Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Пентковский. Типикон Пентковский А. М. Типикон Патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси/МДА, Ин-т рус. яз. РАН. М., 2001 Пергаменные рукописи БАН Пергаменные рукописи Библиотеки Академии наук СССР: Описание рус. и слав. рукописей XI-XVI вв./Ред.: В. Ф. Покровская. Л., 1976 Песнопевцы Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1902. Серг. П., 1995р ПИ Проблемы источниковедения. М.; Л., 1933-1963. Т. 1-11; 2006-. Т. 1(12)-. Пигулевская. Арабы Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964 NKJUФ Прилози за книжевност, jeзuk, ucmopujy и фолклор/Унив., Филос. фак. Београд, 1921-. Кн. 1-. ПККДА Памятники, изданные Киевской комиссией для разбора древних актов. К., 1897-1898. 3 т. ПКМГ Писцовые книги Московского государства. СПб., 1872-1895. Ч. 1: Писцовые книги XVI в. Отд. 1-2. 1872-1877 ПКНО Памятники культуры. Новые открытия. М., Платон (Любарский). Иерархии Платон (Любарский), архиеп. Иерархии Вятская и Астраханская/Предисл.: П. С. Казанский. М., 1848 ПЛДР Памятники литературы Древней Руси. М., 1978-1994. 12 вып. ПМ Православная мысль. П., Вып. ПМА Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и примеч.: прот. П. Преображенский; доп.: свящ. В. Асмус, А. Г. Дунаев. Рига, 1994. М., 2003п, 2008р ПО Православное обозрение. М., 1860-1891 Политбюро и Церковь Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 1922-1925 гг./Изд. подгот.: Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. Новосиб., 1997. Кн. 1; 1998. Кн. 2 Положение о церк. суде, 2008 Положение о церковном суде//Церк. вестн.: Газ. М., 2008. 13/14(386/387). С. 18-22 Польский Польский М., протопр. Новые мученики российские. Джорд., 1949-1957. М., 1993р. 2 ч. Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия Порфирий (Успенский), еп. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок. СПб., 1898. Т. 1 Поселянин Е. Богоматерь Богоматерь: Полн. иллюстр. описание Ее земной жизни и посвящ. Ее имени чудотворных икон/Ред.: Е.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=15

