В подмосковном Жуковском открылся филиал больницы святителя Алексия Жуковский, 8 июня 2022 г. Митрополит Крутицкий и Коломенский Павел в новом филиале Больницы Святителя Алексия. Фото: пресс-служба Коломенской епархии      3 июня 2022 года в городе Жуковском Московской области состоялось торжественное открытие филиала столичной Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского. В новом филиале расположен стационар паллиативной медицинской помощи на 25 коек. Торжества по случаю открытия возглавил Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, сообщает Патриархия.ru . «Для Московской митрополии это действительно историческое событие. Я выражаю сердечную благодарность строителям, благотворителям и всем, кто будет трудиться в филиале больницы. Особенно важно, что здесь будут заботиться не только о теле и здоровье, но и о душе», — отметил Патриарший наместник Московской митрополии. Митрополит Павел совершил освящение помещений филиала, после чего вручил епархиальные награды за активное участие в строительстве здания. Оно построено на средства благотворителей и силами Пантелеимонова прихода города Жуковский. После молебна митрополит Павел и главный врач больницы святителя Алексия Алексей Заров посетили палаты с первыми восемью пациентами. В дальнейшем больница святителя Алексия планирует расширить деятельность филиала в Жуковском. «Здесь откроется дневной стационар, будет проводиться химиотерапия. Помимо этого, в здании расположится учебный центр по обучению младших медицинских сестер по уходу. Таким образом, будет создан комплекс, в котором будут помогать как нуждающимся в паллиативной помощи, так и онкологическим пациентам. Вся наша деятельность осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, который является председателем Попечительского совета нашей больницы и благословил нас на служение тяжелобольным людям», — отметил Алексей Заров. Филиал больницы святителя Алексия назван в честь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. «Филиал открыт под небесным покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны. Святая для нас особенно дорога. Дата открытия филиала выбрана не случайно и связана с важным событием в жизни великой княгини — в этот день в 1884 году она венчалась с великим князем Сергеем Александровичем. Известно, что святая бывала в Медведниковской больнице, ныне больнице святителя Алексия: в 1903 году со своим супругом она присутствовала на открытии. В здании филиала мы открыли кабинет-музей Елизаветы Федоровны, в котором отражены ее жизненные этапы», — рассказала руководитель Елизаветинского филиала Елена Казинова.

http://pravoslavie.ru/146615.html

В Слуцке состоялось заседание Координационного совета по разработке и реализации программ сотрудничества между органами государственного управления Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью 7 апреля 2022 г. 19:21 6 апреля 2022 года в Минском областном кадетском училище в городе Слуцке состоялось расширенное заседание Координационного совета по разработке и реализации программ сотрудничества между органами государственного управления Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью . Заседание было посвящено вопросам взаимодействия Министерства образования Республики Беларусь, органов управления образованием и учреждений образования с Белорусской Православной Церковью в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи. В мероприятии приняли участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , министр образования Республики Беларусь Андрей Иванец, уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак, председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по сотрудничеству со светскими учреждениями образования протоиерей Феодор Повный, руководители учреждений образования Минской области, кадетских училищ, региональных ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию учащихся и ответственные за военно-патриотическое воспитание. Андрей Иванец в приветственном слове подчеркнул важность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, поскольку именно ему предстоит созидать будущее страны. «Именно поэтому мы налаживаем тесное сотрудничество с Белорусской Православной Церковью. Учреждения образования взаимодействуют с православными приходами, которые находятся рядом, чтобы наши учащиеся могли задать вопросы, провести совместные мероприятия и семинары, чтобы молодежь понимала, что такое духовность и какую роль она играет в нашей жизни», — отметил министр. В своем выступлении митрополит Вениамин обратил внимание на усугубление духовно-нравственного кризиса в обществе и рассказал о путях преодоления этого кризиса с помощью организации комплексной системы воспитательной работы. Патриарший экзарх также подчеркнул необходимость развития волевого начала личности молодого человека: «Волевое начало должно развиваться через приобщение к добрым делам, формирование активной жизненной позиции, деятельную любовь к Родине. Такой опыт можно приобрести, участвуя в волонтерском движении, благотворительных акциях, краеведческой работе, ухаживая за могилами павших воинов, за памятниками истории».

