10 . Итак, ограждаемый этими словами, будь трезвен; зане супостат наш диавол, как недавно читано, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). В предшествовавшие этому времена поглощала смерть возмогши; но при святой бане пакибытия отьят Бог всякую слезу от всякого лица ( Ис.25:8 ). Поскольку не будешь более плакать, совлекшись ветхого человека, но восторжествуешь, облекшись в ризу спасения, в Иисуса Христа. 11 . И это происходило во внешнем притворе. Когда же по воле Божией в следующих тайноводствах войдем в святая Святых, тогда узнаем там совершаемые многознаменательные действия. Богу же Отцу слава, держава и величие с Сыном и Святым Духом во веки веков! Аминь. 2 . Тайноводственное Слово о Крещении Чтение из послания к Римлянам, начинающееся словами: Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? до слов: Несте бо под законом, но под благодатью ( Рим.6:3–14 ). 1 . Полезны нам ежедневные тайноводства и учения новые, возвещающие о предметах новых; a наиболее полезны каждому из вас, обновленному из человека ветхого в человека нового. Потому и предложу вам по необходимости продолжение вчерашнего тайноводства, чтобы узнать вам, какое было знаменование совершенного вами во внутреннем притворе. 2 . Едва вступив, совлекли вы с себя хитон; и это было изображением того, что совлеклись вы ветхого человека с деяньми его ( Кол.3:9 ). А, совлекши с себя хитон, стали вы наги, подражая в этом на кресте обнаженному Христу, и своей наготой совлекшему начала и власти, и дерзновением победившему на древе ( Кол.2:15 ). Поскольку в членах ваших гнездились сопротивные силы, то непозволительно уже стало нам носить тот ветхий хитон, разумею же, конечно, не чувственный хитон, но ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных ( Еф.4:22 ), в которого да не облекается уже снова душа, единожды его совлекшаяся, но да скажет словами невесты Христовой в Песне Песней: Совлекохся ризы моея, како облекуся в ню ( Песн.5:3 )? Чудное подлинно дело! Обнажены вы были перед взорами всех и не стыдились, потому что действительно уподобились первозданному Адаму, который в раю был наг и не стыдился ( Быт.2:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

10 . Итак, этими словами утверждаем будучи, трезвися. Ибо противник ваш диавол, как недавно читано, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). Да и подлинно в прежние времена смерть господствовала, но при святой бане пакибытия отъял Бог слезы со всех лиц ( Ис.25:8 ). Ибо ты более не будешь плакать, совлекшись ветхого человека, но возрадуешься (см. Ис.61:10 ), облекшись в ризу спасения, во Христа Иисуса (см. Рим.13:14 ). 11 . И это произошло с вами в преддверии Церкви. Когда же Божиим изволением в последующих тайноводствах внидем во Святая Святых, тогда познаем образы вещей, совершающихся там. Богу же Отцу слава, держава и величество, с Сыном и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Тайноводственное поучение второе [О Крещении. На слова апостола из Послания к Римлянам, от места: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? До места: вы не под законом, но под благодатью ( Рим.6:3–14 ).] 1 . Полезны нам повседневные тайноводства и новейшее учение о вещах новейших, а особенно вам, обновленным из ветхого человека в нового. Почему я, как нужда требует, предложу вам следующее за вчерашним тайноводством, чтобы вы уразумели, какие вещи изображаются тем действием, которое совершено вами во внутреннем притворе. 2 . Итак, немедля по входе вашем вы сложили с себя ризу, и это значило: совлечься ветхого человека с делами его ( Кол.3:9 ). По сложении ризы вы были наги, подражая и в этом Христу, на Кресте обнаженному, через обнажение совлекшему Начала и Власти и с дерзновением на Кресте восторжествовавшему над ними (см. Кол.2:14–15 ). А поскольку в членах ваших таились противные силы, то и не подобает вам более носить ветхие ризы, не эти, говорю, всеконечно, чувственные, но ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ). В этого человека да не облекается вновь душа, единожды этого совлекшаяся, но да повторяет слово, которое в Песни Песней говорит невеста Христова: Я скинула хитон Мой; как же мне опять надевать его? ( Песн.5:3 ). О