Слово в похвалу Диодору, Епископу Тарсийскому (ibid. т. II). Ж. Сочинения Златоуста – во время епископства 398-го года. Беседы против Аномеев – 11-я и 12-я. Беседа о расслабленном, спущенном через кровлю ( Марк. 2, 1–12 ) (На раз. м. Св. Пис. т. II). Беседа на слова: «Отче Мой! аще возможно, да мимо идет от Мене чаша сия». Мат. 16, 39. (ibid). Беседа на слова: «вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое». Рим. 8, 28 . (ibid). Слово против клириков, живших вместе с девственницами (Сл. и бесед. на разн. сл. т. II). Слово против девственниц, живших вместе с клириками (ibid). Два слова по случаю перенесения мощей Св. Ап. Фомы (ibid). Беседа о Св. Священномученике Фоке (ibid). Беседы на послания к Колоссаям. 399-го года. Две беседы по случаю бегства консула Евтропия (ibid). Беседа в присутствии Готфов (ibid). Беседа против зрелищ (ibid). Беседа по случаю ссылки Сатурнина и Аврелиана (ibid). 400-го года. Слово по возвращении Св. Иоанна Златоуста из Азии в Константинополь (ibid). Слово по случаю возвращения епископа Севериана (ibid). Беседы на послание к Солунянам. 401-го года. Беседы на Деяния Апостольские. 402-го года. Беседы на послание к Евреям. 403-го года. Два слова перед отправлением в ссылку (На раз. сл. т. II). Беседа на усекновение главы Иоанна Крестителя и о Иродиаде (Маргар. 1764 г. стр. 512–516. Пред удалением Святителя произнесена беседа (по Монфокону т. III, стр. 415) не иная, конечно, как та, которую нужно считать таковою по догадке только. (Минь). Два слова по возвращении из первой ссылки (ibid). Беседа о жене – хананеянке (Бесед. на раз. м. Св. Пис. т. III). Беседы, произнесенные в Константинополе в неизвестное время: Беседа на слова: «аще алчет враг твой, ухлеби его» (На разн. м. Св. Пис. т. II). Беседа 1-я и 4-я на слова Пророка Исаии: «и бысть в лето, в оньже умре Озия царь» – Исаия VI, 1 – о серафимах. (На раз м. Св. Пис. т. I). Беседа на слова Ап. Павла: «но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать» – I Kop. VII, 2 – о браке (ibid т. III). Две беседы на слова Ап. Павла: «жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея» – 1Кор. 7, 39–40 – о брачной жизни (ibid).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: что нужно знать о святых, которых Церковь называет «вселенскими учителями» 11 мин., 11.02.2023 Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века, когда в Константинополе шли споры, кто из них главнее. Но почему именно к их авторитету Церковь до сих пор — вот уже тысячу лет — обращается, когда внутри нее начинается очередное «брожение умов»? Соединенные после смерти Память каждого из этих святых по отдельности праздновали и раньше. Но, по преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну, прозванному Мавроподом, они явились все вместе и засвидетельствовали, что перед Богом они равны. После этого видения владыка, выдающийся духовный поэт того времени, составил им общую службу на 30 января (12 февраля по новому стилю), так как всех троих Церковь вспоминала именно в этом месяце: Василия Великого — 14 января, Григория Богослова — 7 февраля, а Иоанна Златоуста — в день перенесения его мощей, 9 февраля. Стали появляться и их общие живописные изображения: первое из дошедших до наших дней — в хранящейся в Британском музее Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря Федором в 1066 году. Но почему именно отцы-каппадокийцы и Иоанн Златоуст стали для Церкви точкой опоры в трагическом для нее XI веке, расколовшем ее надвое (Великий раскол произошел в 1054 году. — Прим. ред. )? Собор вселенских святителей; Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов; Россия. Псков; XVI в. Все дело в том, что они сами и пример их борьбы с современными им ересями воспринимались Церковью как твердая основа веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Особенно в мире, который с 1000 года со дня на день в страхе ждал конца света, предсказанного в Откровении Иоанна Богослова. Оказалось, что именно эти святые наиболее созвучны христианам на сломе эпох. Жизнь в эпоху перемен

http://foma.ru/vasilij-velikij-grigorij-...

III. Заключим это учение увещанием, которым Церковь заключает большую часть молитвенных провозглашений, дабы непрестанно питать в нас дух преданности, которым дышит и живет истинное христианство: Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Аминь. (Составлено по проповедям Филарета, митрополита Московского, т. II, изд. 1874 г., стр. 65–70). Двадцать седьмой день Перенесение мощей св. отца нашего Иоанна Златоуста (О клевете) I. Bceлehckuй великий учитель и святитель, глубокий истолкователь Священного Писания, устроитель чина церковного богослужения, за свое красноречие прозванный Златоустом, день перенесения св. мощей коего ныне празднуется, Иоанн родился в Антиохии, в 367 г., от богатых родителей. Получив всестороннее образование, он пренебрег земными почестями и посвятил себя на служение Церкви. В сане пресвитера Церкви Антиохийской и затем архиепископа Константинопольского он грозно обличал пороки современного общества. Проводя жизнь в высшей степени воздержную и жертвуя всем для бедных, он старался возбудить сострадание к ним и в других, с этою целью он часто сопоставлял в своей проповеди не знавшую меры расточительность с ужасающею бедностью, и тем вооружил против себя богатых вельмож и особенно императрицу Евдоксию, супругу императора Феодосия. Оклеветанный своими завистниками и ненавистниками в оскорблении царского величества, он в 404 г. послан был в ссылку сначала в г. Кукуз (в Армении), а потом через два года еще далее, в Абхазию. Не дойдя до места ссылки, святитель скончался в гор. Команах 14 сентября 407 года со словами: «Слава Богу за все». Ученик и преемник его, архиепископ константинопольский Прокл убедил императора Феодосия Младшего перенести св. мощи Златоуста из Коман в Константинополь. Император, с плачем над мощами святителя, просил прощения для своей матери Евдоксии. II. Св. Иоанн Златоуст сделался жертвой гнусной клеветы. Это побуждает нас побеседовать ныне об этом пороке, который, к несчастию, очень распространен среди христиан. Имея свой корень в исконном враге рода человеческого – духе злобы, отце лжи и всякого лукавства, питаясь соками наиболее порочных человеческих страстей, – руководимая враждою, завистью, ненавистью, – клевета не гнушается никакими средствами для погубления своей жертвы и не смущается достоинством лиц, на которых направляет свое ядовитое жало. Изостриша, – говорит псалмопевец о клеветниках, – язык свой, яко змиин: яд аспидов под устнами их (Пс. 139, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

11. Преподобныя матере нашея Феодоры Александрийския (474–491). Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенесение мощей). Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мучеников Диодора и Дидима Сирских. Мученицы Ии (362–364). Преподобнаго Евфросина (IX). Иконы Божия Матери Каплуновския (1689). 12.Отдание праздника Рождества Пресвятыя Богородицы. Священномученика Автонома, епископа Италийскаго (313). Преподобнаго Вассиана Тиксненскаго (1624). Праведнаго Симеона Верхотурскаго (перенесение мощей, 1704). Мученика Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мученика Феодора Александрийскаго. Священномученика Корнута, епископа Никомидийскаго (III). 13.Память обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I). Мучеников Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237), Мучеников Селевка и Стратоника (III). Мучеников Макровия и Гордиана (IV). Священномученика Иулиана пресвитера (IV). Мучеников Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (IV). Преподобнаго Петра в Атрои (IX). Великомученицы Кетевани, царицы Кахетинския (1624) (груз.). 14. Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Праздник и строгий пост Преставление святителя Иоанна Златоустаг о (407). Иконы Божия Матери Леснинския (1683). Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия. На утрени прокимен, гл. 4: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Припев на 9-й песни канона: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень. На литургии, вместо Трисвятаго: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. В той же день вечера прокимен великий, гл. 7: Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. Стих 1: Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня Его. Стих 2: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Со 2-й пол. XVIII в., несмотря на распространение изображений Е. как «императорской» святой, ее житийные иконы создавались лишь в провинциальных центрах; среди них заметное место занимают произведения, исполненные по частному заказу (вероятно, в связи с установлением почитания святой как помощницы при трудных родах). Во всех иконах этого времени присутствуют сцены обращения Е., иногда образующие подробные минициклы: на иконе 1795 г. (14 сцен, в среднике - Е., святители Иоанн Златоуст и Иоанн Милостивый) из Климентовской церкви Усть-Кожского погоста на Онеге (СГИАПМЗ) представлены приход Е. к отшельнику, получение иконы Богоматери, моление перед ним, 2-й приход к старцу (принятие христианства) и еще одна сцена моления перед образом (обручение Христу?); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. с 16 сценами (собрание банка «Интеза», палаццо Леони Монтанари, Виченца) изображены моление святой перед иконой в палате, крещение и обручение Христу (Екатерина на коленях перед сидящей Богородицей с Сыном на руках); на иконе с 12 клеймами и фигурами Е., ап. Иоанна Богослова, свмч. Харалампия, прор. Анны, мучеников Кирика и Иулитты (1796, частное собрание) - вручение иконы старцем, 1-е видение Богоматери и 2-й приход Е. к старцу; на иконе (1-я пол. XIX в.) из ГРМ (12 клейм, в среднике - Е. и сцена перенесения ее мощей на Синай) - вручение иконы, обручение и крещение. Все перечисленные циклы, сохраняя и даже умножая характерную для Жития Е. тему чудес, в то же время превращаются в почти законченную биографию (начатую с крещения или заменяющих его сцен), из которой исключены сцены перенесения мощей ангелами и предсмертного моления, а сюжеты, посвященные царице Августе и воеводе Порфирию, в большинстве случаев (кроме иконы из ГРМ) минимизированы или опущены. Отдельное изображение усекновения главы Е. включено в состав праздничного ряда иконостаса придела Максима Исповедника вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ок. 1779, ВГМЗ; Рыбаков. 1995), где, по-видимому, оно располагалось над местной иконой святой; это драматическая композиция в стиле барокко с развитым пейзажным фоном, фигурой Христа с большим крестом в облаках и натуралистической сценой казни.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Мощи св. Феодора перенесены из Херсониса Акритова в Царьград, и положены в одном месте с мощами св. Платона, дяди его, и св. Иосифа, брата, при патриархе Мефодии в 845 г. – Св. Иосиф страдал при иконоборцах, и скончался в изгнании около 825 года Пролог. (Or. Chr. t. II. с. 43). Память преп. Феодора 11 ноября, Иосифа в Мес. В. 14 июля. 27 Перенесение мощей св. отца нашего Иоанна Златоустог о. В 138 году, в царствование Феодосия Младшего, при патриархе Прокле, из Коман в Царьград. Чет. Минея от достоверных повествователей церковных. (Morcelli Kal. CPlit. тот. II. p. 41). Мес. В. Март. Р. Память Златоустого 14 сент. Празднуется 13 ноября. В Соборе трех Святителей 30 янв. В службе канон Иосифа. 28 Преп. Ефрема Сирина . Диакон, по другим – пресвитер, Едесской церкви, ученик преп. Иакова Писивийского, Сирский пророк, сконч. 378 г. «Муж скудобрад, мал имущ кукуль, черноризец». Пролог. Чет. Минея из разных писателей. (Vita Metaphrastea ар. Surium 1 febr. Fabr. VIII. 217. Жизнь св. Ефрема Сирина в Прибавлениях к Творениям О. Ц. 1848. ч. VII стр. 24) Март. Р. 1 февр. Мес. В. В службе канон Феофана. Преп. Палладия пустынника. Современник и друг Симеона Ветхого (20 янв.), подвизавшийся близ селения Пимы, неподалеку от Антиохии, прест. в конце 4 века. Пролог. (Act SS. ian. II. р. 841. по Феодоритовой Боголюб. Ист. гл. 17). Преп. Ефрема евнуха, инока Печерского, епископа Переяславского. Преставился в 1105 году. Чет. Минея из Патерика Печерского. Преп. Ефрема, архимандрита Борисоглебского Новоторжского монастыря. Преставился в XI веке. Чет. Минея. Преп. Феодосия Тотемского, Спасосуморина монастыря начальника и основателя. Преставился в 1568 году. Мощи его обретены 2 сентября 1797 года. Словарь Ист. о Свв. Р. Ц. 29 Перенесение мощей св. священномученика Игнатия Богоносца . Перенесены из Рима в Антиохию, в царствование Траяна, сопутствовавшими ему в Рим христианами, около 108 или 117 г. Чет. Минея. (Morcelli Kal. CPlit. тот. II. p. 45) Мес. В. Память Святого 20 дек. В службе канон Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Златоуст, свт. - житие Святитель Иоанн Златоустый, архиепископ Константинополя (память 13 ноября, 30 января (Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого), 14 сентября (преставление) и 27 января (перенесение мощей) по старому стилю) Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохии ок. 374 года, в семье военоначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийскнй посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

http://pravicon.com/info-2462

Многие от прикосновении к святым мощам получали исцеления. Весть об этом быстро дошла до Москвы и, по желанию царя и благословению патриарха Иова, митрополит Гермоген составил описание открытия мощей и жития св. Гурия и Варсонофия; он необыкновенно внимательно и усердно собрал все сведения, какие мог, воскресив и обессмертив память их во всем православном русском народе. В своем последнем жизнеописании Гермоген обнаружил основательное знание священного Писания, знакомство с творениями святых отцов – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Кроме того при нем, в 1592 г. были перенесены мощи и второго Казанского архиепископа Германа, скончавшегося в Москве во время моровой язвы 1567г. Сам Гермоген встретил эти мощи в Свияжске, видел и осязал их и поставил их во Свияжском Успенском соборе; им же составлено сказание об обретение мощей святителя Алексия Митрополита; при его деятельном участии переложена была полная служба с греческого языка на русский св. па. Андрею Первозванному. Ко времени было открытие мощей св. казанских чудотворцев, так как для Гермогена управление краем становилось все труднее и труднее в виду тех событий, которые с быстротою проносились над святою Русью. Нужно было много иметь спокойствия духа, чтобы идти намеченным путем, поддерживая христианство и русские интересы в крае. 1598г. 7 января скончался царь Феодор Иоаннович, последний Рюрикович царствующей династии. На место него, 17 февраля был избран Борис Годунов, царствование которого не было благодетельным для народа: восстание и война, мор и страшный голод сопутствовали царю Борису. В какие отношения стал митрополит Гермоген к новому царю достоверно неизвестно, но все-таки в его царствовании возникло несколько храмов в Казани, сделаны были вклады в монастыри, расширен был город, конечно, все это было сделано не без влияния Гермогена. Не долго продолжалось царствование Годунова: 13 апреля 1605 г. Борис скончался скоропостижно. На Руси уже в 1604 г. появился самозванец, объявивший себя законным царем Димитрием, спасшимся от убийц Годунова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Средние праздники бывают двух видов: одни, как и великие праздники, имеют всенощное бдение, другие только полиелей. О порядке празднования средних праздников говорится в особой главе Минеи общей. Средние праздники со всенощным бдением в богослужебных книгах обозначаются красным крестом в полукруге, а с полиелеем красным крестом. Всенощное бдение бывает в следующие праздники: Собор трех святителей (30 января), великомученика Георгия Победоносца (23 апреля), святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая), святых Кирилла и Мефодия (11 мая), святого равноапостольного великого князя Владимира (15 июля), святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября), святого