В 2014 году отмечается 900-летие со дня преставления преподобного Алипия, иконописца Печерского, и преподобного Нестора Летописца, Печерского, составителя известного древнерусского летописного свода «Повесть временных лет». К 700-летию явления Толгской иконы Божией Матери, празднуемого Церковью в следующем году, в календаре печатается изображение этого чудотворного образа. В 2014 году отмечается 100-летие со дня явления Божией Матери русским воинам под городом Августов. В честь этого юбилея в календаре размещается Августовская икона Божией Матери. Следует также упомянуть и о праздновании в 2014 году 850-летия установления празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, а также 625-летия со дня преставления благоверного великого князя Димитрия Донского и 300-летия со дня второго перенесения мощей святителя Германа, архиепископа Казанского. В календарь внесены новые празднования и памяти святых, а также указываются литургические особенности предстоящего года. В частности, в месяцеслов календаря внесены имя прп. Далмата Исетского (25 июня/8 июля и 24 июля/6 августа) и празднование Собора Молдавских святых (1/14 октября). Среди новых памятей, включенных в календарь на 2014 год, — обретение мощей блаженной Матроны Московской (23 февраля/8 марта), перенесение мощей благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (воскресный день, предшествующий 6/19 сентября). На 21 августа/3 сентября установлено празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903 году. Данная память внесена в месяцеслов на основании постановления Священного Синода. Согласно решению Священного Синода внесены изменения в именования «Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской» и «Недели всех святых, в Земле Русской просиявших». В связи с совпадением в 2014 году празднования перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста (27 января/9 февраля) с Собором новомучеников и исповедников Церкви Русской служба Перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста переносится, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на 26 января (8 февраля).

http://bogoslov.ru/event/3485270

И еще пример. Есть множество житий о мученичестве воинов, которых власть заставляла приносить жертвы идолам, и воины отказывались и их убивали. Есть нечто большее, чем воинская присяга и исполнение приказав законной власти: Христос, распятый властями. Вспомним из этого множества сорок Севастийских мучеников, вот почему: сороковой мученик был как раз очередной темничный страж, перешедший на сторону жертв. Тот, кому было приказано охранять и пытать жертв, переходит на сторону жертв. И поэтому — он святой. Христианская истина для силовиков — и не только для них, конечно — проста: надо быть с жертвами, а не с палачами. Не исполнять приказы, если приказы — зло. Святой Иоанн Воин, святой Петр Темничный Страж, святые мученики Севастийские, вразумите тюремщиков, полицейских, омоновцев, росгварцейцев, военных и спецслужбистов! Иоанн, Иосиф, Филипп Завтра (9 февраля) Церковь отмечает перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Событие было неординарное: перенесение мощей было актом покаяния имперской власти перед замученным ею святителем. Ведь Иоанн Златоуст — обличитель власти, и более того — сам «политик», со своей социально-политической программой. Иоанн в столице Империи призывал здесь и сейчас перейти к христианскому устройству общества: ликвидировать социальное неравенство, обобществить собственность по примеру первохристиан и монахов, защищал идеалы свободы-равенства-братства за много веков до Великих европейских революций. Такое, конечно, не нравилось властям, и Иоанна, лишив сана, сослали. Но вот прошло время, и Империя кается перед ним, а Церковь канонизирует его. С социально-политической программой можно ознакомиться по книге «Иоанн Златоуст о богатстве и бедности, деньгах и собственности» . Там, например, можно прочитать то, что Иоанн писал императрице: «Бог, будучи создателем всей природы, по существу стоит выше всякой власти и господства, а все люди равны, хотя один кажется имеющим превосходство над другим. И тебе дал (Он) царский скипетр не для того, чтобы ты считала себя выше других, а чтобы оказывала всем равенство пред законом и справедливость. Не слава, богатство и мирская высокость поможет нам в страшный день суда, а только исполнение заповедей. Умоляю, облегчи поскорее тяготящую их скорбь и несчастие, помня Спасителя».

http://blog.predanie.ru/article/svyatye-...

