Благодать Чему уподобляется благодать Божия 1 . Благодать в духовной жизни человека есть то же, что дыхание в жизни телесной. Человек без дыхания мертв телом; христианин без благодати – не христианин ( Рим.8:9 ), мертв духом ( Еф.2:1 ) (Петр (Екатериновский), епископ томский). 2 . Благодать для нас то же, что солнце для земли: она нас озаряет, согревает и оживляет. 3 . Как разснащенный корабль влается сюда и туда по произволу бури, так и душа, лишенная благодати Божией, постоянно находится под управлением греха, который влечет ее не туда, куда она хочет, а туда, куда направить ее демон (св. Иоанн Златоуст ). 4 . Человек без благодати Божией, – как птица без крыл, как рыба без воды и как тело без души: ничего доброго ни предпринять, ни сделать не может. В этом состоянии он и при жизни бывает мертвым духовно, ибо живет для одного греха, работая ему от всей души в похотях и страстях своих, и всегда бывает мертв для Бога, не делая и не мысля ничего богоугодного. 5 . Солнце на все вещи равно теплоту ниспущает; но иные вещи от теплоты его растаивают, как то воск и прочие, а иные делаются жесткими, как то глина и прочие. Так Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает; но люди иные благостью Его умягчаются и творят покаяние, иные – ожесточаются и погибают (св. Тихон Задонский ). 6 . Чтобы источник постоянно изливал живые струи воды, утоляющей жажду и прохлаждающей нас в часы знойные, необходимо, как удостоверяют естествоиспытатели, чтобы местность, окружающая источник, удобно, по своей рыхлости, всасывала в себя дожди и росу небесную, которые, просачиваясь сокрытыми в земле протоками, скопляются в таком обилии в каком-либо пласте земном, что, наконец, вытекают из него светлым ручьем. Так и благодать Божия тогда только может соделаться в душе нашей источником воды, текущей в жизнь вечную, когда душа постоянно открыта внушениям Духа Святого, день и ночь поучается в евангельских истинах и, всеусильно огребаясь от плотских похотей, управляет сердцем своим и всеми своими действиями по воле Божией, изображенной в Его законе ( Анатолий (Мартыновский) , архиепископ могилевский).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Еще года не прошло с тех пор, как Московская Духовная Академия проводила в могилу тело усопшего почетного члена и заслуженного профессора своего Амфитеатрова Е.В., и вот у нее не стало другого почетного же члена, бывшего ее ректора и заслуженного профессора, протоиерея Сергия Константиновича Смирнова, скончавшегося 16 Февраля сего 1889 года. Личные качества почившего о. протоиерея, его известность в учено-литературном мире и его заслуги для Академии, для Церкви и Отечества, вполне заслуживают того, чтобы сказать о них несколько слов, и, особенно, на страницах издания, которое многим обязано почившему. Сын священника церкви Св. Николая, в Ковыльском, в Москве, С. К. Смирнов родился 3 сентября 1818 года. Получив предварительное образование в Москве в духовных училище и семинарии, он из последней, в 1840 году, поступил, для высшего богословского образования, в Московскую Духовную Академию, где и окончил полный курс наук в 1844 году в числе лучших воспитанников ее 14 курса, между которыми почетной известностью пользуются, доселе здравствующие, преосвященнейшие: Сергий Ляпидевский , Архиепископ Кишиневский, Амвросий Ключарев , Архиепископ Харьковский, член Московской Синодальной конторы Петр Екатериновский, бывший Епископ Томский. Серафим Протопопов, Епископ Самарский. Амфилохий Казанский, Епископ Угличский; – протоиереи: Д. И. Кастальский. В. И. Романовский, Ф. И. Кротков (в Москве). Ан. Ал. Никольский (в Симбирске); – смотритель Московского Заиконоспасского духовного училища А. А. Невский и др.; а, из почивших, пользовались особенной известностью преосвященнейшие: Андрей Поспелов, Епископ Муромский (ум. 1868 г.) и Платон Троепольский, Епископ Томский (ум. 1876): – протоиереи: Ипп. Мих. Богословский-Платонов, Ст. Ив. Зернов, Вл. Гр. Назаревский и некоторые другие. По окончании курса наук в Академии, С. К. Смирнов, как один из самых лучших питомцев ее, оставлен был при самой Академии в звании бакалавра по классу русской гражданской истории и греческого языка (по последнему предмету – в низшем отделении).