дивная вещь! Вы были наги перед очами всех – и не стыдилися. Подлинно вы носили образ первозданного Адама, который был наг в раю и не стыдился (см. Быт.2:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3) Любовь , по выражению апостола Павла, «есть союз совершенства». Всякое разумное существо ценится и возвышается только ценою и мерою любви. Или, иначе сказать, только одна любовь дает всему истинную цену. Кто чем более имеет любви в себе, тем он совершеннее и святее. Без любви нет ни совершенства, ни святости. Без любви и самое обширное знание и самая глубокая премудрость человека есть пустой звук, как говорит апостол Павел: «Аще языки человеческими и ангельскими глаголю и аще имам пророчество и вемь тайны вся, любве же не имам, бысть яко медь звеняща или кимвал звяцаяй»( 1Кор.13:1,2 ) Всякая премудрость и «разум кичит», но только одна «любовь созидает» ( 1Кор.8:1 ). Да и умственные достоинства без любви не только не имеют полной цены, но даже самая святая вера и самые великие христианские добродетели без любви ни к чему не служат. Так например, по мнению нашему: велик и совершен тот человек, который верою творит чудеса, который расточает имение свое на нищих и который не щадит жизни своей для других. Но апостол Павел говорит:«Аще имам веру всю, яко и горы преставляти,... и аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е; любве же не имам, ничто же есмь и ни какая ми польза есть» ( 1Кор.13:2,3 ). Итак, одна только любовь возвышает, облагораживает и освящает всякое достоинство и всякую добродетель. 4) Любовь всемогуща. Для любви нет ничего трудного и невозможного. И ежели человек, имея только душевную любовь, так сказать, делает иногда чудеса из любви к своему предмету, то чего не возможет совершить и перенести человек, исполненый любви Божественной? Так апостол Павел говорит о себе и подобных ему: «Кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? Нет, ничто, ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни иная какая тварь не может разлучить от любви Божия»( Рим.8:35,38,39 ). Ибо любовь «крепка, яко смерть», по выражению Соломона ( Песн.8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Если сосуд, в котором было благоуханное миро, сохраняет благовоние и после того, как изливается из него миро: тем более Дева, соделавшаяся сосудом Божества во время Воплощения Сына Божия, должна на веки быть умащена Божественным благоуханием благодати от Того, Которого и единое имя есть «миро излиянное» ( Песн.1:2 ); а поэтому Ей свойственно, по молитвам людей, приближать к ним спасительное действие Бога, обитавшего в Ней телесно. Первый пример почитания и прославления Богоматери находится в приветствии Архангела Гавриила, сказанном Ей во время Благовещения: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословена Ты в женах!» ( Лк.1:28 ). Из земнородных первое приветствие Богоматери принесла праведная матерь Иоанна Предтечи, воскликнув по внушению Духа Божия: «Благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего; и откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» ( Лк.1:42-43 ). Из этих слов Архангела и праведной Елисаветы Богопросвещенные пастыри и учители Церкви составили чудную молитву Богоматери: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». По доброму обычаю, утвердившемуся в православной Руси, благочестивые матери, прежде всякой иной молитвы, научают юных своих детей этой молитве к Пресвятой Богородице. Буква за буквой, слово за словом, дитя повторяет за матерью молитву к Матери Божией и так учится знать Сына Божия, Спасителя душ наших. Таким образом «из уст младенец и ссущих» ( Пс.8:3 ) совершается хвала Пресвятой Богородице. Как этот обычай напоминает время, когда Иоанн Предтеча еще во чреве матери радостно взыграл, при пришествии Матери Божией, и когда его мать, праведная Елисавета, как бы от лица безгласного младенца ублажила Деву Марию Богородицею! И как прилично чистым и невинным устам младенцев, которых Ангелы выну видят лице Отца Небесного ( Мф.18:10 ), повторять Архангельское приветствие, сказанное Пресвятой Деве Марии! Усвоенная в детстве, Богородичная молитва повторяется христианином в течение всей жизни, ежедневно — утром и вечером.