митрополита Филиппа, патриархов Иова и Гермогена, печальников и страдальцев за землю русскую. Благовременным и благонадежным находил он собрание и упокоение нетленных мощей их в соборном храме Кремля московского Успения Богородицы. Мысль Никона пришлась по сердцу царю благоговейному, который неоднократно видением во сне св. Филиппа, повелевавшего перенести в Москву его мощи, и сам уже приходил к мысли перенести их в Успенский собор. Составлен был немедленно собор, которому царь объявил свое желание перенести в Успенский собор мощи свв. Филиппа, Иова и Гермогена, и который с благодарностию и радостию просил царя поспешить исполнением благочестивого желания. Тело патриарха Гермогена, почивавшее в Чудовом монастыре, тогда же перенесено было в Успенский собор и поставлено поверх земли близ шатра над ризою Господнею. В Старицу за мощами патриарха Иова отправлен с многочисленною свитою митрополит ростовский и ярославский Варлаам. В Соловецкий же монастырь за мощами святителя Филиппа царь назначил отправить самого Никона, как первого внушителя мысли о перенесении мощей его, тем более, что Никон и сам был пострижен в монашество в Соловецкой обители. В свите Никона были из ближайших к царю придворных вельмож князь Хованский, дьяк Леонтьев и другие. Никону вручена была царем грамота, которую он должен был прочитать в Соловецком монастыре пред мощами святителя Филиппа. Замечательна эта грамота к почившему, как бы к живому, по тому духу смирения, с которым неповинный царь умоляет мученика простить согрешения предка его, и в знаменование сего прощения даровать Москве святыя мощи свои с присущею им благодатию молитвенного предстательства за землю русскую и чудодейственного хранения столицы царства. С сею грамотою, напоминающею собою другую подобного же содержания, которую некогда греческий царь Феодосий отправил в Команы к мощам св. Иоанна Златоустог о (сосланного туда и там преждевременно скончавшегося по настоянию матери царя Евдоксии), когда заблагорассудил перенести их из Коман в Константинополь, Никон торжественно отправился в Соловецкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Наконец много было особенных чтителей достоинств и св. Иоанна Златоустог о. Слова или поучения его чрезвычайно любили слушать. Однажды он предоставил говорить вместо себя прибывшему из Галатии пастырю: «народ с воплями отступал, болезнуя, как будто оставаясь долгое время в голоде, и желал нашей речи, которая рассекала, укоряла; трогала, печалила, поступая точно так, как дитя, которое и тогда, когда его бьют и наказывают, не отстает от матери, но со слезами следует за нею, держась с боку за одежду матери и увлекаясь за нею с рыданиями». 202 Когда он несправедливо низложен был, то многие, ему преданные, отделились даже от Церкви под именем Иоаннитов 203 , и имели особенные богослужебные собрания. Это отделение прекратилось по перенесении мощей св. Златоуста из места заточения в Константинополь. 204 В обличение сих ревностных, но неразумных чтителей св. Иоанна Златоуста константинопольский патриарх Аттик, заботясь о единстве Церкви православной, установил в V веке, чтобы молитвенные поминовения как св. Иоанна, так и прочих епископов совершались равночестно. 205 В царствование Алексия Комнина, в конце XII века, особенно усилилась между верующими распря о заслугах трех св. великих Вселенских учителей и святителей. Одни превозносили Василия, другие возвышали Григория, иные предпочитали Иоанна. От этого произошло разделение между чтителями св. светильников мира, так что одни называли себя Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Этот спор решили сами святители: явясь все вместе Иоанну епископу евхаитскому, открыли, что «они все у Бога имеют одно равное достоинство. Итак объявили, чтобы христиане оставили напрасный спор. Мы как вовремя жизни старались, о единодушии, так и по преставлении своем всего более желаем единомыслия верующих; установи для нас один праздник». Епископ объявил о видении Церкви, и в честь трех св. Вселенских учителей и святителей установлено общее торжество в 1076 году 30 января, совершаемое после раздельного в этом месяце празднования каждому, а именно после празднования в 1 день января св. Василию Великому , в 25 – св. Григорию Богослову и в 27 – св. Иоанну Златоусту . 206