http://patriarchia.ru/db/text/5915302.ht...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве при Покровском храме в Рубцове 3 июля 2009 года был учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, призванный стать основной базой для деятельности  Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством . Созданный центр призван способствовать развитию и координации научных исследований в области церковной медиевистики, чтобы прикосновение православных людей к древнему богослужению имело не случайный, а научно выверенный характер, основанный на подлинной святоотеческой духовности. Перед Патриаршим центром ставятся и другие важные задачи: содействие подлинной всесторонней интеграции старообрядных приходов Русской Православной Церкви в общецерковную жизнь; осуществление издательской и информационной деятельности для нужд старообрядных приходов; содействие совершенствованию навыков священнослужителей Русской Православной Церкви в проведении богослужений по древнерусским церковным уставам; практическое обучение древнему церковному уставу и знаменному пению церковных причтов для служения в старообрядных приходах Русской Православной Церкви; обеспечение старообрядных приходов богослужебными книгами, церковной утварью и облачениями; содействие развитию навыков реставрации старопечатных книг и икон. Конечно, Патриарший центр в настоящее время переживает всего лишь период становления. Тем не менее, имеются и первые результаты. Так, на базе центра прошло богослужебную стажировку несколько священнослужителей, в том числе и присутствующие сегодня в нашей аудитории. Популярностью пользуются действующие при центре кружки по изучению знаменного пения. Из выпускников и старшекурсников музыкальных вузов создан профессиональный хор певцов, владеющих знаменной нотацией. Этот хор имеет уже опыт публичных выступлений, сегодня мы его слышали за богослужением. При Патриаршем центре постоянно действует историко-литургический семинар, осуществляющий свою деятельность в тесном контакте с Общецерковной аспирантурой и докторантурой.

http://patriarchia.ru/db/text/5090770.ht...

При этих сборах архиерейские чиновники часто оскорбляли духовенство: соборное постановление 1675 года отмечало, что ко священному чину часто объявлялось всякой бесчиние, налоги, обругательства и убытки от архиерейских дворян и детей Когда в 1620-х годах патриарх Филарет создал особую патриаршую администрацию, так называемые “духовные приказы”, то это высшее управление русской церкви оказалось целиком в руках светских бюрократов: бояр, окольничих, стольников и подьячих. До собора 1667 года светский суд патриаршего управления считался более важным, чем церковный, и только при патриархе Никоне в Патриарший Разряд, который был высшей инстанцией патриаршего управления, были введены и духовные лица; до этого в него входили только гражданские чиновники, — патриарший боярин и его светский Так, например, в 1628 году главными администраторами Патриаршего Разряда были кн. Хилков, боярин И.А. Колотовский и дьяки Ф. Рогозин и Г. При патриархе Иосифе, когда епископат решил приостановить дальнейшую работу боголюбцев, главным деятелем патриаршего управления и одновременно вдохновителем “епископской партии” был известный взяточник светский дьяк Иван Кокошилов, ненавидимый духовенством за грабительские поборы. Поэтому, внешне борясь с епископатом, боголюбцы на самом деле боролись вовсе не с церковной иерархией, а с ее светской бюрократией и с ее светскими вдохновителями, которые боялись, что в случае успеха боголюбческого движения власть и доходы могут ускользнуть из их бюрократических рук. Одно из распоряжений этой светской патриаршей администрации, изданное при патриархе Иосифе, особенно задело приходское духовенство и, видимо, сыграло значительную роль в обострении отношений между церковной бюрократией и священниками. С целью увеличения своих поборов патриаршая епархиальная администрация постановила, что по всем делам поставлений в священники, перемещения их из одного прихода в другой и по делу построек церквей духовенство должно было лично являться в патриаршую канцелярию в Москве. Конечно, это было сделано для того, чтобы чиновники могли легче вымогать свои незаконные сборы с провинциального духовенства во время его приезда в столицу; приходским батюшкам для этого иногда приходилось проделывать путешествия в 500—1000 верст; для более скорого разрешения своих вопросов они должны были соответственно вознаграждать чиновников патриаршего Само поставление в священники производилось только после уплаты кандидатом сравнительно высоких пошлин. После уплаты этих высоких сборов за поставление священник тотчас же попадал в долги, которые ему с трудом приходилось выплачивать из своих довольно незначительных доходов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439496/

