М., 1998. Т. 3. Лит.: Архангельский А. С. К изучению древнерус. литературы; Творения отцов Церкви в древнерус. письменности. СПб., 1888; Шахматов А. А. Несколько слов о Несторовом житии Феодосия//ИОРЯС. 1896. Т. 1; Beck B. Die griechischen Lebensbeschreibungen des Athanasius auf ihr gegenseitiges Verhältnis und ihre Quellen untersucht. Jena; Weida, 1912; Winkelmann F. Untersuchungen zur Kirchengeschichte des Gelasios von Kaisareia. B., 1966. S. 49, 121-123. (Sitzungsber. d. Deutschen Akad. d. Wiss. zu Berlin. Klasse f. Sprachen, Lit. u. Kunst; 1965. N 3); V öö bus A. Entdeckung einer unbekannten Biographie des Athanasius von Alexandrien: Eine angeblich von Amphilochius von Ikonium verfasste Vita//BZ. 1978. Bd. 71. S. 36-40; Попконстантинов К. , Константинова В. Към въпроса за черноризец Тудор и неговата приписка//Старобългарска литература. София, 1984. Кн. 15. С. 110-111; Winkelmann F. Zur Überlieferung der Vita Athanasii praemetaphrastica BHG Nr. 185//Opes Atticae. Steenbrugge, 1990. P. 455-463; Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. (Статья 2-я: Памятники агиографии)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 196-225; Stiernon D. Atanasio, vescovo di Alessandria//Enciclopedia dei santi: Bibliotheca Sanctorum. R., 1998. T. 2. P. 522-547; Meinardus O. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999; H ä gg T. Photius as a Reader of Hagiography: Selection and Crimicism//DOP. 1999. Vol. 53. P. 43-58; Щеголева Л. И. Житие святого Афанасия Александрийского в переводной литературе Древней Руси//Мир житий. М., 2002. С. 12-15, 18. О. В. Лосева Гимнография В дни памяти А. В. (18 янв. и 2 мая) Типикон Великой ц. IX-XI вв. предписывает петь последование А. В. с тропарем и чтениями на литургии. Тропарь по 50-м псалме и входе свидетельствует об особом почитании святителя в К-поле. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 200-202, 278). Различные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 322, 342), Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в.

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

Но любовь к врагам не исчерпывается жалостью и состраданием к ним, необходимо еще и испытывать потребность делать им добро (см. с. 342,399–400). Об этом писали и святые отцы и, как мы видели, такое расположение души рассматривали как высокую степень любви. Любящий своих врагов желает им всяческого блага: чтобы они раскаялись, познали Бога и обрели благодать спасения (см. с. 303, 400–402). «Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись» (с. 401), – говорит святой Силуан. Молитва – другая составляющая любви к врагам, на ней особенно настаивает старец. «Великое дело пред Богом – молиться за тех, кто обижает и оскорбляет нас» (с. 342). Молитва и любовь к врагам глубоко спаяны между собой в глазах старца, и он нередко упоминает их в связке: «Господь есть любовь, и дал на землю Духа Святого, Который учит душу любить врагов и за них молиться...» (с. 401); «Милостивый Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов и слезно молиться за них»; «Господи, как Сам Ты молился за врагов, так и нас Духом Твоим Святым научи любить врагов» (с. 303); «Душа, наученная молиться от благодати Божией, любит и жалеет всякую тварь, и особенно человека» (с. 399). В действительности молитва есть одновременно то, что вызывает любовь к врагам, и то, что из нее возникает – ее обнаруживает и о ней свидетельствует. Молитва за врагов прежде всего позволяет получить от Бога благодать любви к ним: «...