Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пассия. Евангелие от Иоанна 25.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Пассия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Преподобный Максим Исповедник говорит, что Крест Христов — это суд над судом. И Страшный последний Суд, перед которым предстанет весь род человеческий, — это крестный суд, это суд Креста и Евангелия, перед которыми мы всегда предстоим на исповеди. Суд Страстей Христовых — все, что совершается в них, — является нашим судом. И сегодня мы обратим внимание на то, как совершается суд над Христом. Вначале церковной властью — первосвященниками Анной и Каиафой, а затем властью гражданской — прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Мы все знаем слово Писания о том, что удерживающим — ставящим преграду беспрепятственному действию силам зла — является благодать Духа Святого и законная государственная власть (2 Фес, 2, 7). Речь идет о Церкви и о государстве. И тот суд, который совершается над Христом в лице Синедриона и в лице гражданской — римской власти, показывает нам, во что может превратиться эта власть, когда она совершает разрыв с тем высшим началом, от которого она имеет свое существование: она становится, она станет властью антихриста. И вот мы видим, прежде всего, как судит Христа церковная власть. Когда первосвященник — человек, которому вверены тайны Божии, кто ответственен за них на земле, — начинает допрос Христа, один из слуг архиерея, которому кажется, что Христос недостаточно почтительно говорит с архиереем, ударяет Спасителя по щеке: «Так Ты отвечаешь архиерею!» (Ин. 18, 22). И в это время другой человек, которому уже по-настоящему вверены тайны Божии — первоверховный апостол, ученик Христов Петр, — ударяет Христа по другой Его щеке. Именно в это самое время он говорит: «Не знаю этого Человека» (Мф. 26, 72). Чтобы не допускать обрядового осквернения, первосвященники и книжники, собираясь предать Христа Пилату, не входят в его дворец, но остаются вне, потому что приближается Пасха, и они хотят вкусить эту пасху. Нельзя им входить во двор языческий, чтобы не оскверниться. Нельзя им прикасаться к язычникам, чтобы сохранить свою чистоту. Перед нами — величайший пример самого гнусного лицемерия, внешнего «благочестия», о котором святитель Феофан Затворник говорит как о тайне беззакония внутри Церкви. Когда тщательно исполняются все предписания Закона — Божественного Закона — и когда Самого Бога предают поруганию и смерти.

http://moral.ru/пассия-евангелие-от-иоан...

Патриаршее слово после Божественной литургии в новоосвященном Петропавловском храме в Сестрорецке 11 октября 2009 г. 22:35 11 октября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в пригороде Санкт-Петербурга г. Сестрорецк. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил первую Божественную литургию в новоосвященном храме. На богослужении присутствовали супруга президента России С.В. Медведева, губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко , заместитель главы Администрации президента России А.Д. Беглов, министр обороны России А.Э. Сердюков , командующий Военно-морским флотом России адмирал В.С. Высоцкий, другие представители ВМФ России, федеральных и региональных властей. После Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Владимир, глубокоуважаемые Светлана Владимировна, Валентина Ивановна, Анатолий Эдуардович, дорогие владыки, отцы братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю еще раз со знаменательным событием — освящением храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Сестрорецке, у того места, где испытывалось первое «потаенное судно», положившее начало российскому подводному флоту. Событие это очень значительное, потому что одновременно этим замечательным храмом запечатлевается память и святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а город Петербург назван в честь первоверховного апостола Петра. Кроме того, это имя носил и основатель города император Петр Великий. Поэтому этот храм является, в том числе и памятником деяний великого императора, заложившего северную столицу, заложившего основу российского флота, и, в силу своей проницательности, таланта, заложившего в том числе и семя, из которого произросло замечательное древо российского подводного флота. Я хотел бы от всего сердца поздравить всех, кто участвовал сегодня в этой замечательной праздничной Литургии. Особое же мое слово поздравления морякам-подводникам, потому что не было храма, посвященного именно подвигу подводников. Такой храм создан, и создан в самом правильном месте — там, где зарождалась сама идея российского подводного флота.

http://patriarchia.ru/db/text/811976.htm...

поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Осень патриархов Источник:  Газета " Культура " Революционные события 1917 года принесли Церкви и ее народу немало бед. Но в том же году – 5 (18) ноября – произошло событие, которого православные ждали больше двух столетий: впервые после петровских реформ был избран Московский патриарх. Им стал – в дальнейшем канонизированный Русской церковью – Святитель Тихон (Беллавин). А 29 лет спустя – 20 ноября 1946 года – в Ленинграде родился один из его преемников – будущий Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В XVI веке, на заре становления единого Московского государства на Руси появилось очень интересное предание – " Повесть о белом клобуке " . Это сказание, получившее широчайшее распространение в последующие века, логично дополняло теорию " Москва – Третий Рим " . Но если суть последней в общих чертах известна многим: новая столица единой Руси – прямая наследница двух павших Римских империй (Античной и Византийской), то о таинственном головном уборе – белом клобуке (сегодня правильнее именовать его " куколем " ) – знают лишь немногие. Предание повествует о том, что некогда римскому императору Константину Великому во сне явились первоверховные апостолы Петр и Павел и показали, каким должен быть символ церковного главенства предстоятеля Вселенской церкви (на тот момент епископа Рима Сильвестра I). Головной убор вскоре был сшит, и царь Константин собственноручно возложил его на Сильвестра. Преемники последнего – римские папы – в последующие века постепенно отошли от " древлего благочестия " , и белый клобук сначала перешел к Константинопольским патриархам, а затем чудесным образом был перенесен на Русь, в итоге став главным символом Московских патриархов и всей Русской церкви . Вплоть до второй половины XVII века " Повесть о белом клобуке " была очень популярна в России, поскольку полностью соответствовала ее историософии – образу единственной хранительницы неповрежденного христианства – святого православия. Москва – Третий Рим, московские цари – наследники византийских императоров, а московские патриархи – преемники римских пап и константинопольских патриархов. Затем, в результате церковной реформы патриарха Никона, с подачи греков повесть была осуждена как " лживая " , но в народной памяти (особенно у старообрядцев) она сохранялась еще очень долго.

