Русский перевод: Придите, возрадуемся о Господе, изъясняя настоящую тайну. Отделявшая нас от Бога преграда разрушена, и огненный меч отстраняется; херувим отступает от древа жизни, и я причащаюсь пищи рая, откуда был изгнан за непослушание. Ибо неизменный образ Отца, отражение вечности Его, Сын Божий, принимает вид раба, родившись от незнающей брака Матери, не претерпев изменения. Он остался, чем был, Богом истинным, а из любви к людям, сделавшись человеком, принял то, чем не был. Воскликнем Ему: Боже, Родившийся от Девы, помилуй нас! Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели, пение: небеса, звезду: волсви, дары: пастырие, чудо: земля, вертеп: пустыня, ясли: мы же, Матерь Деву. Иже прежде век Боже, помилуй нас. Русский перевод: Что Тебе принесем, Христе, за то, что Ты явился на земле как человек, ради нас? Ибо каждое из творений, Тобой созданных, приносит Тебе благодарение: ангелы – пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – созерцание чуда, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву. Прежде веков Сущий Боже, помилуй нас! Августу единоначальствущу на земли, многоначалие человеков преста: и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися, под единем царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся верни именем Божества Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе. Русский перевод: Когда единоначальствовал на земле Август, прекратилось среди людей многовластие; и когда Ты, Христе, вочеловечился от Чистой Девы, уничтожилось поклонение идолам: под одним мирским царством были города, и в одно владычество Божества стали веровать народы; люди участвовали в переписи по повелению кесаря: записались и верующие именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе! Затем следует чтение 8 ветхозаветных пророчеств – паримий – вместо обычных трех для двунадесятого праздника. Паримии открываются чтением первых строк книги Бытия о сотворении мира (Быт. 1, 1-13) – «В начале сотворил Бог небо и землю…». Последующие пророчества расположены в хронологическом порядке:

http://pravmir.ru/predprazdnuem-lyudie-x...

Написался, но не поработился еси, кесаревым повелением повинуяся: аще бо и от работы утешение нам подая,/вольно повинуешися и даньствуеши дидрахму,/но законом греха первее проданныя ны свободил еси ныне/и сыноположения удостоил еси. Был Ты, постановлениям Кесаря покоряясь,/внесен в перепись, но не порабощен/– ибо Сам подаешь нам в рабстве облегчение;/Ты добровольно подчиняешься и дидрахму вносишь,/но нас, прежде по закону греха проданных/ныне освободил и усыновления удостоил. Царствуеши, но не мирски, естеством сый Царь,/аще бо и по плоти от племене Давидова родився,/престол царствия, Спасе, сего приял еси, но свойственну имаши державу Царствуя со Отцем прежде веков, присно/и во веки с Духом. Ты царствуешь, но не по-мирски,/Царем по естеству являясь:/ведь хотя и был от племени Давидова рожден по плоти/и престол царства его, Спаситель, получил,/но вечную имеешь власть, соцарствуя Отцу прежде веков,/всегда и вовеки вместе с Духом. Царь убо, мира Начальник и сущих в водах древле пронаречеся,/но удавляется Твоим очищением/и низлагается яко езерский первее легеон./Рук же Твоих, Спасе, создание, порабощенное от него,/державною Твоею рукою свобождения сподобил еси. Князь мipa и живущих в водах/был царем наименован издревле;/но очищением Твоим он подавляется/и истребляется, как в озере легион./Создание же рук Твоих, Спаситель, им порабощенное,/Ты мощною Своей рукой свободы удостоил. Песнь 7. Ирмос: Неизреченное чудо:/в пещи Избавивый преподобныя отроки из пламене преклоняет верх/и просит Крещения от раба,/очищая вопиющия:/Избавителю, Боже, благословен еси. Песнь 7 Ирмос: Неизреченное чудо!/Избавивший благочестивых отроков в печи от пламени/склоняет голову и просит от раба крещения,/очищая взывающих:/“Боже, Искупитель, благословен Ты!” Сечется струя первее милотию Иорданская, прообразующи Крещение Твое,/имже и страстей растерзается хитон,/и нетления одежда самотворится вопиющим Богу:/благословен еси. Рассекается прежде милотию струя Иорданская,/прообразуя Крещение Твое,/которым разрывается хитон страстей,/и одежда нетления сама готовится взывающим:/[“Христе] Боже благословен Ты!