Тем не менее визант. литургическая традиция продолжила свое существование и на греч. языке, и в различных переводах на церковнослав., груз., сир., араб., румын. и др. языки, вплоть до наст. времени определяя богослужение Поместных Православных Церквей. Ист.: Lodi. Enchiridion; Areop. EH; Maximus Conf. Mystagogia; Goar. Euchologion; Christ, Paranikas. Anthologia; Дмитриевский. Описание; Mateos. Typicon; Const. Porphyr. De cerem.; Пентковский. Типикон; Красносельцев. Уставы литургии; Symeon Thessal. De sacr. predicat. Лит.: Мансветов И. Д. Церк. устав (Типик), его образование и судьба в Греч. и Рус. Церкви. М., 1885; Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы: Святогробский иерусалимский и Великой К-польской ц.: Крит.-библиогр. исслед. К., 1907; Скабалланович. Типикон; Голубцов А. П. Из чтений по церк. археологии и литургике. Серг. П., 1917. СПб., 19952; он же. Из чтений...: Литургика. Серг. П., 1918. М., 1996р; Baumstark A. Denkmäler der Entstehungsgeschichte des byzant. Ritus//Oriens Chr. 1927. Ser. III. Bd. 2. S. 1-32; idem. Liturgie comparée: Conférences faites au Prieuré d " Amay. Chevetogne, Hanssens I. -M. Institutiones liturgicae de ritibus orientalibus. R., 1930-1932. T. 2-3; Mandala M. La protesi d. liturgia nel rito bizantino-greco. Grottaferrata, 1935; La prière des églises de rite byzantin/Comp. et ed. F. Mercenier Chevetogne, 1937-1968. T. 1-3; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography; Dalmais I. -H. Die Liturgie der Ostkirchen. Aschaffenburg, 1960; Papas T. Studien z. Geschichte d. Messgewänder im byzant. Ritus. Münch., 1965; Bornert. Commentaires; Jacob. Formulaire; Mateos. Célébration; Μιτσκης. Βυζαντιν μνογραφα; Mathews. Early Churches of Constantinople; Bertoni è re G. The Hist. Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. (OCA; 193); Arranz M. Les grandes étapes de la liturgie Byzantine: Palestine-Byzance-Russie//Liturgie de l " Église particulière et liturgie de l " Église universelle. R., 1976. P. 43-72.