http://azbyka.ru/bogorodice-devo

Не спаслись бы от жажды евреи, если бы не напились в пустыне воды, несмотря на то, что, благодаря чуду, вода в Мерре стала пригодной для пития. И мы не получим пользы, если не будем приобщаться к Жертве Спасителя. Ведь важно не только иметь противоядие от принятого греха, но и принять противоядие в себя, чтобы оно смогло оказать своё благотворное действие в нас. Господь Сам совершил дело нашего спасения, но принятие Крещения и участие в евхаристической жизни Церкви предоставил нам, чтобы спасение совершалось не помимо нашего произволения, но чтобы мы имели возможность добровольно воспринять его и участвовать в нём. Вкушение манны небесной ( Исх. 16:4–36 ) тоже прообразовало вкушение истинного «Хлеба, сошедшего с небес» ( Ин. 6, 58 ). Святитель Кирилл Александрийский учит, что «сам Он (Христос. – В.Ш.) и чрез Себя есть манна Божественная и истинно животворная. И сию-то манну ядущий становится выше тления и избегает смерти, а не те, которые ели чувственную манну; потому что прообраз не был спасителен, но только представлял в себе изображение истины» 371 . Согласно Прокопию Газскому, «Моисей дал манну чувственную, а Христос – Самого Себя, «Хлеб, сшедший с небес " » 372 . Ветхозаветный образ брака верующей души и общества верующих с Богом ( Ис. 49:18; 61:10; 62:5 ; Мер. 2:2; Иез. 16:25 ; Ос. 2:2; 3:1 ; Песн. 1:9,14–15; 2:3.7; 4:1,7 и мн. др.)» нашедший место и в Новом Завете ( Ин. 3:29 ; Рим. 9:25 ; Откр. 19:7; 21:9; 22:17 ), в святоотеческой письменности не всегда ограничивается идеей мистического, благодатного соединения души с Богом, но, по крайней мере у некоторых авторов, указывает на приобщение верующего к Плоти Богочеловека 373 . Отрицание или замалчивание этого факта обедняет смысловой спектр этого образа, имеющийся в патриотической письменности. Святые отцы и православные богословы 374 усматривали прообраз евхаристического пресуществления в преложении воды в кровь ( Исх. 7:17–20 ), жезла в змия ( Исх. 7:9–12 ), в превращении жены Лота в соляной столп ( Быт. 19:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

   15. Ты — перворожденный и единородный и единый со Святым Духом, единосущный и равночестный и равносильный Родившему, безначальный и совечный Богу Отцу, Ты — Христос, не один из созданных Тобою невидимых и служебных Твоих сил, но природно Сын Бога Живого Не ходатай, ни ангел, но Сам Господь, говорит, как сказал Исаия (Иса. 63:9, 33—22), спас нас, спас их, так что ангелы не суть христы. Ты — Христос, то есть не человек Христос, но Бог Христос, Бог вочеловечившийся, не человек обожествившийся, но помазавший (χρσας) Свое и добровольное воплощение (σαρκωσιν) Своим Божеством, почему и сказано: миро излитое имя Твое и в благовоние мира Твоего убежим (Песн. 1:2—4). Ты Христос, от всякого создания поклоняемый, как Один Господь и Бог, как Один Сын, как Один Владыка с Отцем (и) Святым Духом.    16. Снова возвратим слово к прекраснейшему брагству благочестивых и верующих братьев. О согласие друзей и истинных слугь Христа Иисуса, Единого из Несозданной и Единосущной Троицы! О неразрывная вервь троичной любви! Ничто не отторгло их от любви к Учителю и Господу: ни неверие Иудеев, ни упорство фарисеев, ни брань саддукеев, ни соблазны священников, но раз верою привившись к хорошей маслине. (Римл. 11:24), они пребыли плодоносными, не потрясенными и не поколебленными никаким нападением, Богом признающими Христа, Богом и человеком нераздельно и неслиянно исповедуя Сына Божия, проповедуя Эммануила.    17. И тогда сказала Ему Марфа: «Я уверовала, что Ты Христос Сын Божий» (Иоан. 11:27). Это подтвердил собою Лазарь, погребенный с этой верой и надеждой; ибо, когда он был жив еще и вместе умолял Вездесущего, сестры его просили за не то, говоря: «Господи, вот кого любишь, болен» (Иоан. 11:3). Мария же тем, что делала, являла и свое благочестие согласным с исповеданием сестры и с верою брата.    18. Взяв миро, не бездушный камень помазала в жилище Божие, как Иаков, Явившемуся ему во время его бегства от Исава, но от Богородицы Девы рожденный одушевленный храм намастила Несозданному и Творцу всяческих Богу, не только удерживая подобие родства в этом отношении с Иаковом, как не ложная дочь, но гораздо больше превосходя патриарха верою и делом, поскольку тот изображал тень, она же касалась и поклонялась Самой Истине.