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Когда первые люди – прародители наши, находились в невинном состоянии, жили в раю, тогда кроме всех лучших произведений земли, назначенных в пищу, Бог предоставил им наслаждаться еще плодами древа жизни, которые укрепили здоровье, умножали силу и полноту жизни и предохраняли тело от смерти. Это древо жизни вместе имело и таинственное значение: напоминало им о совершенной зависимости их от Творца Бога, как по бытию, так и продолжению жизни и об обязанности вполне покоряться Его святой воле, с чувством благодарности и любви всецело предаваться Ему; именно – оно внушало, что люди как по телу не имеют в себе источника сил для поддержания здоровья и продолжения жизни, а имеют потребность заимствовать эти силы из внешней природы, особенно от древа жизни, так и по душе они имели необходимую нужду всегда почерпать свежие силы из присносущного источника жизни всех существ – Бога, Которого благодать при общении людей с Ним, изливаясь в их душу, просвещала ум, иляла волю в стремлении к добру и исполняла сердце сладким чувством радости и блаженства. Но грех, по обольщению диавола, сделанный ими нарушением заповеди Божией, прервал общение с Богом, удалил их от источника жизни и блаженства – Бога, удалил и от древа жизни, и из рая; затем, вместе с совершенным расстройством души, последовали расслабление телесных сил, болезни и смерть по душе и по телу. Такой же участи должно было подвергнуться и все потомство их. Бог по Своей беспредельной благости, жалея о таком несчастии людей и зная, что они сами собою не могут избавиться от него, определил спасти х чрез Единородного Своего Сына, Сын Божий с любовь принял на Себя исполнение этой воли Бога Отца; для сего сошел на землю, т.е. принял тело и душу человеческие, чтобы в естестве человеческом за людей во всей точности исполнить закон Божий, Своими страданиями и смертью удовлетворить правосудию Божию; и своими заслугами Он не только заплатил за людей долг, но исходатайствовал еще благодать Св. Духа, необходимую для возрождения, освящения и спасения людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

М.М. Громыко Глава V. Томск: ноябрь 1858 г. – 20 января 1864 г 1. Образ жизни последних лет Короткий томский период жития святого наиболее обеспечен источниками, что позволяет через призму последних лет увидеть и многие черты, общие для всей сибирской жизни подвижника. Семен Феофанович Хромов, настоятельно приглашавший старца переехать к нему в Томск на постоянное жительство и получивший наконец в 1858 г. его согласие, родился в мае 1813 г. в селе Мугрееве Вязниковского уезда Владимирской губернии. Его отец, Феофан Васильевич, был крепостным крестьянином графини Борг (Борхъ), но все семейство Хромовых откупилось от крепостной зависимости. Семен с юности знал город Томск, так как был вызван туда для помощи в торговле своим дядей по линии матери Е.Д. Бобковым. Вскоре он стал главным доверенным Бобкова, а по смерти дяди начал свое дело в Мариинске и занялся золотопромышленностью. В 1846 г., как мы уже отмечали, молодой купец приобрел дом в Томске 906 . «Выдающейся чертой Семена Феофановича, – писали томичи, опросившие широкий круг лиц, – была его непоколебимая честность» 907 . Мы можем с уверенностью прибавить к этому другую черту – благочестие, которое и привело его к контактам с Феодором Кузьмичом, ставшим духовным отцом Хромова, и к желанию устроить жизнь старца наиболее благоприятным для него образом. Старец же, разумеется, не искал удобств, а руководствовался в своем согласии волей Божией, которая была ему открыта. Как уже упоминалось выше, еще в 1837 г., по приезде в Сибирь, ему было предсказано, что будет потом жить в Томске у купца Хромова 908 . Мера заботы Семена Феофановича о своем духовнике ограничивалась самим подвижником, поэтому и образ жизни последнего в городе мало отличался от предшествующего сельского периода, хотя старцу было при переезде уже за 80 лет. Та же суровая скудость в обстановке кельи, пище, одежде. «Пищу старец употреблял очень умеренно, – пишет епископ Екатериновский Петр в контексте томского периода, – и всегда постную: ржаной хлеб (пшеничного не кушал), щи с грибами, иногда горох, а в великие праздники разрешал на рыбу и яйца. Перед обедом он долго молился, и каждый раз делал четыре земных поклона, по мнению Хромова, три – Пресвятой Троице, а 4-й – Пресвятой Богородице. Постели у него не было, спал на лежанке у печки, без всякой подстилки, без оде яла, под головою вместо подушки лежал чурбан» 909 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОАРХАНГЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Камчатской епархии (см. Петропавловская и Камчатская епархия ), существовало в 1858-1870 гг. Названо по г. Новоархангельску (с 1867 Ситка, США). Ко времени образования Н. в. под рук. еп. Камчатского, Курильского и Алеутского свт. Иннокентия (Вениаминова; с 1850 архиепископ, с 1868 митрополит), кафедра к-рого располагалась в Новоархангельске, на Аляске были основаны Нушагакская (1842), Квихпакская (1844) и Кенайская (1841, начала действовать в 1845) духовные миссии. От уже существовавших приходов их отличало то, что они охватывали территории, населенные коренными народами, с незначительным числом русского и креольского населения. В 1841 г. открыто Новоархангельское ДУ, в 1845 г. оно было преобразовано в семинарию. Императорским указом от 26 июля 1852 г. к Камчатской епархии была присоединена Якутская обл. (2 ПСЗ. Т. 27. Отд. 1. С. 491-492. 26485). В кон. того же года Синод постановил перевести архиерейскую кафедру и семинарию из Новоархангельска в Якутск. Свт. Иннокентий прибыл к новому месту служения в сент. 1853 г. Перевод Новоархангельской ДС задержала Крымская война 1853-1856 гг.: на тихоокеанском побережье России велись боевые действия. Ректор семинарии архим. Петр (Екатериновский), преподаватели и студенты прибыли в Якутск лишь 12 сент. 1858 г., учебный процесс возобновился 17 сент. В связи с переносом кафедры из Америки в Азию свт. Иннокентий поставил вопрос об открытии вик-ства на Аляске. 2 окт. 1856 г. он писал исполняющему должность обер-прокурора Синода А. И. Карасевскому : «Необходимо быть викарию в Новоархангельске… Если Св. Синоду угодно, чтобы дело обращения тамошних туземцев имело успех, то там необходимо пребывание архиерея, и который бы непременно, как можно чаще, посещал миссии. Это я говорю по опыту. Для учреждения же здесь викариатства не представляется никаких препятствий и затруднений - все готово». В том же письме Камчатский архиерей отмечал, что «кто бы ни был туда послан, он не будет в затруднении касательно управления тамошними церквами и миссиями; я передам ему все журналы миссионеров и священников, которые скоро познакомят его с ходом дел» (цит. по: Климент (Капалин), митр. 2009. С. 165). Последний раз для посещения приходов Аляски свт. Иннокентий отбыл в Америку в 1-й пол. 1857 г.

http://pravenc.ru/text/2577801.html

Монашество – цвет христианства по чистоте и возвышенности духовной жизни избранных, посвятивших себя на служение Богу исповеданием обетов девства, нестяжательности и послушания, – получило начало в первые времена христианства 1 . Небесный огнь любви, низведенный Спасителем на землю ( Лк.12:49 ), воспламенил новую жизнь в сердцах людей, подавленных чувственностью, оживотворил дух, вовсе почти омертвевший в узах греховности ( Ефес.2:5 ), и при содействии благодати ревность к благочестию во многих воспламенилась с такой силой, что сделалась главной стихией духовной жизни, и вся деятельность духа сосредоточилась в непрерывном усилии – освободиться от преобладания чувственности, покорить высшему духовному закону все порывы самолюбия – греховные наклонности и страсти, в стремлении от дольнего к горнему. Те, в коих любовь к Богу была пламеннее, стремление духа к небу сильнее, те и во внешней жизни с большей силой выражали свое стремление к Божественному в более строгом подвижничестве. Посему в отличие от прочих христиан и назывались сначала преимущественно аскетами – от подвижничества, а впоследствии монахами – от уединенной, одинокой жизни. Последнее название усвоено подвижникам особенно тогда, когда они, по желанию большего безмолвия, начали оставлять одинокие свои жилища, находившиеся близ селений и городов или в самых городах, удаляться общества, и по примеру древних пустынножителей – Илии, Елиссея, учеников пророческих ( 4Цар.6:1–4 ) и Иоанна Предтечи, стали селиться в пустынях, чтобы здесь, вдали от шума и соблазнов мира, без развлечения упражняться в подвигах благочестия, и удобнее достигать высшей степени духовного совершенства. Так, первые из египетских подвижников удалились в пустыню на большие подвиги Павел Фивейский 2 и Антоний Великий 3 , из коих первый у блж. Иеронима (In. episl. ad Eusmoch.-Abm.) называется основателем, а второй образователем пустынножительного монашества. Антоний Великий , провождая жизнь в пустыне, принимал к себе ревнителей подвижничества, строил для них отдельные келий ( Афанасий Великий в жизнеописании Антония Великого .