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Одной из наиболее выразительных особенностей духовных семинарий в XVIII веке была их отстраненность и закрытость от внешнего мира. В этом отношении жизнь семинаристов была подобна жизни насельников монастырей. Семинаристы были изолированы от мирского общества, в том числе от своих родных, избавлены от необходимости исполнения повседневных мирских обязанностей, от мирских забот. При условии правильной организации быта, процесса воспитания и обучения питомцев семинарий такое положение вещей могло благоприятно сказываться на их духовно-нравственном развитии, на их успеваемости. Между тем, реальная картина жизни воспитанников в период от первой до начала второй половины XVIII в. была иной. Зная о том, что происходит за стенами духовных школ, мысль об обучении в них многими воспринималась с содроганием. Вербовщиков в школы страшились не только потенциальные ученики, но и их родители, которым, по слову летописца, «легче было умереть, нежели смотреть, как детей в семинарию на муку обирают» 608 . Нередко для уклонения от вербовки в духовные школы использовались чудеса народной смекалки, изобретались и применялись самые изощренные средства, как то: запись детей в крестьянство; мольбы к вербовщикам (нередко подкрепленные подкупом) записать детей в число больных, малолетних, слабоумных 609 ; укрывательство детей в дальних краях 610 ; утайка детей от переписчиков; упреждающая женитьба 611 ; членовредительство; ложные политические доносы 612 и пр. Жизнь семинаристов подчинялась строгим дисциплинарным нормам: их воспитание и обучение осуществлялось на основе идеологии долга и строгой дисциплинарной ответственности. Зачисленный в штат учеников обязывался подчиняться школьному руководству, хотел он того или не хотел. Соблюдение дисциплины учащимися поддерживалось не только (а может быть и не столько) за счёт чувства личной ответственности, но и под влиянием страха перед моральными унижениями и телесными наказаниями как следствием нарушений правил субординации и порядка, – жестокими даже по меркам суровых и грубых общественных нравов XVIII столетия. Отсюда – безрадостное отношение значительной части семинаристов к обучению, как к навязанной им, вопреки их желанию, обременяющей повинности. Сопряженное с ним щемящее чувство не заглушалось в них даже и осознанием того, что обучение крайне необходимо для реализации карьеры священнослужителя: ввиду недооценки важности духовного образования требование властей поставлять на убылые священнические места «только обучающихся в школах» 613 (отраженное, в частности, в указе самодержца Петра I от 1721 г., одобренном и поддержанном Сенатом 614 ), тоже определялось ими как обременительное, навязанное извне. Случалось, что желание семинариста стать священником перекрывалось его же нежеланием образовываться. В этой ситуации кулак, кнут, плеть, розги или иные специальные средства призваны были заставить учащихся приобретать знания силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Коротая дни в Москве, и вспоминая о родных олонецких или устьянских углах, посыльщики ведут с своими мирами более или менее оживленную переписку, время от времени пересылаются «грамотками». Выдав посыльную, мир не отказывался от дальнейшего руководства действиями своего уполномоченного в Москве и в грамотках посыльщику он указывает, какие шаги надо предпринять для успеха порученного дела; возлагает на посыльщика новые поручения и снабжает его новыми полномочиями, о которых не было упомянуто в посыльной. Так Кайгородский земский староста, отправив посыльщика в Москву просить о сошной поверстке одинаково с иными городами и дав ему посыльную, затем в особом письме, присланном уже в Москву, уполномочивает его занимать в Москве деньги на мирские расходы, какие там случатся. В свою очередь посыльщик в своих письмах доводил до