В Иерусалимском уставе содержатся Марковы главы на случай совпадения М. и ф. н. с праздниками Месяцеслова: попразднством (с 11 янв.) и отданием Богоявления (14 янв.), праздником Трех святителей (30 янв.), праздником Сретения Господня (2 февр.), его пред- и попразднством и отданием (9 февр.) (об уставе службы на эти случаи см., напр.: Розанов. Устав. С. 392-431). Гимнография Богослужебное последование М. и ф. н., помещенное в совр. Триоди, включает следующий набор песнопений: кондак 4-го гласа Θαρισαου φγωμεν ψηγοραν (      ), кондак 3-го гласа Στεναγμος προσοσωμεν τελωνικος τ Κυρ (        ) с икосом, канон с именем автора Георгия , еп. Никомидийского в акростихе богородичнов, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Παραβολας μβιβζων πντας Χριστς (        ), 8 самогласных стихир, 2 седальна, ексапостиларий. Большая часть этих песнопений - канон и почти все стихиры - известны уже по Типиконам студийской традиции. Поскольку М. и ф. н. в к-польской традиции появилась достаточно поздно, можно предположить, что большинство стихир, вероятно, были заимствованы из Тропология и принадлежат перу иерусалимских гимнографов: в частности, Стефана Савваита (известны 2 песнописца с этим именем (один † 794, другой † ок. 807) - см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 119; 2 самогласна на «Господи, воззвах» и самогласны на хвалитех в совр. Триоди) и, возможно, Андрея Пира (см.: Там же. С. 114-116, 119; Momina M. A., Trunte N. Triodion und Pentekostarion nach slavischen Handschriften des 11.-14. Jh. Paderborn, 2004. Tl. 1. S. 63). Иерусалимское происхождение, очевидно, имеют и стихиры, содержание к-рых отражает притчу о мытаре и фарисее, помещенные в совр. Триоди на стиховне вечерни и утрени в будние дни 4-й седмицы Великого поста (см.: Триодь Постная. М., 1974. Ч. 1. Л. 237, 239, 245, 256, 264); как отмечалось выше, в древнем Иерусалимском богослужении притча о мытаре и фарисее читалась в 4-е (3-е по к-польскому счету) воскресенье Четыредесятницы - этим и объясняется наличие песнопений соответствующего содержания в указанные дни. Более того, нек-рые из этих стихир в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах назначаются в М. и ф. н.: напр., стихира 8-го гласа     в Студийско-Алексиевском Типиконе помещается на «Господи, воззвах», а стихира 6-го гласа       - там же на стиховне вечерни (см.: Пентковский. Типикон. С. 233). Особенно выделяется стихира на «Славу» на хвалитех в Крестопоклонную неделю Великого поста - 8-го гласа        , в к-рой объединены сюжет притчи о мытаре и фарисее и тема распятия Спасителя (см.: Триодь Постная. М., 1974. Ч. 1. Л. 232; эта стихира также указана в М. и ф. н. в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах - см.: Пентковский. Типикон. С. 233; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 499).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., наилучшим образом из сохранившихся памятников отражающему первоначальную студийскую практику, Евангелие утрени предваряется степенными антифонами текущего гласа и прокимном гласа, вслед за Евангелием - тропарь «Воскресение Христово видевше» и Пс 50. На хвалитех есть стихиры, но утреня заканчивается так же, как и вседневная: утреннее славословие во вседневной редакции, затем стихиры на стиховне, в конце утрени - 1 из 2 воскресных тропарей. Антифоны литургии изобразительные, с воскресными тропарями Октоиха на блаженнах ( Пентковский. Типикон. С. 233, 262 и др.). Несмотря на то что Студийско-Алексиевский Типикон был принят на Руси до кон. XIV в., в слав. Часословах студийской эпохи описывается иной порядок воскресной утрени: Евангелие читается после 6-й песни канона или даже после утреннего славословия, предваряемое прокимном ( Слива. 1999). Порядок утрени с чтением Евангелия в конце является следом к-польской соборной традиции, где Евангелие также читалось после утреннего славословия, чтение предварялось входом . Практика совершать вход на воскресной утрене и читать воскресное Евангелие не перед каноном утрени, а после великого славословия (перед каноном утрени читали Евангелие святого или Божией Матери) сохранялась на Руси в течение долгого времени после смены Студийского устава Иерусалимским и была окончательно забыта лишь во 2-й пол. XVII в. ( Успенский. 1978). В афоно-италийских редакциях Студийского устава воскресная служба описана сходно со Студийско-Алексиевским Типиконом, но утреня оканчивается пением великого славословия в кафедральной редакции, за к-рым следуют тропарь (1 из 2, что и в Типиконе Великой ц.), ектении и отпуст; в службах присутствует ряд новых гимнографических произведений; на литургии поются не изобразительные, а вседневные антифоны . По Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., отражающему малоазийскую редакцию Студийского устава ( Пентковский. 2004), в воскресные дни меняется состав служб суточного круга: после вечерни и повечерия совершается бдение (γρυπνα), состоящее из паннихис (в Евергетидском Типиконе этим словом обозначается краткая служба с пением канона, аналогичная молебну) и утрени, между к-рыми бывает великое чтение (продолжительное чтение из Апостола). Утреннее Евангелие читается перед каноном; утреня оканчивается пением великого славословия в кафедральной редакции, одного из 2 воскресных тропарей и ектенией, после к-рой бывает 1-й час и отпуст. На литургии - изобразительные антифоны ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 607).