-Авт.) и после долговременных опытов написал и правила сей жизни. Из отдельных пустынников впоследствии составлены общежительные обители, преимущественно попечением пустынножителя Пахомия Великого 4 , который дал полное образование монашеству в общежитии, написал правила, которыми определялись все упражнения в подвигах иночества, даже пища и одежда. Из Египта – рассадника иночества монашество перенесено в Палестину Иларионом Великим, учеником Антония Великого 5 ; от него распространилось в Сирии, потом в Армении и Понте (Sozom.I,3.C.13).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Москва. Новоспасский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889). Последними представителями рода Романовых, нашедшими место упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, ум. 1810) и великий князь Сергей Александрович (ум. 1905) - генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя святого страстотерпца императора Николая II. Романа Сладкопевца, преподобного, в Новоспасском монастыре церковь (Крестьянская площадь, дом 10). На берегу Москвы-реки стоит Новоспасский монастырь, перенесенный сюда в 1490 г. из Московского Кремля. В XVI–XIX вв. на его некрополе погребали представителей княжеских и боярских родов Захарьиных, Сицких, Оболенских, Трубецких, Шереметевых, Колычевых, Нарышкиных и других. Известно, что в монастыре в 1497 г. был похоронен Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин и его родственники, представители знатного боярского рода Захарьиных-Юрьевых. В XVI веке в подклете Спасо-Преображенского собора были похоронены отец первой жены царя Ивана IV Грозного Анастасии – Роман Юрьевич Захарьин († 1543 год) и его сын боярин Никита Романович Юрьев († 1586 год). После восшествия Романовых на престол Новоспасский монастырь стал одним из самых почитаемых московских монастырей, так как в нем были надгробия их предков.

http://sobory.ru/article/?object=05174

Часть I. Отделение I Слово, говоренное при вступлении в управление орловскою паствою Сын человеческий не прииде да послужат Ему, но послужити ( Мф. 20:28 ). Архиерей великий, небеса прошедый, Господь Иисус Христос , чрез предуставленную на земле высокую власть, избрав меня, освятив во епископа богоспасаемого сего града и прочих, от него зависящих, послал семо пасти вас, словесное Христово стадо. Се венец на главе, и жезл в шуйце – свидетельство духовного начальства, коим облечено мое смирение. Нам вверены ключи Царствия Небесного, и елика аще свяжете на земли, будет связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех, рече Господь. ( Мф. 28:18 ). Но как Сын Человеческий, то есть Иисус Христос , не пришел в мир, чтобы послужили Ему, а послужить, так не пришел и я к вам, возлюбленные братия, чтобы вы мне служили, но послужить. Не пришел, дабы одесятствовали мятву, копр и кимин, по выражению Писания; дабы приносили волну и руно, но чрез веру во Христа чтобы достигли Царствия Небесного, со введением во двор овчий дому Господня, – кратко, чтобы спастись всем вам в грядущем веке; между тем чтобы и благоденствовали в настоящей жизни, так как со спасением душ тесно соединено и благополучие телесное на земле, по реченному в Писании: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся, то есть временные блага, приложатся вам ( Мф. 6:33 ). Вот цель моего, по воле Божией, к вам пришествия. Отсюда вытекают многие падающие на меня обязательства. Не нужно вас, просвещенных единою ( Евр. 6:4 ), вновь просвещать животворным светом Евангелия, то есть познавшим таинство веры преподавать первоначальное учение веры Господа Иисуса Христа со Безначальным Отцем Его и со Святым Животворящим Духом, ибо измлада уже вы оной научены и банею пакибытия обновлены. По дару благодати, излитой на вас в купели крещения, вы есте род избран, царское священие, язык свят, люди обновления ( 1Пет. 2:9 ). Но предлежитъ стараться, дабы вы во свете Евангелия непреткновенно ходили, духа веры в себе не угашали, а паче возбуждали бы его, подобно как возбуждают дыхание огня в горниле веянием на него ветра.