«Восход Его багрян» (Песн 3.10). Для того и порфирою одели Его (Мф 27.28); хотя ругаясь, но по пророчеству то делая, ибо Царь был. А хотя то наипаче в ругательство делали, но уже делали; a сие происходило в ознаменование Царского достоинства. И хотя был терновый венец, но венец, и воинами сплетенный, ибо Цари от воинов провозглашаемы бывают. «Восход его багрян, внутр его камение постлано» . Учители Церкви знают Лифостротон, именуемую (Еврейски) Гаввафу 1 , которая была во дворе Пилатове.    Сие же мною сказано по отступлению слова от одра к носилу. Итак сказал ему: «востани, возьми одр твой, и ходи» (Ин 5.8). Долговременна болезнь, а врачевание весьма скорое. Многолетно расслабление, а укрепление жил очень поспешное. Ибо Он был самый Тот, Который устроил жилы, Который слепым подавал различные врачевания, помазанием брения даровал чудесное исцеление (Ин 9.6:7). Ибо кто зрячему помажет брением глаза, тот воспрепятствует зрению; Иисус же посредством брения даровал невидящим прозрение. И иным опять иными способами сила подавалась: а сему оным словом.: «востани, возьми одр твой, и ходи» (Ин 5.8). Какой, думаешь ты, ужас объял тогда зрителей? Но хотя видимое было чудесно; однако и неверие ожесточенное. Ибо недуг многолетний уврачевался, a неверие долговременное не исцелилось. Но еще остались иудеи в страстях своих, и исцелиться не восхотели.    Ибо если надлежало ужасаться, то надлежало и поклониться Врачу душ и телес. Они же роптали (Ин 5.10), потому что были отродия ропотников, превращающие доброе во злое, и «глаголющ ии... горькое сладкое, и сладкое горькое» (Ис 5.20). Иисус же со всяким опасением поступал в субботу, делая то, что превосходит субботу, дабы дела уверили их.Поскольку слово словом одолевается, дело же непобедимо пребывает: оно в субботу исцеляло, и нас учит не словами прекословить, но делами убеждать смотрящих.    Они говорили: «Суббота есть, и не достоит ти, взяти одра твоего» (Ин 5.10). Законодавец предстоял, и некто говорил: «не достоит ти» ? Постави Господи законоположителя над ними» (Пс 9.21): о Спасителе сказано.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В новой церкви – «колодезь живых вод» и дыхание «ветра» – благодать Святого Духа, чтобы лились ароматы его растений. В этом саду есть пища и питие – «ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь»: «примите, ядите» и «пейте из неё все» ( Песн.4:12–16 ; Ис.11:1–3 ; Иоил.2:28–32 ; Ис.12:3 ; Ин.7:37–39 ; Притч.9:1–5 ; Мф.26:26–28 ). Эти понятия, внесенные в описание образа Суламиты, не только незыблемо утверждают аллегорический смысл этого образа, но и превосходят в своем охвате все, что пророчески сказано о новозаветной Церкви. Разлуки (третий момент истории любви) – необходимость для жениха и невесты до их брака и, в известном смысле, – испытание любви. Разлуки Соломона и Суламиты, в своем символическом смысле, совсем не характеризуют обычных разлук Бога и Израиля, отступавшего от Небесного Жениха своего и лишавшегося Его милостей, а указывает на время пришествия Мессии к народу Своему-Церкви, встреча с которой завершилась разлукой отчасти в смерти, временно пережитой, а главным образом в вознесении Возлюбленного на небо, разлукой до тех пор, пока не состоится брак Агнца и невесты Его ( Откр.19:7, 21:9 ) в Царстве Божием. Суламита «ночью искала его и не нашла его» ( Песн.3:1–4 ), по слову Господа: «будете искать Меня и не найдете», когда «отнимется жених» ( Ин.7:34 ; Мф.9:15 ). «Встретила стражей... Не видели ли вы его... но едва отошла от них, как нашла его, ухватившись за него». Другие жены мироносицы, такие же представительницы народа Божия, как Суламита, встретили стражей гроба – ангелов, и предполагаемого сторожа сада, и тотчас