Б) Пророчество. Часть первая а) Предложение Ст. 29. Не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеинаго выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон. Филистимляне, услышав о смерти Ахаза, радовались этому, потому что надеялись теперь с большим удобством и силою стеснить Иудеев при юном царе; и Иудеи боялись нападения их. Пророк, для утешения благочестивых, обращаясь с речью к Филистимлянам, возвещает, что суетна их радость и надежда. Он как бы так говорил: ты, Филистимская земля, пораженная Озиею (как жезлом) и восторжествовавшая над Иудеею в правление Ахаза, не радуйся о своих успехах и не полагайся на свои силы и благосостояние. Ибо юный царь Езекия, преемник Ахаза так же поразит тебя, как василиск умерщвляет животных. б) Следствие поражения Филистимлян Ст. 30. Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой. Здесь Пророк показывает следствия поражения Филистимлян Езекиею – безопасное, спокойное пребывание Иудеев даже и в тех странах, смежных с Филистимлянами, которые Филистимляне долгое время своими набегами опустошали, разоряли, и тем довели Иудеев до крайней бедности, почему Пророк и называет их первенцами из нищих – для означения крайней бедности их. Пророк, представляя этих бедных Иудеев, для красоты речи, под образом стада, говорит, что они спокойно будут пастись и безопасно почивать на тучной пастве; он как бы так говорил: в правление царя Езекии те из Иудеев, которые частыми нападениями приведены тобою в совершенное разорение и нищету, будут наслаждаться довольством и миром; потому что юный, пренебрегаемый тобою, но покровительствуемый Богом, царь и корень твой истребит, и остаток, уцелевший от нашествия Салманассара царя Ассирийского, перебьет. Исполнение этого можно видеть в 4Цар.18:8 ; 2Пар.32:23 сл. Вторая часть пророчества, в которой Пророк предсказывает другое бедствие, которое нанесет Филистимлянам Салманассар Ст. 31. Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская; ибо от севера дым идет, и нет отсталаго в полчищах их. Ст. 32. Что же скажут вестники народа? То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его. Пророк выше говорил: не радуйтесь, Филистимляне; а теперь, усиливая речь, возбуждает их к плачу по причине нового бедствия, угрожающего им от Салманассара (ст. 31), от которого Иудеи освободятся по покровительству Божию (ст. 32). Пророк видит, что с севера поднялся густой дым, помрачающий небо, и несется на юг в Филистимскую землю; вместе видит, что Филистимские послы идут к Иудейскому царю посоветоваться касательно угрожающего Филистимлянам и Иудеям бедствия и просить помощи у последних; и слышит ответ, какой дадут Иудеи этим послам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

б) Следствие суда Божия: обращение к Богу некоторых, оставшихся в земле Израильской Ст. 7. В тот день обратит человек взор свои к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву. Ст. 8. И не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. Следствием этого суда Божия будет обращение некоторых Израильтян к Богу с покаянием, верою, надеждою и любовью ( 2Цар. 30:11; 34:9 ). Прикровенно показывается вместе и причина этого суда Божия – идолопоклонство. Второе действие суда Божия: поражение Израильтян Салманассаром Ст. 9. В тот день укрепленные города ею будут, как развалины в лесах и на вершинах гор, оставленные пред сынами Израиля, – и будет пусто. Ст. 10. Ибо ты забыл Бога спасения твоего, и не воспоминал о скале прибежища твоею; от того развел увеселительные сады и насадил черенки от чужой лозы. Ст. 11. В день насаждения твоего ты заботился, чтобы оно росло, и чтобы посеянное тобою рано разцвело; но в день собрания не куча жатвы будет, но скорбь жестокая. Пророк, изображая второе действие суда Божия – разрушение Израильского царства, а) предсказывает конечное истребление его Салманассаром после первого поражения Феглафелассаром (ст. 9); б) показывает причину суда Божия – упорное идолопоклонство (ст. 10, 11). Метафорические слова в ст. 11 и 12 имеют такой смысл: поскольку ты забыл Бога своего, то и принял суеверное учение лжеучителей, льстящее страстям, с удовольствием принял постановления чуждой религии, поставил статуи языческих богов; по принятии постановлений чужих религий ты старался распространять эту религию так, чтобы вся земля наполнилась идолами; рано по утру поливая свое растение, ты старался, чтобы оно процвело, т. е. старался делать приращение суеверия и идолослужения. Но твоя преданность к чужой религии и заботливость об идолослужения принесет горький плод, плачевную жатву во время тяжкого, неотразимого бедствия, угрожающего со стороны Ассириян. Исполнение этого пророчества описано в свящ. истории. О падении Израильского царства говорится в 4Цар.15:29 ; 1Пар.5:26 . Об обращении некоторых Израильтян после нашествия Феглафелассара (в 4-м году царствования Ахаза) говорится в 2Пар.30, 1–11 . О последнем разрушении Израильского царства Салманассаром (в 6-м году царствования Ахаза) говорится в 4Цар.16:3; 18:9 ; Ос.12:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

