Н. Н. К. Гимнография Во всех известных богослужебных книгах память П. устойчиво отмечается 8 окт. В Типиконе Великой церкви VIII-IX вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. отмечена без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64). В разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов служба имеет непраздничный характер. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, описание службы не включает тропарь, зато упоминается самогласная стихира на вечерней стиховне ( Пентковский. Типикон. С. 288). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, указана служба без тропаря, к-рая включает только стихиры плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, канон и седален; самогласна в последовании нет ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 291-292). В груз. литургическом сборнике XI-XII вв. (Hieros. Patr. iver. 124. Fol. 146, пер. прп. Георгия Святогорца) в службе П. помещены самогласен, канон авторства Георгия и седален ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2011. Т. 5. С. 441). Мессинский Типикон 1131 г., представляющий южноиталийскую редакцию Студийского устава, указывает рядовую службу П. с общим тропарем преподобной жене плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Εν σο μτερ κριβς (        ) ( Arranz. Typicon. P. 38). В древнейших слав. рукописных Минеях студийской эпохи (XI-XII вв.) последование П. включает седален, группу из 3 стихир (в ркп. РГАДА. Ф. 381. 89 - 2 группы стихир-подобнов, 4-го и 8-го гласов), стихиру-самогласен и канон, что в целом соответствует описанию Студийско-Алексиевского Типикона ( Ягич. Служебные Минеи. С. 51-56; Горский, Новоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 18). В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. (в отдельных списках - до XVII в.) последование П. не включает тропарь, указывается служба с «Аллилуия» (напр., Sinait. gr. 1094, XII в. Fol. 25v; 1096, XII в.- Lossky. Typicon. P. 176; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 31 и др.). В списках кон. XIV-XVI в. встречается указание о пении или «Аллилуия», или, по желанию, тропаря Εν σο μτερ κριβς (напр., Sinait. gr. 1098 и 2047; Paris. gr. 387); с XV в. в иерусалимских Типиконах обычно прямо указывается пение тропаря, эта традиция закрепилась в печатных изданиях (с издания 1545 г.). Указание петь «Аллилуия» отмечено в слав. списках в ранних серб. редакциях (Типикон архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 51а; Романов Типик - РГБ ОР. Ф. 270. Слав. 24), но в русских редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., в тексте «Ока церковного» , и до совр. изданий всегда указывается пение общего тропаря. В греческих и славянских Минеях общий тропарь П. появляется еще раньше (напр., в греч. Минее - Paris. gr. 267, XIV в.; в слав. Минее - НБКМ. Слав. 518, XIII-XIV вв.). Начиная с XV в. списки Иерусалимского устава обычно включают в последование П. кондак 2-го гласа.