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот какие высочайшие преимущества! – и христианин оными владеет. Потребно убо ему всячески блюсти первенство сие, чтоб на чечевицу мирских сластей не променять оного. Держи, – пишет Иоанн в Откровении, – еже имаши, да никтоже приимет венца твоего ( Откр.3:11 ). § VI Посему-то. 1) Первая должность христианина есть – бодрствовать, как научает Павел: бодрствуйте, стойте, мужайтеся, утверждайтеся ( 1Кор.16:13 ). „Бодрствование, – говорит Пётр Златослов 48 , – ко всему полезно. Больше бодрствовать, есть больше жить; ибо что подобнее смерти, как не спящий. Бодрственный царь предвидит коварства неприятельские; воин ночные набеги осторожною бодростью прогоняет; корабельщик, бодрствуя, неизвестные пути проходит; пастырь соединяет ночи с днями, дабы волку не подать случая войти в стадо; бодрственный путник, избегая жара солнечного, шествует ночною прохладою». Христианине! ты еси воин, корабельщик, пастырь, путник небесный: бодрствуй убо, да тьма тебя не объимет. Невеста в Песнях говорит: аз сплю, а сердце мое бдит ( Песн.5:2 ). Спит мысль, когда к суду не приуготовляется. Спит в вещах временных, бодрствует же – для вечных. 2) Христианин должен жить духом, как говорит Павел: аще живем духом, духом и да ходим ( Гал.5:25 ). Жить же духом – значит α) иметь в себе Духа Святаго; ибо как тот, кто живёт натурально, имеет в себе душу, так и живущий духовно должен иметь в себе Духа Божия, дабы Он им управлял, и аможе достоит, водил. β) Духом ходить – значит возбуждаться Духом Святым ко всякому благому делу. Елицы бо, – говорит божественный Павел, – Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии ( Рим.8:14 ). γ) Жить духом – значит, так все дары или благая употреблять, чтоб всё клонилось к славе Божией, как негде говорит Павел: аще ясте, аще ли пиете, вся во славу Божию творите ( 1Кор.10:31 ). δ) Жить по закону Господню, o сем так Бог говорит дому Иудину в наказание за презрение закона: понеже оставиша закон мой, егоже дах пред лицем их, и не послушаша гласа моего, и не ходиша по нему: но поидоша по изволению сердца своего лукаваго и вслед идолов, имже научиша их отцы их. Сего ради тако глаголет Господь сил, Бог Израилев: се, аз напитаю люди сия теснотами и в питие дам им воду желчную ( Иер.9:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Настолько ближе всех приближенных к Богу Богородица, и настолько больших почестей Она удостаивается сравнительно со всеми (разумею не земнородных только, но и всех даже ангельских священноначалей). О чиноначалиях их еще ранее написал Исаия: И серафимы стояху окрест Его ( Ис. 6:2 ). А о Ней опять – Давид: Предста Царица одесную Тебе ( Пс. 44:10 ). Видите ли различее предстояния? Из этого различия можете уразуметь и различие чина по достоинству: ибо серафимы – вокруг Бога, а близь Его Самого – Единая только Царица, Которая восхваляется и прославляется от Самого Бога, возвещающего как бы о Ней окружающим Его Силам (ангельским) и говорящего, как сказано в Песне Песней: добра еси ближняя Моя ( Песн. 6:3 ) света блистательнейшая, рая Божественного сладостнейшая и всего мира видимого и невидимого прекраснейшая. Но Она по справедливости стала не только вблизи, а и одесную: ибо, где воссел Христос на небесах, там ныне стала и Сия, восшедшая от земли на небо, – не только потому, что желала того, и взаимно более всех была желаема, и по самым естественным законам, но и потому, что Она есть истинный Его престол. Сей престол видел и Исаия среди того херувимского лика и назвал его высоким и превознесенным ( Ис. 6:1 ), показывая (этим) превознесение Богоматери над небесными Силами. Посему пророк и представляет этих ангелов славящими Бога от Нее и говорящим: благословена слава Господня от места Его ( Иез. 3:12 ). Иаков же патриарх, гадательно созерцавший то же, изрек: яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сии врата небесная ( Быт. 28:17 ). А Давид опять, соединяя в себе множество спасенных, как бы воспользовавшись некими струнами или различными звуками согласуемыми Сей Приснодевой из различных родов в одно созвучие, припевает к песни о Ней, говоря: помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век, века ( Пс. 44:18 ). Видите ли, что вся тварь прославляет Сию Матерь Деву, и не в течение определенного времени, но во век и во век века? Отсюда можно уразуметь, что и Она не перестанет в продолжение всего века благотворить всей твари: говорю не о нашей только твари, а и о самых бестелесных и сверхъестественных чиноначалиях: ибо то, что они вместе с нами чрез Нее Единую приобщаются и прикасаются Богу, Существу неприкосновенному, это ясно показал Исаия: он видел, что серафим не непосредственно взял с жертвенника уголь, но взял посредством клещи, коей он и прикоснулся к пророческим устам, подавая очищение ( Ис. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3:18). Юродство в действительности — это исключительный вид внутреннего делания (умного делания)  и аскетической   практики  и очень немногие люди на него способны. —  В результате духовных трудов некоторые подвижники приходили к самодвижущейся молитве. Например румынский подвижник архимандрит Клеопа (Илие) наставляет: «Вы меня спросите: а молитва сердца самая высокая? Нет! Есть молитвы ещё выше, чем молитва сердца. Однако молитвы сердца, говорит святой Исаак Сирин, едва достигает один из десятков тысяч. А молитвы, которая выше молитвы сердца, едва достигает один из рода в род ( Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические, Слово 16) – так высока молитва, которая следует за молитвой сердца. И каковы же ступени, стоящие выше молитвы сердца? Первой является молитва самодвижущаяся. Почему она называется так? Когда укрепилась молитва в сердце, то есть «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», с какого-то времени сердце молится без того, чтобы язык произносил слова. Это то, о чем говорится в Песни песней, в Библии: «Я сплю, а сердце моё бодрствует» (Песн. 5: 2). Знаешь, какова тогда наша молитва? Как если бы ты остановил часы, а они потом продолжали бы идти сами». Получается опять какой-то модуль, только благодатный?  Складывается впечатление, что мы, как квантовые частицы, находимся в « суперпозиции » и должны осуществить практический выбор. Ну, как две железнодорожные колеи и стрелка-переключатель между ними — надо выбрать по какому из путей поедет наш «поезд» — природному или благодатному. —  «Самодвижущаяся» молитва – это суть  непрестанная молитва. Суррогатный  термин «самодвижущаяся» скорее вводит в заблуждение, чем что-то объясняет.  Такого определения  нет ни у одного из святых отцов, дававших более-менее  детальное описание техники  молитвы. Если попытаться сделать классификацию видов или ступеней молитвы с точки зрения  святоотеческой  психологии  погружения  ума  в область душевно-духовного,  то она может выглядеть примерно так:

http://radonezh.ru/analytics/samodvizhim...

Основная тема трактата – учение Церкви о Троице и о Святом Духе. В гл. 2–75 св. Епифаний излагает церковное учение о Троице в контексте полемики с арианами и македонианами. Доказательства он находит в крещальной формуле (гл. 8), троичном славословии ангелов (гл. 10–26) и во многих изречениях Священного Писания. Дух, так же как и Сын, является истинным Богом и единосущен Отцу. В последующих Главах св. Епифаний говорит о Воплощении сына Божия (против аполлинариан), о воскресении из мертвых (против оригенистов), о действии Бога в Ветхом Завете (против манихеев, маркионитов и савеллиан). В заключение он возвращается к противоарианской полемике и рекомендует два крещальных Символа веры : первый, более краткий, был принят (с некоторыми изменениями) II Вселенским Собором, второй, более длинный, составлен самим св. Епифанием. 2. Трактат «Панарион» (букв, «коробка с противоядиями»), известный также под названием «Против ересей», написанный в 376–377 гг. по просьбе двух архимандритов – Акакия и Павла, является самым монументальным произведением св. Епифания и наиболее полным за первые века существования Церкви сводом лжеучений, сопровождаемым обличением их. Святитель Епифаний использует в качестве источников трактаты против ересей святых Иустина Философа и Иренея Лионского, а также «Синтагму» св. Ипполита Римского . Труд св. Епифания разделен на три книги, из которых 1-я включает три тома, 2-я и 3-я – по два тома (итого семь томов). Ересей, по Епифанию, должно получиться непременно восемьдесят, по числу «восьмидесяти наложниц» из Песни Песней ( Песн.6:8 ). Счисление ересей начинается в допотопные времена. «Вера первых людей имела образ христианства», считает св. Епифаний. Но перед потопом появляется первая ересь «варварство», огрубение нравов. Вторая ересь – «скифство», – перед вавилонским столпотворением. Затем «эллинство» – древнегреческая философия, каждая школа которой рассматривается как ересь. Не имея глубоких познаний в античной философии, Епифаний путал пифагорейцев с перипатетиками, Зенона Элейца – с Зеноном Стоиком (Флоровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010