Эти факты из жизни современной Европы говорят о том, что в духовно-нравственной сфере ее жизни идут сложные, разнонаправленные процессы. – Почему эти процессы не затрагивают Америку? Все мои собеседники сомневались в том, что современное американское общество является христианским – Я задавал этот вопрос своим собеседникам в Америке, немилосердно ставя их тем самым в сложную ситуацию. Я их спрашивал, является ли Америка христианской страной. Значительная часть респондентов отвечала приблизительно так: «Да, в прошлом Америка действительно была христианской страной, которую строили приверженцы христианских ценностей». В очень сложных для себя условиях средневековой Европы эти люди сделали выбор в пользу христианских ценностей и защищали их, а если это было невозможно, то делали выбор в пользу эмиграции. Прибывая в Новый Свет, они пытались создать Царство Божие на земле. Попытки создания Царства Божия на земле, которые в представлении православного христианина обречены на неудачу, привели к тому, что царство создали, благополучие есть, но вот от Бога удалились. Все мои собеседники вспоминали о христианском прошлом США, однако практически все они сомневались в том, что современное американское общество является христианским. Некоторые даже прямо говорили, что сегодня США христианской страной уже не является. Вероятно, процессы, связанные с возникновением общества потребления, настолько глубоко затронули американское общество, что некоторые христианские ценности утрачены безвозвратно. В ходе интервью мне говорили о сопротивлении, которое в традиционных протестантских конгрегациях вызывает всё усиливающаяся модернизация жизни американских религиозных общин. Это указывает на то, что и в США есть те, кто по мере своих сил и возможностей сопротивляются влиянию антиценностей. – Можно ли сказать, что уход в свои полузакрытые православные общины – это в какой-то мере возможность для православных сохранить христианские ценности за пределами своей исторической родины? – Думаю, что да. В заключение позвольте воспользоваться возможностью и поблагодарить всех тех, без кого исследование приходов Русской Православной Церкви было бы просто невозможно. Это Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион , почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет, управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт), духовенство Русской Православной и Русской Зарубежной Церкви. Особо хотелось поблагодарить Джона Бёрджесса, профессора теологической семинарии города Питтсбурга, и его супругу Дебору, которые оказали нам теплый прием и неоценимую помощь в дни нашего пребывания в США.

http://pravoslavie.ru/69702.html

На 1 декабря 2022 года в Москве насчитывалось 1227 храмов и часовен , то есть на 9 храмов больше, чем в прошлом году. Число храмов, в которых богослужение совершается не реже одного раза в неделю, увеличилось до 549 — их стало на 8 больше, чем в прошлом году. По программе строительства новых храмов за 12 лет возведены и уже действуют 88 храмов. В 4 храмах завершены строительно-монтажные работы. Строятся 42 храма. Таким образом, уже построены или находятся на разных этапах строительства 134 из 200 запланированных храмов . Это ответ всем тем, кто с большим пессимизмом встретил тогда мой призыв о необходимости построить 200 храмов в городе Москве. Говорили, что храмов достаточно, что денег не хватит, и вообще подвергали сомнению всю эту программу. Но на сегодня есть то, что есть, и я с благодарностью хотел бы отметить всех тех — и священнослужителей, и мирян, жертвователей, благотворителей, — кто активно участвует в возведении новых храмов в городе Москве. Начиная с 2018 года Московская Патриархия стала активно помогать приходам возводимых храмов, субсидируя строительство. Всего за пять лет Московской Патриархией на строительство храмов из собственного бюджета было выделено 4 168 545 881 рубль. Из этой суммы только за 2022 год было выделено 2 233 831 446 рублей. Вернусь к статистике. В клире Москвы 34 архиерея, 1440 священника и 405 диаконов — всего 1879 клириков, то есть на 38 священнослужителей больше, чем год назад. В этом году мною совершены 37 пресвитерских и 3 диаконские хиротонии. Также 3 пресвитерских и 20 диаконских хиротоний были совершены по моему поручению Преосвященными викариями . Под Патриаршим управлением, как и в прошлом году, действуют 36 ставропигиальных обителей: в том числе 17 мужских монастырей и 19 женских, с 1066 насельниками и 1030 насельницами (включая послушников и послушниц). Со времени прошлого собрания, к сожалению, скончались 30 московских клириков, а также насельников и насельниц ставропигиальных монастырей. Помянем усопших священнослужителей и монашествующих поименно:

http://pravoslavie.ru/150091.html

Но при бережливых владыках и особенно при богатых кафедрах могли оставаться сбережения как казенных, так и келейных, собственно архиерейских, денег. Богаче всех была патриаршая кафедра. Патр. Иов в своей прощальной грамоте 1604 г. говорил о себе, что он от патриарших доходов «приобретения и корысти себе не стяжал» 144 ; а патр. Иосиф оставил после своей смерти казны келейной 13400 р., да домовой патриаршей 15000 р. 145 § 8. Белое духовенство Низшее духовенство било мало организовано, и потому страдало многими недостатками. В деле избрания членов причта по прежнему имел силу выбор самих прихожан и в вотчинных селах – землевладельцев. Об этом составлялись особые письменные акты («выбор», или «излюб») и челобитные для представления архиерею. Избираемый иногда давал от себя обещания разного рода и представлял за себя поручные записи в том, что будет жить безукоризненно и добросовестно выполнять свои обязанности 146 . При этом очень часто происходили злоупотребления. Члены причта не всегда избирались достойные; искатель места иногда подкупал приходского священника уступить ему приход или часть его, или сказаться слабым и больным и, садясь на приход, служил вместе с прежним священником. На размер прихода обращалось мало внимания и часто избирались новые члены причта туда, где им не могло хватить средств на содержание; в редком приходе в XVII веке не было двух священников; бывали такие приходы, где священников было по 14; иногда на 33 двора приходских было 4 священника, на 400 дворов 7; при 5 священниках бывало до 50 причетников 147 . Не редко искатели священно – служительских мест подкупали некоторых прихожан и составляли ложные челобитные к архиерею, что будто бы у церкви попа нет; наконец искатели церковных мест, в угоду прихожанам и в виду обилия конкурентов, соглашались понижать ругу, даваемую от прихожан на содержание причта. Все это побудило некоторых епархиальных архиереев учредить контроль над приходскими выборами ставленников чрез духовных лиц или десятинников, которые, по архиерейскому поручению, должны были скреплять выбор своим свидетельством 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Однако в обстановке развития дружественных отношений между Советским Союзом и Финляндией они «не рискуют показать свое истинное лицо и вынуждены в своих официальных заявлениях и в беседах с советскими представителями показывать себя сторонниками углубления и расширения дружественных связей с Русской Православной Церковью» . Встречается информация, что руководство Финляндской Православной Церкви после 1957 г. даже занимало прямо враждебную позицию против улучшения взаимоотношений между Церквями: «На деле же руководители церкви, видя растущую популярность Советского Союза среди рядовых прихожан, ведут скрытую работу, если не на срыв установившихся дружественных связей с Московской Патриархией, то во всяком случае на торможение этого процесса, стремясь затянуть ликвидацию последствий многолетних неприязненных отношений между двумя церквями на долгие времена» . В доказательства приводилась беседа Германа (Аава) с протоиереем М. Славнитским. В январе 1958 г. архиепископ, говоря о темпах развития дружественных связей с Русской Церковью, образно выразился: «В науке господствует мысль, что ревматизм излечивается и проходит через столько времени, сколько человек болел им до начала лечения. Мы болели 30 лет, значит нам торопиться особенно не надо» . Эти слова архиепископа Германа трактовались как желание большинства противников затянуть каноническое сближение на неопределенное время в надежде вовсе отказаться от него, в случае ухудшения внешнеполитических отношений между Советским Союзом и Финляндией. По мнению протоиерея М. Зернова , в 1960 г. сменившего протоиерея Славнитского на должности благочинного Патриарших приходов в Хельсинки, Герман (Аав) «за долголетнюю свою службу сумел воспитать в духовенстве подозрительность ко всему русскому и расставить соответствующих лиц на ключевые посты» . Данное обвинение архиепископа в непотизме (якобы его зятья как раз и занимали многие видные должности в Финляндской Церкви) легко опровергнуть: лишь один зять архиепископа – муж его дочери Тамары – Михаил Касанко был настоятелем прихода Хельсинки.