нашли Воскресшего, своего Возлюбленного Спасителя и «ухватились» за ноги Его. И вслед за ними Он пришел «во внутренние комнаты», «когда двери были заперты» в дом матери – Сиона, где были собраны ученики Его ( Ин.20:1 ; Лк.24:1–3 ; Ин.20:14,16,19,26 ; Мф.28:19 ). Время склонялось к вечеру, день свидания окончен. «Возвратись, будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических» ( Песн.2:7–8,13–14 ). И «Сын Человеческий восшел туда, где был прежде» с легкостью, превышающей легкость серны и оленя, ибо «облако взяло Его», с горы Масличной, «бальзамической», называемой Елеон ( Ин.6:62 ; Деян.1:9,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Встречи (второй момент истории любви) Мессии с народом Божиим, Соломона с Суламитой, это, – по кн. Песнь Песней, только радость и счастье. Посмотреть в этом аспекте на евангельскую историю, описавшую эту встречу от воплощения до разлуки, – вознесения Господня, или хотя бы до Гефсимании и Голгофы, – глубоко назидательно. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених...» ( Мф.9:15 ). Конечно, это было время счастья. Голос возлюбленного», спешившего по горам и холмам к церкви избранных, зовет ее вместе с собой стеречь виноградник. «Встань, выйди, зима прошла, время пения настало, все расцветает». Исполнилось время, приблизилось Царствие Божие. Все приготовилось, только лисицы портят виноградник. ( Песн.2:8–15 ; Мк.1:15 ; Лк.1:78 ; Ис.5:4 ; Мф.21:33–46 ). Возлюбленный, Новый Соломон, Мессия-Христос приходит к народу Своему и созерцает во внешней красоте Израиля, изображающей страну его, внутренние благодатные дары, свойства и духовные качества, превращающие его в новозаветную церковь . – «Вся ты прекрасна и пятна нет на тебе», – говорит Мессия о своей «славной Церкви, не имеющей пятна или порока». – «Сотовый мед каплет из уст твоих, мед и молоко» – это Слово Божие проповеди её. «Любезные ласки» – непрестанная хвала Богу, плод уст, прославляющих Имя Его. ( Песн.4:6–11 ; Еф.5:25–27 ; Пс.118:103 ; 1Пет.2:2 ; Евр.3:15 ). Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатленный источник». Суламита, дочь Сиона, дева Израилева, представительница ветхозаветной церкви, как лилия «между девицами» (– тернами, Песн.2:2 ), указывает на другое лицо, олицетворяющее новозаветную Церковь , на первую из её состава, на Деву Марию, – «благословенную между женами» ( Лк.1:28 ). Она и есть те «затворенные ворота», чрез которые пришел к нам Эммануил ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ). Он пришел через нее, и в ней через церковь ветхозаветную. В новом саду – Церкви – «превосходные плоды» добродетелей и семь благовонных растений (даров Святого Духа) – «кипер, нард, шафран, аир, корица, мирра и алой».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Шестая песнь раскрывает, почему торжество нашей пасхи простирается не на одних живущих на земле, но и содержимых адовыми узами. Это потому, что Христос Спаситель нисходил в преисподняя земли, сокрушил вереи ада, содержания связанных в нем, и потом тридневен, яко от кита Иона, воскрес (ирм. 6 песн.), сохранивши целыми знамения, подобно как и в рождении Своем ключи Девы не вредил, – и тем отверз для всех нас райские двери (1 троп.), или принесши Сам Себя волею в живую умилостивительную жертву Богу Отцу за грехи наши, совоскресил с Собою всеродного Адама (2 троп.). В кондаке кратко излагается сущность праздника, именно: погребение Господа, разрушение Им ада, воскресение Его как победителя, явление Его женам мироносицам, с радостной вестью, и святым апостолам, с дарованием мира, и общий плод воскресения для всех падших – воскресение их. Икос изображает чувствования святых мироносиц, приходивших рано утром ко гробу