Под условием обращения к Богу обещается Иудеям защита от Ассириян Ст. 8. И Ассур падет не от человеческаго меча, и не человеческий меч потребит его, – он избежит от меча, и юноши его будут податью. Ст. 9. И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господ, Котораго огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме. Бог с особенным расположением и попечением окажет защиту Сионскому народу, непосредственно Сам Своею силою поразит Ассириян при стенах Иерусалима, о чем сказано в 37:7, 36–38. Следствия этого благодеяния Божия 1 .Цветущее царство праведного и мудрого царя Гл. 32. Ст. 1. Вот Дар будет царствовать по правде и князья будут править по закону. Ст. 2. И каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. Пророк показывает два следствия славного благодеяния, оказанного Богом своему народу в защищении от гордого, сильного Ассура, именно: 1) благополучное, цветущее царствование Езекии, который в это время явился с качествами, достойными царя (ст. 1, 2); 2) покаяние и обращение многих от невнимательности, заблуждения и пороков, которым подвергались прежде (ст. 3–8). Пророчество это не может не приличествовать и благочестивому Езекии, тем более, что это подтверждает и контекст. Выше говорилось о поражении Сеннахирима при Езекии, и ниже в ст. 9, 10 говорится об опустошении, произведенном Сеннахиримом в Ханаане. Но в последующих стихах, особенно с 15. ясно говорится о царстве Мессии. В подобных чертах Пророк изображал Мессию и в 9:7; 11:1–5. В ст. 2 знаменитые качества царя Пророк поясняет тремя подобиями. Первое подобие: И будет оный муж, т. е. царь. как защита от ветра и покров от дождя. Это вообще значит, что а) царь всем своим подданным, особенно благочестивым, которые при нечестивом Ахазе терпели скорби, будет воздавать должное, по всей справедливости, будет защищать от притеснений и скорбей; б) также своим благочестием, надеждою на Бога, и своими молитвами для Иерусалимского народа будет составлять покров от бедствий со стороны Ассириян, которых нападение на Иудею Пророк сравнивает с сильною бурею и наводнением (см. 28:2; 25:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

После очищения виноградника Божия, – церкви от терния и волчцев –лицемеров, нечестивых, свет и благословение Божие излились на нее в большом изобилии, и она явилась в большей красоте, с большим приращением, для чего она и спасена, очищена Богом. Но кто-нибудь мог подумать, что Бог уж слишком строго наказал Свою церковь бедствиями. Против этого Пророк в ст. 7-м говорит: положим, что Бог строго наказал свой народ; но строгость его не превышала меры; и очень большое различие находится между наказанием народа Божия и наказанием врагов. Враги в пламени гнева Божия погибли, тогда как народ Свой Бог сохранил, очистил. В 6-м ст. объясняется преспеяние церкви в совершенстве, цветущее состояние и распространение ее; в ст. 7 и 8-м ограничение суда Божия. Смысл 6-го стиха такой: церковь , после поражения врагов избавившись от скорбей, очистивших ее будет зеленеть и цвести, т. е. с полным великолепием украсится дарами св. Духа, добродетелями и плодами ее наполнится вселенная, т. е. бесчисленные народы вступят в нее. Начало этого цветущего состояния может отчасти относиться и к временам Маккавейским; но во всей силе исполнилось это пророчество во времена новозаветные. Четвертая принадлежность церкви: чистота учения и служения ее. Ст. 9. И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом его будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоят дубравы и истуканы солнца. Ст. 10. Ибо укрепленный, город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок, и там он будет покоиться и обедать ветви его. Ст. 11. Когда ветви его засохнут, их обломают, женщины приидут и сожгут их. Так как это народ (безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его. Здесь Пророк описывает чистоту учения и служения церкви, которая отвергнув идолопоклонство, суеверия, языческие пороки, станет служить Богу по предписанию закона Божия. Смысл 9-го ст. такой: Бог с тою только целью наказывал Свой народ, чтобы отклонить его от идолопоклонства, суеверия и лицемерия, привести к покаянию, очистить грехи, и оказать ему милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Право отворять и затворять их предоставлено Начальникам церкви – Пастырям, Епископам. Отворение ворот и вход в них означает введение исповедников истины в ближайшее общение с Богом, Ангелами и Святыми. Третий хор. Объяснение упования церкви Ст. 3. Твердаго духом ты хранит в совершенном мире ибо на Тебя уповает он. Третий хор, обращаясь к Богу, объясняет возложенное на него упование с чаянием получить от Него благодать и мир внутренний и внешний, – безопасность от гонений и скорбей. Смысл этого стиха такой: кто имеет твердую мысль, т. е. веру и надежду, тому Ты доставишь мир, или того сохранишь в мире и безопасности от гонений и скорбей; потому что он на Тебя положился. Четвертый хор возбуждает к возложению упования на Бога Ст. 4. Уповайте на Господа во веки: ибо Господ Бог есть твердыня вечная. Ст. 5. Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. Ст. 6. Нога попирает его, ноги беднаго, стопы нищих. Священный хор возбуждает малодушных возложить надежду на Бога, и тем успокоить себя. В основание надежды представляют всемогущество Иеговы, которое, как вечно неподвижная скала, никогда не выдаст надеющихся на него, и которое легко разрушит, повергнет в прах всякий крепкий город, или царство враждебное царству парода Божия. Пятый хор 1 . Благочестивые в исповедании пред Богом признают справедливость путей Божиих по отношению к праведным, проявившихся й судах над церковью Ст. 7. Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. Положим, что Бог помогает Своему народу скорбящему и стенающему от тяжких гонений. Но почему Он лучше не предохраняет его от скорбей и гонений? Почему подвергает его власти врагов и не укрощает их жестокость? Причины этого сонм благочестивых объясняет в последующих стихах; а в этом стихе признает правоту путей Божиих по отношению к Своему народу. Путь Божий, т. е. образ деятельности Божией по отношению к праведнику совершенно справедлив, состояние и обстоятельства жизни его со всеми случаями радостными и горестными Провидение Божие определяет, располагает сообразно с Божественною премудростью, благостью и справедливостью. 2 . Благочестивые объясняют свое расположение по отношению к судам Божиим

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Предмет этой песни составляют все цари Вавилонские, и особенно последний Вавилонский царь Валтасар – гордый, властолюбивый, жестокий тиран, убитый мечем при взятии Вавилона Киром ( Дан.5:10 ; Ксеноф. Кн. IV. изд. Стеф. стр. 66 и кн. V, стр. 73). Во-вторых: ели и кедры радуются о падении Вавилонского царя Ст. 8. И кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубит нас. На второй сцене являются говорящими ели и кедры Ливанские, под которыми разумеются цари, начальники, вельможи, которые, быв покорены Вавилонскими царями, хотя вовсе не лишены достоинства и власти, однакож много были унижены (подобно тому, как будто у дерев вершины срублены), долго стенали под тяжелым игом жестокого владычества Вавилонских царей ( Иер.25:18–20 ). Потому они теперь и радуются их падению. В-третьих: являются тени умерших царей, которые в аде укоряют Вавилонскаго царя. Ст. 9. Ад (шеол) преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретит тебя при входе твоем; пробудил для тебя тени (рефаимов), всех вождей земли; поднял всех парей языческих с престолов их. Ст. 10. Все они будут говорит тебе: и ты сделался безсильным 29 , как мы! и ты стал подобен нам! Ст. 11. В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается черв, и черви – покров твой. На третьей сцене Пророк в олицетворении представляет ад, который будто пробуждает рефаимов – умерших царей и князей и повелевает им выйдти на встречу Вавилонскому царю и приветствовать его с приходом в дворец подземного царства, т. е. страну мертвых (ст. 9). Но повелению ада цари и князья так и сделали: встретив Вавилонского царя, вместо приветствия с приходом как бы насмехаются над его падением и унижением (ст. 10, 11). Шеол, ад, означает собственно обширную, подземную пропасть, – мрачное место ( Иов. 10:21, 22; 7:9 ; Пс.140:7 ), в котором содержатся души умерших. Шеол древние представляли в виде обширнейшего царства или крепости с воротами и крепкими запорами ( Ис.38:10 ) и разделяли его на три большие отделения, из коих в верхнем полагали рай, где находились души добрых людей и пользовались некоторою отрадою и светом; в среднем, более темном, содержались души людей не совсем добрых и не совершенно злых–в состоянии молчания, покоя ( Пс.93:17 ); а в нижнем–самом мрачном и ужасном отделении – тартаре заключены души злодеев и терпели различные, жестокие мучения. Шеол в Пс.93:17; 113:25 страною молчания, покоя, по крайней мере по отношению к первым двум отделениям; а последнее исполнено было