Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII Предисловие О том, что много было таких, которые написали Евангелия, об этом свидетельствует и евангелист Лука, говоря: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк. 1, 1–2 .), это ясно показывают и сохраняющиеся до настоящего времени памятники, которые были изданы различными составителями и послужили началом разного рода ересей, – каковы Евангелия и от Египтян, и от Фомы, и от Матфея, и от Варфоломея, а также от Двенадцати апостолов и от Василида, и Апеллеса, и прочих, которых было бы трудно и перечислить. Вместе с тем в настоящее время нам необходимо сказать только то, что были некоторые из них, кто без содействия Духа и благодати Божией заботились более о том, чтобы только составить повествование, чем о том, чтобы представить действительно бывшие деяния. К этим именно по справедливости может быть применено такое пророческое слово: «Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом, и ничего не видели! Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их» ( Иез.13:3, 6 ). О них же и Спаситель говорит в Евангелии от Иоанна: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» ( Ин.10:8 ), [и именно:] «приходившие», а не «посланные», ибо Он Сам говорит: «Я не посылал их, а они сами побежали» ( Иер.14:14, 23:21 ). В самом деле, в приходящих обнаруживается безумная надменность, а в посланных – преданность верных рабов. А Церковь , основанная по слову Господа на камне, – Церковь , которую Царь ввел в чертоги Свои ( Песн 1:3, 2:4 .) и которой Он протянул руку Свою через скважину тайного входа 1 , подобна дикой козе и лани ( Песн.2:9 ) 2 ; через нее протекают как бы четыре райские реки ( Быт.2:10–14 ); она имеет четыре угла и кольца, посредством которых она движется подобно ковчегу Завета и стражу Закона Господня на деревянных, никогда не вынимаемых из колец шестах ( Исх.25:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дух святой Некогда Бог обещал послать Своего Святого Духа к людям, говоря через пророка Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоил. 2:28 ). Потом через пророка Исаию Он говорил израильтянам: «излию Дух Мой на племя твое» ( Ис. 44:3 ). Теперь уже исполнилось это обещание, ибо Он уже не однажды послал в мир Духа Своего Святого, но явил Его самыми разнообразными способами. В первый раз Дух Святой показался в виде голубя, когда Иисус крестился в иорданских водах, как свидетельствует о том святой евангелист Матфей: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» ( Мф. 3:16 ). Во второй раз Святой Дух показался в облаке, когда преобразился Христос, о чем повествует тот же евангелист Матфей: «облако светлое осенило их» ( Мф. 17:5 ). В третий раз Святой Дух показал Себя в ветре, когда наполнил дом, в котором пребывали апостолы. Об этом говорит святой апостол Лука в Деяниях так: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» ( Деян. 2:2 ). В четвертый раз Он показался в огненных языках, когда сошел на апостолов. Об этом в Деяниях Апостольских мы читаем следующее: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» ( Деян. 2:3–4 ) (1). Дух Святой явился в образе голубя по многим причинам: во-первых, потому, что Святая Церковь (то есть верующие христиане) называется голубицей, как говорит к ней Дух Святой в Песни Песней: «Встань, возлюбленная Моя, прекрасная Моя, голубица Моя, выйди!» ( Песн. 2:10, 14 ); во-вторых, потому, что голубь не хищная птица, но простейшая и не имеющая в себе лести. Сам Христос, Спаситель наш, наставляя учеников Своих, говорит: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ). Поэтому и Дух Святой обыкновенно пребывает в тех, кто имеет сердце простое и смиренное, а не лукавое и коварное. Блаженный Августин говорит: «Дух Святой явился голубицей, чтобы хотящий быть освященным Духом был как голубица, не имеющая лести».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Олег Стеняев В Писании о почитании, именно умерших, святых, сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). В Книге Песнь Песней сказано: «Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец» ( Песн.1:7 ). Одно из известных истолкований этого текста следующее: «Ступай по стопам своих предков; возьми в пример пророка Моисея; вспомни, как он пас стадо на земле чужой и, однако, не тужил он и там, был верен» (Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Протоиерей Геннадий Фаст . Енисейский благовест. 2000 г. стр.140). Апостол Павел, например, в категорической форме заявлял: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ). Действительно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости – Богу. Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: «Я Бог… Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» ( Исх.3:6 ). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит и к святым. Он восклицал: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое» ( Пс.15:3 ). Писание много говорит о ходатайстве одних людей за других. Например, о Моисее сказано, что когда Господь принял решение истребить израильтян, он, Моисей, ходатайствовал за них, при этом поминая усопших святых, явно прибегая и к их заступничеству. Сказано: «Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламенится, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою». И далее сказано: «вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ свой» ( Исх.32:11, 13-14 ). Часто сектанты не понимают, каким образом святые могут одновременно слышать молитвы, произносимые разными людьми и в разных местах. Ведь вездесущ только Бог и только Он всевидящ.