Колоссальный размер П. о. создавал сложности в управлении, о чем свидетельствуют челобитные духовенства. С 40-х г. XVII в. духовенство на территории П. о. обязали проходить процедуру поставления в Москве у патриарха (ранее на наиболее удаленных землях разрешалось обращаться за поставлением к архиерею соседней епархии), что приводило к необходимости каждому ставленнику ехать в столицу и подолгу ожидать поставления. Немало нареканий вызывала деятельность светских лиц в патриаршей администрации - десятильников, дозорщиков, патриарших дьяков и подьячих. Трудно было контролировать сокрытие новых церквей, неуплату венечных пошлин, запустение церквей. Доходы П. о. С церквей П. о. в патриаршую казну поступало 2 основных вида доходов: окладные и неокладные. К первому виду относились церковная дань, заезд, десятильничий доход и другие, более архаичные сборы (сохранившиеся при включении в П. о. земель из др. епархий - «на въезд», «в московский проезд» и проч.). Ко второму виду относились различные церковные пошлины (венечные, похоронные, почеревые и проч.). Запустевшие церковные земли кафедра сдавала в оброк. Система обложения данью в П. о. была наиболее стройной и наименее обременительной по сравнению с системой, применявшейся в др. епархиях. В 1632 г. патриарх Филарет указал унифицировать сбор дани в своей епархии. Нормы обложения остались на уровне нач. XVII в., но теперь дань взималась не только с дворов духовенства, причта и прихожан, но и с пахотных церковных земель, угодий и проч. Мн. устаревшие сборы были сведены в единую статью «десятильничьи деньги и заезд» (гривна с прихода), в 50-х гг. XVII в. этот сбор из патриаршей казны был переведен на нужды патриарших служилых людей (дьяков и подьячих). В XVII в. рус. патриархи неоднократно корректировали отдельные виды сборов, но общие нормы 1632 г. сохранялись. Правила сбора церковной дани в П. о. в XVII в. распространялись и на др. епархии. В 1667 г. патриарх Иоасаф II направил грамоту Псковскому архиеп. Арсению с предписанием привести обложение данью церквей в его епархии в соответствие с порядками, принятыми в П. о. (АИ. Т. 4. 195. С. 366-367). 27 февр. 1687 г. патриарх Иоаким указал разослать по всем епархиям грамоты с предписанием «во епархиях… дань налагать и… оброк и всякие окладные и неокладные денежные доходы в их архиерейские домы собирать против того ж, как дани, и оброки, и всякие окладные и неокладные денежные доходы собираются его, святейшаго патриарха, в Казенном приказе, чтоб от неравенств платежей впредь… смущения и ропоту не было» (ОДБМЮ. 1869. Кн. 1; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 123. Л. 1-16).

