Синод постановил: 1. Принять доклад к сведению. 2. Выразить благодарность премьер-министру Венгрии Виктору Орбану за твердую позицию в отношении недопустимости включения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в санкционный список ЕС. Члены Синода имели суждение о развитии ситуации после состоявшегося в Киеве Собора Украинской Православной Церкви (журнал 58). Синод постановил:  1. С прискорбием отметить сохраняющееся давление на архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян Украинской Православной Церковь со стороны представителей украинской государственной власти и экстремистски настроенной части украинского общества. 2. Выразить поддержку всем архиереям, священнослужителям, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, которые, осознавая необходимость соблюдения канонического строя, стремятся придерживаться порядка, определенного Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года и канонической нормы поминовения за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси (см. Двукр. 15). 3. Напомнить, что решение об изменении статуса Украинской Православной Церкви может быть принято лишь в рамках канонической процедуры, включающей постановление Поместного Собора Русской Православной Церкви. Подчеркнуть, что самочинные действия по изменению статуса Украинской Православной Церкви могут привести к появлению нового раскола внутри нее. На это также обратил внимание Синод Украинской Православной Церкви, указавший в своем заявлении от 12 мая 2022 года, что любые дискуссии, касающиеся жизни Украинской Православной Церкви, должны проходить в рамках канонического поля и не должны приводить к новым разделениям в Церкви. 4. Призвать всех архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян к сугубой молитве о сохранении церковного единства.   Члены Синода заслушали рапорты Преосвященных митрополита Феодосийского и Керченского Платона, митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, епископа Джанкойского и Раздольненского Алексия относительно статуса вверенных им епархий (журнал 59).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/07/sa...

Храм был восстановлен к 300-летию основания Саровской пустыни по старым чертежам и расписан в соответствии с сохранившимися фотографиями дореволюционного времени. После окончания чина освящения Его Святейшество в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, наместника Московского Новоспасского монастыря архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, наместника Валаамского Спасо-Преображенского монастыря епископа Троицкого Панкратия совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. На богослужении присутствовали Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В.Коновалов, губернатор Нижегородской области В.П.Шанцев и другие официальные лица. Предстоятель Русской Православной Церкви передал в дар новому храму набор евхаристических сосудов. По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх Московский и всея Руси вручил церковные награды ряду благотворителей, принимавших участие в возрождении храма, а также некоторым представителям руководства Нижегородской области. Вечером того же дня Предстоятель Церкви посетил святые места Сарова: Ближнюю и Дальнюю пустыньки, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Серафим, пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских, а также больничный храм великомученика Пантелеимона, закладка которого была произведена Его Святейшеством во время пребывания в Сарове в 2000 году. 31 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил место погребения преподобного Серафима Саровского и совершил молитву под установленной над святыней сенью. После этого Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм, построенный на месте келии преподобного Серафима, где также совершил молитву и благословил паломников. На площади перед колокольней Саровской Успенской пустыни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил молебное пение преподобному Серафиму Саровскому.

http://mospat.ru/archive/86323-zhurnaly-...

Затем Святейший Патриарх и Президент М.Ш.Шаймиев провели краткую встречу с журналистами. В тот же день, в канун празднования Казанской иконе Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани . Его Святейшеству сослужили митрополиты Калужский и Боровский Климент, Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Казанский и Татарстанский Анастасий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Ижевский и Удмуртский Николай, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Самарский и Сызранский Сергий, Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископы Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин, Алатырский Савватий. 21 июля Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля . Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, а также архиереи приволжских епархий, настоятели монастырей и клирики Казанской епархии. Патриарх Московский и всея Руси Алексий поздравил православных с праздником обретения Казанской иконы Божией Матери. После окончания богослужения в Благовещенском соборе Казанского кремля Святейший Патриарх Алексий обратился со словом к присутствовавшим в храме богомольцам и руководителям республики Татарстан. В своей речи Святейший Патриарх, в частности, поблагодарил президента республики «за внимание к церковному возрождению на земле Татарстана» и вручил Минтимеру Шаймиеву орден преподобного Сергия Радонежского (I степени). Затем Святейший Патриарх вручил орден преподобного Сергия Радонежского (II степени) мэра Казани Камиля Исхакова и генерального директора ОАО «Казанский вертолетный завод» Александра Лаврентьева. Это предприятие было одним из главных инвесторов работ по восстановлению собора в Казанском кремле. Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского (II степени). В ответном слове президент Татарстана отметил, что сегодня «мы становимся свидетелями поистине исторического события» – после 70 лет религиозного забвения Татарстан «превращается в центр высокой духовности». Минтимер Шаймиев поблагодарил Святейшего Патриарха за передачу Казанской епархии чтимого списка Казанской иконы Божией Матери и подчеркнул, что эта святыня является «символом доверия к Татарстану как к республике межнационального и межконфессионального согласия».