http://religare.ru/2_97984.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2022 30 мин., 20.07.2022  Содержание номера - " Фома " . Православный журнал для сомневающихся. - – 2022. FOMA.RU Обложка : В дышащий зноем летний день маленькая девочка, прижимая к себе пушистого белого зайчонка, всматривается в небо, на котором как бы проступают слова, обращенные к Господу: Всё будет так, как Ты захочешь. Пролог : Александр Кушнер. « Времена не выбирают. ..». Стихотворение. 1978. Фото Masaaki Komori/Unsplash//Фома. - – июль 2022. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: июль //Фома. - – июль 2022. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 7 июля. Рождество святого пророка Иоанна Предтечи. [Христос говорил об Иоанне Предтече, что тот больше пророка и что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (см. Мф 11:9, 11). В чем смысл этих слов Спасителя? Вот как его объяснял преподобный Исидор Пелусиот: « Иоанн больший в рожденных женами, потому что он пророчествовал в самой материнской утробе и, сам будучи сокрытым во тьме, узнал пришедший Свет. А больше пророков в нем то, что Того, о Ком он пророчествовал и Кого все патриархи и пророки представляли себе только в снах и видениях, не сподобившись узреть собственными очами, он увидел пришедшим во плоти»]. Ил.: Христос благословляет Иоанна Крестителя. Моретто да Брешиа. Около 1520. - С.4; 12 июля. День памяти апостолов Петра и Павла. [В книге Деяния святых апостолов о подвиге и проповедях Петра и Павла написано больше всего. Поэтому, почитая всех апостолов, Церковь называет их первоверховными — наиболее значимыми и почитаемыми, более других сделавшими для распространения христианства. При этом ни у кого из апостолов не было абсолютной власти — все важные вопросы решались на Соборах сообща. Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая отрекшегося от Христа, но потом покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего]. Ил.: Апостолы Петр и Павел. XVI в. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-231-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июнь 2021 34 мин., 24.06.2021 На обложке журнала — уходящее к горизонту поле тянущихся к солнцу желтых подсолнухов (фото). Выше на фоне голубого неба призыв: ЖИВИ В НАПРАВЛЕНИИ СВЕТА. Внизу страницы названа тема: КАК НЕ ДАТЬ ЧУВСТВУ ВИНЫ СБИТЬ ТЕБЯ С ПУТИ К БОГУ (см. в разделе «Вера» статью протоиерея Вячеслава Перевезенцева «Чувство вины закрывает нам будущее»/С. 26-30/и другие материалы о проблемах с покаянием). Пролог : Борис Пастернак. Когда разгуляется ( «Большое озеро как блюдо...»). Стихотворение, 1956//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.2. — (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: июнь //Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.4-7. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 13 июня. Неделя святых отцов I Вселенского Собора. [Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никея для того, чтобы защитить Церковь от ереси Ария. Важнейшими решениями Собора было осуждение учения Ария, утверждение догмата о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении, составление Символа веры, в котором утверждалась Божественная природа Иисуса Христа]. Ил.: Первый Вселенский собор. Василий Суриков. 1876. — С.4; 10 июня. Вознесение Господне. [В этот день Церковь празднует восшествие Господа Иисуса Христа во плоти на небо. В этот день Христос собрал своих учеников в Иерусалиме на Елеонской горе и заповедал им остаться в городе и ждать крещения от Духа Святого. « Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. ..» (Деян 1:9-11)]. Ил.: Вознесение Господне. Гарри Андерсон. 1976. — С.4; 28 июня. Начинается Петров пост. [Петров пост — один из двух летних постов. Он был установлен Церковью в память о том, как святые апостолы Петр и Павел постились перед выходом на проповедь Евангелия. Петров пост начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла]. Ил.: Корзина с овощами. Фото. — С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-218-...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського   5 травня 2006 р. 19:18 Митрополит Лавр: «Наша задача — вынести правильные уроки из испытаний ХХ века» [Ihmepb " ю] Накануне Всезарубежного собора Русской Православной Церкви Заграницей, на котором будет рассмотрен вопрос о возможности объединения двух частей Русской Православной Церкви, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Первоиерарх РПЦЗ дал интервью интернет-сайту Православие.ru. 28 2006 р. 12:27 Протоиерей Димитрий Смирнов: «Мы не жалеем сил для духовного окормления ВС и ВМФ России, это и только это поможет их возрождению…» [Ihmepb " ю] В храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами состоялся чин малого освящения походного храма во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла для атомного ракетного крейсера «Петр Великий». 21 2006 р. 12:44 «Лучшее средство избежать столкновения цивилизаций — создать условия для свободной жизни людей по их убеждениям». Святейший Патриарх Алексий ответил на вопросы издания «Газета» [Ihmepb " ю] В сегодняшнем номере ежедневного издания «Газета» 21 апреля 2006 года) опубликовано интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , который ответил на вопросы о тематике и участниках предстоящего религиозного саммита, вероятности встречи Его Святейшества с Папой Римским, преподавании ОПК, необходимости признания государством дипломов религиозных учебных заведений и др. 21 2006 р. 08:45 «Духовное возрождение России ныне обретает «второе дыхание»…». Интервью Святейшего Патриарха Алексия информационному агентству «Интерфакс» [Ihmepb " ю] В последнее время в обществе не утихают дискуссии о том, стоит ли преподавать в школах «Основы православной культуры», насколько необходимо введение института полкового духовенства и какова численность в стране приверженцев тех или иных религий.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Святой Марк, родом еврей, происходил из колена Левиина, от племени священнического, и жил первоначально в Иерусалиме. По-еврейски Марк назывался Иоанном; имя же его – Марк – латинское. Это имя он присовокупил к еврейскому 2747 уже впоследствии перед отправлением в чужую страну, когда он с Апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в столицу тогдашнего мира – Рим. По принятому православною Церковью преданию, согласному с свидетельством некоторых древних писателей 2748 , он был из числа семидесяти учеников Господа и, следовательно, сам был свидетелем-очевидцем некоторых событий из жизни Господа Иисуса Христа. В повествовании самого Евангелиста Марка о предании Господа нашего Иисуса Христа на смерть в вертограде Гефсиманском 2749 упоминается о некоем юноше, который в то время, как все ученики Господа оставили Его, один следовал за Божественным Узником, обернувшись полотном по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил в руках их полотно, и нагой бежал от них ( Мк.14:51–52 ). Одеяние юноши 2750 показывало, что он вышел на шум народный ночью внезапно, без сомнения из того дома, коему принадлежал вертоград. Еще в древности составилось предание, что означенный юноша был сам Марк, и что вертоград Гефсиманский принадлежал семье, из коей происходил Марк. Книга Деяний Апостольских свидетельствует, что мать евангелиста Марка – Мария имела в Иерусалиме свой дом 2751 , в котором нашел пристанище Апостол Петр после чудесного изведения из темницы Ангелом ( Деян.12:1–12 ). После вознесения Господа на небо, во время гонения на христиан, этот дом служил местом молитвенных собраний для многих верующих Иерусалимлян и местом пристанища для некоторых Апостолов. Таким образом святой Марк в доме своей матери имел возможность постоянно находиться в общении с христианами, участвуя в их молитвенных собраниях, и сблизиться с самими Апостолами. В особенно близкое общение вошел он с Апостолом Петром, питавшим к нему как бы отеческую любовь и расположение, как видно это из слов самого Апостола Петра, который в своем послании называет Марка своим сыном, говоря: «приветствует вас избранная подобно вам ( церковь ) Вавилонская и Марк, сын мой» ( 1Петр.5:13 ). Святому Марку доводился дядей святой Апостол Варнава , по происхождению левит, родом с острова Кипра. Чрез него святой Марк сделался известным и другому верховному Апостолу – святому Павлу, когда сей последний, после своего чудесного обращения к вере во Христа ( Деян.9 ), в первый раз прибыл в Иерусалим 2752 . Вступив в близкое общение с этими двумя первоверховными Апостолами – Петром и Павлом, святой Марк сделался ближайшим сотрудником и исполнителем повелений, возлагавшихся на него то тем, то другим из этих великих Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово 29. Послание к преосвященнейшему Макарию, митрополиту всея России Небо украшается днем ярким солнечным светом, а ночью – полным ночным светилом и сиянием бесчисленных звезд. Святую же Создателя и Владыки всех, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, апостольскую церковь , украшает и осиявает и к лучшему всегда возводит Богом украшенное собрание существующих по всей вселенной православных архиереев, которые весьма прилично названы их Пастыреначальником светом миру и солью земли. Светом назвал Спаситель светлое и чистое их житие, солью же – твердость и охранительное свойство их учительного слова, посредством которого души православных сохраняются крепкими и неповрежденными гниением от всякой еретической хулы, издавая постоянно благоухание богословия православных догматов. Таковы были блаженнейшие самовидцы и слуги воплотившегося Бога Слова, первоверховные Петр и Павел и прочие божественные апостолы, и бывшие после них, просиявшие как светила по всей вселенной богоносные архиереи, которые, будучи облечены в самого Христа и всецело дыша покланяемым Параклитом, много раз спасали преданную апостолами непорочную веру, когда она была поколеблена и обуреваема различными еретиками, против которых собирали вселенские и поместные соборы, на которых богомерзкие хулы еретиков были пращею Духа Святого далеко отогнаны от Церкви и ввергнуты в глубины забвенья. Ревнителем этих боговдохновенных блаженных мужей и равноапостольных архиереев – не подумай, прошу твою святыню, что я это говорю из ласкательства – в нашем последнем роде явился ты, преподобнейший, который богоугодно и равноапостольно правишь кормилом святой митрополии Московской и всея России, как слышу и от иных многих достоверных мужей, особенно же от самого боголюбивого епископа Тверского, господина моего, владыки и промыслителя Акакия, велегласно проповедующего добродетели твоей святыни, о чем я весьма духовно радуюсь, слыша, что ты изобилуешь многими прекрасными апостольскими исправлениями, и от всей души благодарю всегда общего Строителя и Предстателя соборной и апостольской Своей церкви Иисуса Христа, Который есть над всеми Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

