Двадцать девятый день. Поучение 2-ое. День свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. (Апостолы своею жизнию научают нас той истине, что без благодати Божией человек весьма слаб). I. Великие похвалы св. церковь относит ныне празднуемым апостолам: Петру и Павлу. Труды их для распространения и утверждения св. веры нашей и церкви выше всех похвал наших. Для нас в этом отношении достаточно участвовать умом и сердцем в песнопениях св. церкви, сложенных в честь св. апостолов. Лучшего мы не придумаем. Да и для чего было бы придумывать, когда труды благовестия апостолов Петра и Павла у всех на виду и заставляют каждого размышляющего только благоговеть к ним? Однакож – размышляющаго, потому что без размышления о подвигах апостолов нельзя понять всей их важности. II. Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными? По своему характеру, по своей особенной ревности к благовестию Христову, по смелости своих действий для распространения веры христианской, за которую Петр был распят, по собственному желанию, головою вниз, считая себя недостойным быть распятым по образу Христа Спасителя, как некогда трикраты отвергшийся Его в испуге, по живости характера; а Павел был усекнут мечем. а) «Ап. Петр» избран Господом в самом начале открытого Его служения роду человеческому, и переименован из Симона Петром, потому что он первый из апостолов признал в Иисусе истинного Мессию. «Ты еси Христос, Сын Бога живаго», сказал он на вопрос Спасителя: «вы же Кого Мя глаголете быти» ( Матф. 16, 15 и 16)? Исповедание сказанное Петром есть краеугольный камень христианства, потому и сказавший назван камнем: Петр значит камень; назван он так и в знак того еще, что Спаситель знал, какую со-временем он покажет твердость веры. И действительно, омывший горькими слезами свое троекратное, но самое кратковременное отречение от Христа в часы страданий Его, – он запечатлел после веру свою кровию и крестною смертию. По истине апостол Петр есть первоверховный! б) Но «Павел» вначале не был апостол, не только в числе двенадцати, но даже в числе семидесяти. Он не сопровождал Господа во время Его проповеди, а обратился ко Христу уже по вознесении Его на небо, – чудесным образом. Павел, в иудействе Савл, был самым жестоким гонителем христиан, а потом сделался достойным названия первоверховного апостола по своим великим заслугам для церкви; вот что значит благодать Божия! Она сделала из страшного врага самого сильного защитника христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ о проповеди и о судьбе св. апостолов Св. Первоверховный ап. Петр (Симон) проповедовал сначала в Иудее, затем в Антиохии, в Вифании, в Асии, во Иллипице, а также по всей Италии и в самом Риме. В Риме он был распят вниз головой, при императоре Нероне. Ап. Петр, вместе с апостолом Павлом, как более всех потрудившиеся в проповеди веры Христовой, наименованы Св. Церковью первоверховными . Св. Первоверховный ап. Павел (Савл) проповедовал во многих странах начиная от Иерусалима и кончая столицею мира Римом. В Риме он был обезглавлен императором Нероном. Св. ап. Андрей Первозванный , был в пределах нашего Отечества, он водрузил крест на киевских горах, предсказав будущее просвещение России Христовой верою. Проповедовал он по берегам Черного моря и в других странах. В Византии он рукоположил во епископа Стахия, одного из семидесяти учеников. В городе Патрах, в Ахаии (Греция), язычники распяли его на кресте особой формы, на подобие буквы X, который поэтому стал называться Андреевским крестом . Св. ап. Иаков Заведеев – проповедовал в Иерусалиме, и первый из апостолов пострадал за Христа. По повелению иудейского царя Ирода Агриппы, он был обезглавлен в Иерусалиме. Св. ап. евангелист Иоанн Богослов , после мучений в Риме, был сослан на о. Патмос. Св. ап. Иоанн жил дольше всех апостолов и мирно скончался в Азии в гор. Ефесе. По преданию, св. апостол по собственному желанию, был погребен его учениками живым. Когда же, вскоре после погребения, пришедшие христиане разрыли его могилу, то там тела св. ап. Иоанна не оказалось. Св. ап. Филипп – проповедовал в Асийских странах вместе с апостолом Варфоломеем и сестрою своею Мариамиею. Во Фригии (провинция Малой Азии) в гор. Иераполе, принял мученическую смерть – был распят вниз головою. Св. ап. Варфоломей (Нафанаил) – проповедовал сначала вместе с ап. Филиппом в Сирии и Асии, затем был в Индии и перевел Евангелие от Матфея на индийский язык; потом проповедовал в Армении, где и принял мученическую кончину в гор. Альване: по одним сведениям он был распят вниз головою, по другим сведениям, был запорот до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы вступили в Петров пост 11.07.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Петров пост Хорошо нам в течение Петрова поста, который в этом году длится целый месяц, постараться прочитать два Соборных Послания апостола Петра и четырнадцать Посланий апостола Павла — кто сколько вместит. Не забывая при этом предупреждения преподобного Исаака Сирина: «Никогда не приступай к чтению Писания, не помолившись, да не раскаешься». Снова должны мы задуматься о том, что жизнь христианина глубока и серьезна, что не так-то легко исполнять заповеди Божии, как может показаться. Начать чаще, чем обычно, ходить в храм, все исполнять по церковным предписаниям. Да, без этого и говорить не о чем, но надо дойти до сути — до того, о чем непрестанно говорят нам в Церкви апостолы Петр и Павел. Победить грех — это все равно что победить смерть. Кто из нас может победить смерть? Это возможно только по мере принятия нами дара победы Христовой. Потому исполнить заповедь Божию — значит стать исповедником Христа, а совершить грех — значит отречься от Христа. В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла мы услышим за Божественной литургией вопрошание Господа: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Одни полагают, что Он — Иоанн Креститель, другие ? что Илия или один из пророков. Господь не удивляется таким ответам. Но Он обращается к ученикам, чтобы узнать, что они думают о Нем. Он ждет от них иного ответа, потому что они ? близкие Его, и им дана была возможность узнать Его намного больше, чем всем. Апостол Петр отвечает от имени Двенадцати: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». И Господь говорит о блаженстве его исповедания. Но хотя не плоть и кровь открыли это апостолу Петру, но Отец, Сущий на небесах, Господь не удовлетворяется истинностью его ответа. Господу надо ясно показать, что значит это слово «Мессия Христос», и Он раскрывает, какого рода Мессией Он будет. Он говорит о страдании, об отвержении, о предании Его на смерть и о Воскресении. Петр слышит только первую часть того, что говорит Господь и начинает прекословить Ему: «Нет, это невозможно! Это не может быть Твоей участью». «Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою». Ответ Господа беспощаден: «Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Петр был ближайшим учеником Христовым в течение долгого времени, и не знал по-настоящему Христа.