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

По мнению автора «Независимой газеты» Олега Недумова , «эта поездка имеет для Алексия II особое значение, поскольку он родился и вырос в этой республике». Также автор рассказывает об имущественном конфликте, который в течение 10 лет был препятствием для поездки Святейшего Патриарха Алексия II в Эстонию. О переговорах Патриарха с премьером Эстонии сообщает РИА «Новости» . «Правительство Эстонии поможет в разрешении проблем эстонской православной церкви Московского патриархата. Об этом в пятницу заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй после завершения переговоров с премьер-министром Эстонии Юханом Партсом». Газета «Известия» перед началом патриаршего визита в Эстонию опубликовала статью Валерия Коновалова «Первая любовь Патриарха» , в которой рассказывается о Пюхтицком монастыре. В материале можно узнать краткую историю монастыря, прочитать о том, что связывает Патриарха Алексия II с этой обителью: «Я рос на глазах монахинь, они со мной нянчились, играли. Полюбил эту обитель всем сердцем. Так что для меня это - первая любовь, а она, как известно, не забывается», - приводит автор слова Святейшего. Также автор рассказывает о том, как в свое время усилиями Патриарха Алексия II, тогда бывшего митрополитом Таллинским, Пюхтицкий монастырь был спасен от закрытия и разорения. Агентство «Интерфакс» рассказывает о паломничестве Патриарха Московского и всея Руси в Пюхтицкий монастырь. «Воскресное утро патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находящийся с визитом в Эстонии, начал с Божественной литургии в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре, который является одним из наиболее известных центров паломничества православного мира… Насельницы монастыря (сегодня их около 170-ти) и десятки паломников устроили Его Святейшеству пышную встречу с хлебом-солью и привели по дорожке, выложенной живыми цветами, к монастырскому храму, где патриарх сначала приложился к кресту, а затем - к чудотворному образу Успения Божией Матери». Также о посещении Пюхтицкого монастыря говорится и в информации на патриаршем сайте : «После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил сослуживших ему иерархов и клириков Эстонской Православной Церкви и обратился с приветствием к многочисленным паломникам. «Я благодарю Господа за эту возможность посетить обитель Пюхтицкую после десятилетнего перерыва и совершить здесь Божественную литургию, – отметил Святейший Патриарх, обращаясь к духовенству и паломникам. – Когда мы молились во время литургии, временами казалось, что не было тех десяти минувших лет, которые разлучили нас и которые не давали нам возможности молиться в этой намоленной святыне Эстонской земли».