http://pravenc.ru/text/155336.html

Богородица. Икона. XII в. (Музей в Охриде) Богородица. Икона. XII в. (Музей в Охриде) В случае совпадения Б. с субботой или неделей, когда литургия не может быть совершена на вечерне, 2 паремии Б. переносятся на вечерню накануне; студийские Типиконы отменяют в случае попадания Б. на обычную субботу поста (но не на неделю или на особую субботу - Лазареву или Великую) службу Триоди и, как правило, предписывают петь на литургии общие кафедральные антифоны (к-рые в Студийском уставе имели характер «полупраздничных»; ныне - будничные антифоны) и входный стих «              ». Кроме того, студийские Типиконы содержат обширные Благовещенские главы (описывающие порядок служб при совпадении дней благовещенского цикла с особыми днями поста), объем к-рых в более поздних Типиконах увеличивается. С праздником Б. исторически связана суббота Акафиста; в студийских Типиконах эта связь ярко выражена. По Студийско-Алексиевскому Типикону, 24 марта на утрене к канонам предпразднства и сщмч. Василия прибавляется канон Акафиста, к-рый в самой службе субботы Акафиста назван «каноном Благовещению» ( Пентковский. Типикон. С. 244, 332). По Типикону Георгия Мтацминдели, последование Акафиста совершается не в 5-ю субботу Великого поста, а в субботу перед Б. Мессинский Типикон предписывает петь последование Акафиста вообще не в субботу только, но за 5 дней до Б. ( Arranz. Typicon. P. 223-224). С Мессинским Типиконом согласуется Триодь итал. происхождения (Crypt. Δ. β. IV, X в.), где указано, что «канон Пресвятой Богородицы поем с Акафистом за пять дней до Благовещения». Для повечерия 24 марта вечером Мессинский Типикон указывает канон Акафиста. Евергетидский Типикон ничего не говорит о пении Акафиста Богородице накануне праздника Б., но если праздник совпадет с субботой Акафиста, то канон Акафиста и первые 12 икосов Акафиста Богородице поются на паннихис, оставшиеся 12 икосов - на утрене после 6-й песни канона. Все студийские Типиконы указывают в качестве кондака Б. по 6-й песни канона утрени 25 марта проимий Акафиста Борогодице «    ».

http://pravenc.ru/text/149269.html

Одновременно с созданием Афоно-Студийского типикона были составлены и особые Афонские богослужебные главы , связанные с этим типиконом и регламентировавшие особенности богослужения. Афонские богослужебные главы сохранились среди дополнительных статей в Синаксаре Георгия Мтацминдели, в южно-итальянских типиконах (например, в Мессинском типиконе), а в южно-итальянском списке Иерусалимского устава 1336 года отмечено афонское происхождение этих Южно-итальянские типиконы Не позднее рубежа X–XI веков Афоно-Студийский типикон, благодаря тесным связям между афонскими и южно-итальянскими монастырями, был перенесен в Южную Италию, где на его основе были созданы различные группы южно-итальянских типиконов: калабро-сицилианская группа (Мессинский, Милийский, Тригонский и другие типиконы), отрантская группа (Николо-Казолянский типикон и зависящие от него типиконы) и связанная с ней общей структурой гроттаферратская группа (Типикон монастыря Патирион и Гроттаферратский типикон 1300 Вместе с Афоно-Студийским типиконом в Южную Италию были перенесены и Афонские богослужебные главы, которые вошли в состав различных южно-итальянских типиконов. Однако южно-итальянские типиконы имеют и некоторые следы влияния палестинской традиции, независимого от палестинского влияния, отмеченного в Евергетидском синаксаре. Например, в соответствии с Николо-Казолянским и Мессинским типиконами в Великую Пятницу не совершается Литургия Преждеосвященных а в Мессинском и Милийском типиконах отмечен особый порядок следования частей утреннего гимна (с отделенным Сподоби, Господи в конце утрени) для седмичных дней Великого совпадающий с порядком иерусалимского типа, из чего следует, что обычно в праздничные и непраздничные дни в южно-итальянской традиции использовался утренний гимн константинопольского типа, но в особых случаях его структура могла изменяться на иерусалимскую. Иерусалимский устав Иерусалимский устав, известный также под поздним названием «Устав лавры Саввы Освященного», состоит из собственно богослужебного устава ( Иерусалимского синаксаря ), которому предшествуют Иерусалимские богослужебные главы , содержащие описание совершения служб суточного круга в воскресные и седмичные Иерусалимский устав обладает базовыми параметрами (месяцеслов, лекционарная система, евхологические тексты) константинопольского происхождения и представляет собой адаптацию Студийского синаксаря к обычаям палестинский Сопоставление древней палестинской редакции Иерусалимского устава (происходящей из монастыря Саввы Освященного), Евергетидского синаксаря и древнерусского перевода Типикона патриарха Алексия Студита показывает, что в основе Иерусалимского устава лежит не непосредственно Студийский синаксарь, а тот текст, к которому восходит Евергетидский синаксарь, то есть первая редакция Студийского синаксаря.

