Далее священник берет в руки часть Агнца с печатью «ХС» и в свою очередь разделяет ее на несколько частей – по числу причащающегося духовенства: священник и диакон причащаются именно от этой частицы – «ХС». Мы не будем подробно говорить о Причащении духовенства. Лишь подчеркнем, что это Причащение происходит Телом и Кровью раздельно – полагаемыми в ладони иерея и диакона частицами Тела и испиваемой (по три глотка) прямо из Чаши Господней Кровью. Духовенство должно причащаться с великой осторожностью, чтобы не потерять ни одной самой мельчайшей частицы Тела из своих рук и не капнуть ни одной капли из Потира. Перед Причастием священнослужители испрашивают прощения за свои прегрешения как друг у друга, так и у молящихся в храме мирян. Тело и Кровь подаются диакону священником. Перед Причастием читаются хорошо известные вам молитвы: «Верую, Господи, и исповедую …» и «Вечери Твоея Тайныя …». Вслед за Причащением духовенством вкушаются антидор и теплота (от запивки воздерживается лишь тот из священнослужителей, кто будет должен – уже после завершения всеобщего Причащения мирян – потребить оставшиеся в Чаше Дары; он запивать еще не может) … Частицы Агнца «NI» и «КА» разделяются иереем приблизительно на столько частей, чтобы их хватило для Причащения стоящих в храме мирян. Эти раздробленные частицы опускаются в Потир. Чаша накрывается покровом или платом, а сверху кладется лжица. Диакон отверзает Царские врата, принимает Чашу из рук священника и выходит на солею со словами: «Со страхом Божьим и верою приступите». После этого священник забирает у него Чашу. Хор поет: «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». Вслед за этим следует чтение молитв священником перед Причащением и само Причащение – важнейший момент Божественной Литургии, наряду с моментом преложения Даров. Святой Николай Кавасила очень возвышенно говорит о том внутреннем духовном состоянии, с которым мы должны подходить к Евхаристической Чаше: «… благочестие, вера, любовь к Богу, полная горячности, – все это чувства, которые непременно мы должны иметь, приступая к Святым Тайнам, без которых даже и смотреть на них крайне нечестиво». 330

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

«Святитель, возлож на ся всю одежду святительскую и взем жезл свой в руки, сести имать во олтари пред престолом, идеже есть обычай сидети ему, егда посвящает диакона или пресвитера». Достойный же извержения приводим бывает от диакона пред царские врата во всей одежде иерейской, имуще в руках потир со дискосом. Егда же веден будет ко вратам царским, пресвитеры и клирицы, прилучившиеся, глаголют псалом Давидов – Милость и суд воспою Тебе, Господи и проч. Изверзаемый же пришед до Царских врат, не входит в олтарь, но пред Царскими враты преклоняет колене, Святитель же, по скончании псалма, седя на месце своем, возвестити имать, во всеуслышание всем, вину, ея же ради изверзает пресвитера, и посем во осуждение его глаголет изречение сицево: Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа аминь. Мы (имя рек) Божиею милостию Архиепископ (имя рек); понеже по известном и опасном испытании, от неложных свидетелей, судом нашим обретохом его пресвитера (имя рек) законопреступника и сана пресвитерска недостойна, беззаконий его ради, зело тяжких и Бога раздражаючих, и людей соблазняючих, тем же властию Бога всемогущаго, осудивши его по правилам Святых Апостол и Святых Богоносных Отец, из святительскаго сана его изверзаем вовеки, и от священнодейства церковнаго отлучаем его, и яко непотребна раба от престола и олтаря Божия жезлом нашим пастырским его отметаем, и сие не точию словом, но и делом абие творим. Посем сам Святитель, вставши и изверзаемому востати повелевши, приимет от руку его потир со дискосом, глагола сице: отыймую от тебе власть приношения пречистыя жертвы к Богу о живых и умерших, понеже недостоин еси явился к нему приносити его; и полагает потир со дискосом на престоле. Посем снимая с него ризы, Святитель глаголет анаксиос; таж пояс приемлет от него и, снимая с него епитрахиль, глаголет анаксиос. Таж глаголет, снимая с него поручие и прочая вся. Снимая с него стихарь, Святитель глаголет: совлекаю с тебе всю одежду пресвитерскую, в ней же предстояти Господеви, ради лукавых своих дел, к тому не достоин еси. Таж начинает постригати его Святитель глаголя: исполнися лице его безчестия, яко бо чести сый не разумея. Останок же влас его остригает диакон, певцем же поющим сию стихиру глас ( н ) (50): Днесь Иуда оставляет учителя и приемлет диавола; отлучается благочестия и чужд бывает дарования, ослепляется страстию сребролюбия; отпадает света омраченный; како бо можеши зрети Светило предавый на тридесятих сребреницех; но нам возсия Страдавый за мир, к Нему же возопием: пострадавый и сострадавый человеком Господи слава тебе. Сему же поему диакон растризает его до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