сведения мира о движении и всех перипетиях испол- —146— няемого дела, обращался за указаниями, просил о новых средствах и полномочиях и между прочим сообщал разные вести из Москвы, более или менее касавшиеся мира, передавал слухи и толки из московских канцелярий. В 1639 г. тотемский всеуездный мир отказался платить подати воеводе Алексею Вольшеву. Оказалось, что находившиеся в Москве мирские челобитчики уведомили мир о предстоящей вскоре перемене воевод на Тотьме 105 . Необыкновенно живо изображают в своих грамотках посыльщики Заонежских погостов ход своего дела об освобождении погостов от военных поселений и постигшие их, как мы уже видели, неудачи. «Господам нашим старостам Оштинского стану и в четыре погоста Томилу Андрееву да Мегорского погоста Кузьме Денисьеву, да Вытегорского погоста Михаилу Савину, да Андомского погоста Третьяку Семенову с товарищами и всем крестьяном челобитчики ваши Мартемьянко Семенов, да Юшко Ефремов, да Петрушка Михайлов, да Суботка Григорьев челом бьют. Июля по 15 на Москве живы, а впредь уповаем на его ж Всемогущего Бога. Да о чем вы нас послали к Москве бити челом, и мы о том деле праведному государю подавали многия челобитные вместе и порознь. И те челобитные выходят все с отказом. И вы, господа наши, сами ведаете, что у нас денег нету, а на Москве денег занять немочно ни у кого, потому что нас людей немного и нам не верят, что прежняя изверка стала велика. А впредь мы труждаться рады и бьем челом праведному государю безотступно. А вы, господа наши, бейте челом князю Федору Федоровичу Волконскому о сроке и о всех нуждах. А нам здеся слух дошел, что велено ведать во всем князю Федору Федоровичу по тамошнему смотря. И будет он вам даст сроку или что иное скажет, и вы бы нас здеся без вести не держали, а послали бы человека сюда, как вы придумаете. А ведаете вы, что здеся без денег делати нечего. А бьем челом мы окроме дву погостов Олонецкого и Важенского во всех крестьян место Заонежских. А сю бы грамотку из погоста в погост посылали, а нас бы здеся однолично без

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И о том из Правительствующего Духовного Синода в Москву в Монастырский Приказ в судье Василью Ершову послать Великого Государя указ. 103 (84). – 19 Мая. О бытии определённым к раскольническим делам мирским судьям по синодальным указам во всём послушным и об отсылке сбираемых с раскольников двойных окладов в Штатс-Контор Коллегию, а штрафных денег по духовным делам – в Синод 91 . Согласно определённым из Правительствующего Синода мирским судьям к делам раскольническим, ежели в которой губернии и провинции что до того касатися будет, быть по посланным от них указам послушным. А положенные деньги с тех раскольщиков, которые будут собираться по окладу вдвое, те отсылать в Штатс-Контор Коллегию, а штрафы по духовным делам имать в Правительствующий Духовный Синод, а в Камер и в Штатс-Контор Коллегии рапортовать. 104 (85). – 19 Мая. О присылке в Святейший Синод из дому смоленского архиерея денег, собранных сверх определённого количества на содержание лазаретов и на покупку драгунских лошадей. В Святейшем Правительствующем Синоде уведомленось, что в доме смоленского архиерея собранных на содержание лазаретов и на покупку драгунских лошадей и прочих и неокладных доходов сверх определённого числа денег имеется немалое число. И о присылке оных в Правительствующий Духовный Синод к прежде бывшему смоленскому митрополиту Варлааму указ послан, и по тому указу тех денег в Правительствующий Духовный Синод не прислано, и Святейший Правительствующий Синод что повелит? Святейший Правительствующий Синод приговорили: из дому смоленского архиерея помянутых сборов наличную денежную казну, которая имеется сверх определённого числа, со обстоятельными о той казне ведомостьми прислать в Правительствующий Духовный Синод дому смоленского архиерея с судьёю Лаврентьем Полторацким, и о том Бизюкова монастыря ко архимандриту послать указ. 105 (86). – 20 Мая. Об освидетельствовании прописных и утаённых душ в вотчинах духовного ведомства 