Как считает Патриарх, очень важно, чтобы в элитах возникло понимание того, что «подлинное русское национальное самосознание, основанное на нашей культурной и религиозной традиции, не угрожает целостности России и тем более не угрожает межнациональному миру, а, наоборот, выступает главным гарантом единства страны и дружбы между ее народами». «Судьба русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия», – подчеркнул Предстоятель. По его словам, именно это происходило в сфере национальной политики в 1990-е годы, когда группой ученых и политиков «постулировалось искусственное противопоставление русского и российского», когда чиновники получали указания не использовать слова «русский» «как якобы ослабляющее единство нации». «И сегодня, к сожалению, можно слышать заявления о том, что русский народ неоднороден, что его единство является фикцией, а также о существовании новых, не известных ранее наций – таких, например, как «поморская», «казачья» или «сибирская». За попытками исключить употребление слово «русский» просматриваются идеи, которые давно доказали свою безжизненность на Западе, где все сильнее звучат голоса, призывающие отказаться от мультикультурализма и теории плавильного котла», – сказал Патриарх. Он также призвал помнить, что главным творцом отечественной культуры является русский народ, «при всей открытости нашей культуры, радушной готовности принять в наши ряды человека любого происхождения», и на основании этого факта «должна строиться культурная политика государства». Как раз в этой области – образовательной и культурной политики государства – пока, видимо, сохраняются некоторые недобрые традиции. В частности, привычное игнорирование того фундаментального факта, что именно национальная религиозная традиция была на протяжении веков основой русского самосознания.

http://radonezh.ru/analytics/o-russkom-g...

И вот – они есть… И так Господь благословил, что мне, выпускнику Московских духовных школ, в настоящее время нужно потрудиться на земле Казахстанской. В свое время Святейший Патриарх Алексий II назвал землю Казахстана «раскрытым антиминсом». Да, в принципе, этим антиминсом является и вся Русь. А если уж по большому счету – это и Греция, это и Европа. Но для нас близки те подвиги, которые были совершены нашими предками, причем недалекими предками (это наши деды и прадеды). Близки почему? Потому что жива память, виден их подвиг воочию, без каких-либо наносов, добавлений, преукрашений. Мы видим, что, действительно, они выбирали Христа. И вот, служа на земле Казахстанской, понимаю, что велика мера ответственности, потому что за отпущенное нам Господом время (может быть, даже и недолгое) нужно обязательно оправдать своими усилиями и делами ожидания наших мучеников. Они же верили, что Господь поругаем не бывает – и мы должны засвидетельствовать это! Они верили, что будут открываться храмы – и мы должны это делать! Они думали, когда в них стреляли, о том, что придут времена, когда на Русской Земле будет прославляться Имя Божие. Поэтому и хотелось бы оправдать их надежды своими делами и, конечно же, своим примером. — Владыка, Казахстан – это не православная земля. Но, с другой стороны, столица Алма-Ата – это бывший город Верный, наша казачья твердыня. Мы постепенно завоевываем авторитет в такой местности, где помнят еще русские корни. А как относится местное население к православному епископу, к нашим православным храмам, к нашей традиции? — Хороший вопрос. Я бы сказал, казахи – уникальный народ. Во-первых, они всегда жили бок о бок с нашими казаками. Они мусульмане, но они знают о Православии. Они, например, молятся Святителю Николаю, они приходят ставить свечи к нам в православный храм. Они кланяются, молятся перед различными святынями, и для них русский священник, в общем-то, значит многое. Мне приходилось видеть, как казахи, на границе или полиция, очень уважительно относились к владыке. И некоторые называют «русским муллой», некоторые уже «батюшкой», некоторые «спаси Господи» говорят, несмотря на то, что являются и казахами, и мусульманами.

http://pravmir.ru/ep-kostanajskij-anatol...