http://pravenc.ru/text/2579910.html

69 Реконструкцию чина вечерни согласно «песненному последованию» см. в работах: Арранц. Как молились... С. 257–303; Hanke. Das Kathedraloffizium... Kapp. 9–10. 70 Ср.: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 1: Τυπικ. К., 1895. С. 867, 870, 872. 93 См.: Лисицын М., прот. Первоначальный славяно-русский Типикон: историко-литургическое исследование. СПб., 1911. С. 41–42, примеч. 11. 94 О различных попытках распределить молитвы кафедрального Евхология по чину монастырской утрени, встречающихся в греческих рукописях, см.: Арранц. Как молились... С. 104–114. 96 См.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 188, 207–208. 100 Свт. Симеон называет ее «песненной утреней», но в действительности описываемый им чин представляет собой синтез элементов древнего кафедрального и монастырского последований. 102 См.: Слива Е. Э. Услышим св. Евангелия... (Некоторые особенности утренней службы по двум пергаменным рукописям XV в.: БАН, собр. Археографической комиссии, 171 и ИРЛИ, Карельское собр., 476)//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 136–147, здесь: с. 141. 103 См.: Лисицын. Первоначальный славяно-русский Типикон... С. 38–40, примеч. 10 (ср.: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 1: Православная вечерня. Чин всенощного бдения. М., 2004. С. 348–353). 105 См.: Шугаев. Древнерусские богослужебные сборники... С. 100–101. Довольно большое число рукописей, предполагающих чтение Евангелия в конце воскресной утрени, включая Служебники, опровергает тезис Е. Э. Сливы об уникальности содержащегося в БАН. Арх. ком. 171 ИРЛИ. Кар. 476 свидетельства (Слива. Услышим... С. 144). 107 Лисицын. Первоначальный славяно-русский Типикон... С. 3–160. Еще более радикальную гипотезу выдвинул прот. Б. Чифлянов, заявивший, что полный круг литургических текстов для совершения богослужения по уставу «песненного последования» на славянский язык перевели никто иные, как свв. Кирилл и Мефодий (Чифлянов Б. Богослужебният чин, преведен от св. братя Кирил и Методий в началото на тяхната моравска мисия. Фессалоника, 1994. (νλεκτα Βλατδων; 31)). В своей книге прот. Чифлянов приводит большое количество различных богослужебных текстов по позднейшим рукописям и печатным изданиям – но ни одного твердого факта в поддержку своей теории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Преподобный Феодосии упоминается и в Иерусалимском типиконе, составленном в 1214 году для монастыря святой Екатерины па Синае (Sin. gr. 1097, f. 20, 109v-110r. Ср.: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Пг., 1917. Т. III (первая половина). С. 403, 412. Эти два элемента и составляют бдение, которое прибавлялось к вечерне в воскресные и праздничные дни в соответствии с указаниями архаичного сирийского Иерусалимского типикона Sinai, syriac 129. Эта рукопись имеет следующий состав: заглавие и краткие богослужебные указания, сходные с имеющимися в Sinai, syriac 136 (f. 6-8); месяцесловная часть Иерусалимского синаксаря (л. 8-89v), триод-пая часть Иерусалимского синаксаря (f.90-127v); Акафист Пресвятой Богородице (f.127v-136); описание бдения (f. 136-138); стихиры на Сретение (f. 138-138v); канон шестого на полунощнице (f. 138v-145). Sin. syr. 136, f. 246v. Ср.: Sin. gr. 1097, f. 24. Papadopoulos-Keramem A. Typikon tes en Hierosolymois ekklesias//Analekta Hierosolymetikes Stachiologias. En Petropolei, 1894. Т 2. S. 3:29-7:11. Firenze, Laurenziana, Plut.10.15, f. 1- 170v. Описание рукописи см.: Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 159-160. Подробное описание этого перевода, выполненного в конце XII века, см.: Кекелидзе К. С. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 315-347. Sinai, Arab. 264. Рукопись была написана в 1336 году, однако перевод был выполнен в конце XII века в Лавре Саввы Освященного. Описание этих рукописей см:. Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 1-65. См., например, Sin. gr. 1095; Jerusalem, Orthod. Patr., Saba 628; Jerusalem, Orthod. Patr., Staurou, 106; Jerusalem, Orthod. Patr., Staurou, 52 (Дмитриевский А. А. Т III. C. 65- 68, 71-73, 180), а также РГБ, Севаст. 35. Miklosich Ph., Mutter I. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vindobonac, 1890. V. 6. P. 71. Пентковский A.M. Евергетидский монастырь и императорские монастыри в Константинополе в начале XII века//Византийский временник (в печати).