но любить врагов возможно только по благодати Святого Духа, и поэтому, как только обидит тебя кто-нибудь, молись за него Богу» (с. 342). «Я всегда молю Господа, чтобы Он, Милостивый, дал мне любить врагов... прошу у Господа любви день и ночь...» (с. 387). Кроме того, именно молитва дает возможность сохранить эту полученную благодать любви (см. с. 342). Молитва помогает хранить мир в душе, когда имеешь дело с врагами или когда тебе причиняют обиду (с. 342–343): «Для мира душевного – нужно душу свою приучить, чтобы она любила оскорбившего и сразу молилась за него» (с. 437; ср. с. 342). Молитва также позволяет сохранить благодать любви к врагам, некогда уже обретенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Л. Лабердев , Семен, конюх стряпчий 320. Лазарев , Яков, двор. патриарш. 301, 313, 315, 316. Лапин , Федор, молодой подьячий 317. Ларионовы : Алексей, подьячий патриарш. разр. 313. Андрей, подьячий 324, 329. Лебедев , Стефан, монах, судия разрядн. прик. 129. Лебедянския села 322. Лебедянь , гор. 312; уезд 317. Левин , Тимофей, пятидесятник Азовских. конных казаков 306. Леонтьевы : Терентий, молодой подьячий 312. Тимофей, молодой подьячий дворц. судн. прик. 308, 318, 334. Лепендин , Федор, подьячий преображенск. полка 304, 317. Литаврин , Григорий, с. бояр. 319, 322. Литвиновские луга 332. Логин , старец посельский 305, 313. Лопухины : Борис, приказчик Лебедянских сел 322. Гавриил Григорьевич, двор. патриарш. 300, 310, 322. Леонтий Маркович, двор. патриарш. 300, 311, 320, 321, 333. Никифор, двор. патриарш. 300, 335. Лукеянов , Иван, молодой подьячий потешного двора 317. Луховский уезд 331. Лучаненко , Иван, сотник мояцкий 319. Львов , Василий, старый подьячий владимирск. судн. прик. 322, 331. М. Магнусов , Иван, двор. патриарш. 300, 314. Мазалевский , Андрей, подьячий патриарш. дворцов, прик. 307. Макарий , старец, казначей Венева Николаевскаго м-ря 334. Макарьевский , Тихон, монах, казначей 1, 28, 235, 303, 328, 335. Макарьевская ярмарка 231. Макидонский , Алексей Иванов, сеунженин 305. Макрина , игуменья Александровой слободы Успенскаго девичья м-ря 321. Манойлов , Василий, дьяк стрелецк. прик. 318. Матвеев , Иван, молодой подьячий сыскн. прик. 318. Межуев , Кузма, старый подьячий 313. Меншиков , Александр Данилович 321. Метельщики 208, 268. Микитин. См. Никитин . Микляев , Федор, старый подьячий стрелецк. прик. 318. Микулин , Федор, дьяк приказа большого дворца 318. Минин , Андрей, подьячий владимирск. судн. прик. 324. Минтер , Андрей Николаев, иноземец 304. Митрофанов , Василий, подьячий казанск. прик. 321. Митрофан , епископ воронежский 311. Митусов , Варфоломей, молодой подьячий потешн. прик. 317. Михаил , архистратиг 50. Михайловы : Андрей, дьяк печати, прик. 129. Иван, молодой подьячий земск. прик. 325. Могутов , Иван, подьячий 326, 329. Молчанов , Семен, подьячий патриарш. дворц. прик. 313, 320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Солоневич Георгий Борисович (1926–?), сын Б.Л. Солоневича 346, 348 Солоневич Евгений Лукьянович (1905 – 25 мая 1938), брат Б.Л. Солоневича. Расстрелян 342 Солоневич Иван Лукьянович (1891 – 27 апреля 1953), публицист 169, 332, 337, 342, 344–345, 347–352, 354, 356–357, 415 Солоневич (урожд. Пеллингер) Ирина Францисковна (1903 – 17 сентября 1938), участница скаутского движения, жена Б.Л. Солоневича. Расстреляна 346, 348, 356, 410, 415 Солоневич Лукьян Михайлович (1886 – 25 мая 1938), отец Б.Л. Солоневича. Расстрелян 342 Солоневич Нина Борисовна, дочь Б.Л. Солоневича 348 Солоневич Юрий Иванович (1915 – 21 февраля 2003), сын И.