http://bogoslov.ru/article/5418350

Дружеские наши отношения с Афанасием Ивановичем продолжались однако недолгое время. Присмотревшись к моим повседневным занятиям и увидев с какой настойчивостью я разыскиваю Святогробский Типикон 1122 г., известный мне лишь по книге ученого архимандрита Вениамина Иоаннидиса ( " Εν Ιεροσολ.), издавшего по этому Типикону чин сошествия св. огня в Великую субботу, а особенно после того, как я с восхищением поделился с ним своей радостью, что я нашел, наконец, этот Типикон в качестве приложения в «Священной истории» 1801 г., составленной ученым дидаскалом архимандритом Максимом Симео, который списал этот Типикон из древней рукописи Саввинской лавры, дружеские отношения ко мне Афанасия Ивановича круто изменились. Афанасий Иванович увидел во мне опасного соперника, который своими изданиями памятников Патриаршей библиотеки может предупредить его описания Патриарших рукописей. Довольно часто в условленный час я уже не заставал Афанасия Ивановича на месте в Канцелярии, где мы доныне ежедневно занимались, и мне подолгу приходилось оставаться без дела в ожидании его прихода. Нередко теперь под разными предлогами он старался прервать занятия и запереть Канцелярию раньше условленного времени, отказывался открыть для меня библиотеку, когда требовалось переменить рукопись, ссылаясь на то, что библиотекарь о. архидиакон Ювеналий занят службой в Святогробском храме или где-нибудь в другом месте, и что ключи от библиотеки он будто бы унес с собой. О прежней любезности относительно возможности пользоваться его научными пособиями уже не приходилось и думать. Я сначала все это терпеливо сносил, но когда мера моего терпения перешла границы, то отправился с жалобой на него к Блаженнейшему Патриарху. Последний принял мою сторону, сделал соответствующие внушения Афанасию Ивановичу, и Канцелярия по-прежнему открывалась для меня в условленные часы. Типик 1122 г. древнего Патриаршего служения в Святогробском храме открыт был мною, как я уже сказал, в позднейшей рукописи XIX в., находившейся тогда еще в библиотеке Крестной Богословской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вообще, когда в Нью-Йорке начинаются иудейские праздники, видишь, как заметно меньше становится машин на дорогах, потому что люди соблюдают свои традиции. Если начинающийся шаббат, покой субботнего дня, застает иудея в машине, он в лучшем случае ее припарковывает и вылезает из нее, нанимает такси, а машину эту бросает, потому что дальше нельзя ее самому вести. И эти примеры того, как истово по-своему служат Богу мусульмане, иудеи, — как все это может не пробудить ревность у христианина? Да мы, хотя бы посмотрев налево-направо, должны устыдиться: а мы что же? Почему мы не хотим отдать воскресный день Богу, как это делают мусульмане в пятницу и иудеи субботу? Считая, что мы носители истинной веры, как и почему мы докатились до такой самовлюбленности и жалости к самим себе? Крестный ход после совместного Пасхального богослужения: в субботу Светлой седмицы в Свято-Николаевском Патриаршем соборе г. Нью-Йорка по традиции служит духовенство Патриарших приходов в США и Русской Православной Церкви Заграницей. 21 апреля 2012 года Божественную литургию и крестный ход возглавили Управляющий Патриаршими приходами в США — Если выдается свободное время, чем Вы обычно занимаетесь в Нью-Йорке? Удалось ли узнать, полюбить этот город? — Свободное время мне, как и всякому человеку, необходимо в первую очередь для того, чтобы восстановить силы. Утешением являются прогулки по Центральному парку. Я очень рад приезду гостей, потому что благодаря им, сопровождая их, ты и сам тогда можешь что-то посмотреть — музеи, достопримечательности. Самому для себя времени не хватает. И вообще, я мечтал бы, если даст Господь и мне назначено будет новое место служения, приехать в Америку недельки на две на правах туриста, потому что сейчас совершенно иное восприятие. Ты не турист, ты здесь трудишься, и у тебя совсем иное отношение к тому, что ты видишь. Иногда в летнее время удается выехать за город на берег океана. Прибрежная полоса там огромная, есть такие места, совершенно уединенные, где можно поплавать и просто посидеть, почитать под шум волны.