Александр Павлович, как ни ожидал войны, все же надеялся на успех предварительных переговоров. Он полагал возможным отвести страшный удар, грозивший гибелью ему и России. Увы, приходилось в одиночку противостоять самой большой и победоносной в Европе армии, ведомой гениальным полководцем, не знающем поражений. Совещания в Вильно шли одно за другим, пока же он поспешил отправить к Наполеону для вручения послания и переговоров министра внутренних дел Балашова. Неразбериха была полная. Балашов обнаружил, что его генеральский мундир и александровскую ленту уже отправили с обозом в Смоленск. Выполнять миссию парламентария в походном мундире было невозможно. Из затруднения министра вывели приятели: граф Петр Александрович Толстой ссудил лентою, а граф Евграф Федотович Комаровский —мундиром. К вечеру взяв адьютанта и четверых казаков, Балашов выехал За русские аванпосты. В домовом храме митрополита шла вечерня. Священник и диакон совершали ее по обычному чину, не зная о начавшейся войне. Митрополит стал на правом клиросе и время от времени окликивал печников: — Молитесь ли вы? — Молимся, батюшка! – откликались те. Началась утреня.Диакон произносил моление о государе нашем и всяком начальстве, дабы Бог сохранил их, да и мы поживем тихое и безмолвное житие. — Молитесь ли вы? — вновь окликнул митрополит мужиков. — Молимся! —дружно ответили они. — И вор молится? — Молюсь, батюшка! — отозвался один из печников и вдруг осекся. Балашов достиг французской императорской квартиры через два дня. К его изумлению, она не только находилась в Вильно, но Наполеон принял его в той же самой зале губернаторского дворца, откуда отправил Александр Павлович. Император французов быстро прочитал письмо и сказал Балашову: — Нас англичане поссорили!.. Я не могу согласиться на требование вашего императора об отступлении. Когда я что занял — то считаю своим. Увидим, чем все это кончится… Вы были, кажется, начальником московской полиции? Что такое Москва? Говорят, большая деревня со множеством церквей — к чему они? В теперешнем веке перестали быть набожными.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/2/

В др. источнике, глоссе к одному из переводов К. А. (ркп. XIII в.), говорится, что К. А. был мусульм. купцом, много путешествовал, в Салерно познакомился с братом Гизульфа II (1052-1077), последнего лангобардского правителя города, известным врачом Иоанном, от которого узнал о нехватке медицинской лит-ры на лат. языке. Вернувшись в Африку, К. А. 3 года изучал медицину, потом вновь отправился в Италию, взяв с собой множество книг, часть которых (практический раздел буд. соч. «Pantegni») пропала во время шторма у мыса Палинуро. По прибытии К. А. принял христианство, выучил лат. (и итал.?) язык и, поступив в мон-рь Монте-Кассино, перевел привезенные из Африки книги. Этот рассказ считается менее достоверным, чем биография, составленная Петром Диаконом. В частности, предположение о том, что К. А. был мусульманином, впосл. обратившимся в христианство, не имеет достаточных оснований и плохо согласуется с др. фактами его жизни. Впрочем, возможно, на нек-рое время К. А. переходил из христианства в ислам, поскольку его позднейший критик итал. медик Петр Абанский ( 1316) называл его «вероотступником» (apostata). Согласно т. н. Календарю Льва Марсиканского, К. А. скончался 22 дек. Время составления календаря (1098/99) является единственным надежным terminus ante quem для определения года смерти К. А. Распространенные в научной лит-ре более точные даты (1087, 1085) основаны на спорных аргументах, в частности на том, что неизвестны к.-л. упоминания в связи с К. А. преемника Дезидерия ( 1087) аббата Одеризия и что сохранился акт от 22 февр. 1086 г. о подтверждении прав мон-ря на владение ц. св. Агаты близ Аверсы ( Hettinger. 1990. S. 527-529). Список переводов К. А., который приводит Петр Диакон (ок. 20 наименований), постепенно уточняется в ходе изучения рукописей. Идентификация переводов осложняется тем, что К. А. не указывал авторов оригиналов, снискав т. о. репутацию плагиатора. Ему принадлежат переводы сочинений как античных медиков (Гиппократа, Галена), сделанные с араб. переводов, гл.