Дополнительно членами Комиссии принято решение о создании при Комиссии рабочей группы по разработке учебно-методических пособий по истории казачества для образовательных организаций высшего образования. Одной из ключевых тем заседания стал вопрос деятельности Ассоциации казачьих вузов. Она была образована в 2021 году по инициативе Минобрнауки России и Всероссийского казачьего общества и координирует работу вузов, реализующих образовательные программы с использованием исторических и традиционных ценностей российского казачества. В ходе заседания Комиссия избрала нового председателя Ассоциации, им стал заместитель министра науки и высшего образования Константин Могилевский. Он отметил важную роль вузов-членов Ассоциации и подчеркнул, что некоторые из них стали уникальной площадкой для изучения и моделирования организации казачьего самоуправления, реализации государственной молодежной политики с учетом этнокультурного казачьего компонента. Участники заседания также обсудили вопросы организации деятельности Ассоциации казачьих вузов, в том числе расширение ее состава и изменение организационно-правовых документов. В настоящее время в Ассоциации состоит 18 университетов различного ведомственного подчинения. Членами Комиссии единогласно принято решение о включении в состав еще семи университетов: Участники заседания подчеркнули необходимость интенсификации деятельности Ассоциации и ее дальнейшего расширения. Кроме того, Константин Могилевский выдвинул предложение о проведении очередного заседания Ассоциации на территории регионов с традиционным проживанием казачества. Подобный опыт уже был успешно применен в рамках первого слета Ассоциации казачьих вузов «Казачья станица — 2022» на базе Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова в городе Новочеркасске. В завершение заседания были заслушаны доклады руководителей Южного федерального университета, Кубанского государственного университета, Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова, посвященные проведенной в 2022 году работе по организации мероприятий, направленных на реализацию Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 гг.

http://patriarchia.ru/db/text/6024607.ht...

«Главной задачей таких проектов, — продолжил отец Тимофей, — является выработка правильных жизненных ориентиров, выстроенных на христианской нравственности и православных моральных нормах поведения, формирования чувства ответственности за себя, свою малую и большую родину, чувства долга и патриотизма. Примером такого проекта является проект Калужского отдельского казачьего общества " Я служу России " . Особенностями данного проекта являются: инновационность, связанная с внедрением новых социальных технологий, социальное партнерство, соединяющее возможности государственных и негосударственных организаций». Иерей Тимофей напомнил об участии казаков в преодолении последствий стихийных бедствий: «Именно в такой работе сочетаются между собой служение ближнему и " возрастание собственной души " ». В качестве примера можно привести наводнение, случившееся в июле 2012 года в Краснодарском крае, и пожар, произошедший в Ростове-на-Дону в августе 2017-го. Именно казаки, первыми откликнулись на призывы о помощи. Кроме того, священник подчеркнул: «Организовывать работу по оказанию волонтерской помощи в социальных учреждениях следует во всех казачьих обществах, как реестровых, так и общественных казачьих организациях. Причем в эту работу должны быть включены все, не только казаки, но члены их семей. Особенно дети! Именно с детских лет идет формирование стремления к делам милосердия. Когда дети и юношество организуют праздники в больницах, интернатах для престарелых и т.д., они не только приносят радость " нуждающимся " , но и становятся чище сердцем». Анализ социальной работы, проводимой подмосковным казачеством во взаимодействии с приходами, представил священник Артемий Колягин, секретарь Отдела по взаимодействию с казачеством Московской областной епархии. Он привел данные об оказании посильной помощи казаками Бронницкого КГО больным инвалидам, вдовам и сиротам, о содействии казаками Воскресенского ХКО малоимущим и ветеранам. Клинская казачья община МОКО СКР активно работает с Реабилитационным центром для несовершеннолетних «Согласие», кроме того собирает вещи и передает в фонд «Русская береза». Казаки Коломенского ХКО, Лосино-Петровского хутора Щелковского отдела МОКО СКР, собирают гуманитарную помощь и отвозят ее нуждающимся.

http://patriarchia.ru/db/text/5012007.ht...