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Вторая часть. Отделение II Внимай себе и учению и пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися, и послушающии тебе (Тим. 4:16). Слово I. О посте I. О посте вообще Время поста ныне, Христоименитое собрание! Сего ради весьма прилично, думаю, о нем теперь беседовать с вами. Когда приходит весна и земледельцы начинают орать, сеять, о чем тогда говорят обыкновенно? О сих самых предметах. А при наступлении и продолжении лета? О жатве хлеба, собирании овощей, древесных плодов и о прочем сему подобном. Итак, в общежитии мирском чем когда занимаются на деле, о том бывают слова и разговоры. Следовательно, и в общежитии духовном, между верными, не иному прилично быть беседованию ныне, как о посте, потому что время настоит такое. Предприемля говорить о святом посте, мы раскроем: во-первых, что такое пост во всеобщем понятии; во-вторых, какие оного виды и по каким причинам тот, или другой вид поста соблюдать надлежит; в-третьих, с какими ограничениями или без оных. Пост, во всеобщем понятии, есть воздержание себя от всего того, что хотя по естеству и приятно нам, человекам, от первобытного, беспорочного состояния отпадшим, однако вредно и богопротивно как само в себе, так и ради худых последствий от того, ежели не воздержимся и не предостережем себя. Например: свойственно человеку гневаться, однако ж и вредно, и богопротивно, особенно ежели в сем случае из границ выходим. Следовательно, предостерегать себя от гнева, воздерживаться от душевного, вкупе же и телесного возмущения есть пост. Естественно и приятно наслаждаться пищею и питием, по вкусу приуготовленными, однако ж вредно и богопротивно, ежели в том меры знать не станем. Следовательно, воздерживаться от брашен есть так же пост. Отсюда видите, слушатели, что пост, во всеобщем значении, довольно пространное есть как бы поле, в котором заключаются многие нравственные предметы. Ибо не одно гневаться и яствами пресыщаться вредно и богопротивно, но сколько находится других помыслов, похотений, намерений, страстей и действий, которых источник хотя в природе нашей поврежденной, но за которыми, однако, последствия текут самые злые, с законом вечного несогласные и богопротивные.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Объяснение книги св. Пророка Исайи. Том I Предисловие Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а оне свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ), говорит Спаситель. Это особенно надобно отнести к книге Пророка Исаии, в которой больше, нежели в какой-нибудь из Ветхозаветных книг, свидетельств или пророчеств о Мессии, Иисусе Христе, которые отличаются особенною ясностью, подробностью описания разных обстоятельств жизни, страданий, смерти и прославления по воскресении Спасителя. Очень много в ней также и назидательных уроков для нравственной жизни. Чтение пророчеств, относящихся к Иисусу Христу и Его Церкви, может утверждать нашу веру в Божественность Лица Иисуса Христа; нравственные уроки, высокие обетования и страшные угрозы могут возбуждать нас к удалению от грехов, за которые часто постигают нас разные бедствия, как часто говорится об этом в книге Пророка Исаии, – и к соблюдению закона Божия. Раскрытие в этой книге путей промысла Божия в устроении счастливой и несчастной судьбы целых царств, народов, указание причин разных переворотов, часто бедственных, в царствах, может служить нам ключом к правильному уразумению причин и следствий отчасти и современных нам событий в царствах и обществах, даже и в частной нашей жизни, и отсюда мы можем получить полезные уроки для своего поведения. Желание облегчить разумение и доставить пользу любителям чтения Слова Божия и было побуждением, при пособии лучших толковников, составить краткое объяснение, удовлетворяющее хотя отчасти желанию понимать смысл Слова Божия и поучаться. Так как объяснение это написано только для назидания верующих, а не для состязания с неверующими: то разные чтения текста, мнения, объяснения разных толковников, возражения, опровержения с приличными доказательствами не помещены здесь для краткости издания. При сличении перевода Славянского с Русским читатели найдут довольно разностей. Касательно этого надобно сказать, что разности, происшедшие от разных причин, находятся только в таких местах, которые не заключают догматов, пророчеств, или начал нравственных, и которые, как ни читать, для веры и нравственности все равно. А в местах пророческих, особенно относящихся к Мессии, Иисусу Христу, везде существует согласие в смысле текста Еврейского и Славянского. Это достойно замечания; нельзя не приписать этого особенному охранению Промысла Божия, бдевшего ( Иер.1:11–12 ) над неизменностью тех мест Св. Писания, которые имеют для нас особенную важность в деле веры и спасения. Сведение о пророке Исаии и его книге

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010