Петра Ломбардского

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
Введение в историю Церкви - Часть 1 - Обзор ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 1292 г. предоставит преподавателям Парижского университета привилегию учить в любом месте, не сдавая экзамена. В 1248–1257 гг. в Парижском университете преподает итальянский францисканец Джованни Фиданца Бонавентура, который впоследствии станет седьмым преемником св. Франциска Ассизского на посту генерала францисканцев и будет причислен к лику святых. Учился он здесь же, в Париже, у знаменитого схоласта- францисканца Александра Гэльского. За годы преподавания Бонавентурой были написаны важнейшие философские и теологические труды: толкования на Св. Писание и комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского, «О совершенстве евангельском» (De perfectione evangelica) в жанре спорных вопросов (quaestiones disputatae) и «Краткослов» (Breviloquium) – краткая сумма философии и догматики 700. Теология является для Бонавентуры владычицей всех светских наук, которые он объединяет под общим именем «философии», а единение с Богом, к которому любовь ведет человека шестью ступенями познания, – величайшим благом 701. Достигается же это благо только в Церкви и только через ее бескровную Жертву – Литургию: «Порядок божественных таинств, благодеяний и воздаяний в теле Церкви открывает нам ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Эхо Благой ВестиИскать в ИсточникеИсточник
... указывать на возможность «толкиновского» теологумена (так в богословии называется частное богословское мнение, не утверждаемое, как догмат, но не являющееся и заведомо ошибочным) . Существует, к примеру, богословское мнение, согласно которому текст книги Бытия (1, 26) может предполагать, что прежде, чем сотворить человека, Бог совещался с ангелами [213]. Библия как минимум единожды образным языком представляет подобное «совещание·» Бога с ангелами в 3–ей Книге Царств (22, 19) , где Бог как бы предлагает ангелам некую проблему, ожидая их предложений по поводу ее решения. В «Сентенциях·» Петра Ломбардского, которые на Западе в Средние Века были основным источником для изучения богословия, высказано мнение, согласно которому возможность творить может быть дана Богом и Его созданиям — но только как Его представителям, действующим от Его имени, а не «от себя·». Св. Фома Аквинский не соглашался с этим мнением и вполне убедительно доказывал, что только Бог может совершить акт творения — но ведь в «креационном мифе·» Толкина эта возможность и в самом деле остается присущей лишь Эру Циклы начинаются с космогонического мифа: «Музыки Айнур». Явлены Бог и Валар [214] (или власти; в ... далее ...
ИОАНН ДУНС СКОТ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... сочинения остались в незавершенном состоянии. При этом широкая известность И. Д. С. в среде католич. богословов послужила тому, что сразу же после его кончины его сочинения стали активно переписываться и распространяться. Непосредственное участие в этом принимали ученики И. Д. С., которые не только переписывали сочинения учителя, но часто, учитывая их незавершенный характер, редактировали и дополняли их по своему усмотрению. В результате такой редактуры основное богословское сочинение И. Д. С., над составлением к-рого он работал вплоть до смерти, «Упорядоченные «вопросы» по «Сентенциям» Петра Ломбардского» (Ordinatio) , оказалось дополненным вставками из др. работ и набросков, имевших своим предметом тематический круг «Сентенций», а также вставками из записей лекций И. Д. С., делавшихся его учениками и секретарями во время его преподавания. Получившаяся компиляция стала известна под названием «Оксфордское сочинение», поскольку в ее основе лежала схема вопросов, представленная при чтении лекций по «Сентенциям» в Оксфорде, хотя сам И. Д. С. и его ученики позднее дополняли содержание оксфордских лекций материалами парижских и, возможно, кембриджских лекций. Известность И. Д. ... далее ...
ИОАНН ПЕКАМИскать в Источникеpravenc.ru
... мира Богом и обосновывается невозможность вечного существования мира (эти «вопросы» публиковались также отдельно, с параллельным англ. переводом: Questions Concerning the Eternity of the World. 1993) . Точная датировка для большинства «вопросов» неизвестна, некоторые предположения по датировке отдельных «вопросов» были выдвинуты издателем (Etzkorn G. J.) Queastiones disputatae. 2002. P. XII-XIII (; в критическом издании серии «вопросов» упорядочены по тематическому принципу) Ibid. P. XIII (.) 3. Как и всякий преподаватель теологии в XIII в., И. П. должен был читать лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского. От этих лекций в рукописях сохранились только «вопросы» по 1-й кн. «Сентенций» - «Super Sententias Magistri» (Florent. Bibl. Centr. Conv. soppr. G. 4. 854; полное описание рукописи и перечень «вопросов» см. : Spettmann. 1927; ср. также: Doucet. 1933. P. 427-428) , которые целиком никогда не издавались. В нач. XX в. были опубликованы 18 «вопросов» из разных разделов 1-й книги, посвященные учению о душе (Ioannes Pecham.) Quaestiones tractantes de anima. 1918. P. 183-221 (; также были изданы 1-й и 2-й «вопросы» из 2-го раздела 1-й книги, в к-рых И. П. предлагает ... далее ...
