Там же. Там же. С. 393. См.: Пентковский А. Студийский устав и уставы студийской традиции//Журнал Московской Патриархии. 2001. 5. См.: Повесть временных лет/Пер. Д.С. Лихачева. М., 2007. См.: Пентковский А. Студийский устав и уставы студийской традиции. См.: Феодор Студит, преподобный. Огласительные поучения и завещание. М., 1998 . Практика чтения «Огласительных поучений» преподобного Феодора Студита после вечернего всенощного бдения существует в Воскресенском Белогорском мужском монастыре Воронежской епархии (настоятель – иеромонах Тихон). Нил Сорский и Иннокентий Комельский , преподобные. Сочинения. СПб., 2008. С. 85. Там же. С. 89–91. Древнерусские иноческие уставы. М., 2001. С. 60. В его заглавии так и обозначается: «Типикон, сие есть Устав». См.: Попов К. Юрьевский архимандрит Фотий и его церковно-общественная деятельность//Труды Киевской духовной академии. 1875. 2, 6. См.: Летопись новгородского Юрьева монастыря. СПб., 2008. С. 77–84. Большого труда стоит увидеть современный устав Троице-Сергиевой лавры, а в почитаемой Оптиной пустыни братия, живущие в ней по нескольку лет, ни разу не смогли ознакомиться с ее уставом. Не говорю уже о многих не таких благоустроенных обителях, в которых и после десятилетий существования правила монашеской жизни еще не написаны. Образцом устава, составленного с глубоко духовным пониманием, может послужить пример Всесвятского скита монастыря на Валааме. Настоятелем его является келейник старца Софрония (Сахарова). Он устроил у себя безмолвную обитель, подобную афонским. Многие церковные службы там отправляют по четкам с Иисусовой молитвой, несколько дней хранят полное безмолвие, а сам язык описания правил жизни вдохновляет насельников и паломников к подражанию. И к тому же увидеть этот устав возможно каждому приходящему. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии диакон Петр 8 декабря 2009, 20:32 Здравствуйте,очень понравилась ваша работа,все просто и ясно,но хотелось бы поподробнее тему раскрыть.Я как раз пишу дипломную работу на тему " Дисциплинарная часть древнерусских уставов " . Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31541.html

Праздничные тропари на Б. обычно используют в качестве ирмоса воскресных тропарей на Б.; оригинальные ирмосы содержатся в греч. циклах праздничных тропарей на Б. на Благовещение и Рождество Иоанна Предтечи ( Никифорова. С. 158). С XIV в., после повсеместного перехода на Иерусалимский устав (к-рый знает только тропари на Б. Октоиха, а для праздников годовых кругов использует отдельные песни утренних канонов), жанр праздничных тропарей на Б. исчезает из литургических книг. Однако нек-рые последования все же имеют специальные тропари на Б.- напр., службы всех святых, в земле Российской просиявших, мч. Иулиана Египетского (в Минее (МП) опубликована 2-й под 21 июня). Пение тропарей на Б. на литургии Студийско-Алексеевский Типикон ( Пентковский. Типикон. С. 235-367) регулярно указывает пение на литургии изобразительных антифонов и тропарей на Б. В то время как в те дни, на к-рые не попадают праздники годовых циклов, употребляются тропари на Б. Октоиха, в праздничные дни для пения на Б. обычно назначаются 3-я и 6-я песни утреннего канона (1, 4, 14, 23 сент., 11 нояб., в Неделю св. отцов перед Рождеством Христовым, 26 дек., 7, 13 янв., 2, 24 февр., 9 (в субботу или воскресенье) и 17 (в субботу или воскресенье) марта, 23 апр., 25 мая, 23, 24, 29 июня, 14, 15, 30 авг.). В нек-рые дни назначаются только 3-я (1 янв., 14 авг., 29 авг.) или 6-я песни (в Лазареву субботу (из четверопеснца) и в Неделю жен-мироносиц (из четверопеснца Великой субботы)). 8 сент. на Б. предписано петь тропари 3-й и 5-й, в субботу мясопустную - 4-й, а на праздники Преображения и Недели ваий - 4-й и 5-й песней. Достаточно часто Студийско-Алексиевский Типикон разрешает соединение тропарей на Б.- обычно воскресных и праздника. Т. о., в Студийско-Алексиевском Типиконе преобладает употребление на Б. в праздничные дни тропарей из канона утрени, но иногда встречается упоминание и специальных праздничных тропарей на Б. В ряде случаев особо оговаривается замена праздничных тропарей на Б. на песнь утреннего канона - напр., на Воздвижение Креста: «Не поéму «Помяни насъ Христе», нъ въ того место ирмосъ» (также 26 дек., 7 янв., 15 авг. и в Неделю ваий).