Л. Солоневича 348, 351 Софрон, охранник 402 Софроний (Арефьев Иван Алексеевич; 1879 – 23 декабря 1937), архиепископ Краснодарский и Кубанский. Арестован в декабре 1922 г. в сане епископа, приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 75 Софроний (Старков Сергий Прокопиевич; 1875 – 22 октября 1932), архиепископ Арзамасский. Арестован в 1923(24?) году в сане епископа, приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 75, 81 Сталин (наст. фам. Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878 – 5 марта 1953), руководитель советского государства 192, 513 Старцев Леонид, заключенный участник скаутского движения 346, 381–384, 398, 403, 458–459,472–476,483–484,491–493,521 Старый Карл, спортивный инструктор 400 Стародубцев, сотрудник администрации Свирского лагеря 332 Стеблин-Каменский Иоанн (1887 – 2 августа 1930), священномученик. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 152 Стейнер, заключенный московской тюрьмы 97,101 Стенька Разин, см. Разин Степанов Павел Васильевич, заключенный адвокат 129, 135 Степанова Галина Максимовна (ум. 1924), сотрудница больницы им. Ф.П. Гааза, 86– 87,114 Столыпин Петр Аркадьевич (1862 – 18 сентября 1911), государственный деятель. Погиб в результате покушения 342 Сукнс, сотрудник лагерной администрации 35–36 т Т., деятель обновленческого раскола 46–47

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На лл. 107–108 об. молитва благословити двоеженца; на лл. 108 об.–110 молитва ина благословити царя и князя по венчании и по отпусте; на л. 110 аще вдовица дивицею пояти или за отрока девица; 5) елеосвящения (111–170), 6) погребения иноков (170–226), 7) погребения мирян (226–253 об.); 8) молитва: над попом на исход души и тела (253 об.–254 об.), несколько отлична от той, что в 878 на 112–114 лл.; чины: 9) панихиды (255–267), 10) водоосвящения в навечерие Богоявления (267–283), 11) водоосвящения 1-го августа (283 об.–302); 12) на поставление келаря, понамаря и торговца (302 об.–304). Покладывают ключ на трапезе вшед игумен или иерей взимает ключ с престола дает порученному на службу, глаголя сице: «Брате и отче имрек, се от рукы Христовы и от престола славы его приемлеши сию службу»; 13) от Никона чудно велми в час каковыя любо напасти находящая на тя помолись Богу всем сердцем глаголи сию молитву со слезами (304): «Владыко человеколюбче помилуй мя благости твоея ради и не остави мене заблудити от твоея воля»; 14) молитва апостола Петра в печали сущу человеку или в беде (304 об.–305, 350 об.–351): «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш услышав молитву святаго апостола Петра послав к нему ангела своего утешающа его от всякыя печали»; 15) из службы на день Воздвижения животворящаго Креста (305–310): стихиры на вечерни и чин воздвижения честного Креста; 16) чин. выноса честного Креста для поклонения на утреня в третью неделю поста (310–312 об.); молитвы: 17) на основание храма (312 об.–314): а) та же, что в 868 на 268 л.; б) «Владыко Господи Боже вседержителю и многомилостиве человеколюбче, тебе ся молим и тебе припадаем о всем хвалу воздающе»; 18) на благословение дому или храму новому внити вон жити (314), та же, что в 868 на 267 л.; 19) чин омыти мощи святых или как подобает воду с креста пити (314 об.–322); 20) последование о причащении святыя воды иже вели освящения (322–324 об.); 21) чин бываемый на разлучение души (324 об.–342); молитвы: 22) на исповедание брату иже дастся от отца вместо отпуста хотящему умирати (342), та же, что в 868 на л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филипп Гумилевский, архиеп. 432, 435 Филипп, епископ 65, 434 Филипп 346 Филиппов Данила 342 Филофей, патриарх 51, 89 Филофей Лещинский, митроп. 364, 369 Филофей Успенский, митроп. 