http://pravenc.ru/text/2579756.html

В отношении к патриарху синод в лице своих непременных членов имеет значение не только помощника и контролера, но и право судебной власти. За исключением политических преступлений синод судит патриарха по всякой вине и в двух случаях имеет право требовать пред Портою низложения патриарха, именно если будет доказано, что патриарх худо правит церковью, или погрешает против догматов веры 309 , и Порта лишь тогда решает вопрос о низложении патриарха, когда получит представление о том синода. После сего синод приступает к избранию нового патриарха, что составляет его исключительное право. Избрание происходит таким порядком: Когда патриарший престол сделается праздным, члены синода и находящиеся в Константинополе, архиереи собираются в синодикон (патриаршее здание, находящееся в греческом квартал – Фанаре) и в присутствии правительственного турецкого комиссара приступают к избранию кандидатов на патриарший престол. Трех избранных, одного за другим, объявляют затем собравшемуся в множестве на переднем дворе синодикона православному народу. Восклицание народа ξιοζ показывает, кто из представленных ему трех кандидатов достоин быть патриархом. После сего все присутствующие в синоде подписывают протокол и синод официально извещает Порту об избрании патриарха. Порта выдает берат, утверждающий выбор синода и греческого народа. Берат должен быть куплен за определенную сумму 4000 пиастров (около 2000 руб.). Для осуществления важнейшей из задач своей реформы – улучшения финансового положения патриарха – Самуилом установлен был так называемый смешанный совет 310 , состоявший из 12 членов: четырех митрополитов, четырех депутатов от дворянства и четырех от купечества. Главным назначением этого смешанного совета или комитета и служило ведение финансовой части или церковного казначейства – его расходов и прихода. Важнейшими статьями расхода, которые должно было покрывать это казначейство, были следующие: 1, взносы в султанскую казну за бераты, выдаваемые каждому вновь рукоположенному епископу (40.000 пиастров); 2, подарки, которые синод обязан подносить каждому вновь поставленному важному вельможе; 3, но самыми значительными издержками патриархия обыкновенно обременялась, когда Порта выражала синоду неудовольствие на греков, поднимавших против нее оружие и эмигрировавших в чужие края. В этих случаях гнев Дивана утишался только крупными суммами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Дворик дома, где жила наша семья, прилегал к патриаршему саду. А когда заборы всех окрестных дворов поломали на топку «буржуек», сад наполнился ребятишками и юными футболистами, вторжение которых быстро привело в упадок все его великолепие: в оранжерее перебили стекла, беседку разрушили, плодовые деревья и кусты поломали, подснежники безжалостно вытоптали. Хотя в саду были аллеи и дорожки, новые посетители ими пренебрегали. В начале двадцатых годов, когда впервые в нашей жизни мы проводили лето в Москве, этот сад стал для нас единственным местом общения с природой. Правда, родители нам запрещали далеко отходить от дома, да и мы, не без основания, опасались окрестных мальчишек, стараясь держаться поближе к своему двору. Но, завидев вдали фигуру Святейшего, который обычно гулял по окаймляющей сад аллее, мы неслись, чтобы взять у него благословение. Появлению Святейшего часто предшествовал важно выступавший лохматый могучий Султан. Наш маленький брат с разрешения Святейшего не раз забирался на спину Султана, и этот добродушный сенбернар позволял ему проехать на себе несколько шагов. Жизнь Султана, верного сторожа своего хозяина, оборвалась незадолго до ареста Патриарха. Он был отравлен чьей-то злодейской рукой. Когда Святейший, гуляя по саду, встречал детей с подснежниками в руках, он говорил им ласково: — Рвите, дети, цветы, выкапывайте, пока их все не затоптали. Скоро тут ничего не останется. Холодным зимним вечером мама послала нас с Соней взять из починки папины валенки. Чинил их послушник Никита, работавший истопником в патриарших покоях. Миновав заснеженный сад, мы поднялись по боковой лесенке, которая вела в задние комнаты патриарших покоев. На светлой деревянной двери поблескивал металлический замок с выгравированным на нем латинским приветствием «Vale». На наш стук из глубины покоев послышались шаги. И мы были чрезвычайно смущены, когда вместо ожидаемого Никиты дверь нам открыл сам Святейший. Узнав о причине нашего прихода, Святейший не позволил нам тут же ретироваться и убежать домой. Убедившись в отсутствии Никиты, он стал по полкам искать папины валенки, приговаривая озабоченно:

http://azbyka.ru/fiction/deti-nebesnogo-...

  За многогранную помощь, оказываемую Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии приходам Московского Патриархата в Финляндии и в связи с 65-летием со дня рождения митрополит Кирилл вручил примасу Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии архиепископу Юкке Паарме высокую награду Патриарха Московского и всея Руси — орден святого равноапостольного князя Владимира (II степени). В заключение со словом приветствия выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, подчеркнувший большое значение, которое имели в прошлом и имеют сегодня приходы Московского Патриархата в Финляндии. Они не только духовно окормляют все возрастающую русскую православную паству, но и помогают ей крепить свою связь с Родиной, сохранять национальную культуру и русский язык. Владыка подчеркнул также большую роль Представительства Московского Патриархата в Хельсинки в укреплении связей Русской Православной Церкви с Церковью-дочерью — Финской Православной Церковью, с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, с общественностью этой страны.   По окончании акта, который сопровождался музыкальными номерами, в зале Представительства Московского Патриархата в Финляндии был устроен праздничный прием, перед которым высоким гостям и участникам торжеств была представлена специальная выставка, посвященная 80-летию Патриарших приходов в Финляндии.   ПОСТАНОВИЛИ:   1. Доклад принять к сведению.   2. Отметить важность служения Патриарших приходов в Финляндии в деле пастырского окормления русских православных соотечественников в этой стране и одобрить деятельность Представительства Русской Православной Церкви в Финляндии.   3. Выразить удовлетворение состоявшимся общением с Главой Православной Церкви в Финляндии архиепископом Карельским и Финляндским Львом и надежду на дальнейшее развитие и укрепление сотрудничества между двумя Церквами.   4. Считать полезной состоявшуюся встречу председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с Главой Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии Архиепископом Турку Юккой Паармой.

http://mospat.ru/archive/86320-zhurnaly-...