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

Не позднее конца IX века на основании студийских нормативных текстов (главным образом Студийского синаксаря и Глав о распределении пищи ) был составлен студийский Ипотипосис, представляющий собой краткое изложение некоторых студийских богослужебных и дисциплинарных обычаев, которое, однако, не может рассматриваться в качестве регулятора богослужения. Известны две редакции Ипотипосиса – и но ни одна из них не предназначалась для Студийского монастыря, в котором существовали нормативные тексты, использованные при составлении Ипотипосиса. Вероятно, этот краткий текст был составлен для какого-либо периферийного монастыря, ориентировавшегося на студийскую традицию. Евергетидский типикон Во второй половине XI столетия в организации внутренней жизни некоторых византийских монастырей стали происходить существенные изменения, вызванные противодействием харистикарной практике (передача монастырей частным лицам в условное и временное Одним из центром этих реформ стал монастырь Пресвятой Богородицы Благодетельницы (Евергетиссы), основанный в 1048 году недалеко от константинопольских стен. Сохранившийся в списке XII века Евергетидский представляет собой наиболее ранний типикон реформированных монастырей, содержащий ктиторскую и богослужебную части. Несколько глав ктиторской части, которая была составлена вторым ктитором монастыря монахом Тимофеем в третьей четверти XI века, содержат описание особенностей суточного круга богослужения в Евергетидском монастыре, причем в каждой из этих глав находятся ссылки на богослужебный типикон Богослужебная часть Евергетидского типикона (Евергетидский синаксарь) во многих случаях последовательно совпадает с различными уставами студийской традиции (Типиконом патриарха Алексия Студита, южно-итальянскими типиконами, Синаксарем Георгия Мтацминдели), что указывает на зависимость Евергетидского синаксаря от Студийского синаксаря. При этом между ктиторским типиконом Евергетидского монастыря и дисциплинарными текстами студийского происхождения такие совпадения отсутствуют.

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

Итак, и история иерусалимского богослужебного устава, и история константинопольского богослужебного устава разделяется на два периода, причем основные параметры второго периода для этих двух уставов совпадают. Если представить полученные результаты в виде таблицы, то эта таблица имеет следующий вид: Период/Параметр Константинополь, доиконоборческий период Иерусалим, ранний (до 1009 года) период Константинополь, послеиконоборческий период Иерусалим, поздний (после 1009 года) период Месяцеслов Лекционарная система Евхологические тексты 5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон Полученные результаты могут быть использованы при рассмотрении частных вопросов исторической литургики, одним из которых является вопрос о происхождении Иерусалимского типикона. В данном случае следует сопоставить Иерусалимский типикон с Типиконом патриарха Алексия Студита, в основе богослужебной части которого лежит Студийский синаксарь, то есть богослужебный устав Студийского монастыря. Эти типиконы обладают совпадающими базовыми параметрами (месяцеслов, лекционарная система и евхологические тексты) константинопольского происхождения (И2=К2). Константинопольское происхождение Типикона патриарха Алексия Студита и соответственно Студийского синаксаря не вызывает каких-либо сомнений, однако формирование Студийского синаксаря относится к середине IX века, а в этот период иерусалимский богослужебный устав еще имел параметры типа И1, а не И2=К2. Следовательно, Иерусалимский типикон, известный также под поздним названием «Устав лавры Саввы Освященного», вторичен по отношению к Студийскому синаксарю и представляет собой адаптацию последнего к обычаям палестинских киновий, произведенную, вероятно, в X столетии. Именно поэтому Никон Черногорец в последней трети XI века смог указать только два существенных различия между иерусалимскими и студийскими типиконами: во-первых, всенощные бдения в воскресные и праздничные дни, во-вторых, особое окончание праздничной или воскресной утрени в иерусалимской традиции (связанное с пением Великого славословия ), при котором утренние стихиры на стиховне присоединялись к стихирам на хвалите, тогда как в студийской традиции структура заключительной части утрени в воскресные, праздничные и непраздничные дни была Однако эти различия не затрагивали ни один из трех базовых параметров богослужебного устава и поэтому не имели принципиального 6. Выводы