Спасителя помазать тело Его. В седьмой песни, чрез сближение плодов воскресения с избавлением отроков от огненной пещи, указывается новый плод его, что страстию Господа наше смертное облачено в благолепие нетления (ирм. 7 песн.); затем изображаются перемена скорби на радость в святых мироносицах, сподобившихся прежде всех узреть воскресшего и возвестить о сем святым апостолам (1 троп.); плоды воскресения для всех нас: смерти умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, ради чего и совершается нами торжество это в честь Виновника сих благ (2 троп.). Это созерцание духовного ликовствования верующих вызывает из души песнопевца торжественную песнь самой воистину священной и всепразднственной, спасительной и светозарной ночи, в которую совершается воспоминание сего праздника (3 троп.). За песнопением всепразднственной ночи, святой вития обращается, в восьмой песне, к благохвалению нареченного и святого дня, праздника праздников и торжества из торжеств (ирм. 8 песн.), приглашая всех возрожденных в нарочитый день сей приобщиться божественного веселия царствия Христова (1 троп.), и видя всех собравшихся с торжественным веселием, обращается к новому Сиону – св. Церкви, приглашает ее окинуть взором вокруг и посмотреть на чад своих, собравшихся яко богосветлые светила, со всех концов мира с хвалебной песнью воскресшему Христу Господу (2 троп.) и заключает славословием пресвятой единосущной Троице (3 троп, троич.)

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Лк. 4:27), – пророка Ионы, посланного проповедовать спасительное покаяние Ниневитянам (см. его книгу), – пророка Даниила, бывшего главою «над всеми мудрыми Вавилонскими» и религиозным руководителем нескольких языческих царей, и др. Факт же общения Бога с язычниками на лоне природы, которая для многих из них была храмом истинного Бога, где они покланялись Ему и поучались от Него, засвидетельствован вдохновенным певцом, пророком и царем Давидом, который такими величественными чертами описывает этот храм: «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс. 18:2-5). Таким именно способом, – разъясняет новозаветный вещатель тайн Божиих, – «что можно знать о Боге, явно было для них, т.е. для язычников, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:10-20). Так и в этом-то нерукотворенном храме, как Евреям в храме Иерусалимском, Бог открывал Себя язычникам, «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли»: и Он был недалеко от каждого из них (Деян. 17:22-28). Такое общение Бога с язычниками на лоне природы и рисуется образно в Песни так: «левая рука Его у меня под головою, а правая обнимает меня» (Песн. 2:6). Промысл Божий этим естественным путем восхотел вести язычников ко спасению, и ревнители закона, члены Церкви подзаконной, ведомые к тому же, но иным путем, не должны были тревожить язычников в их религиозном развитии, неразумным навязыванием им своих законных теократических учреждений. «Не будите и не тревожьте Возлюбленной, – заклинает дщерей Иерусалимских сам Возлюбленный, – доколе ей угодно» (Песн. 2:7)11… Замечание в изъяснение таинственного смысла второго явления в первом действии. В первой половине рассказа Возлюбленной (Песн. 2:8-14), – где она описывает свою внутреннюю жизнь под живым впечатлением виденного прежде образа своего Возлюбленного, и испытанного ею сладостного чувства упоения его любовью, а также под жизненным влиянием природы, внутренний смысл явлений которой открылся тогда для ее вдохновленного любовью взора, – в таинственном смысле изображаются религиозная жизнь и религиозное ведение язычников, питаемые и поддерживаемые «через рассматривание творений», которые говорили им о «присносущной силе и божестве Творца».