ужасом, шумом, смятением, воплями страждущих злодеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Преподобный Кассиан говорит, что дар рассудительности и разумения Священного Писания приобретается не столько изучением наук, сколько молитвой и чистотой сердца. О мужестве Духу нашему прирождена идея добра, потребность и стремление к нему; воля наша в силу прирожденного нам нравственного закона стремится осуществлять добро в своих действиях. Но в настоящем растленном состоянии нашей природы стремление к добру ослаблено, а противное ему влечение к злу сильно, осуществление добра соединено с большими трудностями, препятствиями, требует больших усилий, – по словам Спасителя, «Царство Божие с усилием приобретается» ( Мф. 11:12 ). Для совершения подвигов благочестия, для преодоления разных трудностей на этом поприще нужна большая сила воли, крепость духа, мужество; при вялом желании, при слабости воли, нерешительном намерении ни в чем добром нельзя успеть; особенно нужно мужество для препобеждения разных искушений, неразлучных с добродетелью, для перенесения разных неприятностей, опасностей, телесных болезней, лишений, несчастных приключений, неизбежных в настоящей жизни, оскорблений, обид от злых людей и т.д. Здесь нужно великодушие – большое терпение и кротость. Дело терпения умерять, утолять скорбь, печаль, которыми поражают нас какие-нибудь несчастные приключения; а дело кротости удерживать гнев и мщение при нанесении нам обид. Хотя терпение и кротость прежде и больше всего проявляют мужество духа, но не меньше оно проявляется и в той силе, с какой обуздываются все прочие греховные влечения нашей испорченной природы. Ибо что мужественнее, говорит Григорий Великий , как все движения души подчинить разуму, все вожделения плоти обуздать силой духа, собственную волю отвергнуть, презрев видимое, возлюбить невидимое. Премудрый говорит, что «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» ( Притч. 16:32 ). А какое дивное великодушие, мужество открывается в поступках апостола Павла, который говорит, что мы «во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах... в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах... нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся» ( 2Кор. 6:4–10 ). «Я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей... Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа» ( 2Кор. 7:4, 12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Причины этого суда Божия указаны у Ис.гл. 7, 8; АмОс.1:3, 5; 4Цар.8:12; 17:2 сл. Вторая часть: определение суда Божия на Ефремлян. Первое действие суда Божия: поражение их Феглафелассаром а) Самое определение суда Божия Ст. 4. И будет в тот день, умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим. Ст. 5. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. Ст. 6. И останутся у него, как бывает при обливании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог ИзраиЛев.Израильтяне за одинаковое с Сириянами беззаконие подвергнутся вместе с ними одинаковому и наказанию. Пророк, сказав выше о бедствии Сириян, теперь изображает двоякое действие суда Божия на Израильтян. Первое действие суда Божия будет соединено с некоторою милостью; Феглафелассар – совершитель этого суда – хотя поразит Израильтян, но не разрушит их царства (ст 4–6). Следствием этого будет обращение некоторых Израильтян к Богу (ст. 7, 8). Второе действие суда Божия совершит Салманассар, который совершенно опустошит и разрушит Израильское царство (ст. 9–11). Первое действие суда Божия Пророк изображает двояким подобием: 1) подобием тела тучного, но после изсохшего (ст. 4), и 2) подобием жатвы, или обрывания маслин, после которых мало остается колосьев и ягод (ст.5, 6). Изображая жестокость поражения Израильтян Феглафелассаром, Пророк уподобляет оное жатве не на горах, где по неровному местоположению многие колосья могли бы ускользнуть от серпа жателя, но в долине Рефаимской – самой плодоносной, где едва несколько колосьев останется после жатвы. Эта долина Рефаимов, т. е. на которой некогда жили исполины –великорослые ( Быт. 14:5 ; Втор. 2:11 ), находится неподалеку от Иерусалима на юго-западе ( 2Цар. 5:18, 22, 23:13 ). И так смысл этих стихов такой: Израильское царство от поражения Ассириянами истощится в силах, лишится знаменитых мужей, богатства и крепостей, составляющих славу его; останется в нем очень мало людей, и притом бедных; все, что было в нем славного, в это время погибнет

