А у меня, братья и сестры, ситуация весьма забавная: в мое поле зрения попадают не то, что благополучные и состоятельные батюшки, но исключительно многочадные, живущие на съемных квартирах, с машинами, где дверца подвязывается веревочкой, с приходом, где 15 прихожанок пенсионного возраста просит простить их нищету, потому что нет денег купить несколько свечек и все в том же духе! И это все в областном центре, правда на Украине (наверное это многое объясняет)! Я ничего не преувеличиваю! Это правда! Наверное мне повезло - я вижу только искренних пастырей, потому что стяжать им, даже, если бы хотелось нечего и не с кого! Спаси всех Христос! Тем и живем, что друг другу, чем можем, помогаем! 16 декабря 2017, 10:25 Вчера ехал по Каширке. На ДК Москворечье вывеска: " Концерт. 02.01.18. Иеромонах Фотий. " Катерина 15 декабря 2017, 23:52 Прекрасно написано. Кое-что я и себе заметила. Мирянам же, сокрушащимся по поводу неподходящих священиков, какой-то известный наш русский святой из 19 или начала 20го века давал совет проявлять самим больше рвения в Вере. Во всех направлениях. И пост. И молитва. И поведение в церкви. Все-всё. И тогда Он может оценить это рвение и сказать, о как стараются, дам ка я им за их рвение более подходящего этому рвению священника. Владимир 15 декабря 2017, 15:42 Тем , кого смущают " попы на мерседесах " и прочее, очень советую прочитать С.И.Фуделя " У стен Церкви " .Описание им " двойника церкви " в этой замечательной книге, снимет любые недоумения и поможет укрепить веру. Валентина Серых 15 декабря 2017, 13:40 Актуальное размышление!..А ведь во времена советские- священники жили по- другому (не до роскоши было- кто помнит..) раб Божий Алексий 15 декабря 2017, 12:15 Отец Андрей, я всегда с удовольствием читаю Ваши статьи и смотрю проповеди на канале YouTube. Вы очень хороший лектор и многознающий человек. Спасибо Вам за Ваш труд! Татьяна Мартыненко 15 декабря 2017, 11:23 о.Андрей очень люблю читать Ваши статьи, они мне помогают по жизни.Все часто видят батюшек благополучных, но часто рядом есть и другие, живущие очень скромно.Помогай нам Бог!

http://pravoslavie.ru/109140.html

И от чего такая странность? Оттого, что одного мы хотим, а другого не хотим; об одном мы беспрестанно думаем, а о другом никогда не вспоминаем, и это оттого, что мы очень любим свое тленное тело, а нисколько не любим и не жалеем своей бессмертной души. Например, от чего все святые сделались святыми? Оттого, что они захотели быть в царствии небесном; и потом, что они думали и заботились более о нем и о душе своей и сделались святыми и получили царствие небесное. Что бы получить земные блага, например: богатство и честь, иному не достает ума, другому случая, иному препятствуют разные обстоятельства и проч. Но получить царствие небесное может всякий и бедный, и богатый, и благородный, и простой, должностной и без должности, старый и молодой, человек великого ума, и человек слабого ума, мужчина и женщина. Словом сказать, все и каждый, кто только захочет и приложит старание свое, может получить царствие небесное. 3) Как можно получить царствие небесное? Многие думают и говорят, что живучи в мире, нельзя получить царствия небесного, а надобно удалиться от мира в пустыню или монастырь. Так! Правда, почти все великие святые были пустынники, как то: Авраам, Моисей, Иоанн Предтеча и многие другие. Так! Это правда. Но неправда, чтобы только живучи в монастырях можно получить царствие небесное, потому что и в монастыре можно жить по-мирски и наоборот, живучи в мире, можно жить по-монастырски. Есть много примеров, что мирские люди, как то: земледельцы, купцы, солдаты, даже министры и полководцы, при всех их мирских делах, получили царствие небесное; и правду сказать, сии люди гораздо знаменитее тех, которые, живучи в монастырях, сделались святыми, потому, что они в жизни сей были полезны для ближних; они, спасая себя, спасли и других, а пустынник спасает почти только себя самого. Итак, чтобы получить царствие небесное не нужно (без особенных причин) удаляться от мира, а надобно только возыметь усердное желание, и тогда, живучи везде, можно получить его. 4) Есть люди, которые думают, что можно получить царствие небесное одною милостынею или благотворением, и это очень справедливо, потому что сам Иисус Христос, во время второго своего пришествия, призовет в царствие небесное только тех, которые кормили голодных, которые поили жаждущих, одевали нагих, и которые посещали и утешали больных и заключенных в темницах, и которые принимали странных и бесприютных.