http://sedmitza.ru/lib/text/431621/

Миро символизирует имя Христово (ср.: Песн. 1, 2), а его запах — «благоухание воскресения». Миро, изливаемое на голову по ветхозаветному обычаю (ср.: Пс. 132, 2), является помазанием на «духовное царство» и «духовное священство» (De sacr. IV, 3). Обновленные в крещении и помазанные духовной благодатью, новокрещеные становятся родом избранным (ср.: 1 Пет. 2, 9) (De myst. 29, 30). После помазания совершался обряд омовения ног новокрещеным, которому святитель Амвросий придает сакраментальное значение. В крещении уничтожаются личные грехи, но для устранения наследственного греха необходимо омыть ноги, ибо «Адам был ниспровергнут диаволом, и яд разлился по его ногам». Омывается та часть тела, которую коварно ужалил змей. Омытие сообщает освящение и защиту, чтобы впоследствиии диавол «не смог бы тебя ниспровергнуть». Таким образом, ноги омываются, «чтобы смыть змеиный яд» (De sacr. III, 7; De myst. 32). Вне Милана и даже в самом Риме находились те, кто порицал совершение этого обряда в составе чина крещения. Поэтому Амвросий приводит убедительные аргументы в защиту миланского обычая (De sacr. III, 4–7). После омовения ног следовало облачение в белые одежды. Сбросив в крещении «покрывало грехов», новокрещеные облачались в «чистый покров невинности», ибо «белее снега становится тот, кому прощается вина» (De myst. 34; De sacr. V, 14). Завершало крещение «запечатление», или «духовная печать». По молитве епископа на новокрещеного сходил Святой Дух, Дух премудрости и разума, Дух совета и силы, Дух ведения и благочестия, Дух святого страха (ср.: Ис. 11, 2–3). В этом таинстве действует вся Святая Троица: Сам Бог Отец помазывает, Христос Господь запечатлевает знаком Креста — знаком Своих страданий и влагает в сердце Духа Святого (ср.: 2 Кор. 1, 21–22). В таинстве миропомазания благодать делает человека совершенным (De sacr. III, 1), а Дух Святой дается как дар, как залог Божественной любви (ср.: Песн. 8, 6), который человек должен беречь, живя по примеру Христа и уподобляясь Ему (De sacr.

http://e-vestnik.ru/science/amvrosiy_med...

127 Ср.: Мф. 9,36. 128 Рим. 14,15. 129 От Фессалоник до Иериссо автобус доезжает примерно за два с половиной часа. — Прям, перев. 130 Мф. 16,24. 131 Эта женщина работала в одном монастыре. 132 Рим. 2, 24. 133 Мф. 43,46. 134 Схимонах Паисий (Эзнепидис), 1924–1994. Один из самых известных святогорских подвижников нашего времени. — Прим. перев. 135 Ср.: Мф. 7,15. 136 Мф. 10,16. 137 Песн. 5, 2. 138 Там же. 139 Ин. 17,11. 413. 140 Город на острове Эвбея, расположенном на юге Греции. — Прим. перев. 141 Прем. 1,1. 142 Мф. 6, 33. 143 Важно то, что мы вкладываем в эти слова. Так, например, мы можем говорить «помилуй мя» и под словом «мя» понимать весь мир, или же говорить «помилуй нас» и иметь в виду то же самое. Здесь Старец хотел подчеркнуть, что мы должны любить весь мир как самих себя. 144 Прем. 1, 10: Потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется. То есть внимательное ухо Божие слышит все и ропотливый шепот не скроется от него. 145 Преп. Никодим Святогорец (1749–1809), память 1 июля. — Прим. перев. 146 Традиционно верующие в Греции вместо «Молитв на сон грядущий» читают повечерие с акафистом Благовещению Пресвятой Богородице. — Прим, перев. 147 Ин. 14,21. 148 Мф. 7,7. 149 Это общее правило. Но в особых случаях, с благословения рассудительного духовника, возможно «по икономии» и какоелибо иное решение. См. далее случаи с воздержанием от супружеских отношений и о супругах, которым Бог не давал ребенка, чтобы тот не был несчастен. 150 Точнее, это одна из целей брака, но самая главная. — Прим. греческого издателя. 