибо тогда то, что происходило бы от нас, имело бы в качестве принципа силу, уже сделавшуюся природной. Но эта сила не такого рода, но такого, который мы приписали выше формам Таинств. Раздел 3. Участвует ли в нашем воскресении ангельское служение? То, что ангельское служение совсем не участвует в нашем воскресении, представляется из следующего: Возражение 1. Восстание мертвых указывает на силу более значительную, чем та, на которую указывает зарождение людей. Когда зарождаются люди, душа вкладывается в тело не посредством ангелов. Поэтому и воскресение, которое есть воссоединение души с телом, не будет совершено служением ангелов. Возражение 2. Если это служение ангелов при воскресении людей должно быть приписано или отнесено к посредству каких-либо ангельских чинов, то, по-видимому, оно особенно относимо к Силам, которым присуще творить чудеса. Но, согласно мнению Петра Ломбардского, не к ним, но к Архангелам. Поэтому воскресение не будет совершено служением ангелов. Этому противоречит сказанное нам, что «Господь... при гласе Архангела... сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут» ( 1Фес. 4:16 ). Поэтому воскресение мертвых будет совершено ангельским служением. Отвечаю: Согласно Августину, «также как более грубые и низшие тела управляются в определенном порядке более тонкими и более сильными телами, так все тела вообще управляются Богом через разумный дух жизни» («О Тр.» ПЛ 77,873). В таком же смысле говорит и Григорий («Диал.» ПЛ 77,328). Следовательно, во всех делах касающихся тел, а именно собирание вместе смертных останков и их расположение к восстановлению человеческого тела. Поэтому Бог в этом отношении будет использовать служение ангелов в воскресении тел. Что же касается души, то также как она создается непосредственно Богом, так она будет непосредственно Богом воссоединена с телом, без какого-либо действования со стороны ангелов, и также Он Сам без ангелов прославит тело человека, как Он Сам же прославляет его душу. Это служение ангелов именуется их голосом (участием), согласно одному объяснению Августина («Письма» ПЛ 33,573), помещенном у Петра Ломбардского.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Впечатление, которое Бонавентура произвел на своих современников, отражено в Кратком упоминании (Brevis Notitia) Лионского собора: “На его похоронах было много печали и слез; ибо Господь дал ему такую благодать, что все, кто его видел, были исполнены безграничной любовью к нему”. По словам учителя Бонавентуры Александра Гэльского, в том не было видно, что Адам согрешил. Тем не менее канонизация Бонавентуры как святого и учителя Церкви состоялась только 14 апреля 1482 года по инициативе папы Сикста IV. В 1588 году папа Сикст V включил Бонавентуру в число главных учителей Церкви, а Пий V объявил Бонавентуру шестым учителем Церкви после Фомы Аквината с почетным титулом doctor seraphicus (‘сера­фический учитель’) вместо более раннего doctor devotus (‘посвя­щенный учитель’). II. Сочинения Бонавентуре принадлежат около 30 сочинений следующей тематики: A. Богословские. 1. Commentarii in quattuor libros Sententiarum Petri Lombardi (Комментарии на 4 книги Сентенций Петра Ломбардского, 1250–52. — T. I–IV 1 ; далее Комм. Сент.). Это одно из самых ранних сочинений Бонавентуры. Следуя порядку изложения Петра Ломбардского, в 1-й книге он рассматривает вопрос богопознания и излагает учение о Боге и о Святой Тро­ице; во 2-й — о творении и грехопадении; в 3-й — христологию и со­териологию; в 4-й — сакраментологию. 2. Quaestiones disputa­tae (Об­суждение вопросов, 1257. — T. V. P. 1–198). В данном сочинении обсуждаются три вопроса: 1) De scientia Christi (О знании Христа. P. 1–43; далее О зн. Христа), то есть христологический вопрос о наличии у Господа человеческого знания; 2) De myste­rio Trinitatis (О тайне Святой Троицы. P. 44–115; далее О тайне Св. Тр.); 3) De perfectione euangelica (О Евангельском совершенстве. P. 117–198; далее О Еванг. соверш.), точнее, о четырех Евангельских добродетелях — смирении, нищете, воздержании и послушании. 3. Breuiloquium (Краткое изложение богословия, 1257. — T. V. P. 199–291; далее Кратк. изл.). Очень важное сочинение; включает 7 разделов: о Боге-Троице; о творении мира; о греховной порче; о воплощении Слова; о благодати Святого Духа; о Таинствах; о Страшном суде. 4. De reductione artium ad theologiam (О сведении наук к богословию. — T. V. P. 319–325; далее О свед. наук.). В этом небольшом сочинении Бонавентура рассматривает 6 наук как 6 светов (lumina), освещающих человеческую жизнь: свет Священного Писания, чувственного познания, искусств, логики, физики и этики; все они суть последовательные озарения Божественной благодати.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Евхаристия ). Каноном 2 осуждался трактат Иоахима Флорского о Троице, направленный против тринитарного учения Петра Ломбардского († 1160). Однако сам Иоахим Флорский избежал осуждения, т. к. некогда передал сочинение на рассмотрение в Римскую курию и неоднократно подтверждал свою приверженность учению католич. Церкви. Учение Петра Ломбардского было признано офиц. католич. доктриной. Тем же каноном осуждалось учение Амальрика Бенского, но содержание доктрины не раскрывалось. Канон 3 посвящен общим мерам по противодействию ереси. Отлучению от Церкви и анафеме подлежали все выступавшие против католич. вероучения, изложенного в предшествующих канонах. Светским властям предписывалось принимать меры против еретиков. Те, кто сражались против еретиков, пользовались теми же привилегиями, что и крестоносцы. Епископы, виновные в потворстве еретикам, подлежали смещению со своих кафедр. Этот канон в дальнейшем стал одним из юридических оснований инквизиции . В канонах Л. С. затрагивались взаимоотношения с Православными Церквами. Строго осуждалась распространенная «среди греков» практика «очищения» (букв.- «омовения») алтарей, на к-рых служили по лат. обряду, и перекрещивания тех, кто были крещены католиками (канон 4). Провозглашался примат папы Римского как главы Вселенской Церкви, устанавливался иерархический порядок вост. Патриархатов: К-польский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Патриархи были обязаны присягнуть папе Римскому и получить от него паллий (канон 5). Л. С. ввел или подтвердил меры, направленные на поддержание церковной дисциплины. На уровне церковных провинций и диоцезов следовало ежегодно созывать Соборы (канон 6). В юрисдикцию епископов было передано рассмотрение дел о преступлениях каноников (ранее такие дела решал капитул) (канон 7). Устанавливались процессуальные нормы расследования в случае обвинения католич. прелатов в уголовных преступлениях, влекущих за собой извержение из сана, и канонических нарушениях, получивших широкую огласку и послуживших соблазном пастве (канон 8).

http://pravenc.ru/text/2463165.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010