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Какие же есть признаки, которые показывали бы, что получил кто благодать Божию? Когда кто безгневен, не осквернен плотскими сластями, тих и кроток, имеет смирение вместе с незлобием и состраданием, с любовию к ближним чистою и нелицемерною и верою в Бога несомненною и твердою, так чтоб о нем можно было сказать: верова Богови и вменися ему в правду (Рим. 4:3). И кто не имеет таких признаков благодати Христовой, тот без сомнения все дела свои делает, да славим будет человеками. Пусть говорит он, что не ищет славы человеческой; но будто и нехотя он бывает падок на нее. Ибо где нет Христа, там демоны, а где демоны, там правые помыслы извращаются и растлеваются. Как во время ночи летают нетопыри, пищу себе ища, так и демоны вместе с перваком своим, начальником тьмы, диаволом, во время настоящей жизни, растленной и омраченной, рыщут и по земле, и по воздуху, и по всем местам, сущим под небесами, в одно мгновение переносясь с места на место; ибо демоны по естеству суть мысленныя твари. Это всякий может понять, судя по тому, как действует собственный наш человеческий ум, который, когда видел что однажды, — будь то и далеко и раскинуто на большом пространстве, — обегает то мысленно в одно мгновение, при всем том, что связан плотию. Вот почему невозможно бывает истинному христианину возводить ум свой к Богу, размышлять о божественном, беседовать с Господом всеблагим, и посредством такой святой памяти и умной молитвы принимать от Бога просвещение и облистание, если он не запечатлен благодатию Святаго Духа. Как только увидит диавол, что ум (дух) христианина не имеет печати благодати Божией и наг от нея, а между тем желает прейти мысленно воздух и востечь ко всевышнему Богу, чтоб беседовать с Ним посредством молитвы и молить Его о грехах своих, — без страха становится против него на дороге, по которой он восходит, и как–бы так говорить ему: «куда это ты идешь, несчастный? Как смеешь проходить по местам, в моей власти находящимся? Я властитель тьмы, я получил имя миродержителя и состою главою тех, которые умствуют о мирском и мудрствуют по–мирски. Я князь растленнаго мира сего, воздушный царь, сатана. Ты не вышел еще из–под моей власти, еще не переставил тебя Христос из области сатанины к Богу (Деян. 26:18). Почему, как мой подданный, ты должен помышлять о моем и искать моего. Мое же вот что: плотская похоть, неправда, злоба. Я прежде все это тебе показывал и доказывал, как это хорошо; и ты видел, что так есть, вкусил, испытал и усладился. А теперь куда идешь? Куда тебе взойти на небо? Оставайся здесь — долу, в мирских нечистотах и грехах». Посему–то и написано: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12:3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Трудно было еще подвизаться на Руси. На святой горе обрел он то, к чему стремилась душа его. А завладев духовными сокровищами, он переселяется уже на Русь ему родную и здесь поселяется в пещере близ Киева, предавшись молитвам, бдениям и посту. Однако не мог светильник укрыться от взора людского, хотя и в пещере он светил. На свет святой жизни Антония приходят люди, которые все оставили ради духовных сокровищ о Христе. Преп. Феодосий тайно уходит от матери из родительского дома, поселяется в пещере Антония и умирает для мира. Вот позднее, недалеко от города Радонежа, в глухом лесу поселяется одинокий пустынник. Кто это? Сергий преподобный. С юных лет всею душою возлюбил он те сокровища, которые изобильно хранятся в нашей Церкви православной. Чтобы совершеннее и полнее обладать ими, он покинул мир и пришел в уединенное место ради подвигов. Чем же он занимается? Молитвою более всего. Молитва сменяется у него чтением священных книг и трудами рук. Ни одной минуты праздной он не хочет иметь. Но вот пустынника открывают люди. Являются желающие с ним подвизаться. Сергий становится игуменом. Но и теперь он точно первым был, потому что всем служил. За то и Господь прославил его во вся роды родов на русской земле. Кто теперь не знает Троицкой Сергиевой лавры? Каждое столетие представляет нам святых своего времени. Милостив Господь, и ныне много подвижников веры и благочестия. На всю Русь известны у нас имена недавно еще скончавшихся: старца Амвросия Оптинского и преосвященного Феофана. А кто не знает имени всеми почитаемого пастыря Христовой Церкви в г. Кронштадте, отца Иоанна Ильича Сергиева? Ради Господа, ради тех сокровищ, которые имеются в Христовой Церкви, он не хочет знать покоя ни во дни, ни в нощи. И Господь зрит милостивым оком на верного раба Своего и скоро исполняет прошения его. Да, братие, и ныне Церковь на Руси плод приносит обильный. Много у нее таких членов, которые в ней обрели свое сокровище и ради него презирают все мирское. Это избранники, ищущие совершенства в обителях, или на миру, но живущие не по-мирски.