151 Мф. 19,14. 152 Мф. 18,3. 153 Имеется в виду салатный латук. — Прим. перев. 154 Стремма — мера площади, равная 1000 м 2. — Прин. перев. 155 Мф. 7, 22–23. 156 Еф. 4,13. 157 Этот совет был дан конкретному человеку, который беседовал с отцом Порфирием. Он не имеет обязательной силы для всех. Например, о себе Старец говорил, что он великий грешник и негодный человек. 158 Лк 12,20. 159 Фил. 2, 7–8. 160 1 Кор. 12, 26. 161 1 Кор. 10,31. 162 Мф. 10,30. 163 Турецкая интервенция началась 20 июля 1974 г. — Прям, перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Наконец, аллегорическое или иносказательное, не буквальное понимание Песни Песней являлось и является неизбежным вообще при всяком цельном представлении ее содержания; в последнем – при буквальном понимании – замечается целый ряд противоречий в положении главных действующих лиц и их взаимных отношениях. Возлюбленный или Жених Песни Песней в одно и то же время и пастух ( Песн. 1.6 ; Песн 6.2 ), и виноградарь ( Песн 5.1 ) и венчанный царь ( Песн 1.11 ; Песн 3.11 ); и Возлюбленная или Невеста является то пастушкою ( Песн 1.7 ) то стражем виноградника ( Песн 1.5 ), то царскою дочерью и царицею ( Песн 6.7–8 ), равным образом во взаимных отношениях они являются то братом и сестрою ( Песн 4.12 ), то женихом и невестою или мужем и женою ( Песн 1.14 ; Песн 2.7 ); затем в характере и действиях Возлюбленной замечается тоже много взаимнопротиворечивых черт: она и несовершенна ( Песн 1.4 ) и совершенна ( Песн 4.1 ); будучи близкою Возлюбленною своего мужа, она однако не знает его местопребывания ( Песн 1.6 ) и ищет его ночью по темным улицам города ( Песн 3.2–4 ), при участии толпы иерусалимских женщин ( Песн 5.8–17 ), причем городские сторожа встречают ее, избивают и раздевают ( Песн 5.7 ). Все эти различия и противоречия, неустранимые при буквальном понимании содержания Песни Песней, сами собою отсылают к иному, высшему или иносказательному ее толкованию. Правда, общий концерт аллегорических толкований – и в синагоге иудейской и уже в древней Христианской Церкви прерывался иногда диссонансом отдельных голосов, пытавшихся понимать и изъяснять содержание Песни Песней в прямом, буквальном смысле, но это были именно единичные мнения людей, так или иначе порвавших связь с общим преданием – синагогальным и христианско-церковным, и синагога и церковь встречали их полным осуждением. Не упоминая разных попыток этого рода в иудействе (принадлежавших большею частию анонимам), из христианских буквалистов назовем Феодора епископа Мопсуетского, (V в.), осужденного за буквальное толкование Песни Песней пятым Вселенским Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В 1-м икосе в наименовании Пресвятой Богородицы «падшаго Адама Воззвание, слез Евиных Избавление», несомненно, дается указание на обетование об Искупителе, заключающее в себе пророчество и о Пресвятой Деве, Его Матери (см. Быт.3:15 ). Наименование Богоматери «царево Седалище» может быть связано с образом величественного царского седалища из золота и слоновой кости, устроенного царем Соломоном в его дворце, в притворе судилища (см. 3Цар.10:18 ). Богоматерь является одушевленным царским седалищем Царя Небес. Во 2-м икосе акафиста Богоматерь величается «Лествице небесная, Еюже сниде Бог , Мосте, преводяй сущих от земли на небо». Наименование заимствовано от таинственного видения патриарха Иакова в Вефиле (см. Быт.28:12–14 ). В 3-м икосе Пресвятая Богоматерь именуется «Нивой», «Трапезой», «Раем сладости», «приятным Кадилом молитвы». Сближение Пресвятой Девы с нивою и раем имеет смысл в том отношении, что райская земля (см. Быт.2:8 ) была девственной и, как девственная, могла