Отец Тихон был добросовестным и ревностным пастырем, он много молился и часто служил. Приветливый и отзывчивый на людское горе, он всегда мог утешить пришедшего к нему с бедой человека. Отец Тихон был человеком решительным и твердым, и в его присутствии невозможно было выразиться грубо или непотребно — он всегда в этих случаях останавливал и делал замечание. При всем том он был немногословен и сдержан. За безупречное и ревностное служение священник был возведен в сан протоиерея. В 1928 году власти закрыли храм в селе Троекурово и решили записать священника в кулаки, чтобы затем раскулачить и отобрать все имущество. Но в сельсовете многие относились к отцу Тихону с большим уважением, и один из служащих сельсовета пришел к нему домой и сообщил, что задумали относительно священника власти. — Чем мы будем ждать, когда придут и вышвырнут нас из дома, — сказала решительно Хиония Ивановна, — лучше сейчас собрать все необходимое и уехать на первое время в Лебедянь. Отец Тихон с ней согласился. Они собрали самые необходимые вещи, запрягли лошадь в маленькие крестьянские сани, и тот же член сельсовета, который предупредил о раскулачивании, отвез их в город. Первое время они снимали угол на квартире, а затем маленькую комнату. Епископ Липецкий Уар (Шмарин) направил отца Тихона служить на приход, расположенный в трех километрах от Лебедяни; здесь он прослужил около года, а затем власти и здесь храм закрыли. Это было время, когда властями по всей стране была развернута кампания по закрытию храмов. Епископ Уар направил священника в храм в селе Ильинском, но и здесь храм вскоре закрыли, и тогда епископ направил его в храм в селе Патриарши, где священник прослужил около года, а затем и здесь храм был закрыт. В Патриарши к отцу Тихону приехал посланец от прихода храма, расположенного в селе Куймань, и предложил ему пойти служить к ним. Получив благословение епископа Уара, отец Тихон переехал в Куймань. Это было большое село, населенное преимущественно благочестивыми и глубоко верующими крестьянами, так что храм во время служб всегда был полон молящихся. Отдельного дома здесь для священника уже не было, и отец Тихон снимал маленькую избушку в крестьянском дворе у Андрея и Елены Ждановых; между семьями крестьянина и священника сложились добрые христианские отношения, полные взаимной любви и мира. Здесь отец Тихон прослужил до ареста. Старшие дети разъехались, с родителями осталась жить только младшая дочь Елена, а в 1936 году после смерти мужа к ним переехала дочь Ирина, у которой было четверо маленьких детей.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Патріарший екзарх всієї Білорусі зустрівся зі слухачами Літньої школи для волонтерів з організації комунікації з глухими та слабочуючими людьми на парафіях 24 червня 2021 р. 12:12 23 июня 2021 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин встретился со слушателями Летней школы для волонтеров по организации коммуникации с глухими и слабослышащими людьми на приходах. Участники мероприятия поприветствовали митрополита Вениамина на жестовом языке и рассказали о том, как проходят занятия по изучению языка жестов и особенностях работы в воскресных школах с глухими и слабослышащими людьми. Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви иерей Димитрий Ворса обратил внимание на сложность восприятия церковнославянского богослужения глухими и слабослышащими людьми, так как они читают по губам только русский язык и непривычны к церковнославянскому. В связи с этим священник рассказал о планах тесного сотрудничества с Белорусским обществом глухих и сопровождения богослужений переводом на жестовый язык. Отмечая важность проведения богослужений для глухих и слабослышащих людей, владыка Вениамин высказал предложение, чтобы в перспективе такая возможность появилась для жителей всех областных центров и крупных районных городов Республики Беларусь.  Патриарший экзарх поблагодарил волонтеров за участие в проекте и пожелал, чтобы в будущем их усилия приносили достойные результаты. Вместе с тем архиерей подчеркнул важность расширения тематики Летней школы для волонтеров и проведения подобных курсов для обучения добровольцев коммуникации не только с глухими и слабослышащими, но и другими категориями людей с ограниченными возможностями. «Наша задача — помочь понять таким людям, что, несмотря на физические ограничения, нужно жить, работать над собой и развиваться», — сказал митрополит Вениамин. Затем исполняющий обязанности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви Н.И. Лис рассказал о проделанной работе Школы и о планах дальнейшего обучения волонтеров после прохождения курса Летней школы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5823652...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010