http://pravenc.ru/text/2057060.html

9) ( Πτρος μν) Между тем Петр был (человеком) усердным, как уже известный друг (Христов); а Создатель был готов опять помочь Петру во всем, как (ясно) созерцающий его (и) немощь, и (вместе) ревность. Но сказав сие, и выслушав его (ответ), Господь поспешал на вольную страсть, быв схвачен беззаконниками, как восхотел Он, – проданный Иудою, как (прежде) знал (об этом). И взошел Он тогда во двор Каиафы; а за Ним последовал Петр, да видит кончину (т.е., чем окончится дело); и узнав ужаснулся, весь затрепетал, и возопил: «Поспеши, спаси, Святый, стадо Твое». 10) (π) По случаю большой тесноты, апостол вовлекается в середину толпы, и проходит (через нее) поспешно; и быв внутри двора, видит там разложенный огонь, толпу, сидящую вокруг него, и Христа, стоящего перед первосвященником: и не перенесши сего печального 9для себя зрелища), уже плачет, и ударяет (себя) в грудь, и между собою говорит: «Ты связан, Христе, и страждешь Ты, и терпишь! В лице заплеван Ты, пред Которым Херувимы закрывают лица (свои), трепеща, ужасаясь и глаголя: Поспеши, спаси, Святый, стадо Твое». 11) (Ραπζει) «Заушали Тебя, Учитель, а я (все еще живу, и внимательно смотрю на Тебя. Над Тобою ругаются, Человеколюбче: и видит, и терпит это земля, и не разверзается она, чтобы пожрать (этих) нечестивцев! Над Тобою насмехаются, – и небо, видя сие не колеблется, и живущие на нем не приходят в негодование! Не раздражается Михаил (архистратиг), когда Ты был заушаем, и не сожигает, не попаляет земнородных! И терпит Гавриил, и не попаляет (этих) дерзких (беззаконников)! Но хотя и все силы небесные молчат; а я ужасаюсь и смущаюсь, вопия к Тебе: Поспеши, спаси, Святый, стадо Свое». 12) (ς τατα δε φησεν) Сказав сие, он немного успокоился, и, стесненный духом от ужаса, (начал) говорить (между собою). Но вдруг он (же), хорошо (поступивший в том, что) замолчал, не надлежащим образом (κακς) высказался, дабы инстинствовал Христос, (Сама) Истина, и дабы оставался лжецом (всяк) земнородный. Что мы, после сего скажем, братие? (То ли), что Христос (явился для того), чтобы Он инстинствовал, а Кифа должен отвергать Его? Да не будет того, что я сказал сие так об (одном только) христе. Но (я высказал сие) именно для того, чтобы возвестить, что Он (Христос) все предвидит, и все (прежде) показует, и предукрепляет взывающих (к Нему): «Поспеши, спаси, Святый, стадо Твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

10. Сообщение Льва о численности русского войска некоторые исследователи признают преувеличением (Левченко. 1956, 259-260): трудно себе представить, как Святослав мог перевезти такое войско на лодках-однодеревках и прокормить его во время следования через голодную причерноморскую степь. Отметим путаницу на этот счет в английской историографии: в " Истерии I Болгарского царства " С. Рансимена (1930, 201) сказано, что войско Святослава состояло из 16 тыс. От него эта ошибка перекочевала к другим исследователям (см., напр.: Браунинг. 1975, 71; Ланг. 1976, 67). Следует, однако, иметь в виду, что уходившее в 971 г. из Болгарии русское войско, после многочисленных боев и пережитого в Доростоле голода, насчитывало все еще более 20 тыс. воинов. 11. Побратимство было знакомо каноническому праву и юридической практике в Византии (см.: Бекк. 1959, 62), но подобный союз с чужестранцем рассматривался как измена (Ш ангин. 1941, 40-41). 12. Скилица (277) относит начало похода Святослава на Болгарию к августу 11 индикта, т. е. к концу лета 968 г. (см.: Карышковский. 1952, 127, и ел.). Время года было удобно для похода: урожай в Болгарии был уже собран, и Святослав мог быть уверен, что войско будет обеспечено продовольствием. 