http://pravoslavie.ru/61587.html

Привычка небольшая к Нью-Йорку уже начинает приобретаться. Что здесь хорошо? Что в каком бы ты платье ни ходил, на тебя не обращают внимания. Ходить в подряснике по Нью-Йорку легче, чем по Москве или по другому российскому городу. Никто не знает, кто ты, не понимает, что ты священник. Чаще всего считают, что это раввин идет, но тебя не сопровождают взглядами, к тебе никто не пристает. Правда, есть сложность: когда ты идешь в аэропорту через досмотр. Вот тут опять же непонятная форма одежды заставляет относиться к тебе с подозрением. То есть если в России, по крайней мере, пока, духовное платье священника вызывает доверие, уважение или даже любовь, в Соединенных Штатах Америки не понимают, кто это, а раз не понимают, то начинают опасаться. Поэтому практически ни разу не было так, чтобы меня после прохождения рамки металлоискателя не отвели в сторону и подробно, тщательно всего не обыскали. Знаете, когда я ехал в Нью-Йорк, то слышал о том, что может быть много свободного времени, что может быть скучно. Но, честно сказать, мне времени там не хватает. Это связано, во-первых, с тем, что необходимого штата помощников у меня нет, к сожалению, а задачи и заботы, хоть и перенесенные на другую почву, такие же, как в России. Я же сформировался как священнослужитель не в Америке, и у меня самого планка требований поднята еще до российских образцов служения. А российская церковная жизнь все более развивается, становится все более требовательной. Я замечаю порой, что те указания, бумаги, которые мы получаем из Москвы, не учитывают нашей специфики. К сожалению, порой просто в недоумении бываешь: кто в условиях Америки может соответствовать вот этим рекомендациям? Но, естественно, это бывает первая реакция, а потом начинаешь думать, что и в какой мере ты можешь воплотить в жизнь. Ведь служишь-то ты не ради бумажного отчета, а ради Бога, и первейшим для тебя мерилом является требовательность твоей собственной души. А она покоя не дает. Архиепископ Наро-Фоминский ЮСТИНИАН (Овчинников), Управляющий Патриаршими приходами в США, родился в 1961 г. в г. Костерево Владимирской области,