— Как часто казаки обращаются к батюшке за советом? — Сегодня в казачьих корпусах и школах есть духовники. Если брать Дон, Кубань, Терек, то есть Ставропольский край, Краснодарский край, Ростовскую область, молодые казаки уже вступают в казачьи общества, у каждого общества есть сегодня свой духовник, поэтому они видят священника гораздо чаще, чем, например, обычные школьники. Если он в храм не пошел, то в школу священник, может быть, никогда и не придет. А в казачьем корпусе батюшка рядом. Поэтому, конечно, обращаются, уже считается нормой иметь своего духовника и иметь рядом священника, который может ответить на вопросы, подсказать, помолиться, научить молиться. Слава Богу, что мы построили такую систему окормления со стороны Русской Православной Церкви наших казачьих обществ, молодежных и детских казачьих организаций. Поскольку священник у казаков более близок к ним на разных мероприятиях, на уровне казачьего общества, школы, кадетского корпуса, то, конечно, и обращения к нему больше, и разрешения конфликтов гораздо больше. — Как часто казачьи пары обращаются за советом к священнику? — У нас 1300 священников окормляют казачьи общества. И, конечно же, раз батюшка постоянно рядом, с вопросами обращаются очень часто. И поэтому по статистике, венчается больше количество именно казачьих пар, и разводов, конечно, несколько меньший процент в казачьих семьях. Здесь беседа со священником имеет огромное значение. По большому счету, если ходит в храм казачья пара, ходит на исповедь, вот там и разрешаются конфликты. Когда к священнику приходит казачка и говорит: «Мой казак вот такой, такой, такой, такой…» Ну а батюшка говорит: «Дорогуша, а у тебя нет недостатков?» — «Ну есть, батюшка». — «А давайте вы друг у друга прощения попросите. У каждого есть свои недостатки, надо друг друга терпеть». Хорошо, что священник бывает, находится в это время рядом. — Казаки — кто это? — Когда я стал заниматься окормлением казачества еще 13 лет назад, я для себя хотел понять, кто такие казаки, чем они отличаются от других. И сегодня я смело отвечаю, что они более патриотичны. Отработав неделю на предприятии, в выходные дни надев форму, порой папаху, черкеску, сапоги, в +40° или в -30°, где-нибудь на севере, идут и охраняют безопасность наших улиц, площадей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6087622...

Именно с этой епархии началось представление опыта реабилитации бездомных. Священник Сергий Прилушин рассказал о систематической и комплексной работе с бездомными в Екатеринбурге: первичную помощь бездомным оказывает автобус «Милосердие»; около 2 тыс. человек ежедневно кормит благотворительная столовая; пройти курс реабилитации можно в центре «Держава», который создан на базе казачьего поселка. «Мы сейчас можем поднять человека из-под забора и социализировать его в полноценного работника», -- так кратко охарактеризовал всю цепочку о. Сергий. Одновременно в «Державе» может находиться 60-70 человек. Центр – на полном самофинансировании благодаря собственному подсобному хозяйству, где трудятся реабилитанты. Главный же инструмент реабилитации – это казачья православная община, к членству в которой многие бездомные стремятся и им дорожат, несмотря на строгий устав. Включение в общину – главная «парадигма перевоспитания, первейшее условие», оптимальный  шанс для ресоциализации, отметил о. Сергий, подчеркнув необходимость постоянного присутствия в такой общине священника. В этом выступлении, а также во многих других звучала тема сотрудничества церковных социальных организаций с государством. В Екатеринбургской епархии, как можно было понять из доклада, это взаимодействие оставляет желать лучшего: власти не мешают, но и ощутимо не поддерживают православные инициативы помощи бездомным, хотя обратились в центр «Держава» за опытом. Государственную власть на заседании секции олицетворял начальник отдела по работе с бездомными гражданами Департамента социальной защиты населения г. Москвы Андрей Пентюхов. Однако, как ни хотели этого участники Чтений, он не смог ответить за всю госполитику в отношении бездомных и говорил только о столице. Подведомственный ему Департамент делает для бездомных с каждым годом все больше: постоянно работают 8 центров временного пребывания, 10 машин «Социального патруля», действуют дружины по выявлению нуждающихся в помощи. Главный результат работы А. Пентюхов измеряет так: за последние годы в 8 раз уменьшилось число погибших от холода на улице.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иерей Олег Ганженко, председатель отдела культуры Омской епархии и духовник Омского института МГУТУ, в своем выступлении отметил важность создания, в том числе силами МГУТУ им. Разумовского, непрерывной системы казачьего образования — от казачьего детского сада до вуза. Руководитель комитета по взаимодействию с казачеством Смоленской епархии иеромонах Даниил (Сычев), окормляющий городское отдельское казачье общество «Центральное казачье войско», рассказал об увеличении числа казачьих кадетских школ и классов в Смоленске. Развивается фестивальное движение «Казачья песня», регулярно проходит региональный этап игры «Казачий сполох», открываются смены в казачьих детских лагерях. В честь сохранения памяти о яростном сопротивлении, которое город оказывал в борьбе с татаро-монгольским игом, армией Наполеона, с фашистско-немецкими захватчиками, только в последнее время на местах кровопролитных боев было установлено 250 поклонных крестов. Недавно Смоленский институт МГУТУ посетил полномочный представитель Президента РФ в ЦФО, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов, который принял участие в церемонии открытия духовно-просветительского центра им. св. Кирилла и Мефодия. Этот институт поддерживает тесные связи со многими казачьими обществами, входящими в ВКО «Центральное казачье войско». Прозвучал ряд других выступлений. Завершая рабочее совещание, иерей Тимофей Чайкин предложил всем духовно-просветительским центрам, открывающимся в региональных институтах, присваивать имена святых Кирилла и Мефодия; ежегодно в сентябре обязательно проводить молебное пение на начало учебного года; включить новый диалог-клуб для духовников образовательных организаций с казачьим компонентом в программу казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений 2016 года. И.В. Казарезов поддержал предложения духовника возглавляемого им вуза, отметив необходимость сбора в рабочем порядке проблемных вопросов, возникающих в деятельности духовников региональных институтов. Также он сообщил, что совещания духовенства и директоров региональных вузов в режиме видео-конференц-связи будут проводиться не реже раза в три месяца.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5750505...