http://sedmitza.ru/lib/text/443679/

На 9-м часе порядок меняется: после Евангелия поется кондак Великой Пятницы с икосом, возглашается сугубая ектения, затем следуют стихи часа и проч., в конце часа - просительная ектения и 3 поклона. После 9-го часа Мессинский Типикон указывает стихословить изобразительны (Типикон прп. Георгия об этом умалчивает). Вечерня Великой Пятницы, согласно Типикону прп. Георгия Мтацминдели, в соответствии с константинопольской практикой того времени, переходит в литургию Преждеосвященных Даров; по Мессинскому Типикону, после Евангелия вечерни следуют сугубая ектения, " Сподоби, Господи " , главопреклонная молитва и заключение вечерни от " Сый благословен " (т. о., стиховные стихиры отсутствуют, что указывает на то, что обычай не совершать в Великую Пятницу литургию Преждеосвященных Даров начал распространяться в монастырях студийской традиции совсем незадолго до времени составления Мессинского Типикона). В обоих Типиконах число стихир на " Господи, воззвах " равняется 6, указаны вход и чтения - те же, что и в Типиконе Великой церкви Повечерие вечером в Великую Пятницу по обоим Типиконам - великое; на повечерии поются четверопеснец прп. Андрея Критского (после XI в. этот четверопеснец редко встречается в рукописях и изданиях Триоди; см. ст. Великая суббота, разд. " Византийская гимнография " ) и тропарь Великой субботы " Благообразный Иосиф " . В Типиконах указано читать после кондака на утрене 3 и 9-го часов посвященные Страстям Господним слова святителей Георгия Никомидийского, Прокла Константинопольского и Афанасия Великого; Мессинский Типикон упоминает также слово свт. Иоанна Златоуста после вечерни (видимо, замещающее собой исчезнувшую литургию) (Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 284-289; Arranz. Typicon. P. 236-242). В синаксаре Евергетидского Типикона кон. XI в., отражающем практику малоазийского и отчасти константинопольского монашества того времени (Пентковский А. М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы//БТ. 2003. Сб. 38. С.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Также общая служба П. и сщмч. Клименту 25 нояб. представлена в разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов. В студийских рукописях последование П. уже в ранний период довольно обширно. Так, в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.- древнейшей сохранившейся редакции студийского Синаксаря - и в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, последование П. включает тропарь 4-го гласа      (общий священномученику), кондак (только в Студийско-Алексиевском), канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа авторства Феофана с ирмосом     на «Господи, воззвах» - 3 стихиры-подобна плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, на вечерней стиховне - славник 4-го гласа, на стиховне утрени - стихиру 7-го гласа (в Евергетидском - другую, 1-го гласа), ексапостиларий, седален плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа (только в Евергетидском). Служба в обоих памятниках составлена с приоритетом П., однако в Евергетидском Типиконе цикл стихир сщмч. Клименту на «Господи, воззвах» стоит первым (остальной материал - на 2-м месте) ( Пентковский. Типикон. С. 298; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 325-326). Мессинский Типикон 1131 г., представляющий собой южноиталийскую редакцию Студийского устава, 25 нояб. предлагает службу, объединяющую гимнографический материал сщмч. Климента, П., вмц. Екатерины и вмч. Меркурия (с приоритетом сщмч. Климента). Последование П. то же, что и в предыдущих памятниках ( Arranz. Typicon. P. 61-62). Афонский Георгия Мтацминдели Типикон (ок. 1042) предлагает совершать общую службу сщмч. Клименту, П. и вмч. Меркурию ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 242). В древнейших слав. рукописных Минеях студийской эпохи (XI-XII вв.) 25 нояб. предлагается совершать службу сщмч. Клименту, П. и вмц. Екатерине (с попеременным приоритетом сщмч. Климента и П.), последование П. включает седален 4-го гласа, стихиру 4-го гласа на стиховне вечерни и канон ( Ягич. Служебные Минеи. 1886. С. 446-461; Горский, Новоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 32).

