2 и 3)! Потом в кратких и живых чертах описывает власть и силу Его, как Царя, Богом возлюбленного (ст. 4, 5 и 6), и исповедует пред Ним Божеское величие Его Самого, вечность и непоколебимость Его царства: Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (ст. 7 и 8). Что действительно в приведенных словах сего Псалма изображается Божеское достоинство Иисуса Христа и основанное Им на земле благодатное царство, в сем каждый легко может удостовериться, частию из того, что самые возвышенные черты, которыми здесь изображается Царь и царство Его, не могут быть отнесены ни к Соломону, ни к кому либо другому из земных царей особенно же удостоверяемся свидетельством Апостола Павла. Св. Апостол Павел, благовествуя верующим из Иудеев о Божеском достоинстве Иисуса Христа распятого и о славе Его, превышающей славу Ангелов, представляет приведенные из сего Псалма слова в подтверждение возвещаемой им истины о Христе, как Сыне Божием и Боге по естеству ( Евр.1 гл.). После того, как указал в словах 103-го Псалма глагол Божий об Ангелах, Апостол в словах 44 Псалма признает глагол Божий к Сыну: и ко Ангелом убо глаголет: творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ: к Сыну же: престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради памаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих ( Евр. 1:7–9 ). И последняя половина сего Псалма (от стиха 10 до конца) объясняется также об Иисусе Христе и о благодатном царстве Его. Объясняется в смысле иносказательном. Под именем Невесты и Царицы (ст. 10, 11, 12) св. Василий Великий 3 разумеет Церковь Христову из Иудеев. Под именем дщери Тира и дев, подруге ее (ст. 13, 14, 15, 16), разумеются те, которые от идолопоклонства приняты в Церковь Христову (слич. Ис.54:1–16; 62:6 ; Ос. 2:19 и 20. – Книг. Песн. Песней; Мф. 9:15, 22 ; 2Кор. 11:2 ; Еф. 5:25, 31, 32 ; Апок. 19:7; 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Православный: – Я согласен с вами, что дело нашего спасения зависит только от Бога и осуществляется в Истинном Человечестве Христа Иисуса, о чем мы и прочитали в Послании к Тимофею. Но православные никогда не согласятся с вами, что мы не имеем предстоятелей и посредников во Христе… Свидетель Иеговы: – Вы соглашаетесь или не соглашаетесь не со мною, а со словом Иеговы. Православный: Уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости – Вы опять меня перебили. Но неважно. Главное – это понять действительный смысл библейского Откровения. В Книге Песнь песней сказано: Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец (Песн. 1, 7). Одно из известных истолкований этого текста следующее: «Ступай по стопам своих предков; возьми в пример пророка Моисея; вспомни, как он пас стадо на земле чуждой и, однако, не тужил он и там, был верен» . Ап. Павел, например, в категорической форме заявлял: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Действительно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости (Богу). Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: Я Бог… Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 6). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит – и ко святым. Он восклицал: К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое (Пс. 15, 3). Свидетель Иеговы: – Мы почитаем святых. Но наше поклонение принадлежит только Богу. Старших, особенно пожилых, мы стараемся чтить (то есть уважать): Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою (1 Тим. 5, 1–2). Так же мы почитаем своих родителей и учим этому младших: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать” – это первая заповедь с обетованием: “да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле” (Ефс. 6, 1–3). Но что общее доброе отношение к святым и старшим может иметь с вашим верованием в посредничество и ходатайство человеков, одних за других?

