Лишение или добровольное снятие монашеского сана влекло за собой тяжелые последствия. Таким людям запрещалось поступать на государственную службу и иметь жительство в столицах и в тех губерниях, где протекало их монашеское служение (для снявших сан – в течение семи лет, для лишенных – навсегда). Монахам запрещалось владеть недвижимым имуществом. При пострижении родовое имущество следовало отдать законным наследникам, а благоприобретенное передать по завещанию. При выходе из монашества оно не возвращалось. Монах мог держать в банках денежные вклады, но после его смерти они обращались в пользу монастыря. Монастырь же наследовал и движимое имущество монаха. Здесь закон делал отступление только в пользу духовных властей (архиереев, архимандритов и пр.), которые были более свободны в завещании имущества 944 . Количество монастырей, численность монашества В ХУШ в. было открыто считанное число новых монастырей. В первой четверти XIX в. появилось 12 новых обителей. В 1825 г. их насчитывалось 476. Дальнейший рост количества монастырей виден из таблицы 1. С начала XIX в. и до первой мировой войны количество их увеличилось более, чем в два раза. Быстрый рост числа монастырей начался при Николае I. Затем, в 60–70-е годы, произошла заминка, а с 80-х годов рост еще более ускорился. При этом число женских монастырей и общин увеличивалось, не зная заминок, и в начале XX в. не очень значительно отличалось от количества мужских монастырей. К этому времени некоторые мужские монастыри были преобразованы в женские. Особенно быстрыми темпами умножалось число женских общин (статистические источники не позволили выделить их в отдельную колонку). По количеству монастырей выделялись Московская и Новгородская епархии, а также Грузинский экзархат. В первой из них в 1890 г. было 46 монастырей, во второй – 32, в экзархате – 31. Большим числом монастырей отличались также епархии Владимирская, Тверская, Нижегородская и Тамбовская. В течение периода с 1800 по 1914 г. особенно быстро росло число православных обителей в южных и восточных епархиях (Пензенской, Самарской, Уфимской и др.). В XIX в. появились первые монастыри в Оренбургской епархии, Туркестане и на Дальнем Востоке. 945

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всего дореволюционные и преемственные издания 1917-1922 гг. использовали не менее 107 различных заглавий. Лишь немногие из них имеют подробные общие указатели («Подольские ЕВ» за 1862-1905, «Пензенские епархиальные ведомости» за 1866-1900, «Иркутские ЕВ» за 1863-1904, «Минские ЕВ» за 1868-1897) или указатели к одной из частей (к неофиц. части «Черниговских епархиальных известий» за 1861-1905, «Вятских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Полтавских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Воронежских ЕВ» за 1866-1915, «Волынских ЕВ» за 1867-1907, «Кишинёвских ЕВ» за 1867-1912, «Якутских ЕВ» за 1887-1907, «Архангельских ЕВ» за 1888-1912; к офиц. части «Симбирских ЕВ» за 1876-1898). Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определенной тематике, а издания некоторых епархий (Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата) имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860-1916 гг. вышел 2581 годовой комплект Е. в. с 80 названиями, издания хранятся в РНБ (2522 полных комплекта и 53 неполных) и РГБ (2399 полных комплектов и 164 с лакунами), 77 названий представлено в БАН (1673 полных и 343 неполных комплекта). В др. б-ках (ГПИБ, СПбДА, МДА) мн. изданий нет, а большинство имеющихся представлено с лакунами или фрагментарно; лишь в нек-рых обл., краевых и республиканских б-ках и архивах собраны местные издания. Издания 1917-1922 гг. в комплексе не собраны нигде, мн. номера невозможно найти ни в одном хранилище. В 1922-1928 гг. епархиальные управления обновленцев выпускали не менее 38 периодических изданий, как правило недолговечных. Нек-рые из них имели традиц. для Е. в. заглавия: «Тульский церковный вестник» (1923), «Тульские ЕВ» (1924-1928), «Самарские ЕВ» (1924), «Вятские епархиальные известия» (1924), «Орловский епархиальный вестник» (1925), «Архангельский церковный голос» (1925-1926), «Церковный вестник» (Петрозаводск, 1925-1926; Иркутск, 1925-1928), «Пермские ЕВ» (1926), «Уральские церковные ведомости» (Свердловск, 1927-1928). На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» (Одесса, 1922), «Друг православного народа» (Саратов, 1922), «Голос живой веры» (Тамбов, 1922-1923), «Живая Церковь» (Пенза, 1922; Киев, 1922-1923), «Обновление Церкви» (Царицын, 1922; Челябинск, 1923), «Церковная заря» (Вологда, 1922-1923), «Церковное обновление» (Орёл, 1922-1923; Рязань, 1923-1926). Неск. журналов выходило в городах, к-рые раньше не были епархиальными центрами (Царицын (ныне Волгоград), Челябинск, Пятигорск, Минусинск, Клин). В кон. 20-х гг. выпуск всех епархиальных периодических изданий в СССР, в т. ч. обновленческих, прекратился.