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

11. Преподобныя матере нашея Феодоры Александрийския (474–491). Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенесение мощей). Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мучеников Диодора и Дидима Сирских. Мученицы Ии (362–364). Преподобнаго Евфросина (IX). Иконы Божия Матери Каплуновския (1689). 12.Отдание праздника Рождества Пресвятыя Богородицы. Священномученика Автонома, епископа Италийскаго (313). Преподобнаго Вассиана Тиксненскаго (1624). Праведнаго Симеона Верхотурскаго (перенесение мощей, 1704). Мученика Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мученика Феодора Александрийскаго. Священномученика Корнута, епископа Никомидийскаго (III). 13.Память обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I). Мучеников Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237), Мучеников Селевка и Стратоника (III). Мучеников Макровия и Гордиана (IV). Священномученика Иулиана пресвитера (IV). Мучеников Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (IV). Преподобнаго Петра в Атрои (IX). Великомученицы Кетевани, царицы Кахетинския (1624) (груз.). 14. Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Праздник и строгий пост Преставление святителя Иоанна Златоустаг о (407). Иконы Божия Матери Леснинския (1683). Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия. На утрени прокимен, гл. 4: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Припев на 9-й песни канона: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень. На литургии, вместо Трисвятаго: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. В той же день вечера прокимен великий, гл. 7: Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. Стих 1: Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня Его. Стих 2: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Совершенно замечательное свидетельство содержится в Четвертой книге Царств (13:21), которая повествует, как ожил мертвец, прикоснувшийся к костям святого пророка Елисея. По свидетельству той же книги (23:18), царь иудейский Иосия повелел жителям города Вефиля сохранить спустя 300 лет кости человека Божия, погребенного в Вефиле при царе Израильском Иеровоаме, и кости пророка, который приходил из Самарии. Особым благоговейным отношением окружены мощи святых подвижников в христианстве. Святитель Иоанн Златоуст, прославляя подвиг первых мучеников, восклицает: «тела и гробницы святых исполнены духовной благодати. Если при Елисее случилось, что мертвый, прикоснувшись только к гробнице его, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни, то гораздо более ныне, когда благодать обильнее, когда действие Духа сильнее, прикасающийся к этой гробнице с верой может получить от нее великую силу. Поэтому Бог и оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас» (Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу). Главное Таинство Церкви — Евхаристия изначально совершалась на мученических гробницах. А сегодня совершается на специальном плате, антиминсе, в который вшита частичка мощей святого мученика. Честные останки святых апостолов Андрея, Луки и Тимофея были перенесены в столицу Восточной Римской империи в царствование Константина Великого и помещались в ковчегах. Мощи ветхозаветного патриарха Иосифа и Захарии, отца Иоанна Предтечи, в 415 году также были благоговейно перенесены в Константинополь. Как свидетельствуют историки, в эпоху расцвета Византии, в столичных монастырях и храмах были выставлены на поклонение православных христиан порядка 3 600 частиц святых мощей угодников Божиих. Первой святыней Русской Православной Церкви стала привезенная крестителем Руси, великим князем Владимиром в 988 году из Херсонеса честная мироточивая глава святителя Климента, папы Римского, которая и доныне пребывает в пещерах Киево-Печерской лавры . А уже через тридцать лет Русь обрела и свою святыню — в Вышгороде открыли мощи святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Однажды ночью в темнице И. П. явился свт. Николай Чудотворец и велел ему съесть свиток, на к-ром было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй». После этого он получил дар слова, т. к. ему было суждено утверждать в вере православных. Согласно Житию, составленному Феофаном, свт. Николай Чудотворец возвестил И. П. скорое освобождение, через нек-рое время тот действительно был выкуплен из плена ( Пападопуло-Керамевс. 1901. С. 6). По Житию авторства Иоанна Диакона, святитель сам освободил И. П.- чудесным образом перенес его в окрестности К-поля (PG. 105. Col. 960). И. П. уже не застал в живых прп. Григория Декаполита. Он поселился вместе с его учеником прп. Иоанном (пам. 11, 18 апр.) при ц. сщмч. Антипы. Возможно, мон. Иосиф, участвовавший в перенесении мощей прав. Евдокима в К-поль (после 842), является одним лицом с И. П. После того как скончался прп. Иоанн (в 845, по мнению Томадакиса, ок. 850, согласно Стьернону), И. П. прожил 5 лет при ц. свт. Иоанна Златоуста, к нему присоединилось множество учеников, и там возник монастырь со скрипторием. Затем он переселился в уединенное место за городом, где построил ц. во имя ап. Варфоломея и прп. Григория Декаполита, перенес в нее мощи преподобных Григория и Иоанна и основал монастырь. Посвящение мон-ря ап. Варфоломею связано с тем, что, по словам Жития, еще будучи в Фессалонике, И. П. получил от одного добродетельного мужа часть мощей этого святого. Однако нек-рые исследователи предполагают, что И. П., будучи уроженцем Сицилии, привез эту реликвию оттуда (до 839 мощи находились на о-ве Липари близ Сицилии) ( Лопарев. 1914. С. 226-227; Janin. Églises et monastères. P. 57). И. П. особо почитал ап. Варфоломея и неск. раз видел его во сне. Желая почтить апостола хвалебными песнопениями, И. П. усердно молился и постился в течение 40 дней, прося даровать ему премудрость для создания достойных хвалебных стихов. Накануне дня памяти прп. Григория Декаполита в алтаре И. П. явился ап. Варфоломей, облаченный в белые ризы. Взяв с престола св. Евангелие, апостол приложил его к груди преподобного со словами: «Да благословит тебя десница Божия, да изольются на язык твой воды небесной премудрости, да будет сердце твое храмом Св. Духа, и песнопения твои да усладят вселенную». С этого времени И. П. начал писать гимны и каноны. По мнению Томадакиса, И. П. начал писать церковные песнопения после критского плена (к числу его ранних произведений относятся каноны Критским епископам Евмению и Кириллу ), а в 850-858 гг. он уже получил широкую известность как гимнограф ( Τωμαδκης. 1971. Σ. 58-59).