ИОАХИМ ФЛОРСКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... трактат «De unitate seu essentia Trinitatis» (О единстве или сущности Троицы; см. : Mansi. T. 22. Col. 981-982) . Считалось, что этот трактат утрачен, однако во 2-й пол. XX в. был обнаружен фрагмент сочинения с таким названием, к-рый Грундманн посчитал принадлежащим И. Ф. (Grundmann. 1969. S. 33; ср. : Selge. 1989 1990. P. 35) . Фрагмент был издан А. Мельманом как часть его докторской диссертации ( Mehlmann. 1991. S. 385-530 ) , при этом Мельман оспаривал авторство И. Ф. и утверждал, что в действительности фрагмент является извлечением из комментария Гандульфа Болонского к «Сентенциям» Петра Ломбардского (Selge. 1989 1990. S. 35) . Приписываемые и неподлинные Популярность эсхатологических идей И. Ф. в XIII в. привела к тому, что ему стали приписываться мн. сочинения, гл. обр. содержащие пророчества или их толкование. Эти трактаты создавались учениками и последователями И. Ф. и часто содержат идеи, близкие к его учению, однако в них встречаются и откровенно еретические положения. В число сочинений, приписывавшихся И. Ф., входят: «Super Hieremiam prophetam» (Толкование на пророка Иеремию; о трактате см. : Moynihan. 1988) ; «Super Esaiam prophetam» (Толкование на пророка ... далее ...
Жизнь и религиозная деятельность Источники О ...Искать в Источникеpravenc.ru
... свойством Сына - рожденность от Отца, свойством Св. Духа - исхождение от Отца и Сына ( ср. : Niesel. 1956. P. 58-60 ) . В качестве обоснования принимаемого им католического учения о Filioque К. ссылался на Послание к Римлянам ап. Павла, отмечая, что апостол одинаково называет Св. Дух «Духом Божиим», т. е. Духом Отца, и «Духом Христовым», т. е. Духом Сына ( см. : Рим 8. 9, 11 ) ; однако более подробно К. на обсуждении этого догмата не останавливался ( см. : Calv. Inst. I 13. 18 ) . Обсуждая соотношение Божественной сущности и Божественных Лиц, К. занимал позицию, близкую к взглядам Петра Ломбардского, и не соглашался с критикой взглядов Петра, которую вел Иоахим Флорский († 1202) и впосл. отчасти поддерживал Лютер (см. : Luther M. WA. Bd. 39. Hbd. 2. S. 387-388; ср. : Wendel. 1963. P. 167) . К. отмечал, что сторонники Иоахима полагают, будто в традиц. учении о трех Лицах и единой сущности Бога «устанавливается четверица», поскольку «три Лица проистекают из одной сущности наподобие трех ручьев» (Calv. Inst. I 12. 25) . Отвечая на эту критику, К. утверждал: «Мы не извлекаем (abstrahere) Лиц из сущности; напротив, мы утверждаем, что все они пребывают (resideant) в ... далее ...
КАЛЬВИН • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... К сочинениям др. древних церковных писателей К. в большинстве случаев обращался с целью найти в них поддержку в полемике по различным вопросам со своими современниками; в число авторов, сочинения которых часто использовал К., входят: мч. Иустин Философ (Oort. 1997. P. 685) ; сщмч. Ириней, еп. Лионский ( Ibid. P. 685-686 ) , Тертуллиан ( Ibid. P. 686-687 ) , сщмч. К. были известны наиболее важные сочинения средневековых католических богословов: в «Наставлении... » он нередко ссылался на канонический сб. «Декрет Грациана» ( Decretum Gratiani; см. в ст. ) Грациан (и на «Сентенции» Петра Ломбардского) более 30 раз (; по-видимому, он также читал «Сумму теологии» Фомы Аквинского, однако прямые отсылки к ней отсутствуют) Ganoczy. 1987. P. 168-169, 352 (. В большинстве случаев к сочинениям средневек. схоластов К. обращался лишь в полемических целях и использовал их в качестве материала для критики) см. : Ganoczy. 1987. P. 170-173; Muller. 2000. P. 39-61 (. В XIX-XX вв. выдвигались предположения о серьезном влиянии на формирование богословских взглядов К. некоторых идей Иоанна Дунса Скота и его последователей) гл. обр. францисканца Джона Мейджора (, а также взглядов ... далее ...