бб) Изложение видов угрожающего бедствия 2) Лишение человеческой помощи Ст. 2. Храбраго вождя и воина, судью, и Пророка, и прозорливца, и старца. Второе бедствие – лишение храбрых героев, которые вооруженною рукою или силою защищают царство; лишение судей, правителей, которые поддерживают благоустройство в обществе; лишение Пророка, который бы преподавал поставления, и лишение прозорливого и старца (Сенатора), из коих первый, при быстроте соображения верно предвидя следствия известных действий, предугадывает будущее, а второй при своей опытности может давать благоразумные советы, полезные для общественного благосостояния. Это – большая подпора царства. Ст. 3. Пятидесятника, и вельможу, и советника, и мудраго художника, и искуснаго в слове. Это – малая подпора царства. Исполнение этого пророчества описано в 4Цар.24:15 , спустя около 150 лет после предсказания. 3) Поставление начальников, неспособных управлять Ст. 4. И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. Так и случилось, что, после отведения царя Иоакима в плен, Иудеею стали управлять люди, подобные детям, т. е. необразованные, несведущие, неопытные, вовсе неспособные к управлению. 4) Нарушение всякого порядка и расстройство в гражданстве Ст. 5. И в награде один будет угнетаем другим, и каждый ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею. Такой точно беспорядок и расстройство в обществе были во времена царя Седекии, как описывает Пророк Иеремия в гл. 38. Плач. 14:16 . Ст. 6. Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею. Ст. 7. А он с клятвою скажет: не могу исцелит ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа. При совершенном недостатке людей, способных к управлению, всякий, встретив кого-нибудь из своего рода позначительнее по достоинству (чтоб выражается словами: у тебя есть одежда, т. е. приличная начальнику), или кого-нибудь подостаточнее, будет убеждать принять начальство, чтобы взять народ под свою защиту, уврачевать болезни, – расстройство в обществе прекратить. А тот, сознаваясь в своем неискусстве, откажется от начальства, потому что он неспособен к управлению и не имеет достатка для удовлетворения нужд бедных и всего общества. Это было и в начале царствования Седекии, и во время последней осады Иерусалима Халдеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

бб) Недеятельность Египтян и робость духа их Ст. 16. В тот день Египтяне будут подобны женщинам, и вострепещут и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую Он поднимет на них. Ст. 17. Земля Иудина сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Господа Саваофа, которое Он постановил о нем. Второю ближайшею причиною бедствия была недеятельность, или женоподобная слабохарактерность Египтян, соединенная с робостью и страхом (ст. 16). А это происходило от сознания тяготеющего над ними суда Бога Израилева, праведному гневу Которого они подверглись (ст. 16, 17). Египтяне, долго стеная под тяжестью бедствий, увидят бессилие своих богов для избавления их, увидят, что бедствия эти происходят не от обыкновенного стечения обстоятельств, что поражает их рука высшая – Божия; вспомнят предсказания Пророков об этих бедствиях и сознаются, что наказания их происходят от Бога Израилева, обитающего в Иудеи; от того будут страшиться величия и всемогущества Божия. Даже при напоминании об Иудеи, в которой почитают истинного Бога, Египтяне впадут в страх, хотя сначала рабский, но спасительный, который потом может обратиться в страх религиозный, сыновний, о котором говорится ниже. Из истории известно, что Пророк Иеремия в самом Египте предсказывал об этих бедствиях; из его-то предсказаний Египтяне узнали, что бедствия их происходят от Бога Израилева ( Иер.43, 5–13 . гл. 44, 46, 25 и др.). Вторая часть, в которой описываются благодеяния как временные, так и духовные, которые Бог определил оказать Египту после долговременного бедствия. а) Предложение касательно сообщения Египтянам благодати Божией и познания истинной религии. Благодеяния эти следующие: 1) Познание истинного Бога. Ст. 18. В тот день пят городов в земле Египетской будут говорит языком Ханаанским, и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца. После печальных предсказаний Пророки часто предлагают утешения. Так и Пророк Исаия утешает теперь надеждою на лучшие времена особенно по причине сообщения язычникам познания истинной религии. Выше Пророк говорил, что некоторые Египтяне, долго стеная под тяжелым игом жестокого рабства Персидского, увидят бессилие своих богов для избавления их, узнают, что бедствие послано на них от Бога Израилева; и потому будут бояться Его. Но этот рабский страх, говорит Пророк, современен обратится в страх религиозный – с таким действием, что многие Египтяне будут говорить Ханаанским языком, т. е. станут исповедовать истинную религию. В этой речи содержится а) предложение касательно благодеяний Божиих (ст. 18–20); б) показываются причины, принадлежности (ст. 20) и в) следствия благодеяний (ст. 23–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