http://pravenc.ru/text/673697.html

В это время на константинопольскую кафедру претендовал властолюбивый и жесткий Феофил Александрийский, и светские власти, в противовес Феофилу, пригласили на кафедру И.З., полагая, что он будет послушным их орудием. Однако И.З. руководствовался не посторонними указаниями, но евангельскими принципами. В проповедях он беспощадно вскрывал симптомы нравственной болезни, которой было заражено как высшее общество столицы, включая императрицу Евдоксию, так и часть клира. Против И.З. образовалась враждебная ему партия, вдохновляемая Феофилом Александрийским; этот последний обвинил И.З. в оригенизме. В 404 году был созван собор в Халкидоне, призванном осудить святителя. И.З. не признал судивший его собор законным; на соборе И.З. не было, и он был низложен был заочно. Несмотря на народное возмущение произволом властей, И.З. был отправлен в ссылку на Кавказ, в которой он пробыл до конца своих дней.   Великий проповедник, неутомимый писатель,  И.З. оставил огромное литературное наследство. В первую очередь это 152 гомилии на Священное Писание, в которых св. И.З. выступает как великий экзегет, далее – проповеди по поводу моральных проблем и церковных праздников, речи, прославляющие библейских персонажей, святых и антиохийских епископов. И.З. – автор трактатов, посвященные моральным и догматическим темам, и письма, числом око 250. До наших дней сохранились почти все его произведения.  Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. XXI, LXI). Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского Златоуста. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. Житие святаго отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.3. – Месяц ноябрь. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта/Пер. В.И.Оболенского и Ф.А.Терновского. – М., 1887. (Годы от Р.Х 396 – 399). Перенесение мощей святаго отца нашего Иоанна Златоустого//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.5. – Ч. 2. – Месяц январь, дни 15–31. Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. V, гл. 27–36, 40). Аверинцев С.С. Иоанн Златоуст//Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения/Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.    Агапит, архимандрит. Жизнь св. Иоанна Златоуста и его пастырская деятельность. – СПб., 1874.