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Ежели кто хочет купить по христианской совести ваше имение, вы тому одним словом предоставьте обеспечить вас от всего, чтобы он сам принял на себя о правом деле истинное ходатайство к защищению вас от необузданных притеснений: с таким-то условием, при помощи Божией, вы успеете в благонамеренном предприятии вашем... Но когда бы и купца не было на ваше имение, и тогда удобно вам расположиться по намерению вашему ради вечного спасения: вы самовластны построить в своем имении уединенную келью; управление же имением препоручить доброму человеку из своих, чтобы он обеспечивал вас и доставлял бы вам потребное. Занятие же ваше в уединении: приличные вам труды, непрестанная молитва и внимательное чтение Священного Писания . А людским суждениям не внимайте: кто что хочет, может говорить; но ваше желание угодить Господу и жить не по-мирски, не соображаясь веку сему, а так, чтобы не иметь знакомства с живущими не по Богу, смиряться, терпеть укоризны и все переносить безропотно ради имени Христова. Имейте при себе для послужения таких, которые сами желают и могут быть вам послушными; а других, которые вас оскорбляют непослушанием и прекословием, можете переменить и дать им другое место. Скорби будут – и радость будет. Мыслью моей я вошел в состояние вашего сердца: вы очень богаты! Вы имеете Небесного Отца! Его щедроты – неисчерпаемая бездна! Бог, «испытуяй сердца и утробы», да благоустроит милостью Своею спасение ваше! 306. К П.И.А. Сердцем к сердцу говорить Божий нам закон велит: Чистая любовь, терпение! Сими вечное спасение. Непрестанно молитесь, да не войдете в напасть...– Сие самое напоминает о себе Георгий. 22-го Августа, 1830 г. 318. К П.И.А. Радуйтесь о Господе! Нам здесь надобно так жить, чтобы в вечности блажен-ствовать; а временно претерпевать многие скорби благодушно и безропотно ради Христа, ради нашего спасения. Да будет в нас разум истинный, что тесный и прискорбный путь ведет в живот вечный, а пространный ведет в пагубу. Не унывайте же, но молитесь Господу и Матери Божией, когда скорби и грусть обымают сердце; плачьте, только не о временных, но о вечных, до которых достигнуть в вере и любви, трудами и терпением да поможет Господь нам благодатно Своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Это удивительное пророчество, высказанное шестнадцать веков назад, в настоящее время сбывается все более и более. Прежний монашеский дух сильно и быстро падает; это – истина, против которой едва – ли будут возражать и сами монахи. Где прежние – пустынники, где столпники, где прежние ангелоподобные иноки? Многие современные монахи, особенно в так называемых штатных монастырях 3 , живут совершенно по-мирски, отличаясь от самых многогрешных мирян действительно одним только надглавником, как сказано в пророчестве Великого Антония, да тем, что носят имя монах; но сохранилось и истинное монашество. Бог привел меня с ним лично познакомиться и убедиться в его существовании. Первый монастырь, где вы найдете еще это истинное монашество, есть Оптина пустынь – общежительный монастырь, находящийся в 60-ти верстах от г. Калуги и в трех верстах от уездного г. Козельска, ст. Рязанско – Уральской железной дороги. В течение целого прошлого 19 столетия обитель эта привлекала к себе своею высокою духовною жизнью внимание русского образованного общества. В ней перебывали Гоголь, Достоевский, Киреевский, который там и схоронен, К. Леонтьев , Хомяков, братья Аксаковы и многие другие. Дважды в ней был у старца Амвросия Лев Николаевич Толстой. Кроме высокой духовной жизни вообще, эта обитель получила известность «старчеством», под именем которого разумеется особый вид или порядок иноческой жизни, состоящий в постоянном духовном руководстве старцем своих духовных детей, иноков и мирян, от которых, как необходимое условие, требуется искреннее и доверчивое отношение к своему руководителю, частое (по возможности ежедневно) исповедание пред ним не только всех дел и поступков, но и всех, даже сокровенных, мыслей, чувств и желаний и, наконец, совершенное послушание его советам и наставлениям. Это драгоценный обычай, насажденный в Оптиной пустыни прежними знаменитыми старцами: Львом, Макарием и Амвросием, и теперь продолжает твердо держаться там. Теперь старцами являются отец Иосиф, ближайшие сотрудник и помощник покойного батюшки Амвросия, из умудренных благодатию Божиею простецов и высоко образованный, глубоко изучивший творения святых отцов, старец о.