http://moral.ru/know-truth/

Петров пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы 24 июня. ПРАВМИР. Православные отмечают начало Петрова поста. Он продлится до 12 июля — дня памяти святых апостолов Петра и Павла. Основная цель поста заключается в подготовке к торжествам во имя двух первоверховных апостолов. Петров пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы, дата которого, в свою очередь, зависит от даты празднования Воскресения Христова (Пасхи), поэтому продолжительность поста год от года варьируется. Петров пост считается нестрогим — постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы. Петр и Павел более других апостолов потрудились в проповеди христианства среди иудеев и язычников, поэтому Церковь называет их «первоверховными». Иисус Христос призвал рыбака Симона (Петра) с братом Андреем в ученики. Симон стал самым ревностным последователем Иисуса и за свою крепкую веру в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий, получил от него имя «Петр», что в переводе с греческого означает «камень». Как повествует Евангелие от Матфея, Спаситель обещал основать на этом камне Свою Церковь. Петр первым начал проповедовать в Иерусалиме о воскресшем Христе и много пострадал за веру. Павел же прежде носил имя Савл и был жестоким гонителем христиан. Он даже участвовал в убийстве первого христианского мученика архидиакона Стефана, однако был чудесным образом обращен к вере Самим Богом. В 67 году в Риме во время жестоких гонений на христиан со стороны императора Нерона апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а апостол Павел — обезглавлен мечом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 июня, 2020 15 июня, 2020 13 июня, 2023 12 июля, 2021 12 июля, 2021 28 июня, 2021 28 июня, 2021