http://pravoslavie.ru/107051.html

Но не сказано «сшедший с неба», а именно «сходящий». Этим город Иерусалим ставится как бы между небом и землей. Но не просто между ними, как в новом, третьем месте, а именно как соединение того и другого, как сходящий от Бога с неба на землю. Новое небо и новая земля, это – паки-небо и паки-земля, новый Иерусалим – это паки-Иерусалим, паки- Церковь . Это – место соединения нового неба и новой земли, место особого пребывания Бога с прославленными людьми, Церковь вечности. Небесный город Иерусалим святый , ибо является местом особого пребывания Бога и прославленных святых в вечности. В него не войдет ничто нечистое (ст. 27). Он – новый , в отличие от того старого, бывшего на прежней земле, бывшего святилищем ветхозаветной Церкви. Город – новый, ибо он в новом мире вечности. Старого мира тления и старого Иерусалима уже нет. Но опять, как ранее о земле и небе, надо разуметь не совершенное исчезновение прежнего и создание его заново, а новое бытие или пакибытие прежнего города и прежней христианской Церкви, бывшей на прежней земле. Миновали не они сами, а их прежнее бытие. Приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. В подобных выражениях представлялись Иерусалим и Церковь Ветхого Завета, а также и Церковь Нового Завета. «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый» ( Ис. 52:1 ). «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли называется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь» ( Ис. 54:5–6 ). Так и в Новом Завете Церковь именуется невестой Христовой ( 2Кор. 11:2 ; Еф. 5:22–33 ; Откр. 19:7–8; 22:17 ). Небесная Церковь, вышний Иерусалим, приготовленный как невеста, украшенная для мужа – Христа. За долгие века земного странствования Церковь украсилась божественной красотой для своего мужа-Христа. «Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?.. Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна как полки со знаменами» ( Песн. 3:6; 6:4 ). Вся Песнь Песней Соломона есть гимн нетварной красоте Церкви. Эту красоту стяжают святые, «ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его». Об этой святой земле восклицает пророк: «О, как велика благость его и какая красота его!» ( Зах. 9:17 ). «Отличительная особенность святых подвижников – вовсе не их доброта, которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная» (священник Павел Флоренский ). Этой красотой украшайся, душа, дабы на тебя Бог, «как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством (красотой – слав.)» ( Ис. 61:10 ). Такой красотой будет украшен небесный Иерусалим, Церковь для Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Получив в крещении освобождение от “покрывала греха”, неофиты облачаются в белые одежды — “чистые одежды невинности”. Кто крещен — очищается. Белые одежды Христа, когда Он показал на горе славу Своего воскресения, являют Его безгрешность. “Итак, тот, кому прощен грех, становится белым как снег”, в нем “больше нет никакой грязи греха” (О тайнах 34,41). После купели остается еще стать совершенным. Приняв помазание “вместилища мудрости”, необходимо воспринять благодать, чтобы плод мудрости стал совершенным. Ибо “мудрость без благодати недейственна”. Поэтому неофит принимает “ду­хов­ную печать”. Это называется восстановлением (О таинствах III, 1, 8). Совершается “нечто особенное”, невыразимое в словах и непостижимое для ума, “когда ты принимаешь духовную печать” (О таинствах VI, 8). При призывании епископа сходит Святой Дух — “Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух святого страха” (О таинствах III, 8). В запечатлении (consignatio) новокрещенный получает добродетели Духа, более того, он получает Самого Святого Духа, у Которого многообразие добродетелей, и Который Сам многоразличен как премудрость Божия (О таинствах III, 10). “Бог тебя помазал, Христос запечатлел и вложил Духа Святого в твое сердце. Как Дух Святой в твоем сердце, так и Христос в твоем сердце” (О таинствах VI, 6). Дух дан как дар, как залог Божественной любви, который необходимо беречь (О тайнах 42). Новопросвещенный запечатлен знамением Креста — знамением Христовых страданий, чтобы жить по примеру Христа, умерев для греха и живя для Бога (О таинствах VI,7). Он входит в народ священников, “народ избранный, священный, драгоценный”, где каждый помазан к царствованию и священству. “Ибо все мы помазаны духовной благодатью для образования Царства Божия и священства” (О тайнах 30, О таинствах IV, 3). Таким образом, Дух Святой, сходя, производит возрождение (О тайнах 59). Крещальное оглашение святителя Амвросия продолжается евхаристическим оглашением. В первый раз новокрещенные допускались к Святым Тайнам. Омытый, украшенный богатым убранством народ устремляется к алтарю Господню, говоря: подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего (Пс 42:4). Сняв лохмотья древнего греха и обновив юность свою подобно орлу (Пс 102:5), “семья в белых одеждах” спешит к Небесному Пиру, взывая ко Христу: Пусть придет возлюбленный мой… (Песн 4:16) (О таинствах V, 14; О тайнах 43). Приложение

http://pravmir.ru/tainstva-kreshheniya-i...

«Ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги». Если мы ноги Господа принимаем за таинство воплощения Его, то, согласно с тем, главой Его означается Самое Божество. Почему и через Павла говорится: «глава Христу Бог» ( 1Кор 11.3 ). Потому что израильской народ исповедовал, что он верует в Бога, а не в Него, как Человека. Но фарисею говорится: «ты головы Мне маслом не помазал», потому что израильской народ не хотел проповедовать с достойной похвалой о том самом могуществе Божества Его, в Которое обещался веровать. «А она миром помазала Мне ноги»; потому что язычество, уверовав в таинство воплощения Его, с величайшей похвалой проповедовало даже об уничижении Его. Но Искупитель наш перечисленные добрые дела заключает присовокуплением суда: «а потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила». Ясно говорит Он как бы так: «Хотя бы и весьма жестко было то, что варится, однако же огня любви достаточно для того, чтобы размягчить даже жесткое». 7. Между тем, можно взглянуть и на оценку столь великой любви. С какой оценкой Истина наблюдает за делами любви женщины грешной, но кающейся, перечисляя их противнику ее под таким разделением! – Господь возлежал за трапезой фарисея, но умственным пиршеством наслаждался у кающейся женщины. У фарисея Истина была питаема внешним образом; у женщины грешной, впрочем, обратившейся, была питаема внутренним образом. Поэтому и Св. Церковь в Песни Песней, отыскивая Его под видом Пастыря ланей, говорит Ему: «скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень» ( Песн.1.6 )? Потому что пастырем ланей называется Господь, Сын древних отцов по принятой плоти. Но в полудни жар палит сильнее, и пастырь ищет тенистого места, которого жар не проникал бы огнем. Итак, Господь почивает в тех сердцах, которых не палит любовь настоящего века, которых не распаляют пожелания плоти, которые не горят от пожеланий мира сего, будучи пламенеемы от своего сильного желания. Поэтому и Марии говорится: «дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк 1.35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Гонители церкви принесли покаяние, и противники ее, возвратившись опять под знамена сестры, проповедывали веру, которую прежде опровергали» (с. 150). После обращения к придворным женщинам Невеста с новою силою страсти обращается мыслию и всем существом опять к Возлюбленному и, несмотря на его отсутствие, говорит к нему, как присутствующему, именно умоляет его открыть ей место, где он пасет, где со стадами отдыхает в полдень, чтобы ей не быть скиталицею (архим. Макар.: как бы «покрытою», что более точно соответствует значению евр. ата, ср. Быт 38:4 ; Лев. 13.46 и др.) при стадах его товарищей (ст. 6). На это получается не чуждый иронии ответ «дщерей иерусалимских», что, раз она не осведомлена о своем возлюбленном, то пусть до поры до времени пребывает со стадами других пастухов (ст. 7). Ясно, что невинная Невеста наивно почитает Соломона пребывающим со стадами, даже пасущим их, и именно это дает повод придворным дамам Соломона к их недружелюбной иронии. Это очень напоминает обычно недружелюбное отношение иудеев к прозелитам. Только такие богопросвещенные мужи, как пророки: Илия, Елисей, Иона и др. понимали и осуществляли идею единения Израиля со всем остальным человечеством, по крайней мере, с лучшими представителями его ( 3Цар 17.8–28 ; Лк 4.25–26 ; 4Цар 5.1–19 и др.). Песн.1:8 .  Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, воз­люблен­ная моя. Песн.1:9 .  Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях; Песн.1:10 .  золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. Появившийся внезапно Соломон превозносит похвалами свою возлюбленную, сравнивая ее, в отношении стройности, красоты, живости, с конницею фараона и наделяя ее всевозможными драгоценностями. «Что это такое: «коням моим в колесницах фараоновых я уподобил тебя»? Я знаю, что всадник сей жених, как говорит пророк: «и езда его спасение» ( Авв 3.8 ). Итак ты подобна коням моим в колесницах фараоновых. Насколько отличаются кони, принадлежащие Мне, Который есть Господь, и Который потоплял в реках фараона, и начальников его, и всадников его, и коней его, и колесницы его ( Исх. 14 ), от коней фараона, настолько ты, невеста, лучше всех дщерей» ( Ориген , с. 153). – В ст. 9 (евр. 10) евр. батторим в подвесках, LXX (читали: катторим) передают ως τρυγογες, слав. (прекрасны ланиты твои) «яко горлицы», Vulg. sicut turturis. В эстетическом смысле последнее чтение преимуществует пред первым, хотя параллелизм речи говорит за масоретское чтение. К ст. 10 Ориген замечает: «После сего жених находится на ложе, он почил, как лев, как скимен львов уснул ( Быт 49.9 ), чтобы потом услышать: кто возбудит его. Между тем во время сна его являются товарищи жениха – Ангелы и утешают невесту такими словами: мы не можем сделать тебе золотых украшений, ибо мы не так богаты, как жених твой, который подарил тебе золотое ожерелье» (с. 154).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Следующие два вхождения слова в библейский текст ( Псал. 68:26 MT=68:25 KJV=67:26 LXX и Син. пер.; Песн. 1:3 =1:2 Син. пер), говоря о хоре иерусалимских девушек (во мн. числе – niais), подразумевают лишь их молодой возраст. В пятый раз niais упоминаются в книге Песнь Песней 6:8 наряду с «царицами» и «наложницами», причем «аламот» выделены из числа как первых, так и вторых, чем подчеркивается, что они непорочны. Кто же эти niais? В следующем стихе (6:9) используется параллелизм, и вновь упоминаются «царицы» и «наложницы», а niais названы иначе – tins, т.е. «дочери» царя Соломона; значит, по возрасту они младше цариц и наложниц, и Синодальный перевод правильно дает в обоих случаях чтение «девицы». Шестой раз nais встречается в рассматриваемом тексте у пророка Исаии (7:14). Седьмое вхождение слова в библейский текст находится притчах Соломона 30:18–19, где премудрый царь Израилев рассуждает о загадочных вещах: «Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути nsa к nais». При интерпретации последнего образного выражения в контексте трех предыдущих, которые предполагают некоторое протяженное движение в пространстве для достижения цели (непонятно, как летит орел в небе, как изгибает препятствия змей на скале, как находят мореплаватели маршрут в море), можно сделать вывод, что здесь имеется в виду загадка добрачных любовных стремлений жениха к невесте, когда преодолевая препятствия, возлюбленные находят друг друга. В таком случае nais также не исключает понятия девственности, и вполне корректным предстает текст Синодального перевода: «путь мужчины к девице». Увы, некоторые толкователи видят здесь эвфемизм, призванный указать на брачные отношения мужчины и молодой, но, по их мнению, еще незамужней женщины; тогда понятие девственности исключается. 7 На первый взгляд, такое понимание находит определенное подтверждение в греческом переводе Семидесяти, читающем в данном случае ν€0της – указание на молодой возраст. Но эта интерпретация не вполне согласуется с предыдущими образами, приводимыми Соломоном – там нет эвфемизмов, а есть явно выраженный поиск пути (орел – еще в небе, корабль – еще в море), без констатации достижения цели, что скорее свидетельствует о добрачных, возвышенных отношениях между юношей и девушкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Молитва   Но прежде, душа моя, остановись на мгновенье. Изумись, поклонись и почти сию бездну премудрости, любви и всемогущества твоего Бога, возжелавшего сотворить столь непостижимое чудо для твоего спасения и возрождения, свершённое в Иисусе Христе. Так возлюбил меня Бог, прежде чем хоть пылинка моего существа была на свете – о, какая высокая честь! Так Бог продолжал любить меня, когда видел меня уже падшим, повреждённым, погибшим – о, какое неизреченное милосердие! Так Бог