http://pravoslavie.ru/4851.html

В мероприятии приняли участие заместитель председателя правительства РФ А.Д. Жуков, председатель комитета Государственной думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов, председатель комитета Государственной думы по культуре Г.П. Ивлиев, заместитель министра экономического развития РФ И.Е. Манылов, заместитель директора департамента культуры и образования правительства РФ Д.В. Чайковский, советник заместителя председателя правительства РФ М.В. Парфененко, руководитель департамента Министерства экономического развития РФ А.К. Уваров, заместитель руководителя департамента Министерства экономического развития РФ Е.Ю. Кобелева, сотрудник аппарата комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.В. Медведко. Со стороны Русской Православной Церкви на встрече присутствовали председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега). 25 февраля, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском  соборе. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Алексия и чудотворному списку Казанской иконы Божией Матери. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы об упокоении душ приснопамятных Святейших Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Алексия II. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл в Благовещенском приделе Елоховского собора у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II совершил литию по приснопамятным Патриархам. 27 февраля, в неделю мясопустную, о Страшном суде, и день памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине и Божественную литургию в новоосвященном храме.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Богослужебные песнопения исполнил хор Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Проповедь по запричастном стихе произнес насельник Троице-Сергиевой лавры игумен Филипп (Ельшин). По окончании Литургии протопресвитер Владимир Диваков огласил поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленный архиепископу Феогносту по случаю дня его тезоименитства: «Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю Вас с тезоименитством, днем памяти святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея России. По молитвам Пречистой Владычицы нашей Приснодевы Марии, заступничеством Вашего небесного покровителя да ниспошлет Вам Вседаровитый Бог и Отец светов (Иак. 1:17) крепкое здравие и обильную помощь в Ваших дальнейших архипастырских трудах на пользу Матери-Церкви и сподобит с пользой для души пройти спасительное поприще Святой Четыредесятницы и в радости встретить праздник Воскресения Христова. С любовью о Господе +Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси». По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к участникам богослужения с архипастырским словом: «Сегодня мы по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собрались здесь, в сердце стен Кремлевских, Успенском соборе Московского Кремля, для того чтобы молитвенно почтить память святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского. Он был вторым после митрополита Петра здесь, в первопрестольном граде. Велики, благородны и славны его труды и молитвы. Он жил в трудное время и нес стражу в особо трудных условиях. Но он выстоял и, приняв от святителя Петра эту стражу, передал ее святителю Алексию, митрополиту Московскому. Дивны и непостижимы суды Промысла Божия. Господь правит миром, и сугубый Промысл Божий — о Церкви Православной, Церкви Христовой. Мы видим, как меняется лицо земли, меняются экономика, экология, политика, меняются государственные границы, исчезают целые государства, а Православная Церковь живет, несмотря ни на какие ветры, несмотря ни на какие гонения. И живет она не потому что великие люди в ней, а потому, что Сам Господь управляет Церковью Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/5400759.ht...

8 октября того же года Святейший Патриарх Алексий I за ревностное служение Матери-Церкви и усердные труды в Московской духовной академии возвел игумена Филарета в сан архимандрита. Продолжая педагогическую деятельность в среде маститых профессоров и наставников, инспектор академии и семинарии архимандрит Филарет стал одним из самых молодых педагогов. В сентябре 1963 года при Московской духовной академии открылась аспирантура, и Святейший Патриарх Алексий I назначил архимандрита Филарета ее заведующим. 8 октября 1965 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили: архимандриту Филарету (Вахромееву), инспектору Московской духовной академии, быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. 23 октября в храме Ленинградской духовной академии был совершен чин наречения архимандрита Филарета во епископа Тихвинского. Чин наречения совершили иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков; скончался в сане митрополита Рижского и Латвийского), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров; скончался в сане митрополита), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников; скончался в сане митрополита Ленинградского и Новгородского), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев; позднее архиепископ Брянский и Севский). На следующий день, 24 октября, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры за Божественной литургией была совершена хиротония нареченного архимандрита Филарета во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии. 14 мая 1966 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод определили Преосвященному Филарету быть епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии. 29 мая, накануне праздника Святой Троицы, преподаватели Московских духовных академии и семинарии во главе с инспектором архимандритом Симоном (Новиковым; позднее митрополит Рязанский и Касимовский) собрались в академическом храме, чтобы приветствовать нового ректора.

http://pravmir.ru/mitropolit-minskij-i-s...