http://azbyka.ru/o-pochitanii-svyatyx

Слово в день Сошествия Святого Духа. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Дух Господень исполни вселенную ( Прем.1:7 ). Бог некогда обещал послать Духа Своего Святого людям, говоря чрез пророка Иоиля: излию от Духа Моего на всяку плоть ( Иоил. 2:28 ), – потом, говоря чрез пророка Исаию израильтянам: наложу Дух Мой на семя твое ( Ис. 44:3 ). И исполнилось уже то обещание Божие поелику (Бог не только) однажды послал в мир Духа Своего Святого, но показал Его различным образом. Во–первых, Дух Святой явился в виде голубя, когда Иисус крестился в водах иорданских, как свидетельствует Святой евангелист Матфей: и крестился Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя ( Мф. 3:16 ). Во–вторых, Дух Святой явился в облаке, когда Христос преобразился, как говорит тот же евангелист Матфей: и облак светел осени их ( Мф. 17:5 ). В-третьих, Дух Святой показался в ветре, когда, по свидетельству св. апост. Луки, бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще ( Деян. 2:2 ). В-четвертых, Дух Святой показался в огненных языках, когда сошел на Апостолов, как мы читаем в Деяниях Апостольских: явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на едином коемждо их. И исполнишася еси Духа Свята ( Деян. 2:3,4 ). Итак, в этом поучении хочу передложить вашему благочестию то, для чего Дух Святой явился миру в различных видах, т. е., в виде голубя, в облаке, в ветре, и в огненных языках. Но сначала, молю Тебя, Душе Святой, прииди ныне к моему сердцу и невещественным огнем попали грехи мои, и научи меня добре глаголати, да и аз возвещу имя Твое братии моей, и по среде церкве воспою Тя; у вас же, любезные слушатели, прошу прилежного слушания. Дух Святой явился в образе голубя по многим причинам. Во–первых, потому, что Святая Церковь (т. е., верующие христиане) называется голубицею, как говорит ей Дух Святой в Песни Песней: востани, прииди, ближняя моя, добрая моя, голубице моя ( Песн. 2:10 ), и что голубица – не хищная птица, но простейшая, не имеющая лести в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

I. Первая седмица Великого Поста 1. Напутствие в святую четыредесятницу Преддверия отверзшегося пощения, поприще приближается воздержание: горящим усердием восстанем, приемлюще дар Богоданный. (Сред. сыр. утр. песн. 3-й). Когда путешественники намереваются предпринять дальний, трудный и опасный путь: то обыкновенно рассматривают пространство предлежащего им пути, опасности и труды, на нем предстоящие, и, имея в виду главную цель путешествия, ограждают себя различными советами, предостережениями, нужными пособиями, средствами. Чада, пекущейся о спасении нашем, св. Церкви! По гласу св. Церкви мы готовимся теперь вступить в великое поприще святой Четыредесятницы. И нам нужно обратить взор на предлежащий путь, и, имея в виду цель, с какою св. Церковь , верная наша наставница п руководительница к небу, вводит нас в великий подвиг поста, – уготовать себя, дабы вступить в оный со вниманием, шествовать бодрственно, совершить с спасительным плодом. Велико предлежащее поприще и по продолжительности времени, а паче по важности духовных подвигов, заповедуемых нам Церковью . Это время особенно преднаписуется нам в воспоминание подвигов Самого Спасителя нашего, четыре десятидневного поста Его и спасительных страданий Его, дабы и нам, по мере возможности подражать в самоотвержении Божественному Подвигоположнику нашему. Так, – и Он Пресвятой – безгрешный, и Он Бог наш, Господь наш, Зиждитель наш постился и молился за нас, алкал и жаждал, понес искушения от диавола, скорбел, тужил, проливал слезы за нас, наконец пострадал, был распят и на кресте истощил жизнь свою ради нас. Как же нам грешным, в самих себе носящим осуждение, как нам для собственного нашего очищения не скорбеть, не тужить, не положить обуздания своим греховным склонностям, привычкам, пристрастиям, непрестанно душевные силы наши расточающим, телесные ослабляющим, достоинства духа нашего растлевающим, и нас от истины и добра, от вечного нашего блага, – Бога неприметно всегда более и более удаляющим? Если и в это, особенно освященное на душеспасительные подвиги, время, не последуем за Спасителем нашим путем креста Его, не поскорбим с Ним, не будем участниками самым делом спасительных страданий Его: то какими устами прикоснемся к пронзенным ребрам Его, как облобызаем живоносные язвы Его, с каким чувством поклонимся страстям Его, как ощутим радость светоносного воскресения Его?