По окончании срока ссылки литератор возвращается в Москву, но будучи «под колпаком», снова подвергается аресту и – ссылке на три года в слободу Россошь (Воронежская обл.). По отбытии очередного срока Ширяев переселяется далее на юг, в Ставрополь, где работает преподавателем педагогического института и женится на студентке, Нине Ивановне Капраловой. Немецкую оккупацию бывший каторжник и ссыльный расценил как возможность легальной борьбы с большевизмом: он становится редактором ставропольской газеты «Утро Кавказа» (она же «Ставропольское слово»), а затем симферопольской газеты «Голос Крыма» . Публикуя антисоветские и прогерманские материалы, он ведет широкую социальную работу, добиваясь освобождения ряда военнопленных и помогая многим, иногда даже рискуя своим положением. Позднее этот драматический опыт отразился в романе «Кудеяров дуб» (1958), где поднимается больная проблема судьбы русского патриота-антикоммуниста, пошедшего на сотрудничество с немцами. С наступлением Красной Армии литератор бежит в Берлин, а оттуда – в Белград, где в 1944 гг. провел несколько месяцев. В феврале 1945 г. вместе со своей семьей он переправляется в Италию. Во Фриули, в предгорьях Альп, проживает при штабе казачьей армии генерала Доманова и в течении несколько месяцев – до исхода казаков в Австрию – выпускает газету «Казачья земля». При наступлении союзников, в отличие от большинства казаков, он вместе с семьей остался в Италии. Можно с уверенностью сказать, что именно в Италии Ширяев окончательно сформировался как писатель. Несмотря на постоянный страх насильственной репатриации и полуголодное беженское существование здесь, в колыбели европейской цивилизации – а к глубокому историческому фону он, филолог по образованию, был особенно чувствителен – бывший журналист ощутил и сильное литературное призвание, и собственный дар. После первого, чисто филологического труда, «Обзор современной русской литературы», вышедшего по-итальянски (Венеция, 1946), он пишет свой изначальный рассказ, «Соловецкая заутреня», ставший камертоном последующей «Неугасимой лампады».