бб) Подробное изложение суда Божия по отношению к различным людям Вообще все высокое, противное славе Божией, унизится. Ст. 12. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, и оно будет унижено. Пророк, сказав здесь вообще, что наступающий суд Божий унизит все высокомерие человеческое, дальше в частности, метафорическим языком описывает унижение: 1) царей и вельмож под образом кедров (ст. 13); 2) царств и городов под образом гор и холмов (ст. 14); 3) гордящихся разумом, мудростью и силами – под образом башней и стен (ст. 15), 2) купцов – под образом кораблей (ст. 16); наконец предсказывает ужасное истребление идолов, (ст. 18) и идолослужителей (ст. 19–21). 1) Цари и вельможи подвергнутся суду Божию Ст. 13. И на все кедры Ливанские высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские. Здесь, как нередко и в других местах св. Писания ( 2Пар.25:18 ; Иез.17:3 ; Дан.4:10, 11 ; АмОс.2:9; Зах.11:2 ; Ис.10:33 ), гордые цари и вельможи уподобляются высоким, тенистым, крепким деревам – по высоте своего достоинства, могуществу и покровительству подданным, которые под их попечением, как птицы под ветвями дерев, живут, укрываются от непогод. Здесь разумеются цари и вельможи Иудейские и смежных стран. 2) Царства и города Ст. 14. И на все высокия горы и на все возвышающиеся холмы, т. е. судом Божиим будут разрушены царства и города, высящиеся в мире и красующиеся славою своею, как горы и холмы (см. под. Иер.51:25 ; Зах.4:7 ; Мих.6:1,2 ; Апок.8:8 ). Изображаемый здесь суд Божий совершился во время первого разрушения Иерусалима Навуходоносором Вавилонским, который разорил не одну Иудею, но и многие другие царства, как показывают Пророки Иеремия (25:17) и Софония (1:1, 2 и сл.). 3) Гордящиеся разумом, мудростью и силами Ст. 15. И на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену. Здесь под башнями и стенами разумеются советники царей, гордящиеся разумом, мудростью и силою ( Ис.30:25 ), и воинственные защитники городов. 4) Купцы, надеющиеся на богатство