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

а) Древняя калабрийская традиция 1 . Типикон «архетипос»: по традиции редактирован между 1017 и 1050 гг. 4-м архимандритом Гроттаферраты, св. Варфоломеем из Россано; он до нас не дошел и, быть может, письменно никогда и не существовал. 2 . Типикон из Патирион: считается копией с предыдущего; написан между 1130 и 1150 гг. Рукопись находится в г. Йене (Германия); существует копия (Гроттаферрата Γ. α.29). Патирский монастырь в городе Россано – самый известный монашеский центр Калабрии. В конце XI века, после освобождения от ислама , его обновляет св. Варфоломей из Семери, посетивший перед тем Константинополь, чтобы ознакомиться со студийской традицией и достать Типикон и нужные святоотеческие и литургические книги. 3 . Типикон из Гроттаферрата: рукоп. Гроттаферрата Γ. α.1 (1300 г.): ДМИ-1:899. По традиции он тоже скопированный с «архетипоса», но доказательств на это утверждение нет. б) Калабрийско-сицилийская традиция 1 . Типикон из Мессина, монастыря Спасителя: рукоп. Messina gr. 115 (М. А.: Le Typicon du SaintSauveur a Messine, OCA 185, 1969); Thiermeyer: 494. Написан в 1131 г. св. Лукой, основателем монастыря и архимандритом всех 40 монастырей Калабрии и Сицилии, учеником св. Варфоломея из Семери, основателя Россанского монастыря. Некоторые элементы этого Типикона, который является самым древним существующим текстом полного Студийского Типикона, могли быть характерны местной пре-студийской традиции (см. труд Пентковского об Алексиевском Типиконе Синод. 330). Содержание Типикона: Личное введение самого основателя об истории монастыря (но личность основателя обнаруживается и в других местах Типикона), Общие методические указания по подобию Начертания, Синаксарь-Канонарь точно по Константинопольскому календарю; но не исключено, что этот порядок является лишь аранжировкой переплетчика, и что раньше Канонарь находился перед Синаксарем. Общие литургические и дисциплинарные указания по подобию Начертания, но часть текста сходна также с Тактиконом Никона Черногорца. Имеет разные приложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Например, Шио-Мгвимский Типикон (ок. 1123 г.) и рукопись Sin. gr. 1094, ΧΙΙ в., являющаяся Иерусалимской редакцией савваитского Типикона. См.: Кекелидзе К., прот.Литургические грузинские памятники ...С. 338; Дмитриевский А.Описание литургических рукописей хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. ΙΙΙ. Τυπικ. Пг., 1917. С. 13. Типикон. Л. 274 на об. Благовещенскому богослужению Устав придает особое значение, оно не опускается даже при совпадении с праздником Пасхи (Типикон. Л. 289 на об.). Дмитриевский А.Описание литургических рукописей ... Т. ΙΙΙ. С. 8, 18; ГИМ. Син. 329. Л. 205; ГИМ. Воскр. 9. Л. 184; РНБ. Пог. 284. Л. 244, 263; РНБ. F. п-Ι. 26. Л. 165, 181 об.; РГАДА. Тип. 143. Л. 140, 151; Дмитриевский А.Описание литургических рукописей хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. Ι. Τυπικ. К., 1895. C. 512-513, 531, 535. Apostolidis A.Il typicon di S. Nicola di Casole secondo il codice Taur. Gr. C III 17 (Introduzione, Testo critic, Indici)/Tesi di dottorato. Pontificia Università S. Tommaso d’Aquino in Roma. Facoltà di Teologi. Sezione ecumenico-patristica greco-byzantina «S. Nicola». Bari, 1983-84 (testo dattiloscrito). P. 169-170, 188, 191. Пентковский А.Типикон патриарха Алексия в Византии и на Руси. М., 2000.С. 239; РНБ. Соф. 1136. Л. 1; РГАДА. Тип. 144. Л. 5 об. От отдания праздника Воздвижения Креста Господня до 20 декабря (ст. ст.); от 15 января до субботы перед Неделей о блудном сыне. От Недели Антипасхи до отдания праздника Воздвижения Креста Господня; От 20 декабря до 14 января (ст. ст.); В мясопустную и сырную седмицы. В круглых скобках указана поздняя вставка; в квадратных скобках указана реконструкция ( Frøyshov S. L’Horologe “Georgien” ... T. II. P. 604). Лурье В.Из истории чинопоследований псалмопения: полная псалтирь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV-VII вв.)//Византийский временник. Т. 56. М., 1996. С. 228-237. Под часами в древности могло подразумеваться всякое богослужение, привязанное к определенному времени дня или ночи ( Диаковский Е. Последование часов и изобразительных.С. 159) .