13. Доростолум, Дористол, Дристра (совр. Силистра) - древнефракийский город на Дунае, был основной военной базой Святослава во время его кампании на Балканах. 14. Петр Болгарский, сын Симеона, правил с 927 г. В отличие от своего воинственного отца он в течение всего царствования сохранял дружественные отношения с Византией. Лев Диакон выражает Петру явное сочувствие, что, впрочем, не мешает ему именовать царя " - предводитель " , хотя официально титул " василевс болгар " и был признан за ним в Константин неполе (ср. примеч. 23). Вскоре после кончины Петр был канонизировав болгарской церковью. Дата его смерти - 30 января - устанавливается по сохранившимся литургическим текстам; что касается года, то он точно неизвестен (Иванов. 1970, 383-385). Большинство ученых ныне принимает 970 г., а не 969.

http://sedmitza.ru/lib/text/433425/

Согласно указу Св. Синода от 17 января текущего года открыто Духовное Правление в городе Николаевске и в то же время сделано распоряжение о закрытии такового в Петропавловском Порте. Присутствующими в новооткрытом Правлении определены: Благочинный Приморских и Нижнеамурских церквей, протоиерей Петр Донской и священники – Захарий Тяпкин и Петр Дмитриевский . Исправляющим должности столоначальника – диакон Георгий Орлов . 8 августа 1866. Благовещенск. 181 Милостивый Государь, Василий Никитич! 253 На почтеннейшее письмо Ваше ко мне от 2 мая, а мною полученное 22 августа из Николаевска, имею честь ответствовать, что пожертвованный Вами капитал, вырученный за Байкальские пароходы причислен к общему капиталу Амурских церквей вообще, основанному мною при самом начале, обращающегося из 5% в Р. А. Компании, из которого предположено употреблять и употребляется на общие нужды Амурских церквей вообще, как то: на заведение икон, книг, утвари, колоколов и частию на устроение новых церквей. Капитал сей в настоящее время, за исключением употребленных уже из оного до 22 тысяч, состоит из 31805 руб., не считая %% за минувший год 254 . 23 августа 1866 года. Благовещенск. 182 Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь! 255 На отношение Вашего Высокопревосходительства ко мне от 24 мая за (а мною полученное 21 июля) касательно народных школ, честь имею ответствовать следующее. Ближайшее участие духовенства в народных школах, кроме заведения оных, может быть – в обучении грамоте, в преподавании наук и Закона Божия, в надзоре за учениками и учащими и за направлением, какое дается школам в нравственно-религиозном направлении. В Приамурском крае в настоящее время находится таковых школ более 40 и в одной только Амурской области считается их до 30, а причтов в этой области, не считая городских, по последним штатам положено только 13; Следовательно, они могут иметь ближайшее участие не более, как только в 13 школах, но и тут они не могут принимать полного участия, потому что все здешние приходы вообще состоят из нескольких станиц или селений, растянутых на значительных пространствах, от чего священники часто должны отлучаться из своих резиденций.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

15) (λλ» ρε τις) Но скажет кто-либо: «Я хвалюсь, как знающий писания». Но чему научен был рыбарь Петр, так, что предпочтен был Моисею? Пророк этот научился всей премудрости Египетской, сколько можно было. Но когда говорит Петр, Моисей да молчит. Итак, не презирай неученого ты, умеющий петь аллилуйя. 16) (Νευρωθμεν) Мы, отрекшиеся от (угождения) телу, укрепляемся, будучи связаны (узами) веры. Ненавидящие нас не дремлют. Посему вооружимся, так, чтобы они бежали (от нас). Какое оружие монашествующего? Смиренное повиновение игумену, любовь к Богу и любовь к братьям и поспешная готовность в (назначенное) время к пению аллилуйя. 