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

Освящен Петропавловский придел Сергиевского храма в скиту Серафимо-Дивеевского монастыря в селе Выездном 13 ноября 2020 г. 13:02 12 ноября 2020 года в Сергиевском храме одноименного скита Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря , расположенного в селе Выездном Арзамасского района Нижегородской области, было совершено освящение придела в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Чин великого освящения возглавил  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . В новоосвященном приделе глава Нижегородской митрополии совершил Божественную литургию. Правящему архиерею сослужили старший священник Серафимо-Дивеевского монастыря иерей Владимир Каргин, исполняющий обязанности наместника Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря игумен Феодосий (Какуркин), настоятель нижегородского храма во имя Пресвятой Живоначальной Троицы протоиерей Сергий Шалатонов и другие клирики. За богослужением вместе с прихожанами молились настоятельница Дивеевской обители игумения Сергия (Конкова), настоятельница Арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница архиерейского подворья возрождающегося Арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница Мало-Пицкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко). После богослужения игумения Сергия поблагодарила митрополита Георгия за архипастырское попечение и преподнесла заздравную просфору и образ преподобного Сергия Радонежского. «Более 20 лет мы восстанавливаем этот храм, — поделилась настоятельница Дивеевского монастыря. — Многие люди поучаствовали в возрождении этой церкви, и, сознавая наши немощи, мы понимаем, что именно Господь в нужный час посылал тех, кто понес труды для его восстановления, являя нам Свою милость». Глава митрополии обратился к собравшимся со словом, рассказав о духовном значении основных событий земной жизни первоверховных апостолов, о пути, который они совершали со Спасителем. «Обращаясь к их житиям, мы как христиане находим для себя много поучительного. Даже, они, ближайшие последователи Господа Иисуса Христа, испытывали человеческие слабости, которые искупали ревностным служением. И недаром за богослужением мы вспоминаем, как апостол Петр трижды отрекся от Учителя, как Он и предрекал. Мы видим, что происходит с человеком, который отходит от Господа и, впадая в гордыню, рассчитывает только на себя. Нам всегда стоит помнить о словах Спасителя, которые проповедовал апостол Павел: " Сила моя в немощи совершается " (2Кор. 12:9)».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Прудки. Церковь Петра и Павла. Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:не ранее 2009. Адрес: Починковский р-н, п. Прудки, ул. Школьная Координаты: 54.4053, 32.3702 Проезд:С а/д Смоленск-Брянск в Прудках свернуть направо на Монастырщину. В конце поселка свернуть направо по указателю " Школа-интернат " . Строительство церкви - напротив школьного здания. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 12 июля 2018 года, в День первоверховных апостолов Петра и Павла, в Прудках состоялось знаменательное событие – торжественное освящение вновь построенного храма, названного в честь этих святых. Согласно архивным данным, в XVIII-XIX веках Прудки были не просто крупным населенным пунктом Смоленской губернии, но и центром волости. Главной достопримечательностью села являлась церковь. Сначала – деревянная, в честь святителя Николая Чудотворца. Она по каким-то причинам сгорела. Затем на её месте была построена ещё одна деревянная церковь, освященная в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. По преданию, именно в том храме венчалась бабушка великого композитора Михаила Ивановича Глинки… В 1869 году владельцами Прудков помещиками Аничковыми была возведена каменная церковь с двумя престолами – во имя святых апостолов Петра и Павла и Святителя Николая Чудотворца. Церковные земли занимали 110 десятин, из них 9 десятин усадебных, 50 – пахоты, 20 – сенокосных и 31 – неудобья. Насчитывалось почти 3 тысячи человек прихожан (1508 – женского пола и 1456 – мужского). Приходских дворов – 203. Священник в то время получал жалованье в 141 руб. 12 коп., дьякон – 52 руб. 60 коп., псаломщик – 35 руб. 28 коп., второй псаломщик – 23 руб. 52 коп. Все они – выпускники духовных училищ со званием учителя (сельской или церковно-приходской школы). Из Церковной летописи: «В селе Прудках церковь Петра и Павла, при ней приходских дворов 208; священно-церковно-служителей в притче находится: священник Иоанн Копытский, второй священник Алексей Корпачевский, дьячок Семен Копытский, пономарь Петр Алексеевич Корпачевский». Современная церковь села Прудков каменная, с двумя престолами: во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя Нипколая Чудотворца. Построена в 1846 году и совершенно окончена в 1869 году помещиками Аничковыми».

