1. Божество Святого Духа и Его единосущие с Отцом и Сыном, по изображению Св. Писания (Верую) И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцом и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Божество третьего лица Св. Троицы, Духа Святого, и Его единосущие со Отцом и Сыном доказывается из Св. Писания тем же самым способом, как и Божество Сына Св. Писание приписывает Св. Духу. 1) Божеские имена. Это видно: а) из прямых изречений слова Божия. Ап. Петр, обличая Ананию, говорит: «Анание, почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому... не человеком солгал еси, но Богу» ( Деян. 5:3, 4 ). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от апостолов, как от людей ( «и утаи от цены... и принес часть некую, пред ногами апостол положи», ( Деян. 5:2 )), – тогда первоверховный из апостолов, вразумляя виновного, сказал: нет, не нам солгал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, – не людей ты обманул, но думал обмануть Бога. А не забудем, что под именем Св. Духа, обитавшего в апостолах, в строгом смысле надобно разуметь «иного Утешителя», Которого послал им Спаситель вместо Себя, и Который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения ( Ин. 14:16, 26, 16:13 ) 196 2) Божеское естество, равенство и единосущие со Отцом и Сыном. а) Божеское естество. «Егда... приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о Мне» ( Ин. 15:26 ). «Словами: «иже от Отца исходит», – замечает блаж. Феодорит, – Спаситель засвидетельствовал, что Отец есть источник Св. Духа, и не сказал изойдет или произойдет, но, исходит, дабы показать, что естество Их одно и то же, что существо Их несекомо и нераздельно, и что лица соединены между собою, – ибо, что происходит, то не может отделяться от того, из чего оно происходит» («Кратк. излож. Бож. догматов, из кн. V против ересей, в Хр. чт.» 1844, IV, стр. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

229. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы (Говорено в Успенск. соборе Авг. 15; напечатано в Твор. Св. От. 1848 г. и в собрании 1861 г.) 1848 год Собор ученик и Божественных Апостол собрася погребсти Богоприятное тело единыя Богоматере 685 . Сим песнословием святая Церковь имеет обычай оглашать нас еще в предначатии настоящаго праздника. Церковь говорит как бы о том, что видит: и поелику говорит для всех нас; то, кажется, желает, чтобы и все мы, не просто воспомянули, но как бы видели успение и погребение Божией Матери. Можем ли мы соответствовать сему намерению Церкви? – Не трудно понять, что это дело не телесных очей. Требуются два ока: око ума чистаго, и око сердца верующаго и любящаго. Признаем несовершенство наших очей. Но не можем ли мы хорошо смотреть очами Святых, которые умели созерцать, и желали помочь нашему созерцанию? Испытаем воззреть на преставление Божией Матери очами Святых: Дионисия Ареопагита , Ювеналия Иерусалимскаго, Андрея Критскаго и Иоанна Дамаскина . Правда, Святый Андрей и сам встречает некоторое затруднение. В Слове на нынешний праздник, он предлагает недоумение любознательных: почему преставления Богоматери не описал никто из составивших книгу Божественных Евангелий? Впрочем он и разрешает сие недоумение, говоря: «это может быть потому, что Ея богоприятное успение произошло долгое время спустя» по вознесении Господнем; «ибо, – как сказывают, – Она, достигши глубокой старости, преставилась от здешней жизни; или же, тогдашния времена не допускали таковаго изложения». Далее, в том же Слове, св. Андрей поступает так, как и мы теперь. Он смотрит на успение Божией Матери очами современника сему событию, святаго Дионисия Ареопагита , приводя его слова из его книги о «Божественных именах». Св. Дионисий, обращая речь к св. Тимофею, и упомянув о св. Иерофее, говорит: «и мы, как тебе известно, и он, и многие из священных наших братий, стеклись для зрения живоначальнаго и богоприемнаго тела. Присутствовал и Богобрат Иаков, и первоверховный и старейший из Богословов Петр. Потом, после зрения, угодно было всем священноначальникам, поколику каждый способен был, воспевать безмерномогущественную благость богоначальственной немощи», то есть, как изъясняет св. Максим, восхвалять вольное снисхождение Сына