Часть 1. Организация имперской Церкви. Епископ, его Церковь, город Часть 2. Иерархия епископов: митрополиты и патриархи В 123-й новелле Юстиниан выделяет «блаженнейших архиепископов и патриархов» и перечисляет по чину старшинства: Рим, Константинополь, Александрию, Антиохию, Иерусалим. Эти пять кафедр обладают разными весомыми категориями в жизни имперской Церкви. Прежде всего, следует рассмотреть Константинополь, патриархат которого переживает период расцвета, и Рим, снова включенный в состав империи при Юстиниане. Рим Хотя в IV и V вв. этот город относится к Западной Империи, а затем, до отвоевания, - к остготскому королевству, Римская Церковь [Caspar. 1930] должна быть здесь упомянута, поскольку, с одной стороны, она никогда не прекращала играть важную роль в истории имперской Церкви, а с другой — начиная с Юстиниана и до середины VIII в. она находилась в непосредственной зависимости от римских императоров Константинополя. Примат Первенствующее положение Рима внутри Церкви может интерпретироваться самыми разными способами [Schatz. 1992; Grillmeier, Bacht. 1951-1954]. В глазах восточных Церквей Римская Церковь обладала первенством чести среди епископов, и высокий авторитет, которым пользовался папа, имеет нравственную природу. В самом Риме, напротив, складывалась экклесиология, согласно которой Богооткровенный авторитет «апостольского престола» имел конкретное содержание: папы, преемники святого Петра, обладали внутри Церкви по вопросам догматическим и дисциплинарным той властью, которую Христос вверил первоверховному апостолу. Эти претензии, существовавшие уже долгое время, усилились в конце IV в. В Декрете папы Геласия I (Decretum Gelasianum), основная часть которого была написана, бесспорно, в данную эпоху, приводятся слова Христа [«Ты еси Петр, и на этом камне Я созижду Церквоь Мою» (Мф. 16, 18)] для того, чтобы доказать, что примат Рима установлен Богом, а не собором. Две другие кафедры также настаивали на своем происхождении от апостола Петра: Александрийская, основанная апостолом Марком, учеником Петра, на втором месте, и Антиохийская, основанная апостолом Петром, на третьем. При такой аргументации у Константинополя не оставалось никаких возможностей занять особое место. На II Вселенском соборе (Константинопольском I) отцы, проникнутые константинопольской экклесиологией, в 3-м правиле развивали аргументацию политического характера.