http://pravenc.ru/text/190001.html

Энгельса, «Программа для рабочих» - К. Маркса, «Подпольная Россия» - Степняка, и др. В начале 1890 г. духовное начальство получило извещение от министерства внутренних дел о неблагополучии в Казанской духовной академии и в Пензенской духовной семинарии. По сведению департамента полиции, в Казанской духовной академии студентом Порфирием Мироносицким издавался тайный студенческий журнал «Мечты», два номера которого уже вышли в декабре и январе. В январе же он изменил свое название и стал называться «Прогресс». В Пензе, откуда Порфирий поступил в академию, были наведены справки, и стало известно, что «воспитанники Пензенской семинарии пользовались возможностью доставать для чтения революционные издания: «Колокол», «Полярную Звезду» и др. Под влиянием чтения подобных произведений молодые люди усваивали дурное направление». В 1890 г. существование тайных кружков было открыто в Московской, Самарской, Ярославской, Уфимской и Тверской семинариях. Тверская семинария вообще пользовалась недоброй репутацией. Воспитанники, поступающие из нее в духовные академии, вносили в них настроение недовольства, являлись распространителями революционных изданий и организаторами нелегальных кружков. Победоносцев писал тверскому архиерею, что «во всех духовных академиях тверские воспитанники заслужили себе невыгодную репутацию и не мало их встречается в делах и следствиях политического свойства». Весной 1891 г. возникли политические дела сразу в двух академиях - Петербургской и Казанской. В марте 1891 г. начальство столичной академии обнаружило революционные издания у студентов А. Канавина (из Рижской семинарии), А. Фаворского и Н. Преображенского (из Тверской) и С. Борковского (из Минской). Следствие выяснило, что в академии уже с 1888-89 гг. существовал тайный кружок саморазвития социалистического направления, задававшийся целью культурного воздействия на народ. В библиотеке кружка были найдены «Подпольная Россия» (Степняка), «Исторические письма» (П. Лаврова), «Исполнительный комитет императора Александра III», «Манифест коммунистической партии» и т.п.

http://pravoslavie.ru/2230.html

О назначении частных бесед с раскольниками. Пензенск. Епарх. Миссион. Свящ. К. Попова. Июнь, стр. 654–660. Статьи по расколу и сектоведению. О секте “Общества десных” или “Сионской вести”. Проф. Казан. дух. акад. Н. И. Ивановск ого . Январь, стр. 20–28. Апрель, стр. 407–417. О мощах святых угодников Божиих, по поводу кощунств и клевет раскольнической газеты “Слово Правды”. Спб. Епарх. Миссион. М. П. Чельцова. Январь, стр. 36–53. Раскольнический беспоповщинский съезд. Пензенск. Епарх. Миссион. Свящ. К. Попова. Январь, стр. 81–88. По старообрядческому вопросу. Самарск. Епарх. Миссион. Свящ. Д. Александрова. Февраль, стр. 171–192. Секта “Ирвингиан”. Аркадия Виноградова. Февраль, стр. 201–208. Нынешнее старообрядчество и сектантство в Преображенском в Москве. В. Сенатова. Февраль, стр. 214–221. Март, стр. 334–341. К истории “Славяно-Беловодской Иерархии”. Самарск. Епарх. Миссион. Свящ. Д. Александрова. Март, стр. 311–317. Старообрядческая раскольничья литература В. Сенатова. Апрель, стр. 417–423. Май, стр. 523–528. О переселенческом движении в Америку среди кавказских “духобор-постников” (с фототипической группой духоборцев с. Б–ки). В. Скворцова. Март, стр. 318–334. Современная поволжская хлыстовщина (с портретом хлыстовских живых богов). Ив. Смолина. Май, стр. 535–553. Попытки штундистов к упорядочению своего богослужения (Штундовая литургия). Херсон. Епарх. Миссион. М. Кальнева. Май, стр. 553–566. Староскопчество, как секта. В. Скворцова. Июнь, стр. 661–679. Раскольничьи соглядатаи после Черниговских торжеств открытия мощей Св. Феодосия Углицкого и их наветники. Единоверческий Свящ. Терентий Уколов. Июнь, стр. 679–683. Миссионерские запросы и ответы: Имеют ли право земские врачи приглашать в общественные больницы раскольничьего попа для напутствования больных раскольников? Февраль, стр. 269–270. Куда могут быть причисляемы по своей службе епархиальные миссионеры духовного сана и из светских лиц с академическим образованием? В. Скворцова. Февраль, стр. 270–271. Учением о свободе воли не противоречит ли учению о благодатной помощи Божией? Архиман. Порфирий. Апрель, стр. 442–444.