http://bogoslov.ru/article/4453203

Т. предписывает совершать в те же дни, когда читается Евангелие на утрене (кроме, возможно, Воздвижения Креста), а также в среду Крестопоклонной седмицы Великого поста (Преполовение поста) и на праздник Преполовения Пятидесятницы. Подготовительный цикл к Великому посту в Е. Т. начинается, как и в позднейших памятниках, с Недели о мытаре и фарисее. Минея Великим постом поется, за исключением Благовещения (для этого праздника в Е. Т. помещен, согласно традиции малоазийских мон-рей, корпус благовещенских глав ), только по субботам и воскресеньям, поэтому службы святым, чьи памяти пришлись на будние дни Великого поста, переносятся и поются на вечернях и утренях вместе с последованиями малых святых в период между отданием Богоявления и Неделей о мытаре и фарисее, а после этой Недели - вместо рядового канона на паннихис ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 501; Е. Т. переносит службы святым и в нек-рых др. случаях - напр., последование прмц. Евгении, чья память приходится на навечерие Рождества Христова (24 дек.), поется 21 дек.). Структура циклов Великого поста и Пятидесятницы - та же, что в совр. и позднейших памятниках; службы Страстной седмицы и Пасхи, как и в др. памятниках, носят совершенно особый характер (Там же. С. 541-561). Влияние Е. Т. на визант. монастырскую традицию Текст Ипотипосиса лег в основу ряда визант. ктиторских Типиконов XII в.: Типиконов к-польских мон-рей Богородицы Благодатной и св. Маманта и др. (см.: BMFD. 2000. P. 456, 1717-1723), а Синаксарь определял порядок богослужения в мон-рях св. Маманта (его ктиторский Типикон прямо говорит об этом - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 728. Примеч. 1), Христа Человеколюбца (см.: Пентковский. Богослужебный синаксарь. 2004) и др. Во многом этому способствовали связи между Евергетидским мон-рем и имп. фамилией (см.: Пентковский. Евергетидский мон-рь. 2004. С. 80-88). Однако представленная в Е. Т. традиция вопреки распространенному в литературе мнению не вытеснила первоначальную к-польскую студийскую традицию - до XIII в.