Божия, принявшаго на Себя немощное тело человеческое, кроме греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Старец, соединявший растерзанную, разделённую русскую историю Сегодня исполнилась первая годовщина со дня кончины схиархимандрита Петра (Кучера) 12:58 05.06.2021 2022 Время на чтение 5 минут Сегодня исполнилась первая годовщина со дня кончины одного из старейших и авторитетнейших пастырей Русской Православной Церкви схиархимандрита Петра (Кучера), духовника Свято-Боголюбского женского монастыря. Старец скончался 5 июня 2020 года на 94-м году жизни. Незадолго до кончины, 8 мая 2020 года, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон постриг архимандрита Петра (Кучера) в Великую схиму с наречением имени Петр в честь первоверховного апостола Петра. «Промыслительно, что третий день по кончине отца Петра приходится на праздник Святой Троицы – Свято-Троицкий собор Задонского Тихоновского женского монастыря батюшка возродил буквально из руин в 1992–93 гг. Помолимся же, дорогие братья и сестры, о упокоении его души в селениях праведных и да сотворит ему Господь Вечную память. Аминь», - говорится в сообщении Владимирской епархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/05/st...

I. Св. апостол Павел, память коего вместе с первоверховным ап. Петром ныне празднуется, был иудей из колена Вениаминова, житель киликийского города Тарса, имевший права римского гражданина и, наставленный в строгих правилах фарисейских, был сперва ревностным гонителем Христовой веры. Еще будучи юношею, он стерег одежды убийц архидиакона Стефана. Не довольствуясь гонением христиан в Иерусалиме, он испросил у первосвященника письма в Дамаск, чтобы там отыскивать христиан и приводить их в Иерусалим на мучения. Когда он со своими спутниками приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет, превосходивший солнечное сияние. От света небесного Павел, или Савл, ослеп и пал на землю. Потом он услышал голос Господа: «Савл! Савл! что ты Меня гонишь?» Савл спросил: «кто ты, Господи?» Голос отвечал: «Я – Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Господи! что повелишь мне делать?». Господь отвечал: «иди в Дамаск: там тебе будет сказано, что делать». Савла повели в Дамаск. Там был ученик Христов, Анания, и Господь в видении сказал ему: «иди в улицу, называемую Прямою. Там, в доме Иуды, спроси тарсянина Савла. Он теперь молится и видел в видении, что человек, по имени Анания, придет к нему и, возложив на него руку, возвратит ему зрение». – «Господи! сказал Анания, я от многих слышал, что он сделал много зла святым Твоим в Иерусалиме, да и сюда пришел, чтобы гнать призывающих имя Твое». Господь отвечал: «иди, ибо Я избрал этого человека, чтобы пронести имя Мое к народам, и царям, и сынам израилевым». Анания пошел к Савлу, возложением рук исцелил его и сподобил его святого крещения. С этого времени Савл стал таким же ревностным проповедником Евангелия, каким прежде был гонителем. Сперва чуждались его как иудеи, так и христиане: иудеи досадовали на его обращение, а христиане не верили искренности обращения. При участии апостола Варнавы Савл был, наконец, принят в общение с прочими апостолами. Этого-то Савла Господь избрал на подвиг проповеди среди язычников, и Савл справедливо мог сказать о себе, что он при помощи благодати Божией потрудился более всех. Он проповедывал преимущественно среди образованных греков и римлян, не щадя ни трудов, ни самой жизни, которую, как он говорил, охотно бы отдал за спасение ближних, которых любил всем пламенем своего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     Сегодня мы слышим из Апостола довольно необычные слова. Их необычайность состоит в том, что святой Павел рассказывает о себе, о своем духовном опыте. Мы можем прочитать в его Посланиях множество наставлений и советов о христианской жизни, но редко где он делится личными молитвенными переживаниями. К сожалению, внутренняя жизнь величайшего христианского проповедника всех времен почти неизвестна нам. И вот сегодня он открывает нам нечто о себе. «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”» (2 Кор. 12:7–9). Перед тем как приступить к рассмотрению этих слов, необходимо вспомнить и удержать