Разберем один показательный пример искажения фактов, в результате которого в заблуждение были введены сотни людей. В докладе на пленарном заседании Архиерейского Собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий   остановился в частности на проблемах современных семей. Процитируем эту часть доклада: «Большой проблемой стало массовое распространение сожительства без заключения брака , а значит, без малейшей ответственности друг перед другом и перед будущими детьми, рождение которых обычно и не предполагается в таких союзах, почти никогда не бывающих прочными. Необходимо объяснять, почему такой «брак» не может считаться браком вообще, а расценивается как блудное сожительство . И одновременно мы должны свидетельствовать о смысле и традициях христианского брака, дающего человеку счастье и полноту бытия. Нам также нужно решительно противостоять попыткам размыть понятие семьи, которая может быть только законным союзом мужчины и женщины , создающим достойные условия для воспитания детей». Позиция Церкви по проблеме сожительств без регистрации обсуждалась и доносилась до людей не раз, в данном же сообщении Патриарх напомнил о существующей и распространяющейся все шире проблеме и о церковном к ней отношении, основной пафос данной части доклада выражается в призыве объяснять людям позицию Церкви, свидетельствовать о правильном устроении семьи. Отметим здесь, какие именно термины использует Патриарх: «сожительство без заключения брака», «”брак”», «блудное сожительство», не являющееся «законным союзом мужчины и женщины». Теперь посмотрим, что происходит в СМИ. Хронологически все началось с неаккуратной формулировки портала Интерфакс-Религия. В опубликованной новости авторы заменили термин, употребленный в докладе Патриарха – «сожительство без заключения брака» на «гражданский брак»: Гражданский брак может расцениваться только как блудное сожительство, считает Алексий II Далее, в самой новости, говорится: « Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал Архиерейский Собор Русской православной церкви свидетельствовать о греховной природе гражданских браков и защищать христианскую семью. «Необходимо объяснять, почему такой брак (гражданский — «ИФ») не может считаться браком, а расценивается (Церковью — «ИФ») как блудное сожительство», — сказал Алексий II в своем выступлении во вторник на открытии Собора в храме Христа Спасителя. »

http://pravmir.ru/gryaznoe-iskusstvo-lzh...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1995 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Обитель возобновилась как женская. За прошедшие годы монастырю были возвращены все здания и часть территории. Храм Покрова Пресвятой Богородицы . По описи 1763 года, храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с приделом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806-м, совершена в 1810 году иждивением доброхотных дателей и старанием строителя Ионы. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой стороне св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом, церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом. В 1929 году вышло постановление о закрытии монастыря. После 66 лет разрухи и запустения в 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь. 4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Воскресения Словущего. По описи 1763 года, соборная каменная, пятиглавая, во имя Всех Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасе образа украшены были серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=03548

После тропарей, которые пели попеременно хор Троице-Сергиевой Лавры и сводный хор Зарубежной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прочел особую молитву, в которой, в частности, говорится: «Иже ко Отцу Небесному о ученицех Твоих молитву вознесый, да вси едини будут, призри милостивым оком на люди Твоя согрешившия и не соблюдшия воли Твоея, благослови благое намерение наше и дело единения Церкве к славе Твоей Сам соверши, утоли церковныя соблазны и разделения. Давый нам заповедь Твою, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да от всех обид и нестроений избавимся, братолюбие же да царствует среди чад Церкве нашея, во Отечестве и разсеянии сущих. Сподоби убо нас ныне внити во святая Твоя и принести Ти жертву безкровную, во еже соединенным быти во едино тело причастием Животворящаго Тела и Честныя Крови Твоея и славословити всем сердцем Твое неизреченное человеколюбие». Затем секретарь комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов и секретарь комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом протоиерей Александр Лебедев огласили тексты постановлений Священного Синода Московского Патриархата и Архиерейского Синода РПЦЗ об утверждении Акта о каноническом общении. Текст самого документа был зачитан с амвона протодиаконом Владимиром Назаркиным. Далее на амвоне Храма Христа Спасителя состоялось подписание Акта о каноническом общении. Свои подписи под этим историческим документом поставили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Затем со словами «Христос посреди нас! – И есть, и будет!» они обменялись троекратным лобзанием. Архидиаконом Андреем Мазуром было возглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и Священному Синоду Московского Патриархата, Высокопреосвященному митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Лавру, Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви и ее Архиерейскому Синоду.

http://pravoslavie.ru/22128.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010