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Без сомнения, всякий теперь желает от смертельной заразы спасения, всякий ищет средств и пособий ко предотвращению оной от себя и от родных своих. Средства противу недугов предписываются обыкновенно врачами, коих пренебрегать никто и да не отваживается, ибо и их Господь создал и дал им возможность исцеления ( Сир. 38:1 ). Но какой же врач разумнее, сильнее и могущественнее Врача Небесного, Христа Спасителя? Того убо наиболее и да послушаем. А Он, поскольку глаголет: бдите и молитеся, да не внидете в напасть, то к сему способу врачевания особенно и да прилепимся. Что такое значит бдеть? Значит – не спать, не дремать, стеречь. Недреманна посему и неусыпна должна быть, друзья мои, молитва наша к Богу, ежели хотим, чтобы прошла и миновалась настоящая нас постигшая напасть. Творца с тварию сравнивать страшно, однако, благий Господь да простит мне ради немощи в слове. Когда имеем мы нужду до знатных каких-либо в быту общежития особ, не толчемся ли мы у врат их, не стережем ли их входов и исходов, чтобы повергнуться к стопам? Как же вознерадим, еже не побдети пред Живодавцем, всех благ небесных и земных подателем, во дни лютые, за грехи наши от того же Живодавца на нас ныне ниспосланные? Да не устрашает вас, братия, непрестанный и неусыпный подвиг молитвы. Того же Господа Иисуса Христа о том послушайте. «Ты, когда молишься, войди в комнату свою и, затворив за собою двери, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Молясь же не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что во многоглаголании своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф. 17:6–8 ). Итак, по глаголу Господню, не протяжная, не продолжительная должна быть молитва наша к Богу, но краткая, содержащая в себе желание и прошение благ, необходимых сколько для тела, столь более для души. И нет нужды придумывать, в каких именно выражениях состоять должна сия молитва . Господь Иисус Христос и это затруднение Сам предотвращает, научая. Молитеся вы таким образом: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь ( Мф. 17:9 – 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Беззаконие: нераскаянность и бесчувственность Ст. 13. Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваоу не прибегает. При обращении грешников Бог обыкновенно прежде увещевает их посредством совести, или посредством людей, потом посылает легкие наказания. Если же они не вразумляются, не приходят в раскаяние, то изливает на них Свой гнев, – поражает тяжкими бедствиями. Так и к Израильтянам Бог посылал Пророков, наказывал их чрез Феглафелассара и другими бедствиями; но они остались бесчувственными, презирали все вразумления Божии (АмОс.4, 6. 7 и сл.) и, пребывая в идолопоклонстве и других пороках, все замышляли разрушить царство Иудейское и тем доводили себя до конечной погибели. Наказание Ст. 14. И отсечет Господ у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день. Ст. 15. Старец и знатный– это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. Смысл этой приточной речи такой: за бесчувственность и нераскаянность Ефремлян Господь подвергнет их тяжкому бедствию, царство их предаст конечному разрушению. Голова означает царей и вельмож; хвост – ложных Пророков, которые уподобляются этой части животных по их лести и по презрению, которого они достойны за злоупотребление священною должностью. Древесные ветви суть символы сильных и богатых; тростник, растущий в болоте и имеющий слабое основание, означает бессильных и бедных (как видно из ст. 16). Здесь предсказывается конечное разрушение Израильского царства, которое совершено Салманассаром, царем Ассирийским, в шестой год царствования Езекии ( 4Цар.17:1 сл.). Оправдание суда Божия Всеобщее развращение народа Ст 16. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые им погибнут. Ст. 17. Поэтому о юной/ах его не порадуется Господ, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта для поражения. Пред разрушением Израильского царства много было в нем лжепророков, которые вместо того, чтобы наставлять народ на путь благочестия и спасения и возбуждать к покаянию, чтобы тем предотвратить гнев Божий, из-за корысти льстили, обманывали, вопреки угрозам истинных Пророков предсказывали благоденствие, счастье в последующее время. А народ хотя и мог различить ложных Пророков от истинных; но по своему развращению охотно слушался учения, поблажающего страстям его, и тем приготовлял себя к погибели. Хотя юноши по незлобию и вдовицы по беззащитности своей, невидимому, заслуживали сожаление, и Бог по Своей благости рад бы был оказывать им Свою милость и благодеяния, если бы нашлись достойные того; но поскольку юноши и вдовицы исполнены были лукавства, лицемерия, нечестия: то Бог по требованию правосудия всех их подверг наказанию, предал царям Ассирийским. Третья часть

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Беззаконие: явное нечестие Ст. 18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось; пожирает терновник и колючий кустарник, и пылает в чащах леса и поднимаются столбы дыма. Господствующее нечестие Израильтян Пророк уподобляет силе огня. Как огонь, мало-по-малу разгораясь внутри и наконец прорываясь наружу, превращается в пламень, который пожирает сухое терние и волчцы, зажигает целые рощи с зеленью и ветвями, от горения коих восходит вверх густой дым столбом, и далеко бывает видим: так и Ефремляне, разжигаясь похотями, наконец сбросив с себя личину, вдались в явное нечестие и всякое непотребство, которое доселе прикрывали благовидностью внешнего поведения; и нечестие их возросло до того, что скоро заразило все сословия людей, произвело большой смрад пороков, иссушило в них духовную жизнь и сделало их, подобно сухому тернию, способными к скорому возгорению от пламени гнева Божия. Сухое терние и волчцы означают низший класс людей, который весьма склонен к принятию соблазнов. Чащи леса, или роща означает целое царство и в нем особенно вельмож и лжепророков, которых нечестие более бывает открыто и соблазнительно. Наказание Ст. 19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. Ст. 20. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Ст. 21. Манассия Ефрема, и Ефрем Манассию, оба вместе Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Пророк, подобием огня и дыма изображая беззаконие и наказание, дает разуметь, что за беззаконием столь же необходимо следует наказание, как за огнем дым. Возгорение гнева Божия означает полноту и совершение праведного мщения, когда исполняется мера нечестия людей. Омрачение земли дымом означает совершенный беспорядок, замешательство в гражданском, семейном и естественном состоянии людей, навлекших на себя гнев Божий. Такое бедственное состояние Изральитян Пророк описывает в следующих словах ст. 19: каждый будет кусать.... плоть мышцы своей, или ближнего своего. Это уже явный знак Божия гнева и наказания, когда Бог попускает сатане нечестивых людей разжигать нечистою похотью, страстями ревности, зависти, ненависти, возбуждать раздоры, мятежи, и сатана наконец доводит их до такого жалкого состояния, что они от неистовства страстей, на подобие голодных зверей, приведенных в бешенство, будут друг на друга нападать, терзать, пожирать, станут бросаться во все стороны, ища удовлетворения жестоким страстям любостяжания и властолюбия; но ничем не насытятся и наконец все сделаются пищей огня, – от взаимных раздоров и убийств погибнут; даже не пощадят и родственных союзов: Манассия будет съедать Ефрема, а Ефрем – Манассию. Что Пророк в 19-м стихе сказал в переносном смысле, то здесь говорит собственными словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