http://sobory.ru/article/?object=29974

Источник вдохновения Почему я думаю об апостолах Петре и Павле 5 июня, 2015 Почему я думаю об апостолах Петре и Павле Когда приступаешь к посту, лучше всего не просто бездумно есть одно и не есть другое, а думать о том, чему или кому этот пост посвящен. Петров пост, или, как его еще называют, апостольский, посвящен славным первоверховным апостолам Петру и Павлу, чью память Церковь в этом году совершает 12 июля. А начнется пост 8 июня и продлится сорок дней. Лично меня, когда я думаю об апостолах Петре и Павле, переполняет гордость за то, что они – такие. А какие «такие»? Эпитетов на ум приходит много. Сильные, надежные, самоотверженные, всю жизнь свою Христу и созданию Церкви посвятившие. Петр – это камень, на котором Христос Свою Церковь воздвигнул. И, как камень, он тверд и непоколебим. Говоря современным языком, от его образа исходит очень мощная энергетика. И когда мы думаем, на кого нам из людей опереться, тех людей, которые были особенно близки к Христу и могут нас чему-то научить, то в первую очередь вспоминаются апостолы. Они – славные, первоверховные. Они – мощь и сила, они – воины Христа. И, когда мы к ним в молитве обращаемся, мы можем, что называется, подпитаться их энергетикой, эмоционально зарядиться, подумать, как они жили, какие лишения претерпевали, как сильно Христа любили и какую Он на них сделал ставку. Это, безусловно, должно помочь нам преодолевать жизненные трудности и крепко стоять в вере. Не сдаваться, как не сдавались они. Может показаться странным: какой же Петр – «камень», если он трижды от Христа отрекся? Какой же он непоколебимый? Интересный парадокс. Ключ к нему, думается, прост. Господь точно знал весь потенциал Петра. Знал, что, однажды оступившись и горько раскаявшись, он больше никогда не свернет с выбранного пути. Знал его темперамент и его пылкость, его природную твердость. А что не готов был на Голгофе с Христом умереть, что испугался – да, на тот момент испугался. Смерти каждый боится, и Петр еще не готов был стать мучеником. Но потом-то стал готов!

http://pravmir.ru/istochnik-vdohnoveniya...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви 12 июля по новому стилю (29 июня по старому) - память первоверховных апостолов Петра и Павла. Эти имена мы слышим с детства повсюду: едем ли гулять на Петровский остров, слушать концерт в Павловске или загорать у теплых стен Петропавловки. Последнее слово знаменательно, ведь в названии крепости история соединила имена очень несхожих по происхождению, образованию и характеру людей. Не считая возможным отдать приоритет кому-то из них, Церковь присвоила обоим титул «первоверховных апостолов» и установила один день празднования. Почти всегда совмещает их образы и христианская иконография. При этом атрибутом апостола Петра являются ключи, а ученого апостола Павла - книга или орудие его казни - меч. Греческое слово «апостолос» заимствовано из дипломатического лексикона и переводится как «посланник», «посол». Первые двенадцать учеников стали «полномочными представителями» Иисуса Христа. Один из них, галилейский рыбак Симон, первым исповедал своего Учителя Мессией (Христом) и Сыном Божиим, а потому получил символическое имя и был поставлен первым среди апостолов: «отныне ты - Петр (Камень), и на этом камне Я создам Мою Церковь, и силы ада не одолеют ее». Миссионерская деятельность Петра протекала первоначально в Иерусалиме и странах Переднего Востока. По преданию, позднее он стал первым епископом столичной Римской Церкви, передав свое главенство преемникам - римским папам. Не все ученые склонны принимать эту версию, но с такими благочестивыми легендами спорить трудно. Во время первых гонений на христиан (66-67 гг.), развязанных императором Нероном, Петр был арестован и приговорен к распятию. Этот период его жизни многим знаком по роману Генрика Сенкевича «Камо грядеши». Считая себя недостойным умереть так, как Учитель, Петр попросил, чтобы его распяли на кресте вниз головой. Совершенно иная судьба складывалась у другого первоверховного апостола, не принадлежавшего к Двенадцати и даже не видевшего Христа при Его земной жизни. Савл родился около 10 г. н. э. в Тарсе (южное побережье Малой Азии) в богатой еврейской семье, обладавшей ценной привилегией - правом наследственного римского гражданства. Изучив Священное Писание и античную культурную традицию, молодой книжник отправился в Иерусалим и вступил в школу знаменитого законоучителя Гамалиила.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/14...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Основой изображения Первоверховных Апостолов является апокриф «Деяния Павла и Феклы»  – описание внешности апостола Павла: это человек «лысый, низкорослый, со сросшимися бровями, с носом выступающим». Эти характерные черты делают легко узнаваемыми изображения апостола Павла. Апостола Петра изображают человеком немолодым, с седой, нередко кудрявой, шевелюрой. Одеяния апостолов – хитон и гиматий; в руках они обычно держат свитки (реже – кодекс) с Евангельским учением, иногда крест, как символ мученичества и победы над смертью; у апостола Петра могут находиться в руках ключи ( Мф. 16:19 ). Именно таковыми предстают Первоверховные Апостолы в традиционной иконографии в Византии и на Руси. Описание Для раннехристианских времен апостолы Петр и Павел, несомненно, являются наиболее часто изображаемыми. С IV в., когда был установлен день их совместной памяти, появляются и их совместные иконы. Очень выразительна фреска конца XII в. из монастыря Ватопед на Афоне; в сохранившемся фрагменте апостол Петр изображен с седой кудрявой бородой и шевелюрой, а у Павла широкий, до самого темени, лоб и гладкая темная борода. Восточные лица с большими глазами и крупными носами находят себе ближайшие аналогии в мозаиках Хосиос Лукас. Фигуры тяжелые и плоские, линии отличаются особой жесткостью, лица обработаны при помощи резких зеленых теней, отсутствует развитая система тонких бликов. Лица расчленены белыми линиями, образующими сложные декоративные узоры. Линейная стилизация, принявшая гротесковые формы, окончательно вытесняет блики и моделировку. Такая манера письма была широко распространена на протяжении всей второй половины XII века, и особенно в Фессалониках.. Совместное изображение апостолов Петра и Павла, начиная с IV в., получает широкое распространение и как символ соборности Церкви – в это время Первым и Вторым Вселенскими Соборами был выработан и утвержден Символ веры. История Хиландарский монастырь  — один из двадцати восточно-православных монастырей на горе Афон в Греции и единственный сербский монастырь. Он был основан в 1198 году Стефаном Неманем (святым Симеоном) и его сыном святым Саввой. Святой Симеон был бывшим великим князем Сербии (1166-1196), который после отречения от престола принял монашеский постриг и стал обычным монахом. Он присоединился к своему сыну святому Савве, который уже был на Афоне и который позже стал первым архиепископом Сербии. С момента своего основания монастырь стал центром сербской религиозной и культурной жизни, а также взял на себя роль «первого сербского университета». Он занимает четвертое место в афонской иерархии из 20 суверенных монастырей.