в памяти, какой человек произнес их. Это человек, который воскрешал мертвых и сам был неуязвим для ядовитых змей; человек, прошедший с проповедью полмира и обративший в христианство десятки тысяч людей; тот, кому неоднократно являлся Христос; тот, кого язычники однажды приняли за бога и хотели принести ему жертву; человек, который «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова» (2 Кор. 12:4); тот, о ком апостол Петр говорил: возлюбленный брат наш Павел. Даже через головные повязки и опоясания Павла творились чудеса: изгонялись бесы и исцелялись больные. И вот он, этот человек, говорит о себе: «чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть». Вдумаемся в эти слова, братья и сестры. Если это «жало в плоть» (что это такое, скажем позже) было «дано» Павлу, значит была реальная опасность превозношения. И это у него, у первоверховного апостола, исцеляющего больных и воскрешающего мертвых! У того, кому неоднократно являлся Христос и говорил с ним! У того, кто сказал: «уже не я живу, но живет во мне Христос!» (Гал. 2:20). Да неужели такой человек может превознестись? Он ведь все прекрасно понимает! Да, понимает. И тем не менее превознестись может. Более того, у людей, которые все знают и понимают, как раз и больше риска «попасть» по части гордыни. И именно потому, что они все понимают!

http://pravoslavie.ru/116265.html

архим. Дионисий (Валединский) Скачать epub pdf Предисловие к первому изданию Рим есть священный город для всего христианского мира. В нем окончили свое земное поприще свв. первоверховные апостолы Петр и Павел; в нем пролили свою кровь за Христа бесчисленные сонмы святых мучеников; в нем многие святители благочестно пожили, добре управили свою паству и в мире отошли ко Господу; в нем многие преподобные просияли в подвигах поста и украсились цветами целомудрия, смирения, кротости, терпения, молитвы и любви. Сюда же перенесены из Константинополя, Иерусалима и других мест Востока вещественные памятники земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и мощи многих святых угодников Божиих. Здесь же находится немало святых икон, прославленных чудотворениями – причем о некоторых из сих икон сохранилось предание, что они написаны св. апостолом и евангелистом Лукою. Числом таковых святынь, имеющих не одно только местное, а вселенское значение, Рим превосходит все города Европы. Указанное священное значение Рима и обилие вселенских святынь в нем издавна привлекали сюда русских православных богомольцев. И в настоящее время русские богомольцы ежегодно приезжают в Рим из Иерусалима через Барград; или в середине своего палестинского паломничества (от Богоявления до Крестопоклонной недели Великого поста), или по окончании оного (от Фоминой недели до Петрова дня) 1 . При обозрении священных мест и святынь Рима, богомольцы, как по собственным их словам, так и по моим наблюдениям, испытывали доселе неудобство от неимения в руках подходящего описания сих мест и святынь. С целью устранить это неудобство я и составил настоящую книгу. Пожертвование одного благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, дало мне возможность напечатать ее. По желанию упомянутого благотворителя и моему, издание книги предоставлено в собственность русской православной церкви во имя святителя и чудотворца Николая в Риме с тем, чтобы деньги, вырученные от продажи ее, шли как на переиздание этой книги с необходимыми исправлениями и дополнениями, так и на издание других книг, полезных для русских богомольцев в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 17. Великое разделение Церквей. Расцвет византийской культуры. Падение Византии. Церковное устройство в IV–XI веках. Патриархаты. В первые три века истории Церкви, когда христианские общины появились практически в каждом заметном городе Римской Империи, все епископы, возглавлявшие местные церкви, были равны между собой в своих правах по церковному управлению. Однако уже тогда особую роль в жизни Церкви стали играть епископские кафедры крупных городов, насчитывавших многочисленные христианские общины, таких как Рим, Александрия, Антиохия, Эфес, Фессалоники, Карфаген, Лион и др., вокруг которых стала осуществляться соборная жизнь Церкви. К епископам этих городов стали обращаться их собратья из окрестных городов, когда возникали какие-либо вопросы церковной жизни, ради решения которых они созывали у себя окружные соборы епископов. Особенно возрос тогда авторитет епископов крупнейших городов – Рима, Александрии и Антиохии, кафедры которых именовались «апостольскими», поскольку их основание Предание Церкви связывало с теми или иными Апостолами. Особенно же был велик авторитет епископа Рима, причем не только как епископа столицы Империи, но и города, первым епископом которого считался Первоверховный Апостол Петр, принявший здесь мученическую кончину и погребенный на холме Ватикан. В IV в., когда Церковь после окончания гонений еще более разрослась, ее устройство во многом стало сообразовываться с административным устройством Империи. Последняя тогда делилась на провинции , которых насчитывалось около сотни, те в свою очередь были объединены в диоцезы , которых было 12, и они образовывали четыре префектуры . Это устройство в течение IV–VI вв. во многом было повторено Церковью, хотя границы ее административных единиц далеко не всегда совпадали с государственными. Так, в IV в. епископы, занимавшие кафедры в городах, как правило, являвшихся административными центрами провинций (их называли митрополиями , что по-гречески означает мать городов), получили начальственные права в отношении епископов других городов провинции. Это положение было закреплено на Первом Вселенском Соборе (325 г.), установившем, что епископы каждой области (именуемой по-гречески епархией ) не могут ничего предпринимать без соизволения своего митрополита (епископа митрополии). Ему же принадлежало право утверждения в своей епархии новоизбранных епископов. В свою очередь сам митрополит избирался собором епископов епархии и также ничего не мог делать без их общего согласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Глава I. Догматическое богословие 1. Введение 1.1. Православное вероучение и богословская наука Возвещенное в Евангелии учение Господа Иисуса Христа о Боге как Творце всего сущего, о жизни вечной и призыв к подвигу крестоношения для наследования ее и возвышенны и просты. Сущность христианского учения может быть выражена краткой формулой – «жизнь во Христе». Человек, услышавший евангельскую проповедь , должен решить для себя одно: любить ли ему Господа Бога всем сердцем и всем разумением своим и любить ли ближнего своего, как самого себя? На этих двух заповедях, как сказал Сам Господь, зиждится все ( Мф. 22, 37–39 ). Живая вера, возникшая в душе человека в ответ на Благую Весть, не имеет в себе никаких неразрешимых проблем. Христианское богословие неотделимо от жизни Церкви в той же мере, в какой разум неотделим от жизни каждого человека. Желание исполнить заповеди Спасителя ( Мф. 22, 37 ) порождало у христиан потребность изложить содержание своей веры, насколько это возможно, в категориях разума. Как систематическое вероучение христианское богословие начало складываться уже в начальный период бытия Христианской Церкви. Основоположниками христианского богословия были святые апостолы Христовы, в первую очередь первоверховные апостолы Петр и Павел, и любимый ученик Господа Иисуса Христа апостол и евангелист Иоанн, стяжавший имя Богослова. Ученики и преемники святых апостолов, называемые «мужами апостольскими», развили учение о Церкви, о путях жизни и смерти, об отношении к инаковерующим. Их творения были первыми богословскими сочинениями, распространявшимися в христианских общинах. Понятие богословие, вмещающее все учение о христианской религии, ассоциируется обычно прежде всего и более всего с учением о догматах Церкви, то есть основных истинах вероучения, свято хранимых Церковью от дней апостольских. Поэтому, когда мы говорим о проблемах православного богословия, о богословских проблемах современности, у читателя вполне закономерно может возникнуть вопрос: существуют ли вообще в православном богословии какие-либо проблемы?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Если бы кому недостаточными показались евангельские свидетельства в подтверждение истины, что св. апостолы только продолжали проповедь Самого Иисуса Христа, не придумывая от себя ничего, с нею несогласного, то вот целый ряд поразительнейших доказательств той же истины в книге Деяний Апостольских, написанной писателем третьего евангелия, св. евангелистом Лукою. Вот Иисус по воскресении повелевает апостолам «от Иерусалима не отлучаться, но ждать исполнения обетования Бога Отца, о котором вы слышали от Меня», — говорил им воскресший Господь, пред самым вознесением. «Спустя немного дней вы имеете креститься Духом Святым. И когда найдет на вас Святый Дух, вы приимите силу, и будете для Меня свидетелями во Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до концев земли» (Деян.1, 4-8). Вот один из лика двенадцати, Иуда Искариотский, отпал и погиб; апостолы озабочены восполнением своего священного лика, и первоверховный Петр держит к ним такую речь: «Итак надобно, чтоб один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих, Иосифа и Матфия, и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства. И бросили о них жребий» (Деян.1, 21-26). Итак, что значило принять жребий апостольства? Значило принять назначение — быть свидетелем, проповедником, на основании личного свидетельства, воскресения Иисуса Христа и всех Его деяний и учения за все время, когда пребывал и обращался Господь Иисус с апостолами, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который вознесся от них пред очами их на небо. За сим, через всю книгу Деяний переходит эта идея, что св. апостолы были именно свидетелями жизни, деяний и учения Иисуса Христа. В этом звании свидетелей они сами себя признают и постоянно заявляют, что они свидетели, и возвещают то именно, чему сами личные свидетели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Еще умоляю вас, братия. Ежели любы есть Бог (1Ин.4:16), и что сделано без любви, то не благоугодно Ему; то как же Бог приимет молитву или дары, или начатки, или плодоношение от убийцы, если он не покается прежде, как должно? Но без сомнения скажешь: " я не убийца " . А я докажу тебе, что ты убийца; лучше же сказать, Иоанн Богослов пусть обличит тебя, говоря: всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1Ин.3:15). Итак, братия мои возлюбленные, ничего, наконец, не будем предпочитать приобретению любви, ни о чем не станем столько стараться, как о сем. Никто да не имеет ничего на другого, никто да не воздает кому-либо злом за зло. Солнце да не зайдет во гневе нашем, но будем прощать все должникам, и утвердим любовь, потому, что она покрывает множество грехов. Что пользы, дети, если имеет кто все, но не имеет любви спасающей? Если кто сделает большой обед, чтоб позвать царя и князей, и все приготовить богато, чтобы ни в чем не было у него недостатка, но нет у него соли; можно ли будет вкусить такого обеда? Без сомнения, невозможно. Напротив того, и траты напрасны, и труд погубил он, и навлек себе неприятность от приглашенных им. То же и здесь. Что пользы трудиться на ветер, если нет любви? А без нее всякое дело, всякий поступок, нечисты. Приобрел ли кто девство, постится ли, пребывает ли во бдении, молится ли, дает ли приют бедным, думает ли приносить дар, или начатки, или плоды, строит ли церкви, другое ли что делает, без любви все это ни во что не вменится у Бога; потому что не благоугодно сие Господу. Послушай Апостола, который говорит: аще языки ангельскими глаголю и человеческими, аще имам пророчество, и вем тайны вся и имам весь разум, яко и горы преставляти, любве же не имам, никая польза ми есть (1Кор.13:1-4). Кто имеет вражду на брата, и думает принести что-либо Богу, тот принят будет наравне с приносящим в жертву пса, или цену блудницы. Посему ничего не предпринимай делать без любви; ибо любовь покрывает множество грехов. О, каким благом пренебрегаем мы! О, каких благ, какой радости лишаем себя, не приобретая себе любви! Не восхотев приобрести ее, Иуда удалился из лика Апостолов, оставив истинный Свет - Учителя своего, и возненавидев братий своих, стал ходить во тьме. Потому и первоверховный Петр сказал: испаде Иуда, ити в место свое (Деян.1:26). И еще Иоанн Богослов говорит: ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему (1Ин.2:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/785/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010