возлюбил меня, недостойного, без моих просьб, ничем не принуждённый, нисколько не нуждаясь во мне – о, какая великая благодать! Он даровал мне Своего Единородного Сына, Который, став человеком, стал родным для меня, дабы быть Ему как бы понуждаемым чрез сие родство любить меня и заботиться обо мне. Я вижу Его, Праведника, ради моей вины и моих злодеяний (которые Он принял на Себя как Свои собственные) стоящего пред строжайшим судом и искупающего все мои, и всего мира, грехи, и искупающего до последней полушки (Лк. 12, 59). Я вижу Его на кресте, раздравшего рукописание, бывшее против меня (Кол. 2, 14). Я вижу Его и после сего – как Он, излив Свою драгоценную Кровь, вошёл во святилище, изнёс мне оттуда истинное и вовек пребывающее искупление и милостиво предложил Мне Свою благодать и спасение. Итак, приступи, душа моя, с дерзновением (Евр. 4, 16); иди, ибо тебе дозволено идти, и навек возлюби ответною любовью Того, Кто прежде возлюбил тебя (1 Ин. 4, 19) и Кто открыл тебе сию великую тайну Своей воли (Еф. 1, 9), во что желают проникнуть Ангелы (1 Петр. 1, 12).     _________________ 5. Второе оправдание происходит в сердце и совести кающегося, смирившегося, жаждущего благодати и всеусердно стремящегося ко Христу грешника, когда то, что было совершено для него и вне него, усваивается ему Духом Святым – когда ради Христа ему прощаются все его грехи (Лк. 18, 14; Рим. 3, 24) и даётся новое сердце (Деян. 15, 9) вкупе с лучшей надеждой и дерзновением, посредством которых мы приближаемся к Богу (Евр. 7, 19; Еф. 3, 12) как в жизни, так и в смерти. Подобно тому, как нищая, привлечённая ради своей бедности к суду девица вступает в брак с богатым человеком, и все её долги переходят на него, и она выходит из суда оправданной; блага, права и имущество её мужа теперь принадлежат ей, равно как, со своей стороны, её сердце, её воля, всё, чем она является и что имеет, отныне становится больше не её собственностью, но мужа, – так соединяет нас истинная сердечная вера со Христом. Не в одних мыслях, а на самом деле становимся мы, без наших заслуг, оправданными по Его благодати, в силу чего душа, как сия нищая девица, сразу обручается с Ним в вере так, что сбывается сказанное: Он Господь твой, и ты поклонись Ему (Пс. 44, 12). Он со всем, что принадлежит Ему, становится нашим, и мы со всем нашим – Его (Песн. 6, 3; Лк. 15, 31). С этого момента мы поставляемся на путь и в состояние спасения; но также и на путь и в состояние освящения и совершения добрых дел (1 Фесс. 4, 3; Еф. 2, 10; Тит. 2, 7).

http://bogoslov.ru/article/5630266

Первые были, – кои·для того не хотели веровать в Сына Божия, – что были горды, тщеславны и не хотели оставить своих честей и достоинств; зане возлюбиша паче славу человеческую, неже славу Божию ( Ин.12:43 ). Таковы были фарисеи, первосвященники, книжники, и старцы людстии. Другого рода были богатые и корыстолюбивые, подобно оному юноше, который не хотел продать своего богатства, и идти вслед Христа, бе бо имея стяжания многа. Третьей статьи были сластолюбивые, роскошные, и всем порокам предавшиеся. Они, – почитая слово Спасителево жестоким, не желая оставить минутных своих услаждений, – презрели Христа и проповедь Его, так же и предлагаемый им пир веры и благодати. И так отвергли призывание, отказались от веры, презрели благодать. Что сотворил им Отец Небесный? яко ни един мужей тех званных вкусит моея вечери ( Лк.14:24 ). – О, коль страшное определение! сколь несчастны званные, пренебрёгшие призывание! Сколь злополучны, презирающие Благодать призывающую! Блюдём убо, да не как или богатство, или слава мира сего, или сластолюбие – воспрепятствует нам прийти на вечерю Царствия. Страшно, поистине, оное определение: яко ни един мужей тех званных вкусит вечери моея. 7) Наконец, как приглашающий нас на вечерю сию Царь, есть Высочайший, то мы, посланным от Него, должны оказывать всякое уважение, не как оные