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Беседа на Святую Пасху (О явлении воскресшего Спасителя мира женам Мироносицам). Святого Григория Двоеслова, папы Римского 53 ( Мк. 16:1–7 ). Святые жены Мироносицы, последовательницы Господни, пришли на гроб Христов с ароматами и по человеколюбию служат даже мертвому Тому, Кого любили живого. Это событие указывает на нечто такое, что надобно делать в святой Церкви. Так нам необходимо внимать тому, что сделано, дабы помыслить и о том, что, по подражанию им (св. Мироносицам), надлежит делать и нам. Если мы, веруя в Того, Кто умер, и исполняясь благоуханием добродетелей, с желанием добрых дел ищем Господа: то, мы, подлинно, приходим на гроб Его с ароматами. Жены (Мироносицы), пришедшие с ароматами, видят ангелов: поелику, именно, те души, которые с благовониями добродетелей идут к Господу чрез святые желания, созерцают горних обитателей. Следует заметить здесь, что бы такое означало то, что они видят Ангела сидящим на правой стороне? Левою стороной обозначается жизнь настоящая, а правою – жизнь непрестающая; поэтому и написано: шуйца Его под главою моею, и десница Его объимет мя ( Песн. 2:6 ). Итак, поелику Искупитель наш перешел уже чрез повреждение настоящей жизни, то справедливо Ангел, пришедший возвестить о непрестаемой жизни Его, сидел на правой стороне. Он явился одетым в белую одежду, потому что возвестил о радостях нашего торжества (именно, белая одежда возвещает о блеске торжества), – нашего ли скажем или своего? Дабы сказать истину, скажем: и нашего и своего, поелику воскресение нашего Искупителя было и нашим торжеством, так как оно возвратило нас к бессмертию, – и Ангельским, так как оно, воззвав нас к небесному, дополнило число их (Ангелов). Внемлем тому, что говорится пришедшим женам (Мироносицам). Не ужасайтеся! Очевидно, св. Апостол как бы так говорит: «пусть ужасаются те, которые не любят пришествия горних обитателей, – пусть ужасаются те, которые, будучи объяты плотскими пожеланиями, отчаиваются в возможности достигнуть сообщества с ними. Но вам бояться нечего, поелику вы видите сограждан своих». Поэтому, описывая явление Ангела, (евангелист) Матфей говорит: бе зрак его яко молния, и одеяние его было яко снег ( Мф. 28:3 ), ибо в молнии выражается ужас, а в снеге – прохлада белизны. Поелику же всемогущий Бог и страшен для грешников, и милостив для праведников: то Ангел, свидетель воскресения Его, справедливо является и в молниевидном зраке, и в белом одеянии, для того, чтобы самым видом своим и нечестивых устрашить, и благочестивых обрадовать. Поэтому справедливо также и то, что народу, странствовавшему по пустыне, столп огненный предшествовал ночью, и столп облачный предшествовал днем ( Исх. 13:21,22 ). Столп был показываем днем через облако, а ночью чрез огонь потому, что всемогущей Бог явится и милостивым к праведным и страшным для неправедных: первых Он, явившись на суд, утешит кротостью любви, а последних устрашит определением правосудия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Глава XXXV 1 . Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2 . великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Мы выше видели в главе 33-й (ст. 9), что: „земля сохнет, „Ливан постыжен... Сарон похож стал на пустыню... Васан и Кармил обнажены от листьев“. И в конце главы 33-й обещано возрождение Иерусалима, спасение от Господа. Такое же пророчество читаем мы в главе XXXV. Это есть повторявшееся увещание Исаии верным не унывать, ждать помощи Божией при тяжелых того времени обстоятельствах; но все эти пророчества суть несомненно пророчества Мессианские, значение которых вполне раскрыто было только Христианам 1169 . Общее значение всех таковых пророчеств есть возрождение человечества под влиянием живительного действия Духа Божия, творящего цветущий сад там, где была бесплодная пустыня. Слово „нарцис“ переведено в некоторых переводах Библии словом роза 1170 , называется по-Еврейски хаббацелет, и по всей вероятности (как указывает проф. Якимов) есть любимейший цветок востока, нарцисс. „Я нарцисс Саронский, лилия долин“, говорит о себе жених в книге Песн. 2 (см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 313–336) Слово хаббацелет упомянуто только в таинственной Песни Соломона и в читаемом месте Исаии, поэтому в обоих местах с ним должно быть соединено одно и то же духовное значение, а именно расцвет благодатной жизни на земле, вследствие воплощения на земле Сына Божия. ( Ин. 1:16–17 ). Заметим, что 2-й стих оканчивается словами: „Они 1171 увидят славу Господа, величие Бога нашего“, что соответствует гласу Ангельскому в гл. VI Исаии: „Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его“ и соответствует гласу Ангельскому в Ев. Луки ( Лк. 2:13–14 ): Слава в вышних Богу, и на земли мир в человеках благоволение. 3 . Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие; 4 . скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш; придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРСТЕНЬ [Лат. anellus или an(n)ulus], одна из инсигний епископа в Римско-католической Церкви. Происхождение В Римской империи ношение П. (кольца) было широко распространено среди представителей разных слоев общества. Значением наделялся не только сам факт ношения П., но и металл, из к-рого он был изготовлен, наличие или отсутствие на нем дополнительных украшений в виде камня и проч., ношение на левой или правой руке, на том или ином пальце, количество П. и т. д. (см., напр.: Plin. Sen. Natur. hist. XXXIII 1. 4). П. мог служить знаком личной доблести, статуса, знатности, богатства, свободного рождения и т. п. ( Herodian. Hist. III 8. 5; Tertull. De resurr. 57; Novell. Just. 78 (539 г.); Isid. Hisp. Etymol. XIX 32. 3; известны примеры использования П. в магических целях - Ios. Flav. Antiq. VIII 2. 5). П. было принято дарить в день бракосочетания ( Isid. Hisp. De eccl. offic. II 20. 8; см. в ст. Брак). Использовались также П.-печати (anulus signatorius). Климент Александрийский призывал христиан отказаться от ношения П. как украшения, оставив только его функцию печати; при этом языческую символику, по его мнению, следовало заменять христианской, используя образы рыбы, голубя, корабля, якоря и т. п. ( Clem. Alex. Paed. III 11. 57-59; см.: Finney. 1987). Первые свидетельства об использовании П. епископами относятся к IV в. Свт. Оптат Милевитский, перечисляя отличительные черты кафолической Церкви, упоминает после ключей ап. Петра некий П., которого нет у еретиков и к-рый связан с образом запечатанного источника из Песн 4. 12 ( Optat. Contr. Parmen. I 10. 3). Однако до VII в. епископский П. выполнял только функцию печати (см., напр.: Aug. Ep. 217. 59; Avit. Ep. 78//PL. 59. Col. 280= Idem. Ep. 87//MGH. SS. AA. Bd. 6/2. S. 97; при этом известно, что сам блж. Августин не носил П.-печать, доверяя заботу о церковном имуществе своим клирикам - Possid. Vita Augustini. 24). Епископский П.