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Ист.: BHG, N 703-703g; Василий Великий, свт. Творения. М., 1993р. Ч. 4. С. 280-308; PG. 31. Col. 489-507; ActaSS. Ian. T. 1. P. 3, 130-133; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 141-147; Esbroek M. , van. La Passion arménienne de S. Gordius de Césarée//AnBoll. 1976. Vol. 94. P. 357-386. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6; Halkin F. Un second S. Gordius?//AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 5-15; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 621; Lackner W. Eine verkappte Hesychios-Passio//AnBoll. 1970. Vol. 88. P. 5-12; Sanspeur C. L. Hellénismes retrouvés dans la Passion arménienne de S. Gordius//HAms. 1980. T. 94. Col. 23-26; Bertocchi P. Gordio//BiblSS. Vol. 7. Col. 121; Declerck J. H. Gordios (1)//DHGE. T. 21. Col. 742-743; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 98-99. О. В. Л. Гимнография Память Г. отмечается уже в Типиконе Великой ц. IX-X вв., хотя и без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 172). В студийских и иерусалимских Типиконах и памятниках, с ними связанных, 3 янв. соединяются последования предпразднства Богоявления, Г. и прор. Малахии. Последование Г. не имеет признаков торжественности, а элементы торжественности (в частности, пение на утрене «Бог Господь») в службу этого дня вносит последование предпразднства. Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. не описывает подробно последование Г., а отмечает только, что читается Похвальное слово свт. Василия Великого на память Г. ( Пентковский. Типикон. С. 314; в поздних памятниках то же Похвальное слово назначается на этот день). Согласно др. редакциям Студийского устава ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 373; Arranz. Typicon. P. 93), а также ранним редакциям Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., л. 32 об.), на утрене поется только тропарь предпразднства. В поздних редакциях Иерусалимского устава также соединяются 3 последования, но в последовании Г. появляется тропарь (общий) (см., напр., печатные греч. Типиконы (Венеция, 1545, 1577), слав. Часослов (Краков, 1497), рукописные слав. Типиконы XVI в. и проч.). Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), на литургии можно по желанию совершить службу (прокимен, Апостол и проч.) в честь Г. Слав. Типикон 1610 г. приводит службу полностью: прокимен из Пс 15, Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен Пс 111. 6b, евангельского чтения мученику в этом Типиконе нет, чтение предпразднства Богоявления. В Типиконе 1633 г. назначается общее чтение мученику. В Типиконе 1641 г. указывается песнь на блаженнах из канона Г. (такого указания нет в более ранних и в последующих изданиях Типикона), прокимен из Пс 62, 2 Тим 2. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Мф 10. 16-22, причастен Пс 111. 6b. Та же служба на литургии сохраняется и в совр. слав. богослужебных книгах.

http://pravenc.ru/text/166201.html

Типикон патриарха Алексия Студита Этот типикон был создан на основе студийских текстов в 1034–1043 годах для общежительного монастыря Успения Пресвятой Богородицы, основанного патриархом Алексием Студитом (1025–1043) в Константинополе, и состоял из двух частей: собственно богослужебной, регламентировавшей службы годового подвижного и неподвижного кругов богослужения, и ктиторской, которая определяла устроение монашеской жизни. Характерной особенностью Типикона патриарха Алексия Студита было следование практике Студийского монастыря, что во многом было обусловлено особым отношением создателя монастыря – постриженника, экклесиарха и игумена Студийской обители – к этой традиции. Основным источником богослужебной части Типикона патриарха Алексия Студита являлся Студийский синаксарь в версии второй половины X века. Этот источник использовался практически без изменений; в случае существенных отклонений от студийской богослужебной практики в монастыре патриарха Алексия Студита (например, в Великий Четверг или в случае храмовых праздников) в текст были внесены специально отмеченные изменения. Ктиторская часть Типикона патриарха Алексия Студита представляла собой сложный компилятивный текст, в основе которого лежали различные тексты студийского происхождения. Первый раздел ктиторской части содержал предписания, касающиеся распорядка обеденной, дополнительной и вечерней трапез, а также статьи о распределении пищи на монашеских трапезах в течение года. При ее составлении были использованы студийские Главы о трапезах и Главы о распределении пищи. Второй раздел ктиторской части был посвящен описанию монашеской жизни, в его основе лежали Монашеские заповеди . В третьем, заключительном разделе ктиторской части, представляющем собой распространенную и дополненную редакцию Студийских богослужебных глав , рассматривались различные вопросы, связанные с особенностями совершения богослужения. Составленный на основании текстов студийского происхождения, Типикон патриарха Алексия Студита является не только уникальным источником для изучения студийского богослужения и студийской традиции в целом, но и наиболее ранним полным византийским ктиторским типиконом, содержащим богослужебную и ктиторскую части. Однако греческий текст этого типикона не сохранился, и единственным источником для его изучения является древнерусский перевод, выполненный в Киево-Печерском монастыре в конце 60-х – начале 70-х годов XI века. Этот перевод известен в русской литургической и церковно-исторической науке как Студийский или Студийско-Алексиевский Константинопольские и палестинские элементы в студийском богослужении

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

Итак, и история иерусалимского богослужебного устава, и история константинопольского богослужебного устава разделяется на два периода, причем основные параметры второго периода для этих двух уставов совпадают. Если представить полученные результаты в виде таблицы, то эта таблица имеет следующий вид: Период/Параметр Константинополь, доиконоборческий период Иерусалим, ранний (до 1009 года) период Константинополь, послеиконоборческий период Иерусалим, поздний (после 1009 года) период Месяцеслов Лекционарная система Евхологические тексты 5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон Полученные результаты могут быть использованы при рассмотрении частных вопросов исторической литургики, одним из которых является вопрос о происхождении Иерусалимского типикона. В данном случае следует сопоставить Иерусалимский типикон с Типиконом патриарха Алексия Студита, в основе богослужебной части которого лежит Студийский синаксарь, то есть богослужебный устав Студийского монастыря. Эти типиконы обладают совпадающими базовыми параметрами (месяцеслов, лекционарная система и евхологические тексты) константинопольского происхождения (И2=К2). Константинопольское происхождение Типикона патриарха Алексия Студита и соответственно Студийского синаксаря не вызывает каких-либо сомнений, однако формирование Студийского синаксаря относится к середине IX века, а в этот период иерусалимский богослужебный устав еще имел параметры типа И1, а не И2=К2. Следовательно, Иерусалимский типикон, известный также под поздним названием «Устав лавры Саввы Освященного», вторичен по отношению к Студийскому синаксарю и представляет собой адаптацию последнего к обычаям палестинских киновий, произведенную, вероятно, в X столетии. Именно поэтому Никон Черногорец в последней трети XI века смог указать только два существенных различия между иерусалимскими и студийскими типиконами: во-первых, всенощные бдения в воскресные и праздничные дни, во-вторых, особое окончание праздничной или воскресной утрени в иерусалимской традиции (связанное с пением Великого славословия ), при котором утренние стихиры на стиховне присоединялись к стихирам на хвалите, тогда как в студийской традиции структура заключительной части утрени в воскресные, праздничные и непраздничные дни была Однако эти различия не затрагивали ни один из трех базовых параметров богослужебного устава и поэтому не имели принципиального 6. Выводы

http://sedmitza.ru/lib/text/443679/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря. Е. Т. сохранился в рукописи Athen. gr. 778, нач. XII в., и состоит из 2 самостоятельных частей (образующих тем не менее единое целое; см.: Gautier. 1982; Crostini Lappin. 1998): Ипотипосиса (или Типикона в первоначальном визант. смысле этого термина как документа, определявшего устройство мон-ря; греч. заглавие: Ο πρλογος το Τυπικο. Εκθεσις κα ποτπωσις το βου τν ν τ μον τς περαγας Θεοτκου τς Εεργτιδος μοναχν...- Предисловие Типикона. Изложение и очертание жизни монахов мон-ря Пресв. Богородицы Евергетиды) и Синаксаря (устава богослужения на весь год, т. е. литургического Типикона в принятом ныне значении этого слова; греч. заглавие: Συναξριον σν Θε, τοι Τυπικν κκλησιαστικς κολουθας τς εαγος μονς τς περαγας Θεοτκου τς Εεργτιδος - Синаксарь с Богом, или Типикон церковного последования благоговейного мон-ря Пресв. Богородицы Евергетиды). 1-я ч., Ипотипосис, содержит указания относительно руководства мон-рем, определяет порядок жизни в мон-ре, особенности вседневных служб; 2-я, Синаксарь, содержит описания особенности богослужения на каждый день года церковного , сначала по порядку неподвижных (минейных) памятей, затем - подвижных (триодных). С 1877 г., когда Е. Т. был обнаружен Н. Ф. Красносельцевым, памятник неоднократно оказывался в центре внимания исследователей (см.: Пентковский. 2003. С. 321-325). Первая полная публикация его греч. текста была осуществлена А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. Описание). П. Готье заново опубликовал греч. текст Ипотипосиса, сопроводив его франц. переводом ( Gautier. 1982; см. также выполненный Р. Джорданом англ. пер.: BMFD. 2000. P. 472-500); в наст. время Джордан продолжает заново публиковать Синаксарь и его англ. перевод ( Jordan. 2000). Создание