http://pravenc.ru/text/158428.html

( Епифанович С. Л. Патрология: Церковная письменность I-III вв.: Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910–1911 учеб, г.: Ч. 2. Письменность мужей апостольских Под ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. – Загорск, 1951, машинопись. – С. 74). Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 2. «Каноны святых Апостолов» Приношу искреннюю благодарность коллеге А. М. Пентковскому, обратившему мое внимание на этот памятник древнецерковной письменности и оказавшему помощь в получении необходимых для изучения его исследований. – А. С. «Дидахе» является хронологически первым (из известных нам) сочинением, начинающим целую серию канонически-литургических произведений, ставших существенной частью древне-церковной письменности. (См. весьма серьезное исследование: Faivre A. La documentation cano-nico-liturgique de l " Eglise ancienne//Revue des Sciences Religieuses. – 1980. – Vol. 54, 3. – P. 204–219; 4. – P. 273–299). К самым древним из них относится так называемая «Дидаскалия» (или: «Кафолическое учение двенадцати Апостолов и святых учеников Господа нашего»), датируемая приблизительно 230 г.; греческий оригинал сочинения, за исключением одного короткого фрагмента, утерян, оно дошло до нас в сирийском, латинском, арабском и эфиопском переводах. Второе произведение этого жанра, именуемое «Апостольское Предание», сохранилось в латинском переводе и приписывается св. Ипполиту Римскому , но вряд ли принадлежит ему, хотя и датируется приблизительно началом III в. К «Апостольскому Преданию» тесно примыкают так называемые «Тридцать восемь канонов Ипполита» (ок. середины IV в.; сохранились только в арабском переводе) и «Завет Господа нашего Иисуса Христа» (Testamentum Domini – середина V в.; дошли арабская, сирийская и эфиопская редакции). Наконец, к этой же серии относятся и «Апостольские постановления» (ок. 380 г.), сохранившиеся в греческом оригинале. «Постановления» представляют собой попытку создания обширной канонической компиляции; подобного рода попытки впоследствии предпринимались неоднократно, о чем свидетельствует, например, так называемое «Восьмикнижие Климента», переведенное в VIII в. Иаковом Эдесским на сирийский язык (греческий оригинал утерян, но он, вероятно, восходил к концу V – началу VI вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Во мн. списках Е. с.- напр., в греческих Vat. gr. 354, 949 г., Sinait. gr. 213, 967 г., в славянских Остромировом Евангелии, т. н. Куприяновых (Новгородских) листках (РНБ. F. n. I. 58, XI в.) - содержатся (как правило, в перикопах важнейших праздников) экфонетические знаки , обозначающие мелодический рисунок литургического чтения (см. также ст. Византийская нотация ). Лит.: Глубоковский Н. Н. Греч. рукописный Евангелистарий из собр. проф. И. Е. Троицкого. СПб., 1897; Baudot J. Les Évangéliaires. P., 1908; Gregory C. R. Textkritik des NT. Lpz., 1909. Bd. 3; Studies in the Lectionary Text of the Greek NT. Chicago, 1933. Vol. 1; 1934-1966. Vol. 2. N 1-6; Hor á lek K. Evangeliáe a tveroevangelia. Praha, 1954; Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси XI-XVII вв. М., 1964; Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago; L., 1971. P. 247-270; idem. Byzantine Liturgical Psalters and Gospels. L., 1980. (Variorum. Repr.: Coll. Studies Ser.; 119); Пуцко В. Г. Оклад рус. литургической книги XIV-XVI вв.//Myзej уметности. Београд, 1974. Зб. 18. С. 13-32; Burns Y. A Comparative Study of the Weekday Lection Systems found in some Greek and Early Slavonic Weekday Gospel Lectionaries: Diss. L., 1975; Лихачева В. Д. Искусство книги: К-поль XI в. М., 1976; Hamel Chr., de. A History of Illuminated Manuscripts. Boston, 1986; Dolezal M.-L. The Middle-Byzantine Lectionary: Textual and Pictorial Expression of Liturgical Ritual: Diss. Chicago, 1991; Martimort A.-G. Les lectures liturgiques et leurs livres. Turnhout, 1992. (Typologie des sources du moyen âge occidental; 64); Anderson J. C. Manuscripts//The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1261/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997. P. 83-111; Гарднер. Богослужебное пение. Т. 1. С. 307-314; Пентковский А. М. Лекционарии и Четвероевангелия в визант. и слав. литург. традициях//Евангелие от Иоанна в слав. традиции. СПб., 1998. Прил. 1. С. 3-54; Захарова А. В. Визант. иллюстрированные праздничные лекционарии (lsel)//ВВ. 2004. Т. 63(88). С. 242-250; Martani S. Das ekphonetische Notationsystem in den datierten Evangeliarien des 10. Jh.//Palaeobyzantine Notations. Vol. 3: Acta of the Congress held at Hernen Castle, The Netherlands, in March 2001/Ed. G. Wolfram. Leuven; P.: Dudley (Mass.), 2004. Р. 27-47.

http://pravenc.ru/text/180916.html

Лит.: MacLean A. J. East Syrian Daily Offices. L., 1894. Piscataway (N. J.), 2003r; Часослов Эфиопской Церкви/Изд. и пер.: Б. А. Тураев. СПб., 1897; Griffiths B. The Book of Common Prayer of the Syrian Church. Kerala, 1972. Piscataway (N. J.), 2005r; Скабалланович. Типикон. Вып. 2; Janeras V. La partie vespérale de la Liturgie Byzantine des Présanctifiés//OCP. 1964. Vol. 30. P. 216-218; Mateos J. Un horologion inédit de St.-Sabas: Le Codex sinaïtique grec 863 (IXe siècle)//ST. 1964. Vol. 233. P. 47-77; Il testo integrale d. «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Ερμηνεαι» di Nicone/Ed. A. Longo//RSBN. N. S. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 223-267; Burmester O. H. E. The Egyptian or Coptic Church: A Detailed Description of her Liturgical Services. Le Caire, 1967; Winkler G. Über die Kathedralvesper in der verschiedenen Riten des Ostens und Westens//AfLW. 1974. Bd. 16. S. 53-102; . . 34- [= Хевсуриани Л. М. Проблема состава Sin. 34]//Мравалтави. 1978. 6. С. 88-123; Арранц М. Как молились Богу древние византийцы. Л., 1979; Lingas A. Festal Cathedral Vespers in Late Byzantium//OCP. 1997. Vol. 63. P. 421-448; Habtemichael-Kidane. L " ufficio divino d. Chiesa etiopica. R., 1998. (OCA; 257); Renoux Ch. , ed. Les hymnes de la Résurrection: I. Hymnographie liturgique géorgienne: Textes du Sinaï 18. P., 2000; Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 69-80; Fr ø yshov S. R. L " Horologe «géorgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Diss. P., 2003. P. 433; Успенский Н. Д. [Соч.] М., 2004. Т. 1; Woolfenden G. W. Daily Liturgical Prayer. Aldershot, 2004. Иером. Григорий (Вульфенден), С. Р. Фрёйсхов Певческая практика Начало 1-го стиха («Господи, возвахо к Тебе») и одного припева («Услыши ны, Господи») в 8 гласах нотируются в древнерус. списках с посл. четв. XV в. (напр., ГИМ. Епарх. 181. Л. 95 об.- 98); большее количество стихов с разными припевами встречается в списках XVI в. (напр., Пс 140. 1a, b; Пс 141. 1; Пс 129. 1b с 3 припевами в ркп.