http://pravenc.ru/text/2580054.html

Скачать epub pdf Житие преподобной Параскевы Память 14 октября Святая Параскева 6674 родилась в Сербии, вблизи города Каллиократия, в селении Епиват 6675 . Родители ее были благочестивые люди: они неуклонно исполняли все заповеди Божии и славились всюду своими благотворениями и милостынями. Кроме дочери Параскевы был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме своих благочестивых родителей. Брат Параскевы, когда достаточно научен был Священному Писанию , с согласия родителей, принял пострижение под именем Евфимия. Евфимий впоследствии был епископом в Мадите 6676 , где прославился добродетельною жизнью и при жизни и по смерти сотворил множество преславных чудес. По смерти своих родителей Параскева стала проводить жизнь, полную скорбей и лишений. Подражая усердно жизни святых, она умерщвляла постом и бдением свое тело и порабощала его духу. Воспламеняясь Божественным желанием жить для Господа, Параскева не пожелала долго жить в многомятежном мире сем, но, покинув все мирское, скрылась от мира и, достигнув пустыни Иорданской 6677 , стала проводить здесь равноангельскую жизнь. Подражая Боговидцу пророку Илии и Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными злаками, употребляя их притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца. Постепенно истаевая, то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем «от вихря, от бури» ( Пс.54:9 ). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила преподобная? Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто подробно передаст об ее коленопреклонениях непрестанных и различных подвигах телесных? Один Всевидящий Бог взирал на подвиги преподобной. У нее не было там забот о мирской суете: она заботилась только лишь об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с Небесным Женихом. «Тебе, женише мой, ищу» – говорила преподобная Параскева и постоянно держала в уме изречение из книги Песни песней: «Скажи мне, ты, которого любит душа моя» ( Песн.1:6 ).Она о том больше всего заботилась, как бы украсить свой светильник и вместе с мудрыми девами выйти навстречу Небесному Жениху, услышать сладкий Его глас и насладиться лицезрением красоты Его. «Когда приду и явлюсь пред лице Божие!» ( Пс.41:3 ) – непрестанно говорила святая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 5 1. Пир возлюбленного. 2–7. Ночные впечатления невесты в искании своего друга. 8–16. В беседе с девицами иерусалимскими она превозносит похвалами своего друга. Песн.5:1 .  Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами мо­ими, по­ел сотов мо­их с медом мо­им, напил­ся вина моего с молоком мо­им. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, воз­люблен­ные! В ответ на приглашение или пожелание невесты ( Песн 4.16 ) возлюбленный приходит в сад свой, и из всех плодов и пряностей его устрояет пиршество для гостей и друзей. В текстах LXX, слав. Вульг.: вторая половина ст. 16-го гл. IV-й отнесена к 1-му ст. V-й и, что сообщает большую цельность смежным и родственным мыслям, – оканчивающей одну главу и начинающей другую. Песн.5:2 .  Я сплю, а сердце мое бодр­с­т­ву­ет; вот, голос моего воз­люблен­ного, который стучит­ся: «отвори мне, сестра моя, воз­люблен­ная моя, голубица моя, чистая моя! по­тому что голова моя вся по­крыта росою, кудри мои – ночною влагою». Песн.5:3 .  Я скинула хитон мой; как же мне опять наде­вать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их? Песн.5:4 .  Возлюблен­ный мой про­тянул руку свою сквозь скважину, и внутрен­ность моя взволновалась от него. Песн.5:5 .  Я встала, чтобы отпереть воз­люблен­ному моему, и с рук мо­их капала мирра, и с перстов мо­их мирра капала на ручки замка. Песн.5:6 .  Отперла я воз­люблен­ному моему, а воз­люблен­ный мой по­вернул­ся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывал­ся мне. Песн.5:7 .  Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня по­крывало стерегущие стены. В словах: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» – дана верная и точная характеристика пламенной любви, наполняющей все существо любящего существа даже во время сна: одного слова возлюбленного достаточно для того, чтобы любящая его пробудилась от сна. Мидраш (s. 134) так перифразирует слова ст. 2-го: «Общество Израилево говорит пред Богом: Господь мира! я сплю и не исполняю заповедей, но сердце мое бодрствует, оно возбуждено любовью к людям; я сплю, не говорю о благотворительности, но сердце мое бодрствует, чтобы совершать ее, я сплю – я опускаю жертвоприношения, но сердце мое бдит, благоговейно настроенное к чтению «шема» и молитвы; я сплю – не иду в храм, но сердце мое бдит – стремится в синагоги и школы; я сплю – не рассчитываю (конца страданий), но мое сердце бдит – пламенно желает избавления, и сердце Божие бдит – избавить меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010