http://pravenc.ru/text/187120.html

В полном каноне, к-рый является центральным гимнографическим текстом утрени по Студийскому и Иерусалимскому уставам, ирмос 9-й песни обычно посвящен Божией Матери или даже содержит прямые аллюзии на «В.»; возможно, «В.» была основой для 9-й песни канона. Однако в первоначальной редакции Студийского синаксаря, к к-рой близок Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г., специальных сведений о «В.» нет; эта песнь даже не указана среди «отпелов» (антифонов) Типикона ( Пентковский. Типикон. С. 406-407). Ничего не сообщает о «В.» и Евергетидский Типикон кон. XI в. В Иерусалимском уставе порядок исполнения «В.» освещен подробно: она поется между 8-й и 9-й песнями канона утрени (основу 8-й песни канона утрени образует песнь вавилонских отроков; основу 9-й - песнь прор. Захарии, отца св. Иоанна Предтечи), к каждому стиху «В.» припевается один и тот же припев - написанный прп. Космой Маюмским ирмос 9-й песни трипеснца Великой пятницы «Честнейшую херувим» (из-за этого в богослужебных книгах синонимом термина «В.» выступает термин «Честнейшую»). В конце 9-й песни канона «Честнейшую херувим» может повторяться еще раз с припевом «Достойно есть» . Стихи «В.» с припевом «Честнейшую херувим» поются 2 хорами поочередно; для пения «Достойно есть» хоры сходятся. Возможно, обычай исполнять «В.» таким способом появился уже в эпоху Студийского устава: в Мессинском Типиконе 1131 г. неск. раз упомянуты «7 обычных ирмосов Божией Матери» ( Arranz. Typicon. P. 395), исполняемые после канона; предположительно, число 7 возникает благодаря соединению 6 стихов «В.» со стихом «Достойно есть». Согласно Иерусалимскому уставу, пение «В.» на утрене начинается с того, что диакон (или священник), кадя св. престол, возглашает: «            (или  )  » (в старых редакциях богослужебных книг - напр., рус. дониконовских,- возглас может не содержать слов «    »). Во время пения «В.» служащий совершает полное каждение храма, а братия творит поклоны . «В.» поется на 6-й глас, т. е. на глас ирмоса «Честнейшую херувим», затем начинается 9-я песнь канона, в конце к-рого (за рядом исключений) поется гимн «Достойно есть», непосредственно связанный с «В.» использованием общего припева, а также тем, что после «Достойно есть» совершается поклон.