17) (ταν) Сколько один пред другим превозносится, столько враг (тайно) посмеивается над ним; ибо его дело подкрадываться и внушать (худые) мысли слабым братьям. Ибо одного он надмевает тем, что он имеет приятный голос, а другого тем, что он красноречив, и сделав их надменными, сам же первый смеется (над ними). Итак, никто из вас да не оставляет когда-либо (песнь) аллилуйя. 18) (Υπεισλθε) Приходил он часто к трудящемуся брату, и говорил: «Что ты напрасно трудишься? Смотри, другой не трудится и первенствует перед тобою; а ты считаешься негоднейшим из всех.» и тот (соблазняемый брат), как очень простой, поверил сему (внушению лукавого), – начал делать опущения в таких делах, в которых (после) оправдывался, и оставив труд, предался разглагольствованию. Да не имеем мы никогда разглагольствования, кроме (песни) аллилуйя. 19) (Ψυχικς) От души полюбите то правило, которое вы хорошо и благоразумно избрали. Если разногласите между собою, не дайте места лукавому ( Ефес.4:26,27 ). Пусть никто не имеет наклонности к выходу. Ибо вселукавый, как лев, стережет вас себе в добычу; он и ограду (обители) обходит, кругом ища агнца для съедения. Почему да бежим к песне аллилуйя. 20) (ν νος) Если помысл твой когда-либо соблазняет тебя, побуждая тебя к выходу, и говорит: «Для чего ты здесь заключился? Сколько вне (обители) сделались праведными!» – ты тотчас (про себя) скажи (в ответ), что знаешь хорошо, что я видел великое пререкание и многое беззаконие в городах. Почему всегда пребывай поющим Богу аллилуйя.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Ф-ча, но и самые эти юмористические рассказы передавались с любовью; в отцовском же отношении не звучало даже и этого юмора. Помню, как были мы в Посаде в 1883 г. И отец мой водил нас в Академический физический кабинет, где Дм. Ф. с радушною готовностью показывал нам физические приборы и заставлял светиться гейселеровы трубки. Поддерживая сношения с М. Академией, отец мой входил там в новые знакомства. Помню, как в 90-х, должно быть, годах сидел у нас за семейным чайным столом приехавший в Петроград проф. Алексей Петр. Лебедев, и беседовал с отцом, как уже близкий знакомый. В 1882 г. отец мой ездил в Академию для получения магистерской степени за сочинение свое о латинском догмате Непорочного Зачатия. В 1892 г. были мы – я и сестра моя – с отцом на 500-летии памяти преп. Сергия и сидели на торжественном акте в Академии, где все, кажется, профессора здоровались с отцом, как с знакомым. В последний раз отец мой посетил Академию в нашу поездку в 1896 г. Женитьба Оканчивая курс, Ал. Ал. не располагал принимать на себя священный сан. Но вышло иначе. В июле 1858-го г. скончался от холеры в Петрограде диакон Екатерининской, что в Екатерингофе, церкви Петр Павлович Свиязев, оставив после себя без средств семью – —252— вдову с троими детьми, из которых только старшая дочь была взрослая – 21-го года; – бабушка рассказывала мне потом, что осталась она с 5-ю рублями в кармане. Как водилось в те времена, вдове позволено было приискать жениха к дочери для замещения должности покойного мужа, Супруга для молодой особы желали с высшим образованием; в Петербургской Академии год был не выпускной, и решено было обратиться в Академию Московскую. С этим делом поехал в Москву дядя невесты Κ. П. Петров. Собираясь в путь, дядя, сам еще молодой и большой шутник, спросил у невесты, какого она жениха хочет. Невеста предъявила очень скромные требования: чтоб был высокий и не рыжий. – Но в Московской Академии оказалось, что все воспитанник уже разъехались, и искателю указан был адрес одного A. А. Лебедева , как жившего по близости, – в Хотькове. Одновременно с этим один родственник невесты протоиерей С. А. Галахов обратился в Москву письменно с тем же делом к знакомому своему священнику