http://pravenc.ru/text/2580326.html

На 9-м часе порядок меняется: после Евангелия поется кондак В. п. с икосом, возглашается сугубая ектения, затем следуют стихи часа и проч., в конце часа - просительная ектения и 3 поклона. После 9-го часа Мессинский Типикон указывает стихословить изобразительны (Типикон Георгия Мтацминдели об этом умалчивает). Вечерня В. п., согласно Типикону Георгия Мтацминдели, в соответствии с к-польской практикой того времени переходит в литургию Преждеосвященных Даров; по Мессинскому Типикону, после Евангелия вечерни следуют сугубая ектения, «Сподоби, Господи», главопреклонная молитва и заключение вечерни от «Сый благословен» (т. о., стиховные стихиры отсутствуют, что указывает на то, что обычай не совершать в В. п. литургию Преждеосвященных Даров начал распространяться в монастырях студийской традиции совсем незадолго до времени составления Мессинского Типикона). В обоих Типиконах число стихир на «Господи, воззвах» равняется 6, указаны вход и чтения - те же, что и в Типиконе Великой ц. Повечерие вечером в В. п. по обоим Типиконам - великое; на повечерии поются четверопеснец прп. Андрея Критского (после XI в. этот четверопеснец редко встречается в рукописях и изданиях Триоди; см. ст. Великая суббота , разд. «Византийская гимнография») и тропарь Великой субботы «Благообразный Иосиф». В Типиконах указано читать после кондака на утрене и 3-го, и 9-го часов посвященные Страстям Господним слова святителей Георгия Никомидийского, Прокла К-польского и Афанасия Великого; Мессинский Типикон упоминает также слово свт. Иоанна Златоуста после вечерни (видимо замещающее собой исчезнувшую литургию) ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 284-289; Arranz. Typicon. P. 236-242). Положение во гроб. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. Ок. 1497 г. (ЦМиАР) Положение во гроб. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. Ок. 1497 г. (ЦМиАР) В синаксаре Евергетидского Типикона кон. XI в., отражающем практику малоазийского и отчасти к-польского монашества того времени ( Пентковский А.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Во мн. студийских и иерусалимских Типиконах 14 сент., т. е. в день В., указывается память кончины свт. Иоанна Златоуста, но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять 2 торжественные службы. Как правило, его память переносится на 13 нояб. (так в т. ч. и по принятому в наст. время Типикону). Однако в ряде студийских и иерусалимских Типиконов все же дан устав соединения последований В. и святителя; часто дозволение соединять последования дается только храмам, посвященным свт. Иоанну ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 328; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 112, 468; Устав. М., 1610. Л. 269, 280; Голубцов. Чиновник Новгородского Софийского собора. С. 27-28). В южно-италийских редакциях Студийского устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 811, 839; Arranz. Typicon. P. 23). Праздник В . в Типиконах студийской традиции Известные студийские Типиконы принадлежат к 3 основным ветвям студийской традиции - к-польской (представлена Студийско-Алексиевским Типиконом 1034 г., близким к несохранившемуся первоначальному студийскому Синаксарю), афоно-италийской (представлена прп. Георгия Мтацминдели Типиконом XI в., Мессинским Типиконом 1131 г. и рядом др. памятников) и малоазийской (представлена Евергетидским Типиконом кон. XI в. и Христа Человеколюбца мон-ря Типиконом XII в.) ( Пентковский. 2001). Богослужение праздника В. во всех студийских памятниках совершается по праздничному чину; на вечерне бывает вход и читаются паремии (те же, что в Типиконе Великой ц.); на утрене - чтение из гл. 12 Евангелия от Иоанна, к к-рому прибавляется «Воскресение Христово видевше» (чем подчеркивается связь Крестной смерти Иисуса Христа и Воскресения Христова); в конце утрени бывает чин воздвижения Креста; литургийные чтения - те же, что и в Типиконе Великой ц. I. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону ( Пентковский. Типикон. С. 281-284), праздничный цикл В. составляет 3 дня: предпразднство 13 сент., праздник 14 сент. и его попразднство 15 сент.