http://pravenc.ru/text/187120.html

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, 6 сент. вспоминается Чудо М. в Хонех, а 8 нояб. празднуется Собор М. (см.: Пентковский. Типикон. С. 278, 293). Оба дня имеют праздничный статус, что отражается в т. ч. в богослужении: на вечерне поется «Блажен муж» , песнопения Минеи имеют приоритет, по 9-й песни канона поется светилен     часы отменяются. 6 сент. М. назначаются отпустительный тропарь 4-го гласа       кондак 2-го гласа     (с икосом - ср.: Ягич. Служебные Минеи. С. 322), канон 4-го гласа, цикл стихир-подобнов, 2 самогласные стихиры, седален; на литургии прокимен Пс 103. 4, Апостол Евр 2. 2-10, аллилуиарий Пс 148. 2, Евангелие Лк 10. 16-21, причастен Пс 103. 4 ( Пентковский. Типикон. С. 278-279). 8 нояб. М. назначаются тот же тропарь, кондак, самогласные стихиры, прокимен, аллилуиарий и чтения на литургии, что и 6 сент., а также иной канон и 2 цикла стихир-подобнов (Там же. С. 293). Такой же набор песнопений М. содержится под 6 сент. и 8 нояб. в рукописных слав. Минеях XI-XII вв., относящихся к студийской традиции (напр., см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 5, 27-28). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, празднование в честь М. совершается в те же дни: 6 сент. и 8 нояб. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 261-262, 308-309). Хотя 6 сент. богослужебное последование М. по степени праздничности и составу существенно не отличается от описанного в Студийско-Алексиевском Типиконе, 8 нояб. служба в честь М. совершается с еще большей торжественностью: после вечерни в этот день совершается паннихис - особая служба в начале ночи, на которой вместе с каноном Октоиха поется канон М. 4-го гласа, написанный Иосифом Песнописцем ; по 6-й песни канона - кондак М.; вслед за паннихис (без расхода) совершается утреня с пением полиелея , степеннов, прокимна Пс 148. 2 и чтением Евангелия (Мф 18. 10-(?)); поются 2 канона Октоиха (на 6) и канон М. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, автор - Иоанн Монах (на 8); по 3-й и 6-й песням канона - седален и кондак М. соответственно; поется праздничный светилен Αγιος Κριος (    ); на хвалитех к стихирам Октоиха прибавляются самогласны М., заканчивается утреня великим славословием (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 308-309); на литургии чтения, прокимен, аллилуиарий и причастен те же, что в Типиконе Великой ц. и Студийско-Алексиевском Типиконе.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Пентковский А.М. Иерусалимский типикон в Константинополе в Палеологовский период Приводится по изданию: ЖМП. 2003. 5. С. 77-87 XIII столетие было переломным для константинопольской богослужебной традиции. Падение Константинополя 13 апреля 1204 года и образование нескольких небольших государств на территории бывшей Византийской империи не только привело к изменению политической структуры Средиземноморья и Европы, но и стало причиной прекращения константинопольской литургической традиции, которая сформировалась в послеиконоборческий период. Покинул столицу и патриарх Иоанн Каматир, который скончался в 1206 году в Болгарии. В доставшейся венецианцам Святой Софии латинские епископы совершили торжественную коронацию Балдуина Фландрского, а первым латинским патриархом в Константинополе стал Томазо Морозини из Венеции. Переход византийской столицы под латинское господство существенно изменил положение константинопольских церквей и монастырей. Многие из них были заняты латинскими клириками и монашествующими а остальные испытывали существенные затруднения, особенно экономические, так как прекратились прежние регулярные финансовые поступления Богослужение в Святой Софии и других наиболее известных храмах и монастырях Константинополя совершалось латинскими священнослужителями по латинскому обряду, в связи с чем во внутреннюю структуру храмов были внесены необходимые изменения. Например, была существенно изменена структура алтарной части в Святой Софии, где была установлена, в соответствии с латинской традицией, новая алтарная преграда, сходная с итальянскими ponte или tramezzo которая отстояла значительно дальше от прежней и за которой находились каноники-венецианцы во время богослужения Тем не менее византийская традиция не была прервана, и ее продолжили несколько государств, возникших на руинах древней империи. Наиболее значительным было государство в Малой Азии, административным и церковным центром которого была Никея. Его создание связано с именем Феодора Ласкариса, который в 1206 году стал главой Ни-кейской империи. Весной 1208 года в Никее состоялся церковный собор, по решению которого патриархом был избран Михаил Авториан (1208-1214), новый патриарх совершил возложение императорских регалий на Феодора Ласкариса. Таким образом, Никейская империя стала наследницей Византийской империи

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010