280, 281 Филофей, епископ 82, 83, 476 Филофей, старец 69 Финне В. 434 Фиоравенти Аристотель 66 Флавиан Городецкий, митроп. 284, 285, 370 Флавиан, митроп. 375 Флетчер150 Флоренский Павел , свящ. 434, 460 Фока-Варда, подководец 11 Фома Аквинат 249 Фома Морозини 140 Фома, пресвитер 118 Фома, пастор 141 Фоменко, свящ. 395 Фотий, патриарх 7, 8, 17, 33, 480 Фотий, митроп. 56, 57, 91, 128, 200 Фотий Спасский , архим. 278, 322, 334 Фотий Топиро, архиеп. 453 Франциск Скорина 148 Фрязинов С. И. 411 Харитонов И. М. 399 Хвостов Д. 276, 277 Хитрово, боярин 193 Хмельницкий Богдан, гетман 184, 252, 253, 254, 255, 256 Хованский А., князь 276 Хованский Иван, князь 213 Ходкевич А. 145, 147 Холанский 402 Хрущев Н. 458, 460 Цамблак Григорий, митроп. 56 Цветков Н., свящ. 402 Чайковский П. И. 298 Чебышев, обер-прокурор 275 Челышев В. Ф. 399 Чельцов, прот. 412 Челядинов, боярин 111 Черниковский 162 Четвертинский, князь 250 Чета Мурза 41 Чефранов, свящ. 394 Чингиз-хан 38, 39, 40 Чистович И. , проф. 316 Чубовский Андрей, прот. 371 Чуков Н., прот. 412 Шавельский Г. , протопресвитер 469 Шавельский И. 379, 380 Шамиль, имам 374 Шапошников Аркадий 351 Шаховской Григорий 164 Шаховской, обер-прокурор 272 Шаховской С., князь 363 Шаховской Я., обер-прокурор 273 Шварна Данилович, князь 135 Шварц И. 339 Шеин В., проф. 379 Шелехое Григорий 368 Шеллинг 340 Шемяка Димитрий Юрьевич, князь 32, 63 Шемячич Василий Иванович, князь 70,71 Шереметев Борис, граф 330 Шереметьев С., граф 284, 296 Шилов Александр 342 Ширинский-Шахматов А., князь 286, 469 Шишка, епископ 244 ШишкинА. 278 Шишков 322, 349 ШлеевС., свящ. 352 Шнейдер Е. А. 399 Шувалова (урожд. Щербатова), графиня 359 Шуйский Василий 72, 73, 75, 84, 151, 158, 162, 163, 164, 165, 166, 171, 173, 174, 175 Шуйский Димитрий, князь 167 Шульгин 376 Шутов Алипий 351 Эккартсгаузен 340 Эшлиман Николай, свящ. 448

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

242-243 243-246 КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви 246-251 251-252 252-253 КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви 253-255 255-257 257-259 259-287 287-288 288-292 292-294 КВИРИКАШВИЛИ Лиана Сергеевна (род. 26.12.1939), доктор филологических наук, автор публикаций по визант. и груз. гимнографии 294-297 297-298 298-299 КВИРИНИЙ (ок. 46 г. до Р. Х.- 21 (?) г. по Р. Х.), рим. гос. деятель и полководец, консул 12 г. до Р. Х. 299-302 КВОДВУЛЬТДЕУС [Кводвультдей, букв.- что желает Бог] (ок. 380 или 390 - ок. 453/4), св. (пам. зап. 26 окт.), еп. Карфагенский (437-453/4), проповедник и богослов, сподвижник блж. Августина 302-307 307-309 309-311 КЕДРОВ Константин Васильевич (1827-1903), педагог, директор С.-Петербургского историко-филологического ин-та 311-312 312-313 313-317 318-320 320-322 322-323 323-324 324-327 327-328 КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог 329-337 КЕКРАГАРИИ в греч. церковнопевч. практике название 2 первых стихов из группы псалмов «Господи, воззвах» 336-337 337-339 КЕЛАИДИС Парфений (1830-1905), греческий клирик, участник национально-освободительного движения на Крите 339-340 340-342 342-343 КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря 343-344 344-345 345-347 347-348 КЕЛЕСТИН (Летантий), мч. Сциллийский (пам. зап. и визант. 17 июля) - см. в ст. Сциллийские мученики 348-352 КЕЛИ ДЕ общее название ирл. церковных деятелей VIII-IX вв., стремившихся к укреплению церковной дисциплины и общежительного монашества 352-359 КЕЛЛАХ [Цельс] (1080-1129), св. католич. Церкви (пам. 1 апр.), архиеп. Ард-Махи (ныне Арма, Сев. Ирландия) 359-363 363-366 КЕЛСИЙ мч. (пам. 14 окт.) - см. в ст. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий, мученики Медиоланские