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О. Иероним не умел сего поручения исполнить хорошо. Он позвал ученика и, спросив его, на каком он содержании, изругал его: как он смел быть на полном коште. Много и других глупостей. Он скоро от нас был взят. Его сделали Ректором в Орловск. Семинарии. Там вышли странные беды: Инспектор зарезался; ученики сожгли семинарию. О. Иеронима уволили от Ректорства. Он был просто Архимандритом в монастыре. Однако ему опять кто-то выхлопотал Ректорство в Вятской Семинарии. Там он был 6 лет. После вызван на чреду в Петербург и там скончался. (Я его по Вятке преемник. Буду говорить еще). 9) О. Феодотий Иеромонах, магистр 6-го курса Петерб. Академии. Он поступил на место о. Иеронима. Этот человек и с познаниями и с характером. Жаль, имеет одну слабость: жестокую вспыльчивость. Беда, если разгорячится, тогда готов на всё. Это его и конфузило. По горячности однажды он приказал наказать розгами служителя. Служитель в самом ли деле, иль притворился умирающим; и это дело его сконфузило. Митрополит Моск. Филарет его не любил. Чрез 6 лет он был послан Ректором в Уфимск. Семинарию, оттуда лет чрез 5 в Рязань; после был на чреде и затем поставлен Епископом-Викарием в Новгород в 1837 году, где и находится доныне. Он меня любил и любит. Я его уважаю доселе. В Семинарии он отличал меня от всех. И – не похвалюсь, – он не ошибался. Теперь Ректора: 1) Никанор Архимандрит Москов. Высокопетровского монастыря. Он поступил на Ректорство в Вифанию из Наместников Троицкой Лавры в 1818 г., именно в то время, как я переведен в Семинарию. Такого Ректора другого я не видал. Вот его отличительные свойства: сердцем мягок и нежен, оттого отлично благотворителен, попечителен по дому службы без лицемерства, отменно правосуден в разборе дел, умел держать себя в попечительном отдалении от сослужащих, особенно младших; умел приобрести решительную важность в Семинарии: одно око о. Ректора уже повелевало всем. Я пользовался отличными его милостями, но еще —545— испытал и гнев его – горький, хоть незаслуженный. О сём писано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Императрица Екатерина II за усердие и храбрость жителей назвали Уфу достопамятным городом. Между церквами по величине и архитектуре отличается Воскресенский собор, освященный в 1841 г.; в нем находится явленная икона Божией Матери, с которою 8 июля совершается крестный ход на место явления, в с. Богородское (в 16 вер., по р. Уфе). По древности более других замечателен бывший Смоленский собор, ныне Троицкая приходская церковь , построенная в конце XVI столетия и названная Смоленским собором от иконы Смоленской Божией Матери, принесенной смоленскими шляхтичами из Смоленска. Преосвященный Дионисий с первых же дней своего служения в Уфе приобрел всеобщую любовь к себе и уважение. Хотя сфера его деятельности отчасти изменилась, сравнительно с якутской, где он имел дело почти с одними инородцами-христианами и не христианами, но характер её остался все тот же: как там, так и здесь он постоянно был озабочен просвещением своей паствы светом Христова учения и утверждением её в истинах святой православной веры. При своих обозрениях епархии, совершаемых не менее двух раз в год, преосвященный Дионисий обращал главное свое внимание на состояние религиозно-нравственного просвещения своей паствы и на дело обучения подрастающего поколения, причем требовал от священников, чтобы они постоянно преподавали закон Божий и заводили школы там, где их нет. При обозрении каждой церкви и прихода, преосвященный не ограничивался одною лишь формальной ревизией документов и священных предметов, но с отеческою любовью и архипастырскою попечительностью вникал во все стороны церковно-приходской жизни. При вступлении в храм или при выходе из него, преосвященный Дионисий предлагал прихожанам церкви беседу, смотря по обстоятельствам, краткую или продолжительную. Где замечал какие-либо недостатки, нестроения или отступления от правил церковных, там делал строгие внушения, где же, наоборот, находил все благообразно и по чину, там выражал свою архипастырскую благодарность и признательность. О своих поездках по епархии за последнее время (с 1889 г.) преосвященный Дионисий составил обстоятельные очерки, которые были напечатаны потом в «Уфимск.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