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Проповедь эта состоит А) из надписи (ст. 1), Б) пророчества (ст. 15, 16, 1–12), и В) заключения, в котором Пророк показывает время исполнения этого пророчества (ст. 13, 14). Пророчество разделяется на две части. Первая часть состоит из трех членов, в которых описывается бедствие Моавитян и следствие его – плач и отчаяние. Во второй части излагаются а) причины бедствия (гл. 16:1–5), б) бедствие снова описывается (ст. 6–12). Объяснение Гл. 15. А) Надпись Ст. 1. Пророчество о Моаве. (См. 13, 1) Первая часть пророчества Член первый Ст. 1. Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен! Ст. 2. Он восходит к Байту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды. Ст. 3. На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слеЗах.Ст. 4. И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают, душа его возмущена в нем (т. е. в каждом из воинов). Пророк, как будто стоя на высокой горе, видит, что Ассирийское войско быстро стремится на Моава против ожидания всех; вдруг неожиданно нападает на главные города и крепости Моавитские. Все Моавитяне, при вести об этом пораженные страхом, поднимают плач и вой; стекаются к жертвенникам и храмам главного своего бога просить его помощи; обнажают свои головы, выбривают волосы на голове и бороде; все наполняют слезами, рыданием, подобно отчаянным. Одних из них неприятели безжалостно убивают, другие спасаются бегством в Аравию, а свое именье, поля и виноградники оставляют неприятелю на расхищение и опустошение. Слово ночью в переносном смысле означает, что на все Моавитские города неприятель нападает нечаянно, когда Моавитяне, предавшись беспечности, как сну в ночное время, были спокойны, вовсе не думая об угрожающей им опасности (См. под. Иов. 27:20; 34:25 ). Восточные народы во время тяжкого общественного бедствия обривали головы и бороды и облекались во вретище в знак печали. Пророк, показывая тяжесть бедствия, говорит, что Моавитяне будут плакать не тайком – дома, но станут рыдать на кровлях и улицах, и с горьким плачем опять сойдут с них, не получив никакого утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Пророк внушает, что Вавилонская империя вместе с своим царем, сверх чаяния всех, падет, и падение это будет так велико, страшно, поразительно, что приведет в удивление не только живых, но и умерших, б) Падение Вавилонского царя и его царства будет очень приятно не только живым, по даже и умершим; потому что это падение есть справедливое мщение за умерших царей, которых он жестоко угнетал, свергал с престолов и убивал. И эти цари обрадуются его падению и саркастически будут поздравлять его с тем, что и он сравнялся с ними в участи, в) Падение Вавилонского царя и Вавилона будет очень приятно даже и аду, т. е. смерти и начальнику смерти, или имеющему державу смерти ( Евр. 2:14 ; Ис.28:15 ; Ос.13:14 ); потому что он давно уже подлежал мщению правды Божией, исполнителем которого здесь в олицетворении представляется смерть, или начальник смерти, или области умерших; и для смерти – служительницы правды Божией – славно восторжествовать над таким жестоким тираном, г) Наконец эта эмблема показывает суетность гордых надежд на свое могущество и тщеславных предприятий завоевателей, которые Бог по большей части разрушает одним ударом, может низвергнуть гордых- царей с высоты царского величия и славы, унизить до крайней степени – до ада и сделать их предметом посмеяния для живых и умерших. В-четвертых: опять представляется Церковь , или народ Иудейский с обращением речи к царю Вавилонскому Ст. 12. Как упал ты с неба, денница (люцифер), сын зари! разбился об землю, попиравший народы. Ст. 13. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера. Ст. 14. Взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему. Ст. 15. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Ст. 16. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, Ст. 17. Вселенную сделал пустынею, и разрушал города ея; пленников своих не отпускал домой? Ст. 18. Все цари народов, все лежат с честию, каждый в своей усыпалнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Пророк показывает, что Моавитяне не примут этого совета, спасительного для них, по гордости отвергнут его. Третий член Повторение описания бедствия, которое постигнет Моавитян за презрение совета и за другие вины. Ст. 7. Поэтому возрыдает Моав о Моаве, все будут рыдать; стенайте о твердынях Кирхарешета: оне совершенно разрушены. Ст. 8. Поля Есевонския оскудели, также и виноградник Севамский; властители народов истребили лучшия лозы его, которыя достигали до Иазера, разстилались по пустыне; побеги их расширялись, переходили за море. Пророк предвидел, что Моавитяне отвергнут его совет, который мог бы предотвратить их несчастие; потому опять продолжает изображать угрожающее им бедствие, именно – описывает опустошение виноградников и оскудение вина, которое по обыкновению древних в Кирхарешете хранилось в больших сосудах. Сокрушение этих сосудов могло произойти или от неприятелей, или от того, что по ненадобности их обыкновенно бросали. В 8-м ст. описывается опустошение Севамского винограда самой лучшей породы, который пересаживали и разводили в разных местах и который разрастался повсюду, простирался даже по пустыне Аравийской, прилежащей к Моавитской земле, и переходил море, т. е. озеро близ города Иаезера (См. Иер.48:32 ), т. е. по берегам его разветвлялся, осенял озеро, как будто переходил его. Вино из этого винограда было самое лучшее и доставлялось только царям и вельможам. Ст. 9. Посему и я буду плакать о лозе Севамской плачем Иазера; буду обливать тебя слезами моими, Есевон и Елеала; ибо во время собирания винограда твоего и во время жатвы твоей нет более гиумной радости. Ст. 10. Исчезло с плодоносной земли веселие .и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют, виноградарь не топчет винограда в точилах: Я прекратил ликование. Для усиления речи Пророк говорит, что бедствие Моавитян будет таково, что и в нем возбуждает жалость и слезы о страшном опустошении прекрасных виноградников Севамских, равно как и об опустошении плодоносных полей города Иаезера. Вместо радостных ликований собирателей плодов в виноградниках будут раздаваться крики воинов, с торжеством опустошающих сады.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Пророк Царь Давид не исчисляет, сколько когда дней или сколько нощей он постился. Пишет только, что от поста колена его изнемогали и плоть, как трава, увядала. Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради ( Пс. 108:24 ). Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях ( Пс. 101:10 ). То самое или весьма подобное свидетельствует о себе и пророк Божий Даниил: И дах лице мое ко Господу Богу, еже взыскати молитвы и прошения в посте и во вретищи и в пепеле ( Дан. 9:3 ). Хлеба вожделенного не ядох, и мяса и вино не вниде во уста моя, и мастию не помазахся до исполнения трех седмиц дней ( Дан. 10:3 ). Но болий пророков, болий и всех рожденных женами есть Предтеча и Креститель Христов Иоанн. Ибо он тот самый, о котором писано: Се аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою. Вси Пророцы и закон до Иоанна прорекоша, т. е. им все они кончили век свой, видения и предречения ( Мф. 11:10, 13 ). Теките же теперь за сим Ангелом в пустыню иудейскую, где готовит он путь Господу и где проповедует велегласно: покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Теките, и видите: Иоанн облечен в одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс на его чреслах. Ест же что? Акриды и мед дикий (Мк. 1:6). Не постническое ли это житие, которого основание и образ не то ли самое, что мы сказали? От пророков перейдем к лику апостольскому, в котором, падше, да поклонимся и Пречистей, Преблагословенней Деве Марии, чтуще Ее яко Матерь Бога вышнего. Возлюбленные! Не достанет времени, если из двенадцати апостолов, коих имена: первый Симон, названный Петром, и Андрей брат его, Иаков Заведеев и Иоанн брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей – мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит, и, вместо Иуды Искариотского, Матфий, причтенный к апостолам по жребию, – если из всех сих, каждого жизнь и деяния описывать мы здесь предпримем. И потому, не пускаясь в подробность, будто в море открытое, мы ограничимся одним общим о всех апостолах апостольским же свидетельством: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, дабы не порицали (нашего) служения, мы во всем являем себя, как служители Божии, с великим терпением в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, в ранах, в темницах, в изгнаниях в трудах, в бдениях и постах; в чести и бесчестии, среди порицаний и похвал, считаясь обманщиками, но будучи верны; будучи неизвестны, но узнаваемы; считаясь умершими, и вот мы живы; будучи наказываемы, но не умерщвляемы; будучи огорчаемы, но всегда радуяся; будучи нищи, но многих обогащая; ничего не имея, но всем обладая» ( 2Кор. 6:5, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010