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Тщеславное желание быть не такими, как прочие люди, не подчиняться священноначалию, а иногда и денежный расчет, вызывают к жизни псевдопастырскую деятельность разных лжестарцев и младостарцев, которые под видом духовного ведения и благодатной прозорливости отравляют души людей религиозным экстремизмом и фанатизмом, всевозможными запретами, не имеющими разумных оснований в церковной традиции. В этих случаях православное благодатное духовничество подменяется психологическим давлением на пасомых. Духовное руководство — это не манипулирование сознанием людей, а власть, данная священнику Святым Духом, власть любви, а не духовного насилия. Если пастырь всегда будет стремиться помочь страждущему, забывая себя и свои земные выгоды и интересы, то Господь будет видимо содействовать ему, являя через него Свою милость». Обращение митрополита Челябинского и Златоустовского Иова к духовенству и верующим Челябинской епархии в связи с распространением ложного культа почитания «отрока Вячеслава Чебаркульского» «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире… Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения». ( 1Ин.4:1,5–6 ) Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры! С немалой обеспокоенностью и искренней архипастырской заботой о вашем спасении, как тот, кому от Господа вручено попечение о пастве Челябинской епархии, обращаюсь я к духовенству и мирянам со словом увещевания и предупреждения в связи с распространением ложного почитания «отрока Вячеслава Чебаркульского». В наши дни, когда Русская Православная Церковь переживает небывалое возрождение, когда наше общество обретает дорогу к вековым ценностям Православия, восстанавливаются храмы, монастыри, духовные школы, обильно возрастает нива духовного просвещения, прославляются имена истинных подвижников благочестия, христианское сердце не может не радоваться.

http://sueverie.net/babix-basen-otvrashh...

бы быть настоящими христианскими обителями. Если же по настоящему времени это невозможно (впрочем, отчего же?), то следует изменить самый способ торговли, сделав ее торговлей без малейшей прибыли. «Здесь место пустынско, а не купеческо», «монастырь – постник, а не купец», так рассуждали древнерусские иноки и созерцатели и деятели. «Не продавати ти никому, говорится в древнем поучении частному иноку. А торговли ти ни с кем не деяти, ни продавати, ни купити, ни у брата что взимати, ни ему давати» 1032 . Ясно, что монахи древней Руси тверже помнили устав св. Василия, чем современные. Берем пример. При воротах монастыря идет бойкая торговля иконами и крестами, поясами и четками, кустарными произведениями, вроде деревянных ложек и проч. и проч. Картина знакомая! Многое из того, что здесь продается, сработано не в монастыре, а скуплено у кустарей или выписано с фабрик и продается с барышом. С точки зрения устава Василия Великого это корчемство. Другой пример, пример продажи монастырем уже своих фабрикатов косвенно упоминается в статьях самого арх. Никона и единственно потому мы его касаемся 1033 . Частный инок или монастырь занимается книгоиздательством: в своей типографии при помощи наемных рабочих печатает сотни тысяч книжек религиозно-нравственного содержания, по дешевой цене продает их. Читает книжки и назидается православный русский народ. Почтенное дело, заслуживающее похвалы! Ведь так? Несомненно так, если судить по-мирски, с утилитарной точки зрения. Но приложим к нему идеальную точку зрения, на которой стоит... не арх. Никон, а законодатель христианского монашества. При продаже книжек или листков получается прибыль, ничтожная, скажем, – десятая часть полушки с экземпляра; но в результате у монастыря или инока тысячи, десятки тысяч барыша. И это тоже корчемство, скверноприбыточество. Напрасно, забыв христоподражательное смирение, похвалился бы книгоиздатель-инок этой формой своего служения миру. Получая барыш, он нарушает одно из основных требований монашеского устава, зани-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иван 7 января 2016, 17:52 Иоанна АБ 5 января 2016, 23:00 " ухоженная внешность и красивая одежда - это одно из проявлений нашей любви к ближним " . В таком случае самую глубокую христианскую любовь к ближним проявляют пустоголовые посетительницы модных бутиков и спа-салонов. А вот христианки, помогающие больным детям в хосписах, страдают от её недостатка... Валентина 6 января 2016, 20:52 Мне кажется, батюшка слишком по-мирски выражает свои мысли. Просто как мужчина, а не как священник. И вообще, пишет он намного лучше, чем отвечает на вопросы экспромтом. Елена 6 января 2016, 14:07 Спасибо pravoslavie.ru за публикацию текста, слушать - больше эмоций вызывает, но техника иногда виснет. Спасибо о.