55 . Свящ. Твердислов Константин, студ. Владим. с. (1902), Свящ. Тимонов Владимир, студ. Курск, с. (1910), Свящ. Тюрнин Клавдий, студ. Вологодск. с. (1911), Диак. Фелицын Николай, студ. Вифан. с. (1913), Свящ. Фелицын Сергий, студ. Московск. с. (1916), 60 . Свящ. Хитровский Михаил, студ. Уфимск. с. (1904), Свящ. Чалый Иоанн, студ. Одесск. с. (1911), Свящ. Чепик Филипп, студ. Витебск, с. (1902), Свящ. Шишин Иоанн, студ. Рязанск. с. (1902), 64 . Свящ. Щеколдин Михаил, студ. Арханг. с. (1903), Всего – 84 человека, из коих 20 воспитанников, рекомендованных семинарскими Правлениями, – с зачислением на казенные стипендии, а лица, имеющие священный сан, – своекоштными. в) Сданный Его Преосвященством с надписью: «29/VII 1916. В Совет Московской Академии» – указ на имя Его Преосвященства из Святейшего Синода, от 27 июля за 9405: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представленный Преосвященным Председателем Учебного Комитета, от 14 июня 1916 г. за 1617, журнал Комитета, 269, о допущении к поверочным испытаниям для поступления в Императорскую Московскую духовную академию священника Донской епархии Константина Дробова. Приказали: Рассмотрев настоящий журнал, Святейший Синод, согласно заключению Учебного Комитета, определяет: разрешит Совету Императорской —73— Московской духовной академии допустить к поверочным испытаниям для поступления в число студентов I курса окончившего 7-класное Усть-Медведицкое реальное училище и прослушавшего курс богословских наук в Донской духовной семинарии священника Константина Дробова, с освобождением его от испытания по греческому языку, но с обязательством сдать по названному предмету экзамен в течение второго года обучения в академии; о чем Ваше Преосвященство уведомить указом, послав таковой же Преосвященному Донскому, для объявления священнику Дробову». г) Сданный Его Преосвященством с надписью: «3/VIII 1916. В Совет Московской Академии» – указ на имя Его Преосвященства из Святейшего Синода, от 1 августа за 9507:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25 марта .В Патриархии. За обедом были: Ленинград[ский], Киевс[кий], Уфим[ский], Рязан[ский] и я. Перед этим познакомился с новым еписк[опом] Дмитровским Иларионом (Ильин). Заговорил было я с Рязанским и Уфимским о Введенском, но ничего определенного они не сказали о возможности и спо­собах приема его в общение; все вертятся около вопроса о монашестве и покроет ли оно его грехи женитьбы... 26 марта. Воскресенье. Утром служили: Патриарх с Ленингр[адским] Алексием и Николаем Крутицким в Преображенском, а Киевский Иоанн с Уфимским Стефаном и со мной – в Елохове. Я проповедовал. Потом в Патриархии обед с Иоаннами, поскольку сегодня день Иоанна Лествичника, а Патриарх в мире носил его имя. Г. П. Георгиевский в соборе говорил о Введенском, что он много вреда сделал для Церкви вообще, для духовенства, произвел раскол среди верующих, и что прием его в общение недопустим. Рассказал он, что Введ[енский] через м[итрополита] Николая передал Патриарху, что он готов присоединиться, но на след[ующих] условиях: 1) остаться архиереем и 2) кажется, профессором. Мотивы его: 1) он принял архиерейство уже после того, как официально развелся с женой; 2) других зарегистрированных браков у него не было; 3) в допущенном сожительстве с разными женщинами он кается как в грехе прелюбодейства. Патриарх на это ответил, что если бы Введ[енский] принял монашество, то после этого могла бы идти речь и о дальнейшем (предполагая некоторое время держать его на епитимии). Думаю, что на этом условии, в конце концов, присутствовавшие архиереи, всегда оч[ень] прислушивающиеся к мнению Патриарха, согласятся, потому что, собственно, канонич[еской] стороной (в отношении Введен[ского] как начальника раскола) большинство присутствующих епископов (кроме Ленинградского) не останавливаются; Ряз[анский] и Уфимск[ий] говорят гл[авным] обр[азом] только о многоженстве Введен­ского... 28 марта. Днем в Патриархии. Познакомился с прот[оиерем] А. Расторгуевым, недавно перешедшим из обновленчества. Также и с Д. И. Боголюбовым, б[ывшим] миссионером. Расторгуев рассказал, что на днях встретился с Введенским в метро. Тот был «с мухой» и расхвастался, что на днях будет большой важности событие. «Со мной ведут разговоры о присоединении. Что ж, я – первоиерарх, значит равный с равными. С институтом у них затерло. Поэтому-то они заговорили обо мне»... В какой-то концепции Введенский заговорил, что он будет «обновленческим патриархом всего мира». Расторгуеву он сказал: «Я по-прежнему считаю Вас архиепископом, Вы снова скоро будете нашим». Виталий поторопился немного уйти. Что все это значит? Какая-то мания величия...