http://pravoslavie.ru/37374.html

гие Иеремиею или одним из пророков, а Христос снова спрашивал: «вы же кем Меня называете», тогда опять выступает вперед других корифей и первоверховный над прочими и говорит: «Ты еси Христос Сын Бога Живаго». Также когда отряд воинов пришел вместе с иудейскими слугами, чтобы взять и отвести Иисуса к начальникам, прочие «все, оставив Его, убежали», а Петр рассек мечем ухо Малха, ибо он думал, что всеми мерами надо защищать своего Учителя, хотя он и брался за дело, совсем ему не подобающее. Итак ему, прибывшему скорее прочих, дает Господь вопрос: любит ли он более их, – и это было до трех раз. А Петр соглашается и исповедует, что любит, называя Его Самого свидетелем присущего ему настроения. И при каждом исповедании слышит различное и отдельное повеление иметь попечение о словесных овцах. Но почему же вопрошает одного только Симона, хотя присутствовали и другие ученики, – и на что указуют слова: «паси агнцев Моих» и сходные с ними? Ответим, что божественный Петр вместе с другими учениками уже был избран к божественному апостольству, ибо Сам Господь назвал их апостолами, по написанному ( Лк.6:13 ) Но так как, когда совершилось злодейство иудеев над Господом, Петр, объятый превеликим ужасом, трижды отрекся от Господа: то Господь и исцеляет этот недуг и требует трех отдельных исповеданий, как бы противопоставляя их тем трем отречениям. Ведь падение словом и разрешать надлежало таким же образом (посредством слов). Поэтому требовал сказать, любит ли он и более других. В самом деле, кто испытал больше милости и получил большее отпущение, разве он не должен был сосредоточить в себе и любви больше других и ответить своему Благодетелю наивысшею степенью преданности? Ведь бегство хотя и было обще всем святым ученикам, так как бесчеловечность иудеев внедряла в них нестерпимый страх и свирепость воинов грозила жестокою смертью, когда они (воины и иудеи) пришли взять Иисуса, однако-ж прегрешение Петра при этом случилось особенным образом, посредством троекратного отречения. Итак, кто получил большее сравнительно с другими отпущение, от того и требуется сказать, больше ли он и любит, ибо, по слову Спасителя, кому много отпускается, тот много и возлюбит ( Лк.7:47 ). Поэтому чрез троекратное исповедание блаженного Петра упразднено трижды бывшее отречение его. А в словах Господа: «паси агнцев Моих» разумеется

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010