Андрею за жизненные советы. Батюшка прилично моложе меня, но я всегда с доверием отношусь к его словам, даже если он критически высказывается о свекровях, а невесток не вспоминает, - что же, таков его опыт, и спокойно к этому отношусь. Отец Андрей очень хорошо чувствует слово, что проявлено во множестве его книг и статей, и ответы на вопросы данной аудитории соответствуют жанру беседы.А цитаты песен и кинофильмов - молодец батюшка! Хочется послушать проповеди о.Андрея в храме,но очень уж далеко - 6 тыс.км.Храни Вас Господь, батюшка и всю Вашу семью! Марина 6 января 2016, 12:25 Мне кажется, одной женщине священник может запретить краситься, а другой, напротив, рекомендовать лучше следить за внешностью в зависимости от того, что конкретно каждая из женщин вкладывает в уход за собой. Кто-то банально завлекает мужчин и тем самым питает своё тщеславие, а для кого-то красивая прическа и маникюр - шажок к изменениям в жизни из серого унылого болота. Andrey 6 января 2016, 09:52 Интересная статья. И комментарии под ней тоже интересные. Светлана С. 6 января 2016, 08:51 Конечно, положено и в идеале повенчаться сразу. Но у нас время такое, что надо искать выход из трудно сложившихся ситуаций. И протоиерей Андрей Ткачев предлагает приемлемые пути... Про нос дулей и живот арбузом))) тоже посмеялась от души))) После таких проповедей всегда становится легче на душе и появляется надежда, что не все потеряно...

http://pravoslavie.ru/89407.html

Детские развлечения являются частью естественного развития ребенка. Им нужны беззаботное веселье, наслаждение своей свободой от обязанностей, «выпускание пара». Им нужна и общественная жизнь, не только как развлечение и отдых, но и как опыт общения с ближними и с миром, в котором мы живем по Промыслу Божию. Для православных родителей целью должно стать то, чтобы развлечения и общественная жизнь их детей были бы на пользу их развития как христиан, как личностей, которые смогут пронести свою веру через всю жизнь в этом мире. Как православные, мы не можем жить совершенно обособленно от всего прочего мира, и в то же время очевидно, что многое из того, что принято в мире, совершенно неприемлемо для христианина. Очень трудно избежать крайностей, и, конечно, многое зависит от возраста ребенка. Именно этот аспект воспитания требует деликатности и времени — но мы не должны думать о развлечениях и общественной жизни наших детей, как о чем–то несоответствующем нашим устремлениям, потому что на первом месте для нас стоит их духовное развитие. Напротив, если мы хотим вырастить свободных и зрелых личностей, любящих Бога и способных справиться с жизнью и окружением, которые весьма мало способствуют этой любви, то именно это наше устремление и заставит нас уделить должное внимание детским развлечениям и увеселениям. Наше пренебрежение этим аспектом их жизни может привести к тому, что они либо погрузятся в мирскую круговерть и поплывут по течению, либо почувствуют себя ущемленными и взбунтуются. Иногда в Житиях Святых мы читаем о том, что они, будучи еще детьми, не любили детских игр, а предпочитали проводить время в молитве и чтении духовных книг. И бывает, что, глядя на своих детей, мы огорчаемся их сравнительному «обмирщению». Однако, в наши дни, в наших условиях, детям было бы почти невозможно жить, если бы они были в точности такими же, как те редкие случаи, описанные в Синаксарии; (поскольку несомненно, что не у всех святых бывали очень необычными годы детства). Контраст с окружающим их миром может дойти до критической точки, если они не будут наделены исключительной благодатью. Мир так быстро изменяется, что трудно ожидать от них даже такой же жизни, как, скажем, была у нас тридцать лет назад. Нельзя заставить их силой соответствовать нереальному образцу, чтобы нам не пришлось отвечать за их бунт, или, что хуже, за их психическое расстройство. В то же время нет ничего хорошего и в том, если они, хотя и ходят в Церковь, судят обо всем другом «по–мирски». Необходимо окружать их интересы, которые они разделяют со своими сверстниками, родительской молитвой, заботой, советом и защитой. Это жизненно важно духовно; мы обязаны искать спасение в этом мире, как он есть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010