http://pravenc.ru/text/155081.html

) и агиографический Синаксари К-польской Церкви, а также Малый Синаксарь прп. Евфимия Святогорца. Как показал А. М. Пентковский ( Пентковский. 2001), Синаксарь прп. Георгия принадлежит к афоно-южноитал. редакции Студийского устава. Подробнее см. ст. Георгия Мтацминдели Типикон . При создании полной Минеи прп. Георгий широко пользовался материалом из Иадгари и служебной Минеи 1-й редакции, но он также перевел большой по объему новый материал и критически пересмотрел старые переводы. Известны основные этапы работы прп. Георгия над Минеей (см.: Джгамая. 1986. С. 83-100): первым был переведен греч. Стихирарь (см., напр., рукописи: Ath. iber. 58 и 66), содержавший стихиры и седальны на весь год, затем - т. н. Малая Минея (см., напр., рукописи: Ath. iber. 52 и 57), эквивалент греч. Миней того времени, на каждый литургический день дающая 1-2 комплекта стихир и (несистематически) седальнов (наличие седальнов - характерная черта Минеи прп. Георгия, отличающая ее от более ранних груз. Миней) и канон. Дополнительный комплект стихир (т. е. соответствующая часть Стихираря), тропари и светильны могли прилагаться к концу рукописи Малой Минеи. Окончательная редакция Минеи прп. Георгия возникла в результате объединения Малой Минеи с материалом Стихираря и расположения всего гимнографического материала в надлежащем порядке (т. е. перемещения дополнительных стихир и проч. из приложения в гимнографические формуляры отдельных дней). Прп. Георгий составил окончательные минейные сборники для неск. месяцев; работа по объединению в однородные сборники переведенного и отредактированного прп. Георгием материала на основании его же указаний, сохранившихся в колофонах его рукописей, была завершена др. афонскими подвижниками, Григорием Хахульским (2-я пол. XI в.) и Николаем Монахом (нач. XII в.). Число памятей груз. святых в Минее прп. Георгия невелико: св. равноап. Нины, св. Або Тбилисского, преподобных Евфимия Святогорца, Илариона Грузина. Система памятей в Минее не всегда совпадает с календарем Великого Синаксаря прп.

http://pravenc.ru/text/639853.html

В к-польском Типиконе Великой ц . IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 108) память Г. Д. отмечена вместе с памятью ряда др. святых; в нек-рых рукописях Типикона приведены тропари Г. Д. (особый, 4-го гласа: Τ σμα ταπεινσας (Тело смирив...), и общий преподобным). В различных редакциях Студийского устава служба Г. Д. соединяется с последованием предпразднства Введения во храм Пресв. Богородицы , а также с песнопениями Октоиха; чтения литургии - Божией Матери. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. говорится о соединении последования предпразднства со службой «дневного святого» ( Пентковский. Типикон. С. 297); в Мессинском Типиконе 1131 г. на вечерне на «Господи, воззвах» предписано спеть в т. ч. 3 стихиры, а на утрене - канон и по 3-й песни канона седален Г. Д. ( Arranz. Typicon. P. 59); согласно Евергетидскому Типикону кон. XI в., 20 нояб. песнопения Октоиха уже не поются, а к службам предпразднства и Г. Д. присоединяется последование свт. Прокла К-польского (память свт. Прокла отмечена и в Мессинском Типиконе, но там она не имеет богослужебного последования), поэтому вместо 3 стихир Г. Д. на «Господи, воззвах» поются 2, а седален Г. Д. поется по 2-й кафизме, после чего, «если есть», может быть прочитано Житие Г. Д. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 319-320). По различным редакциям Иерусалимского устава , как и по Евергетидскому Типикону, 20 нояб. соединяются последования предпразднства Введения и святых Г. Д. и Прокла, без песнопений Октоиха, по уставу вседневной службы; чтения литургии - святительские. Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), на «Господи, воззвах» поются 3 стихиры Г. Д. (после 3 стихир предпразднства; стихиры свт. Прокла поются на стиховне); отпустительные тропари вечерни и утрени - предпразднства и вместе обоим святым (общий преподобным); на утрене также указано чтение Жития Г. Д. (названного не Декаполитом, а Акрагантским), каноны утрени - предпразднства, Г. Д. и свт. Прокла ( Дмитриевский. С. 53). То же в первопечатном рус. Типиконе (М., 1610; здесь Житие Г. Д. также названо Житием Григория Акраганита), но здесь кроме общего обоим святым тропаря указан еще и особый тропарь свт. Проклу, а по 3-й песни канона предписано петь кондаки и седальны каждому из святых (Л. 311 об.- 313 об.). В принятом ныне в РПЦ Типиконе (Типикон. [Т. 1.] С. 268-270) устав службы 20 нояб. описан в целом так же, как и в первопечатном рус. Типиконе, но без особого тропаря свт. Проклу. В случае совпадения 20 нояб. с воскресным днем Типикон предписывает петь последование свт. Прокла в иной день, в этом случае - с особым тропарем, тогда как последование Г. Д. соединяется со службами воскресной и предпразднства, также с особым тропарем (3-го гласа,        ) (Там же. С. 270-272).

http://pravenc.ru/text/166830.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010