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Нужно ли требовать исповедь от взрослых из иудеев, язычников, магометян, когда они вслед за принятием крещения приступают ко Св. Причащению? Взрослые из иудеев, язычников и магометян могут быть допускаемы ко Св. Причащению без исповеди во грехах, т.к. в Таинстве Крещения омыты все грехи их – как первородный, так и произвольные (Руков. для сельс. паст. 1867 г., т. I, стр. 424–428). Должен ли священник сообщать сведения полиции о умерших от побоев и отравы, о которых он узнал на исповеди? В церковных и гражанских постановлениях указаны только два случая, в которых священник обязывается об исповеданном грехе доносить начальству, – это о злом намерении против Государя и государства, и о произведенном в народе соблазне, имеющем вредные последствия для Церкви (см. граждан. пост. в отд. об испов.); а потому во всех прочих случаях, как не относящимся к вышеуказанным, исповедь должна оставаться в строгой тайне (Руков. для сельс. паст. 1867 г., т. III, стр. 672–674). Кому и как удобнее вести записи приходящих на исповедь? Обыкновенно эту обязанность исполняют диаконы и псаломщики; но ввиду того, что иные, записавшись у них, к исповеди не подходят, а также – что вообще запись ведется диаконами и псаломщиками не аккуратно, следует вести ее самим священникам, составив для того алфавитный список прихожан и отмечая в нем, для краткости, против приходящего к исповеди цифру той недели, на которой он говел (Пензенск. Епарх. Вед. 1887 г.). Последствия неисполнения правил – Епископ или священник, если обращающегося от греха не принимает (не захочет исповедовать), да будет извержен из священного чина; опечаливает бо Христа, рекшего: «радость бывает на небеси о едином грешнице, кающемся» (Апос. 52). – Духовник, открывший чьи-либо грехи, даже в общих выражениях или намеках, подлежит лишению сана и суду гражданскому (Карф. 147. Кн. о долж. пресв. 109 ст. Духов. Регл. Приб. о причт. 9 ст.). – Священнослужители, не бывшие ни разу в году на исповеди, посылаются на месяц в монастырь (Ук. Синод. 1806 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Иваново-                                       Саратовская               –  52 Вознесенская        –  54                Тамбовская                –  41 Костромская         –  72                Орловская                  –  78 Тверская                –  94                Курская                      –  68 Московская           –  36                Харьковская              –  98 Тульская                –  61                Полтавская                – 124 Нижнегородская  –  68                Екатеринославская   –  92 Симбирская          –  47                Донская                      – 97 Таганрогская         –   36               Крымская                   –  44 Уфимская              –   28               Черниговская                        –  78 Минская                –  49                Одесско-Херсонская – 191 Бобруйская            –  29                Могилевская              –  61 Смоленская           –   62               Всего:        2691 благодуховенства 1962 монашествующих 3447 монахинь и послушниц ИТОГО:     8100 жертв В связи с изъятием церковных ценностей в 1922 г. расстреляно и замучено духовных лиц разного звания. Имена убиенных (без подробных данных): Протоиерей Порфирий Амфитеатров (Белоруссия). Архимандрит Августин (намест. Ор. мон.). Игумен Гервасий (Брянск. Усп. Свенского мон.). Иеромонах Герасим (Брянск. Усп. Свенск. мон.). Послушник Антоний (Брянск. Усп. Свенск. мон.). Протоиерей Иосиф Смирнов (Костром, епар.). Протоиерей Павел Дернов и чада его (г. Елабуга). Священник Павел Кушников (Новг. епар.). Священник Петр Покрывалов (Тульск. епар.). Священник Феодор Афанасьев (Орл. епар.). Священник Михаил Чафранов (г. Севастополь). Священник Владимир Ильинский (Костром, епар.). Священник Василий Углянский (Симфероп. епар.). Священник Константин Снятиновский (Влад. епар.). Диакон Иоанн Касторский (Костром, епар.). Иеромонах Нектарий (Иванов). Иеромонах Матвей (Олейник). Архимандрит Николай (Орлов), ректор Пензенск. дух. семинар. Иоанн Перебаскин, смотритель Солиг. дух, училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009