92 . Правительствующий Сенат 16 Мая 1721 года в ведении в Правительствующий Духовный Синод изъяснил: Каков Его Царского Величества указ в Сенате о освидетельствовании в губерниях и провинциях дворцовых и прочих государевых, патриарших, архиерейских, монастырских, церковных вотчин в сёлах и деревнях всякого звания людей, также в городах и уездах же однодворцев и прочих разночинцев, самим губернаторам и воеводам или чрез посланных, выбрав добрых и верных людей, за кого бы они могли ответ дать, по поданным первым и пополнительным сказкам, каковы в губерниях и провинциях остались (невзирая на оные), правдою ли те сказки поданы и нет ли где утаённых и прописных, и ежели явятся, таковых о переписке и о прочем состоялся, и печатные посланы указы в губернии и провинции, таковых сто указов для посылки куда надлежит послано в Правительствующий Духовный Синод при ведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но глава XV: «Како кормити приходящих в дому з благодарением», принадлежит несомненно религиозно-нравственному Домострою, потому что «угощение священников всегда относилось к делам духовным и строго отличалось от пиров и угощений мирских, о которых потому говорится в ином своем месте». 108 Если сам г. Некрасов говорит, что главы XVI, XVII и XVIII, в которых автор дает советы о пирах и мирских угощениях, относятся к практическому Домострою, то нет, кажется, после того никакого основания оправдывать постановку этих глав в первой части памятника, ссылаясь лишь на то, что их де помещено не одна, а целых три: значит, не случайно. Истинный автор Домостроя не мог допустить такого размещения статей, не мог после главы: «Како кормити приходящих з благодарением» тотчас же говорить «О столовом обиходе, о поварне и хлебне» (гл. XVI), «О приказе ключнику на случай пира» (гл. XVII), о том, «как евства постная и мясная варити» (гл. XVIII), затем непосредственно перейти к вопросу о религиозно-нравственном воспитании детей (XIX), их любви к родителям, а потом давать введение в практический Домострой. Такой порядок не мыслим для автора памятника: говорить о поварнях, хлебнях прежде вопросов более существенных и важных – о взаимных религиозно-нравственных отношениях родителей, детей и домочадцев, умный и благочестивый автор Домостроя никогда не позволил бы себе. Поэтому, повторяем, если мы в каком-либо списке Домостроя находим такое размещение статей, то в этом следует винить не автора, а позднейшего переписчика памятника. С другой стороны, если в Домострое мы встречаем строгую последовательность в передаче тех или других наставлений, по степени важности и значения последних, то можем смело утверждать, что такой извод в основе сохранил форму оригинала: переписчик может удержать первоначальный порядок глав, но может и легко нарушить его, чего от самого автора памятника ожидать уж никак нельзя. Сохранение первоначальной формы Домостроя мы находим в списке Коншина, отступление же этой формы – в списке Общества Истории в Древностей Российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

Церковнослужители    От священнослужителей надо отличать церковнослужителей, которые присутствуют и помогают при богослужении епископам, пресвитерам и диаконам. Это иподиаконы, и чтецы, называемые также псаломщиками, и пономари. Разница между священнослужителями и церковнослужителями в том, что священнослужители хиротонисаются, или рукополагаются епископом в алтаре за Божественной литургией, получая чрез это рукоположение особую благодать священства, а церковнослужители поставляются на свое служение не через хиротонию — рукоположение, а через хиротесию — возложение руки епископа, имеющее значение лишь простого благословения, вне алтаря, среди храма, перед Божественной литургией, во время чтения часов.     Иподиакон — это помощник диакона при архиерейском служении. Он помогает архиерею облачаться, подает ему умывальницу для умовения рук, дикирий и трикирий, и вообще прислуживает архиерею за богослужением.     