http://pravenc.ru/vol/xxxii.html

В. Вавила , старец 328. Варжусская волость 313. Варсонофий , старец 297; старец казначей 330. Васильевы : Анисим (Онисим), старый подьячий сыскн. прик. 318, 324. Леонтий, подьячий прик. большого дворца 130. Никита, пристав дворц. патриарш. прик. 306, 316. Петр, скатертник 41, 302. Самуил, товарищ войсковой 319. Введенская богадельня, женская 303,334. Вележев , Самуил (Самойло), подьячий патриарш. дворц. прик. 308. Великосольския ловли рыбныя 314. Вешняков , Иван, дьяк дворц. прик. 129, 296, 303. Его рукой скреплена по листам вся книга кушаний. Владимировы (Володимеровы): Алексей, двор. патриарш. домов. 301, 308, 313, 315. Прасковья, вдова дворян. 301. Улита, вдова дворян. 301. Владимирский уезд 315. Владимирския (Володимерския) села опольныя 317, 331. Владыкино , село домовое 178, 184, 197, 204, 211, 229, 240, 261, 281, 287, 296, 303, 304, 309, 323, 324, 326, 328, 330, 333, 334. Владыкины: Андрей Денисов 128, 306, 309. Иван 311, 313; молодой подьячий разрядн. прик. 318. Иван Романович, двор. патриарш. домов. 300. Лука Романович 331. Власов , Матвей, дьяк земск. прик. 326. Возницины : Артемий, дьяк разрядн. прик. 318. Афанасий 330. Воинов , Михаил, дьяк прик. Большого дворца 318. Волковы : Алексей, дьяк поместн. прик. 316, 322. Иван, дьяк новгородск. прик. 324. Володимеровы . См. Владимировы . Володимерския села. См. Владимирския села. Воронеж , гор. 78–80, 149, 198, 226, 247, 307, 308, 310–313, 318–321, 329, 335. Вороновы : Герасим, ельчанин 329. Никита, подьячий корабельного строения 317. Воротников , Матвей, подьячий 311, 316. Востриков , Иван, лебедянец 313. Всеволодская , Акилина, вдова дворян. 301. Всеволодские : Аммос Ларионович, двор. патриарш. домов. 300. Василий, двор. патриарш. домов. 301, 310, 317, 327. Никифор 328. Петр 304. Яков Никитич, двор. патриарш.домов. 301. Вязевский , Кузма, молодой подьячий прик. большой казны 335. Вяземский , Петр, дьяк поместн. прик. 316. Вятская патриарш. волость 314, 315. Г. Гавриловы: Иван, молодой подьячий поместн, прик. 322. Потап, старый, подьячий сыскн. прик. 324. Гавриил , архиепископ вологодский и белозерский 305. Гедеон , игумен Боголюбова м-ря 314. Геннадий , игумен Воскресен. м ря 315. Георгиев , Никита, поддиакон 298. Герасимовы : Василий, подьячий мытной избы 329. Иван, молодой подьячий 317. Герасим , монах келейный 27, 46, 60, 72, 82, 91, 308, 309, 311; старец посельский 296. Гиржеда , вдова дворян. 301. Глебов , Михаил Иванович, окольн. 128, 149, 310. Говоров Исай, подьячий 307, 310. Годовиковы ; Даниил, старый подьячий прик. большой казны 335. Федор 322. Голицын кн. Борис Алексеевич, бояр. 322, 331. Головины : Иван, стольн. 311. Федор Алексеевич, бояр. 61, 319. Головковы : Алексей 310, 316. Григорий Дмитриевич, двор. патриарш. 300, 333. Иван Дмитриевич, подклюшник 212, 300; клюшник 248.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1999. Σ. 68). Уже в 1743 г. он называет себя протопсалтом в колофоне Анфологии (S. Stephan. 52. Fol. 486: «Завершена настоящая песненномедоточивозвучная (σματομελιυτφθογγος) книга, которая в прежние времена называлась Пападики, моей рукой, Иоанна протопсалта, в лето 1743, в марте»). Аналогичное свидетельство присутствует и в автографе И. Т. 1745 г.