http://pravenc.ru/text/Господи ...

Как и другие памятники древнерусской книжности, «К. в. м.» утратил популярность в Новое время. Его списки XVIII в. неизвестны, однако на основании владельческих помет можно заключить, что сборник не вышел из обращения и в этот период. К XIX в. относятся 3 списка, однако они не представляют собой новый этап развития сборника. Одна из рукописей (РНБ. ОСРК. F.I.452, ок. 1810 г.) была переписана предположительно для Карамзина, работавшего с «К. в. м.» во время создания «Истории государства Российского», 2 другие (ИРЛИ. Перетц. 556, ок. 1813 г.; ГИМ. Востр. 1146, ок. 1849 г.) выполнены полууставом и происходят из старообрядческой среды. Лит.: Карамзин. ИГР. 1819. Т. 6. C. 360; Бобынин В. В. Состояние математических знаний в России до XVI в.//ЖМНП. 1884. Ч. 232. Отд. 2. Апр. С. 201; Соболевский А. И. В каком году крестился св. Владимир?//ЖМНП. 1888. Ч. 257. Июнь. Отд. 2. С. 396-403; Лебедев Д. А., свящ. Средники//ЖМНП. Н. с. 1911. Ч. 33. 5. С. 132; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960. С. 377; Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967. С. 5-6; Былинин В. К. Педагогические функции древнерус. книжной поэзии//Просвещение и педагогическая мысль Др. Руси. М., 1983. С. 45-54; Пентковский А. М. Календарная традиция Др. Руси//Символ. 1989. 22. С. 163-176; он же. Календарные таблицы в рус. рукописях XIV-XVI вв.//Методич. рекомендации по описанию слав.-рус. рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 1. С. 136-200; Романова А. А. Круг миротворный//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 198-201 [Библиогр.]; она же. К проблеме уточнения датировки рукописей XIV-XVI вв. по таблицам и текстам пасхалии//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 186-199; она же. Рукописная традиция и состав сб. «Миротворный круг»//Проблемы источниковедения истории книги. 2000. Вып. 3. С. 53-77; Симонов Р. А. Неизвестная календарная таблица «Круга миротворного»//37-я Науч.-техн. конф. профессорско-преподавательского состава, науч.

http://pravenc.ru/text/2462049.html

Гимнография В Типиконе Великой ц. , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., М. М. упоминается 28 авг. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 386). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память М. М. указывается под 28 авг.: служба М. М. соединяется со службой предпразднества Усекновения главы Иоанна Предтечи и с песнопениями Октоиха; богослужебное последование М. М. состоит из канона, цикла стихир-подобнов и седальна ( Пентковский. Типикон. С. 366). Такой же состав служба М. М. имеет в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., в ГИМ. Син. 168, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 76). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, 28 авг. совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ; рядовая служба Октоиха соединяется с последованием М. М., включающим те же элементы, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но с добавлением еще одного цикла стихир-подобнов (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 496). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитальянскую редакцию Студийского устава, М. М. назначается отпустительный тропарь Τς ρμου πολτης (    ), что предполагает совершение службы с пением на утрене «Бог Господь» ( Arranz. Typicon. P. 183). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава память М. М. отмечается 28 авг.; указывается только отпустительный тропарь М. М. (см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 235; Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 122а). То же и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. (и последующих рус. изданиях, в т. ч. современном) 28 авг. не имеет праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба М. М. соединяется с рядовой службой Октоиха; М. М. назначается также кондак 4-го гласа     Последование М. М., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 1-го гласа Τς ρμου πολτης (    ); кондак 4-го гласа Αθιπων πρσωπα πορραπσας (    ); канон (хотя в совр. богослужебных книгах автор не указан, в Евергетидском Типиконе этот канон приписывается Феофану Начертанному - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 496) без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Δγματι μαρτας μεμελανωμνην τν καρδαν σου (Грызением греховным помраченное сердце мое); цикл стихир-подобнов; седален.