служить прообразом Пречистой Девы. Наименование Пресвятой Богородицы «Трапезою» представляет собою сближение Ее с прообразовавшей Ее трапезой в святилище скинии, на которой полагаемы были в жертву Богу 12 хлебов предложения (см. Исх.25 : Исх.23–24 , Исх.30 ). Пречистая Богоматерь, как одушевленная трапеза, дала нам Божественного Сына, Который есть Хлеб животный (см. Ин.6:51 ). Величание Пресвятой Девы: «приятное Кадило молитвы», с одной стороны, близко стоит к изречению Песни Песней о таинственной невесте, восходящей от пустыни, яко стебло (столб) дыма, кадящее смирну и ливан (см. Песн.3:6 ); с другой стороны, образ мог быть взят от благовонного курения при жертвоприношении (см. Пс.65:15 ) и от самой кадильницы, в которой на горящих углях воскурялся фимиам (см. Лев.16:12 ). Горящий уголь, виденный в таинственном видении пророком Исайей, взятый клещами одним из серафимов с жертвенника (см. Ис.6:6–7 ), знаменовал Иисуса Христа, а Пресвятая Дева приняла в себя, как кадильница, этот горящий уголь. «Златая Кадильница была еси, Огнь бо во утробе Твоей вселися, Слово от Духа Свята» (Богородичен канона на Рождество Пресвятой Богородицы, п.6). Наконец, Пресвятая Дева есть усердная Молитвенница за нас пред Богом и могла быть названа кадилом потому еще, что «кадило» означает в Священном Писании возношение молитвы к Богу (см. Чис.16:46 ; Пс.140:2 ; Откр.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Сближение Богоматери с морем, потопившим фараона (см. Исх.14:27–28 ), делается и в других церковных песнопениях: «В Чермнем мори Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей, разделитель воды; зде же Гавриил, служитель чудесе» и т. д. говорится в Богородичне 5-го гласа. Через Сына Своего Господа Пресвятая Дева для мысленного фараона – сатаны и всей его вражеской силы – делается морем погибели (см. Лк.8:30–33 ; Мф.25:41 ), а для спасаемых – морем милостей. Образ камня, напоившего жаждущих, взят из события, случившегося во время странствования евреев по безводной пустыне Рафидинской. Евреи страдали от недостатка воды; Моисей по воле Божией извел воду из камня (см. Исх.17:1–6 ). В этом камне, изведшем из себя воду и утолившем жажду евреев в пустыне, Священное Писание видит образ Иисуса Христа (см. 1Кор.10:4 ), утолившего духовную жажду людей (см. Ин.4:13–14 ; Ин.7:37–39 ). К Пресвятой Деве Марии это величание в акафисте прилагается как к Матери Иисуса Христа. Наименование «огненный Столп и Покров миру, ширший облака» заимствовано из книги Исход. Столп облачный днем и столп огненный ночью, показывавший путь странствовавшим евреям и осенявший их, – прообраз Пресвятой Девы как Покровительницы, Заступницы и Путеводительницы христиан в духовной жизни. Величание Богоматери «Радуйся, Пище, манны Преемнице» имеет прямое отношение к той манне, которой питались евреи во время их сорокалетнего странствования по пустыням на пути к земле обетования. Манна как небесный дар, согласно повелению Господа, ставилась в золотой стамне (сосуде) пред ковчегом [свидетельства] для хранения (см. Исх.16:31–35 ). Для христиан ветхозаветную манну сменил Хлеб жизни, Хлеб животный (см. Ин.6:35 , Ин.6:48–55 ). Обращение к Богоматери «Земле обетования, из неяже течет мед и млеко» заимствовано, с одной стороны, от плодоносной, или, по образному выражению, кипящей млеком и медом ( Исх.3:8 ) земли Ханаанской, предназначенной Богом в удел Аврааму (см. Быт.12:7 ; Быт.13:15 ; Быт.15:18 ), Исааку (см. Быт.26:1–4 ) и Иакову с потомством (см. Быт.28:13 ; Втор.5:4 ) и, с другой, – от образа таинственной невесты, изображенной в Песни Песней (см. Песн.4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010