В 8 стихе Пророк усиливая свою речь говорить: ибо все столы наполнены отвратительною блевотиной... Под столами разумеются общественные места, например: синагоги, школы, в которых открыто преподается учение религии. Если слушатели принимают это учение, то об них говорится, что едят и пьют. Как за обыкновенным столом, если кто чрезмерным употреблением пищи и питья уж слишком обременит свой желудок, то в нем возбуждается рвота, и он съеденное выблевывает: так, по словам Пророка, будет и с теми, которые будут принимать ложное учение ложных учителей, имен но будет то, что а) Фарисейское учение, имеющее благовидность и льстящее страстям и предрассудкам, многими будет принимаемо с жадностью, так сказать, до пресыщения; и б) следствием этого будет то, что ученики, напитанные таким ложным учением, будут изрыгать из себя скверну предрассудков, заблуждений, страстей и пороков. В этом то отношении ложное учение, изрыгаемое и учителями и учениками и называется здесь блевотиною – по причине своей нечистоты и зловония, которое в истинно-благочестивом возбуждает отвращение. Ст. 9. А говорят: «кого хочет он учит ведению? и кого вразумлять проповедию? отнятых от груднаго молока, отлученных от сосцов матери? Ст. 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного»». Пророк говорит, что фарисейские учители, священники, начальники Иудейского народа, на которых лежала обязанность охранять чистоту учения религии, и правоту судов общественных, так далеко уклонились от пути истины, что сделались вовсе неспособными к правильному разумению и принятию истинного учения Мессии о спасении. Кого же Мессия будет учить знанию? т. е. кого из книжников найдет способным к разумению и принятию Его учения? Никого; ибо все они, как пьяные, омрачены предрассудками, или как дети, которые читая склады азбуки – склад за складом, слог за слогом, неспособны понимать высший смысл духовного учения Мессии. ( Мф.11, 25 ). Наказание, следующее за виною

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

В таком виде представлялись Иудея и Сирия, когда последняя свирепствовала против исповедников истинной религии, а потом и сама, вскоре после убиения Евпатора, малолетнего сына Антиоха Епифана, подверглась тяжким бедствиям, когда начальники друг друга убивали из-за царства. Эту междоусобную вражду поддерживали для своей выгоды цари Азии и Египта, приставая к разным партиям. Вселенною здесь называется Сирия также, как в последствии Римская Империя называлась orbis terrarum. Сирия называлась так потому, что в то время занимала самую цветущую часть Азии. Под возвышавшимися над народом разумеются священники, начальники и вельможи, которые составляли как бы таинственное небо народа, и которые в ст. 21-м называются воинством на высоте. Излагаются причины этого бедствия Ст. 5. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. Пророк представляет здесь причины суда Божия, постигшего землю. Первою причиною было осквернение земли, под которым разумеется самое ужасное злодеяние, каково пролитие невинной крови (гл. 26, 21), которое произвели как Сирияне – враги истинной религии, убивая исповедников ее против общих прав народов, так и сами Иудеи, по проискам убивая своих братьев и родных, священники священников из-за священства ( 1Мак. 1, 30, 39, 41 – 64 , 2Мак. 4, 34, 5, 9, 11, 25, 26, 8, 3 и сл.). Под закона ми некоторые разумеют закон Моисеев. Но как здесь изображается суд Божий и на язычников за нарушение законов: то, кроме закона Моисеева, иные разумеют и законы природы, совести, или естественные законы – Божественные и человеческие. И множественное число указывает на два закона. Под уставом разумеются гражданские права народов, на которых стоят общества рода человеческого, и охраняется общая польза и безопасность всех и каждого. Завет вечный означает Завет Бога с иудеями, установленный при Моисее. Член четвертый Ст. 6. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и не много осталось людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010