http://pravenc.ru/text/150153.html

Научное издание текста СХЧ находится в стадии подготовки. В настоящем издании впервые публикуется текст СЧХ за 114 дни сентября месяца (Panagia Kamariotissa, Cod. 29, f. 111) 565 . Цитированная литература Дмитриевский 1917 – Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. III. Пг., 1917. Пентковский 2001 – Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. Москва, 2001. Пентковский 2003 – Пентковский А.М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы//БТ 38. 2003. С. 327330. Gautier 1985 – Gautier Р. Le Typikon de la Théotokos Kécharitôménè//Revue des Études byzantines 43. 1985. Список сокращений EC=Евергетидский синаксарь СХЧ=синаксарь монастыря Христа Человеколюбца —187— Синаксарь монастыря Христа Человеколюбца Συναξριον σν Θε, ρχμενον π μηνς σεπτεμβρου, περιχον πσαν κολουθαν μχρι συμπληρσεως αγοστου· σατως κα τς γας τεσσαρακοστς π τς Κυριακς το τελνου κα το φαρισαου μχρι τν γων Πντων. Μην Σεπτεμβρ α´, αρχ τς νδκτου, κα το σου πατρς μν Συμεν το Στυλτου κα τν γων μ´ γυναικν. σπρας ο στιχολογομεν. Ες δ τ Κριε κκραξα στμεν ς´ κα ψλλομεν στιχηρ γ´ τς νδκτου ες χον α´ πρς· Τν ορανων ταγμτων, κα γ´ το σου χος πλγιος α´, διμελον· σιε πτερ, καλν φερες κλμακα, κα τ τοτου προσμοια πρς μαν. Δξα κα νν, θεοτοκον· ν τ ρυθρ θαλσσ. Εσοδος, ες τ· Φς λαρν, προκεμενον τς μρας, ετα τ ναγνσματα· τ α´, σαου, ο ρχ· Πνεμα Κυρου π’ μ, τ β´, Λευτικο· λλησε Κριος τος υος σραλ, τ γ´, Παροιμιν· Δκαιος ν φθσ τελευτσαι. Ζτει τατα ες τ βιβλον, ν χει τς προφητεας τν ορτν. Ες τ στχον το κτωχου οδν, ε μ στιν κυριακ, λλ τς νδκτου ες χον β´, πρς· Οκος το, στιχηρ β´· Σο τ πανβασιλε, Μγας ε γαθ, κα διμελον ες τν ατν χον, χος β´· κ ζης γαθς. Δξα κα νν, διμελον τς νδκτου, χος α´· Χριστ Θες μν.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

бессребреник Косма. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Убиси. XIV в. Мастер Герасим Согласно Типикону Великой церкви , отражающему особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память К. и Д. отмечается четырежды в году: 1 нояб.- К. и Д. Асийских, 26 нояб. и 17 окт.- К. и Д. Аравийских, 1 июля - К. и Д. Римских ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 71, 86, 114, 328). Развернутые богослужебные указания помещены только 1 нояб.: на Пс 50 и малом входе на литургии поется тропарь 1-го гласа Ο σοφο τς οκουμνης ατρο (Яко премудрые вселенной врачи...); также назначается прокимен Пс 67. 36, Апостол - 1 Кор 12. 27 - 13. 8; аллилуиарий Пс 132. 1, Евангелие - Мф 10. 1, 5-8, причастен из Пс 32. 1 июля предписывается совершать то же богослужебное последование, что и 1 нояб. (Ibid. P. 328). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., отражающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К. и Д. отмечается 1 нояб. и 1 июля ( Пентковский. Типикон. С. 292, 352). 1 нояб. совершается торжественная служба с пением на вечерне « Блажен муж »; на « Господи, воззвах » стихиры К. и Д. поются на 6 (дважды повторяется самогласен, к к-рому добавляется цикл подобнов), на стиховне поются стихиры Октоиха и самогласен К. и Д.; указан отпустительный тропарь К. и Д. 8-го гласа         на утрене поются 3 канона: 1 - Октоиха и 2 канона К. и Д. (1-го и 4-го гласов), по 3-й песни - седален К. и Д., по 6-й песни - кондак 2-го гласа       по 9-й песни - праздничный светилен     на стиховне утрени соединяются стихиры Октоиха и К. и Д.; на литургии указания те же, что и в Типиконе Великой ц. Такой же состав богослужебного последования К. и Д. зафиксирован и в слав. рукописных Минеях студийской традиции (напр., см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 267-278). 1 июля особенности богослужения в целом те же, что и 1 нояб., хотя на утрене канон Октоиха соединяется только с одним каноном К. и Д., а также указан дополнительный цикл стихир К. и Д. для пения на хвалитех ( Пентковский. Типикон. С.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010