Майстер Экхарт — Григорий Палама: продолжение ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... в Анастасиевский корпус (до 875 г.) , список с которого был сделан в Сорбонне в 1250-х гг. и был доступен Экхарту в годы его пребывания в Париже. (Кроме Ареопагита с его комментаторами и Дамаскина, рейнский мистик часто цитировал Иоанна Златоустого, знал «Шестоднев» Василия Великого, через компиляции Руфина и Иеронима был знаком с восточными патериками... Своим интересом к сочинению Иоанна Дамаскина Экхарт не был оригинален. Интерес к «Точному изложению православной веры» значительно вырос на Западе в XIII в. Сочинение назвали «Sententiae Damasceni» и, по аналогии с «Сентенциями» Петра Ломбардского, разделили на 4 книги.) В «Точном изложении» доминиканского богослова интересовала, прежде всего, глава 9 книги I с ее размышлениями над теонимом «Сущий». Их Экхарт учитывал при изложении теории «чистого акта» в своем «Толковании на Исход» (пунк 24) . Но и глава 15 части III, несомненно, привлекала его, как и его современника Григория Паламу, выстроенной в ней конфигурацией: действующий — действие — дело. Осваивая её, Экхарт предлагает в пункте 110 «Книги иносказательных толкований на Бытие» для греческого термина «ἐνεργητικόν» латинский синоним «producens», для термина ... далее ...
БЛАГО • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Б. : 2 вида относятся к Б. века сего - Б. тела и Б. души, 3-й вид Б. - блаженство вечной жизни (Sermones in quadragesima. 5. 8) . Петр Ломбардский вслед за блж. Августином называет низшие Б. «тем, чем следует пользоваться» (res quibus utendum est) , т. е. тварный мир и все содержащиеся в нем твари, а Высшее Благо - «тем, чем следует наслаждаться» (res quibus fruendum est) , т. е. Богом Троицей (Sententiae. I 1. 2) . То, чем следует наслаждаться, делает людей блаженными, а то, чем следует пользоваться, помогает людям в их стремлении к блаженству (Ibidem) . Добродетели души, по мнению Петра Ломбардского, являются не только «тем, чем следует пользоваться», но и «тем, благодаря чему мы наслаждаемся» (Ibid. I 1. 8) : они услаждают тех, кто обладает ими, чистым и святым наслаждением и духовной радостью, однако на них не следует останавливаться, ибо движение любви здесь не прекращается, это не есть ее предел, к-рый относится к Высшему Благу, к Которому только и следует прилепляться, поскольку Его следует любить только ради Него Самого и сверх Него ничего более не следует искать (Ibidem) . Поэтому Петр Ломбардский считает, что добродетелями души как «природными благами» ... далее ...
Схоластика / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... мысли дал великий восточный православный богослов преподобный Иоанн Дамаскин: его «Точное изложение православной веры» – пример изумительной схоластики в самом хорошем смысле этого слова. Опираясь на аристотелевскую философию и логику, предварительно написав «Философские главы», где он дает свое понимание Аристотеля и показывает, как нужно определять и доказывать, преподобный Иоанн Дамаскин четко и точно излагает православную веру – по главам, по параграфам. Так что образец уже был. По образцу «Точного изложения православной веры» был написан первый учебник богословия – «Сентенции» Петра Ломбардского. Так что схоластика возникает именно как стремление изложить истины христианского богословия четко, логично, доказательно. И я лично не вижу в этом ничего плохого, даже наоборот: это замечательное школьное нововведение. Но впоследствии, через два-три века, привыкнув к такому способу изложения, многие западные богословы будут считать, что другого богословия и быть не может: богословие должно быть четким, логичным, доказательным. И это станет главным отличием схоластики от патристики, где мысль – живая, часто достигающая таких высот, что не изложишь ее в логических ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Петра Ломбардского
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера