Петра Ломбардского

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013
Очерк мистического богословия Восточной Церкви - ...Искать в Источникеpravmir.ru
... nexus amoris, соединяющий два первых Лица. Это ясно нам потому, что учение Восточной Церкви видит в Отце единственный ипостасный источник Святого Духа. Таким образом, приложимое к Святому Духу восточными мистиками имя " любовь " (agaph) не говорит о характере Его Ипостаси, о Его тринитарном соотношении, но всегда указывает на Него, как на Подателя любви, на Источник любви в нас, на силу Того, Кто соделывает нас причастниками этого высочайшего совершенства, общей природы Пресвятой Троицы. Ибо любовь, говорит святой Григорий Нисский, есть " сама жизнь Божественной природы " [48]. Учение Петра Ломбардского о том, что " мы любим Бога любовью Божией " , то есть Святым Духом, Который для западных богословов является взаимной любовью Отца и Сына, неприемлемо для восточного богословия, полагающего, что любовь принадлежит общей природе Святой Троицы, от которой Дух Святой отличается как Лицо. Но и учение томистов, в корне противоположное учению Magister Sententiarum, также не может быть принято мистическим богословием Восточной Церкви. Действительно, сила любви, сообщаемая душе Святым Духом, хотя и отличается от самой Божественной Ипостаси Духа, не является эффектом тварным, ... далее ...
ИОАНН ПЕКАМИскать в Источникеpravenc.ru
... мира Богом и обосновывается невозможность вечного существования мира (эти «вопросы» публиковались также отдельно, с параллельным англ. переводом: Questions Concerning the Eternity of the World. 1993) . Точная датировка для большинства «вопросов» неизвестна, некоторые предположения по датировке отдельных «вопросов» были выдвинуты издателем (Etzkorn G. J.) Queastiones disputatae. 2002. P. XII-XIII (; в критическом издании серии «вопросов» упорядочены по тематическому принципу) Ibid. P. XIII (.) 3. Как и всякий преподаватель теологии в XIII в., И. П. должен был читать лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского. От этих лекций в рукописях сохранились только «вопросы» по 1-й кн. «Сентенций» - «Super Sententias Magistri» (Florent. Bibl. Centr. Conv. soppr. G. 4. 854; полное описание рукописи и перечень «вопросов» см. : Spettmann. 1927; ср. также: Doucet. 1933. P. 427-428) , которые целиком никогда не издавались. В нач. XX в. были опубликованы 18 «вопросов» из разных разделов 1-й книги, посвященные учению о душе (Ioannes Pecham.) Quaestiones tractantes de anima. 1918. P. 183-221 (; также были изданы 1-й и 2-й «вопросы» из 2-го раздела 1-й книги, в к-рых И. П. предлагает ... далее ...
Бонавентура / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... в сан епископа Альбанского. Скончался Бонавентура в 1274 году – в самые первые дни 2-го Лионского собора, на котором планировалось установить унию между Православной Церковью и Католической. Вспомним, что по дороге на Лионский собор скончался Фома Аквинский, другой крупнейший богослов этого времени, и напрашивается мысль: наверное, не случайно два величайших католических богослова – Фома Аквинский и Бонавентура – не смогли принять участие в этом соборе. Августин + Аристотель Бонавентура оставил после себя много трудов, среди которых есть, конечно же, и комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского: «Сентенции» Петра Ломбардского – это первый и наиболее авторитетный учебник по догматическому богословию, и выпускник теологического факультета Парижского университета, желавший заниматься наукой, должен был написать комментарий к «Сентенциям»; при успешной защите этой работы он получал степень, которая так и называлась: бакалавр-сентенциарий. Среди многочисленных небольших сочинений Бонавентуры, его проповедей и комментариев на отцов Церкви выделяется «Путеводитель души к Богу» – малая по объему, но очень емкая работа, в которой Бонавентура предлагает некоторый свод ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Схоластика / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... мысли дал великий восточный православный богослов преподобный Иоанн Дамаскин: его «Точное изложение православной веры» – пример изумительной схоластики в самом хорошем смысле этого слова. Опираясь на аристотелевскую философию и логику, предварительно написав «Философские главы», где он дает свое понимание Аристотеля и показывает, как нужно определять и доказывать, преподобный Иоанн Дамаскин четко и точно излагает православную веру – по главам, по параграфам. Так что образец уже был. По образцу «Точного изложения православной веры» был написан первый учебник богословия – «Сентенции» Петра Ломбардского. Так что схоластика возникает именно как стремление изложить истины христианского богословия четко, логично, доказательно. И я лично не вижу в этом ничего плохого, даже наоборот: это замечательное школьное нововведение. Но впоследствии, через два-три века, привыкнув к такому способу изложения, многие западные богословы будут считать, что другого богословия и быть не может: богословие должно быть четким, логичным, доказательным. И это станет главным отличием схоластики от патристики, где мысль – живая, часто достигающая таких высот, что не изложишь ее в логических ... далее ...
Восток и Запад в богословии и церковной истории – ...Искать в Источникеpravmir.ru
... считает, что это был, может быть, поворотный такой, судьбоносный момент, который имел далеко идущее значение для всей истории Церкви и церковной мысли, он говорил: «Христианский эллинизм гораздо шире, чем мы готовы признать. Блаженный Августин и даже святой Иероним были не в меньшей степени эллинистами, чем святой Григорий Нисский или Иоанн Златоуст. Именно Августин ввел неоплатонизм в западное богословие. Псевдо-Дионисий тоже имел влияние на Западе не меньше, чем на Востоке, от Гильдуина до Николая Кузского. А святой Иоанн Дамаскин был авторитетен и в средневековой Византии, и для Петра Ломбардского, и для Фомы Аквината. Томизм сам по себе тоже эллинистичен». Это понятие о том, что в томизме тоже есть элемент эллинизма, на самом деле позволяет говорить о томизме в положительных категориях. Включение Фомы и томизма в категорию христианского эллинизма позволяет отзываться о них положительно. Флоровский с сожалением отмечает, насколько мало Аквинат изучен на Востоке. Отмечает, что многие православные могли бы с разочарованием найти в нем достаточно ощутимую мистическую и апофатическую составляющую. Обсуждая работы Лосского с архимандритом Софронием Сахаровым в своем ... далее ...
Из истории западного богословия: БонавентураИскать в Источникеpravmir.ru
... во францисканский орден. С 1225 по 1234 Бонавентура обучался в одном из францисканских монастырей в Баньорее. Около 1234 года он уехал в Париж, где поступил на факультет искусств и вскоре стал магистром. В 1243 году Бонавентура вступил в парижский францисканский монастырь меньших братьев, или миноритов, где изучал богословие у Александра Гэльского и Иоанна Рошельского. После их смерти в 1245 году Бонавентура продолжал обучение у Одона Риго и Уильяма Мелитонского, а в 1248 году стал библейским бакалавром и читал лекции по Священному Писанию. После составления Комментария к Сентенциям Петра Ломбардского он в 1253 году получил от канцлера Парижского университета право преподавания и титул доктора богословия, однако из-за оппозиции преподавателей Парижского университета из белого духовенства к монашеским орденам смог преподавать только в парижской францисканской школе. В 1257 году Бонавентуре все-таки предоставили кафедру на богословском факультете университета, но в том же году он был избран генералом францисканского ордена, после чего навсегда оставил преподавательскую деятельность. Тог­да же он встретился с папой Александром IV. В первые годы исполнения своей новой ... далее ...
Два типа этических концепций | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... Николай Онуфриевич рисует следующий его психологический портрет: “…жизнь сатаны полна разочарований, неудач и всевозрастающего недовольства жизнью. Таким образом, у нас есть достаточное основание утверждать, что даже сатана рано или поздно преодолеет свою гордыню и вступит на путь добра”, ссылаясь при этом и на “соображения святителя Григория Нисского” (с той же непосредственностью, как он ссылается в других случаях на Н. Гартмана или Лермонтова) , который, однако, при всех своих теологуменах, таким тонким “психологом-портретистом” никак не был. См. Там же. С. 125. Лекции по “Сентенциям” Петра Ломбардского (Opus Oxoniense III. 19; ср. Reportata Parisiensia I. 48) . Одно из лучших изложений этических воззрений Дунса Скота в целом содержится в монографии: Gilson É. Jean Duns Scot. Introduction ses positions fondamentales. P., 1952. С. 603–624. Сама дилемма восходит, однако, уже к “Эвтифрону” из корпуса ранних платонических диалогов, где исследуется аналогичная проблема и предлагаются два способа ее решения: 1 (благочестие угодно богам потому, что оно есть род справедливости) как то считает платоновский Сократ (и 2) благочестиво то, что угодно богам (как полагает его ... далее ...
КРЕЩЕНИЕ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... форма таинства К. отсутствует, однако человек получает полную благодать и силу К. по своей вере, при этом для действительности такого К. требуется, чтобы человек «желал, но не мог» принять К.) Summa Sententiarum. 5. 5, 7 PL. 176. Col. 130-133 (. В учении об объективной действительности К., совершаемого кем угодно во имя Св. Троицы) Ibid. 5. 8 Ibid. Col. 133-135 (, а также при рассмотрении нек-рых частных церковно-канонических аспектов совершения К.) Ibid. 5. 9-12 Ibid. Col. 135-138 (автор «Суммы» следует предшествующей традиции и не привносит чего-либо нового.) Учение о К. в «Сентенциях» Петра Ломбардского и в ранних схоластических суммах ( 2-я пол. XII - 1-я пол. XIII в. ) Изложение учения о таинствах в 4-й кн. «Сентенций» (Sententiae) Петра Ломбардского († 1160) , работавшего над этим сочинением с 1154 по 1158 г., стало важнейшей вехой в развитии католич. сакраментологии. Хотя Петр Ломбардский не был оригинальным и самостоятельным теологом и в области учения о таинствах верно следовал традиции Сен-Викторской богословской школы, во мн. случаях дополняя ее основные положения подобранными им авторитетными мнениями отцов Церкви, осуществленные в «Сентенциях» ... далее ...
«Святоотеческие основания православного учения о ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... никоим образом не меньше первого, ибо освящают его не люди, но Тот, Кто освятил первоначальную жертву». Из этого следует, что недостоинство священнослужителей не является препятствием для действительности таинств, равно как их действительность не зависит от личной веры принимающих таинства. Напротив, будучи действиями Самого Христа, таинства имеют объективный характер. Число таинств Здесь, как и в других случаях, нужно иметь в виду особенности употребления термина mysterion у Святых Отцов. Нам не следует навязывать более ранним источникам то понимание семи Таинств, которое складывается у Петра Ломбардского и схоластиков в XII в. и позднее, а затем воспринимается многими православными авторами. Более того, греческие Отцы не проводят четкой грани между таинствами, с одной стороны, и другими священнодействиями Церкви, которые римо-католики называют «сакраменталиями», с другой. Многие ранние авторы — например, св. Кирилл Иерусалимский, св. Амвросий, Феодор Мопсуестийский и св. Кирилл Александрийский — говорят о трех главных «таинствах»: Крещении, Миропомазании и Евхаристии; однако этот перечень из трех пунктов не обязательно следует рассматривать как исчерпывающий. Св. ... далее ...

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Прочитать книгу можно здесь
Майстер Экхарт — Григорий Палама: продолжение ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... вошли в Анастасиевский корпус (до 875 г.) , список с которого был сделан в Сорбонне в 1250-х гг. и был доступен Экхарту в годы его пребывания в Париже. (Кроме Ареопагита с его комментаторами и Дамаскина, рейнский мистик часто цитировал Иоанна Златоустого, знал «Шестоднев» Василия Великого, через компиляции Руфина и Иеронима был знаком с восточными патериками... Своим интересом к сочинению Иоанна Дамаскина Экхарт не был оригинален. Интерес к «Точному изложению православной веры» значительно вырос на Западе в XIII в. Сочинение назвали «Sententiae Damasceni» и, по аналогии с «Сентенциями» Петра Ломбардского, разделили на 4 книги.) В «Точном изложении» доминиканского богослова интересовала, прежде всего, глава 9 книги I с ее размышлениями над теонимом «Сущий». Их Экхарт учитывал при изложении теории «чистого акта» в своем «Толковании на Исход» (пунк 24) . Но и глава 15 части III, несомненно, привлекала его, как и его современника Григория Паламу, выстроенной в ней конфигурацией: действующий — действие — дело. Осваивая её, Экхарт предлагает в пункте 110 «Книги иносказательных толкований на Бытие» для греческого термина «ἐνεργητικόν» латинский синоним «producens», для термина ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Петра Ломбардского
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера