Кто же ближайший святитель стоит, по первенству чести, с правой стороны верховного Петра? Кажется, место сие, по всем правам теории римской, должно бы принадлежать папе Клименту, как ближайшему преемнику апостола Петра, им самим рукоположенному на свою кафедру, тем паче что римляне хотят ставить его даже выше возлюбленного апостола Иоанна Богослова, как видимую главу Церкви Вселенской еще при жизни его. Близок Климент и для Руси, ибо его мощи принесены были в Киев из Корсуни равноапостольным Просветителем нашим и даже, его святительской главой, рукоположен был соборно первый епископ, родом из русских, чтобы тем заменить посвящение патриаршее. Сколько казалось важных причин, чтобы ему стоять на первом месте. Не смотря на то, ближе всех к Петру поставлен чудотворец Мирликийский Николай, епископ хотя и древней, знаменитой кафедры, но не из старейших, прославленный чудесами и крепкий поборник Православия на Первом Вселенском Соборе, который он представляет здесь своим лицом, свидетельствуя о Никейском символе. И так напрасно думают ревнители Рима: будто лишь после перенесения мощей святителя, из Мир Ликийских в Бары, и бывшего там частного собора, Папа указал нам особое чествование сего великого святителя. Нет, он занимал уже первое место в Софийском соборе более нежели за полвека до перенесения его мощей. Кто же занимает второе место с левой стороны апостолов? Опять не Климент, но святой Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, величайший поборник Православия в своем веке и составитель литургии, доныне совершаемой в православной Церкви. После него стоят, друг против друга, с правой и с левой стороны, на третьем и четвертом местах, два великих архиепископа Цареградских: Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , составляющие, вместе с Василием, тройственный лик иерархов, предпочтительно чествуемых Вселенской Церковью : Григорий, глубочайший богослов, как свидетельствует само его название, Златоуст, красноречивейший вития и также составитель литургии, употребляемой в наших храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Итак, имя святителя было включено в диптихи в Церкви Константинопольской в 428 году. Об этом Аттик писал и св. Кириллу Иерусалимскому (412–444), чтобы и его расположить сделать то же 1454 . Но Кирилл, бывший на Соборе 403 г. против Златоустого вместе с Феофилом, сначала не соглашался внести имя Златоустого в диптихи. Уже спустя довольно времени убеждения многих других и особенно письма св. Исидора Пелусиота , умершего около 450 года 1455 , а также некоторое таинственное чудесное видение положили конец недоразумению св. Кирилла. Он предложил это дело на рассмотрение собору египетских епископов, и собор признал справедливым согласиться с Церковью Константинопольскою в установлении праздника в память великого иерарха. Св. Кирилл в последние годы своей жизни причислил к лику святых Иоанна Златоустог о и установил в Церкви Иерусалимской праздник в честь его 1456 . В V веке Анатолий, в VIII – Герман, Константинопольские патриархи, в IX – Феофан Начертанный, Студит, Георгий Никомидийский изложили и прославили святую жизнь святителя Иоанна в духовных песнях, ныне возносимых Церковью в день его преставления. Прославляя св. Златоуста, Церковь именует его подражателем Илии и Предтечи по воздержанию и чистоте; Златоустом, коего златыми словесы Церковь , яко утварьо златою, украсилась; от уст коего, «якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети»; нарицает златозарным органом, различные образы покаяния нам проповедующим; отцем нищих и сирот, помощником обидимых, показавшим нам высоту смиренномудрия 1457 . Ради праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Церковь совершает память св. Иоанна Златоустог о не в 14 (27) день сентября, когда святитель преставился, но в 13 (26) день ноября. День перенесения мощей св. Иоанна Златоустог о 27 января (9 февраля) По прославлении св. Иоанна Златоустог о пастыри более прежнего начали превозносить его достойными похвалами. В 438 году св. Прокл, ученик и впоследствии преемник Златоустого на Цареградской кафедре (437–445), по обыкновению, в день памяти св. Златоуста в похвальном ему слове говорил: «О, Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно, по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О, благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя. Он лежит в Понте, а во всем мире похваляется» 1458 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   Дни попразднства продолжают праздник. Наряду с песнопениями дневному святому в эти дни Православная Церковь воспоминает иногда и прославляет участников события, вообще же – событие бывшего праздника. Кроме указанных видов богослужения, в дни предпразднства и попразднства бывают и другие: если случится в эти дни святой с бдением или полиелеем или поемый на 6, о чем говорится в особой главе Минеи общей. Число дней попразднства неодинаково и, в зависимости от последующих праздников или дней поста, простирается от одного до восьми (у Пасхи – сорок). Последний день попразднства называется днем отдания праздника и отличается от других дней попразднства большей торжественностью богослужения.    Средние праздники бывают двух видов: одни, как и великие праздники, имеют всенощное бдение, другие только полиелей. О порядке празднования средних праздников говорится в особой главе Минеи общей.    Средние праздники со всенощным бдением в богослужебных книгах обозначаются красным крестом в полукруге, а с полиелеем красным крестом.    Всенощное бдение бывает в следующие праздники: Собор трех святителей (30 января), великомученика Георгия Победоносца (23 апреля), святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая), святых Кирилла и Мефодия (11 мая), святого равноапостольного великого князя Владимира (15 июля), святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября), святого Иоанна Златоустого (13 ноября), святителя Николая Чудотворца (6 декабря), в честь перенесения в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя (16 августа), в память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург (30 августа), преподобного Саввы Освященного (5 декабря). К праздникам этого вида относятся также храмовые праздники и праздники в честь особо чтимых святых.    В Уставе памяти этих святых отмечаются иногда знаками только малых праздников, а иногда и совсем не имеют праздничного знака. Но, согласно предписанию Устава, в эти дни «совершается собор святаго во обители его, идеже лежат мощи его», и в прославленном его подвигами городе, что говорит о совершении в означенных местах всенощного бдения, как видно из указаний Устава: «Совершается собор его во обители его, и идеже храм его; в прочих же церквах полиелей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Память блаженной Ксении Петербургской , одной из наиболее почитаемых русских святых, совершается 6 февраля. Блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII в. в Санкт-Петербурге. Муж Ксении скончался, оставив ее вдовой в двадцать шесть лет. Раздав все свое имущество, святая надела костюм покойного мужа и отзывалась только на его имя. Ее считали сумасшедшей, но это был ее крест – добровольно взятый на себя подвиг юродства. Ночи блаженная Ксения проводила в чистом поле в молитве или таская кирпичи для постройки церкви на Смоленском кладбище. За подвиги и терпение Господь сподобил ее дара прозрения сердец и будущего. Скончалась блаженная на семьдесят первом году жизни и была похоронена на Смоленском кладбище, где над ее могилой впоследствии была построена часовня. Святитель Григорий Богослов 7 февраля – день памяти святителя Григория Богослова , архиепископа Константинопольского, жившего в Каппадокии в IV в. Святой Григорий получил блестящее образование. Вместе со своим другом, будущим святителем Василием, он пребывал некоторое время в пустыне, затем вернулся домой и принял сан пресвитера. После смерти Константинопольского патриарха по приглашению Антиохийского собора святой Григорий занял его место и возглавил борьбу с еретиками. Его многочисленные богословские труды и проповеди внесли огромный вклад в единство церкви. Окончил свою жизнь святитель в 389 г., оставив патриарший престол и вернувшись в пустыню. Святитель Иоанн Златоуст 9 февраля – день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста в Константинополь из Коман, где он скончался в 407 г. по пути в ссылку, осужденный по приказу императрицы Евдоксии за обличение пороков, царивших при дворе. Перенесение мощей из Коман совершилось в 438 г. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 12 февраля — Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Этот общий день памяти был утвержден в 1084 г. митрополитом Евхаитским Иоанном. В конце XI в. в Константинополе происходили церковные нестроения, связанные со спорами, кто из трех святителей достоин большего почитания. По Божьей воле три святителя явились митрополиту и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить им общее празднование.

http://pravmir.ru/imeniny-v-fevrale/

По прославлении святителя Иоанна Златоустог о пастыри более прежнего начали превозносить его достойными похвалами. В 438 го­ду святитель Прокл, ученик и впоследствии преемник Златоустого на Цареградской кафедре (437–445), по обыкновению в день памяти святителя Златоуста в похвальном ему слове говорил: «О, Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воз­даяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О, благодать, препобеждающая пределы, место и время! Ме­сто препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя. Он лежит в Понте, а во всем мире похваляется». Константинопольский народ, чрезвычайно любивший и уважав­ший святителя Златоустого, слыша о высоких его добродетелях в слове святого Прокла, прервал его восклицаниями и просил перенести мощи невинно пострадавшего святителя Иоанна в Константинополь. Прокл убедил царя Феодосия II исполнить благочестивое и справедливое желание народа. Честные останки Златоустого обретены были нетленными и по­ложены в серебряную раку, и торжественно перенесены из Коман, где скончался он и погребен, в Константинополь. «Православный народ при перенесении мощей множеством судов сделал море как бы су­шею, устье Босфора покрыл светильниками. Царь со священным со­бором и синклитом при стечении многочисленного народа встретил святые мощи в Халкидоне и совершил благоговейное поклонение им. Склонив на гроб святителя очи и чело, Феодосий принес молитву за своих родителей, Аркадия и Евдоксию, и умолял простить им обиду, причиненную ему по неведению». Из Халкидона мощи святителя Златоустого на царском корабле перевезены были в Константино­поль и положены в храме Святых Апостолов. Перенесение мощей сопровождалось славою чудес и совершилось в 438 году 27 января. Утешительным последствием перенесения мощей святителя Златоустого из места заточения в Константинополь было то, что при­верженцы Иоанна тронуты были общим к нему благоговением и при­соединились к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кирилле и Мефодии, как они уставили славянскую грамоту (л. 2–3); те же сведения находятся в общей Минее, изданной в Киеве в 1681 г. при архим. Иннокентии Гизеле (л. 10 и далее). В изданиях святоотеческих творений также встречается агиологический материал. Так, изданные во Львове в 1614 г. слова св. Иоанна Златоуста о священстве начинаются кратким житием его; беседы преп. Макария Египетского , вышедшие в Вильне в 1627 г., имеют после двух «предмов» житие преп. Макария Египетского и Макария Александрийского , написанное Палладием епископом Каппадокийским и повесть преп. Макария о Марке пустыннике; в «Лествице», изданной в 1647 г. в Москве, но, конечно, как и другие Московские издания XVII в. известной и на юго-западе, находится житие вкратце преп. Иоанна Лествичника (л. 5–11); житие преп. Ефрема Сирина помещено при его словах, изданных вместе с словами аввы Дорофея в 1652 г., в Москве же 87 ; житие Иоанна Златоуста , написанное Георгием Александрийским, напечатано в Москве в 1641 г. при «Маргарите» или собрании слов св. Златоуста, в конце книги (л. 1 втор. Счета); здесь же сообщены в особой статье сведения о красноречии Иоанна и о жене, назвавшей его Златоустом (л. 196), послания святого из Кукуза к Киприану епископу (л. 196 об.) и к Олимпиаде (л. 200 об.) и слово Космы веститора о перенесении мощей св. Иоанна Златоуста в Царьград 88 . Житие св. Григория Богослова , написанное пресвитером Григорием, находится при его словах, которые вместе с другими святоотеческими творениями переведены Епифаном Славинецким и изданы в Москве в 1665 г.; в «Соборнике», вышедшем в Москве в 1642 г. и содержащем слова свв. Отцев о поклонении и чести свв. икон, находится слово царя Константина Парфирогенета о нерукотворенном образе (л. 1 об.–38) и сказание о чудесах от иконы Божией Матери, именуемой «Римляныни». Со второй четверти XVII века стали выходить на юго-западе и отдельные издания житий святых, большая часть их была напечатана в Киеве. Так, среди изданных здесь в 1626 и 1627 гг. народных листков есть один, содержащий краткие сказания о преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наконец, много было особенных чтителей достоинств и св. Иоанна Зяатоустого. Слова или поучения его чрезвычайно любили слушать. Однажды он предоставил говорить вместо себя прибывшему из Галатии пастырю: «Народ с воплями отступал, болезнуя, как будто оставаясь долгое время в голоде, и желал нашей речи, которая рассекала, укоряла, трогала, печалила, поступая точно так, как дитя, которое и тогда, когда его бьют и наказывают, не отстает от матери, но со слезами следует за нею, держась сбоку за одежды матери и увлекаясь за нею с рыданиями» 1469 . Когда он несправедливо низложен был, то многие, ему преданные, отделились даже от Церкви под именем иоаннитов 1470 и имели особенные богослужебные собрания. Это отделение прекратилось по перенесении мощей св. Златоуста из места заточения в Константинополь 1471 . В обличение сих ревностных, но неразумных чтителей св. Иоанна Златоуста Константннопольский патриарх Аттик, заботясь о единстве Церкви Православной, установил в V веке, чтобы молитвенные поминовения как св. Иоанна, так и прочих епископов совершались равночинно 1472 . В царствование Алексия Комнина, в конце XI века, особенно усилилась между верующими распря о заслугах трех св. великих Вселенских учителей и святителей. Одни превозносили Василия, другие возвышали Григория, иные предпочитали Иоанна. От этого произошло разделение между чтителями св. светильников мира, так что одни называли себя василианами, другие григорианами, третьи иоаннитами. Этот спор решили сами святители: явясь все вместе Иоанну. епископу Евхаитскому, открыли, что «они все у Бога имеют одно равное достоинство. Итак, объяви, чтобы христиане оставили напрасный спор. Мы как во время жизни старались о единодушии, так и по преставлении своем всего более желаем единомыслия верующих; установи для нас один праздник». Епископ объявил о видении Церкви, и в честь трех св. Вселенских учителей и святителей установлено общее торжество в 1076 году, 30 января, совершаемое после раздельного в этом месяце празднования каждому, а именно после празднования в 1-й день января св. Василию Великому , в 25-й – св. Григорию Богослову и в 27-й – св. Иоанну Златоусту 1473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Учиться, учиться и учиться Современник отцов-каппадокийцев, Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года. Его отец вскоре умер, и воспитывала его мать, которая, овдовев совсем юной — ей не было и 20 лет, — не стала больше выходить замуж и посвятила себя сыну. Он учился у лучших философов и риторов Антиохии, в 18 лет отправился доучиваться в Афины, а вернувшись, принял крещение и через три года был рукоположен во чтеца и стал учеником пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского, написавшего толкования почти на все книги Библии. Проповедь, рожденная в молчании После кончины матери Иоанн принял монашеский постриг и четыре года провел в пустыне, причем два из них — в полном безмолвии, в пещере. Но такая суровая аскеза оказалась ему не по силам: он заболел и вынужден был вернуться в Антиохию, где его вскоре рукоположили сначала в диакона, а потом в священника. Последовавшие затем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем в храме каждый день кормили до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных. Он оказался блестящим проповедником, за что и получил от паствы прозвище Златоуст. Двенадцать лет он дважды в неделю, а то и ежедневно, проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на Священное Писание, множество бесед на отдельные библейские тексты, поучений на праздники, похвальных слов святым и апологетических текстов. Его рассуждения об устройстве человеческих взаимоотношений, о христианской семье, воспитании детей, молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, христианской взаимопомощи и благотворительности стали классикой христианской литературы. И скоро слава Иоанна Златоуста гремела во всем христианском мире. Поэтому в 397 году именно его возвели на освободившуюся Константинопольскую кафедру. Святителю Иоанну было тогда чуть больше пятидесяти. Перенесение честных мощей Святого Иоанна Златоуста. Ярославль или Романово-Борисоглебск, XVIII bek Плата за правду

http://foma.ru/vasilij-velikij-grigorij-...

6) Рядом ее св. Киприаном, мощи под спудом его преемника, митрополита Фотия, скончавшегося после 22-летней паствы, 2 июля, 1431 года. В правление престолом этого Святителя последовало разделение Всероссийской Митрополии на Московскую и Киевскую, с удержанием однако ж при обеих названия Киевской и всея Руси. Мощи Киприана и Фотия обретены при первоначальной перестройке собора, 27 мая, 1472 года. – Сверх того, по северной, западной и южной стенам, погребены митрополиты Московские и всея Руси: 1) Филипп I (1465–1473); 2) Геронтий (1473–1489); 3) Симон (1496–1511); 4) Макарий, знаменитый учением и красноречием пастырь, сочинитель Великих Четий-Миней, (1542–1563), и все патриархи всероссийские, кроме Никона; 5) Иов, изгнанный Лжедимитрием 1605 и 1607 в Успенском Старицком мон., откуда тело его перенесено сюда уже при царе Алексие Михайловиче; 6) Гермоген, исповедник и невинный страдалец, уморенный голодом 17 февраля 1612; он сначала был погребен в Чудове мон., где принял мученическую кончину; а в 1671 тело его перенесено сюда; 7) Филарет, родитель царя Михаила Феодоровича (1619–1633); 8) Иоасаф I (1634–1642); 9) Иосиф, при котором начато издание Кормчей книги (1642–1652); 10) Иоасаф II, преемник Никона (1667–1672); 11) Питирим (1672–1674); 12) Иоаким Савелов (1674–1690), и 13) последний патриарх Адриан (1690–1701). – В приделе Димитрия Солунского погребен первый московский князь Юрий (Георгий) Даниилович, внук Александра Невского, убитый в ноябре 1325 года; тело его привезено из Орды и положено здесь в неоконченном еще храме. К сожалению, ныне нет следа этой достопамятной гробницы. – В сем приделе умерщвлен буйною чернью 26 авг. 1536 дядя царя Иоанна Васильевича, Юрий (Георгий) Иоаннович, князь Дмитровский. В Петропавловском приделе находятся в особых ковчегах разные частицы св. мощей, как-то: десная рука по локоть Апостола Андрея Первозванного; глава Григория Богослова (принесенная в Москву в 1654); глава Иоанна Златоустог о; глава мученика Авксентия; рука Евфимии всехвальной; части мощей Иоанна Крестителя, Георгия Великомученика, князя Владимира и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

О феврале должно, достав чернил, писать навзрыд. Будь у меня талант Пастернака, я бы так непременно и делала. Потому что февраль для меня – месяц Сретения. Встречи. Радости огромной, безмерной и незаслуженной. Дней великого святителя, чьи золотые уста привели меня к православной вере, и Взыскания погибших, Чей милосердный взор эту православную веру показал во всей ее необъятной красоте. 9 февраля Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста Перенесение честных мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь в 438 г. – Вы слышали? В Нью-Йорк привозят из России мощи святителя Иоанна Златоуста! И как раз на его праздник! Суета и шум были слышны в нашем бостонском Богоявленском храме в феврале 2010-го. Как бы мне попасть в Нью-Йорк? На машине ехать часа четыре с половиной, но мне с моим топографическим кретинизмом и час, к примеру в гости к отцу Фоме с матушкой Айрин, от Бостона до Ипсвича проехать – целое событие. «На третьем светофоре – налево». – «А?! Сейчас? Здесь?! На этом?!» – «На третьем». – «Вот прямо сейчас?? Уже?!» – «На третьем!!!!» Может, тогда на «Амтраке» поехать? (Это поезд у нас здесь такой.) Билетов, как назло, уже нет. Ну почему, почему я всё важное узнаю самой последней? Обидно как! Мне же святитель Иоанн – самый родной. Я и батюшку Серафима Саровского очень люблю. И старцев Оптинских. И Николу Угодника. И преподобного Сергия, игумена земли Русской. Но святитель Иоанн Златоуст… Он меня, понимаете, крестил почти… Много лет назад в сумрачном отроческом возрасте гуляла я вечером с нашей овчаркой Ярой недалеко от дома в московском Чертанове. Настроение было грустное. Снег, слякоть. Папа недавно умер. Мама в командировке, брат – в военном училище. Друзья-собачники, видя мое печальное лицо, деликатно молчали. Повернувшись к дому, я опустила руку в карман за ключом. Пусто! Нет ключа – видимо, выпал, когда я доставала поводок. Бросились мы все искать, разгребать руками снег, светить фонариками. Нет ключа. И впервые за всю свою атеистическую отроческую жизнь я вдруг от всего сердца взмолилась: «Господи, если Ты и в самом деле существуешь, то дай мне, пожалуйста, мой ключ!» Опустила глаза – ключ лежал под ногами. На том самом снежном месте, которое мы все только что минут 40 ворошили вдоль и поперек.

http://pravoslavie.ru/137436.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010