http://bogoslov.ru/person/2861232

Святой Феона, архиепископ Фессалоникийский, также жил в здешних пещерах после того, как покинул Святую Гору , и до того, как перебрался в восстановленный им монастырь святой Анастасии Узорешительницы восточнее горы Хортьатис. А в XVIII веке в обители Иоанна Предтечи подвязался святой покровитель греков-крестьян, равноапостольный священномученик Косма Этолийский. Имена этих повсеместно почитаемых святых и многих других, менее известных связаны со скитом Иоанна Предтечи. Светом их мудрости и молитвы озарено это место. Но не только. Трудами игуменов и братии монастыря здесь собирались мощи святых угодников и праведников господних. Величайшей реликвией обители является один из пальцев десницы Крестителя и друга Господа нашего Иисуса Христа. Многие частицы многострадальных останков святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского сохраняются в ските. В мощевиках и ковчежцах хранятся частицы мощей Апостола Луки и святого Николая Мирликийского, святых Харалампия, Трифона и великомученицы Варвары, а также святых Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, бессребреников Пантелеимона и Фалалея, Дионисия Ареопагита, Артемия Стратилата, и других святых. Святые мощи единородного младшего брата святителя Григория Паламы, святого Феодосия, также покоятся в монастыре. В XII в. обитель чудесным образом обрела еще одну реликвию. Святитель Климент, архиепископ Охридский, ученик и продолжатель дела святых солунских братьев Кирилла и Мефодия, первым начавший служить, проповедовать и писать на славянском языке, через два столетия после кончины своей (почил он в 916 г.) явился во сне иеродьякону Науму и попросил, чтобы глава его была перенесена «в монастырь его». Мы не знаем, был ли святой Климент при жизни как-то связан со скитом Иоанна Предтечи, но иеродьякон Наум выполнил просьбу святого и, ведомый им, прибыл в скит, доставив Честную главу и предав ее настоятелю, который также был чудесным образом извещен о «важном посетителе». Так, Честная глава святого Климента, чудотворца, хранится здесь по сей день и по предварительному согласованию о посещении монастыря реликвию выносят к паломникам.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Во время его миссионерского служения скончалась Пречистая Дева. “Апостолу Фоме суждено было послужить открытию воскресения Богородицы, как некогда он же своим сомнением содействовал к большему удостоверению воскресения Христова. По смотрению Божию он прибыл в Гефсиманию только на третий день по погребении Её тела. С воплями глубокой печали он повергся перед гробовою пещерою и с рыданиями выражал скорбь свою, что не удостоился видеть Матери Господа своего и получить Её последнее благословение” 8 . Проповедь Евангелия святой Апостол запечатлел в Индии мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой Апостол был заключён в темницу, претерпел пытки и наконец, пронзённый копьями, отошёл ко Господу. Вскоре после кончины Апостола “один христианин тайно взял святые мощи его, отнёс в Месопотамию, в город Эдессу, и положил там в достойном месте” 9 . В связи с этим отмечается: “В древних западных Мартирологах 3 июня положена память перенесения мощей апостола Фомы из Индии в Едессу” 10 . Центром почитания святого Апостола становится Эдесса. Церковный историк V века Сократ Схоластик говорит о Эдессе: “В этом городе есть знаменитый и славный храм, построенный в память апостола Фомы” 11 . Почитался он и в столице Византии. В Большом дворце в Константинополе находилась частица мощей просветителя Индии: “Череп святого Фомы Апостола и палец его, который он вложил в Тело Господа” 12 . Святитель Иоанн Златоустый говорит, что гробы апостолов “Петра, Павла, Иоанна и Фомы известны” 13 . В Похвальном слове апостолу Фоме говорится: “Просвещает же ся и се великий с прочими богопроповедники нашествием Святаго Духа, и врученную тому страну земных конец, — Индия бо тому вся в жребий бысть, — от Святаго Духа обратити тех на свет богоразумия” 14 . Плоды Апостольской проповеди сохранились до наших дней. “Когда португальцы в первый раз в 1500 году приплыли к берегам Индии, нашли в Малипуре поселение христиан, которые говорили, что они приняли веру от апостола Фомы” 15 . Португальцы проявили большой интерес к сохранявшимся в Индии преданиям об апостоле Фоме 16 . В 1972 году в Индии был отмечен юбилей 1900-летия со дня мученической кончины апостола Фомы 17 .

http://pravmir.ru/svyatoy-apostol-foma/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010