http://pravoslavie.ru/61587.html

Видя, что митрополит Сергий объединяться с обновленцами не желает, и понимая, что это грозит сорвать затеваемый «Просинод», Константинопольский Патриарх, очевидно, с подачи Димопуло пошел на обращение за содействием напрямую к большевистской власти. Архимандриту Василию было поручено «просить Советскую Власть о разрешении прибыть в Москву Представителям четырех Патриарших Престолов Востока для совещания с Русскими церковными кругами по вопросу о восстановлении административного единства Русской Церкви и об участии братской Русской Церкви в имеющем собраться 19-го июня 1932 года Всеправославном Просиноде». В ответ на это поручение Димопуло объяснил Фотию, в чем причина возникших проблем. «Из сообщения Вашего Высокопреподобия, - писал Патриарх Фотий архимандриту Василию 1 августа 1931 г., - нам сделалось известным, что Советская Власть, совершенно неожиданно истолковавши неправильно распоряжения Святейшего Патриаршего Вселенского Престола по вопросу о Русских Православных приходах в Европе и о Митрополите Евлогии, - усмотрело в них дух с нашей стороны недружелюбия в отношении к благосостоянию всей Русской Церкви и даже к Государственной Власти, - до такой степени, что заподозрило даже наступившую перемену в до самого последнего момента искреннем отношении Вселенской Патриархии к заграничным церковным делам» . Пересылая перевод письма Фотия Смидовичу, Димопуло добавлял от себя: «Вселенский Патриарх с полною решительностию отвергает предположение о возможности изменения к худшему отношения Вселенской Патриархии к Советской Власти. В действительности это отношение всегда было, есть и будет неизменно не только лояльным, но и определенно благожелательным и сочувственным, с постоянной готовностью выявлять такое именно настроение и в соответствующих действиях и распоряжениях. В частности, распоряжения Патриархии по вопросу о временной церковной юрисдикции Вселенской Патриархии в отношении Русских беженских приходов в Западной Европе имело в виду исключительно умиротворение и успокоение Русских православных беженцев, в предотвращение возможности подчинения их влиянию и юрисдикции Римского Папы, стремящегося достигнуть унии не только с Русскими беженцами заграницей (приблизительно до 6 миллионов), но и с православными, находящимися в пределах СССР, - чем, конечно, преследуются не столько религиозные, сколько политические цели, в явный вред Советскому Союзу» . Как видно, осознавая, что сообщения про «страшных и страшных» карловчан на советскую власть особого впечатления не производят, фанариоты решили сместить акценты на происки более глобального врага СССР - Папы Римского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Но тем из них, которые отличались хорошей жизнью, с особого разрешения, дозволялось оставаться при прежних приходах и отправлять здесь некоторые пастырские обязанности, для чего они получали, так называемые, епитрахильные и орарные грамоты. Каждый год они платили за эти грамоты десять алтын, да при получении грамоты они платили подьячему за письмо гривну; получивший же грамоту без дозволения «литургисать» платил за нее каждый год по пяти алтын 51 . d) Святительская дань, что означало подать, собираемую с недвижимого имущества духовенства: с земли, дворов и разных угодий. В грамоте патр. Иоасафа псковскому архиепископу Арсению 1667 г. об обложении данью приходских церквей, по примеру патриаршей области, сказано, что посланные для описи приходов данью окладывали: с попова двора по 4 деньги, с дьяконова по 2 деньги, с дьячкова и пономарева и с просвирницына и с бобыльских по деньге с двора, с церковныя земли, с пашни с четверти по три деньги, с сенных по две деньги с копны, да сверх того окладу десятильничьих и заезда по три алтына по две деньги с церкви, да казенных платежных пошлин по три алтына по три деньги с церкви 52 . Иногда же поземельная подать обращалась в личную; так в псковской епархии вносилось в архиерейскую казну «по двадцати алтын с скуфьи на год» 53 . е) Подъезд, иначе заезд, выезд, езда, – подать, платимая духовенством епископу при обозрении им своей епархии, при чем духовенство должно было совершать его на свой счет. Когда епископ по обстоятельствам не мог обозревать сам своей епархии, а это с течением времени стало постоянным явлением, – подати за въезд собирал особый чиновник, посылаемый епископом. Как дорого подъезд архиерея обходился местному духовенству, это видно из жалоб новгородцев на приезды к ним митрополита и из жалобы псковичей на новгородских епископов, приезжавших к ним через три года в четвертый, а также из грамоты Грозного об архиерейских доходах во Псков 54 . Кроме указанных нами пошлин, духовенство платило архиереям и другие более или менее мелкие, с течением времени видоизменявшиеся и в XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Каждый такой отчет до представления в Московскую Патриархию и благочинному округа должен быть утвержден на заседании Приходского собрания и получить отметку бухгалтерии Московской Патриархии. В Патриарших подворьях годовой отчет должен быть обсужден активом подворья с участием Ревизионной комиссии, которую при этом следует проинформировать о проблемах, обсуждаемых на Епархиальном собрании. Заседания Приходских собраний по принятию и утверждению годового отчета, штатного расписания и плана работ на 2007 год Нами благословляется провести во всех храмах города Москвы. В случае возникновения необходимости провести изменения в составе Приходского собрания или руководства прихода надлежит заранее подать письменное прошение, чтобы на данное собрание был направлен благочинный округа. Надеемся, что все отчеты будут сданы вовремя, а «тяжелые болезни», как правило, обостряющиеся в конце января и начале февраля, на этот раз минуют членов Приходских советов и бухгалтеров тех храмов, которые систематически задерживают сдачу своих отчетов. При подаче финансовых отчетов за прошлый год бухгалтерия Московской Патриархии неоднократно обращала внимание председателей Приходских советов, казначеев и бухгалтеров московских приходов на мизерную величину фонда оплаты труда сотрудников, зарплата которых зачастую была ниже официального прожиточного минимума. Как нормальный человек, имеющий семью, может прожить на тысячу или пятьсот рублей в месяц? Этот вопрос в нынешнем году заинтересовал не только Патриаршую бухгалтерию, им задались и сотрудники налоговых инспекций. Вероятно, именно такое удивительное бескорыстие, такое беспримерное несребролюбие подтолкнули их к направлению в данные приходы писем, в которых они предупреждали, что в ближайшее время будет проведена доскональная проверка финансово-хозяйственной деятельности этих приходов. Думаю, что и нашей Ревизионной комиссии стоит также навестить таковые приходы, чтобы ознакомиться с их нововведениями, после чего доложить Нам об увиденном письменным рапортом.

http://patriarchia.ru/db/text/173887.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010