http://azbyka.ru/art/freska-apostoly-pet...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ОБ ОТРЕЧЕНИИ ПЕТРА 3 мин., 01.01.2008 Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому? О том, как первоверховный Апостол трижды отрекся от Спасителя, а потом плакал горько, известно очень широко и во всех мельчайших подробностях; об этом говорится не только в Евангелии от Матфея (Мф. 26 :69–75), но и в Евангелиях от Марка (Мк. 14 ), от Луки (Лк. 22 ) и от Иоанна (Ин. 18 ). Так же хорошо известно то, что Христос предрек это предательство, точно указав срок: прежде чем пропоет петух, то есть еще до наступления следующего дня после того, как Петр исповедовал свою бесконечную верность. Существует вполне разумное объяснение предательства Петра: уж очень самонадеянно он «прогнозировал» свою верность на фоне грядущего всеобщего отречения, почему и было попущено ему искуситься. Но представляется полезным рассмотреть еще один эпизод между словами Христа и отречением Петра: несостоявшуюся из-за запрета Спасителя схватку в Гефсимании (Мф. 26 :51–54; Мк. 14 :47, где опущены слова Христа; Лк. 22 :50–51; Ин. 18 :10–11). Петр действительно был верным учеником; он первым исповедовал Иисуса Христом, Мессией, Сыном Божиим (см. Мф 16 :16), он был в числе тех троих, перед которыми Христос преобразился на Фаворе (а они были избраны видеть славу Божию), он был тверд в своем решении следовать за Христом, чего бы это ему ни стоило. И он считал, что защитит Господа надежнее всего — силой оружия. И в этом он получил от Учителя отповедь; мало того: его вооруженное выступление оказалось почти что смехотворным — он отсек ухо рабу первосвященника. Ухо было исцелено Христом, а Петр... наверное, растерялся. Настроившись на жестокую битву, собираясь пожертвовать жизнью, он оказался неготовым к реальному течению событий, в котором требовалось иное мужество, явленное Иоанном: сопровождать Спасителя на Его крестном пути.

http://foma.ru/ob-otrechenii-petra-2.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010