Ансерову, брат же последнего был женат на родной сестре отца моего. И вышло так, что предложение места и брака пришло к отцу моему одновременно и совершенно независимо с двух сторон – письменно от зятя из Москвы и лично от Петроградского свата через Академию; отец, всегда и после старавшийся в событиях жизни усматривать Промысел Божий, принял это совпадение за Божие указание и поехал в Петроград. Фотографической карточки у невесты не было, – распространение фотографии только начиналось, – но был небольшой масляный портрет какого-то доморощенного любителя, который хотели было дать свату; – отец мой, смеясь, говорил потом, что если бы ему показали его, он ни за что бы не поехал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не лишним будет заметить, что освящение через соединение освящаемого с освященным совершалось не только на литургии Преждеосвященных Даров. Таким же образом в Константинополе совершалось освящение мира. В Великий Четверг до литургии священник с диаконом шли в скевофилакию, где стояли сосуды с приготовленным для освящения миром. По возгласе «Благословен Бог наш» диакон подносил к священнику сосуд с прошлогодним святым миром. Священник особой ложкой разливал из этого сосуда миро в сосуды с приготовленным для освящения миром, минуя первый сосуд. Вливая в каждый сосуд первую ложку освященного мира, священник говорил «Во имя Отца» (диакон – «Аминь»), вливая вторую ложку – «И Сына» (диакон – «Аминь»), и третью ложку – «И Святаго Духа» (диакон – «Аминь»). Если после вливания трех ложек в сосуде еще оставалось миро, священник продолжал то же священнодействие, пока не будет розлито все миро. Певцы в это время пели медленно «Вечери Твоея тайныя». Освятив таким образом новое миро, мыли опорожненный сосуд из-под прошлогоднего мира и переливали в него новое миро из того, первого, в который не вливалось освященное миро. Этот сосуд с неосвященным миром поставлялся на особый стол, а затем на великом входе его переносили в алтарь и поставляли на престоле слева от дискоса. По освящении Даров протодиакон возглашал «Вонмем»; епископ, стоявший слева от престола, снимал покров с сосуда, патриарх трижды осенял сосуд крестным знамением и читал молитвы «Господи милости, Отче щедрот» и главо-преклонную «Тебе, Богу и Владыке всяческих». Епископ снова покрывал сосуд покровом. По окончании литургии сосуд с освященным миром торжественно относили в скевофилакию, где он стоял, покрытый драгоценным покрывалом, до будущего Великого Четверга, так что никто не мог касаться его 35 . Заметим, что юго-западная православная Русь почти до середины XVII века держалась греческого порядка причащения священнослужителей на литургии Преждеосвященных Даров по чину литургии Златоустовой. Сам Петр (Могила) в Служебнике указывал причащение священнослужителей на литургии Преждеосвященных Даров по чину литургии Златоустовой, с той лишь разницей, что испивание от чаши полагалось не троекратное, а однократное. Но у православных греков однократное испивание допускается и на полной литургии. Только в Евхологионе, изданном Петром (Могилой) в 1646 году, появляется статья «О некиих исправлении в служении Преждеосвященныя службы» (с. 253). Она значительно более кратка сравнительно с аналогичной статьей нашего Служебника. Петр (Могила) не отменяет обычных реплик при исполнении чаши и вливании теплоты и не запрещает диакону испивать от чаши, но последняя фраза его звучит во всяком случае неподобающе для языка церковного устава: «Егда же от чаши пиеши, или диакону подаваеши, ничтоже глаголи; ибо тамо простое есть вино, а не Владычняя Кровь, точию церимониялнаго ради обиходу употребляема бывает, вместо полоскания уст» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010