Иоанна Златоустог о (13 ноября), святителя Николая Чудотворца (6 декабря), в честь перенесения в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя (16 августа), в память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург (30 августа), преподобного Саввы Освященного (5 декабря). К праздникам этого вида относятся также храмовые праздники и праздники в честь особо чтимых святых. В Уставе памяти этих святых отмечаются иногда знаками только малых праздников, а иногда и совсем не имеют праздничного знака. Но, согласно предписанию Устава, в эти дни «совершается собор святаго во обители его, идеже лежат мощи его», и в прославленном его подвигами городе, что говорит о совершении в означенных местах всенощного бдения, как видно из указаний Устава: «Совершается собор его во обители его, и идеже храм его; в прочих же церквах полиелей». Последования средних праздников со всенощным бдением, в отличие от последований великих праздников, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию, ибо на них к праздничному канону на утрене прилагается канон Богородице. Средние праздники с полиелеем накануне имеют великую вечерню и на ней «Блажен муж» – первый антифон 1-й кафизмы, на «Господи, воззвах» – стихиры на 6, от произволения же – на 8, паримии три и стихиры на стиховне, которые всегда имеются в последованиях этих праздников. Некоторые из праздников имеют стихиры литии. На утрене средние праздники второго вида имеют полиелей, после него седальны святому с Богородичном и Евангелие, стихиру святому, поемую после Евангелия, берущуюся большей частью из литийных стихир, канон на 8 и славословие великое. В таких последованиях во многих случаях имеются молитвословия, которые поются, если совершается бдение, и перед которыми обычно пишется: «Аще восхощет настоятель, творим бдение».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Павел повинник. 7 дек. События Цареградские : Обновление Царьграда в 330. 11 мая. Собор Вселенский 2, в 381 году. 22 мая. Перенесение мощей Иоанна Златоустог о в 438. 27 янв. Обретение мощей муч. Мины Калликелада при Маркиане. 17 февр. Падение праха из воздуха при Льве Вел. 6 ноября. Положение ризы Богоматери во Влахернском храме, в 5 веке. 2 июля. Собор Вселенский 5, в 553. 25 июля. Успение Иустиниана импер. в 565. 14 ноября. Собор Вселенский 6, в 681. 23 янв. Землетрясение при Льве Исавр. 740. 26 окт. Перенесение мощей Феодора Студита в 845. 26 янв. Перенесение мощей Лазаря Четверодневного из Кипра при Льве Философе. 17 окт. Покров Пресвятой Богородицы, в 909. 1 окт. Положение пояса Пресв. Богородицы, в 942. 31 авг. Перенесение Нерукотворенного Образа из Едеса в 944. 16 авг. Установление праздника трем святителям, в 1084. 30 янв. Происхождение древ Честного Креста, 1 авг. Перенесение мощей Епимаха. муч. 11 марта. Максима испов. 13 авг. Стефана первомуч. 2 авг. Чехия, Богемия. Людмила, княгиня, постр. в 922 году. 16 сент. Вечеслав князь, убиенный в 929. 28 сент. Перенесение мощей его в 932. 4 марта. Феодосиополь, в Каппадокии. Дометий Персянин с двумя учениками, мучч. при Иулиане. 7 авг. Фессалия. (Сн. Ларисса, Магнисия). Давид преп , ум. ок. 540. 26 июня. Фессалоника . См. Селунь. Фиваида , в верхнем Египте. Тимофей чтец и Мавра, сожительница его, мучч. ок. 286 года. 3 мая. Леонид, муч. при Диоклетиане. 20 мая. Преподобные : Павел Простой, ум. позже 338. 4 окт. Павел Фивейский, ум. ок. 342. 15 янв. Пахомий Великий, ум. 349. 15 мая. Ученики его: Псой, 9 авг. Орсисий, Силуан и Тифой. Субб. с. Феодор Освященный, ум. 368. 16 мая. Ор, ум. 390. 7 авг. Аполлоний, или Аполлос, ум. ок. 395. 31 марта. Афинодор и Паламон, 4 в. Субб. с. Феодула, настоятельница обители инокинь. Субб. с. Евпраксия, ум. позже 401. 25 июля. Евпраксия, мать ее. Субб. с. Фивы Виотийские. Лука евангелист. 18 окт. Руф, из 70. 8 апр. Фиатир , в Лидии. Карп св., муч. Пергамский при Декии. 13 окт. Фрака, Barca , в Ливии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010