- Икиматарии Иоанна Клады (Hieros. Patr. 572: «Настоящая книга завершена мной, Иоанном, протопсалтом Великой церкви Христа, в лето 1745, в мае»). О выдающейся кодикографической деятельности И. Т. свидетельствуют и др. певч. рукописи, выполненные им в период служения лампадарием (Анфология Laur. Μ. 93. Fol. 422v: «Была завершена настоящая песненномедоточивозвучная книга, которая в прежние времена называлась Пападики, мной, лампадарием Иоанном… в лето 1728, 16 октября»; Анфология Hieros. Patr. 323: «Настоящая книга была написана мной, Иоанном лампадарием, в лето 1734, в январе»; Икиматарий Иоанна Клады Ath. Doch. 342. Fol. 89: «Настоящая книга была написана мной, Иоанном, лампадарием Великой церкви, в лето 1734, в апреле») и протопсалтом (Анфология Athen. Bibl. K. Psachou. 72/222: «Настоящее написано мной, протопсалтом Иоанном Великой церкви, в лето 1766, в месяце сентябре»; Анфология Ath. Iver. 1157: «Написано Иоанном, протопсалтом Великой церкви, в лето 1769, в месяце июне»). Последний кодекс был написан И. Т. за неск. месяцев до смерти: это Стихирарь Германа, митр. Новых Патр (1771 г.), в к-ром сохранилась ремарка, что Иоанн протопсалт «упокоился в 1770 году» (Thessal. Univ. 1. Fol. 440). Автограф Иоанна Трапезундского. Акафист Иоанна Клады. 1734 г. (Ath. Doch. 342. Fol. 1) Автограф Иоанна Трапезундского. Акафист Иоанна Клады. 1734 г. (Ath. Doch. 342. Fol. 1) Певч. наследие И. Т. весьма значительно. Он является автором 5 версий полиелея: «Раби Господа» на 1-й глас (Lesb. Leim. 341. Fol. 31-36v, 1790-1793 гг.; Athen. O. et M. Merlier. 6. Fol. 251v - 258, 1790-1800 гг.; опубл.: Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο.

http://pravenc.ru/text/471515.html

В. (высказывалось предположение, что из 25 правил, принятых этим Собором, 4-е и 12-е направлены лично против А. В.). Трехлетнее пребывание святителя в Риме привело к тому, что Запад, обычно равнодушный к догматическим движениям на Востоке, все больше проникался сознанием важности той борьбы, к-рую православные под предводительством Александрийского святителя вели против арианства. В области учения о Св. Троице А. В. стал для Зап. Церкви абсолютным авторитетом, и она со своей стороны не стремилась разрабатывать самостоятельную богословскую позицию в этом вопросе. Из писем александрийцев А. В. узнавал о преследованиях арианами православных и о верности его паствы Православию. Весной 342 г. А. В. был вызван в Медиолан (совр. Милан) к имп. Константу . Младший из сыновей Константина Великого, правивший после гибели Константина II (340) всем Западом империи, поддерживал православных в борьбе с арианами. Он изложил А. В. свое намерение созвать общецерковный Собор, на к-ром будут широко представлены и православные, и ариане. В нач. 342 г. А. В. отправился в Галлию для совещания со свт. Осием Кордубским, после чего они вместе поехали на Собор (342/43), открывшийся в Сердике (совр. София), на границе вост. и зап. частей империи. Замысел общего Собора провалился: собравшиеся разделились. Правосл. Собор (более 90 епископов, в основном западных) полностью оправдал А. В. и сообщил об этом в 2 посланиях: клиру и верным в Александрии, а также епископам Египта и Ливии ( Theodoret. Hist. eccl. II 10) Собрание «восточных» (менее 80 епископов) осудило А. В. и поддерживавших его иерархов, в т. ч. еп. Осия Кордубского и папу Юлия ( Hilar. Pictav. Fragm. ex op. hist. III 6). Ариане добились от Констанция запрещения под страхом смерти А. В. и его ближайшим помощникам возвращаться в Александрию. Из Сердики А. В. отправился в Наисс (совр. Ниш), где встретил Пасху 344 г., а оттуда был вызван имп. Константом в Аквилею. Ходатайствуя за А. В., правосл. отцы Сардикийского Собора отправили посольство в К-поль, к-рое вручило Констанцию послание его брата Константа, энергично защищавшее святителя ( Socr.

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010