http://pravenc.ru/text/2564010.html

Василия Великого ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars 1.] P. 34; [Pars 2.] P. 30). Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 98, 100, 212, 214), память И. З. отмечается 13 нояб. и 27 янв. 13 нояб. назначается праздничное последование, включающее тропарь Η το στματς σου καθπερ χρυσς (Уст твоих якоже злато...), прокимен из Пс 48, Апостол Евр 7. 26 - 8. 2, аллилуиарий со стихом из Пс 36, Евангелие Ин 10. 9-16, причастен Пс 111. 6b; 27 янв.- то же последование. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 295, 325), отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память И. З. отмечается в те же дни, что и в Типиконе Великой ц., праздничное последование 13 нояб. соединяется с последованием Октоиха и включает тропарь (тот же, что и в Типиконе Великой ц.), 5 самогласных стихир и 3 стихиры-подобны, исполняемые на вечерне и на утрене, канон, по 9-й песни канона - светилен «Небо звездами...», характерный для средних праздников. 27 янв. последование практически то же: совпадают тропарь, канон, стихиры на вечерне, на утрене указаны на выбор 2 кондака 1-го гласа, на хвалитех добавляются стихиры-подобны. Служба на литургии 13 нояб. и 27 янв. совпадает с описанной в Типиконе Великой ц. В слав. Минеях и Стихирарях студийской традиции 13 нояб. и 27 янв. помещается праздничное последование И. З., в целом совпадающее с указаниями Студийско-Алексиевского Типикона, хотя встречаются и песнопения, не упомянутые в Типиконе (напр., см.: БАН. 34.7.6 - Sticherarium palaeoslavicum petropolitanum/Ed. N. Schidlovsky. Hauniae, 2000. (MMB; 12); РГБ. Ф. 304/I. 22. Л. 43 об.- 44 об.; Ягич. Служебные Минеи. С. 362-370; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 48-49). Неиспользуемые песнопения входят в последование И. З. в более поздних редакциях Студийского и Иерусалимского уставов. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 312-313, 400-401) под 13 нояб. помещено в целом то же последование И.

http://pravenc.ru/text/541598.html

52 Известны два греческих списка 5-го слова: 1. Vatopedinus 12. XIV в. Пятое обличительное слово против армян (f. 21 об. лл.). Оно озаглавлено: Νικτα μοναχο κα πρεσβυτρου μονς τν Στουδου το κα Στηθτου λγος στηλιτευτικς ε´ κατ ρμενων κα περ τν ζμων; 2. Monac. gr. 524. XIV в. Пятое обличительное слово против армян (f. 14 + 4 лл.). Оно озаглавлено: Το Στηθεου (Στηθιαου – исправление Хергенрëтера) κρου Νικτα τς μονς τν Στουδτων κατ ρμενων κα Λατνων (κα) περ νζμων κα ζμων. Нач. Ε φιλοσοφτερον χοντες βον. Издано в: Hergenröther 1869. P. 139–154. 53 Hunger H., Kresten O. Katalog der griechischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. Teil 3/1. Cod. theol. 1–100. Wien, 1976. S. 103–104. Первые три рукописи (AV1 V2) были просмотрены de visu, венская – по фотокопии, полученной благодаря участию А. М. Пентковского. 55 В одном наиболее показательном случае 8 , 92 чтение MV 1 V 2 B совпадает с худшим чтением, указанным Б. Коттером (διασττως вместо διασπστως), в другом 18 , 255 лучшее чтение G (по сравнению со всеми греческими рукописями) (≈ γρφς) совпадает с чтением большинства греческих рукописей, перечисленных К. Морескини, а также подтверждается тем чтением (πεγρφς), которому было отдано предпочтение. См.: Moreschini, Gallay 1990; Kotter 1973. 56 Все грузинско-греческие разночтения, установленные М. А. Рапава, были уточнены и дополнены С. С. Кимом, выпускником МДС, в настоящее время студентом Школы языков и цивилизаций Древнего Востока при Католическом институте в Париже (ELCOA). 61 единогласными MBV 1 V 2 : быть в единой воле с Ней [Церковью]. Соотв. греч. причастие «единомыслящими» (досл. «единогласными» μοφωνοσι) в груз. пер. передано инфинитивной формой (≈ μοφωνεν) и синтаксически уравнено глаголу «согласиться» (συμφωνεν: ≈ συμφωνεν κα μοφωνεν τ κκλησ). Ср. рус. пер. с груз. текста: «Подобало убо вам, о мудрые из армян и избранные, согласиться с единой, соборной, апостольской Церковью, устроенной от предела вселенной вплоть до предела ее, и быть единой воли с ней в одном и том же учении о домостроительстве и вочеловечении Слова».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