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

ИСХОД ИЛИ УХОД? Отток русских с Кавказа начался еще при «позднем СССР » - 187 тысяч уехало в последнее десятилетие Союза, каждый пятый. Что было в 90-е, знают все. Но в XXI веке исход русских замедлился. Относительно свежие данные десятилетней давности говорят о причинах, заставляющих русских уезжать с Северного Кавказа до сих пор. Это неравенство по сравнению с «коренными этносами» при трудоустройстве, получении образования и так далее. Замечаю Коровину, что я в 2000-х просто не вылезал с Кавказа - писал о межнациональных конфликтах. - В целом все это производило гнетущее впечатление. Как вы оцениваете происходящее там сейчас? - На данный момент на Северном Кавказе минимум русских. И это сразу отразилось и на экономике, и на социальной стабильности, и на развитии науки. Но это не фатально. - Не фатально?! Можно исправить? - Зависит от стратегии, которую государство реализует на Северном Кавказе. Но все 2000-е годы государство на Кавказе занималось тем, что в пожарном режиме гасило очаги нестабильности. В последней фразе автора книги я все же услышал нотки оптимизма. Мы подошли от реакции на раздражители к планам будущего? МОНОПОЛИЯ НА НАСИЛИЕ Я рассказал Валерию Коровину о примере, с которым столкнулся лично: - В 2006 году у меня была тяжелая встреча в Дагестане с казачьим атаманом города Кизляра. Он мне рассказал о таком явлении, которое сам назвал «невербальным вытеснением». Я еще очень удивился: простой мужик, и такая терминология! Выглядит на Северном Кавказе это так. Ночью сосед выпустил куриц к тебе в огород, весь урожай клубники пропал. Сосед на претензии говорит: «Курица немного поел, тебе жалко?» Потом забросали арык кирпичом, и вся сточная вода оказалась у тебя в доме. Дочка пошла днем в магазин - залапали. И жаловаться бессмысленно. Собираешь вещи и уезжаешь... А потом я приехал в Кизляр спустя 12 лет. Этого атамана уже не было. Вот как бороться с тем, что тебе создают невыносимую токсичную среду? Атаман мне говорил, что русская община просто была вынуждена перенимать местные обычаи. Если раньше русскому после аварии на дороге, несмотря на то, кто виновен, бросали ключи в лицо со словами «завтра новую пригонишь», то теперь на такие конфликты выезжала казачья «группа поддержки». Со стволами. В итоге бойкого атамана, который реально знал, как общине за себя постоять, выжили. На смену ему пришел «добрый» атаман, при котором оставшихся в городе русских бабушек можно по пути в храм стрелять. Помните эту дикую историю, случившуюся в Кизляре в 2018-м? А до казачьей управы от храма всего 50 метров… И что русским делать?

http://ruskline.ru/opp/2021/11/10/kak_ve...

Учебно-методическая деятельность Школы русского фольклора будет также направлена на повышение квалификации специалистов областных домов и центров народного творчества и традиционной народной культуры. Начиная с 2014 года в Центре русского фольклора уже состоялось несколько мастер-классов. 9 апреля прошел творческий семинар известного хормейстера и собирателя фольклора, руководителя ансамбля «Казачий круг» Владимира Скунцева «Освоение песенной и инструментальной традиций казаков России». Участники семинара познакомились с особенностями певческой традиции донского казачества и с основами игры на народных инструментах, таких как казачья гармошка, скрипка, балалайка, мандолина, бубен, дудки, рожки, колесная лира, казачий рылей. Серия занятий запланирована на май. 8 апреля прошли занятия «Гусли» в творческой лаборатории Дмитрия Парамонова, музыканта, владеющего техникой игры на многих народных музыкальных инструментах, мастера по изготовлению гуслей, руководителя «Мастерской гусельного искусства» в Москве. Д. Парамонов рассказал об инструменте, ставшем символом русской инструментальной музыки, его разновидностях, о разных техниках игры на гуслях. 15 апреля прошел семинар ведущего научного сотрудника ГРЦРФ Андрея Сергеевича Кабанова, посвященный работе руководителей и участников фольклорных коллективов с фольклорным песенным материалом. Слушатели семинара познакомились с архивными звукозаписями экспедиций, поучаствовали в их аналитическом разборе, услышали научные комментарии. Творческий мастер-класс по изготовлению каргопольских тетёрок и жаворонков прошел в фольклорно-этнографической студии «Терем» 25 марта. Участникам встречи было рассказано о традициях празднования дня памяти сорока Севастийских мучеников, который в народе назывался «Сороки». Мастер-класс провели научный сотрудник ГРЦРФ Алена Аркадьевна Филатова и фольклористы из студии «Терем».      27-28 марта в Вологде прошел Межрегиональный семинар «Технология обработки и архивирования фольклорно-этнографических материалов». О различных тонкостях работы в фольклорном архиве рассказал ведущий научный сотрудник ГРЦРФ, заведующий отделом традиционной народной культуры Вологодского областного научно-методического центра культуры Алексей Викторович Кулёв.

http://pravoslavie.ru/70472.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010