Пономарь — искаженное название парамонарий ­­ παραμονη, что значит «пребывающий», то есть приставленный к алтарю церковный служитель, назывался также в древности свещеносцем, подает кадило, возжигает лампады, возжигает и носит свечи, звонит в колокола. В церковном Уставе он именуется также «параэкклисиарх» и «кадило вжигатель», возжигает лампады.     Чтец, или псаломщик, читает и поет на клиросе. В чине хиротесии чтеца степень чтеца именуется «первой степенью священства». При пении на клиросе многих певцов, старший, руководящий всем пением, носит название «головщика». В древности, когда число богослужебных книг, вследствие переписки их от руки, было чрезвычайно ограничено, один певец громко возглашал слова песнопения, а за ним все прочие певцы повторяли. Это называлось канонаршить, а такой певец или чтец назывался канонархом. В монастырях и некоторых мирских храмах канонархи существуют до сих пор, ибо это очень украшает богослужение и делает более доступным слышание и понимание текста песнопений для молящихся. 5. Священные одежды    Священные одежды. Если для мирских дел при важных торжественных случаях одеваются не в обыкновенные повседневные одежды, а в иные, лучшие (Мф. 22:11-12), то тем более естественно, что при служении Господу Богу священно- и церковнослужители облачаются в особые одежды, назначение коих отвлекать их ум и сердце от всего земного и возносить горе к Богу. Особые богослужебные одежды были введены для священнослужителей еще в Ветхом Завете. Было строго запрещено входить в скинию и в Иерусалимский храм для служения без особых риз, которые после служения должны были сниматься при выходе из храма, и надевались обычные одежды (Иезек. 44:19). И в настоящее время священно- и церковнослужители во время совершения церковных служб облачаются в особые священные одежды, которые, сообразно трем степеням церковной иерархии, разделяются на диаконские, священнические и епископские. Церковнослужители носят некоторые из диаконских одежд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, «супротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует Богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось – того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! Неужели же это свет – когда поп и лукавые рабы правят, царь же – только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма – когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? Скажешь, что я, переворачивая единое слово, пишу все одно и то же? Но в том-то причина и суть всего вашего злобесного замысла, ибо вы с попом решили, что я должен быть государем только на словах, а вы бы с попом – на деле. Потому все так и случилось, что вы до сих пор не перестаете строить злодейские козни. Вспомни, когда Бог избавил евреев от рабства, разве он поставил перед ними священника или многих управителей? Нет, он поставил владеть ими одного царя – Моисея, священствовать же приказал не ему, а брату его Аарону, но зато запретил заниматься мирскими делами; когда же Аарон занялся мирскими делами, то отвел людей от Бога. Заключи из этого, что не подобает священнослужителям браться за дела правления. Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны. Это ли и нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам? Или скажешь мне, что там повиновались святительским наставлениям? Хорошо это и полезно! Но одно дело – спасать свою душу, а другое дело – заботиться о телах и душах многих людей; одно дело – отшельничество, иное – монашество, иное – священническая власть, иное – царское правление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приказной избы подьячий объявил, что приложил руку вместо старооскольца Сорокина заочно, потому что воевода угрожал разореньем и боем, и т. д. В Мценске воевода Тутолмин ямского прикащика Петра Смирнова своими руками тростью бил и, раздев, батогами бил же за то, что прикащик разрядному подьячему без подорожной подвод не дал и дать было ему не по чему; и от того боя прикащик умер. Юрий Салтыков жаловался: бил я челом на вяземских драгун, рейтар, стрельцов и посадских людей в денном их приходе и приезде и разореньи вяземской