Евангельские гости учинили, о коих пишется: они же небрегше отидоша, ов убо на село свое, ов же на купли своя, прочии же емше рабов его, досадиша им и убиша их ( Мф.22:5–6 ). Как поступок сей может понравиться Отцу Небесному? Человецы! послушайте призывания Божия, и Вечери вечного счастья не презрите, да не исполнится оное на вас изречение: и слышав царь той разгневася, и послав воя своя, погуби убийцы оны и град их зажже ( Мф.22:7 ). § VI Но какое составишь рассуждение, христианине! о том браке, который будет на Небеси? Какая радость, какое веселье объимет тогда сердца всех званых на брак сей, когда узрят, что они соединены со Христом яко едино, и соединены в превосходном степени, не яко ныне соединяются чрез Таинства; когда узрят возлюбленного Жениха своего с весёлым видом, – видом Божественным, приемлющего их в объятия Свои, и в ложницу Свою вводящего; когда услышат сладчайший глас Его, – глас, призывающий их в Райские селения, на пир, от сложения мира им уготованный; когда, говорю, услышат от Него: ядите, ближнии, и пийте и упийтеся, братия ( Песн.5:1 )! Какое будет тогда веселье! коликая радость! питие здесь будет не мирское, и не плотское; но духовное, о коем Давид говорит к Богу: упиются от тука дому твоего, и потоком сладости твоея напоиши я.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

10) Премудрость; и оная потребна: α) дабы нас самих сохранить. К сему возбуждает Павел: внимайте, – говорит, – себе ( Деян.20:28 ): христианин должен внимать себе, дабы оградить душу свою на священном сем сражении от нападения вражья, и не прельщать самого себя будто враги от него отступают; яко так рече Господь: не прельщайте душ своих, глаголюще: отходяще отидут от нас Халдеи: яко не отидут ( Иер.37:9 ): адские Халдеи всегда осаждают Иерусалим душевный, и никогдаже отступают. β) Дабы неприятелей наших познать, и предвидеть стрелы их. Диавол вооружённый, есть неприятель крепкий; потребна убо премудрость, чтобы он не вошёл духовно в сердце наше. γ) Потребна премудрость в приуготовлении оружия. Как олени, когда сбросят рога свои, не предприемлют брани со зверьми, а когда паки отрастят, то смело в бой вступают: так и мы примем в руки наши рог спасения, его же воздвиже нам Господь в дому Давида отрока своего ( Лк.1:69 ), и помощью его воинствуем воинство доброе. Когда Сеннахирим воевал на Израиль, тогда Езекия уготовал воинам своим оружия многа ( 2Пар.32:5 ); а нам Павел приуготовляет, глаголя: станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира; над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити, и шлем спасения восприимите, и мечь духовный, иже есть глагол Божий ( Еф.6:14–17 ). δ) В разделении духовных войск, душевных, то есть сил, против трёх неприятелей: плоти, мира и диавола. ε) Дабы вооружены были оружием так, чтобы ни единого места невооружённого не оставалось. Голиаф весь был вооружён, но, поскольку чело имел невооружённое, для того поражён был от Давида. ζ) Потребно собрать много оружия, чтоб победить врагов. В сем случае душа наша должна быть подобна оному столпу Давидову, о коем пишется: яко столп Давидов выя твоя, создан в Фалпиофе; тысяща щитов висит на нем, вся стрелы сильных ( Песн.4:4 ). Какое же душа наша имеет оружие против пороков? Оружие добродетелей. Стрелы гордости должно отражать щитом смирения, стрелы роскоши – воздержанием, скупость должно прогонять щедротою, свирепость – побеждать кротостью. μ) Премудрости свойство есть, всегда взирать на конец. Мы всегда помышлять должны последняя наша, то есть смерть, суд, ад, Царство Небесное. Помни, – говорит Сирах, – последняя твоя, и во веки не согрешиши ( Сир.7:39 ); а особливо должны воображать те награды, которые ожидают до конца в вере и благочестии пребывших. „Ежели, – говорит Златоуст, – воину прилучится смерть, славна есть; а побеждающего честь и дары царские ожидают» 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010