М., 1998. С. 143-152. (Тр. ГИМ; Вып. 100); Matejko L. К poézii Zlatého veka//Slovensko-bulharské jazykové a literárne vzt " ahy. Brat., 1998. S. 25-31; Йовчева М. Новооткрити химнографски произведения на Климент Охридски в Октоиха//Palaeobulgarica. 1999. Год 23. 3. С. 3-30; она же. Гимнографич. наследие кирилло-мефодиевских учеников в рус. книжности//ДРВМ. 2002. 2 (8). С. 100-112; она же. Проблемы текстол. изучения древнейших памятников слав. гимнографии//La poesia liturgica slava antica. София; R., 2003. С. 56-78; она же. Солунският Октоих в контекста на южнослав. Октоиси до XIV в. София, 2004. (КМС; 16); она же. Акростихът в старобългарския канон за Св. Троица като свидетел произхода на творбата//Црквене cmyдuje: Центра за црквене cmyдuje. Ниш, 2005. Год. 2. Бр. 2. С. 299-311; Мошкова Л. В. Гимнографич. произведения Климента Охридского: (Структурно-содержательные особенности)//Славяноведение. 1999. 1. С. 5-21; она же. К вопросу о составе переславских Миней 1-й четв. XV в. (сент.-окт.)//ДРВМ. 2006. 1 [в печати]; Рогачевская Е. Б. Цикл молитв Кирилла Туровского: Тексты и исслед. М., 1999; Ханник К. Начала слав. гимнографии в кирилломефодиевскую эпоху//Thessaloniki - Magna Moravia: Proc. of the Intern. Conf. Thessal., 1999. С 347-354; Крашенинникова О. А. Три канона из Октоиха Климента Охридского//Славяноведение. 2000. 2. С. 29-41; Mare š F. V. «Hospodine, pomiluj ny»// Idem. Cyrilometodjska tradice a slavistika. Praha, 2000. S. 403-476; Нечунаева Н. А. Минея как тип славяно-греч. средневек. текста. Таллин, 2000; Федоскина Е. С. Покаянный канон Климента Охридского в составе древнеслав. Октоиха//ВМУ: Филол. 2000. 3. С. 75-83; Podskalsky G. Theologishe Literatur des Mittelalters in Bulgarian und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 425-470; Верещагин Е. М. Церковнослав. книжность на Руси: Лингвотекстол. разыскания. М., 2001; Кравецкий А. Г. , Плетнева А. А. История церковнослав. языка в России, кон. XIX-XX в. М., 2001; Пентковский А. М. , Йовчева М. Праздничные и воскресные блаженны в визант.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В СПбДА выпустили онлайн-курс «Чины Требника» 02.02.2022 Краткий курс «Чины Требника » знакомит слушателей с содержанием современного Требника и его историей, а также со структурой, историческим развитием и богословской интерпретацией некоторых чинопоследований: чинов христианского посвящения (Крещение и Миропомазание), чинов благословения брака, врачевальных чинов (таинство Елеосвящения), чинов пострижения в монашество и чинов погребения. В первой лекции слушатели знакомятся с историей византийского Евхология и славянского Требника, с основными рукописными и старопечатными источниками и с научными изданиями различных текстов в работах Ж. Гоара, А. А. Дмитриевского, П. Трембеласа и других исследователей. Цель этой лекции — снабдить слушателя необходимым инструментом для исследования чинов Требника. В последующих лекциях, используя этот инструмент и основываясь на рукописных и старопечатных источниках, рассматривается историческое развитие чинопоследований и комментируется их современная структура. Лекции знакомят слушателей с трудами современных исследователей — литургистов, филологов и текстологов. Каждая лекция снабжена ссылками на литературу: исследования как русскоязычных (Т. И. Афанасьева, свящ. М. Желтов, А. М. Пентковский), так и иностранных учёных (С. Паренти и Е. Велковска, М. Джонсон, Г. Рэдл, Д. Олтеан, П. Мейендорф и др.). Лектор — Александр Андреевич Андреев, кандидат теологии, доцент Санкт-Петербургской духовной академии. Проект «Богослужебный интерлинеар» разработан сотрудниками кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии совместно с преподавателями кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ. Помимо курса лекций проект предполагает публикацию отдельного сайта, где будут размещены размеченные чины славянского Требника и греческого Евхология. Презентация сайта состоится в начале февраля. Содержание курса: Первую лекцию курса можно посмотреть здесь: http://youtu.be/GXtu6Bqyeng Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.02.2022 17:02:55

http://drevo-info.ru/news/27734.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010