моей вотчины деревни Бородиной. Вяземскому воеводе велено тех приходчиков и приезжиков отослать в Можайск к розыску; в Можайск взято четыре человека посадских людей, и те люди в расспросе во всем винились и говорили на своих товарищей, 12 человек, которых вяземский воевода захватил; но, взяв с них великие взятки, из приказной избы освободил. Вследствие жалоб кунгурских жителей на воеводу своего Степана Сухотина наряжено было следствие в 1697 году. Перед следователем Гаврилою Дубасовым кунгурский земский староста прошлого 1695 года села Ильинского крестьянин Панкратий Никитин допрашиван, а в допросе сказал по святой непорочной евангельской заповеди господни, еже ей-ей в правду: в прошлом 1695 году о Степане Сухотине за ручную челобитную, чтоб ему у них на Кунгуре воеводою быть третий год, он, Панкрашка, с посадскими людьми и с уездными крестьянами не писывал и руки прикладывать никому не веливал, а подьячий Максим Богомолов к такой челобитной вместо его, Панкрашки, руку приложил без его, Панкрашкина, веленья, заочно. И, будучи на Кунгуре воеводою, Степан Сухотин и сын его Никита кунгурским людям и уездным крестьянам обиды и налоги и разоренья чинил и приметками своими великие с них взятки напрасно брал. Ездил он, Степан, в Кунгурский уезд для переписки уездных крестьян, и в то число взял у него, Панкрашки, из земской избы мирских денег 220 рублев, кроме того, что брал со всякого по два алтына; а после того взял у него же, Панкрашки, мирских денег 80 рублев, чтоб на него, Степана, им, кунгурцам, не варить пив; да с него ж, Панкрашки, нападками своими взял рубль денег; и в Кунгурском уезде на заставах кунгурских крестьян, которые ездили с Кунгура к Соликамской и в чусовские острожки с хлебом для продажи, он задерживал и без печатей своих не пропускал, и от того пропуску и от печатей зимним путем по осьми денег с воза, а летом со стругового отпуску с четверти по алтыну брал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

(Л. 55 об.) Да по скаске того монастыря выборных крестьян деревни Мышкина Никифора Антонова, деревни Тимонина Ермолая Перфилова, деревни Лукина Василья Дементьева и всех тое вотчины крестьян, в прошлом-де 1701-м году сентября с 1-го числа да нынешняго 1702-го году июня по… ]  число розвычивал мирской их староста Иев Иванов со всей их монастырской вотчины во всякие великого государя платежи и в мирские росходы по мирскому их приговору з жилых с осмидесяти пяти полувытей по три рубли по шти алтын по полпяты денги с полувыти. И того двести семдесят два рубли шесть алтын четыре денги. А собрав те денги, платил в казну великого государя во всякие платежи, издержал в мирские всякие росходы. А что тех денег издержано, и тому свидетельствуют ево, Иевлевы, росходные книги. А болши-де того он, староста, с них, крестьян, денежного збору и монастырских поборов не бирывал. Да в тои же Обнорской волости за иными архиереи и монастыри оброчных пустошей, и мелниц, и рыбных ловель, и иных угодей не ведают. А почему в монастырскую казну ]  оброку и иных доходов платят и что на них, вотчинных крестьянех, долгов у монастырской переписи в переписных книгах. А посельских монахов в тои их монастырской вотчине нет и преж сего не бывало. (Л. 56) А монастырским слугам приказщиком четырем человеком по указу властей платят жалованья по две чети ржи, овса потому ж. Да по осми гривен денег по вся годы. А болши того им, слугам, ничего не платят. И всего в Вологоцком уезде за Спасовым Нуромским монастырем деревня Горшково з деревнями – осмнатцать деревень. В них крестьянских сто дворов. Людей в них триста тритцать два человека. Бобыльских четыре двора. В них людей пять человек. Обоего крестьянских и бобыльских сто четыре двора. Людей в них триста тритцать семь человек. Двор попов, двор дьяконов, три двора служних, пустых тритцать восмь дворов. В бегах ис тех дворов восмь человек. В мире кормятца шесть человек. В салдатах пять человек. В плотники взяты два человека.    РГАДА, ф. 237, оп. 1, ч. 1, кн. 43.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010